Подходы к трактовке характера

Характер, основные подходы к изучению характера

Понятие «характер» в психологии трактуется как «совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, складывающихся и появляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения».

Содержание характера составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно направленность личности лежит в основе единства, силы, цельности характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений, убежденность определяет долгосрочную направленность человека, его непреклонность в достижении поставленных целей. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Учение о характере называется характерологией. Важнейшей задачи данной науки является установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Характер – прижизненное образование личности.

Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности). Например, Аристотелем и Платоном делаются попытки создать аналогию, внешнее сходство того или иного человека с животными по тем или иным признакам; форме ноздрей, тонкости или жесткости волос и соответствующего характера. Лафатер в своей «физиогномике» особое внимание уделял описанию уст, которые, по его мнению, содержат целый мир характеров. Именно в них отражен разум и глупость, сила и слабость, добродетель и порок, деликатность и грубость человеческая.

Однако самым главным внешним показателем характера являлись глаза человека. «Глаза – это зеркало души». По мнению Аристотеля большие и выпуклые глаза – признак глупости. Л.Н.Толстой различал хитрые глаза, лучистые, чистый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Если у человека смеются одни глаза или один рот, то такая гримаса неприятна.

Американские ученые Дж.Глайв и Э, Клери сделали попытку доказать зависимость характера ребенка от цвета глаз. Так, по их мнению, дети с карими глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером. Люди с темно-серым цветом глаз – упрямы и смелы. Настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны, большей частью однолюбы.

Более ценной в изучении характерологических различий можно считать графологию – науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Например, «сильный наклон выражает большую впечатлительность». Однако психологические исследования подтверждают большую зависимость почерка не от характера, а от эмоциональных состояний человека и от темперамента. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

При этом важно помнить, что наибольшую достоверность о характере человека говорят не его внешние признаки и показатели, а сознательное поведение. Характер имеет особенности или черты, свойства (темп, осознанность, скоординированность, гибкость принятия решения и действий). Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Черта характера связана с ситуацией, в которой она проявляется. Черту характера можно сравнить с привычкой: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. При этом привычка не включает в себя волевые и эмоциональные компоненты действия, которые всегда так или иначе проявляются. Формирование черт характера обусловлено формированием мотивов поведения. По мнению С.Л.Рубинштейна, каждый действенный мотив который приобретает устойчивость, это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. То есть путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

К наиболее общим, полярным свойствам характера обычно относят:

Источник

Различные подходы к определению характера

Тема: ХАРАКТЕР

Слово «характер» общеупотребительно. Когда мы его употреб­ляем? Во-первых, когда хотим оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, по решительным или грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обыч­ная и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идёт о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.

Люди по-разному относятся к окружающему миру: к другим людям, коллективу, труду, к самим себе — и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении, в поступ­ках человека. Если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее устойчивы и постоянны, то, значит, они стали свойствами его личности.

Свойства личности, выражающие отношение человека к дейст­вительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного чело­века, а единое целое, которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе озна­чает «черта», «примета», «признак», «особенность».

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окру­жающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

Характер— это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. В переводе с греческого характер-«чеканка»» «отпечаток».

Л.С. Выготский. «Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом, и эти особенности поведения, несмотря на индивидуальные различия, могут быть все же сведены известным типам».

К.К. Платонов. «Качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры».

С.Л. Рубинштейн. «Это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений».

А.В. Петровский. «Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения».

Ю.Б. Гиппенрейтер. «Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования».

Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер каждого человека определяется как его обще­ственным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт харак­тера).

Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражается направленность личности, т. е, система отношений к действительности: отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа­там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о силь­ном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оцен­ку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности. Отмечая, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношении к действительное и одновременно закрепленный, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отношений. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера. Человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание рабо­тать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.

Если попытаться кратко выразить суть различия между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

1. Понятие о характере

Понятие «характер» впервые появляется в языке древних греков. Словом «характер» поначалу называли инструмент, которым ставили штамп, клеймо. Впоследствии слово «характер» переносится на сам отпечаток, оттиск, штамп, на саму метку.

Геродот под характером подразумевает черты лица, выступающие специфической меткой индивида. Позднее данное слово начинают употреблять для обозначения индивидуального своеобразия и психических черт человека.

Аристотель сужает представление о характере. Он, вслед за Платоном, использует термин «этос» (др. греч. ethos). «Этос» –это набор добродетелей, сформированных нравственных устоев. Добродетели приобретаются на основе привычек, созданных путём выработанного субъектом стандарта поступков.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, самому себе и вещам.Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

Существует разделение черт личности человека на мотива-ционные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, аинструментальные придают ей определенный стиль.Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств.От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.Правда, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Источник

27. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ХАРАКТЕРА.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.

Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. рпухгк — природа, знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание, пророчество) — это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Причем возникновение данного направление было предопределено научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому пальцевые узоры следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, а дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер.

Источник

Подходы к описанию и классификации характеров. Понятие о норме характера. Акцентуации характера.

Характер традиционно рассматривается как совокупность индивидуально-психологических особенностей, складывающихся в деятельности и общении и определяющих типичные способы поведения.

Характер – свойство индивидуальности и свойство личности.

Характер вторичен по отношению к деятельности и общению (он следствие) в отличие от темперамента, который проявляется в деятельности и общении и является свойством индивида. Характер не основывается на темпераменте.

Асмолов выделяет динамический и клинический подход в изучении характера.

2.1.Динамический подход связан с Рубинштейном, Мясищевым, Ковалевым, Ананьевым. С их точки зрения, характер – пластичное образование, которое создается как фиксация отношения в виде определенных черт. Характер – не одно свойство, а совокупность свойств.

Наиболее ярко этот подход отразился у Рубинштейна. Характер первоначально проявляется в динамической, лабильной форме в виде мотивов, побуждений человека. Но не каждый мотив становится чертой характера. Для того, чтобы побуждение стало чертой характера, побуждение должно обобщиться, генерализоваться и распространиться на сходные ситуации.

Характер – инструментальное свойство индивидуальности, которое зависит и подчиняется продуктивным свойствам (мотивации, самосознанию, ценностям). Характер – готовность поступать так или иначе в соответствии со своими ценностями, мотивами, представлениями о самом себе. Определяет тактику поведения, наиболее типичные способы поведения.

2.2.Клинический подход – возник в психиатрии (работы Ганнушкина – нарушения в развитии характера). Личко – акцентуации характера.

Характер существует в 3х формах:

патология (грубые изменения, необратимые, имеют полифакторную природу – врожденные предпосылки, социальные предпосылки, травмы). Признаки: тотальность (нарушения во всех сферах активности человека), устойчивость (носит длительный и необратимый характер), социальная дезадаптация.

акцентуация – крайний вариант нормы. Распространены в подростковом возрасте, но встречается в детстве и в пожилом возрасте. Личко выделяет акцентуации: 1)гипертимный; 2)циклоидный; 3)лабильный; 4)астеноневротический; 5)сенситивный; 6)психастенический; 7)шизоидный; 8)эпилептоидный; 9)истероидный; 10)неустойчивый; 11)конформный.

Истерический тип связан с повышенной эмоциональностью и впечатлительностью. Истероиды обладают эгоцентричностью, стремлением постоянно быть в центре внимания, любыми способами избежать незамеченности. Это проявляется использованием яркой одежды, макияжа, необычной прически или цвета волос, демонстрацией престижных личных вещей. Поведение таких людей носит неестественный оттенок, их эмоции чересчур выражены и выставлены напоказ. Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Поведение и настроение истероидов изменчивы, непостоянны. Они стремятся своим поведением вызвать шок или удивление окружающих. Повышенно внушаемы, подвержены мистическому осмыслению действительности, придают значение гороскопам, гаданиям, интуиции. Исте-роиды часто предъявляют повышенные требования к окружающим, склонны к иронии и критике чужих поступков, тогда как своих промахов не замечают. Они озабочены своим внешним видом, подчеркивают свою сексуальность, часто говорят на сексуальные темы.

Развитие акцентуации связано с социальным окружением ребенка. В чистом виде существуют редко. Чаще – смешанные (сочетаются разные черты) или амальганные (возникают на основе имеющейся акцентуации).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Подходы к описанию и классификации характеров. Понятие о норме характера. Акцентуации характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *