Послание иуды толкование макартур
Комментарии МакАртура: послание к Евреям | глава
Название
Разные книги Нового Завета были официально собраны в один сборник и вскоре после 100 г. по Р.Х. для удобства им были даны названия. Это послание по‑гречески традиционно носит название «Евреям», которое было присвоено ему не позднее второго века нашей эры. В самом послании не говорится, кому оно адресовано, – иудеям или язычникам. Так как послание неоднократно ссылается на историю и религию иудеев и прямо не обращается к язычникам, его традиционное название осталось без изменений.
Автор и время написания
Автор Послания к Евреям неизвестен. Различные ученые выдвигали предположения, что им были Павел, Варнава, Сила, Аполлос, Лука, Филипп, Прискилла, Акила или Климент Римский. Однако словарный состав послания, стиль и различные литературные особенности не дают ясных оснований для определенного вывода. Важно, что сам автор включает себя в круг тех людей, которые получили подтверждение учения Христа от других людей (2:3). Это, казалось бы, вычеркивает всякого, кто, как говорил Павел, получил это подтверждение непосредственно от Бога, а не от человека (Гал. 1:12). Кто бы ни был автором, он предпочитал цитировать Ветхий Завет из Септуагинты (LXX), а не из древнееврейского текста. Даже в ранней церкви существовали различные мнения относительно авторства, а современные исследователи признают, что тайна эта до сих пор не раскрыта, поэтому самое лучшее, что можно сделать – принять анонимность послания. Настоящим же Автором, конечно, был Святой Дух (2Пет. 1:21).
Использование настоящего времени в 5:1‑4; 7:21, 23, 27, 28; 8:3‑5, 13; 9:6‑9, 13, 25; 10:1, 3, 4, 8, 11; 13:10, 11 предполагает, что система жертвоприношений и священников‑левитов еще действовала во время написания послания. Так как храм был разрушен военачальником (позднее императором) Титом Веспасианом в 70 г. по Р.Х., послание должно было быть написано до этого события. Кроме того, можно отметить, что Тимофея только что выпустили из тюрьмы (13:23), и преследования ужесточались (10:32‑39; 12:4; 13:3). По этим деталям дату написания послания можно определить около 67‑69 гг. по Р.Х.
Исторический фон и предпосылки написания
Акцент на левитах‑священниках и на жертвоприношениях, отсутствие каких‑либо ссылок на язычников говорят в пользу вывода о том, что послание адресовалось еврейской общине. Хотя эти евреи в основном были обращены в христианство, среди них вполне могли быть неверующие, которых привлекала идея спасения, но они еще не полностью уверовали во Христа (см. Проблемы толкования). Из содержания послания ясно одно: еврейская община столкнулась с возможным ужесточением преследований (10:32‑39; 12:4). При столкновении с этой возможностью к евреям пришло искушение прекратить отождествлять себя со Христом. Они вполне могли перестать считать Иисуса Христа Сыном Божиим и принимать Его только за Ангела. Такой прецедент уже был в Кумранской общине мессианских евреев, живших возле Мертвого моря. Они покинули общество, образовали религиозную общину и включили почитание ангелов как часть нового течения в иудаизме. Кумранская община дошла до того, что объявила Ангела Михаила выше по положению, чем грядущий Мессия. Такого рода отклонения в доктринах объясняют акцент на главенстве Христа над ангелами в первой главе Послания к Евреям.
Возможным местом жительства адресатов послания может быть Палестина, Египет, Италия, Малая Азия и Греция. Община, которой непосредственно было адресовано послание, могла распространить его в еврейской среде в соседних областях и церквах. Эти верующие, вероятно, лично не видели Христа. Видимо, им благовествовали «слышавшие» Христа и те, чье служение было засвидетельствовано «знамениями и чудесами, и различными силами» (2:3, 4). Таким образом, адресатом могли быть люди из церкви вне Иудеи и Галилеи, или церкви в тех краях, но люди уже нового поколения, сменившие тех, которые были очевидцами служения Христа. Община не была новой или ненаставленной («судя по времени, вам надлежало быть учителями»), однако некоторым из них до сих пор было нужно «молоко, а не твердая пища» (5:12).
«Италийские» (13:24) – неясная ссылка, так как она могла означать либо тех, кто уехал из Италии и жил где‑то в другом месте, либо тех, кто еще жил в Италии и являлся коренным жителем этой страны. Грецию или Малую Азию также можно принять во внимание из‑за вероятного раннего основания там церкви и из‑за постоянного использования Септуагинты.
Поколение евреев, получивших это послание, практиковало приношение жертв через левитов в Иерусалимском храме. Евреи, жившие в рассеянии, вместо храма использовали синагогу, но все равно испытывали глубочайшую тягу к молитве в храме. У некоторых были средства, чтобы совершать регулярные паломничества в Иерусалимский храм. Автор этого послания сделал акцент на превосходстве христианства над иудаизмом и превосходстве одной за всех жертвы Христа над постоянными и несовершенными левитскими жертвоприношениями, совершаемыми в храме.
Исторические и теологические темы
Так как книга Евреям основана на практике левитов, то понимание Книги Левит очень важно для трактовки Послания к Евреям. Грех Израиля постоянно прерывал общение Бога с Его избранным народом, с которым Он заключил завет, – с Израилем. Поэтому Он милостиво и властно установил систему жертвоприношений, которая символически представляла внутреннее покаяние грешников и Его прощение. Однако потребность в жертвоприношениях никогда не прекращалась, так как народ и священники продолжали грешить. Все человечество нуждалось в совершенном священнике и совершенной жертве, которая бы раз и навсегда сняла грех. Божье обеспечение этого совершенного священника и жертвы во Христе – центральная идея послания к Евреям.
Послание к Евреям – противопоставление несовершенного и неполного обеспечения Ветхого Завета, данного при Моисее, и несравненно лучшего обеспечения Нового Завета, предложенного Совершенным Первосвященником, Единородным Сыном Божиим и Мессией Иисусом Христом. В «лучшее» обеспечение входят лучшая надежда, завет, обетование, жертва, сущность, Царство и Воскресение. Принадлежащие Новому Завету живут в совершенно иной небесной сфере. Они поклоняются Небесному Спасителю, имеют небесное призвание, получают небесный дар, являются гражданами Небесного Царства, ждут Небесного Иерусалима, а их имена написаны на небесах.
Одна из главных богословских тем в Послании к Евреям – та, что все верующие сейчас имеют прямой доступ к Богу по Новому Завету, и поэтому могут с дерзновением приблизиться к трону Бога (4:16; 10:22). Надежда человека – в самом присутствии Бога, в которое он входит, идя за Спасителем (6:19, 20; 10:19, 20). Первоначальное учение, которое символизировало служение в скинии, было таково: верующие под законом не имели прямого доступа в присутствие Бога (9:8). Им запрещался вход в Святое святых. Идею книги Евреям можно кратко выразить так: верующие в Иисуса Христа, как в Совершенную Жертву Бога за грех имеют совершенного Первосвященника, посредством служения Которого все является новым и лучшим, чем по закону.
Это послание, однако, говорит не только о доктринальных вопросах. Оно весьма практично, если применять его в повседневной жизни (см. гл. 13). Автор сам ссылается на свое письмо, как на «слово увещевания» (13:22; ср. Деян. 13:15). В тексте можно найти увещевания, которые должны подтолкнуть читателей к действию. Эти увещевания даны в виде шести предупреждений.
Предупреждение об отступлении от «слышанного» (2:1‑4)
Предупреждение о неверии «гласу» Божьему (3:7‑14)
Предупреждение об отклонении от «начатков учения Христова» (5:11‑6:20)
Предупреждение о попрании «познания истины» (10:26‑39)
Предупреждение о лишении «благодати Божией» (12:15‑17)
Предупреждение об отступлении от «Глаголющего» (12:25‑29)
Другим важным аспектом этого послания является разъяснение ветхозаветных мест Писания. Автор явно был искусным толкователем Слова Божьего. Он может быть примером проповедникам и учителям.
1:1‑2:4 – Толкование стихов из Пс.; 2Цар. 7; Втор. 32
2:5‑18 – Толкование Пс. 8:5‑7
3:1‑4:13 – Толкование Пс. 94:7‑11
4:14‑7:28 – Толкование Пс. 109:4
8:1‑10:18 – Толкование Иер. 31:31‑34
10:32‑12:3 – Толкование Ав. 2:3, 4
12:4‑13 – Толкование Пр. 3:11, 12
12:18‑29 – Толкование Исх. 19, 20
Проблемы толкования
Верное толкование этого послания требует осознания того, что оно было адресовано трем различным группам евреев: 1) верующим; 2) неверующим, которые разумом принимали благую весть и 3) неверующим, которых привлекали благая весть и Личность Христа, но которые не пришли к полному принятию Его. Неразличение этих трех групп ведет к толкованиям, не согласующимся с остальным Писанием.
Первой группой, к которой адресовано послание, были евреи‑христиане, которых отвергали и преследовали собратья‑иудеи (10:32‑34), хотя никто из них еще не подвергся мучениям (12:4). Письмо было написано, чтобы ободрить их и вселить в них уверенность во Христе, их Мессии и Первосвященнике. Это были незрелые верующие, подвергшиеся искушению придерживаться символики и духовно бессильных ритуалов и традиций иудаизма.
Второй группой, к которой адресовано послание, были евреи‑неверующие, убежденные в основных истинах благовестия, но еще не уверовавшие в Иисуса Христа как в своего Спасителя и Господа. Их убедили интеллектуально, но духовно они не были посвящены. К этим неверующим обращены следующие места: 2:1‑3; 6:4‑6; 10:26‑29 и 12:15‑17.
Третьей группой, к которой адресовано послание, были неверующие евреи, которые не были убеждены в истине благовестия, но кое‑что о ней знали. Глава 9 полностью посвящена им (см. особенно ст. 11, 14, 15, 27, 28).
На данный момент самой серьезной проблемой для толкования представляется 6:4‑6. Фразу «однажды просвещенные» часто относят к христианам, а предупреждение, которое идет вместе с ней, определяют как опасность лишиться спасения, если они «отпадут» и «снова распинают в себе Сына Божия». Но нигде не сказано, что они спасены, и нигде не описывается, что они были верующими (например, святыми, рожденными свыше, праведными). Эта проблема возникает из‑за неправильного определения духовного состояния адресатов. В данном случае речь идет о неверующих, которые знали Божью истину искупления, возможно, заявили о своей вере, но не применили истинную веру ко спасению. Евр. 10:26 также относится к подобным христианам, а не к истинным верующим, которые, как неверно полагают некоторые, могут потерять свое спасение из‑за грехов.
План
I. Превосходство положения Иисуса Христа (1:1–4:13)
А. Лучшее имя (1:1‑3)
Б. Лучше, чем Ангелы (1:4–2:18)
1. Величайший Посланник (1:4‑14)
2. Величайшее послание (2:1‑18)
а. Величайшее спасение (2:1‑4)
б. Величайший Спаситель (2:5‑18)
В. Лучше Моисея (3:1‑19)
Г. Лучший покой (4:1‑13)
II. Превосходство священства Иисуса Христа (4:14–7:28)
А. Христос как Первосвященник (4:14–5:10)
Б. Увещевание на полное посвящение Христу (5:11–6:20)
В. Христос – Священник по чину Мелхиседека (7:1‑28)
III. Превосходство служения Иисуса Христа как Священника (8:1–10:18)
А. Посредством лучшего завета (8:1‑13)
Б. В лучшем святилище (9:1‑12)
В. Через лучшую жертву (9:13–10:18)
IV. Превосходство преимуществ верующего (10:19–12:29)
А. Спасающая вера (10:19‑25)
Б. Ложная вера (10:26‑39)
В. Истинная вера (11:1‑3)
Г. Герои веры (11:4‑40)
Д. Непоколебимая вера (12:1‑29)
V. Превосходство христианского поведения (13:1‑21)
А. По отношению к другим (13:1‑3)
Б. По отношению к себе (13:4‑9)
В. По отношению к Богу (13:10‑21)
Получили пользу? Поделись ссылкой!
Напоминаем, что номер стиха – это ссылка на сравнение переводов!
Комментарии МакАртура: послание к Евреям | глава 3
3:1‑6 Этот раздел говорит о превосходстве Христа над почитаемым иудеями Моисеем. Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11) и дал ему закон (Неем. 9:13, 14). Соблюдение заповедей и обрядов закона было наиважнейшим делом для евреев, поэтому для них Моисей и закон стали синонимами. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о заповедях Бога как о «законе Моисеевом» (Нав. 8:31; 3Цар. 2:3; Лк. 2:22; Деян. 13:39). Но, несмотря на все величие Моисея, Иисус был гораздо выше его.
3:1 братия святые Это обращение употребляется лишь здесь и в 1Фес. 5:27, где в некоторых рукописях слово «святые» опущено. Автор обращается к верующим, которые имеют «небесное звание» (ср. Флп. 3:14). Далее они описываются как стремящиеся к «небесному» (11:16) и как приступившие к «небесному Иерусалиму» (12:22). Они святы в том смысле, что они отделяются Богом и отождествляются с небесным измерением. Они скорее граждане небес, чем земли. звании Это относится, как и во всех новозаветных посланиях, к отвеченному призыву на спасение во Христе (ср. Рим. 8:30; 1Кор. 7:21). уразумейте Автор призывает читателей быть предельно внимательными и глубоко продумать вопрос превосходства Иисуса Христа. Посланника и Первосвященника «Посланник» (то же, что греческое «апостол») – «посланный», наделенный всеми правами, силой и властью того, кто его посылает. Иисус был послан на землю Отцом (ср. Ин. 3:17, 34; 5:36‑38; 8:42). Вопрос о первосвященничестве Христа, поднятый в 2:17, 18, вновь упоминается здесь и будет снова рассматриваться подробно в 4:14–10:18. Тем временем, автор доказывает превосходство Христа над Моисеем (ст. 1‑6), Иисусом Навином (4:8) и над всеми национальными героями и ветхозаветными пророками, которых евреи очень чтили. Иисус Сам говорил о Своем превосходстве над Моисеем в том же контексте, где Он говорил, что был послан Отцом (Ин. 5:36‑38, 45‑47; ср. Лк. 16:29‑31). Моисей был послан Богом вывести Свой народ из реального Египта и его рабства (Исх. 3:10). Иисус был послан Богом вывести Свой народ из духовного Египта и его рабства (2:15). исповедания нашего Христос в
центре нашего исповедания веры в Евангелие как тайно, так и перед людьми. Этот термин вновь используется в 4:14 и 10:23 (ср. 2Кор. 9:13; 1Тим. 6:12). Во всех трех случаях, когда он используется в Послании к Евреям, он используется со значением «срочно». Конечно, читатели бы не отвергли Христа, Которого они исповедовали, и не отказались бы от того, что Он сделал для них, если бы они могли понять превосходство Его Личности и совершенного Им дела.
3:2 доме Это относится скорее к семье, людям, чем к зданию или помещению (ср. ст. 6; 1Тим. 3:15). Те, кто являлся управителями дома, прежде всего должны были быть верными (1Кор. 4:2). И Моисей (Чис. 12:7), и Христос (2:17) верно исполнили данное им Богом предназначение позаботиться о народе Божьем.
3:3, 4 кто устроил его Моисей лишь входил в Божью семью верных, в то время как Иисус был создателем этой семьи (ср. 2Цар. 7:13; Зах. 6:12, 13; Еф. 2:19‑22; 1Пет. 2:4, 5), и поэтому Он выше Моисея и равноправен с Богом.
3:5, 6 служитель. Сын Слово «служитель» подразумевает не служение раба, но почетный пост, занимаемый по доброй воле (ср. Исх. 14:31; Нав. 1:2). Но даже будучи самым главным служителем, Моисей никогда бы не смог стать Сыном. Это положение принадлежит только Христу (ср. Ин. 8:35).
3:5 надлежало возвестить Моисей был верным прежде всего в качестве свидетеля о Том, Кто должен был прийти как Христос (ср. 11:24‑27; см. пояснение к Ин. 5:46).
3:6 дом же Его – мы См. пояснения к ст. 2; Еф. 2:22; 1 Тим. 3:15; 1Пет. 2:5; 4:17. если только… твердо сохраним Ср. ст. 14. Здесь речь идет не о том, как спастись или сохранить спасение (ср. 1Кор. 15:2). Это скорее означает, что постоянство в вере – знак настоящей веры. Тот, кто вновь возвращается к ритуалам левитского священства, для того чтобы заслужить спасение, доказывает, что на самом деле он никогда не был частью Божьего дома (см. пояснение к 1Ин. 2:19). Тот, кто пребывает во Христе, подтверждает истинность своего членства в этой семье (ср. Мф. 10:22; Лк. 8:15; Ин. 8:31; 15:4‑6). Божье обетование вскоре совершит это (1Фес. 5:24; Иуд. 24:25). См. пояснение к Мф. 24:13. упование См. дальнейшие объяснения автором этого упования в 6:18, 19. Это упование зиждется в Самом Христе, Чье дело искупления дало нам спасение (Рим. 5:1, 2; см. пояснение к 1Пет. 1:3).
3:7‑11 Автор цитирует Пс. 94:7‑11 в качестве слов их настоящего Автора, Духа Святого (ср. 4:7; 9:8; 10:15). Это описывает блуждание израильтян по пустыне после их исхода их Египта. Несмотря на Божьи чудеса и Его милостивую, всем обеспечивающую им верность, люди все равно не смогли посвятить себя Богу в вере (ср. Исх. 17; Чис. 14:22, 23; Пс. 77:40‑53). Автор Послания к Евреям толкует ветхозаветный фрагмент Писания с трех сторон: 1) стойте на страже против неверия (ст. 12‑19); 2) смотрите, чтобы не отпасть (4:1‑10) и 3) постарайтесь войти (4:11‑13). Поднятые им темы включают скоротечность времени, послушание (включая веру), терпение и покой.
3:7 ныне Речь идет о настоящем времени, пока слова Бога еще свежи в разуме. Важно торопиться и сразу же отвечать на глас Божий. Эта срочность отражена повторением слова «ныне» из Пс. 94:7 еще 3 раза (ст. 13, 15; 4:7) и является темой, которую раскрывает автор (ср. 2Кор. 6:2).
3:11 покой Мой Земной покой, который Бог обещал дать – это жизнь в земле Ханаанской, которую Израиль должен был получить в наследство (Втор. 12:9, 10; Нав. 21:44; 3Цар. 8:56). Из‑за восстания против Бога всему поколению сынов израильских было запрещено войти в этот покой в земле обетованной (ср. Втор. 28:65; Плач. 1:3). Этот пример можно применить и для описания духовного покоя человека в Боге, чему есть пример в Ветхом Завете (ср. Пс. 114:7; Ис. 28:12). При спасении всякий верующий входит в настоящий покой, в сферу духовного обетования, более не пытаясь своими усилиями достичь праведности, угодной Богу. Бог хотел, чтобы поколение покинувших Египет имело покой в обоих сферах.
3:12 братия Это обращение к тем, кто потенциально обладал теми же качествами, что и поколение умерших в пустыне, так и не увидевших обетованную землю. Это были неверующие еврейские братья, которые были вместе со «святыми братьями» (ст. 1). Их убеждали уверовать и спастись, пока не поздно. См. во Введении: Проблемы толкования. сердца лукавого Все люди рождаются с таким сердцем (Иер. 17:9). В случае с евреями, которым было адресовано послание, зло проявилось в неверии в благую весть, которое отвернуло их от Бога.
3:13 наставляйте друг друга каждый день В этом наставлении имеются в виду как личное право, так и групповая обязанность. Как только наступали трудные времена и приходило искушение вернуться к несовершенной системе жертвоприношений, они должны были поддерживать друг друга, чтобы отождествлять себя с Иисусом Христом целиком и полностью. ожесточился Постоянное отвержение благой вести об Иисусе ведет к постепенному ожесточению сердца, и, в конце концов, приведет к яростному противостоянию Евангелию. Ср. 6:4‑6; 10:26‑29; Деян. 19:9. обольстившись Грех лжет и обманывает, используя всевозможные уловки и способы (ср. Рим. 7:11; 2Фес. 2:10; Иак. 1:14‑16). Евреи обманывали себя, убеждая, что отрицание Иисуса Христа было показателем верности старой системе поклонения. Их нежелание оставить систему жертвоприношений на самом деле было отрицанием живого Слова (4:12), «живого Бога» (ст. 12), Который через Христа открыл «новый и живой путь» (10:20). Избрание пути неверия ведет лишь к смерти (ст. 17; 10:26‑29; ср. 2:14,15; Иуд. 5).
3:14 Наставление, подобно стиху 6, повторяет тему твердости.
3:15‑19 Приводится цитата из Пс. 94:7, 8 (ср. ст. 7). За цитатой следует пример с акцентом на «сегодня» и с подчеркиванием скоротечности событий. За примером идет разъяснение с акцентом на слове «ропот» (ст. 15, 16), представляющее тему послушания посредством его антитезы – непослушания. Для разъяснения слова «ропот» используется 4 различных слова: «возроптали» (ст. 16), «согрешивших» (ст. 17), «непокорных» (ст. 18) и «неверие» (ст. 19). Этим начинается следующий (см. пояснения к ст. 7‑11) комментарий автора на Пс. 94:7‑11, который заканчивается очевидным выводом, что израильтяне, умершие в пустыне, стали жертвами своего же неверия (ст. 19).
Комментарии МакАртура: послание к Евреям | глава 10
10:1‑18 Жертва Иисуса была принесена раз и навсегда, превосходя все жертвы левитов.
10:1 тень См. пояснение к 8:5. Греческое слово, переведенное как «тень», обозначает бледное изображение по сравнению с четким и ясным. Слова «самый образ», с другой стороны, обозначают эту четкую и ясную копию (ср. Кол. 2:17). благ См. пояснение к 9:11. совершенными Слово это постоянно используется в Послании к Евреям когда говорится о спасении. См. пояснения к 5:14; 7:11; 9:9. Несмотря на то, что жившие под законом желали приблизиться к Богу, система левитов не позволяла им войти в Его святое присутствие (ср. Пс. 14:1; 15:11; 23:3, 4).
10:2 сознания грехов Это слово, переведенное как «совесть» в ст. 22; 9:9; 13:18. См. пояснение к 9:9. Если бы грех действительно был преодолен системой жертвоприношений, то совесть ветхозаветных верующих была бы чиста от гложущей их вины (ср. ст. 22). При Ветхом Завете не было свободы совести.
10:3 напоминается Ветхозаветные жертвы не только не могли удалить грех, но их постоянное повторение служило и постоянным напоминанием о нем. Обетование Нового Завета заключалось в том, что грех будет удален и даже Бог «более» не «воспомянет» их беззаконий (8:12, цитата из Иер. 31:34).
10:4 невозможно Система жертвоприношений левитов была задумана Богом не для очищения или прощения грехов. Она была лишь подготовкой к приходу Мессии (Гал. 3:24), чтобы люди ожидали Его (ср. 1Пет. 1:10). Она показывала серьезность их греховного положения, в котором даже временное покрытие грехов требовало смерти животного. Она открывала реальность Божьей святости и праведности, показывая, что грех было необходимо покрыть. Наконец, она показывала необходимость полного и совершенного спасения, чтобы Бог смог пожелать общения с Его народом.
10:5‑7 Цитата из Пс. 39:7‑9.
10:5, 6 Ты не восхотел Бог не был доволен жертвами, приносимыми человеком не от чистого сердца (ср. Пс. 50:19; Ис. 1:11; Иер. 6:20; Ос. 6:6; Ам. 5:21‑25). Жертва только как ритуал, без послушания, была насмешкой, хуже, чем отсутствие всякой жертвы (ср. Ис. 1:11‑18).
10:5 тело уготовал Мне Пс. 39:7 говорит «Ты открыл мне уши». Сказанное здесь не является важным изменением псалма. Автор цитировал версию из Септуагинты, для греческих читателей цитата была точна. Переводчики Септуагинты посчитали слова на иврите лишь образным выражением, в котором часть чего‑то обозначала целое, т. е. слова о том, что были открыты уши, означали, что было открыто все тело. Уши же были избраны как часть тела, на которую делался акцент, так как они были символом послушания, служили органом, узнающим Божье Слово и волю (ср. 1Цар. 15:22). Христу нужно было тело для того, чтобы стать окончательной жертвой (2:14).
10:7 исполнить волю Твою Ср. Мф. 26:39, 42.
10:8, 9 Автор цитирует Пс. 39:7‑9 вновь, но в более кратком изложении.
10:9 первое… второе Старая система повторяющихся жертвоприношений была отменена и уступила место новой, раз и навсегда принесенной жертве Христа, Который послушно исполнил Божью волю (ср. 5:8; Флп. 2:8).
10:10 освящены «Освящать» значит «делать святыми», т. е. отделять от греха для Бога (ср. 1Фес. 4:3). Когда Христос исполнил Божью волю, Он дал верующим постоянное состояние святости (Еф. 4:24; 1Фес. 3:13). Это освященное положение верующего противоположно постепенному возрастанию святости, которая вытекает из каждодневного хождения в Божьей воле (см. пояснения к Рим. 6:19; 12:1, 2; 2Кор. 7:1). тело Относится к Его искупительной смерти, точно также как и слово «кровь» (9:7, 12, 14, 18, 22). Упоминание о теле Христа в таком высказывании необычно для Нового Завета, но оно логически вытекает из Пс. 39:7.
10:11, 12 Здесь противопоставляются ветхий и новый человек: тысячи священников – и один Первосвященник; старые священники постоянно стоявшие – и новый, навеки воссевший; постоянные жертвоприношения – и раз и навсегда принесенная жертва; несовершенные жертвы, только лишь покрывающие грех – и одна совершенная жертва, полностью очищающая от грехов.
10:11 стоит См. пояснение к 1:3. В 2Пар. 6:10, 12 Соломон сидел на своем троне как царь, но стоял у алтаря, когда исполнял функции священника (ср. Втор. 17:12; 18:7).
10:13 подножие ног См. пояснение к 1:13. Еще одна ссылка на Пс. 109:1. Это предсказание будет исполнено, когда Христос вернется, и все творение признает Его господство, склонившись у Его ног (Флп. 2:10).
10:14 совершенными См. пояснение к ст. 1. Означает совершенное положение перед Богом в праведности Христа (см. пояснения к Рим. 3:22; Флп. 3:8, 9). освящаемых См. пояснение к ст. 10.
10:15‑17 Автор подтверждает свое толкование Пс. 39:8‑10 повторением цитаты из Иер. 31:31‑34, которую он уже приводил в 8:8‑12.
10:19‑25 Во второй раз (ср. 8:1‑6 – первый раз) автор кратко перечисляет доказательства превосходства священства Христа.
10:20 завесу… плоть Когда плоть Иисуса Христа разорвалась на кресте, завеса в храме, символически отделявшая людей от присутствия Божия, также разорвалась (Мф. 27:51). Когда первосвященник входил в Святое святых в день искупления, люди ожидали снаружи, пока он вернется. Когда Христос вошел в небесный храм, Он не вернулся. Вместо того, Он открыл завесу и выставил Святое святых на всеобщее обозрение, чтобы мы могли последовать за Ним. Здесь «плоть» используется в том же значении, как и «тело» (ст. 10) и «кровь» (9:7, 12, 14, 18, 22) – в смысле искупительной смерти Господа Иисуса.
10:21 домом Божиим См. пояснение к 3:6.
10:22 да приступаем См. пояснение к 7:19. Основываясь на всем вышесказанном, это кульминация призыва в собрании тех, кто еще не пришел ко Христу. Тот же призыв есть и в самой первой написанной книге Нового Завета (Иак. 4:8), где Иаков открывает результат приближения к Богу: Бог приближается и к тебе. Асаф учил, что приближаться к Богу хорошо (Пс. 72:28). Полное восстановление Израиля для Божьего благословения зависит от его приближения к Богу (Иер. 30:18‑22). Другими словами, это эсхатологический призыв, сделанный в «последние дни» (1:2). Этот стих описывает, что необходимо для того, чтобы войти в присутствие Божие (ср. Пс. 14): искренность, надежность, спасение и освящение. искренним сердцем Греческое слово «искренний» означает быть истинным, подлинным, безо всяких скрытых мотивов (ср. Иер. 24:7; Мф. 15:8). Этим евреям не хватало лишь одного – подлинного посвящения Христу. полною верою См. пояснение к 6:11. Полная уверенность исходит из убежденности сердца или чувства безопасности, которое даст им возможность выдержать будущие испытания. Это первое из знаменитой триады: веры, надежды (ст. 23) и любви (ст. 24). кроплением… сердца См. пояснения к 9:9, 14; 10:1‑4; 1Пет. 1:2. водою чистою В этом стихе взят образ из ритуала жертвоприношения в Ветхом Завете, где кропили кровью в знак очищения, а священники постоянно омывали себя и священные сосуды в чанах с чистой водой. «Омывши тело водою чистою» относится не к христианскому крещению, а к очищению жизни Святым Духом посредством Слова Божьего (ср. Еф. 5:25, 26; Тит. 3:5). Это типично новозаветный образ (Иер. 31:33; Иез. 36:25, 26).
10:23 будем держаться Упорство (или стойкость святых) – это то, что требуется от человека, чтобы войти в вечность. Это не действие, утверждающее спасение, а скорее свидетельство спасения. См. пояснение к 3:6. исповедания упования Это подтверждение спасения. См. пояснение к 3:1. неуклонно Смысл в том, чтобы не поддаваться на различные уловки, ведущие вновь к старому завету. В другой античной литературе тот же самый греческий термин используется для обозначения прохождения через муки. Преследования придут (2Тим. 3:12), но Бог верен. Искушений будет множество, но Бог верен, Он обеспечит выход (ср. 1Кор. 10:13). Божьи обетования надежны (1Кор. 10:13; 1Фес. 5:24; Иуд. 24, 25). Имея такую уверенность, верующие могут быть стойкими.
10:24 внимательны В греческом здесь употреблено то же слово, что и для описания Иисуса в 3:1. На призыв надо ответить лично, но ответ имеет и общую сторону. Они члены еврейской общины, чье первоначальное тяготение ко Христу находится под угрозой разрушения. Они задумывались над тем, не вернуться ли им к старой системе иудаизма, чтобы избежать преследований (ср. Ин. 12:42, 43). Взаимное ободрение для полного посвящения чрезвычайно важно. поощряя От слова, использованного здесь в греческом, произошло слово «пароксизм». Значение слова в этом контексте – стимулировать или побудить кого‑то сделать что‑то. к любви и добрым делам Пример такого общего усилия среди гонений можно найти в Коринфе (ср. 2Кор. 8:1‑7).
10:25 Не будем оставлять собрания Общее с другими верующими поклонение – важная часть духовной жизни. Здесь дается предупреждение против отступничества в эсхатологическом смысле (ср. 2Фес. 2:1). Это относится к приближающемуся «дню» (Второму Пришествию Христа; ср. Рим. 13:12; 1Кор. 3:13; 1Фес. 5:4). увещевать Увещевание может быть в форме ободрения, утешения, предупреждения или укрепления. Для срочности увещевания есть эсхатологическая причина, и это требует быть деятельными, так как Пришествие Христа близится (ср. 3:13; ср. 1Фес. 4:18).
10:26‑39 См. пояснения к 6:1‑8. Этот предупреждающий раздел говорит о грехе противления, намеренном отступничестве. Противники – это те, кто приближается ко Христу, слышит, понимает Его благую весть и находится у порога спасающей веры, но затем восстает и отворачивается от Бога. Это предупреждение против противления —одно из наиболее серьезных предупреждений во всем Писании. Не все евреи отвечали на мягкий призыв ст. 19‑25. Некоторые еще ничего не ответили.
10:26 мы Автор выражается риторически. В ст. 39 он исключает себя и истинных верующих из этой категории. произвольно грешим Греческое слово имеет значение умышленного намерения, которое является привычным. Грехом является намеренное отрицание Христа. И это не единичные действия. По закону Моисея подобные действия считались умышленным, продуманным грехом и требовали отлучения от израильского общества (ср. Чис. 15:30, 31) и места поклонения (ср. Исх. 21:14). Подобные грехи также отлучали человека от святилища в городах‑убежищах (ср. Втор. 19:11‑13). познание В греческом слово обозначает особые знания, а не общие духовные (ср. 6:4; ср. 1Тим. 2:4). Хотя само знание не ущербно или неполно, но применение его, безусловно, неправильное. Хороший пример ученика, не имевшего недостатка в знаниях, но имевшего недостаток веры и потому ставшего главным отступником – Иуда Искариот. более См. пояснение к 6:6. Отступник не имеет спасения, так как он отказался от единственной жертвы, которая может очистить его от греха и привести в присутствие Божие. Отворачиваясь от этой жертвы, он не имеет никакого другого пути к спасению. Это место параллельно Мф. 12:31 (см. пояснение там же).
10:27 страшное ожидание Суд обязательно состоится, поэтому ожидание его вызывает страх. суда и ярость огня Это описание, аналогично Ис. 26:11 и Зах. 1:18 (ср. 2Фес. 1:7‑9). В конечном итоге – осуждение на вечность в озере огненном (ср. Мф. 13:38‑42, 49, 50). противников Имеется ввиду настоящее противление Богу и плану спасения (см. пояснения к Флп. 3:18, 19).
10:28 Ср. Втор. 17:2‑7.
10:29 сколь тягчайшему… наказанию В аду будут применяться различные степени наказания. Это также ясно указано в Мф. 11:22‑24 (см. пояснение там же). попирает На Ближнем Востоке в древности одним из жестов, выражающих презрение к кому‑либо, было «занести ногу» на кого‑то или против кого‑то (ср. Пс. 40:10). Наступить на кого‑то или на что‑то было еще более сильным жестом, показывающим полное презрение (ср. 4Цар. 9:33; Ис. 14:19; Мих. 7:10; Зах. 10:5). В этом случае такое поведение показывает полное отречение от Христа как от Спасителя и Господа. не почитает за святыню Считать кровь Христа чем‑то обыкновенным равнозначно утверждению, что она не чиста (см. пояснение к 9:13), т. е. подразумевать, что Христос был грешником и нечистой жертвой. Такие мысли – настоящая ересь. Кровь завета См. пояснения к 9:14, 15. Со смертью Христа начался и утвердился Новый Завет. освящен Это относится ко Христу и обозначает, что Он был отделен Богом (ср. Ин. 17:19). Это не может относиться к отступнику, так как только истинные верующие освящены (см. во Введении: Проблемы толкования). Духа благодати оскорбляет См. пояснения к 6:4 и 9:14.Тот же самый титул употреблен в Зах. 12:10. Отрицание Христа оскорбляет Дух, Который действовал через Него (Мф. 12:31, 32), и Который свидетельствовал о Нем (Ин. 15:26; 16:8‑11).
