Послание к ефесянам толкование лопухин
Глава VI
Отношение детей к родителям и родителей к детям (1–4). Отношения между господами и рабами (5–9). Борьба христиан с злыми духами (10–20). Заключение (21–24)
Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» ( Исх.20:12 ) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского ( «тебе» ), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций. – Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка.
Более обстоятельное изображение послушания, какое должен раб-христианин оказывать своему господину.
Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа ( Мф.24:46, 47 ). Такое обещание награды именно от Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной степени оценивались его господином.
«Наконец» – правильнее: «в остальном», «что касается остального». Ап., очевидно, многое бы хотел сказать ефесянам, но все это многое он сосредоточивает в следующем далее увещании – запастись достаточными силами для борьбы с духами злобы, для которой они должны находить помощь у Господа Иисуса Христа.
В частности, Ап. просит у ефесян молитв о нем самом, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями, чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется другим посланникам выражать желания приславших их царей.
В заключении Ап. сообщает читателям, что подробности о положении Апостола в Риме сообщит им Тихик (см. Деян.20:4 ). – «Неизменно» – εν αφθαρσία – нетленно. Любовь ко Христу должна быть неистленная, неподдающаяся никаким разрушающим влияниям.
По Эвальду, это – «заповедь «первостепенная» во всем ветхозаветном обетовании» ( εν επαγγελία ), т. е. в откровении В. Завета
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Ефесянам 1 глава
Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23)
Еф.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
Еф.1:2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. — «Волею Божиею» — см. 1Кор.1:1. — «Апостол Иисуса Христа» — см. 1Пет.1:1. — «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. — «Благодать и мир» — см. Рим. 1и 1Пет.1:2. — «Отца нашего» — см. Мф.6:9.
Еф.1:3-14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом — даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства.
Еф.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
«Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3. Ап. прежде всего говорит с Еф.1по Еф.1о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, — Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, — «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». — «Духовным», — т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. — «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).
Еф.1:4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
«Благословение» — это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как — по греч. стоит κατώς собственно: cогласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28). — «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. — «Святы и непорочны» — не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. — «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. — «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться («избрал»).
Еф.1:5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
«Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» — см. Рим.8:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. — «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх.4:22; Втор.14:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал.4:7). — «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.
Еф.1:6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
«В похвалу». Нельзя сказать, что Бог имел прямой целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. — «Славы благодати». Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». «Благодать», т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. — «Которою Он облагодатствовал нас». Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь «облагодатствовал», т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. 1:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, — конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. — «В Возлюбленном». Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленного нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. Еф.6:24).
Еф.1:7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. — Во Христе («в Котором» — относится к выражению Еф.1:5: «чрез И. Христа») «мы имеем искупление» (о значении этого слова см. Рим.3:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждого из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф.26:28; Лк.1:77; Рим.5:1). Но то и другое соответствует («по богатству») богатой благодати Божией: благодать Божия — это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.
Еф.1:8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
«Каковую Он в преизбытке даровал нам». Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. 1:3) дарована нам в виде «всякого рода премудрости и разумения». Под «премудростью» нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под «разумением» — способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.
Еф.1:9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну — тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.
Еф.1:10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
В чем же состояла эта тайна? «В устроение полноты времен», т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения («соединить под главою — Христом» — ανακεφαλαιοῦν собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного «восстановления» вообще чуждо Новому Завету).
Еф.1:11. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
Еф.1:12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы «стали наследниками», т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. — «Дабы послужить..». Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. — «Ранее уповали на Христа». Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.
Еф.1:13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. — «В Нем», т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав «слово истины» или «благую весть» о своем спасении, уверовали в эту весть («уверовав в него», т. е. во Христа — перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ῶ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.9:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян.2) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.
Еф.1:14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
«Который есть залог наследия нашего». Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос («наследие свое»), т. е. небесную славу. — «Для искупления удела Его». Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение «удела» Божия или общества верующих. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.
Еф.1:15-23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь. Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды. Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.
Еф.1:15. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
«Посему», т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. Еф.1 и сл.). — «И я» — подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. — «Услышав» — по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. — «Ко всем святым» — ко всем христианам.
Еф.1:16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
Еф.1:17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. — «Бог Господа», т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. — «Отец славы» — Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.2:8). — «Духа премудрости и откровения». Дух Св. уже принадлежит христианам (Еф.1:13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал. » лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». «Премудрость» — см. Еф.1:8. — «Откровения» — конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.2:10). — «К познанию Его» — точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.
Еф.1:18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
«И просветил..». В области ведения о Боге («в познание Его» — Еф.1:17) пусть Ефесяне обладают «просвещенными очами сердца», т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души («сердце» — центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим.10:10) познают Бога. — «Дабы вы познали..». Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, «в чем состоит надежда призвания Его», т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим.8:24). — «И каково богатство..». Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это — «наследие» Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии («для святых» — точнее: «среди святых». «Святые» — здесь в собственном смысле, а не вообще христиане).
Еф.1:19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. — «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).
Еф.1:20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11) и посадил Его — как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) — на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1).
Еф.1:21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. — «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). — «Век сей» — время до второго пришествия Христа, а «век будущий» — будущая жизнь.
Еф.1:22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
См. Пс.8:5-7. — «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим.5:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего.
