Послание к ефесянам толкование макартура
Комментарии МакАртура: послание к Ефесянам | глава 3
3:1 Для сего‑то Здесь эта фраза возвращает к истинам о единстве верующих, о которых Павел только что говорил, а в ст. 14 она вводит его молитву. узником Иисуса Христа Хотя Павел около двух лет был узником в Кесарии и два года в Риме, он не считал себя узником какого‑либо правительства или человека. Он знал, что находится во власти Христа, и вся его жизнь была в руках Господа. Он претерпел узы за проповедь язычникам. См. 2Кор. 4:8‑15.
3:2‑13 В этом месте Павел прерывает свою мысль, начатую в ст. 1, и еще раз обращается к истинам, которые он только что изложил. Он вынужден утверждать свои полномочия для проповеди единства иудея и язычника во Христе (ст. 2‑7) – эту новую и важную истину, которая, несомненно, была трудна для понимания и принятия ефесянами.
3:2 домостроительстве… данной мне «Домостроительство» означает управление домом и хозяйством. Домостроительство или апостольское служение не были выбором Павла. Бог Сам призвал и наделил его духовными дарами, способностями, знанием и властью для апостольского служения язычникам (см. Деян. 9:1‑19; 1Тим. 1:12, 13; ср. Рим. 15:15, 16; 1Кор. 4:1; 9:16, 17; Гал. 2:9).
3:4 тайны Христовой См. пояснения к 1:9‑12; 2:11, 12; Мф. 13:11; 1Кор. 2:7; Кол. 4:3. В Новом Завете раскрывается много сокрытых истин, которые называются тайнами,. Вот одна из них: иудей и язычник в Мессии соединяются в одном Теле. Для описания других тайн см. пояснения к 1Кор. 15:51; Кол. 1:27; 1Тим. 3:16. Павел не только пишет о тайне, что во Христе иудей и язычник становятся одним в очах Божиих и в Его Царстве и семье, но также объясняет эту истину. Он понимает, что духовное знание должно предшествовать практическому применению. То, что неправильно понято, не может быть правильно применено.
3:5 не была возвещена прежним поколениям Хотя Бог и пообещал всеобщее благословение через Авраама (Быт. 12:3), полный смысл этого обетования стал ясным, когда Павел написал Гал. 3:28. В Ис. 49:6 предсказывалось спасение всем народам, но именно Павел написал об исполнении этого обещания (Деян. 13:46, 47). Павел раскрыл истину, которую не понимали даже величайшие пророки: в Церкви, состоящей в едином Теле из всех спасенных со времен Пятидесятницы, не будет никаких расовых, социальных или духовных различий.
3:6 язычникам быть сонаследниками Это общий вывод из 2:11‑22. См. пояснения к 1Кор. 12:12, 13; Гал. 3:29.
3:7 служителем сделался Никто не может сделать себя служителем (буквально слугой) Божиим, потому что прерогатива давать призвание, слово, труд и истинное служение принадлежит одному только Богу. См. Деян. 26:16; 1Кор. 15:10; Кол. 1:23, 25, 29.
3:8 наименьшему из всех святых В свете совершенной Божьей праведности самооценка Павла не является напускным принижением, а простой честностью. Он знал себе цену. См. 1Тим. 1:12, 13 (ср. Суд. 6:15, 16; Ис. 6:1‑9). неисследимое богатство Христово Т.е. все истины Божьи, Его благословения, все что Он представляет и имеет (ср. 1:3; Кол. 2:3; 2Пет. 1:3).
3:9 домостроительство тайны См. пояснения к ст. 4, 5.
3:10 начальствам и властям Т.е. ангелам – как святым, так и падшим (1:21; 6:12; см. пояснение к Кол. 1:16). Бог через Церковь являет Свою славу всем Ангелам. Святые Ангелы радуются (см. Лк. 15:10; ср. 1Пет. 1:12), ибо они являются частью Церкви (см. 1Кор. 11:10; Евр. 1:14). Даже падшие ангелы видят славу Божью в спасении и сохранении Церкви, хотя они не имеют желания или способности славить Бога. на небесах Как в 1:3 и в 6:12, здесь речь идет о всей сфере обитания духовных существ.
