Поступай как будто это сон

Чем опасен сонный паралич, и почему он возникает?

Сонный паралич – нередкое явление, и столкнувшиеся с ним люди дают схожие описания. Сразу стоит сказать, что это не заболевание или недуг, которым страдают психически нездоровые люди. Такой феномен может случиться с каждым. Что такое сонный паралич простыми словами, каковы причины его возникновения, и чем он опасен – об этом в нашей новой статье.

Поступай как будто это сон. shutterstock 613107443. Поступай как будто это сон фото. Поступай как будто это сон-shutterstock 613107443. картинка Поступай как будто это сон. картинка shutterstock 613107443. Сонный паралич – нередкое явление, и столкнувшиеся с ним люди дают схожие описания. Сразу стоит сказать, что это не заболевание или недуг, которым страдают психически нездоровые люди. Такой феномен может случиться с каждым. Что такое сонный паралич простыми словами, каковы причины его возникновения, и чем он опасен – об этом в нашей новой статье.
Злые духи, шаманы или демоны – кто виновник сонного паралича?

В издании The Journal of Nervous and Mental Disease 1942 года доктора медицины описали один интересный случай. Рассказывала женщина, которой на тот момент было 69 лет. Сонный паралич преследовал ее с самого детства. После пробуждения она часто не могла двигаться и говорить. Лишь иногда получалось приоткрыть глаза и видеть происходящее. Все попытки бороться с этим состоянием оказывались безуспешными. Помогали только прикосновения: когда кто-то дотрагивался, тогда сонный паралич исчезал. Эта женщина смогла научить своих детей выводить ее из этого состояния. Когда они замечали, что она не может пошевелиться, то просто дотрагивались до нее, и все проходило. Чаще приступы паралича случались ночью, иногда несколько раз в неделю, а иногда – раз в несколько месяцев. В некоторых случаях это происходило и после дневного сна.

С сонным параличом, согласно некоторым исследованиям, сталкивалось около 8% людей. Каждый человек, просыпаясь, становился неспособным не только пошевелиться, но и попросить о помощи, или даже издать какой-то звук. Длительность паралича может доходить до нескольких минут, но и за этот короткий промежуток времени человек, будучи неспособным управлять своим телом, может изрядно испугаться. Именно в этом состоит главная опасность сонного паралича. Особенно учитывая, что данное состояние нередко сопровождается слуховыми галлюцинациями или видениями – звонким свистом, шагами в доме, голосами, чьим-то дыханием и передвигающимися тенями. По словам некоторых, можно ощутить тяжесть на уровне груди, словно что-то давит.

О сонном параличе говорят еще с давних времен. Первый случай был задокументирован в XVII веке в медицинском трактате голландского врача Исбранда ван Димербрека. Его пациенткой была 50-летняя женщина. Врач описывал рассказ женщины так: порой она верила, что на ней лежит демон и держит ее, когда та пыталась заснуть. Иногда ей казалось, что на груди лежит собака или вор, и не дают ей говорить или дышать. А при попытке сбросить их не получалось шевелиться.

В фольклоре разных стран о сонном параличе отзываются по-своему. Именуют его по-разному, но связывают с паранормальным миром. Узнавали это из древних манускриптов. В Японии принято было считать, что мстительный дух – виновник всех мучений людей, он душит врагов. В нигерийской культуре – это демон в женском обличии. В бразильском фольклоре есть персонаж Писадейра – старуха, которая бродит ночами по крышам и мешает тем, кто лег спать на спине на полный желудок. Канадские эскимосы верили, что все это – проделки шаманов, которые отбирают у человека способность двигаться. Есть такой персонаж и в славянской мифологии: мара – призрак, приносящий с собой жуткие сны, не дающий спать по ночам, наваливаясь сверху на людей. В мифологии европейских стран паранормальные явления схожи.

Научное объяснение сонного паралича

С научной точки зрения объяснить состояние, сопровождающееся неспособностью двигаться, было нелегко, и лет 100-200 назад, когда бытом правила религия в параличе обвиняли сверхъестественных существ.

Наука делит галлюцинации на три типа: незваный гость, необычные телесные переживания, инкуб. При первом типе человек испытывает страх и неприятное ощущение присутствия, сопровождающееся слуховыми и визуальными галлюцинациями. Под необычными телесными переживаниями имеют в виду ощущение, словно человек вышел из тела и может смотреть на себя со стороны. А инкуб – это ощущение давления на грудь и сильной одышки.

Сонный паралич нельзя назвать хронической болезнью. Скорее, это неприятный эпизод из жизни человека, оставляющий плохие воспоминания, в большинстве случаев заставляющий испытывать страх.

С данной проблемой сталкиваются почти 32% пациентов психиатрических клиник. Больше свидетелей паралича среди пациентов с паническим расстройством – 34,6%. При исследовании, проводимом в США, также выяснилось, что люди европеоидной расы такие приступы испытывают реже.

Причины возникновения сонного паралича

Некоторые ученые связывают возникновение сонного паралича с фазой быстрого сна, когда мозг находится на пике активности. В данной фазе человек видит сны, а распознать ее можно по быстрому движению глаз под веками.

Во время сна у человека работают только жизненно важные органы. За счет сигналов, посылаемых из мозга нейротрансмиттерами, снижается мышечный тонус. Эта система не позволяла животным в реальности делать то, что они видят и делают во сне. В прошлом столетии это доказал французский физиолог Мишель Жуве, удалив у кошек определенные участки в стволе головного мозга. После этого животные умывались, бегали и жевали во время сна.