10:30 Цитата из Втор. 32:35, 36 (ср. Пс. 134:4; Рим. 12:19).
10:31 Бога живого См. пояснение к 3:12.
10:32‑39 В этом разделе в противовес вышеупомянутому суровому предупреждению дается слово ободрения (ст. 19‑31). Автор говорит, что прошлый опыт евреев должен стимулировать их, близость награды должна их укреплять, а страх не угодить Богу должен охранить их от возвращения к иудаизму.
10:32 Вспомните Это слово означает здесь вернуться в мыслях к прошлому и что‑то детально восстановить в памяти, а не просто вспомнить (ср. Деян. 5:41; 2Кор. 7:15). просвещены См. пояснение к 6:4 (ср. «познание истины» в ст. 26). великий подвиг Слово, употребленное здесь, нигде больше не встречается в Новом Завете. Это пример спортсмена, борющегося в трудном соревновании (ср. 2Тим. 2:5). После своего просвещения они пострадали (ст. 33), обиделись и начали отходить (см. пояснения к Мф. 13:20, 21).
10:33 зрелищем Подразумевается театр и актеры на сцене, где их всякий может видеть. В этом контексте значит выставление на поношение и насмешки (ср. 1Кор. 4:9). в других Эти необращенные евреи чуть не подверглись гонениям, затронувшим их знакомых верующих. Возможно, они и на самом деле пострадали за это отождествление, даже потеряв имущество, но все еще не отвернулись, так как по‑прежнему были заинтересованы в небесной участи (ст. 34). В Новом Завете есть примеры людей, которые с готовностью шли на возможный арест и беды, так как они хотели помочь тем, кто страдал за свою веру. Удивительно, но однажды таковыми оказались даже фарисеи: они предупредили Иисуса о покушении на Него Ирода (Лк. 13:31). Среди тех, кто может быть приведен в качестве примера помогавшим гонимым, можно назвать Онисифора (2Тим. 1:16‑18).
10:34 моим узам Это одна из причин, по которым автором послания считается апостол Павел (ср. Еф. 3:1; 2Тим. 1:8). Однако многие другие христиане также были заключены в тюрьму. приняли с радостью Ср. Деян. 5:41; 16:24, 25; Рим. 5:3; Иак. 1:2. имущество лучшее и непреходящее См. пояснение к 9:15 (ср. Мф. 6:19, 20; 1Пет. 1:4).
10:35 не оставляйте Из‑за временных гонений они подверглись искушению перестать отождествлять себя с Христом и с христианами, и отступить (ср. ст. 23; Втор. 32:15, 18). воздаяние Они ближе, чем когда бы то ни было, к вечному воздаянию. Не время поворачивать назад.
10:36 исполнив волю Божию Т.е. полностью довериться Христу и жить по воле Отца. См. пояснения к Мф. 7:21‑27; Иак. 1:22‑25; ср. Ин. 6:29. получить обещанное См. пояснения к 4:1; 6:12; 9:15. Если они сохранят Новый Завет и будут уповать лишь на Христа, они обретут обещанное спасение.
10:37, 38 Смутный намек на Ав. 2:3, 4 (ср. Рим. 1:17; Гал. 3:11) начинается фразой, взятой из Ис. 26:20. Это второе упоминание места из книги Исаии (ср. ст. 27), что является частью песни спасения. Место в Ис. 26 или его более широкий контекст (Ис. 24–27), возможно, стоят на первом месте у автора. Цитата из книги Аввакума значительно изменена, так что это, скорее всего, толкование, основанное на других ветхозаветных идеях и контекстах. Место Ав. 2:4, 5 – описание гордых, которые не живут верой. Это именно гордецы, которые самонадеянны, и которые не могут понять необходимость терпения, выносливости и доверия к Богу. Гордый еврей будет отвержен, если он не будет использовать веру, будет осужден вместе с другими народами.
10:38 Праведный верою жив будет См. пояснение к Рим. 1:17. Здесь вера противопоставляется отступничеству. Это обзор последующей главы. Именно вера угодна Богу. Человек, который отходит от познания благой вести и веры, доказывает свое отступничество.
10:39 колеблющихся на погибель Автор выражает уверенность, что верующие читатели («мы») не будут среди тех, кто отпадет на погибель. Отступники отойдут от Христа, но есть те, которые близки к уверованию, которых можно вытащить «из огня» (ср. Иуд. 23). «Погибель» обычно употребляется в Новом Завете для выражения вечного наказания или осуждения неверующих (ср. Мф. 7:13; Рим. 9:22; Флп. 1:28; 3:19; 1Тим. 6:9). Иуда и человек греха названы «сынами погибели» (семитское значение; Ин. 17:12; 2Фес. 2:3). спасению души Сохранность от будущего разрушения – вот значение слова «спасение» в этом контексте. В контексте Ис. 26:20, 21 (ст. 19) эсхатологическое будущее спасение включает воскресение из мертвых. Автор соединяет веру и воскресение на примере Авраама (11:19).