Еф.1:23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее «телом Христовым». Христос есть голова, а Церковь — тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни. — «Полнота наполняющего все во всем». Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви — (полнота — πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении («полнота» — то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила, а не о том, что она сама дает. — «Наполняющего все во всем». По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πᾶσιν (по-русски: перев. во всем) как мужской род и видеть здесь указание на отдельные лица — на членов Церкви, а под выражением «все» (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: «Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющего. » всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (Еф.4:13).
комментарии Лопухина на послание к Ефесянам, 1 глава
Глава IV
О единстве в Церкви (1–16). Нравоучительные наставления общего характера (17–32)
Апостол, как узник в Господе (см. Еф.3:1 ), увещевает ( παρακαλῶ по-русски менее удачно: «умоляю» ), в виду всего сказанного о величии христианства ( «итак» – οῦν ), читателей жить так, как обязывает их жить их высокое призвание, какого они удостоились от Бога.
Этот стих представляет возражение, которое предполагает со стороны некоторых читателей Апостол. «Единству членов Церкви – могли сказать ему – мешает то обстоятельство, что одному из одаренных благодатными дарованиями членов общины Ефесской дано одно – высшее – дарование, другому – низшее. Где же тут единство?»
Здесь речь идет не о диаволе-сатане, а о клеветнике ( διάβολος может иметь и такое значение ср. Лк.16:1 ). Если же понимать это место в смысле предупреждения от опасности подчиниться во гневе влиянию диавола, то это наставление будет слишком общим, так как и во всех случаях наших грехопадений мы даем место внушениям диавола. Между тем при нашем толковании этот стих является вполне подходящим заключением для наставления предыдущего стиха: во гневе, который мы поддерживаем в себе против кого-либо, мы, пожалуй, дадим веру всяким изветам злых людей против тех, на кого гневаемся.
«Вер у» в Сына Божия имеют все христиане, но «познани е» о Сыне Божием далеко не у всех одинаковое (ср. Еф.1:17 )
Точнее это место нужно перевести так: «чтобы не быть нам более неопытными детьми ( νήπιοι ), которые легко могут быть (подобно легкому челноку) унесены всяким неожиданным порывом ветра учения (неожиданно появившимися новыми учителями веры), – не оставаться такими детьми при той игре в кости ( εν τή κυβεία ), какую ведут со всею хитростью ( εν πανουργία ) люди, приходящие в соприкосновение с христианами, чтобы ловкими перестановками слов и понятий ( προς την μεθοδείαν ) прельстить людей неопытных и поставить их на путь заблуждения ( τῆς πλάνης ). Ап. мог видеть, как сторожившие его солдаты упражнялись в игре в кости и потому у него сложился выше приведенный образ
Ап. вероятнее всего имеет здесь в виду рабов, у которых, действительно, как свидетельствуют древние писатели, воровство вошло в привычку. Что Ап. говорит именно о рабах, об этом можно заключать и из того, что он убеждает воров не к возвращению похищенного или растраченного имущества, но требует от них усиленной работы на пользу бедных членов Церкви: очевидно, что воры не имели собственного имущества, которым могли бы возместить причиненный другому с их стороны ущерб, и что они могли загладить свой проступок только своими трудами – в то время, какое у них оставалось свободным от их служения господам, напр., в ночное время, какое давалось рабам для отдохновения. Отсюда мы можем вывести и такое заключение, что в первенствующей христианской Церкви взносы на нужды бедняков получались не только от людей зажиточных, но и от самых последних рабочих
Некоторые слишком расширяют понятие «гнило го слов а» и полагают, что Ап. здесь воспрещает всякие бессодержательные речи, которые ведутся просто для провождения времени. Так Майер говорит: «для Апостола слова наших уст являются ясным отражением и обнаружением нашей внутренней, душевной, жизни. И такие бесполезные (гнилые) слова суть для него доказательство того, что «внутренний человек» говорящего болен, что он – не таков, каким должен бы быть, если бы он был исполнен божественной жизни. И такой взгляд совершенно правилен. Ибо кто своим сердцем находится в действительном общении с Богом, тот подчиняет все свои мысли, речи и поступки воле Божией. Тот же, кто чувствует удовольствие, слыша шутки всякого рода, показывает этим, что он пустой и поверхностный человек» (посл. к Ефес). Рассуждение Майера нельзя не признать слишком строгим и крайним. Ведь веселая шутка часто разгоняет дурное настроение человека и оживляет энергию к деятельности: достаточно указать на влияние шуток, какие допускали себе полководцы по отношению к солдатам во время тяжких военных переходов. Ведь дальше и Апостол говорит, что мы должны говорить то, что может содействовать назиданию или, точнее, созиданию человека, а современная педагогия утверждает, что характер воспитанника образуется не только путем постоянно серьезных наставлений и увещаний со стороны воспитателя, но также и прилично-веселою шуткою или веселым рассказом. Следов., Апостол не мог отвергать совершенно того, что может служить на истинную пользу человека: он только своим увещанием обращает наше внимание на то, что все наши речи и разговоры не должны заходить за пределы дозволенного христианской моралью
Некоторые (напр.Богдашевский) полагают, что Ап. имеет в виду только возможные в будущем пороки каким может подвергнуться Ефесская церковь. Но с таким предположением нельзя согласиться. Зачем бы Апостол стал тратить время на обличение тех недостатков каких еще не существовало? Разве в жизни Ефесской церкви все было настолько благополучно, что Апостолу не оставалось в чем упрекнуть читателей? Едва ли это возможно предположить.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»