Понятие и виды судебного толкования
Виды толкования права
Толкование права может быть различным, в связи с этим, в юридической науке виды толкования права принято классифицировать по нескольким критериям (основаниям).
В зависимости от субъекта различают толкование: официальное и неофициальное.
Официальное толкование(субъектом толкования выступает уполномоченный государственный орган либо должностное лицо, реже общественная организация), в свою очередь подразделяется на: нормативное и казуальное.
— нормативное толкование имеет общий характер и общеобязательное значение, распространяется на неопределенный круг субъектов права и общественных отношений;
— казуальное толкование действительно только для определенного случая (казуса), действует в отношении конкретного круга лиц и обычно не носит общеобязательного значения.
Среди нормативного толкования различают: аутентичное и легальное.
· аутентичное толкование осуществляется органом или должностным лицом, непосредственно издавшим толкуемую норму права;
· Легальное (разрешенное, делегированное) толкование – это официально разрешенное толкование, путем передачи (делегирования) данных полномочий соответствующему субъекту вышестоящей инстанцией (легальное толкование осуществляется, например, Конституционным Судом РФ, Министерством юстиции РФ).
Официальное толкование в зависимости от органов власти, осуществляющих толкование, делится на судебное и административное.
— Судебное толкование – это толкование нормы права судами (например, Верховным Судом РФ).
— Административное толкование дается органами исполнительной власти (например, Министерством юстиции РФ).
При этом некоторые ученые считают, что административное и судебное толкование может быть как нормативным, так и казуальным видом толкования[421], другие придерживаются позиции, что судебное и административное толкование представляет собой распространенный вид казуального толкования[422]. По мнению автора, первая точка зрения является более обоснованной, т.к. например толкование положений Конституции РФ Конституционным судом РФ и соответственно его акты толкования затрагивают интересы всех органов власти, граждан и их объединений, общеобязательны на всей территории РФ, что указывает на нормативный характер судебного толкования, что в равной степени относится и к административному толкованию, осуществляемому Министерством юстиции РФ.
Неофициальное толкование осуществляется субъектами права, которые не имеют официального статуса и не обладают полномочиями по толкованию норм права. Неофициальное толкование не обладает общеобязательностью и юридической силой, осуществляется научными или образовательными учреждениями, общественными организациями, юристами-практиками, гражданами и их коллективами. Результаты такого толкования обычно имеют форму предложений, рекомендаций, советов, консультаций.
Неофициальное толкование подразделяется на:
— Доктринальное (научное) толкование. Субъектом такого толкования выступают научные учреждения, ученые и их коллективы. Результаты такого толкования находят свое выражение в комментариях к нормативным правовым актам, монографиях, научных публикациях и т.д.
— Профессиональное толкование. Субъектом толкования выступают представители юридической практики: судья, прокурор, следователь, адвокат и т.д., которые дают разъяснение смысла и содержания нормы права обычным гражданам (например, судья в судебном процессе, прокурор, адвокат во время приема граждан или следователь при проведении следственных действий).
— Обыденное толкование. В качестве субъекта толкования выступает гражданин, не обладающий профессиональными либо научными юридическими знаниями. Данный вид толкования имеет большое значение для реализации гражданами своих субъективных прав, исполнения юридических обязанностей, соблюдения правовых запретов.
Наибольшее значение среди видов неофициального толкования имеет доктринальное (научное) толкование. Доктринальное толкование не имеет юридической силы, но в силу своей научной обоснованности и аргументированности оказывает сильное влияние на юридическую практику (например, практически все судьи, прокуроры, следователи, адвокаты в правоприменительной деятельности используют комментарии к кодексам, уставам, федеральным законам и другим нормативным актам).
Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение нормы права адвокатом в юридической консультации или преподавателем на лекции), так и письменным (в комментариях к нормативным правовым актам, в печатных изданиях, монографиях, учебниках).
По объекту толкования выделяют:
— толкование норм права (например, толкование Конституционным Судом РФ конституционных норм);
— толкование правоприменительных актов (например, например решение вышестоящего суда отменяющего в порядке кассации решение нижестоящего суда, содержит разъяснение ошибок и указания об их устранении в отмененном судебном решении, являющимся актом применения права);
— толкование договоров (например, толкование гражданско-правового договора в решении арбитражного суда, рассматривающего экономический спор между хозяйствующими субъектами).
В зависимости от объема толкование подразделяется на:
6) Ограничительное толкование. Данный вид толкования означает, что полученный толкователем смысл нормы права по своему объему уже своего внешнего выражения в тексте правового акта (Например, в ст.38 Конституции РФ закрепляется обязанность родителей заботится и воспитывать своих детей. Однако от этой юридической обязанности освобождаются недееспособные родители или родители, лишенные родительских прав).
7) Буквальное (адекватное) толкование, предполагает, что в результате такого толкования внешнее выражение нормы права и полученный толкователем смысл нормы совпадают (Например, в ст.44 УК РФ указаны виды наказания за совершение преступления. Смысл (содержание) данной уголовно-правой нормы совпадает с ее внешним выражением (текстом статьи Уголовного кодекса РФ), т.к. неуказанные в ст.44 УК виды наказаний, в Российской Федерации не применяются).
8) Расширительное толкование. В результате такого толкования полученный толкователем смысл по своему объему шире внешнего выражения нормы права (Например, ч.2 ст. 15 Конституции РФ закрепляет обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы. Однако истинный смысл слова «законы» предполагает, что под ними имеются в виду и подзаконные акты органов власти, и решения судов и другие правовые акты, которые граждане также обязаны соблюдать).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Толкование права. Понятие, способы, виды, значение
Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.
Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.
Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.
Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.
Различают следующие способы:
Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.
Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.
Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.
Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.
6) Телеологический (целевой).
Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.
Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.
Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.
Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:
1) Буквальное (адекватное) толкование.
Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.
2) Ограничительное толкование.
Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».
3) Расширительное толкование.
Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.
Кроме того, различают виды толкования по субъектам:
1) Официальное толкование.
Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.
Оно подразделяется на ряд подвидов:
— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.
— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.
— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.
— легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.
— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.
2) Неофициальное толкование.
Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.
Неофициальное толкование делится на виды:
— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.
В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.
— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.
Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.
Что такое судебное толкование уголовного закона
Толкование уголовного закона выступает средством разрешения спорных ситуаций, возникающих при применении норм указанной отрасли законодательства. Правовое значение данного способа истолкования норм УК и УПК РФ в правильном понимании применяемых мер ответственности и процессуальных методов воздействия, помогает избежать нарушения интересов граждан, несмотря на то, что их признают осуждёнными или подозреваемыми. Фактически такая трактовка нормативного правового акта (НПА) не предполагает отдельных актов регулирования, однако толкование уголовного закона, его понятие и виды подробно освещаются в теории и предусматривают практическое отражение в деятельности судов и иных уполномоченных органов.
Что это такое
Понятие «толкование уголовного закона и его виды» нередко встречается в практической деятельности правоохранителей. Более того, определяется возможность не только организовывать подобные действия внутри уполномоченных органов с целью избежать ошибок использования норм закона, но и обеспечивать процедуру со стороны граждан. Однако для реализации подобного средства следует разобраться с тем, что может дать подобное определение природы уголовного закона.
Толковать закон – значит, уяснить смысл конкретного нормативного положения в целях правильного применения норм права при принятии решений и реализации необходимых мероприятий уголовного процесса.
Некоторые доклады юристов-теоретиков неоднозначно оценивают установление характера данного правового средства, не признают официальными, имеющими юридическую силу его разновидности. Кроме того, в некоторых случаях лишь кратко даётся представление о его сути.
Почему вообще появляется необходимость толковать нормы, объясняется несколькими причинами, которые формируют рассматриваемую процедуру. Относят к ним следующее:
Чаще всего указанные причины применяются как основания для начала процедуры по пересмотру и исследованию законов уполномоченными субъектами.
Раскрытие нормативных положений также необходимо для его развития. Проекты различных НПА нередко создаются на основании ранее проведённого пояснения, которое демонстрирует недостатки той или иной отрасли. Однако подходить в данной процедуре следует осторожно, особенно в части уголовного права, которое в первую очередь должно отвечать общим принципам и быть направлено на правильную квалификацию и предотвращение преступлений, исправление осуждённых лиц.
