Понятие социального и его трактовки

Трактовка понятия «социального»

О социальном можно говорить применительно лишь к общности. Общности могут возникнуть только тогда, когда у людей появляется потребность и установка к объединению, а установка к объединению с другими людьми есть качество социальное.

Значит, социальная установка личности выступает как предпосылка объединения людей в общность и этим качеством обладает каждая отдельная личность, вступающая в нее.

Поэтому личность в такой же мере социальна, как группа, общность и общество.

Следовательно, социальное есть качество присущее как личности, так и общности, при этом его проявления у личности, в отличие от проявлений в общности, имеют конкретно наблюдаемые эмпирические индикаторы. Такими индикаторами могут быть нормы ролевого поведения человека.

При объединении людей в общность социальные качества личностей создают новый, более высокий (групповой или социетальный) уровень социального, в котором индивидуальная социальность предстает как выражение социальных интересов, норм поведения, идеологий и т. д. группы, общности пли общества.

В этом процессе, несомненно, утрачиваются некоторые личностные проявления социального (нормы поведения, ценности и т.п.), так как иначе общность не примет человека в свою организацию, но возникают и новые социальные черты, которые помогают идентификации и самоидентификации людей, принадлежащих именно к данной социальной группе или обществу.

Впервые в истории социологии понятие «социальное» как производное от общества появилось в западноевропейской и американской социологических школах при анализе узко эмпирических проблем человека и социальных групп.

В качестве объекта социологии признавались только те социальные явления и процессы, которые были доступны непосредственному наблюдению ученого.

С развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение [4].

Таким образом, понятие социальное характеризуется следующими чертами.

Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.

Такой подход к понятию «социальное» позволяет социологам разграничить уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный (или социетальный), а также сферы, например социально-экономическая, социально-политическая и т.д. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (т.е. конкретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений) [5].

Понятие «социальное»,выражающее социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей при определении предмета социологии является ключевым. Социальноевозникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Наконец, социальное может иметь и внеличностную форму бытия. Например, духовные и материальные ценности общества, групп, личности, произведения искусства и литературы и многое другое, в чем отражена социальная идея человека как их духовного творца [6].

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)

Источник

2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу

2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места, и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) и считает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

От логики к массовому социальному действию

От логики к массовому социальному действию Конструктивная напряженность, будучи движущей силой воспроизводства, тем самым выступает не только как культурный, но и как социальный феномен, не только как логика, но и как воспроизводственный процесс. Дуальные оппозиции

Бытовое и социальное поведение

Бытовое и социальное поведение Прежде чем отправляться работать в Россию, постарайтесь овладеть хотя бы базовыми знаниями русского языка. В такой «серьезной» и во многом непривычной вам стране невозможно жить и работать, не общаясь с местным населением, не понимая

Социальное явление

Социальное явление § 1. Природа социального явленияКак бы разнообразны ни были те определения, посредством которых социологи характеризуют сущность социального или надорганического явления, — все они имеют нечто общее, а именно, что социальное явление — объект

5. Подходы к определению структуры социологии. Понятие общей социологической теории

5. Подходы к определению структуры социологии. Понятие общей социологической теории В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.Содержательный – предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:1) эмпирии,

40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы

40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.По суждениям Маркса, класс – это

1. Гендерный подход к анализу культуры

1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.Миф – одна

Подходы

Подходы Исследователи русского модернизма часто настаивают на существовании отчетливых границ между декадентами, символистами и реалистами, которых не существовало. С одной стороны, в этом проявлялся научный интерес к литературной таксономии, с другой — явные

6. Подходы и выводы

6. Подходы и выводы Опыт полемики с друзьямиТЕКСТ

Социальное положение

Социальное положение Ульрико из большого семейного клана Аосталли[248] пользовался большим успехом и спросом в различных областях. Его удачная профессиональная карьера показательна для пути многих итальянских архитекторов, работавших в Богемии. Вероятно, Аосталли

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для

Источник

Понятие социального и его трактовки

ЛЕКЦИЯ № 13. Общество как система. Социальные отношения

1. Понятие «общество» и его трактовки

«Общество» – основополагающая категория современной социологии. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в новое время в Х\Т в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХУП в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. ХУШ в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По К. Марксу, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

2. Современное понятие общества и культуры

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

1) не является частью какой-либо другой более крупной системы;

2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;

3) имеет собственную территорию;

4) имеет собственное название и историю;

5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

6) имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.

3. Общество как объект изучения мегасоциологии

Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциологию), теории среднего уровня (макросоциологию, изучающую крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциологию, исследующую межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? Как оно изменяется? Каковы источники изменений? Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Проблемный блок (Что такое общество?) включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое отражение в многочисленных версиях ученых, в теориях социально-демографического и социально-классового устройства общества. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на две группы: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию с циклами возрождения и упадка.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет концепции на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым – ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др.

С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм К. Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории).

В мегасоциологии по вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили два подхода: фор-мационный (К. Маркс) и цивилизационный (Г. Морган, Ф. Энгельс, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл и др.). По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций:

Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному (например, европейское общество или цивилизация), либо религиозному (например, исламское общество).

4. Социальные структуры, группы и общности

Общество – это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными (начиная от двух человек).

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистическим характером, вероятностной природой, ситуативным характером общения, разнородностью, аморфностью (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов – это формы совместной жизнедеятельности.

1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;

3) массовые (агрегаты);

4) групповые (малая и большая социальные группы).

Например, горожане могут быть статистической (по прописке) и реальной общностью. Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий.

Групповые общности – большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести:

1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);

2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

3) социально-демографические общности (разделяемые по половозрастным признакам);

4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Источник

ТРАКТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institution — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализирован­ных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования. В узком техническом смысле мы ис­пользуем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН — конкретное учреждение, а наука — социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество опреде­лений социального института. Одним из первых дал развернутое представ­ление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен(1857—1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» по­явилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассмат­ривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных ин-

1 Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 197.

Э. Дюркгеймпонимает термин «институт» как набор верований и практик, которые становятся нормативно обязательными и ориентированы на поддер­жание социального порядка. Институты не следует понимать как искусственно

Понятие социального и его трактовки. image234. Понятие социального и его трактовки фото. Понятие социального и его трактовки-image234. картинка Понятие социального и его трактовки. картинка image234. О социальном можно говорить применительно лишь к общности. Общности могут возникнуть только тогда, когда у людей появляется потребность и установка к объединению, а установка к объединению с другими людьми есть качество социальное.

созданные рациональные учреждения, которые нужны людям для решения их утилитарных задач, например преодоле­ния непредвиденных обстоятельств. Институты, несомненно, помогают лю­дям, но неправильно было бы думать, что они их и создают с такой целью. Не­верно, будто сначала люди имеют в голо­ве некий план и цели, а потом создают в соответствии с ними институты. Институты — это не только сложный комплекс социальных норм, но и сово­купность или стечение самых разных социальных факторов. Дюркгейм назы­вал социальные институты «фабрики воспроизводства общественных отноше­ний». Он полагал, что если появляется какой-то социальный институт, напри­мер семья, то он кому-то нужен. Прежде всего он нужен обществу в целом, а не конкретным людям. Люди создают банки, заводы, университеты. Это со­циальные организации, но не социальные институты. Социальный институт — более широкое и глубокое понятие. Институты возникают потому, что они выполняют полезную функцию. Функция и есть вклад социального институ­та в стабильное функционирование общества.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 200-201.

Спенсер Г. Основания социологии //Спенсер Г.В. Соч.: В 7 т. СПб., 1898. Т. IV. Ч. 1.

Каждый институт специализируется на выполнении только одной функции. Но и в человеческом организме печень или сердце не могут заменить друг дру­га. Но если это так, то органы человека и институты общества — взаимодопол-нительны или, как сегодня выражаются, комплементарны. Они не просто до­полняют, но согласуются друг с другом. Именно поэтому нарушения в одном институте отражаются на функционировании других. Если почему-либо один институт начинает брать на себя функции других институтов, то это, предуп­реждал Спенсер, грозит нарушением равновесия всей системы. В результате социальная система (читай: общество в целом) деградирует, т.е. от сложного переходит к простому, от порядка — к хаосу, анархии и примитивизму.

Совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними, определяющая основные каналы сотрудничества, взаимодействия и обмена между людьми, характеризует строение, базовую организацию общества.

Институт у Спенсера еще и средства адаптации человека к жизни в об­ществе, подобно тому как приспособлению животного в природе помогают его инстинкты. Люди в социальных институтах сменяют друг друга, что мож­но сравнить с обновлением клеток в органах живого тела.

4 Спенсер Г. Указ. соч.

5 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред.Г.С. Батыгина. М., 1996. С. 84.

Понятие социального и его трактовки. image236. Понятие социального и его трактовки фото. Понятие социального и его трактовки-image236. картинка Понятие социального и его трактовки. картинка image236. О социальном можно говорить применительно лишь к общности. Общности могут возникнуть только тогда, когда у людей появляется потребность и установка к объединению, а установка к объединению с другими людьми есть качество социальное.

нормы или правила поведения, которые относятся только к людям. В таком слу­чае индивиды — это институциональные учреждения (организации) или ассоци­ации, исполняющие определенные фун­кции и сосредоточенные в материальном окружении — зданиях, заводах и т.п. 9

В рамках структурного функциона­лизма Т. Парсонсрассматривал соци­альные институты как решающий фак­тор интеграции и стабилизации обще­ственных систем. Э. Гоффманв 1961 г. предложил термин «тотальный инсти­тут» и использовал его для анализа пси-хиатрическихлечебниц, больниц и тю­рем. В книге «Конституирование обще­ства» (1984) Э. Гидденсуделяет большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, особо под­черкивая роль национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия.

А Workbook and Reader in Sociology / Ed. by L.F. Bouvier. Berkeley, California, 1968. P. 30-31.

Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society. Saint Louis, 1970. P. 125.

Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 131. | Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 227. Фролов С.С. Социология. М., 1994. С. 122.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 194.

тут как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принци­пов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов». Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей ‘\ Под институтом, крометого, подразумевают от­носительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой со­циальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Помимо экономистов, социологов и юристов, изучением социальных ин­ститутов в России занялись также политологи, историки, философы, куль­турологи, о чем свидетельствуют публикации 1990-х гг. Результаты теорети­ческих и эмпирических исследований постоянно публикуются на страницах журналов «Социс», «Социологический журнал», «Общественные науки и со­временность», «Мировая экономика и международные отношения», «Воп­росы экономики» и др.

Экономическая теория институтов отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчи­вого равновесия. Государство как юридическая персонификация нации и ве­дущий политический институт общества регулирует деятельность миллионов предпринимателей и тысяч корпораций, но не навязывает им свою волю и не вмешивается в экономику в целом. Дуглас Норт предложил концепцию институциональных изменений, базирующуюся на минимизации трансак-ционных издержек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *