Правила сна и отдыха водителя
Новые требования к режиму труда и отдыха водителей
Минтранс утвердил новые правила, регулирующие труд водителей автомобилей в 2021-2026 годах. В этой статье расскажем о том, что изменилось с 01.01.2021.
Чем регулируются требования к режиму труда и отдыха водителей
Расскажем подробнее, какие условия работы водителей изменятся.
Новое время труда водителей
С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:
Условия |
Условия |
Условия |
Категория | Уточнение | Какие ТС относятся к категории (согласно Регламенту ТР ТС 018/2011, принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) | |
N2 | При эксплуатации организациями и ИП | ТС для перевозки грузов | Технически допустимая максимальная масса — свыше 3,5 т до 12 т включительно |
N3 | Технически допустимая максимальная масса — более 12 т | ||
M2 | При эксплуатации организациями и ИП, в т. ч. осуществляющие регулярные перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями | ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, | Технически допустимая максимальная масса — не более 5 т |
M3 | Технически допустимая максимальная масса — свыше 5 т | ||
— | При эксплуатации гражданами | Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы |
Подробнее о правилах эксплуатации тахографов читайте статью.
Ответственность за нарушение режима труда водителей
Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:
Как проверяет работодателей ГИТ — читайте здесь.
Подводим итоги
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:
Режим труда и отдыха для водителей в 2021 году
Новые правила для водителей с 2021 года вступили в силу 1 января. Они будут обязательными для исполнения: наемными шоферами юридических лиц, предприятий, ИП. Изменения в нормативном акте коснулись режима отдыха и труда шоферов. Законодатель в Приказе Минтранса России от 16.10.2020 № 424 ужесточил требования по учету рабочего времени, разбил обязательные перерывы в пути на несколько частей, запретил суммировать рабочее время за длительный период (3-6 месяцев).
Новый режим работы у дальнобойщиков
По новым правилам режима труда и отдыха водителей наемных, ИП, управляющих грузовым авто из оплачиваемого периода будет исключены:
Приказ Минтранса № 424 исключил пункты, которые касались ограничений в 5 и 6 дневной рабочей недели. В тексте не говорится о нормальной продолжительности ежедневного труда. Действует правило — до 40 ч для рабочей недели в 5 или 6 дней. При этом работодателю запрещено увеличивать день по своему желанию, придется учитывать все ограничения по Приказу Минтранса №424.
Документ регламентирует, что перерывы для исполнения рабочих обязанностей также будет учитываться, как время труда.
Сколько можно быть за рулем
Новые правила определили, сколько часов должны работать водители ежедневно/в смену:
Сколько часов могут работать водители автобусов (габариты выше 9,5 м), шоферы, транспортирующие крупногабаритные грузы, длинномерные, тяжеловесные: сняты ограничения на 8 ч в течение смены/дня.
Перерывы в работе
Если время отдыха между сменами водителей по новым правилам составляет 11 часов, то первый перерыв на маршруте установлен не позже 4,5 ч после начала работы. Периоды на отдых шофера не должны быть меньше 45 минут. Если перерыв совпадает с обедом по графику — специальный перерыв не назначается.
Правила допустили делить вынужденный простой на несколько частей:
Управляющие автобусом (пригород и город) получили право на перерыв до 10 минут, а длительность отдыха за первые 4,5 ч составит 45 минут.
Суммированный учет времени
По новым правилам учитывать время водителей за 6 месяцев запрещено. С 1.01. 2021 г определен период для суммирования отработанных часов — 1 месяц.
Время на отдых
Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.
Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.
Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:
Дальнобойщики, работающие в составе экипажа, обязуются не управлять авто одновременно, без разбивания на периоды 9 часов в рамках ежедневной смены.
Еженедельный отдых можно сокращать
Нововведение — право сократить еженедельный отдых для шофера до 24 часов. Но время, которое «осталось» нужно будет обязательно использовать в течение следующих за последней сменой с сокращенным периодом отдыха. Время суммируется с еженедельным и ежедневным отсутствием за рулем.
Разделение рабочего дня
По новым правилам разделение рабочего дня на части:
Ненормированные рабочие дни у водителя
Если шофер трудится в полевых условиях, задействован в изыскательных, геологоразведочных, топографо-геодезических работах, для него может быть установлен ненормированный рабочий день при условии:
Время для движения к стоянке
С 2021 года возможность вынужденно увеличить время в пути появилась у всех водителей, а не только у шоферов междугородных перевозок. Теперь появились 2 часа, которые можно использовать для езды, как к оборудованной стоянке, так и к дому.
Если раньше водитель при превышении времени по графику был обязан добраться до ближайшей стоянки для ночевки, сегодня можно двигаться до своего города, любого места, но не дольше 2 ч.
Отменили суммированный учет времени для водителей автобусов
К 1.01 2021 г шоферам пригородных и городских маршрутов больше не могут применить суммированный учет рабочего времени управления ТС. Теперь нормативы должны быть соблюдены в течение каждого дня за рулем.
На кого не распространяются новые правила
По приказу Минтранса № 424 нормы не распространяются на шоферов, которые выходят в международные рейсы, передвигаются в границах одного предприятия, не выезжают на трассы. Исключены категории:
Водители, работающие по вахтовому методу, теперь включены в перечень лиц, обязующихся соблюдать правила.
Нововведения законодателя — инструмент, который должен создать оптимальные условия работы и отдыха для трудящихся. За несоблюдение норм работодателям и ИП грозят внушительные штрафы.
Наши демократичные цены устроят каждого!
Мы удивим вас профессиональностью нашей работы
Управление грузовым автопарком
127106, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 27а, стр. 1, офис 307
Режим труда и отдыха ЕСТР
ПРАВИЛА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ
1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.
2. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.
3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.
4. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
5. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
6. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
7. Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
8. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
9. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.
10. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
11. В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.
12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.
13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
14. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.
15. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.
16. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.
17. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
18. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.
19. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.
20. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
21. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.
22. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.
23. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.
24. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.
25. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению.
Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021
rezhim_raboty_truda_i_otdyha_voditelya_novye_pravila_2021.jpg
Похожие публикации
С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.
Какие изменения вступят в силу с января 2021 года
Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:
Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.
В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:
Применение тахографов
С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.
Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей
Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.
Ответственность для нарушителей режима
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.
Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.
Нормы труда и отдыха водителей в 2021 году
Ежедневный учет рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени
Продолжительность еженедельного рабочего времени
Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:
Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены
Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;
Для прочих водителей – не более 5 часов.
Ненормированный рабочий день
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.
Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Возможность сокращения еженедельного отдыха
Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.
Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.
Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.
Перерывы для отдыха и питания
Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.
Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года
Область применения нового приказа Минтранса
Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.
Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.
По-прежнему действие положений Приказа не применяют:
С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:
В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.
Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:
Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:
Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:
НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА
Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени.
Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года
Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.
- Правила сна для подростков
- Правила сна по фэн шуй