В чем же причина возникновения сонного паралича? Некоторые исследователи считают, что это генетика. Другие же советуют вести более правильный образ жизни – уменьшить употребление алкоголя, вовремя ложиться спать и высыпаться.

После проведения опроса, в котором участвовало 90000 подростков, выяснилось, что 8,3% испытывали сонный паралич, 35,2% видели кошмарные сны. После обработки данных исследователи пришли к заключению, что спровоцировать сонный паралич может слишком ранний отход ко сну или, наоборот, трудности с засыпанием.

Знания науки о сонном параличе находятся на начальной стадии, но в изучении демонов, которые веками пугали людей, удалось достигнуть большого прогресса.

Как избежать сонного паралича?

Конечно, советы о том, как вызвать сонный паралич быстро перед сном, никому не нужны. Ведь это не самое приятное состояние, порождающее страх. А вот о том, как избавиться от сонного паралича или максимально сократить вероятность его получить, поговорить стоит. В большей степени человек сам является причиной возникновения такого состояния, точнее, его образ жизни. Следует рассматривать этот феномен как нарушение сна. А они чаще всего возникают по таким причинам:

Список можно продолжить, но здесь перечислено основное, что провоцирует нарушения сна. Соответственно, чтобы не попасть в сонный паралич, необходимо в первую очередь пересмотреть свой режим дня, питание, стараться избавляться от стрессов и избегать чрезмерной усталости. И главное – надо постараться исключить недосып. Крепкий сон – залог здоровья. Курс Викиум «Детоксикация мозга» помогает восстановить сон, сократить уровень стресса, избавиться от плохих эмоций, которые, в том числе, могут провоцировать сонный паралич.

Источник

Всё это сон. Транскрипт #16

По утрам на прогулку я всегда беру свою собаку, я хожу в парк, где мне встречаются интересные люди. Есть одна маленькая пожилая леди, которая иногда гуляет со мной в парке. Она очень склонна к духовности, и мы иногда беседуем. Сегодня утром она задала мне очень интересный вопрос, на этом мы и сосредоточимся.

Она спросила меня: «Роберт, ты говоришь, что мир – это явления, которые постоянно меняются. Также ты говоришь, что сознание – это реальность, основа существования. Мы можем подтвердить, что мир меняется, потому что мы можем видеть это, но как мы можем подтвердить сознание? Откуда мы знаем, что оно не меняется?» Я подумал, что это очень интересный вопрос. Сейчас вы знаете, что вы существуете, не так ли? Все осознают свое собственное существование. Когда вы засыпаете и находитесь в состоянии глубокого сна, вы все равно существуете, а мир не существует.

Что касается вас, мир существует только, когда вы пробуждены. Но как только вы засыпаете, мир больше не существует для вас, и вы находитесь в состоянии без сновидений. Состояние без сновидений – это как джняна, самореализация, когда у вас всегда есть сознание. Но нельзя отрицать, что вы не существуете, потому что когда вы просыпаетесь, то говорите: «Я спал хорошо».

Состояние без сновидений – это как человек, который умер. Это дает вам представление, что происходит с вами, когда вы, так сказать, умираете. Вы в состоянии без сновидений, и, обычно, вы остаетесь в таком состоянии около двести-четыреста лет земного времени, перед тем, как вы сделаете что-то еще. Итак, первое состояние сознания – это сон без сновидений, и во сне без сновидений вы существуете.

Также вы существуете, когда вам снятся сны. Присмотритесь к своим снам. Человеку снится, что он женат, у его жены рак. Она умирает от рака. Они оба приходят повидаться со мной. Он говорит: «Что нам делать? Моя жена перенесла десять операций, она умирает от рака?»

И я говорю: «Единственное, что стоит сделать – это обратиться вовнутрь и не реагировать на это, потому что все предопределено до рождения». Они смотрят на меня и говорят: «Это непрактичный ответ. Мы хотим чего-то практического».

И я говорю: «Это лучшее, что я могу для вас сделать. Это сон. Держитесь. Скоро вы проснетесь». Но для них этого недостаточно, они захвачены сном.

Помните, что вам снится сон, все происходит во сне. В вашем сне есть небо, есть цветы, есть луна, есть люди, точно так же, как и в мире. Кажется, что сон – что внешнее по отношению к вам, но если вы исследуете, то увидите, что сон имеет место в вашем уме. Пока вам снится сон, вы все равно существуете, как спящий.

Во сне кто-то приходит к вам и говорит: «Смотри, скоро будет рецессия. Скоро произойдет крах банков». А у вас есть деньги, привязанный к акциям и облигациям, индивидуальный пенсионный счет, и все остальное. Все катится ко дну. И вы спрашиваете: «Что мне делать?»

Вы вдвоем решаете: «Давай сходим к Роберту». Вы приходите ко мне, и я говорю: «У вас два решения. Вы можете взять свои деньги, и мы построим большой ашрам, чтобы помогать другим увидеть истину, что это только сон, или отдать все бедным, бездомным, и у вас не будет никаких проблем». И они оба говорят: «Что? Ты сумасшедший?»

Это напоминает об истории про Иисуса. Если вы помните историю, когда к нему пришел Никодим. Никодим был фарисеем, и он был очень богатым. Ему было стыдно ходить слушать Иисуса, потому что его круг никогда такого не слыхивал. Такие люди никогда не выходили на улицу, они были снобами. Однажды темным вечером он улизнул, пришел к Иисусу и спросил: «Мастер, что мне делать, чтобы войти в царство Божие?» (войти в царство божие просто означает стать самореализованным). Если вы помните, Иисус сказал: «Отдай все свое добро бедным и следуй за мной». Никодим не смог это принять и ушел. На этом все закончилось.