3:11 предвечному определению Высшее определение Церкви состоит в прославлении Бога, включая явление Его мудрости перед Ангелами (ст. 10), которые тогда еще больше славят Его.
3:12 надежный доступ Каждый приходящий ко Христу в вере может приходить к Богу в любое время не с самоуверенностью, но с уверенностью во Христе. См. пояснения к Евр. 4:15, 16.
3:13 скорбях… ваша слава Через испытания и страдания Бог созидает славу. См. пояснение к Рим. 8:18.
3:14 Для сего Павел повторяет сказанное в ст. 1 (см. пояснение там же), начиная свою молитву. Благодаря своему новому состоянию во Христе, описанному в гл. 2, верующие имеют духовную жизнь (ст. 5), они объединяются в Божью семью (ст. 19), и как Церковь они составляют обитель Божью, построенную на словах и делах Апостолов и пророков (ст. 20‑22). преклоняю колени мои Эта фраза не содержит указания физического свойства о положении во время молитвы, она предполагает состояние смирения, почтения и глубокого благоговения (ср. Езд. 9:5, 6; Пс. 94:1‑6; Дан. 6:10; Деян. 20:36).
3:15 именуется всякое отечество на небесах и на земле Павел не говорит о всеобщей роли Бога как Отца и о всеобщем братстве людей (ср. Ин. 8:39‑42; 1Ин. 3:10). Он просто подразумевает верующих всех исторических эпох: тех, которые умерли (на небесах), и тех, которые живут (на земле).
3:16 даст вам Почти все молитвы Павла посвящены духовному благополучию других (ср. Флп. 1:4; Кол. 1:9‑11; 1Фес. 1:2). по богатству славы Своей Эти богатства безграничны и доступны каждому верующему. утвердиться Духом Его во внутреннем человеке Особенностью каждого христианина, подчиняющегося Божьему Слову и Духу, является духовная сила. Она не припасена для какого‑то особого класса христиан, а принадлежит всем, кто свой дух и разум приучает к тому, чтобы прилежно изучать Слово, понимать Слово и жить Словом. Хотя внешний (физический человек) с возрастом слабеет (ср. 2Кор. 4:16), внутренний (духовный человек) должен укрепляться через Святой Дух, Который будет давать послушному христианину силы, обновление и способности (ср. Деян. 1:8; Рим. 8:5‑9, 13; Гал. 5:16).
3:17 вселиться верою Имеется в виду постоянное упование верующего на Христа, осуществляющего Свое господство над ним. Христу в сердца ваши В момент спасения в каждого верующего вселяется Христос (Рим. 8:9; 1Кор. 12:13), но Он чувствует себя «как дома», находя покой и удовлетворение, только там, где сердца очищены от греха и исполнены Его Духом (ср. Ин. 14:23).
3:18 укорененные и утвержденные в любви Т.е. поставленные на твердое основание самозабвенной любви к Богу и Его народу (ср. Мф. 22:37‑39; 1Ин. 4:9‑12, 19‑21). могли постигнуть Верующий не может понять полноту Божьей любви вне подлинной любви, которую Дух привносит в его собственную жизнь. со всеми святыми Любовь как дарована (Рим. 5:5; 1Фес. 4:9), так и заповедана (Ин. 13:34, 35) каждому христианину, а не только тем, кто имеет от природы приятный характер или высокую духовную зрелость. широта и долгота, и глубина и высота Это не четыре различных свойства любви, а попытка вообразить ее бесконечность и полноту.
