Представление кальдерона о природе сна

Кальдерон Педро, испанский современник Шекспира

Имя Pedro Calderón de la Barca
Дата рождения17 января 1600 г.
Место рожденияМадрид
Дата смерти25 мая 1681 г.
Место смертиМадрид
ГражданствоИспания
Деятельностьдраматург, писатель,
священник

Педро Кальдерон [дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо; Pedro Calderón de la Barcay Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño; 17.01.1600, Мадрид — 25.05.1681, Мадрид] — один из крупнейших испанских писателей, его творчество — вершина литературы барокко.

Кальдерон был младшим современ­ником У. Шекспира. Он родился в Мадриде, принадлежал к аристокра­тическому роду, окончил коллегию иезуитов в Мадриде, учился праву и теологии в университетах Алкала и Саламанки. Провел бурную молодость; служа в армии, побывал во Фландрии и Италии. Кальдерон был тесно связан с традицией Лопе де Вега, начинал как представитель его школы, но со временем создал свою «персональную модель», оказавшую огромное влияние на формирование различных философских жанров в литературе. Кальдерон написал 120 комедий (т. е. драм), 78 аутос (религиозных пьес), 20 интермедий. Так как с 1635 г. Кальдерон был придворным драматургом, все они были опубликованы при жизни автора и дошли до нас. В 1651 г. Кальдерон принял сан католического священника, был почетным капелланом испанского короля Филиппа IV, с 1666 г. — настоятель братства св. Петра.

Кальдерон был создателем нового драматургического жанра — религиозно-философской драмы, в которой меняется традиционная структура драматического произведения: главными героями становятся философские идеи, а персонажи оказываются лишь их рупорами. Сюжет строится так, чтобы раскрыть определенную философско-религиозную идею. Философский аспект отражается в поступках и речах героев, в названии произведения, на всех других уровнях художественного целого. Один из самых ярких примеров этого жанра — драма Кальдерона «Поклонение кресту» (ок. 1630–1632, опубл. 1634). В финале драмы выясняется, что преступные герои Эусебио и Юлия, связанные любовью, — родные брат и сестра. Эусебио убит, но воскресает при появлении священника, которого он когда-то пожалел, и тот отпускает ему грехи. Примиренный с небом, Эусебио умирает, а Юлия, над которой отец занес меч, обхватывает крест и обращается с молитвой к небесам. Молитва и крест спасают ее, и она растворяется в воздухе, как дым. Весь этот фантастический и запутанный сюжет, герои, совершающие необъяснимые человеческой логикой поступки, призваны воплотить религиозно-философскую идею, которую Кальдерон выразил словами: «Вот что значит преклонение перед крестом».

Самая значительная религиозно-философская драма Кальдерона — «Жизнь есть сон» (ок. 1632–1635, пост. и опубл. 1635). Драма написана с необыкновенным мастерством, это одна из вершин всей испанской литературы. Философская идея, разрабатываемая Кальдероном в драме, обозначена в ее названии. Раскрытию идеи подчинены герои, символика, сюжет. Действие происходит в Полонии (Польше), но множество деталей показывает, что это лишь условное место действия. Король Полонии Басилио усомнился в предсказании двадцатилетней давности, руководствуясь которым, он заключил своего сына Сехисмундо в темницу посреди глухого леса. Пока Сехисмундо спит, его переносят во дворец. Проснувшись, он узнает, что является наследником престола, и начинает совершать бесчинства вплоть до убийства человека. Несчастливое предсказание начинает сбываться, и чтобы не сбылась самая страшная его часть — свержение короля, уснувшего Сехисмундо снова переносят в темницу, а когда он просыпается, его строгий наставник Клотальдо сообщает ему, что все, что он видел во дворце, было лишь сном. Между тем, предсказание продолжает сбываться: восставший народ Полонии свергает Басилио и предлагает корону Сехисмундо. Однако он от нее отказывается, так как уверился в идее, что жизнь — это только сон. Тема «жизнь есть сон» многократно повторена Кальдероном (в одноименном ауто, пьесах «Дьявол садов», «Дочь воздуха», «Цепи дьявола», «Апполлон и Климена», «Эхо и Нарцисс», «В этой жизни все истина и все ложь» и др.). Эта тема стала одной из наиболее значимых во всей последующей испанской культуре вплоть до ХХ века (см., например, фильм Л. Бунюэля и С. Дали «Андалузский пес», 1928, снят во Франции).

Кальдерон работал и в жанре «драмы чести». Наиболее значимые произведения этой группы — «Стойкий принц» (1628), «Врач своей чести» (ок. 1633–1635), «За тайное оскорбление — тайное мщение» (1635), «Саламейский алькальд» (ок. 1645). Кальдерон развивает мотив чести как высшей ценности для испанца, представленной в национальной испанской драме (пьесы Лопе де Вега, Гильена де Кастро, Аларкона, Тирсо де Молина и др.). Немецкие романтики нарекли Кальдерона «поэтом чести». Отточенная техника драматической интриги присутствует в комедиях Кальдерона, самый яркий пример — «Дама-Привидение» (1629, опубл. 1636).

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо скончался в Мадриде на 82 году жизни в почете, но в бедности.

Кальдерону было 16 лет, когда умер Шекспир, он к тому времени не написал еще ни одной пьесы. Нет никаких оснований предполагать, что Кальдерон на протяжении всей жизни когда-либо испытал влияние Шекспира, очевидно, он не только не читал шекспировских пьес, но и не слышал о таком драматурге. Тем не менее еще немецкие романтики начиная с братьев А. В. и Ф. Шлегелей утвердили представление о Кальдероне как «католическом Шекспире», при этом ставя Кальдерона даже выше английского драматурга в плане актуальности для современной литературы. Так, Ф. Шлегель писал: «Не в равной степени можно у нас применять внешнюю форму испанцев, которую надлежит тщательно различать от формы внутренней, ибо сия последняя, по господствующему в ней развитию более лирическому, бесспорно подходит к нам ближе, чем сжатость Шекспира, более эпико-историческая. Многоцветную полноту образов и картин, рождаемых плодовитою фантазией Юга, которая составляет особенную отличительность внешней формы и поэтического языка испанской трагедии, можно признать прекрасною там, где такое изобилие природно: переимчивости же искусства она не дается» (Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1830. Ч. 2. С. 137–138). А. В. Шлегель в «Курсе драматической литературы» утверждал, что в драмах Кальдерона и в меньшей степени в пьесах Шекспира сосуществуют и взаимообогащают друг друга два элемента: народный и более идеальный, «придворный». (Schlegel A. W. Cours de littérature dramatique. Т. 2. P. 326–340; работы братьев Шлегелей, находившихся в библиотеке А. С. Пушкина, приводятся по: Багно В. Е. Пушкин и Кальдерон // Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006. С. 244, 252).

Сопоставление Шекспира и Кальдерона имеет смысл только в типологическом плане. Но зато в таком ключе обнаруживается много сближений. Акад. Н. И. Балашов выделял такие общие для двух авторов моменты, как изображение героев-злодеев («макиавеллистов») или появление у Кальдерона своего рода аналога «фальстафовского фона». Есть сближения в создании идеальности женских фигур в поздних драмах Шекспира и в «драмах чести» Кальдерона: «Трагическая закономерность выступает в “драмах чести” Кальдерона (как впоследствии у многих романтиков) сквозь нагромождение случайностей, в драме — роковых и в то же время реальных. Например, жена не может перед вечной разлукой (и будто по ее вине!) не объясниться с ранее любимым ею человеком, а доходящие до мужа сведения о целомудренной сцене прощания трактуются им как доказательства измены. Все сочувствие Кальдерона — не в меньшей степени, чем это было у писателей Возрождения, — на стороне женщины, которая в этих драмах у него более цельно ангелоподобна, чем у Лопе или Шекспира, хотя не наделена такой жизненной пластичностью, как идеальные героини “Цимбелина”, “Зимней сказки”, “Бури”. Зато Кальдерон выделяет еще одно очень важное для испанского зрителя обстоятельство: героиня чиста перед небом. Это единственная щелочка, сквозь которую в “драмы чести”, в драмы “без бога”, проникает тонкий луч нравственного света, как его понимали современники Кальдерона» (Балашов Н. И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон. Драмы : В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко. М., 1989. Т. 1. С. 809–810). В «Волшебном маге» (или, как предлагает переводить название этой пьесы Кальдерона Н. И. Балашов, в «Необычайном маге») обнаруживается общность художественных решений с шекспировской «Бурей»: «Тяжкий путь к христианскому мученичеству Киприана идет на фоне прекрасной природы — леса, садов, стройных башен, на фоне любовных безумств, поединков, видений, разыгранных кораблекрушений (не листал же Кальдерон “Бурю” Шекспира, никому в Испании не известного!), страданий и радостей Юстины, ее искушений и продемонстрированной ею, как нигде кроме трактата Декарта о страстях (I, § 41), твердостью “свободной воли”, безусловно властной, если не над помыслами, то над поступкам» (Там же. С. 813).

Помимо типологического может быть осуществлено тезаурусное сближение Шекспира и Кальдерона, которое выражается в отнесении этих писателей к константам мировой и отечественной культуры, их высшим ценностям. В русской литературе это сближение осуществил А. С. Пушкин в статье «О народной драме и драме “Марфа Посадница”»: «Со всем тем, Кальдерон, Шексп.[ир] и Расин стоят на высоте недосягаемой — и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. M. ; Л., 1949. Т. XI. С. 72).

Представление кальдерона о природе сна. 3692 original. Представление кальдерона о природе сна фото. Представление кальдерона о природе сна-3692 original. картинка Представление кальдерона о природе сна. картинка 3692 original. Педро Кальдерон — один из крупнейших испанских писателей, его творчество — вершина литературы барокко.

Соч.: Obras completas. V. 1–3. Madrid, 1959; в рус. пер. — Пьесы : В 2 т. М., 1961; Драмы : В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко; ст. Н. И. Балашова и др. М., 1989.

Лит.: Menéndes y Pelayo M. Calderón y su theatro. Madrid, 1910; Critical essays on the theatre of Calderón. N. Y., 1965; Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969; Durán M., Gonsáles Echeverría R. Calderón y la crítica. V. 1–2. Madrid, 1976; Iberica: Кальдерон и мировая культура. Л., 1980; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М., 1983; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; Соколова Н. Кальдерон // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006; Педро Кальдерон де ла Барка : Библиографический указатель / Сост. В. Г. Гинько. М., 2006.

Источник

Представление кальдерона о природе сна

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Снова о Кальдероне

Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П. Кальдерона «Жизнь есть сон»

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко. Семнадцатый век был своеобразным и своенравным наследником Ренессанса – он, не отрицая его достижений, выдвинул свои идеи о мироустройстве и об устройстве человеческой жизни, как личной, так и общественной. Это был век торжества барокко, в котором причудливо сочетались гуманизм Возрождения и христианские идеи. Если писатели Ренессанса делали ставку на силу разума и на свободу человека, то писатели барокко не забывали и о Боге, и искали гармонию для человека не в природе его, а в его душе. Ренессансный герой оказывался перед миром и судьбой одиноким и бросал им вызов. Герой эпохи барокко никогда не был одинок, ибо рядом с ним всегда находился Бог.
Творческое наследие Кальдерона постоянно пересматривалось и по-разному оценивалось не только современниками, но и представителями всех последующих эпох. Не все они были адекватны в своих оценках – ведь никогда не следует оценивать творчество писателя без учета той исторической и культурной обстановки, в которой оно развивалось.
Итак, какой же была социальная и культурно-историческая обстановка, в которой проявился и развивался талант Кальдерона?
Испания эпохи Ренессанса была владычицей морей и огромных территорий на суше, имела значительное политическое влияние. Это была мощная держава, единое, централизованное абсолютистское государство. Соответственно, и культурная жизнь этого государства протекала в атмосфере осознания государственной мощи. Но в семнадцатом веке Испания утрачивает свои былые преимущества, внутри государства начинается разлад и усиливается церковная реакция.
Театр оказывается в загоне, разрешены лишь постановки на религиозные и исторические сюжеты. Поэтому Кальдерон, стремясь донести свои идеи до как можно большего числа людей, обращается к жанру ауто сакраменталь – так называемой «священной пьесы», маленькой одноактной мистерии. Именно из этих ауто и вырастает кальдероновская религиозно-философская драма.

Драма Кальдерона «Жизнь есть сон», несомненно, является вершиной его творчества. В ней выражена кульминация всей испанской драматургии семнадцатого века.
Драма вобрала в себя все достижения философской испанской драмы, и не только испанской. Кальдерон развил в ней те идеи, которые владели его современниками – писателями барокко. Некоторые исследователи называют период барокко реакцией, последовавшей за Ренессансом, однако это не так: барокко вобрало в себя все достижения Ренессанса и сделало шаг вперед, слив гуманизм и рационализм Возрождения с христианскими идеями любви, веры и долга.
Кальдерон в драме «Жизнь есть сон» затронул ряд философских проблем, характерных не только для его творчества, но для барокко в целом. Это – проблема чести, любви и веры, а также проблема свободы человека и отношений человека с судьбой. В драме, с одной стороны, высказывается мысль о том, что противостоять судьбе невозможно, что жизнь – это театр или сон, в котором события вершатся по чьей-то воле, и люди не могут влиять на судьбу. На примере действий короля Басилио Кальдерон показывает нам, как попытка обмануть судьбу приводит к тому, что темное пророчество свершается по вине самого короля, пытавшегося его предотвратить. Однако если в трагедиях Шекспира тяжкая неотвратимость судьбы была безысходной, то у Кальдерона безысходности нет: соединив эту тему с темой поиска человеческой свободы, драматург показывает, что судьбу можно победить силой своей воли. Принц Сехизмундо осознает, что человек свободен не потому, что волен бездумно творить что хочет подобно зверю, а потому, что волен сам выбирать свой путь, способен отличать добро и зло и делать выбор между ними. И, осознав это, он побеждает свою судьбу и сводит на нет злое пророчество. Так Кальдерон утверждает непобедимость добра и проводит знак тождества между добром и Богом.
В этом – великий гуманизм и философичность драмы.

Список использованной литературы
1. История европейского театра, М. 1936
2. История зарубежной литературы, М. 1975
3. Пастушенко Л. И. «Жизнь есть сон» Кальдерона и «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» Кеведо // IBERICA: Кальдерон и мировая культура, Л. 1986
4. Современный словарь – справочник по литературе, М. 2000
5. Степанов Г. Слово о Кальдероне // IBERICA: Кальдерон и мировая культура, Л. 1986
6. Тертерян И. А. Барокко и романтизм: К изучению мотивной структуры // IBERICA: Кальдерон и мировая культура, Л. 1986
7. Томашевский И. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы, М. 1961

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *