Подходы к толкованию понятия информации
Основные подходы к определению понятия «информация»
Основные подходы к определению понятия «информация»
Понятие «информации»
Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для информатики. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира, ее относят к фундаментальным философским категориям.
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. В настоящее время, наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
· в традиционном (обыденном) подходе под информацией понимаются сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);
· в биологии: понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается, и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов;
· в техническом подходе под информацией понимаются сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
· в философском подходе под информацией понимается взаимодействие, отражение, познание.
· в кибернетическом подходе под информацией понимаются характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи;
· в теории об информации под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний. [11]
Виды и свойства информации
Различные виды информации можно классифицировать по следующим признакам:
По способу восприятия | По формам представления | По общественному значению |
Визуальная | Текстовая (знаки, символы, буквы …) | Массовая (общественно-политические) |
Аудиальная | Числовая (1,2, 3…) | Обыденная |
Тактильная | Графическая (изображения, схемы, диаграммы…) | Личная (знания, умения и интуиция) |
Обонятельная | Звуковая (музыка, голос) | Эстетическая |
Вкусовая | Комбинированная (смешанная) | Специальная (научно-техническая) |
Основные свойства информации:
Свойство информации | Определение |
Объективность | информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения |
Достоверность | информация достоверна, если она отражает истинное положение дел |
Полнота | информация полная, если она достаточна для понимания и принятия решения |
Актуальность | информация актуальна, если она важна и существенна для настоящего времени |
Ценность (полезность, значимость) | информация ценная, если она обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения |
Понятность (ясность) | информация понятна, если она выражена на языке, доступном получателю |
Информационная безопасность. Защита информации
В современном социуме информация часто подвергается искажению. На данный момент существуют различные меры защиты информации от злоумышленников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было приведено понятие «информации», роль информации в различных сферах деятельности и меры защиты информации (нормативные документы и подразделения, обеспечивающие информационную безопасность), так как информация и информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного общества, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без информации и информационных технологий современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.
Список литературы
1. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы – Монография//М., 2003;
3. Иноземцев В. Л. Современное общество: природа, противоречия, перспективы – М.: Логос, 2000;
4. Зенина О. В. Информационное общество: цифровое настоящее и цифровое будущее, достижения и противоречия // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009;
5. Мелюхин И. С. Информационное общество: проблемы становления и развития: Философский анализ: автореферат дис. доктора философских наук: 09.00.08, 09.00.11 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 1997;
6. Макарова Наталья, Николайчук Галина: Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд.;
7. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни. Пущшо: 1991;
8. Философия. Основные идеи и принципы / Под общ. ред. А. И. Ракитова. — М.: Политиздат, 1990;
9. И. Н. Курносов. Роль государства в формировании информационного общества;
10. http://ru. wikipedia. Org/wiki/Информационная безопасность;
11. http://ru. wikipedia. Org/wiki/Информация;
12. http://studopedia.ru. Студопедия;
13. http://investments.academic.ru/1012/ Энциклопедия инвестора
Основные подходы к определению понятия «информация»
Понятие «информации»
Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для информатики. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира, ее относят к фундаментальным философским категориям.
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. В настоящее время, наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
· в традиционном (обыденном) подходе под информацией понимаются сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);
· в биологии: понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается, и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов;
· в техническом подходе под информацией понимаются сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
· в философском подходе под информацией понимается взаимодействие, отражение, познание.
· в кибернетическом подходе под информацией понимаются характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи;
· в теории об информации под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний. [11]
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Подходы к понятию информации и измерению информации
Термин информация происходит от латинского information, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства информации:
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.
Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.
Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы, по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Виды информации.
Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.
Какие типы или виды информации можно выделить?
Во-первых, по способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
Во-вторых, по форме представления информации.
Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
Музыкальная (звуковая) информация.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
В-третьих, по общественному значению информации.
Информация может быть:
Представим все рассмотренные виды информации в виде схемы:
В зависимости от типа носителя различают следующие виды информации:
Документальная информация представляется в графическом или буквенно-цифровом виде на бумаге, а также в электронном виде на магнитных и других носителях.
Речевая информация возникает в ходе ведения разговоров, а также при работе систем звукоусиления и звуковоспроизведения. Носителем речевой информации являются звуковые колебания в диапазоне частот от 200-300 Гц до 4-6 кГц.
Телекоммуникационная информация циркулирует в технических средствах обработки и хранения информации, а также в каналах связи при ее передаче. Носителем информации при ее обработке техническими средствами и передаче по проводным каналам связи является электрический ток, а при передаче по радио- и оптическому каналам – электромагнитные волны.
Источник информации может вырабатывать непрерывное сообщение (сигнал), в этом случае информация называется непрерывной, или дискретной – информация называется дискретной.
Например, сигналы, передаваемые по радио и телевидению, а также используемые в магнитной записи, имеют форму непрерывных, быстро изменяющихся во времени зависимостей. Такие сигналы называются непрерывными, или аналоговыми сигналами. В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и называются дискретными сигналами.
Сравнивая непрерывную и дискретную формы представления информации, нетрудно заметить, что при использовании непрерывной формы для создания вычислительной машины потребуется меньшее число устройств (каждая величина представляется одним, а не несколькими сигналами), но эти устройства будут сложнее (они должны различать значительно большее число состояний сигнала).
Информация, циркулирующая в обществе, требует специальных средств и методов обработки, хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины – кибернетика, бионика, робототехника и другие, имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Существует три подхода к измерению информации:
I подход – Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна).