3:19 уразуметь… любовь Христову Это не та не любовь, которую верующие имеют ко Христу, а любовь, которую Христос влагает в их сердца перед тем, как они могут по‑настоящему и полно возлюбить Его или кого‑либо другого (Рим. 5:5). превосходящую разумение Разумение Христовой любви находится далеко за пределами возможностей человеческого ума и опыта. Она известна только детям Божиим (ср. Флп. 4:7). исполниться всею полнотою Божиею Это значит быть настолько духовно сильным, настолько исполненным дивной любви, когда в душе полностью царит Бог, и ничего не остается от своего «я». Божью полноту невозможно понять человеческим разумом, потому что даже самый духовный и мудрый верующий не может полностью постичь все величие Бога – Его могущество, величие, мудрость, любовь, милость, терпение, доброту и все Его дела. Но верующие могут ощущать величие Бога в своей жизни в результате полной преданности Ему. Здесь говорится о полноте Бога, в 4:13 – о полноте Христа, а в 5:18 – о полноте Духа. Павел молится о том, чтобы верующие были максимально подобны Богу (Мф. 5:48; 1Пет. 1:15, 16).
3:20 Когда соблюдены условия ст. 16‑19, Божья сила действует в верующих безгранично и вне их разумения.
3:21 Тому слава Только когда Его дети достаточно возрастут в вере, тогда Христос будет достойно прославлен Его Церковью.
Комментарии МакАртура: послание к Ефесянам | глава
Название
Послание адресовано церкви в городе Ефесе – столице Римской провинции Асии (Малая Азия, современная Турция). Поскольку название г. Ефеса упоминается не во всех ранних рукописях, некоторые исследователи полагают, что данное послание предназначалось для распространения по всем церквам Малой Азии и впервые попало к верующим в Ефесе.
Автор и время написания
Нет никаких оснований сомневаться в авторстве Павла. Он упоминается как автор в начальном приветствии (1:1; 3:1). Послание было написано во время заключения Павла под стражей в Риме (Деян. 28:16‑31) где‑то между 60 и 62 гг. по Р.Х., и поэтому его часто называют тюремным посланием (как и послания к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону). Возможно, оно было написано почти одновременно с посланиями к Колоссянам и к Филимону и передано через Тихика (Еф. 6:21, 22; Кол. 4:7, 8). См. во Введении к Филиппийцам: Автор и время написания, где исследуется вопрос о городе, из которого писал Павел.
Исторический фон и предпосылки написания
Похоже, что в Ефесе благая весть была впервые услышана через Прискиллу и Акилу, исключительно одаренных людей (см. Деян. 18:26), которых Павел оставил там во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:18, 19). Расположенный в устье реки Каистра (на восточном берегу Эгейского моря) город Ефес был более всего знаменит великолепным храмом Артемиды (Дианы) – одним из семи чудес света. Он был также важным политическим, образовательным и торговым центром, равным Александрии в Египте и Антиохии Писидийской в южной части Малой Азии.
Росток церкви, посаженный Прискиллой и Акилой, был впоследствии прочно укоренен Павлом во время его третьего миссионерского путешествия (Деян. 19), где он прослужил там пастором около 3 лет. После Павла общиной руководил Тимофей около полутора лет. Ему пришлось противостоять лжеучению нескольких авторитетных людей (таких, как Именей и Александр), которые были людьми почтенного возраста (1Тим. 1:3, 20). Из‑за этих людей церковь была заражена «баснями и родословиями бесконечными» (1:4) и такими чуждыми Писанию идеями, как запрет вступать в брак и не употреблять в пищу некоторые продукты (4:3). Хотя эти лжеучителя не понимали Писания, они с уверенностью распространяли свои нечестивые истолкования (1:7), которые вызывали в церкви «больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1:4). Лет тридцать спустя Христос дал Апостолу Иоанну слово для этой церкви, указав, что ее члены оставили свою первую любовь к Нему (Отк. 2:1‑7).
Исторические и теологические темы
Первые три главы носят теологический характер с изложением учения Нового Завета, в то время как три последние главы носят практический характер и сосредоточены на христианском поведении. Кроме того, в данном Послании содержатся ободрение и наставление, напоминающие верующим о бесценных благословениях в Иисусе Христе и о том, что нужно не только благодарить за эти благословения, но и жить достойной их жизнью. Несмотря на великие благословения, которые христианин имеет в Иисусе Христе (и отчасти даже из‑за них), сатана наверняка будет искушать его чувством самодовольства. Именно по этой причине в последней главе Павел напоминает верующим о духовном всеоружии, заключающемся для них в Слове Божием и Святом Духе (6:10, 17), и о необходимости быть бдительными и пребывать в постоянной молитве (6:18).
Ключевой темой послания является тайна (т.е. еще не раскрытая истина) Церкви, заключающаяся в том, чтобы «и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:6). Эта истина была полностью сокрыта от святых Ветхого Завета (ср. 3:5, 9). Все верующие в Иисуса Христа, Мессию, равны перед Господом как Его дети и граждане Его вечного Царства – вот чудесная истина, которая доступна только верующим века сего. Павел также говорит о тайне Церкви как невесте Христа (5:32; ср. Отк. 21:9).
В послании также раскрывается еще одна важная и ранее неизвестная народу Божьему истина о Церкви как о теперешнем духовном земном теле Иисуса Христа. Эта метафора описывает Церковь не как организацию, а как живой организм, состоящий из взаимозависимых и сообразных частей. Христос есть Глава тела, а Дух Святой – его живая кровь. Тело действует через правильное использование его членами различных духовных даров, ниспосланных каждому верующему свыше Духом Святым.
Другие важные темы послания посвящены богатству и полноте благословения для верующих. Павел пишет о «богатстве благодати Его» (1:7), о «неисследимом богатстве Христовом» (3:8) и о «богатстве славы Его» (3:16). Павел призывает верующих «исполниться всею полнотою Божиею» (3:19), придти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4:13) и «исполняться Духом» (5:18). Богатство во Христе основывается на: Его благодати (1:2, 6, 7; 2:7), Его мире (1:2), Его воле (1:5), Его благоволении (1:9), Его славе (1:12, 14), Его призвании и наследии (1:18), Его могуществе и силе (1:19; 6:10), Его любви (2:4), Его устроении (2:10), Его Святом Духе (3:16), Его приношении и жертве (5:2) и Его всеоружии (6:11, 13). В этом послании слово «богатство» используется 5 раз, «благодать» – 12 раз, «слава» – 8 раз, «полнота» или «исполненный» – 6 раз, ключевые слова «в Нем» или «во Христе» – 12 раз.
Проблемы толкования
В целом, теологические положения послания ясные, недвусмысленные и не вызывают серьезных споров по истолкованию. Есть, однако, несколько мест, которые требуют тщательного разбора, а именно: 1) 2:8, в котором нужно решить, являются ли спасение или вера даром; 2) 4:5, где нужно различать виды крещения и 3) 4:8, в его связи с Пс. 67:19.
План
I. Приветствие (1:1, 2)
II. Божий план для Церкви (1:3–3:13)
А. Предназначение во Христе (1:3‑6а)
Б. Искупление во Христе (1:6b‑10)
В. Наследие во Христе (1:11‑14)
Г. Источники во Христе (1:15‑23)
Д. Новая жизнь во Христе (2:1‑10)
Е. Единство во Христе (2:11–3:13)
III. Божия полнота для Церкви (3:14‑21)
IV. Божий план для подлинной церкви (4:1‑6)
V. Божий Сын одаривает и созидает Церковь (4:7‑16)
VI. Божий пример и законы для членов церкви (4:17‑32)
VII. Божьи повеления для жизни церкви (5:1‑21)
А. Поступать по любви (5:1‑7)
Б. Жить во свете (5:8‑14)
В. Поступать по мудрости и здравомыслию (5:15‑18а)
Г. Исполнение Духом Божиим (5:18b‑21)
VIII. Божьи наставления о власти и подчинении в церкви (5:22–6:9)
А. Мужья и жены (5:22‑33)
Б. Родители и дети (6:1‑4)
В. Господа и рабы (6:5‑9)
IX. Божье снаряжение для духовных битв Его детей (6:10‑17)
X. Божий призыв к молитве в церкви (6:18‑20)
XI. Прощальное благословение (6:21‑24)
Получили пользу? Поделись ссылкой!
Напоминаем, что номер стиха – это ссылка на сравнение переводов!
Комментарии МакАртура: послание к Ефесянам | глава 5
5:1 подражайте Богу У христианина нет большего призвания или цели, как подражать своему Господу (см. пояснения к 3:16, 19). Подлинная цель освящения – уподобляться Господу, служа Ему на земле (ср. Мф. 5:48). Христианская жизнь должна воспроизвести примеры, данные Спасителем и Господом Иисусом Христом, в Чей образ преображены верующие через их второе рождение (ср. Рим. 8:29; 2Кор. 3:18; 1Пет. 1:14‑16). Как дети Божьи верующие должны становиться все более похожими на своего Небесного Отца (Мф. 48; 1Пет. 1:15, 16).
5:3 блуд… любостяжание Такие грехи (см. также ст. 5) существуют как полное противоречие Божьей святости и любви. Посредством их сатана пытается расстроить чудесный Божий план и увлечь Его детей как можно дальше от Его образа и воли. Как и многие другие места Писания, этот стих показывает тесную связь между половым развратом и другими формами нечестия и жадности. Аморальный человек обязательно жаден. Такие грехи настолько противны Богу, что у мира никогда не должно быть оснований даже подозревать их присутствие у христиан.
5:4 не приличны Эти три греха, связанные с языком, включают в себя любую грязную или неразумную речь и такие же мысли. Такие грехи разрушительны для святой и благочестивой жизни; в них нужно каяться и заполнять их место выражениями благодарности Богу (ср. Кол. 3:8).
5:5 ибо знайте Павел неоднократно ранее повторял эту истину во время своего пасторского служения в Ефесской церкви. Бог никогда не мирится с грехом, которому вообще нет места в Его Царстве, как и не будет там места человеку, свыкшемуся с безнравственностью, нечистотой и жадностью (см. ст. 3), ибо такой человек не спасен (см. пояснения к 1Кор. 6:9, 10; Гал. 5:17‑21; 1Ин. 3:9, 10). Царстве Христа и Бога Ссылка на сферу спасения, где Христос правит искупленными. См. пояснение к Деян. 1:3.
5:6 обольщает вас Никакой христианин не останется безгрешным в этой жизни, и крайне опасно поддерживать уверенность в спасении у того верующего, который упорно не перестает грешить, не стыдится греха и не стремится к Божией святости и чистоте. Такого человека ожидает гнев (2:2), и верующие никак не должны быть соучастниками этому (ст. 7).
5:8 тьма… свет «Тьма» характеризует жизнь необращенных, находящихся вне истины, вне интеллектуальных и нравственных ценностей (ср. 1Ин. 1:5‑7). Царством тьмы правит «власть тьмы» (Лк. 22:53; Кол. 1:13) и направляет своих подданных в «вечную тьму» (Мф. 8:12; 2Пет. 2:17). На свою погибель грешники любят тьму (Ин. 3:19‑21). Именно от этой тьмы избавляет грешников спасение во Христе (см. пояснения к Ин. 8:12; Кол. 1:13; 1Пет. 2:9; ср. Пс. 26:1).
5:9 плод Духа Лучше перевести как в сноске на полях – «плод света». Речь идет о том, что дает хождение в свете (ср. 1Ин. 1:5‑7), а именно: сердечную радость, благочестивое поведение и верность истине (честность или чистота). См. пояснения к Гал. 5:22, 23.
5:10 Испытывайте, что благоугодно Богу Пробуйте и доказывайте ясными и убедительными фактами, что действительно славит Бога. Когда верующие ходят во свете истины, раскрывается и знание о воле Божией. См. Рим. 12:1, 2, где Павел говорит то же самое, утверждая, что только представив себя в живую жертву Богу, мы можем познать Его благую волю. Здесь также идет речь о гарантии спасения (см. 1Пет. 1:5‑11).
5:11 и не участвуйте в… делах тьмы Павел говорит ясно и прямо: христиане должны верно жить в благочестии и чистоте и не иметь ничего общего со злыми путями и делами сатаны и мира. Два образа жизни неизменно противостоят друг другу и являются взаимоисключающими. Ср. 1Кор. 5:9‑11; 2Кор. 6:14‑18; 2Фес. 3:6, 14. но и обличайте Долг христианина не останавливаться на собственном отвержении зла. Он должен также обличать тьму и постоянно противостоять ей, особенно если она проникает в Церковь. См. пояснения к Мф. 18:15‑17; Гал. 6:1‑3.
5:12 стыдно и говорить Некоторые грехи настолько мерзки, что от них нужно убегать при первом же соприкосновении с ними и даже не упоминать о них, не обсуждать их, за исключением случаев, когда нужно возразить или противостать им. Даже простой разговор о них может быть вредным. Зло обличается положительным провозглашением чистой истины в свете Слова (ср. Пр. 6:23; 2Тим. 3:16).
5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть Возможно, эта фраза должна быть частью ст. 14, и ее лучше перевести как «ибо свет делает видимым все». Чистый и яркий свет Божьего Слова обличает все тайны греха.
5:14 Цитируя Ис. 60:1, Павел провозгласил приглашение к спасению неспасенным для того, чтобы они превратились из детей тьмы в детей Божьего святого света (ср. Пр. 4:18). Возможно, эти слова были строчкой Пасхального гимна в ранней Церкви, исполнявшегося для приглашения неверующих. В них содержится главная мысль Евангелия. Ср. призывы в Ис. 55:1‑3, 6, 7 и в Иак. 4:6‑10.
5:15 осторожно, не как неразумные, но как мудрые Это слово означает «точно или аккуратно, с большой осторожностью (ср. Пс. 1:1; Мф. 7:14). Жить нравственно значит жить мудро. Библейское слово «неразумный» означает не столько недостаток ума, сколько неверие и вытекающие из него гнусные поступки (Пс. 13:1; Рим. 1:22). Неразумный живет вне Бога и против Божьего закона (Пр. 1:7, 22; 14:9) и не может постичь истину (1Кор. 2:14) или свое подлинное состояние (Рим. 1:21, 22). Разумеется, верующие должны избегать неразумного поведения (см. Лк. 24:25; Гал. 3:1‑3).
5:16 дорожа временем В греческом языке эквивалент слова, переведенного как «время», означает установленную, измеренную, назначенную пору. Большую часть нашего пребывания на этой грешной земле мы должны посвящать делу Божьему, используя каждую возможность для прославления и служения (см. пояснение к 1Пет. 1:17), помня о краткости жизни (Пс. 38:5, 6; 88:47, 48; Иак. 4:14, 17).
5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия Познание и разумение воли Божьей через Его Слово и есть духовная мудрость. Например, воля Божия открыта нам в том, что люди должны быть спасены (1Тим. 2:3, 4), исполнены Духом (ст. 18), освящены (1Фес. 4:3), покорны (1Пет. 2:13‑15), сострадательны (1Пет. 2:20) и благодарны (1Фес. 5:18). Иисус есть наивысший пример для всех (см. Ин. 4:4; 5:19, 30; 1Пет. 4:1, 2).
5:18 И не упивайтесь вином Хотя Писание неуклонно осуждает всякое пьянство (см. пояснения к Пр. 23:20, 21:29‑35; 31:4, 5; Ис. 5:11, 12; 28:7, 8; ср. 1Кор. 5:11; 1Пет. 4:3), из контекста ясно, что Павел говорит здесь особенно о пьяных оргиях, которые были составной частью многих языческих обрядов того времени. Их предназначением было вызывать исступленное состояние для общения с божествами. Павел говорит об этом словами «чаша бесовская» (см. пояснения к 1Кор. 10:20, 21). но исполняйтесь Духом См. пояснения к Деян. 2:4; 4:8, 31; 6:3. Подлинное общение с Богом вызывается не пьянством, а Святым Духом. Павел не говорит о живущем в нас Святом Духе (Рим. 8:9) или о Христовом крещении Духом Святым (1Кор. 12:13), потому что исполнение и крещение Духом христианина происходит в момент спасения. Скорее он дает верующим заповедь постоянно жить под влиянием Духа, подчиняясь власти Слова (см. пояснение к Кол. 3:16), живя чистой жизнью, исповедуя всякий познанный грех, умирая для себя, подчиняясь воле Божией и завися от Его власти во всем. При исполнении Духом вся жизнь проходит в осознанном присутствии Господа Иисуса Христа, Его разум господствует через Слово над всеми помыслами и поступками. Быть исполненным Духа значит поступать по Духу (см. пояснения к Гал. 5:16‑23). Христос дал пример именно такой жизни (Лк. 4:1).
5:19‑21 В этих стихах даются заключительные наставления об исполнении заповеди о жизни по Духу, а именно: пении псалмов, благодарении и повиновении друг другу. Остальная часть послания содержит наставления, основанные на послушании этой заповеди.
5:19 назидая самих себя Это то, что делают открыто. См. Евр. 2:12; ср. Пс. 32:1; 39:4; 95:1, 2; 149:1; Деян. 16:25; Отк. 14:3. псалмами Имеются в виду псалмы Ветхого Завета, положенные на музыку, а также вокальная музыка вообще. В ранней Церкви пели Псалмы. славословиями Возможно, песни хвалы или гимны, которые отличались от псалмов, возвышающих Бога, тем, что в них главное внимание уделялось Иисусу Христу. песнопениями духовными Возможно, песни личного характера, выражавшие истины благодати и спасения во Христе. поя и воспевая Это выражение буквально означает «перебирать струны инструмента», поэтому оно могло относиться в основном к инструментальной музыке, хотя включало также и вокал. в сердцах ваших Господу Не только для других, но и для себя. Сам Господь является как Источником, так и Слушателем поющего сердца. То, что такая музыка приятна Богу, видно из церемонии освящения храма, когда после пения слава Господня наполнила дом Божий (2Пар. 5:12, 14).
5:20 Благодаря всегда за все См. пояснение к 1Фес. 5:18; ср. 2Кор. 4:15; 9:12, 15; Флп. 4:6; Кол. 2:7; Евр. 13:15. Благодарность верующих воздается Богу за то, Кто есть Бог и за то, что Он сделал через Своего Сына, их Спасителя и Господа.
5:21 повинуясь друг другу Павел здесь переходит к изложению своего учения об отношениях подчинения в церкви (5:22–6:9), недвусмысленно указывая на то, что каждый исполненный Духа христианин, должен быть смиренным и покорным. Это основополагающее из всех взаимоотношений, упомянутых в этом разделе. Ни один верующий не может возноситься над другим верующим. Они абсолютно одинаковы перед Богом (Гал. 3:28). в страхе Божием Постоянное почитание верующим Бога является основой его смирения перед другими верующими. Ср. Пр. 9:10.
5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям Установив всеобщий принцип повиновения (ст. 21), Павел сначала говорит о жене. Это повеление относится к любой христианке, независимо от ее способностей, образования, познания Писания, духовный зрелости или любых других качеств в сравнении с соответствующими качествами ее мужа. Повиновение заключается не в праве мужа отдавать распоряжения, а в доброй воле и любви жены. Слова «своим мужьям» ограничивают круг ее подчинения одному мужу, которого Бог поставил над нею, в то же время слово «своим» четко указывает, что ее муж принадлежит лично ей (Песн. 2:16; 6:3; 7:10). Она повинуется человеку, которым она обладает. как Господу Поскольку послушная и духовная жена свое наивысшее повиновение являет Господу, ее повиновение является проявлением любви к Господу и исполнением Его воли в послушании мужу, независимо от его личных достоинств и духовного состояния. Ср. ст. 5‑9.
5:23 муж есть глава… Христос глава Исполненная Духом жена понимает, что ведущая роль мужа не просто заповедана Богом, она отражает ведущую роль любящего Христа в Церкви. См. пояснение к 1Кор. 11:3; ср. 1:22, 23; 4:15; Кол. 1:18; Тит. 2:4, 5. Спаситель Как Господь оберегает Свою Церковь от опасностей греха, смерти и ада, так и муж обеспечивает, защищает, хранит и любит свою жену, что при ее повиновении приносит ей благословение. Ср. Тит. 1:4; 2:13; 3:6.
5:25 любите своих жен После того, как установлено главенство мужа (ст. 22‑24), акцент переносится на главную обязанность мужей перед своими женами – любить их такой же глубокой, самозабвенной и жертвенной любовью, которую Христос имеет к Своей Церкви. Ради Нее Христос отдал все, что имел, включая Свою собственную жизнь, и это – пример для жертвенной любви мужа к своей жене. Ср. Кол. 3:19.
5:26, 27 освятить… очистив… свята… непорочна Так Господь любит Свою Церковь. Спасительная благодать делает верующих святыми посредством Слова Божия (Тит. 2:1‑9; 3:5), чтобы они могли стать чистой невестой. От мужей требуется очищающая любовь к своим женам, каковую являет Христос к Своей Церкви. Поскольку Божья любовь стремится полностью очистить своих любимых от всякого вида греха и зла, муж‑христианин не должен даже допускать мысли о чем‑либо греховном в жизни своей жены, чтобы не огорчить Бога. Более всего муж должен желать для жены того, чтобы она совершенно уподобилась Христу, поэтому он должен вести ее к чистоте. См. пояснение к 2Кор. 11:23.
5:28 как свои тела Здесь с особой остротой подчеркивается единство, которое должно характеризовать христианский брак. Христианин должен заботиться о своей жене так, как он это естественно делает в отношении самого себя (ст. 29), и даже больше, потому что он должен проявлять самоотверженную любовь (ср. Флп. 2:1‑4). любящий свою жену любит самого себя В конечном итоге, любящий свою жену муж получает большое благословение для себя от нее и от Бога.
5:29 питает и греет Здесь говорится об ответственности мужа за удовлетворение нужд жены в двух аспектах: нужно помогать духовному росту жены во Христе, а также заботиться о ее благополучии и безопасности.
5:30 члены тела Его Господь заботится о Своей Церкви, потому что Церковь тесно и неразрывно связана с Ним. Если бы Он не заботился о Своей Церкви, Он бы преуменьшил Свою славу, которую Церковь воздает Ему хвалой и послушанием. Так и в браке, муж и жена настолько соединены друг с другом, что составляют одно целое. Заботясь о ней, он заботится о себе (ст. 29).
5:31 Цитата из Быт. 2:24 (см. пояснение там же). Павел акцентирует внимание на Божьем предназначении брака, учрежденного Богом при сотворении мира, подчеркивая его прочность и единение. Брачный союз является тесным (интимным) и нерасторжимым. Слово, переведенное как «прилепится» и использовавшееся для описания чего‑то крепко склеенного или скрепленного друг с другом, придает особое значение прочности союза (см. пояснения к Мал. 2:16; Мф. 19:6‑9).
5:32 Тайна сия велика В Новом Завете «тайна» означает некоторую реальность, упомянутую в Писании, но ранее сокрытую, а теперь открытую для понимания. Брак – это священное отражение удивительной и прекрасной тайны союза между Мессией и Его Церковью, совершенно неизвестной до Нового Завета. См. пояснения к 3:4, 5; Мф. 13:11; 1Кор. 2:7.
5:33 каждый из вас Святость любви между верующими супругами должна быть видимым выражением любви между Христом и Его Церковью.