Понятие духовности и ее трактовки
Духовность
Духовность (греч. Πνευματικότητα, ивр. רוחניות, лат. Spiritualitas, англ. Spirituality) — абстрактный существительное к слову духовной. Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией. Как термин слово «духовность» используется в таких науках, как философия, этика, богословие для определения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннему миру человека.
Духовность — это идеал, к которому стремилась и стремится человек в ее собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности, а также это проявление зрелости психики личности деятельностью сигнальной системы.
Употребление
Согласно Айлин Баркер духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренне психический опыт человека.
Обычно, в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, несовершенном, вульгарном, греховном, аморальном. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и другие.
В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью (теология внутренней жизни), верой, мистическим опытом, «общением с Богом».
Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же считать духовностью и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.
Понятие духовности в философии
Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией. В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности с тематических областей философии.
Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.
Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.
Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.
По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.
Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный». И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.
Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:
Понятие духовности в психологии
Духовность — это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.
Духовность — это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Иначе говоря, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой — синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека.
В конце ХХ — нач. XXI в. наблюдалось усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.
Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности совершил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [.
Наш соотечественник, психолог М. Л.-А. Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы — психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационную организацию. Он подчеркнул, что по своим сущностным характеристикам духовность является сложной системой нелинейного типа, а следовательно, должен изучаться средствами синергетики.
Формы проявления духовности
Прежде всего духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.
Духовные ценностные ориентации рассматривают как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризации, создания) духовных ценностей. В то же время это положительная установка личности на духовные поступки. В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы — трансформироваться в духовные потребности, то есть систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной). В отличие от других видов деятельности, духовная определяется не прагматическими целями, а направлена на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, эстетическом удовольствии).
Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства — недостаточно исследованы традиционной психологией явления. Поразительным фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были странные моменты внутреннего «инсайта», которые в некоторых философских кругах получили название «космическая» или «расширенная» сознание. Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру. В некоторых возникают ощущения, что его собственное «Я» расширился до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда стирается грань между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми — все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.
Люди, которые имеют опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувства любви ко всему живому, желание творить добро. Итак, духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда). Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к сочувствию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать его внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов.
Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии
В процессе теоретической разработки проблемы можно сделать вывод, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру. Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предполагает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае — духовности) как системы, то есть определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ).
С позиций системного подхода по сложившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамичных открытых систем. Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития. Открытость духовности как системы заключается в возможности ее взаимодействия на разных уровнях с биологическим и социокультурным окружающей средой.
Понятие «система» тесно связано с понятием «структура», что означает построение системы, то есть определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы можно исследовать ее структурные компоненты как подсистемы.
Потребностно-ценностный компонент. Включая духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Под духовными потребностями понимается стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создание в процессе духовных видов деятельности. В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. «Общечеловеческие ценности» включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.
Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни. Личность начинает согласовывать и строить свои отношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.
Духовные ценностные ориентации рассматриваются как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. В то же время это положительная психическая установка на духовное тип поведения:
Психологический смысл понятия «духовное развитие»
Развитие духовности, в нашем понимании, — процесс позитивных количественных и качественных изменений:
Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц; в восприятии и создании красоты (то есть эстетическую) в добродетели и утверждении справедливости (т.е. гуманистическую) в психическом и личностном совершенствованию.
Итак, психологическое содержание понятия «духовное развитие» можно определить как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществления прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии. Этот процесс может быть интерпретирован как разновидность творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытие собственных возможностей и их реализации.