Итак, мы возвращаемся ко сну. И я говорю этим двоим людям: «Это только сон, разве ты не видишь? Не воспринимай это серьезно». Они оба уходят. Когда кто-то другой приходит ко мне во сне и говорит: «Роберт, во мне очень много злости. Я никому не доверяю. У меня нет друзей. Я чувствую себя ниже других, у меня низкая самооценка. Что мне делать?»

И я говорю: «Обратись вовнутрь, ты станешь свободным и освобожденным, потому что всё это сон». А человек говорит: «Я не могу это сделать, мне нужен практический совет». И уходит. Итак, все это время здесь происходит сон, но когда вы просыпаетесь, все проходит. Это никогда не происходило. У вашей жены никогда не было рака. Никогда не было рецессии. Вы никогда не злились. Но вы все равно существовали, пока вам снился сон.

Итак, вы существовали во время сна без сновидений, вы существовали во время сна, и сейчас вы пробуждены, и вы все равно существуете. Итак, вы видите, та часть вас, которая существует, является постоянной. Это Я ЕСТЬ, истинное Я. Это сознание. Все остальное – это иллюзия, оно приходит и уходит. Отождествляйтесь с реальным, а не ложным. Не принимайте ничего из того, что вы видите, как реальность. Единственная свобода, которая у вас есть — обратиться вовнутрь, не реагировать ни на какие обстоятельства, и вы будете в безопасности. Придет день, когда вы пробудитесь от этого сна, поскольку это тоже сон. И вы будете свободны.

Давайте поговорим о вас. Посмотрите на свои проблемы, которые, как вы думаете, у вас есть. Откуда они приходят? Как они попали сюда? Почему вы из-за них расстраиваетесь? Подумайте обо всем имуществе, которое у вас есть, и которое вы боитесь потерять.

Подумайте обо всех болезнях, которые вы думаете, что подхватите, или которые вы думаете, у вас есть. Вы смотрите на мир и заболеваете, потому что вам не нравится то, что вы видите. Вы должны задать себе вопрос: «Для кого этот мир? Для кого все эти проблемы? Для кого злость? Действительно ли я деятель? Являюсь ли я телом? Являюсь ли я умом? Что я?» Спросите себя. к содержанию ↑

Как думает джняни?

Я могу вам рассказать. Скажем, есть человек, он джняни, он управляющий банком. У него два сына, которых он горячо любит. Однажды двое сыновей летят в Нью-Йорк на самолете, и самолет падает. Оба сына погибают. Он организовывает похороны, идет на похороны, и когда это все заканчивается, он возвращается к работе, как будто бы ничего не случилось. Его жена, друзья и родственники подходят к нему, смотрят на него и говорят: «Ты бессердечный подонок, как ты можешь так относиться к своим детям? Они так тебя любили, и ты их любил! Такое впечатление, что тебе все равно, что они погибли. Ты ни разу ни пролил и слезы. Ты не грустил на похоронах. Как ты так можешь?» Он улыбается и говорит: «Присядьте со мной. Позвольте мне объяснить. За день до этого мне снился сон, в этом сне я был королем, женатым на прекрасной принцессе. У нас было шесть прекрасных сыновей. Я ходил с ними на охоту, рыбалку, и мы по-настоящему любили друг друга. Однажды случился ураган, и все мои шесть сыновей погибли. Затем я проснулся! Мой вопрос к вам такой. По ком я должен скорбеть? По двум детям, которые погибли в этом сне, или по шести сыновьям, которые погибли в последнем сне?» Вот как видит джняни.

Вы есть абсолютная реальность, конечное единство. Вы есть сознание, пустота, сат-чит-ананда. Это ваша истинная природа. Почему бы не пребывать в этом и быть свободным? Зачем думать о другом? Даже когда я говорю с вами, некоторые из вас думают о других вещах. Вы ничего не можете с этим поделать. Это сила привычки. к содержанию ↑

Опустошите свои умы

Станьте безмятежными, и все будет происходить своим чередом. Действительно, нет ничего, что вы должны делать, просто будьте безмятежными. Будьте безмятежными и знайте, что я есть Бог. Я ЕСТЬ как истинное Я. Истинное Я – это всеприсутствие. Это означает, что все, всё, и разумное, и не разумное является Богом, или сознанием. Примите это и будьте свободными.

Почему вы думаете о другом? Почему вы волнуетесь о своем теле, уме или мире? Зачем вы себя беспокоите? Прекратите пытаться решить свои проблемы. Это не означает, что вы ничего не будете делать, поскольку, как я часто говорил, ваше тело будет выполнять те действия, которые оно пришло сюда выполнить. Если вы должны быть бухгалтером, вы будете бухгалтером. Если вы должны быть проповедником, вы будете проповедником. Если вы должны быть бездомным, то будете бездомным. Но вы не имеете к этому абсолютно никакого отношения. Поскольку вы есть парабрахман, абсолютная реальность, и вы не имеете абсолютно никакого отношения к действиям своего тела или ума.

Позвольте своему уму говорить и думать так, как получается, только не отождествляйтесь с этим. Позвольте своему телу делать то, что оно должно, но не реагируйте на это. Все будет происходить своим чередом, когда вы позволите вашему уму думать по-своему, мысли будут растворяться, и вскоре вы опустошите ум. Пустой ум – это сознание, реализация. Это все, что вам нужно делать – иметь пустой ум. Но пока вы считаете себя деятелем и заставляете себя опустошать ум, у вас никогда не получится, потому что заставляя, вы делаете ум сильнее. Лучше наблюдайте свои мысли, смотрите, как ум думает, и оставьте его в покое. Не отождествляйтесь со своими мыслями или с телом, поскольку, в действительности, нет ни тела, ни мыслей, потому что есть только истинное Я, и вы есть это.

Все в порядке, и все разворачивается, как должно. Нет ошибок. Никто их никогда не делал, никто их не делает, и никто их никогда не сделает. Все это восприятие. Это то, как вы воспринимаете вещи. Например, когда вы смотрите на меня, что вы видите? Если я спрошу каждого из вас, я получу семь, восемь, девять разных ответов, но правда в том, что вы видите себя. Я просто зеркало для вашего собственного отражения, я — само-содержащее зеркало. Итак, все это происходит, как изображение на мне. Все жизненные опыты – это изображения на экране реальности. Экран реален. Изображения меняются. Сознание – это экран. Когда вы отождествляетесь с сознанием, вы становитесь сознанием. Когда вы отождествляетесь с изображением, вы усиливаете изображение, вы беспокоитесь, раздражаетесь, боитесь, и у вас происходят разные переживания.

Как только вы начинаете отождествляться с реальностью, сознанием, все страхи покидают вас, все сомнения покидают вас, все ложное мышление покидает вас, вы становитесь свободными. Но это единственный свободный выбор, который у вас есть. Все остальное предопределено.

Свободный выбор, опять-таки, в следующем: с чем вы будете отождествляться, с изображением или экраном? Если вы отождествляетесь с сознанием, вы больше не реагируете на обстоятельства, потому что вы понимаете, что все происходит только на короткое время, потом это исчезает. Следовательно, ничего не будет вас раздражать, ничего не будет вас расстраивать, ничего не будет вас беспокоить, поскольку теперь вы только видитесь как изображение, и скоро оно исчезнет.

Посмотрите на эту планету, которая существует уже миллиарды лет. На этой планете миллиарды лет существовали цивилизации, они приходят и уходят. Здесь были такие цивилизации, которые превосходили наше сегодняшнее существование. Все они исчезли без следа. Собственно говоря, пару лет назад в Египте были раскопки одного города, который был похоронен около 5000 лет назад. Единственное, что осталось, был знак. Они расшифровали знак, и там говорилось: «Меня зовут фараон такой-то, это мой город, и он будет существовать вечно».

Итак, сегодня мы думаем, что сделаем этот мир лучше для жизни, что мы спасем этот мир и так далее. У мира есть своя коллективная карма. Он проходит через свой этап. Ваша работа – спасти себя. Если вы обнаружите, что находитесь в горящем здании, вы перестанете восхищаться картинами на стене, и будете выбираться из здания настолько быстро, насколько сможете. Итак, когда вы знаете, что у вас есть короткое время в этом существовании, вы перестаете играть в жизненные игры, вы пытаетесь найти себя и стать свободными настолько быстро, насколько можете.

Я расскажу историю о дзен-буддистском монахе, если вы ее не читали. к содержанию ↑

История о дзен-буддистском монахе

Был однажды дзен-буддистский монах. Он сидел на краю дороги и медитировал. Кажется, он медитировал годами, потому что его волосы отросли до земли, и птицы свили в них гнезда. Монах интуитивно почувствовал, что кто-то идет мимо, какой-то саморелизованный человек, поэтому он открыл свои глаза, чтобы посмотреть. Он увидел старого мудреца, который шел мимо. Он сказал: «Святой отец, куда вы идете?» И старик ответил: «Я иду увидеть Бога». Буддисткий монах сказал: «Пожалуйста, походатайствуйте за меня и спросите Бога, как долго мне еще нужно вот так сидеть, медитировать до того, как я просветлею?»

Старик сказал: «Я спрошу, сын мой». И он продолжил свой путь.

За милю дальше по дороге сидел другой дзен-буддисткий монах, та же история. Он сидел уже, кажется, так много лет, ведь его волосы отросли до земли, и птицы тоже свили в них гнезда. Он тоже почувствовал, что кто-то приближается, и знал, что это реализованный человек. Он открыл свои глаза и сказал: «Куда вы направляетесь, отец?»

Старик сказал: «Я иду увидеть Бога». Тогда этот монах попросил то же самое: «Могли бы спросить у Бога за меня, как долго еще я должен вот так сидеть и медитировать до того, как стану освобожденным?» Старик сказал: «Я спрошу», и продолжил свой путь.

Прошло шесть месяцев. Мудрец опять шел по дороге. Первый дзен-буддистский монах интуитивно почувствовал, что он приближается, открыл свои глаза и сказал: «Отец, вы видели Бога?»

Мудрец сказал: «Да.» «А вы спросили его, как долго я еще должен вот так сидеть и медитировать до того, как стану свободным?»

Старик сказал: «Да, я спросил, сын мой». Старик указал на дерево и сказал: «Видишь листья на этом дереве? Бог сказал мне, что ты должен перевоплотиться столько раз, сколько листьев на нем до того, как станешь свободным.»

Монах рассердился и сказал: «Что? После всех этих лет, которые я провел в медитации? Что за вздор! Все это напрасная трата времени! Мне это надоело!» Он поднялся и направился к городу, чтобы напиться.

Позже старик проходил мимо второго монаха, который тоже почувствовал, что старик приближается, открыл свои глаза и сказал: «Отец, вы походатайствовали за меня? Вы спрашивали у Бога, как долго мне еще так сидеть до того, как я стану свободным?»

Старик сказал: «Да, мой сын». Он указал на дерево и сказал: «Бог сказал мне, что ты должен будешь перевоплотиться столько раз, сколько листьев на этом дереве».

Монах обрадовался, запел от радости и сказал: «Спасибо тебе, спасибо тебе! Могло бы быть и два дерева, и три дерева, и пять, и целый лес! А тут только одно! Слава Богу!» И он ушел счастливый.

Вот как отличаются люди. Мы должны быть терпеливыми. Мы все обречены на рай. Не бойтесь, все мы там будем. к содержанию ↑

Постарайтесь запомнить главное

Источник

Поступай как будто это сон

Среди случаев психогенно обусловленных изменений сознания по типу психического отчуждения наблюдались случаи с наличием патологического развития астенического типа, аффектогенных реакций астенического и истерического характера и затяжных реакций у психопатических личностей. Больные наблюдались не только в процессе клинического лечения, но и катамнестически.

Переходим к изложению клинических наблюдений.

1. Больной О, 22 лет, студент, поступил с жалобами, что ему кажется, что «темя не его», часто холодеют руки, уходит куда-то кровь». Навязчивые состояния, респираторного сложения, соматически несколько слаб, неврологически гиперрефлексия, вегетативная лабильность. В роду патологии нет. Развивался хилым, болезненным ребенком, часто болел. Перенес корь, ангину, грипп. Но характеру замкнут, впечатлителен, мнителен. По окончании школы работал телеграфистом. Учился на курсах монтеров, но из-за головокружения и слабости бросил учебу. Вскоре у него появилось тревожное состояние, страх смерти, возникающий приступообразно. Это состояние возникло после напряженных занятий: готовился к экзаменам, мало спал, не регулярно питался. Экзамены не выдержал; долго и чрезвычайно сильно переживал по этому поводу. Временами вдруг чувствовал учащенное сердцебиение,— «внутри все колотилось». «Взор застилал туман, все казалось нереальным, голова была как не своя», наплыв странных мыслей: «зачем я живу», «что за стенка», ходил по комнате, как автомат, пел. Думал, что у него порок сердца, боялся сойти с ума.

В клинике: больной тревожен, часто спрашивает врача о состоянии своего сердца. Говорит, что дома он тщательно изучал анатомию сердца. Плохо спит, ночью внезапные страхи,—«холодеют руки и ноги, сердце останавливается». С приходом врача быстро успокаивается. Постоянно жалуется, что головы, особенно темени, не чувствует, часто сомневается: «тело мое или не мое». Кажется, что лицо покрывается грязью, становится морщинистым, чужим. Внезапно наступающий страх вызывает общую слабость, головокружение, кажется, что наступает обморочное состояние, окружающее кажется странным, непонятным, далеким, голос чувствует чужим. Кажется, как будто находится во сне. Задает себе вопрос: существую я или нет? Однако «разумом» он понимает, что это болезненное состояние. Несмотря на некоторую эмоциональную вялость и безразличие к окружающему, у больного постоянное ощущение внутренней напряженности, безотчетной тревоги, беспокойства и навязчивого страха смерти.

Данный случай представляет собой типичную, наиболее часто встречающуюся форму проявления синдрома отчуждения среди невротиков. Характериологически астеническая личность в результате резких психических переживаний по поводу жизненных неудач и наличия соматического истощения и переутомления дает типичную картину навязчивого состояния. Причем в период обострения навязчивых страхов у больного возникают явления отчуждения в сфере восприятий своего тела, голоса и окружающей обстановки. Характерно переживание сноподобности и понижения переживания собственного существования.

Наряду с состоянием напряженности, тревоги и беспокойства, ^бросается в глаза некоторая эмоциональная вялость и безразличие к окружающему. Эмоции становятся расплывчатыми, аморфными, главным содержанием их становится безотчетный страх смерти.

Подобные эмоциональные состояния в данной группе больных особенно характерны. Так, у одной нашей больной навязчивый страх настолько был безотчетен и интенсивен, что она в отчаянии восклицала: «Боюсь сама себя, от страха хочется бежать, но я понимаю, что от себя никуда не убежишь». Эмоциональная выразительность достаточно сохранена. Больные говорят о потере чувств к близким, к детям, при этом действительно страдают от факта потери этих чувств.

Во время приступообразно наступающих состояний отчуждения у больных наблюдаются также и чувства изменения формы, размеров отдельных частей тела и окружающих предметов (макро-микропсии, метаморфопсии). Часто сопровождаются своеобразными ощущениями в голове, на поверхности тела в виде колик, онемения, жара в центре мозга, чувства распирания изнутри головы и т. д.

В клинике больной постоянно жалуется на давящие изнутри головные боли, на ощущения, будто у него «имеются только глаза и больше ничего». Когда читает книгу, то кажется, что он не существует, а читает о себе в книге. Во время работы в мастерских себя не чувствует и работает как автомат. По вечерам мысли текут механически, он потеря т волю над ними. «Мысли у меня разбегаются, перегоняют друг друга, хочу что-нибудь сказать и не успеваю их оформить в слова». Часто пытается себя убедить в реальности окружающего. Он говорит мысленно: «Вот это сад, это деревья, это дом»,— но все же реально их не воспринимает: «все смутно, как в тумане». Эти состояния мучительно и тягостно переживает. Больной испытывает замедление движения тела. Иногда ему кажется, что если он спрыгнет со второго этажа в сад, то с ним ничего не случится, так как он медленно, плавно, спустится вниз. Не ощущал своего веса, во время ходьбы кажется, что плывет в воздухе. Имеется ряд навязчивых мыслей и страхов. К концу пребывания а клинике состояние улучшилось. Соматически хорошо поправился.

Данное наблюдение астенической реакции возникает в результате резкой психической травмы, которая глубоко потрясает эмоциональную сферу сенситивного и соматически слабого юношу. Наряду с ипохондрическими жалобами и переживанием отчуждения, дереализации внешних предметов наблюдается деавтоматизация мыслительного процесса, явление ментизма. Больной теряет руководство над своими мыслями. Любопытны переживания, часто встречающиеся во сне, особенно у подростков: больной не чувствовал веса своего тела, казалось, что он не ходит, а плывет в воздухе; думал, что если спрыгнет со второго этажа, то не разобьется, а плавно и медленно спустится вниз.

После соматического укрепления состояние больного быстро улучшается.

3. Больной Д., 28 лет, счетовод, поступил с жалобами на колики и тяжесть в голове, сильное сердцебиение, шум в ушах», «звонки и гудки» в голове, «биение» в животе. Больной мускульного телосложения, со стороны соматики—ничего патологического. Мышечная возбудимость повышена, гиперрефлексия, вазомоторная лабильность. В роду патологии нет. Развивался живым, впечатлительным, мнительным мальчиком. По окончании школы работал в магазине. Через год был снят с работы и сослан за растрату денег За хорошую работу через 2,5 года был досрочно освобожден. Женился. Семейная жизнь сложилась неудачно. Дома были частые ссоры и драки. Постепенно стал чувствовать повышенную утомляемость, тяжесть в голове, казалось, тело чем-то наполняется, навязчивые страхи, потливость, озноб, обморочные состояния, субфебрильная температура. Учащенное сердцебиение. В клинике: больной с большой охотой и подробно рассказывал о своих переживаниях. Жалобы на чувство сдавления в голове, боли в висках и сердце, чувство нереальности окружающего, кажется, «что предметы дышат, вот-вот навалятся на меня». Звуки своего голоса неясны, расплывчаты. «Голоса людей я воспринимаю не как звуки, а как уколы по телу». Голова временами кажется большой, как будто отделяется от тела, падает в бездну. Что-то заставляет толкать, затрагивать и мешать людям. Временами чувствует свое тело чужим, неживым. Высказывает массу ипохондрических жалоб. Эмоционально достаточно жив, интеллект сохранен К концу третьего месяца состояние больного значительно улучшилось.

В этом наблюдении бросается в глаза наличие сомато-вегетативных нарушений и масса ипохондрических жалоб, касающихся телесных ощущений, значительная гиперестезия. Явления отчуждения, преимущественно в сфере восприятий собственного тела и окружающей обстановки, причем они более элементарного характера. Психопатологические симптомы исчезли после укрепления сомато-вегетативной сферы в результате лечения.

4. Больная Д., 38 лет, служащая. Поступила в клинику с жалобами на тревогу и страх по поводу изменения чувства тела — чувства изменения формы бедра и ягодицы, на нарушение чувства собственной личности навязчивыми состояниями. Больная респираторного сложения с дигестивными компонентами. Со стороны внутренних органов отклонений нет. Отмечаются значительные изменения со стороны вегетативной нервной системы — резкая вазомоторная лабильность, интенсивная, разлитая дермография, явления депигментации кожи отдельными участками, сухость кожи, повышенная рефлекторная возбудимость, щитовидная железа заметно прощупывается. Развивалась больная в детстве живой, впечатлительной, скромной. В школе отличалась общительностью, училась хороша. Родители рано выдали замуж, против ее желания, за человека значительно старше по возрасту и с ампутированными ногами. Несмотря на хорошие материальные условия жизни, больная очень часто переживала из-за грубого и деспотического характера мужа. Вдобавок еще муж вел распутный образ жизни и своих связей не скрывал от жены. Единственным утешением был ребенок, которого она чрезмерно любила. Взаимоотношения между супругами постепенно настолько обострились, что ей пришлось уйти от мужа. Жила в соседней комнате; ребенок остался у отца. Это послужило поводом к чрезвычайно тяжелым страданиям. Появились головные боли, раздражительность, подавленное настроение, бессонница. Однажды утром, встретив в коридоре сына, она была поражена его внешностью: ей показалось, что он изменился (лицо, рост), стал каким-то чужим и далеким; с ужасом почувствовала, что у нее нет чувства любви к нему. Это болезненное состояние в последующем закрепилось. В состоянии мучительных переживаний больная поступила в клиник). Здесь, в беседе с врачом, вспомнила, что у нее уже были подобные переживания чуждости и равнодушия к ребенку через некоторое время после родов, однако тогда это состояние прошло в течение нескольких недель.

В клинике больная прошла курс физиотерапии, гипнотерапии и выписалась со значительным улучшением.

Больная вновь вышла замуж, однако жизнь ее сложилась снова неудачно. Муж оказался апатичным, инертным и импотентным в половом отношении человеком. Зарабатывал он мало. Пришлось терпеть материальную нужду. Больная поступила на курсы стенографии, училась хорошо, но не окончила их из-за ухудшения своего состояния. Возникли мысли о разводе; она сообщила об этом решении мужу. Тот категорически отказался от развода. Она была уверена теперь, что он женился только из-за ее комнаты. Половой жизнью с ним не жила больше года. Состояние ее вновь стало ухудшаться, возникло подавленное настроение, навязчивые мысли, «самокопание» в своих переживаниях. Однажды больная, подойдя голой к зеркалу, была удивлена изменением формы бедра и ягодицы: ей показалось, что одна сторона этой части тела значительно похудела. Стала задумываться. Постепенно стало возникать чувство чуждости, «лишнести» своих ягодиц и бедер. Она буквально ощущала это странное состояние, хотя относилась к нему критически. Появился страх перед самой собой». Стала ощущать отсутствие личности, «как будто меня нет», особенно сильно она ощущала чуждость и даже временами отсутствие ягодичной области тела. Больная стала фригидной. Страдания ее по поводу этих состояний быль настолько мучительны, что неоднократно возникали мысли о самоубийстве. Вновь поступила в клинику. В клинике: больная постоянно жалуется на навязчиво возникающие переживания изменения ягодичной области тела и чувства «себя». Контактна, общительна, аккуратна, хорошо следит за своей внешностью. Тревожна, угнетена. Старается работой и чтением отвлекаться от болезненных ощущений. Принимает физиотерапевтические процедуры и сеансы гипноза. Легко впадает в гипнотическое состояние. Во время сеанса экспериментально удалось неоднократно внушать отсутствие отдельных частей тела, например головы, рук и т. д.; в гипнотическом состоянии ей внушалось полноценное ощущение реальности, телесности ягодичной области. Постепенно больная стала чувствовать себя лучше, исчезли навязчивые состояния, страх, тревога, ощущение ягодичной области восстановилось. Выписалась из клиники в хорошем состоянии.

Эта больная представляет исключительный интерес в отношении механизма возникновения переживаний отчуждения. Постоянные психотравмирующие моменты во время совместной жизни с первым мужем являлись причиной резких аффективных переживаний впечатлительной, легко возбудимой женщины. Эти состояния длительного характера повлекли за собой выраженное расстройство вегето-эндокринной сферы. На этой почве вырастают феномены отчуждения. Причем характерная особенность проявления этих состояний в том, что содержание отчуждаемых образов всегда находится в зависимости от травмирующих моментов и логически понятным образом вытекает из этих травмирующих ситуаций. Так, внезапно возникшее переживание. отчуждения восприятия ребенка и потеря чувства к нему происходит через короткий промежуток времени после раз-вода с первым мужем.

Далее, новое переживание отчуждения ягодичной области своего тела с иррадиированными явлениями чуждости всего тела и даже своей личности возникает после второго неудачного брака. Постоянная нужда, апатичный, инертный характер мужа, его равнодушие к ней и полная половая импотенция — все это приводило к частым семейным конфликтам.

В результате этих длительных аффективных травм вновь возникают состояния отчуждения, которые начинаются с чувства отчуждения одной половины ягодичной области тела и фригидности; затем возникают ощущения нереальности всего тела и своей личности. Эти состояния сопровождаются мучительными страданиями.

Чем объяснить, что содержание переживания отчуждения так логически понятно вытекает из психотравмирующей ситуации? Не является ли это волюнтаристической тенденцией вытеснения сексуального характера по. типу фрейдовских механизмов? Шильдер, объясняя деперсонализацию в этом духе, считает ее «неудавшимся бегством- из невыносимой действительности». Гауг резонно возражает против данного взгляда, говоря, что больные из этого не имеют никакой выгоды, преимущества от того, что они одно неприятное переживание меняют для другого неприятного переживания. Это, по его мнению, (просто образно символический метафорический способ рассмотрения проблемы.

И действительно, одним волюнтаризмом объяснить данный механизм нельзя. Общеизвестно, что если зафиксировать внимание на определенной части тела, то можно явственно ощущать ее, выделяя из других. Однако при длительной, аффективно насыщенной концентрации внимания на отдельной части тела у вегетативно-лабильной личности может легко привести к обратному результату, т. е. к патологической форме торможения ультрапарадоксального характера (Павлов): больной вовсе перестает ощущать эту область тела. Весьма вероятно, что механизм, отчуждения ягодичной области тела у нашей, больной возникает по указанному типу. Этот тип имеет близкое родство с механизмом гипнотического торможения.

У другой нашей больной, наряду с состоянием сноподобности и нереальности окружающего, наблюдались своеобразные переживания потери смыслового значения слов, которые становились странными и непонятными. У больной возникли также явления деавтоматизации дыхательного акта: ее внимание, было навязчиво приковано к наблюдению за актом дыхания и регулированию его ритма.

У третьей больной под влиянием резких эмоциональных переживаний возникают выпадения истерического функционального характера. На фоне этих выпадений выступают феномены отчуждения, раздвоения своей личности и явления «двойника» (аутоскопия).

5 Больной К., 24 лет, студент последнего курса Строительною института. Поступил в клинику с жалобами на общую вялость, слабость, тяжесть в голове, нереальный характер восприятий, навязчивые мысли, страх. Со стороны нервной системы: синюшность и мелкий тремор пальцев рук, подергивание отдельных мышц конечностей, сухожильные рефлексы высокие, красный, стойкий дермографизм.

По характеру мягкий, впечатлительный, склонный к мечтательности, интеллектуально одаренный. В возрасте 14 лет — явления чуждости и нереальности внешнего мира и навязчивые страхи. На пятом курсе вновь возникли эти состояния с еще большей силой. Возникло чувство какого-то увядания, «сумеречного мироощущения», смутной тревоги. Все движения в окружающей обстановке кажутся ему машинальными, как бы «в другом психическом измерении». Больной при этом говорит, что «окружающая обстановка кажется как бы остекленевшей, сохраняет двойственность фотографического снимка — движение и неподвижность». В клинике больной напряжен, растерян, внимание приковано к своим переживаниям. Особенно жалуется на нереальный характер восприятий, неопределенность, расплывчатость и чуждость образных представлений, чувство раздвоенности своей личности: «как будто во мне существуют два «я», одно «я» действует, а другое наблюдает». Временами кажется, что тело, а также голос не его собственные, а чужие. Все впечатления кажутся ему «как бы взвешенными в сознании, исчезает та автоматическая непреложность, органичность восприятий, которая была характерна для меня». Нереальный характер своих восприятий больной сравнивает с восприятием лунного ландшафта, «застывшее освещение, резко очерченные тени, холодные блики яркого света, на всем лежит печать странной, тревожной неподвижности, холодного мертвенного ощущения. Такое впечатление, что все вещи и явления потеряли свойственный им какой-то внутренний смысл, а я бесчувственно созерцаю только присущую им мертвую оболочку, форму». По вечерам в постели при закрытых глазах отмечает внезапное возникновение ярких образов в странном нелепом сочетании, например, лампа, колесо, окно и какая-то странная физиономия. Больной часто говорит о расползании мыслей, отсутствии синтеза. С расползанием мыслей борется с помощью «мыслей вслух», т. е. разговоров с самим собой и письменною изложения мыслей. Постепенно у него возникает несвойственная ему предуготованность к сверхъестественным явлениям и мистицизму. Жалуется на нарастающую эмоциональную недостаточность не только к окружающему, но и к своим родным. «При виде моих родных, которых я также воспринимаю недостаточно реально и конкретно, в сознании возникает какая-то чуждость и безразличие к этим близким мне людям». К концу пребывания в клинике состояние больного несколько улучшилось. Он заявил, что улучшение идет за счет привыкания к своим болезненным переживаниям, стал несколько живее, однако активность еще недостаточна у боль ного после лечения в клинике в течение трех последних лет периодически появляются эти состояния.

Данное клиническое наблюдение представляет большой интерес.

Еще в пубертатном возрасте у больного возникают навязчивые состояния с явлениями чуждости восприятий внешнего мира. Усиленные интеллектуальные занятия на пятом курсе института вновь вызывают эти состояния, но уже в резко выраженной форме. Одаренный и развитый в интеллектуальном отношении больной красочно передает свои переживания отчуждения не только восприятий, представлений своего тела и внешнего мира, но и чуждости своей личности, своего «я», которое ему кажется раздвоенным. Эти состояния не приступообразны, а постоянны, держатся более года, а затем в последующие годы возникают периодически, кратковременно и менее интенсивно.

Очень важно отметить, что подобные больные, если в первый период заболевания испытывают тревогу и мучительный страх, то в последующем они привыкают к этим состояниям.

В другом наблюдаемом нами случае замечательным было то, что больной на протяжении почти одного года испытывал выраженные явления психического отчуждения и в то же время хорошо работал на производстве в качестве инженера. Вышел он из этого состояния однажды внезапна: во время обострения навязчивого состояния страха смерти. Иногда он чувствовал, как «туман в глазах» исчезал и весь мир прояснялся. Однако радость больного по поводу возвращения чувства реальности омрачается резким усилением навязчивости и ипохондрических переживаний.

Вся данная группа больных с психогенно возникающей картиной синдрома отчуждения в подавляющем большинстве в преморбидном состоянии, отличается выраженной астеничностью в характере. Болезненное состояние протекает, как правило, в непсихотической форме. Больные хорошо ориентируются в окружающем, сознание ясное, интеллектуальные процессы сохранены, поведение правильное. Они даже могут в этом состоянии работать. Один из наших больных в этом состояния даже сдал государственные экзамены в институте на «отлично».

Больные жалуются на состояния отчуждения почти во всех его видах. Во время объяснения своих переживаний всегда прибавляют слово «кажется» или «как будто». Говорят, что разумом они понимают, что мир не изменился, но чувствуют иначе. Хорошо понимают, что их сознание на месте, но «кажется», что их личность и я исчезает, раздваивается. Эти состояния чаще возникают приступообразно, но нередко протекают непрерывно на протяжении года и даже нескольких лет.

Больные говорят о снижении и даже потере своих чувств; чаще всего они страдают от сознания «потерн чувства». Однако объективно больные могут испытывать даже очень глубокие эмоции. Выразительность мимических и пантомимических движений в сохранности.

Аффективность у больных чаще проявляется в форме необъяснимых, безотчетных и расплывчатых состоянии напряженной тревоги, беспокойства и страха. Феномены отчуждения чаще всего сопровождаются навязчивостью и ипохондричностью. Обычно заболевание не прогредиентно, но может быть очень длительным и периодически может возникать вновь.

Особенно длительными бывают у психопатических личностей при нарушении компенсации, психогенно либо соматогенно обусловленной. При психических травмах астенические состояния с синдромом отчуждения протекают более остро и сравнительно быстро дают улучшение. Почти у всех больных отмечается более или менее выраженная лабильность, возбудимость. Особенно это наблюдается при астенических и истерических реакциях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *