Православное толкование евангелия святых отцов
Путешествие Господа в Иудею. Его учение о святости брака и о девстве. Благословение детей. (Мф. 19:1–15)
КОГДА ИИСУС ОКОНЧИЛ СЛОВА СИИ (речь о прощении обид), ТО ВЫШЕЛ ИЗ ГАЛИЛЕИ И ПРИШЕЛ В ПРЕДЕЛЫ ИУДЕЙСКИЕ, ЗА ИОРДАНСКОЮ СТОРОНОЮ. Галилея находилась на севере Святой Земли, Иудея на юге; а между ними была Самария.
НО Я ГОВОРЮ ВАМ, что закон брака так свят, что расторжение его невозможно, и потому: КТО РАЗВЕДЕТСЯ С ЖЕНОЮ СВОЕЮ НЕ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ с ее стороны, так как этот грех уже сам собою разрывает узы брака, И ЖЕНИТСЯ НА ДРУГОЙ, ТОТ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЕТ; И ЖЕНИВШИЙСЯ НА РАЗВЕДЕННОЙ по той же причине, по прихоти мужа, ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЕТ, ибо она Законом Божиим и законом природы все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им на бумаге. Так Господь со всей ясностью, безстрашно и безпощадно, хотя и не называя Ирода по имени, произнес приговор над его преступлением, и вместе с тем во всей полноте раскрыл Свое Божественное учение о браке. В Его Церкви, как благодатном царстве, муж и жена равноправны: ни муж не имеет права покинуть жену, ни жена мужа. Но ученики Его, все еще держась иудейских понятий, считали право отпускать жену со злым характером великим преимуществом мужа; лишение их этого права и обязательство жить с такой женой неразрывно казалось им тяжким бременем. Поэтому ГОВОРЯТ ЕМУ УЧЕНИКИ ЕГО: «если муж с женой для того соединились, – слова святителя Златоуста, – чтобы составлять одно, если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против Закона, то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собой, нежели со злой женой, ЕСЛИ ТАКОВА ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ЖЕНЕ, ТО ЛУЧШЕ НЕ ЖЕНИТЬСЯ, ибо очень кажется несносным иметь злую жену и терпеть неукротимого зверя, соединившись с ним навсегда». В ответ на это Христос Спаситель изрек Свое Божественное слово о высоте девственной жизни: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: НЕ ВСЕ ВМЕЩАЮТ СЛОВО СИЕ, не все на деле могут совершить подвиг сей – вести безбрачную жизнь, НО только те, КОМУ ДАНО от Бога: это особый дар Божий некоторым, достойным такого дара людям. Подается этот дар только желающим принять его, а кто не хочет, тот и не получит его. «Просите, и дано будет вам. ибо всякий просящий получает» ( Мф. 7:7 ). Этими словами Господь возвышает девство, представляет его великим и тем самым привлекает и побуждает к нему ищущих совершенства. Замечательно: Он называет девство делом высоким, а ученикам представляется оно легким. «Ему надобно было, – говорит святитель Златоуст, – назвать это великим для того, чтобы сделать их усерднейшими, а они должны были принять сказанное за легкое для того, чтобы таким образом преимущественно избрать девство и целомудрие. Поскольку прямо говорить о девстве нельзя, так как это могло показаться им очень тяжким, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства». Подвиг девства есть жребий немногих.
Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным
Аудио
– Мы сейчас находимся в храме Трех Святителей в доме отдыха «Архангельское». Напомню, это новый храм, он был освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2017 году, и с тех пор здесь постоянно совершаются Божественные литургии.
Продолжим программу о Евангелии. Тема очень сложная, я неоднократно об этом говорил. Мы ориентированы на то, что любую книгу Священного Писания нужно толковать только на основе святых отцов. Человек, который не стяжал Духа Святого, не может приступать к толкованию Священного Писания, потому что тогда рождается интеллектуальная отсебятина, которой очень богаты известные христианские секты, протестантская Церковь. К сожалению, даже Католическая Церковь уклонилась от духа святоотеческого понимания Священного Писания. От этого возникают многие недоразумения.
К сожалению, не помню имя святого, одного из великих толковников Священного Писания Нового Завета, который толковал некое место из Нового Завета по-своему, по своему разумению, и его толкование расходилось с толкованиями святых отцов, живших в то время. Некоему святому отцу задали вопрос: мол, это был человек высокой, праведной жизни, причислен к лику святых; почему же он так толковал то место, которое другие святые отцы толкуют совершенно по-иному? И этот святой старец ответил, что, видимо, тот великий толкователь Священного Писания в то время не помолился Богу и не попросил Духа Святого открыть ему смысл того текста, который он истолковывал в своих произведениях. Вот как, с одной стороны, все тонко, и становится понятным, почему Священное Писание можно толковать только людям, облагодатствованным Духом Святым.
Если Господь не живет в нас, мы должны опираться на толкования святых отцов, Духом Святым отчасти познавших глубины Священного Писания. Эти глубины необозримы, но хотя бы отчасти понятны святым отцам. Мы знаем, что, к сожалению, после великого раскола между Западной Церковью и Православной католики, с одной стороны придерживаясь Священного Предания святых отцов в своих толкованиях, уклоняются от истины благодати Духа Святого, которая одна только может открывать глубинный смысл Священного Писания.
Это некая преамбула, еще и еще раз напоминающая о том, чтобы мы, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что многие имеем не одно высшее образование и глубокий интеллект, не основывались на своем интеллекте, на своем видении и своем понимании Священного Писания. Мы живем в такое время, когда огромное количество литературы посвящено Священному Писанию, Библии. С 1989 года, когда уже разрешили печатать книги разного духовного содержания, огромное количество книг издано, связанных и со святыми отцами, и с толкованием Священного Писания. Напомню, преподобный Серафим Саровский говорил: для того чтобы перейти к чтению и изучению Священного Писания Ветхого Завета, нужно сначала научиться свободно плавать в волнах Нового Завета.
Перед тем как перейти к толкованию Священного Писания Нового Завета, хотелось бы сказать о личности Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В каком смысле? В плане историчности. Мне уже чуть больше семидесяти лет, и не всегда было время, свободное от давления государства на Церковь. Было время, когда издавалось мало книг, было мало информации. Сейчас, повторюсь, мы располагаем огромным количеством и спектром информации.
Что я хочу сказать? Первое: что мы не оставлены Богом. Второе: мы знакомы с мифологической теорией по поводу Иисуса Христа. В чем заключается суть мифологической теории? В том, что Господа Иисуса Христа не существовало, не было, что это изобретенный людьми миф. В советском государстве говорили, что вера христианская нужна, чтобы через нее поработить людей, сделать их рабами. Думаю, каждый правомыслящий и глубокомыслящий человек в советское время понимал, что он раб системы советской власти, что он винтик, который могли поставить, заменить, уничтожить. В каком-то смысле мы были рабами коммунистической власти, которая довлела над Советским Союзом и над всеми людьми, населяющими это пространство. Вот тогда была развита эта мифологическая теория. Она существует примерно с XVI века, развивалась в XIX–XX веках. Очень удобная теория для людей, не желающих мыслить. В атеистических работах говорили о мифичности образа Христа, но никогда не говорили о Его учении, Его заповедях.
Тем не менее какие-то яркие фразы из Священного Писания Нового Завета и даже Ветхого Завета цитировались. Например, фраза, что талант нельзя зарывать в землю; если ты художник, математик или еще кто-то, должен развивать этот талант. Помню, даже Екклесиаста цитировали некоторые просвещенные люди, но они глубоко, может быть, не понимали смысла этих слов. Я не хочу сказать, что я так глубоко понимаю, тем не менее для меня эти слова являются более близкими, чем для человека, стороннего по отношению к Богу. Также, например, фраза: «Всё – суета и томление духа!» и многие другие выражения стали крылатыми.
– В художественных фильмах, даже в детских, употребляли выражения из Ветхого и Нового Заветов. Вот что удивительно.
– Дни недели не переименовали: воскресенье и суббота остались. Церкви рушили, но не до конца; некоторые церкви оставались увенчанные крестами, в них совершались богослужения. В обиходном словаре люди часто употребляли: слово «Бог»; «слава Богу», «Господи, помилуй». То есть люди обращались к Богу.
– «С Богом» часто говорили.
– Разные короткие фразы, упоминающие имя Божие, советские люди, даже крупные партийные деятели, употребляли в своем обиходе, конечно, не вдаваясь в глубинный смысл этих слов.
Итак, мы знакомы с мифологической теорией, согласно которой Христа не существовало, это был некий фантастический идеальный образ, в который, мол, должны были поверить люди ради того, чтобы светская власть имела влияние на людей.
Переходим к другой значительной части. Как не доказать, но привести положительные аргументы в пользу историчности личности Иисуса Христа? Как сказал пастор в фильме «Берегись автомобиля»: «Одни люди верят в Бога, что Он есть, другие не верят. И то и другое – недоказуемо». С одной стороны, да. С другой стороны, существуют положительнейшие аргументы в пользу историчности личности Иисуса Христа. Для нас, верующих христиан, основанием является Священное Писание Ветхого Завета.
Некий раввин, исследуя Священное Писание Ветхого Завета и сравнивая пророчества с жизнью Господа Иисуса Христа, увидел, что все пророчества (а их он набрал около трехсот) Господь Иисус Христос исполнил в Своей жизни. Недавно я встретился с утверждением, что богословы, исследователи Священного Писания Ветхого Завета, нашли не около трехсот, а четыреста пятьдесят мест, связанных с пророчествами о Христе. И все эти пророчества о Себе Господь Иисус Христос исполнил.
– А не будет ли издана отдельная книга (или брошюра) о пророчествах?
– Очень хотелось бы. Вы подали замечательную идею. Действительно, можно издать такую брошюру, связанную с пророчествами об Иисусе Христе, указывая авторов пророчеств и годы их жизни.
– Думаю, это всем было бы интересно.
– Это интересная мысль; будем совместно думать над этим.
У святителя Тихона Задонского есть слово, сказанное на Рождество Иисуса Христа. У меня старая книга XIX века, в которой это слово есть. В Интернете, к сожалению, я не нашел этого. В этом слове Тихон Задонский перечисляет примерно сто пророчеств о Христе. Я думаю, мы потом возвратимся к этим пророчествам, чтобы более полно отобразить действительность, а не только на основании слов пророков, евангелистов или апостолов.
– Мы посвятим этому отдельную программу?
– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю за то, что Вы уже столько лет вместе с нами и неизменно служите нашим зрителям, прихожанам и телеканалу «Союз».
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Великое исповедание Петрово и великое обетование Христово. (Мф. 16:13–19)
Приближалось время спасительных страданий нашего Господа. Все враги Его общими силами старались отвлечь от Него народ, и это им удавалось: народ мечтал о Мессии, как о славном Царе-завоевателе, а Иисус Христос проповедовал смирение сердца и сокрушение о грехах; Иудеи мечтали, что с пришествием Мессии все языческие народы преклонятся перед ними, а Господь провозглашал, что язычники получат равное право с Евреями на Царство Божие; Евреи ожидали, что их обряды и предания будут обязательны для всего мира, а Господь проповедовал их полную отмену. Наконец, Евреи ожидали при явлении Мессии внезапного переворота, небывалых знамений на небе и на земле, а Господь наш учил, что Царствие Божие «не придет приметным образом» ( Лк. 17:20 ), что оно является в незримом могуществе благодати Божией в сердцах людских. Враги Господа пользовались народными предрассудками и заблуждениями, чтобы унизить Иисуса Христа в глазах народа. И действительно, в последнее посещение Господом Галилеи мы уже не видим, чтобы народ принимал Его с тем пламенным усердием, с каким встречал Его прежде. Со скорбью удалился Господь из Галилеи, через озеро Тивериадское, и направил путь Свой к северным пределам Святой Земли, к подножию гор Ливанских, где была страна Кесария, называвшаяся Филипповой, в отличие от другой Кесарии, которая лежала у подошвы горы Кармила, на берегу Средиземного моря, и называлась Палестинской. Но для чего Спаситель наш предпринял такой дальний путь в страны языческие? Святые отцы отвечают: «Для того, чтобы в удалении от Иудеев открыть Себя Своим ученикам во всем Своем Божественном достоинстве, как Мессию. До сего времени Он только Самарянке назвал Себя прямо Мессией и Никодиму – Сыном Божиим, сшедшим с небес. Всеми Своими делами и учением Он, правда, уже являл Себя Мессией, но открыто так Себя еще не называл, даже и перед учениками.
Но теперь близко было время разлуки с ними и потому необходимо было со всей ясностью открыть им, что Он есть обетованный Спаситель мира, Христос, единородный Сын Божий, Основатель и Глава Своей Церкви, в которой Его ученики и будут первыми членами, распространителями и устроителями. Прежде чем сообщать апостолам столь великое откровение, Господь уклонился от них в уединенное место и укрепил Свой дух молитвой Отцу Своему Небесному, как об этом благовествует евангелист Лука ( Лк. 9:18 ). А святой Матфей пишет: ПРИДЯ ЖЕ В СТРАНЫ КЕСАРИИ ФИЛИППОВОЙ, «отведя столь далеко учеников от Иудеев, дабы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях» (свт. Златоуст), ИИСУС СПРАШИВАЛ УЧЕНИКОВ СВОИХ: ЗА КОГО ЛЮДИ ПОЧИТАЮТ МЕНЯ? «Он спрашивал не об их мнении, а о мнении народа, – говорит святитель Златоуст, – для того, чтобы они самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению. Для этой же цели Он спрашивает их не в начале проповеди, но когда уже сотворил много чудес, беседовал с ними о высоких истинах и многократно доказал Свое Божество и единство со Отцем. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа, хотя было и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И, показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО? разумея под этим и Божество». Ответ учеников показал, как мало людей понимали своего Спасителя: ОНИ СКАЗАЛИ: ОДНИ почитают Тебя ЗА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, думают вместе с Иродом Антипой, что Ты – Иоанн, воскресший из мертвых и явившийся под другим именем; ДРУГИЕсчитают ЗА ИЛИЮ, полагая, что Ты – Илия, подобно Еноху, никогда не умиравший, но взятый живым на небо, а теперь, согласно пророчеству Малахии ( Мал. 4:5 ), возвратившийся телесно, чтобы приготовить путь для Мессии; А ИНЫЕ почитают ЗА ИЕРЕМИЮ, пришедшего открыть ковчег завета и сосуды скинии, сокрытые на горе Нево, и возвестить о наступлении царства Мессии ( 2Мак. 2:4 ); ИЛИ считают Тебя ЗА ОДНОГО ИЗ ПРОРОКОВ, посланного Богом из другого мира для возвещения о грядущем Мессии. Но за Мессию народ не считает Тебя, потому что Ты не хочешь объявить Себя могущественным Царем-завоевателем. Господь не выразил ни скорби, ни неудовольствия за такой недостаток истинного познания о Нем в народе. Он, Сердцеведец, и без вопроса знал, что думает о Нем народ.
Но Ему нужно было теперь услышать из уст самих избранных Им апостолов высшее исповедание Его Божества, и Он видел, что это исповедание готово было радостно излиться из их сердец, – стоило только вопросить их об этом. ОН ГОВОРИТ ИМ: А ВЫ ЗА КОГО ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ? И тот же час Симон Петр – «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в их лике», всегда стремительный, нежно любящий, твердый, как скала, «не терпит, предупреждает всех» (свт. Златоуст): СИМОН ЖЕ ПЕТР, ОТВЕЧАЯ, СКАЗАЛ: ТЫ – ХРИСТОС, СЫН БОГА ЖИВАГО, Сын не по благодати, но по естеству, Сын единородный, второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Бога Живаго, Который есть Источник жизни всех сотворенных существ. Это исповедание излилось от полноты души Петровой, проникнутой твердой, непоколебимой верой в Иисуса Христа, как Сына Божия, и в то же время выражало веру всех апостолов, еще прежде признавших Его Сыном Божиим. Так, вдали от избранного народа Божия, в окрестностях языческого города Кесарии, посвященного тогдашнему всесветному владыке – Кесарю Римскому, Господь наш Иисус Христос, среди небольшого общества рыбарей Галилейских, был провозглашен Царем всемирного духовного Израиля, Царем всех верующих в Него от края до края земли; там сей Царь, земной венец Которого будет сделан из терний, открыто принял под Свою власть весь мир, как посланный Богом Мессия-Царь, как Сам Бог воплотившийся. И это великое исповедание, произнесенное апостолом Петром от лица всех двенадцати апостолов, было делом Божественного откровения. Так засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос.ТОГДА ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: БЛАЖЕН ТЫ, СИМОН, СЫН ИОНИН, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ ЭТО, – не Мой смиренный вид научил тебя этому, не из человеческого научения стало тебе это известно, НО ОТЕЦ МОЙ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ, открыл тебе это познание. Ты слышал глас Отца в делах и словах Его Сына. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как ты – сын Ионин, так и Я – Сын Моего Отца, т.е. одной сущности с Родившим. «Конечно, – говорит святитель Златоуст, – если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле, то это не было бы делом откровения и его слова не заслуживали бы такого ублажения. И до этого бывшие на корабле после бури говорили: «истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ), однако же, не были названы блаженными, хотя присовокупили: истинно. Они исповедали Его не таким Сыном, каким исповедал Петр. И Нафанаил говорил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин. 1:49 ), однако ж, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины.
А Петр называется блаженным за то, что он исповедал Его истинным Сыном. И чтобы исповедание Петрово не показалось сказанным из дружбы и лести, потому что он весьма любил Иисуса Христа, то Господь и указывает на Того, Кто внушил ему, дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец Небесный. Но почему же Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: «Я Христос», а доводит учеников до того, чтобы они исповедали Его Христом? Потому, что это и Ему тогда было приличнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли теперь, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:25, 27 ; Лк. 10:22 ). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через Самого Отца, и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны». В кратких словах Петрова исповедания впервые устами человека выражена вся сущность учения христианского о «соединении двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий» (преп. Исидор Пелусиот). «Иисус Христос, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – как Человек предлагает вопрос, а как Бог тайно умудряет и вдохновляет Петра» что подобало ответить, и ублажает его за то, что он не дал в душе своей человеческому смышлению заглушить внушение Отца Небесного. Без такого ясного исповедания со стороны человека великой тайны воплощения Сына Божия не могло быть положено и основание Церкви Христовой на земле; вот почему Господь в ответ на это исповедание, с особенной торжественностью, с истинно царственным величием и благостью говорит сначала Симону Петру, а в его лице дает ответ и всем, которые его устами исповедали истину Боговоплощения: при самом избрании тебя в Мои апостолы Я наименовал ( Ин. 1:42 ) тебя Петром (буквально по-гречески: Петрос-каменный), как Сам Я есмь краеугольный Камень ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ). Я провидел твою твердость в вере, которую ты от Меня же восприемлешь, и потому дал тебе такое имя. Эту твердость веры ты и показываешь теперь в исповедании сей веры от лица всех учеников Моих: за это И Я ГОВОРЮ ТЕБЕ: ТЫ – ПЕТР (по-гречески: Петрос), И НА СЕМ КАМНЕ (по-гречески: петра), – не на Петре, человеке, каков ты, но на Камне, который ты исповедал, «на Мне Самом, как Сыне Бога Живаго» (толкование блаж. Августина), на той истине, которую ты выразил, Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ, общество всех верующих в Меня.
Достойно внимания, что из отцов и учителей Церкви, объяснявших слова Господа: «на сем камне создам Церковь Мою. », сорок четыре говорят, что слово камень относится не к личности апостола Петра, а к его исповеданию и твердой вере; шестнадцать учат, что под словом камень Спаситель разумел Самого Себя; восемь отцов говорят, что основанием Церкви служат все апостолы; все эти три толкования совмещаются и изложены нами совокупно, как одно другое восполняющие. Только семнадцать древних учителей-толковников слова Господа относят к Петру, но они вовсе не дают им такого смысла, какой хотят видеть в них католики: ни у одного из отцов нет и намека на то, что апостол Петр есть исключительный наместник Христов на земле, или, как говорят латины, «князь Апостолов».
Предостережения народу и ученикам от подражания фарисеям. (Мф. 23:1–12)
Господь, приближаясь к концу Своего служения, почел за нужное без всякой пощады обнаружить перед всем народом всю низость характера и поступков Своих врагов, чтобы, по крайней мере, предостеречь от подражания им простые души. Его грозные обличения, подобно громам небесным, раскат за раскатом поражали их преступные головы. С Божественным спокойствием, но и со страшной торжественностью, и с несокрушимой силой и властностью Он произносит ту обличительную речь, от которой всегда будут трепетать лицемеры. ТОГДА ИИСУС НАЧАЛ ГОВОРИТЬ НАРОДУ И УЧЕНИКАМ СВОИМ И СКАЗАЛ: НА МОИСЕЕВОМ СЕДАЛИЩЕ СЕЛИ КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, они заняли место законодателя Моисея, присвоили себе право истолкования Закона. ИТАК ВСЕ, ЧТО ОНИ, оставаясь верными Закону Моисея, ВЕЛЯТ ВАМ СОБЛЮДАТЬ, в чем они не извращают Закона, то СОБЛЮДАЙТЕ И ДЕЛАЙТЕ.
Некоторые, стараясь не столько исправить, сколько оправдать свою небрежную жизнь, думают найти себе оправдание в том, что иные наставники не так хорошо живут, как учат. Нет, самопоставленные судии своих наставников, вы не найдете своего оправдания в нашем осуждении. Мы будем осуждены, если живем недостойно преподаваемого нами учения, но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближнего вопреки запрещению Самого Иисуса Христа, и за то, что не следуете святому учению, которое не перестает быть святым от того, что проходит через грешные уста». «Смотри же, – говорит святитель Златоуст, – с чего начинает и чем усиливает Господь Свои обличения фарисеям: ИБО ОНИ ГОВОРЯТ, И НЕ ДЕЛАЮТ, – говорит Он. И всякий преступник достоин обвинения, тем более тот, кто имеет власть учить. Таковой заслуживает вдвое и втрое больше осуждения, во-первых, потому что преступает закон: во-вторых, потому что имея обязанность исправлять других, сам хромает и подвергает себя большему наказанию по важности сана; а в-третьих, потому что он, как учитель, сильнее увлекает других к пороку своим худым примером». Далее Господь обвиняет фарисеев в том, что они жестоко поступают с людьми, вверенными их попечению: СВЯЗЫВАЮТ БРЕМЕНА ТЯЖЕЛЫЕ И НЕУДОБОНОСИМЫЕ И ВОЗЛАГАЮТ НА ПЛЕЧИ ЛЮДЯМ, как вьючным животным, невыносимое иго самых разнообразных и многочисленных предписаний Моисеева Закона, принуждают народ исполнять все эти мелкие заповеди без всякого снисхождения к немощам человеческим, а сами не хотят и пальцем коснуться возлагаемой на других ноши: А САМИ НЕ ХОТЯТ И ПЕРСТОМ ДВИНУТЬ ИХ. Они и знать не хотят, что добрый начальник всегда строг и взыскателен к себе самому, а к другим кроток и снисходителен. «Когда учитель, – говорит блаженный Феофилакт, – не только учит, но и делает, то он вместе с учащимся несет бремя и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, то он еще более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учит». «Смотри, – замечает святитель Златоуст, – как Спаситель еще более увеличивает обвинения книжников. Он не сказал: не могут, но – не хотят; не сказал: нести, но – перстом двинуть, т.е. не хотят даже и приблизиться, даже и прикоснуться. О чем же они особенно заботятся? К чему устремлены все их усилия? К тому, что возбранено Законом»: ВСЕ ЖЕ ДЕЛА СВОИ ДЕЛАЮТ С ТЕМ, ЧТОБЫ ВИДЕЛИ ИХ ЛЮДИ: если они кое-что и исполняют из Закона, то делают это не ради послушания Закону, но только из преступного тщеславия, чтобы люди видели их мнимое благочестие и славили их.
«Это не то значит, – толкует святитель Златоуст, – чтобы никого не называть отцом, но чтобы знали, Кого собственно называть Отцом. Ибо как учитель не есть учитель в смысле первоначальном, так и отец. Один Бог есть виновник всех, и учителей и отцов». «Господь не возбраняет почтения к родителям, – говорит блаженный Феофилакт, – особенно же к духовным отцам, но возводит нас этими словами к познанию истинного Отца, т.е. Бога, поскольку Отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, а только содействователи и слуги Божии». И еще раз Господь подтвердил: И НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМИ, не домогайтесь названия наставников, ИБО ОДИН У ВАС НАСТАВНИК – ХРИСТОС. Святитель Златоуст замечает: «не сказал: Я наставник, подобно как и прежде не сказал: что вы думаете о Мне, но что вам думается о Христе». Таким образом, в самом способе выражения показывая образец смирения, Господь дает и прямой урок этой великой добродетели Своим ученикам, дает общий закон для всех христианских учителей и наставников, для всех Своих последователей: БОЛЬШИЙ ИЗ ВАС, кто призван быть первым, быть для других учителем, начальником и отцом, тот пусть забудет о своем первенстве, пусть считает себя только послушником Божиим и со страхом проходя свое служение, как Богом возложенное на него послушание, ДА БУДЕТ всем ВАМ СЛУГА, «да будет слугою, – говорит Филарет, митрополит Московский, – а не властителем учения и учеников». Гордость и самовозношение противны Богу, и потому Бог смиряет гордых: ИБО, КТО ВОЗВЫШАЕТ СЕБЯ, сам себя возносит, ТОТ УНИЖЕН БУДЕТ, А КТО УНИЖАЕТ СЕБЯ, ТОТ ВОЗВЫСИТСЯ. «Ничто не может сравниться со смирением, – говорит святитель Златоуст. – Видишь ли, как Он здесь ведет слушателя к делам совершенно противоположным гордости, ибо не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место».