Православие бес напал во сне
СОН – ВРЕМЯ ОСОБОГО ВЛИЯНИЯ НА НАС ПАДШИХ ДУХОВ
Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.
Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований? Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.
Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание».
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.
Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.
Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.
Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.
Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.
Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет».
По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.
К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.
Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.
Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.
Игумен Борис (Долженко) «К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»
Православный Вестник «Русь-Фронт»