Праведник яко финикс процветет толкование
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 91:13
Свт. Иоанн Златоуст
Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится
Не без причины пророк сравнивает праведника с финиковым деревом, но потому, что у последнего только малая часть находится в земле, все же остальное – поверх земли, а также и потому, что плод его не может быть сорван животными по причине недоступности и высоты дерева. Кроме того финиковое дерево не имеет ничего ненужного, а все в нем полезно. Если все это ты отнесешь к праведнику, то подивишься исключительности и близости этого образа. Затем, финиковые ветви даются как символ победы борцам и состязающимся в бегах; так и мы в будущей жизни можем не иначе удостоиться венцов, как чрез правду. Поэтому и Павел говорил: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2Тим.4:8). Но почему, спросишь, сказано: «как кедр на Ливане, умножится»? Потому, что хотя Ливан, по причине бесплодия кедров, служит образом и символом язычников, но правда Божия умножается среди язычников. Много пророков, много патриархов и других богоносных и праведных мужей произошло от Израиля, но число их превзошли мученики, явившиеся из среды язычников, среди которых и умножается правда Божия. А как она явилась в изобилии, узнаешь из дальнейшего. Может быть, впрочем, что пророк сравнил праведника с фиником потому, что последний имеет белый цвет и скрывает свой плод, покуда он незрел, а когда последний готов созреть, то обнаруживает его; так точно и праведник: сначала он старается скрыть добродетели, а когда достигнет совершенства, то они обнаруживаются сами собой.
Беседа на псалом 91.
Блж. Феодорит Кирский
«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится». Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгаго времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень.
Евфимий Зигабен
Праведник яко финикс процветет.
Сказав выше о грешниках, что они будут цвести как кратковременная трава, Давид теперь говорит и о праведнике, что он будет процветать, как долговременный финик; ибо у финика и цвет не опадает, но совершается весьма сладким плодом, ни новые ветви не увядают, но пребывают всегда цветущими.
Диодор, Евсевий и безъименнный говорят: Праведник уподобится финику по высоковетвенности, своей всегдашней цветучести и плодовитости. Малою частью он держится земли, а все имеет наверху выше земли; сердце его простирается к небу. Плод его не истребляется зверями по причине высоты и недоступности его; наконец для совершенства своего он требует много времени: таково и дело возращения добродетели; она растет с великим трудом и долгое время, при том возносится на высоту и приносит зрелый и приятнейший плод и доставляет имеющему ее достаточный покров.
Яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Кедр имеет множество и полон на вершине своей листьев. И праведник имеет и другие сходства не только с фиником, но и с кедром: имеет сходство с фиником в том, что, как финик, он весьма малою частью укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли; так и праведник: он мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо; и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т. е. добродетель его не похищается демонами, как покрытая высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует много времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Праведник имеет сходство с кедром и в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист; так и праведник благовонен добродетелями, негниющ, как очистившийся от всякой гнили и тления, от страстей, многоветвен, как рождающий много сынов благодатью Духа и бросает тень, как делающийся покровом и прохлаждением для многих.
Другой говорит: кратко сказать: праведник, как финик, окажется чист по сердцу в царствии небесном (финик имеет белую сердцевину); как и кедр, он нетленен. Тимофей: Финику уподобляет каждого праведника, заботящегося о приобретении божественной правды и от нее получающего имя, и посему подобно финику имеющего ветви добродетелей и украшающегося сладкими плодами: любовью, радостью, миром, милостынею, воздержанием и подобными им. Все cиe услаждает чувства души зрителя, или слушателя о них. Уподобляет праведных и кедру по причине благоухания, негниючести, высоковетвенности и густоты. Он говорит, что праведник умножается, как кедр, т. е. тем, что от одного многие совершаются единонравные праведники чрез дарования его и насаждения сообщающие им добрые его подвиги: я, говорит, посадил, Аполлос напоил. Безъименный говорит, что праведник уподобляется финику, потому что финиковые ветви служат для подвизающихся, или текущих символом победы. Посему мы не иначе можем увенчаться в будущем, как только посредством правды.
Лопухин А.П.
Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится.
Толкование на Псалтирь 91:13
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 91:13 / Пс 91:13
Иоанн Златоуст (
Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится
Не без причины пророк сравнивает праведника с финиковым деревом, но потому, что у последнего только малая часть находится в земле, все же остальное — поверх земли, а также и потому, что плод его не может быть сорван животными по причине недоступности и высоты дерева. Кроме того финиковое дерево не имеет ничего ненужного, а все в нем полезно. Если все это ты отнесешь к праведнику, то подивишься исключительности и близости этого образа. Затем, финиковые ветви даются как символ победы борцам и состязающимся в бегах; так и мы в будущей жизни можем не иначе удостоиться венцов, как чрез правду. Поэтому и Павел говорил: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2Тим.4:8). Но почему, спросишь, сказано: «как кедр на Ливане, умножится»? Потому, что хотя Ливан, по причине бесплодия кедров, служит образом и символом язычников, но правда Божия умножается среди язычников. Много пророков, много патриархов и других богоносных и праведных мужей произошло от Израиля, но число их превзошли мученики, явившиеся из среды язычников, среди которых и умножается правда Божия. А как она явилась в изобилии, узнаешь из дальнейшего. Может быть, впрочем, что пророк сравнил праведника с фиником потому, что последний имеет белый цвет и скрывает свой плод, покуда он незрел, а когда последний готов созреть, то обнаруживает его; так точно и праведник: сначала он старается скрыть добродетели, а когда достигнет совершенства, то они обнаруживаются сами собой.
Источник: Беседа на псалом 91.
Феодорит Кирский (386/93−
«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится». Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгаго времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень.
Евфимий Зигабен (
Праведник яко финикс процветет.
Сказав выше о грешниках, что они будут цвести как кратковременная трава, Давид теперь говорит и о праведнике, что он будет процветать, как долговременный финик; ибо у финика и цвет не опадает, но совершается весьма сладким плодом, ни новые ветви не увядают, но пребывают всегда цветущими.
Диодор, Евсевий и безъименнный говорят: Праведник уподобится финику по высоковетвенности, своей всегдашней цветучести и плодовитости. Малою частью он держится земли, а все имеет наверху выше земли; сердце его простирается к небу. Плод его не истребляется зверями по причине высоты и недоступности его; наконец для совершенства своего он требует много времени: таково и дело возращения добродетели; она растет с великим трудом и долгое время, при том возносится на высоту и приносит зрелый и приятнейший плод и доставляет имеющему ее достаточный покров.
Яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Кедр имеет множество и полон на вершине своей листьев. И праведник имеет и другие сходства не только с фиником, но и с кедром: имеет сходство с фиником в том, что, как финик, он весьма малою частью укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли; так и праведник: он мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо; и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т. е. добродетель его не похищается демонами, как покрытая высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует много времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Праведник имеет сходство с кедром и в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист; так и праведник благовонен добродетелями, негниющ, как очистившийся от всякой гнили и тления, от страстей, многоветвен, как рождающий много сынов благодатью Духа и бросает тень, как делающийся покровом и прохлаждением для многих.
Другой говорит: кратко сказать: праведник, как финик, окажется чист по сердцу в царствии небесном (финик имеет белую сердцевину); как и кедр, он нетленен. Тимофей: Финику уподобляет каждого праведника, заботящегося о приобретении божественной правды и от нее получающего имя, и посему подобно финику имеющего ветви добродетелей и украшающегося сладкими плодами: любовью, радостью, миром, милостынею, воздержанием и подобными им. Все cиe услаждает чувства души зрителя, или слушателя о них. Уподобляет праведных и кедру по причине благоухания, негниючести, высоковетвенности и густоты. Он говорит, что праведник умножается, как кедр, т. е. тем, что от одного многие совершаются единонравные праведники чрез дарования его и насаждения сообщающие им добрые его подвиги: я, говорит, посадил, Аполлос напоил. Безъименный говорит, что праведник уподобляется финику, потому что финиковые ветви служат для подвизающихся, или текущих символом победы. Посему мы не иначе можем увенчаться в будущем, как только посредством правды.
Псалтирь 91 глава 13 стих
Толкование на группу стихов: Пс: 91: 13-15
Толкование на группу стихов: Пс: 91: 13-13
Праведник яко финикс процветет. Сказав выше о грешниках, что они будут цвести как кратковременная трава, Давид теперь говорит и о праведнике, что он будет процветать, как долговременный финик; ибо у финика и цвет не опадает, но совершается весьма сладким плодом, ни новые ветви не увядают, но пребывают всегда цветущими. Диодор, Евсевий и безъименнный говорят: Праведник уподобится финику по высоковетвенности, своей всегдашней цветучести и плодовитости. Малою частью он держится земли, а все имеет наверху выше земли; сердце его простирается к небу. Плод его не истребляется зверями по причине высоты и недоступности его; наконец для совершенства своего он требует много времени: таково и дело возращения добродетели; она растет с великим трудом и долгое время, при том возносится на высоту и приносит зрелый и приятнейший плод и доставляет имеющему ее достаточный покров. Яко кедр, иже в Ливане, умножится. Кедр имеет множество и полон на вершине своей листьев. И праведник имеет и другие сходства не только с фиником, но и с кедром: имеет сходство с фиником в том, что, как финик, он весьма малою частью укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли; так и праведник: он мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо; и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т. е. добродетель его не похищается демонами, как покрытая высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует много времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Праведник имеет сходство с кедром и в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист; так и праведник благовонен добродетелями, негниющ, как очистившийся от всякой гнили и тления, от страстей, многоветвен, как рождающий много сынов благодатью Духа и бросает тень, как делающийся покровом и прохлаждением для многих. Другой говорит: кратко сказать: праведник, как финик, окажется чист по сердцу в царствии небесном (финик имеет белую сердцевину); как и кедр, он нетленен. Тимофей: Финику уподобляет каждого праведника, заботящегося о приобретении божественной правды и от нее получающего имя, и посему подобно финику имеющего ветви добродетелей и украшающегося сладкими плодами: любовью, радостью, миром, милостынею, воздержанием и подобными им. Все cиe услаждает чувства души зрителя, или слушателя о них. Уподобляет праведных и кедру по причине благоухания, негниючести, высоковетвенности и густоты. Он говорит, что праведник умножается, как кедр, т. е. тем, что от одного многие совершаются единонравные праведники чрез дарования его и насаждения сообщающие им добрые его подвиги: я, говорит, посадил, Аполлос напоил. Безъименный говорит, что праведник уподобляется финику, потому что финиковые ветви служат для подвизающихся, или текущих символом победы. Посему мы не иначе можем увенчаться в будущем, как только посредством правды.
Изъяснение псалма 91-го.
«Псалом песни, в день субботный». Суббота, по закону, требовала бездействия, но не бездействия совершеннаго, потому что и в субботу допускались разныя делания, повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу двойныя жертвы. Поэтому закон о субботе предписывал прекращать только труды телесные. А как и будущая жизнь свободна от таковых забот, то справедливо именуется упокоением. Потому и блаженный Павел взывает: «потщимся убо внити во оный покой» ( Евр. 4, 11 ); и еще: «убо оставлено есть субботство людем Божиим» ( Евр. 4, 9 ). И поелику псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных, а сие будет по наступлении онаго покоя, то справедливо принял он сие надписание.
«Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний».
«Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». Полезно и немалое для нас приобретение – ночь и день песнословить Тебя благодетеля и поведать Твои благодеяния, Твое человеколюбие к нам и Твою истину в разсуждении делающих неправду, потому что их, водясь истиною, справедливо наказываешь, а нас, имеющих познание о Тебе, удостоиваешь Своего промышления.
«В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех». На таковых орудиях обычно было песнословить Бога. Посему Пророк говорит, что справедливо приносить Тебе благодарственную песнь, бряцая в предписанныя законом орудия и употребляя сладкопение уст.
«Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся». Разсматривая Твои создания и неизреченное домостроительство, веселюсь и восторгаюсь, в душевном наслаждении побуждаю язык к песнопению.
«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: зело углубишася помышления Твоя». Симмах перевел так: «весьма глубоки помышления Твои»; Акила же и Феодотион: «углубились». И дела Твои, говорит Пророк, велики и чудны (ибо речение «яко» употреблено для усиления речи), но премудрость Твоя недоступной глубины. Ибо какой ум в состоянии изследовать основания Твоего промысла? Но мы и неведущих научаем сему, а лишенные смысла и утратившие ум и сами не хотят узнать, и у других не согласны научиться. Ибо Пророк присовокупляет следующее.
«Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих». Пророк говорит, что страждущий смыслом и лишенный разумения, и не знает сего, и не хочет что-либо слышать о сем.
«Внегда прозябóша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века». Слово: «проникоша» Акила, а также и Симмах переводят: процвели. Не захотели уразуметь несмысленные, что подобно траве процвели, и как былие изникли из земли делатели беззакония, но после настоящаго благоденствия приобретут себе вечную гибель; и называвшие себя достойными зависти и блаженными вскоре увидят свой бедственнейший конец.
«Ты же Вышний во век Господи». «Яко се врази Твои Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие». Они, подобно траве, изсохнут и истлеют; а Ты имеешь владычество над всем; потому что всех превыше, и подвергаешь наказаниям безумных.
«И вознесется яко единорога рог мой». А мы, имея познание о Тебе и увидев сокрушение врагов Твоих, похвалимся и возвеличимся Тобою, как освобожденные от прелести многобожия и покланяющиеся Тебе истинно сущему Богу.
«И старость моя в елеи мастите». Симмах перевел так: ветхость моя, как маслина цветущая. Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и по переводу седьмидесяти, как от некоего елея утучнею от радости.
«И воззре око Мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое». Вместо: «воззре» у Симмаха, Феодотиона и в самом еврейском тексте сказано: посмотрит; потому что в словах сих заключает предречение будущаго; но седмьдесят обыкновенно о будущем выражались, как о совершившемся, и сим показывая непререкаемость предречения. Ибо, как не возможно не быть тому, что сделано, так не возможно проречению Духа остаться неисполненным. Посему Пророк говорит: не только увижу болезненный конец делающих неправду, но и услышу, что все разсказывают об этом, и дивятся правдивости наказания. Речь разделяется так; после слов: «и востающия на мя лукавнующия», должно поставить знак препинания, потом прибавить: «услышит ухо мое». О погибели живущих беззаконно и соплетающих мне тысячи зол услышу разсказы многих.
«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится». Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгаго времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень.
«Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Сии, уподобившиеся оным деревам, насадителем имеют Бога, а местом насаждения – Божественный храм.
«Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут»: «Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем». Симмах перевел так: стареясь будут еще приносить плод, будут тучны и цветущи, возвещая: «правдив Господь, ограждающий меня, и нет неправды в Нем»; потому что в будущей жизни, восприяв обещанное совершенство, принесут Богу тучный и обильный плод, песнословя правдивое Его определение. Сокровенное ныне домостроительство увидев тогда обнаруженным, и премудрости удивятся, и прославят правдивость. Старостию назвал Пророк совершенство; потому мы состаревшагося называем совершенным, а юнаго – несовершенным. Посему и Пророк старостию означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды, и для всех явною соделается Божия правда.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
КАФИСМА ТРИНАДЦАТАЯ
1 Псалом песни в день субботный, 91
«Суббота» по закону требовала бездействия телесного, но не совершенного, потому что в субботу повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях, и приносить Богу двойные жертвы. Под «субботою» можно разуметь и упокоение, которое последует в будущем веке. В Новом Завете субботний праздник перенесен на Воскресение Спасителя – первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом псалме (Василий В., Макарий В., Феодорит).
Повелевает днем и ночью памятовать о Боге. Одно только воздаяние благодетелю за Его неизреченную «милость» есть молитва и благодарность. Ибо хотя бы мы в продолжении всей жизни, беседуя с Богом, благодарили и молились Ему, мы столь далеки будем от достойного воздаяния Благодетелю, что не сделаем даже и начала воздаянию (Златоуст, Григорий Нисский).
Исповедающиеся Господу должны петь не с какою-либо невнимательностью и представлением чего-либо вещественного, но со вниманием и трезвенностью и согласием пяти чувств телесных с пятью силами душевными (Иларий).
В разных словах выражает одно и то же; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом. Подлинно, только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что всем управляет Господь справедливо и с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего (Златоуст, Афанасий).
«Врази Божии» есть не только неверные, но и верные, нераскаянные в своих грехах (Златоуст).
Под «рогом» разумеется Крест Христов, и вера во Христа; ибо как Крест прославился страданиями, так и вера благочестивых возносится через гонения и славится страданиями. Равным образом и «старость» будет безпечальной в надежде будущих благ (Златоуст).
«Врагами» называет демонов и лукавых людей, которых постигнет Суд Господень. Семьдесят два духоносных переводчика перевели этот стих прошедшим временем и этим засвидетельствовали непререкаемость предсказания. Ибо невозможно предсказанию Духа остаться неисполненным (Златоуст, Феодорит).
«Старостию» Пророк означил будущее совершенство: ибо совершенного мы называем старцем, а не совершенного – молодым. Итак, праведники достигнут старости и будут плодовиты в ней, потому что благочестие их постоянно умножается (Феодорит, Златоуст).
Новейшие учителя эти слова понимают буквально, то, что «праведники» будут счастливы еще в настоящей жизни, и наставлять будут «юных» на исполнение заповедей Божиих, как испытавшие многое по причине долголетия: ибо «венец старцу – великая опытность» ( Сир. 25, 8 ).
В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, 92
Настоящее пророчество составлено в похвалу и песнословие Христу. «День предсубботний» есть пятница, когда утверждена была земля и начала заселяться человеком, в тот же день созданным. Но воистину земля утверждена утверждением в нее Животворящего Креста, с распятым на нем Христом Спасителем; и люди, обновляемые дражайшей кровью Его, начали населять землю в наследие жизни вечной (Златоуст, Афанасий).
Таинство воплощения Господа уготовано было «оттоле» – от вечности, от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его (Златоуст, Афанасий).
«Сотрениями» называются русла (торные дороги на земле), которые делают реки, следовательно: Давид предсказывает, что верующие последуют по пути, проложенному евангелистами и апостолами (Феодорит).
Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.
Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93
В этом псалме Давид ведет речь о Промысле Божием, поучая не скорбеть и не тревожиться, если и бывают на время грешникам благоденствия, а благочестивым гонения: потому что и то и другое непостоянно, и изменяется для одних вечным наказанием, а для других – наслаждением благами. «Четвертый субботы» означает день недели – среду, когда Иуда предал Спасителя, а иудеи начали составлять против Него совет – с этого времени Он начал совершать суд над смертью и выступил на дело мщения за нас диаволу (Афанасий, Григорий Богослов).
Царепророк обличительными вопросами приводит в стыд говорящих подобное. Должно знать, что хотя ты и один говоришь, ты говоришь в слух Бога; хотя наедине что-либо делаешь – подробно видит это Бог; хотя помышляешь что, будь уверен, что Бог надзирает движения сердца. Все открыто пред очами Его! Будь мужественен во всех случаях и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению – ибо это есть природная способность; так и благолепия молитвы нельзя познать из одного учения. Ибо она в самой себе имеет Учителя – Бога, «учащего человека разуму» (Василий В., Лествичник).
Во многих отношениях «блажен» тот, кто «наказывается» Богом, ибо становится он лучше и благоразумнее. Бог вразумляет человека как Отец, а поэтому человек подвергается не казни, а «наказанию» (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать – учителям (Златоуст).
«Господь наказывает» некоторых, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он отверг Свое «достояние» – верных, мысленным врагам, то Он не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие (Златоуст).
Показывает до каких пор нужны «наказания» верным. Когда Христос – истинная «правда» придет «судить» живых и мертвых, тогда праведники в качестве слуг окружат Судию. Тогда все частные наказания прекратятся, так как суд Божий будет совершаться не ради наказания, а ради воздаяния (Златоуст).
Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами. Он просит и требует Божией помощи (Златоуст).
«Беззаконные» соберут плоды своих трудов и получат достойное «по лукавствию их» воздаяние. Написано это не для них только, но и для всех людей; потому что человеколюбивый Господь, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное уврачевание (Феодорит).
Хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94
«Хвалою песни» называется псалом, в котором с пророчеством соединено славословие. Пророк призывает всех людей радостно обратиться ко Христу Спасителю и искренне чтить Его своею жизнью. Приводит в пример и древних иудеев, погибших в пустыне за свою неблагодарность и жестокосердие (Златоуст, Афанасий).
Господь повелевает, Пророк призывает, а мы должны повиноваться и приносить Ему свое покаяние. Мы, грешники, иначе и явиться не можем пред лице Судии, как только предварительно исповедав грехи свои. Приступим к Нему и будем просить не житейских благ, но отпущения грехов. Испорченность души есть причина болезней телесных: тому свидетельствует 38-летний расслабленный, а прежде всего – Каин. Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст).
Божественное Писание всеми способами отвлекает нас от греха. Если «услышим» в настоящей жизни «глас Его, не ожесточим сердец» своих, как иудеи, которые вместо благодарности роптали на Бога за выведение их из Египта, за что Бог и наслал на них смертоносных змей (Златоуст).
40 лет искушался Бог иудеями в пустыне. Они же остались неблагодарными и неверующими после стольких знамений, потому что «заблуждались» не устами, но «сердцем» – отсюда болезнь неисцельной является. Все это произошло от «неведения» путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. Истинное знание – знание на деле (Златоуст).
Данным выражением Пророк указывает на истинный покой в будущей жизни. Божественный апостол приписывает слова эти Святому Духу, указывающему, что древние иудеи не вошли в землю обетованную, потому что не послушались голоса Божия, так и те христиане, которые не послушаются и не сохранят заповедей Христовых, не войдут в Царствие Небесное (см. Евр. 3, 7–8 ) (Златоуст).
Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей, 95
Пророк под «созиданием» (построением) «дома» разумеет божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» ( Ин. 2, 19 ). Построение этого храма было совершено после нашего «пленения» диаволом, почему, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Все это предвидя, божественный Давид побуждает христиан воспеть Богу стройную песнь благодарения (Златоуст).
«Отечествиями язык» именует вождей церковных (священников и предстоятелей), которые должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. А далее обращается ко святым: «слава имени» Христова заключается в кресте. Крест мы «приносим Господеви» – если распинаем себя в своей жизни. А с какими «жертвами» повелевает входить во «дворы» (Церкви) Его, об этом упоминает апостол: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови – словесное служение ваше» ( Рим. 12, 1 ). Пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице, поэтому три раза называет Его Господом и три раза повелевает воссылать Ему славу (Златоуст, Кирилл).
Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей, 96
Псалмопевец предвозвещает первое и второе пришествие Бога и Спасителя, возвратившего земле Свое царствование и даровавшего миру Богопознание и спасение. Псалом этот пророческий, мессианский (см. Евр. 1, 6 ) (Афанасий, Феодорит).
Словами «облак и мрак» Пророк указал на невидимость божественного естества; а словами «правда и суд» указал на причину Его пришествия – чтобы оправдать уверовавших в Него Своей неизреченной милостью (Феодорит).
Это сказано о втором Его пришествии на Страшный суд. Действие «огня» будет двояко: он будет не только попалять грешников, но и освещать лик святых. «Молнии» Он и Сам уподобил Свое пришествие: «якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 27 ) (Феодорит).
«Горы» – иносказательно есть все сопротивные силы, видимые и невидимые, по причине их гордого мудрования и безплодной и гибельной воли. Подобное и в другом псалме сказано: «яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» ( Пс. 67, 3 ) (Афанасий).
«Сион» – есть Церковь и Матерь всем Церквам, а «дщери иудейские» – есть все святые и благочестивые души, которые радуются праведным «судам Божиим» (Афанасий).
Это воля Отца Небесного: ибо невозможно в одно время одинаково любить и «Господа» и «злая» ; потому что любовь ко Господу должна углубляться через ненависть и отвращение ко всякому злу. Итак, при молитве ко Иисусу Христу возненавидим всякие злые помыслы (Исихий).
«Светом» и Светильником для «праведника» является закон Божий, он же является и «веселием» для них. Но ты разумей под «воссиявшим светом» и Единородного (см. Ин. 1, 3, 4 ; Мал. 4, 2 ) (Златоуст).
Псалом Давиду, 97
«Песнь нова» – есть благодарение Бога от чистого сердца, сокрушенного и смиренного, за Его «дивное» обновление человека Пречистою Кровию Своею. По безмерному Своему человеколюбию «десница» и «мышца святая» Отца – Христос спас Своими страданиями преступного и погибшего раба (Кирилл).
Словом «спасение» означает пришествие Господнее во плоти, по сказанному Симеоном: «яко видесте очи мои спасение Твое» ( Лк. 2, 30 ). Оправдав нас верою, Христос изгнал князя века сего и открыл «правду» Свою народам (Афанасий).
«Гуслями» называет согласие души и тела, которое приятнее Богу гуслей неодушевленных, как об этом Сам свидетельствует: «отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю» ( Ам. 5, 23 ) (Афанасий, Феодорит).
Раньше эти инструменты применялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под ними одушевленные «трубы» : пророков, апостолов, учителей Церкви – возвестивших нам спасительное учение Христово (Златоуст, Феодорит).
Псалом Давиду, 98
И этот псалом содержит пророчество о духовном «Давиде» – Христе и изображает Царство Христово и высокомерие иудеев (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Воцарение Христа привело в гнев и ярость иудеев. Ибо когда Христос родился, то «смутися Ирод и весь Иерусалим с ним» ( Мф. 2, 3 ). Кто восседает на «херувимех» – Тот Самый в последние времена воцарится над живущими на земле. «Седяй на херувимех» сказано ради человеческой немощи, ибо Бог не имеет нужды в седалищи, потому что безплотен. Седение «Господа на херувимех» обычно выражает царское величие Божие, ибо «Он восседает над кругом земли – и живущие на ней как саранча пред Ним» ( Ис. 40, 22 ) (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
«Сион» – есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (Афанасий).
«Велико это имя» Иисус, потому что толкуется оно – спасение людей. Оно «страшно» для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; «свято» же для верующих в Него, ибо «о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» ( Флп. 2, 10 ) (Афанасий).
Псалом Давиду, во исповедание, 99
Средством к получению доступа пред лице Божие служит смирение. Оно является входными «вратами» в обители небесные, в храм Божий и в храм сердечный, в котором водворен Бог посредством таинства Крещения. Смирение содействует человеку «исповедываться» от всей души и воздавать славу правосудию Божию, карающему каждого за частные грехи. Из совершеннейшего смирения и из преданной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва – жертва «хваления Ему» (Игнатий).
Псалом Давиду, 100
Богоотец пророк Давид, водимый Духом Святым, изображает в этом псалме богоугодную жизнь и показывает, каким подвигом можно достигнуть Царствия Небесного (Афанасий, Кирилл).
Пророк указывает на богатство божественного человеколюбия. «Милость Божия» – как ожидающая покаяния грешника, а «суд» – как праведная угроза вечной казнью. И поскольку прежде «суда» поставляет милость, то милостив наш Судия еще в настоящем веке, доколе не производит «суда» ; так что «милость» принадлежит нынешнему, а «суд» – будущему времени. Строгость «судов» божественной правды грешника возбуждает на подвиг, и он, страхом укрепляемый и любовию услаждаемый, с Богом беседует молитвенно и вожделевает божественного (Златоуст, Евсевий, Исихий, Максим).
Возлюбим прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать осуждающих, потому что общение со злыми повреждает добрые нравы. Эти слова относятся и к диаволу. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Ибо Писание говорит: «не всякому словеси емли веры» ( Сир. 19, 16 ). Когда кто-нибудь что скажет против другого – не верь легкомысленно, но тщательно исследуй и на деле удостоверься и потом уже верь. И если ты осуждаешь даже мыслию – тем не менее делаешься виновным во грехе, когда не имея никаких доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному подозрению и пустой клевете (Златоуст).
«Гордых» помыслов не допускал в сердце свое Пророк и из уст его никогда не исходила «неправда» (Афанасий).
Здесь сказано загадочно и прикровенно. «Грешными земли» называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. «Градом Господним» именует святую душу, по сказанному: «преславная глаголашеся о Тебе, граде Божий» ( Пс. 86, 3 ) (Василий В., Афанасий, Максим).