Также следует помнить о том, что подобное волевое действие (намерение истолковать тот или иной НПА) можно рассматривать как полноценное правовое средство для устранения недочётов в нормах права. Однако некоторые пояснения носят интеллектуально-волевой характер и не могут представлять юридической силы. Поэтому формируются отдельные разновидности классификаций.
Виды толкований уголовного закона
Выделяется много способов дать пояснение тому или иному нормативному положению. По общему правилу, выделять конкретные виды следует, формируя отдельные группы. Критериями выступают субъекты, объем информации, а также приёмы, используемые для этого.
Первая группа средств формируется по субъективному признаку. То есть здесь учитывается, кем осуществляется расшифровка норм права.
Предусматриваются следующие варианты:
На практике могут быть использованы все указанные типы, однако каждый из них наделяется различной юридической силой.
Вторая группа формируется с учётом объёма предоставляемого пояснения. Здесь также определяются три варианта разъяснений:
Примерами могут служить разъяснения судов об уголовных понятиях, что необходимо для квалификации преступления (распространительный вид), либо конкретизация деяний для правильного разграничения двух схожих составов (ограничительный вариант).
Третья группа направлена на установление видов по приёмам, которые для этого используются. Входят сюда следующие варианты:
Предоставленные виды используются чаще при теоретическом исследовании юридической сферы, поскольку на практике правоохранители обращают внимание на смысл норм, а не на их историческую и грамматическую составляющую.
Несмотря на большое количество видов толкования, официальными признаются только легальное и судебное.
Поскольку рассматриваемые действия не выступают обязательной правовой процедурой, то могут определяться и иные варианты применения указанного средства. Разъяснение нормативных актов также может реализовываться, исходя из целей данного действия, характера конкретного дела и иных обстоятельств, которые устанавливаются индивидуально.
Юридическая сила
Уголовное дело в первую очередь предполагает прохождение определённых этапов расследования, полностью регламентированных уголовным законом. Соответственно, говоря о раскрытии норм УК И УПК РФ, следует учитывать специфику регулируемых отношений.
Важно обращать внимание на ход расследования и необходимость его в процессе толкования, поскольку далеко не каждый вид разъяснений может рассматриваться как официальный источник правовых положений. Следует подробно отразить, какие варианты пояснения к законам могут иметь юридическую силу и быть обязательными для исполнения, а какие остаются на уровне теории.
Как уже было обозначено, официальными видами признаются только следующие варианты:
Каждый из этих вариантов предполагает свои особенности действия и реализации, в том числе в части вступления в юридическую силу.
Итак, первый вариант – судебные пояснения. Любое решение или постановление суда автоматически предполагает наделение его юридической силой. Это правовой документ. Однако в России судебные прецеденты, в том числе акты толкования, не носят обязательный характер и не могут выступать источником права. Соответственно, такой вариант разъяснений официальный, поскольку формируется правоохранительным органом, но не обязательный для всех схожих ситуаций. Силу такой тип пояснений предполагает только в случае конкретного уголовного дела и без возможности выхода за его рамки.
Второй вариант – легальное пояснение. Здесь важно понимать, что создаётся акт, который будет наделён характерными признаками закона. ФЗ, как известно, присваивается юридическая сила после принятия, опубликования и подписания. Государственная дума наделена полномочиями придавать такую силу своим комментариям наравне с действующими НПА. Это делает обязательным применение конкретных разъяснений во всех схожих ситуациях.
Отдельно следует сказать об актах, которые закрепляют толкование, особенно если речь идёт об официальных (нормативных) видах разъяснений. Необходимость таких актов в том, что они вносят порядок в правовые отношения, что требует должного закрепления и оформления формируемых пояснений.
Если рассматривать только официальные акты, то они обязательно должны быть направлены на достижение следующих целей:
Виды толкования, не предполагающие нормативной направленности, имеют свободную форму выражения, а цели устанавливаются, исходя из конкретного случая, побудившего субъекты реализовать рассматриваемую процедуру.
Таким образом, процедура толкования даёт ответы на вопросы как правоохранителей, так и иных участников уголовного процесса при применении различных нормативных актов. Следует помнить, что официальным толкованием признаётся только то, что предлагается судом или государственным органом, все остальные варианты неофициальные и ненормативные, соответственно, необязательны для исполнения.
Судебное толкование
Научные подходы к характеристике судебного толкования
В юридической науке судебному толкованию традиционно уделяется большое внимание, и неспроста. Дело в том, что это не обычное толкование. Более того, иногда возникает вопрос: а толкование ли это в обычном понимании? Попробуем разобраться.
При характеристике судебного толкования обнаруживаются три подхода.
Суть первого подхода, которого придерживались в советское время практически все ученые, состоит в признании судебного толкования разновидностью официального толкования (в том числе осуществляемого в виде руководящих постановлений судов высших инстанций), которое лается судами на основе разрешения или обобщения юридических дел. Советская идеология не оставляла другого варианта для определения места судебной практики в правовой системе. Но и сегодня этот подход привлекает большинство ученых, в основном старшего поколения.
В конце 1980-х гг., когда идеологическое давление ослабло, некоторые ученые стали вести речь о том, что в ходе обобщения судебной практики иногда не просто дается толкование, но и вырабатываются правоположения, т. е. некие сгустки правовой материи, которые очень близко стоят к нормам права (второй подход). Тогда это расценивалось как некое проявление научной смелости. Многие не восприняли эту позицию либо под давлением стереотипов, либо по идеологическим убеждениям. Тем не менее идея о правоположениях продвинула юридическую науку вперед.
В 1990-е гг. стали раздаваться призывы признать, что даваемые судами высших инстанций общие разъяснения норм права имеют правотворческий характер (третий подход). Некоторые ученые признают это неохотно, не желая вступать в противоречие с объективной реальностью-. Другие заявляют об этом во весь голос. Так, С. С. Алексеев считает, что в процессе судебного толкования вырабатываются нормы двоякого рода:
Одним словом, многие возросшую роль судебной практики по- прежнему либо стараются не замечать либо искренне отстаивают старые взгляды на данный феномен правовой реальности. Есть и еще одна причина, сдерживающая признание и дальнейшее расширение роли судебной практики в российской действительности: проблемы с судебной системой и подготовкой кадров для судов. Действительно, страшновато доверять судьям право творить нормы права, если иметь в виду их (в некоторых случаях) невысокий профессионализм, коррупцию, административное давление и другие негативные моменты нашей жизни. Однако при благоприятном развитии судебной системы в России судьи вполне могут действовать самостоятельно (там, где отсутствует надлежащее законодательное урегулирование). Особенно это касается сферы частного права.
Особенности судебного толкования
Эти особенности весьма красноречивы и оттеняют особый статус этого вида толкования:
1. судебное толкование осуществляется судебными органами, где заняты профессионально подготовленные работники, осуществляющие деятельность по рассмотрению юридических дел. Согласно действующему законодательству, чтобы стать судьей, надо обязательно иметь высшее юридическое образование, пятилетний стаж работы по юридической профессии;
2. судебное толкование бывает казуальным и нормативным.
Казуальное толкование могут давать все судьи в связи с рассматриваемыми делами. Однако если казуальное толкование дает суд высшей инстанции, оно в силу особой авторитетности толкователя может приобрести обязательный характер, т. е. учитываться и другими правоприменительными органами при разрешении аналогичных дел.
3. причинами и поводами судебного толкования являются выявленные недостатки и ошибки в применении закона, нарушения законов, отсутствие единства в правоприменительной практике, затруднения в применении законов, неправильное понимание и истолкование законов и т. п.;
4. судебное толкование преследует следующие цели:
5. основой судебного толкования является судебная практика;
6. результаты нормативного судебного толкования судов высших инстанций обязательны для нижестоящих судов.
Толкование — это мыслительная деятельность, пронизывающая весь процесс правового регулирования и претендующая на универсальность. Правотворческую работу необходимо начинать с толкования имеющихся нормативных актов, с тем чтобы уяснить, действенны ли они или нуждаются в замене. Толкование осуществляется и когда речь идет о реализации права: сначала надо уяснить суть нормы права, а затем принимать решение о ее реализации. И, конечно, особая роль принадлежит толкованию при применении нормативных актов, поскольку оно часто связано с наложением санкций или других юридических последствий