Православие клонит в сон
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2
Вещие сны
Аскетическое отношение к сновидениям
Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?
Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.
Не следует верить снам
Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.
Сон праведников
Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.
[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.
[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.
7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.
[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.
[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.
[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.
[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.
[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.
[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.
[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.
[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.
[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.
[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.
[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.
[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.
[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.
[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.
[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.
[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.
[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.
[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.
[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.
[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.
[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.
[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.
[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1
|
Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.
|
Сон Иакова |
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).
Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).
В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Состояние сна как метафора
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу сна
Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.
[1] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[2] Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.
[3] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[4] Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.
[5] Григорий Богослов, святитель. Слово 37.
[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.
[7] Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.
[8] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.
[9] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.
[10] Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.
[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3
[14] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[15] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.
[16] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[17] Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.
[18] Нил Сорский, преподобный. О спасении души.
[19] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.
[20] Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.
[21] Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.
[22] Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.
[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1
|
Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.
|
Сон Иакова |
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).
Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).
В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Состояние сна как метафора
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу сна
Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.
[1] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[2] Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.
[3] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[4] Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.
[5] Григорий Богослов, святитель. Слово 37.
[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.
[7] Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.
[8] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.
[9] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.
[10] Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.
[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3
[14] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[15] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.
[16] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[17] Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.
[18] Нил Сорский, преподобный. О спасении души.
[19] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.
[20] Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.
[21] Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.
[22] Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.
[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.