Православие осквернение во сне женщины
Православие осквернение во сне женщины
Что такое осквернение? Считается ли человек оскверненным после супружеских отношений? Если нет, то я слышал, что все равно есть какие-то запреты. Почему происходит осквернение? Можно ли причащаться, если ночью было осквернение?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В современной практике любое истечение, случающееся во сне, называют осквернением. Однако, согласно церковным канонам, осквернением признается только такое истечение во сне, которое имело греховные причины (см. 1-е правило святителя Афанасия Великого). Человек не считается оскверненным, если имел супружеские отношения.
Истечения могут быть от разных причин. Главная – чувственное возбуждение и плотские помыслы. Кроме этого, оно может произойти: «1) о еже судити искренняго, сиречь брата своего, еже есть грешно вельми; 2) от высокоумия и гордости, и то такожде грешно; 3) от многоядения и пития, томуже прилично; 4) от естества без движения и без мечтания изливается, якоже и ина излишия; 5) от слабости телесныя, и болезни некия; 6) от зависти бесовския» (Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893; репринт: М., 1993. С. 137). Причины, вызвавшие последние три случая истечения, не вменяются человеку в грех. Святитель Афанасий Великий только истечения, вызванные грехом, называет осквернением. В письме египетскому монаху-подвижнику Аммуну он пишет: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2: 15)… Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст… Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию апостольских Деяний (17: 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной… Благословно может кто сказать в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся, и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это: о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: “раститеся и множитеся, и наполняйте землю” (Быт. 1: 28), о том ли, которое апостол допустил, глаголя: “честна женитьба, и ложе нескверно” (Евр. 13: 4), или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?» (Правила Православной Церкви. М., 2001. С. 353–355).
Можно ли причащаться, если произошло истечение во сне? Святитель Тимофей Александрийский († 385) дает такое правило: «Вопрос. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет? Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (правило 12-е).
В «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря этому вопросу посвящена 28-я глава («К»): «Святой Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к Божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняяйся осуждается (Рим. 14: 23)… А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам – это такое дело, Страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1 Кор. 11: 29); а нечистотою назвал святой отец не извержение семени, чего, я думаю [согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание святого Афанасия Великого к Аммуну монаху], никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и так далее (Мф. 5: 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени».
Если причины истечения были греховные, то нужно прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения (имеется в полных Молитвословах) или «Правило от осквернения», которое находится а Канониках, а затем исповедать этот грех в таинстве покаяния.
Правило от осквернения Василия Великого
Каждый истинный христианин, дабы показать Богу свою честную любовь, должен знать, понимать и выполнять определённые правила, строго придерживаясь канонов Церкви. Одним из важных аспектов в этом есть грех осквернения. Вопрос достаточно деликатный и не изученный до конца, но очень важный для того, кто почитает Всевышнего и православную веру. Подробнее о том, что значит осквернение, далее в статье.
Грех осквернения во сне
Само понятие “осквернение” в православии трактуется как внешнее действие, которое направлено на поругание над святым. Как правило, это сопровождается нарушением норм религиозной этики, моральной “чистоты”, нравственности, Божьих Заповедей, умалением собственного достоинства.
Все требования к выполнению правил христианской нравственности содержаться в Законе Моисеевом. Великий Пророк выделял такие 4 вида осквернения грехом:
Наиболее же частым является грех осквернения во сне, когда человек (зачастую мужчина) “теряет” чистоту физическую и душевную, тем самым нарушая все возможные принципы христианской морали.
Согласно церковным канонам, таким грехом называется осквернение во сне у мужчин, а именно – истечение семени, которое издавна имело греховные причины:
Осквернение в большинстве случаев является запретом для последующего Причащения. И для того, чтобы этот грех был прощен, человек (следуя 28-ой главе “Алфавитной синтагмы” Матфея Властаря) должен выполнить следующее:
Осквернение у женщин
Также в православии есть раздел, который касается вопроса “Ночное осквернение у женщин, что это?” Данный аспект является достаточно нечетким, так как в основном подобное понятие ближе к мужскому полу. Но и для женщин оно имеет своё объяснение, которое зачастую напрямую зависит от действий мужчины по отношению к ней.
Нередко осквернение может быть общение с людьми, влияние которых “ломает” личность человека, “загрязняя” помыслы греховными думами и заставляя выполнять неправедные деяния. Тогда христианин становится близок к тому, чтобы утратить свою главную ценность – веру. А значит, ему следует учиться противостоять этому и делать всё возможное для того, дабы не утратить её. Более того, он должен пытаться всеми способами открыть для познания и принятия силу веры Господней для тех, кто погряз в грехе, ибо это и есть миссия истинного христианина на земле.
Не стоит забывать и о том, что большим грехом есть осквернение святыни. Поэтому в подобных случаях нужно быть более внимательными как к себе, так и к окружающим людям, их действиям.
Относительно осквернения пищей, то здесь также есть определённые нюансы. Изначально еда – необходимое средство для поддержания жизненных сил. Но если же человек верующий строго придерживается всех Церковных канонов, то во время постов и перед прохождением Церковных обрядов он просто обязан строго выполнять все требования (если это не наносит вреда здоровью). В большинстве случаев это касается мяса и мясных продуктов.
Верующему следует читать правило от осквернения Василия Великого, ведь грех осквернения – сложный вопрос для многих людей, ибо осознать его до конца и честно выполнять имеет возможность далеко не каждый. Да и Церковные законы вовсе не обязывают христианина отказывать себе в радости тех или иных праздников. Но если вера человека глубока и истинна, то данные правила должны им выполняться неукоснительно, ибо это – верный путь к Господу, к Его вечной благодати.
Православие осквернение во сне женщины
Комментарии
Сети богословия
Мнение
Обновлен состав Редакционного совета портала «Богослов.ру»
В связи с реорганизацией деятельности портала «Богослов.ру» новые публикации временно приостанавливаются до начала работы обновлённой редакции. Читать дальше
Тема недели: Рождество Христово: богословие, история, литургика
Новые материалы
Нередко у молодых людей, которые ведут духовную жизнь, возникает вопрос: является ли телесное осквернение – во сне или в состоянии бодрствования – грехом или нет? Можно ли причащаться, если ночью произошло истечение семени? Некоторые священники, особо не разобравшись, не разрешают человеку приступать к Святой Чаше, называя любое осквернение злодеянием, в котором нужно каяться. Но так ли все однозначно? Для этого обратимся к источнику мудрости христианства – к трудам святых отцов.
В Ветхом Завете к мужскому осквернению относились по-особенному, что видим из самого Священного Писания. Согласно книге Левит, мужчина, у которого происходило истечение семени, сам являлся нечистым, и все, чего он касался, становилось таким же. Спустя семь дней после окончания истечения семени он должен был омыть свое тело и одежду, а в восьмой день – принести священнику двух горлиц или двух молодых голубей, а иерей в свою очередь должен был принести «из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его» (см. Лев. 14:1-15). Но можно предположить из следующих строк, что до этого говорилось о блудном излиянии, так как далее читает: «Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера; и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера; если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера» (Лев. 15:16-18).
Указание Ветхого Завета об очищении мужчины после излияния семени вспоминает в своем ответе об осквернении человека или священника, бывшего из-за видения, и возможности им принятия Святых Христовых Таин, святитель Григорий Двоеслов. Святой пишет: «Ветхий Завет, как мы уже говорили раньше, объявляет такого человека нечистым и, пока он не омоется, запрещает ему до вечера входить в храм. Люди духовные принимают это правило, но, как объяснено нами, понимают его иначе. Если человек наяву оскверняется лживыми видениями, пришедшими к нему во сне, он должен омыться водой разумения, которая смоет грех помышления слезами его; пока же огонь соблазна не угаснет, пусть вина тяготеет над ним до вечера, как сказано»[1].
В церковно-литературном памятнике конца III – начала IV вв. «Дидаскалии», когда идет речь о женских месячных, кратко говорится и об истечении семени: «Но снова я говорю тебе, женщина: в продолжение семи дней твоего месячного очищения ты считаешь себя нечистой, согласно со Второзаконием, как же ты можешь быть чистой после семи дней без купели Крещения? И если ты не омываешься, то ты, по твоему собственному подозрению, остаешься нечистой и бесполезное соблюдением семи дней нисколько не помогло тебе… Подумайте об этом все, наблюдающие извержение семени и разделение брачного ложа. Ибо все эти обычаи неразумны и вредны… Если ты омываешь себя после извержения семени и разделения ложа, согласно со Второзаконием, то ты обязан омыть себя и в том случае, если ты наступил на мышь и никогда не будешь чистым… Ибо, утверждая Второзаконие, ты соглашаешься с проклятием, которое лежало на нашем Спасителе и презираешь Царя Христа, дарующего благословения достойным их»[2].
У святителя Афанасия Великого есть небольшое письмо к некоему монаху Амуну, которое и является первым его правилом. В нем указывается четко, что естественное осквернение, которое произошло по природе, а не по греховным мыслям или деяниям, не является грехом: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выхождение из ноздрей мокроты или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержение чрева, которое живому существу необходимо для поддержания жизни… Тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех. А когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда, по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами»[3]. Здесь видно, что святой Афанасий четко показывает, что не всякое извержение семени есть грех, но является злом только в том случае, если произошло по блудной страсти.
Четвертое правило Дионисия Александрийского вопрос о телесном осквернении оставляет на суд самого человека: «Те, которым приключилось не произвольное нощное истечение, также да последуют своей совести и да испытуют самих себя, находятся ли от сего в сомнении или нет: подобно как и ο пище говорит апостол: “сомневающийся, если ест, осуждается” (Рим. 14:23). И в этом случае всякий приступающий к Богу да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению». В принципе, данные слова вполне схожи со словами святого Афанасия Великого.
Если мы обратимся далее к своду канонов Православной Церкви, то не найдем ничего нового по теме, но лишь повторы с некоторыми уточнениями. Двенадцатый вопрос, обращенный к святителю Тимофею Александрийскому, звучит так: «Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет?» На это святой дает ответ, который стал правилом: «Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться».
Святитель Иоанн Постник в своем восьмом правиле назначает за неосознанное осквернение епитимию: «Кто во сне осквернится экризисом, лишается причастия на один день и будет считаться очищенным от нечистоты, если прочтет пятидесятый псалом и сделает сорок девять поклонов». А в следующем, девятом правиле ужесточает наказание за осквернение, совершенное человеком намеренно: «Кто в состоянии бодрствования осквернится экризисом, подлежит удалению от причастия до семи дней, причем каждый день должен прочитывать пятидесятый псалом и делать сорок девять поклонов».
Про телесное истечение пишет уже упомянутый святитель Григорий Двоеслов, но в контексте греховности и возможности причащаться: «Видения следует различать по причине, по какой входят они в душу спящего: иногда они происходят от опьянения, иногда от излишеств либо от слабости, иногда же от помышления. Видений, исходящих от природных излишеств или от слабости, бояться не следует, хотя достойно сожаления, что душа поневоле страдает от них. Когда неумеренный аппетит приводит к обжорству и вместилище пищи переполняется, душа должна чувствовать вину, но не настолько, чтобы удержать человека от принятия Святых Тайн или от участия в обедне, если того требует праздничный день или если ему нужно совершать таинство за неимением в том месте другого священника. Если же есть те, кто может совершить за него службу, он все равно не должен воздерживаться от причащения Святых Тайн, если только душа его не полна греховными образами. Я, однако, думаю, что он из стыда постарается воздержаться от причащения. Есть те, чья душа не оскверняется непристойными образами, однако следует помнить, что душа чувствует вину и не очищается даже раскаянием, поскольку если человек и не помнит, что он видел во сне, он помнит, что перед тем предавался излишествам. Если же видения во сне исходят от грешных мыслей наяву, то вина очевидна его душе, ибо он видит, откуда исходит его осквернение, когда то, о чем он думал вольно, после невольно видится ему во сне. Но следует различать, происходят ли эти мысли из внушений и побуждений или, что гораздо серьезнее, из попущения греху»[4].
Святитель Григорий не препятствует причащаться Святых Христовых Таин, если осквернился священник, а совершить богослужение может только он, а если и есть замена – все равно должен приобщиться к Телу и Крови Господней. Здесь можно предположить, что врачество души, как и верует Православная Церковь, и прощение раскаявшегося святой отец видит через приобщение к Святым Дарам.
В современных молитвословах помещается либо целое «Правило от осквернения», которое состоит из ряда молитв и тропарей, либо одна молитва святителя Василия Великого «Многомилостиве, нетленне, нескверне…». Обычно священники рекомендуют, чтобы православные христиане в случае ночного истечения семени прибегали к правилу или, если осквернение произошло не из-за греховных действий, читали хотя бы одну молитву святого Василия. Так или иначе, о том, что произошло, необходимо сказать исповедующему священнику или духовнику как человеку, который должен знать внутреннее состояние своего чада. А пастырь уже рассмотрит, греховно ли произошедшее осквернение или нет.
Библиографический список
[1] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим. В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 37.
[2] Глава XXVI // Прокошев П.А. Дидаскаля, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. СПб.: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дома, 1913. С. 188-190.
[3] Послание к монаху Амуну // Афанасий Великий, свт. Творения в четырех томах. Том III. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 [Репринт]. С. 367.
[4] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 37.