II подход – Технический или объемный (информация как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, перерабатываемые и обрабатываемые с помощью технических устройств).
В вычислительной технике применяются две стандартные единицы измерения информации: бит и байт. Поскольку компьютер предназначен для обработки больших объемов информации, то используют производные единицы – килобайт (Кб), мегабайт (Мб), гигабайт (Гб). Обычно приставка «кило» означает тысячу, а приставка «мега» – миллион. Но в вычислительной технике осуществляется привязка к принятой двоичной системе кодирования.
В силу этого один килобайт равен не 1000 байтов, а 2 10 = 1024 байта.
Аналогично, 1 Мб = 2 10 Кб = 1024 Кб = 2 20 байтов = 1 048 576 байтов.
1 Гб = 2 10 Мб = 1024 Мб = 2 20 Кб = 2 30 байтов = 1 073 741 824 байта.
III подход – Вероятностный. Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность).
Получение информации (ее увеличение) означает увеличение знания, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационной неопределенности.
За единицу количества информации принимают выбор одного из двух равновероятных сообщений («да» или «нет», «1» или «0»). Она также названа битом.
Основные подходы к определению понятия “информация”
Как вы уже поняли из предыдущих параграфов:
1.Атрибутисты полагают, что информация как семантическое свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности, она существовала и существует вечно.
3.Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами и определяют ее как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к определению понятия “информация”»
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ “ИНФОРМАЦИЯ”
Как вы уже поняли из предыдущих параграфов:
в науке существует три подхода к феномену информации
Атрибутисты полагают, что информация как семантическое свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности, она существовала и существует вечно.
Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами и определяют ее как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Все точки зрения имеют право на существование и исследуются в соответствующих областях науки: информация как семанитческое свойство материи изучается в философии, информациологии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание воспринятого сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Сравните следующие определения понятия “информация” и определите, какое общее свойство информации в них отмечается и в чем состоят различия.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представьте себе, что Вас поместили в темную комнату, стены, пол и потолок которой сделаны из одинакового материала, в которой не слышно ни одного звука, температура постоянна. Вокруг Вас все неизменно. Человек не может долго выдержать такое состояние однообразия, неизменности. Установлено, что если кого-либо полностью лишить информации об окружающем мире, лишить всякого восприятия, то он очень скоро почувствует себя крайне неуютно. После нескольких дней лишения всех ощущений он не сможет выполнять самые простые движения, например, такие, как взять стакан.
Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас изменчив, мы и замечаем его именно в процессе изменения, то есть информация возникает, когда, нарушается однообразие и это нарушение каким-то образом отражается, проявляет себя в сигналах.
Все ли сигналы внешнего мира несут информацию для вас? Конечно же, нет. Два человека вместе идут по улице, но “видят” они ее по-разному. Один замечает (воспринимает и осознает) все проезжающие мимо автомобили, а второй обращает внимнание на собак и котов. Попросите рассказать их, что они видели, и вы услышите описание совершенно различных “улиц”.
В журналистике под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной.
В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность сигналов, которая хранится, передается или обрабатывается с помощью технических средств, не учитывая их смысл.
В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.
Итак, в информатике информацию можно рассматривать как продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки.
Поскольку взглядов на феномен информации, видимо, столько же, сколько людей, существуют и другие ее определения.
Под информацией в философии понимают отраженное разнообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов.
Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Под информацией в технике понимают сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств.
Под информацией в кибернетике (теории управления) понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Виннер).
Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.
Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
В информатике информацию можно рассматривать как продукт взаимодействия зарегистрированных сигналов (ланных) и адекватных методов их обработки.
Информация нужна человеку не вообще, а конкретно в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.
Сформулируйте, какое общее свойство информации и какая отличительная ее особенность для каждой отрасли науки отмечается во всех приведенных определениях этого понятия.
Какое определение понятия “информация” дали бы Вы?
Проанализируйте следующие объекты и ситуации с точки зрения различных подходов к определению понятия информация. Что можно считать информацией в этих ситуациях?
Основные подходы к определению
Сведения, хранящиеся в форме сигналов
Данные + методы обработки
Фотография наскальных рисунков
Пограмма, хранящаяся в памяти компьютера
Письмо, отправленное по электронной почте
Является ли информацией для Вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или, хотя бы, в библиотеке конгресса США.
Получаете ли Вы информацию при повторном прочтении книги, учебника.
РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР
Впервые как научное понятие термин “информация” стал применяться в теории журналистики в 30-х годах нашего века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались разнообразные сведения, сообщения. Затем его “взяла на вооружение” наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
В основанной американским ученым Клодом Шенноном математической теории информации (
1948 год) под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления (например, при передаче текста телеграммы вероятность появления буквы “Р”
1/32). Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность. Была предложена и формула для вычисления количества информации в передаваемом сообщении.
Но математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания информации, поскольку она отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза в 100 слов из газеты, пьесы Шекспира или теории Эйнштейна имеют приблизительно одинаковое количество информации.
Советский математик Ю. Шрейдер предложил оценивать информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной.
Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответы на вопросы являются ли информацией неиспользуемые знания, является ли неосмысленные (как в ЭВМ) данные информацией. Для преодоления этих трудностей академик В.П. Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные — это всякие сведения, сообщения, знания. Они могут хранится, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретают лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для управления и используются в управлении.
В отличие от абстрактно мыслящих математиков и логиков инженеры, а также биологи, генетики, психологи и др. отождествляют информацию с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах.
В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.