Представления древних людей о сне
Теории сновидений в древности (ancient theories of dreams)
Люди, жившие в древнем и античном мире, без сомнения считали сновидения очень важной частью своей жизни. Письменные свидетельства дают нам подробное представление о пророческом, религиозном и целительном значении сновидений для людей того времени.
Одно из первых письменных свидетельств такого рода — ассирийский эпос о Гильгамеше, записанный в III тысячелетии до н. э. Полубог-получеловек, герой эпоса явился своему спутнику Энкиду во время двух сновидений. Энкиду стал толкователем снов Гильгамеша. Эти сны были посланиями богов и направляли двух друзей в их рискованных похождениях. Непреходящее значение снов для ассирийцев становится очевидным также из того факта, что правитель Ассирии Ашурбанипал руководствовался снами при ведении своих военных кампаний в VII в. до н. э. Глиняные клинописные таблички, найденные в Вавилонии и Халдее, содержат множество описаний и толкований снов.
В самых ранних египетских папирусах описывается множество рецептов вызывания и толкования снов. Содержащаяся в Ветхом завете история о том, как Иосиф толковал сны фараона, также указывает на особую роль сновидений в египетской культуре.
Индийские записи Упанишад, относящиеся к 1000 г. до н. э., содержат развернутые описания снов и рассуждения об их значении для духовной жизни.
Во вступительной части «Илиады» Гомер описывает, как Зевс послал Агамемнону Сон (=персонаж сновидения), к-рый склоняет его пойти в поход на Трою. Сновидения определяют дальнейшее развитие событий как в «Илиаде», так и в «Одиссее», где Пенелопа видит сны о возвращении из странствий своего мужа Одиссея. Неясность снов Пенелопы заставляет Гомера образно разделить их на сны, проходящие через ворота из слоновой кости (верные сны), и сны, проходящие через роговые ворота (ложные сны).
[Согласно русскому переводу «Одиссеи», сделанному В. Жуковским, все наоборот:
Создано двое ворот для вступления снам бестелесным
В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;
Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,
Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;
Те же, которые в мир роговыми воротами входят,
Верны; сбываются все приносимые ими виденья.
Гомер, «Одиссея», XIX, 562—567. — Примеч. науч. ред.]
Важная роль сновидений красной нитью проходит через весь Ветхий завет от Книги Бытия до Книги пророка Захарии. Господь говорил с Авраамом ночью, во сне, сообщив ему о соглашении (Завете) между Богом и его народом. Точно таким же образом он повторил свое послание Иакову. Иосиф поучал обращенные к нему послания не в столь прямой форме, его сновидения были более символичны. Его способность к толкованию снов сделала его важным человеком в Египте. Великие цари иудейские — Самуил, Давид и Соломон — видели великие сны. Очень важное место отводится сновидениям в главах об Иове и Данииле. В книгах пророков Ветхого завета можно проследить все сложности, связанные с интерпретацией сновидений. Библейские персонажи испытывали трудности при установлении связей между видениями, снами и пророчествами, а также при различении верных и ложных сновидений. Единственным критерием истинности таких посланий могла служить связь между Богом и видящим сон человеком.
Важная роль сновидений прослеживается и в Новом Завете. Примером того может служить пророческий сон Иосифа о рождении Христа: «Но когда он помыслил это, — се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».
Греческая традиция несколько видоизменила архаичные гомеровские представления о сновидениях как сверхъестественных откровениях богов или выдающихся личностей прошлого. Начиная примерно с V в. до н. э., получила развитие орфическая идея поиска индивидуального сообщения с богами, к-рые могут снабдить сведениями для толковании или прямого использования. К III в. до н.э. орфическая традиция оформилась в общественный институт в виде более 400 «храмов», куда каждый чел. мог прийти и рассказать о своем сновидении, или погрузиться в сон и «инкубировать» сновидение, а затем получить его толкование в аспекте возможных средств исцеления или планов на будущее.
Толкование снов можно найти в работах практически всех ранних греческих философов (напр., Пифагора, Гераклита и Демокрита). Платон, также относился к сновидениям весьма серьезно. Это четко прослеживается в диалоге «Критон», где Платон описывает сон Сократа о приближающейся смерти. В «Государстве» он обсуждает проявления темных, инстинктивных аспектов чел. в сновидениях.
Сверхъестественность мира сновидений ставится под сомнение в работах только двух великих греков — Аристотеля и Цицерона. Оба они решительно отвергали сверхъестественную пророческую природу снов. Аристотель рассматривал сновидения как остаточные чувственные впечатления и объяснял их необычные свойства понижением уровня «рассудительности» во время сна и их бесконтрольными «перемещениями» и «столкновениями». Цицерон полагал, что сновидения — это «фантомы и видения». Он утверждал, что не следует уделять им большее внимание, нежели ощущениям, присутствующим в состоянии опьянения или помешательства. По мнению Цицерона, для того, чтобы проверить будет ли плавание удачным, лучше не полагаться на сны, а проконсультироваться со знатоком своего дела, напр., с мореплавателем.
Отношение древних к снам
Отношение древних к снам
Наши далекие предки рассматривали сон как связующую нить между миром людей и миром потусторонним. Душа, покидая тело, могла общаться с душами уже умерших, а также с представителями высших сил. Именно в сновидениях древние цари получали важные знамения, с ними общались боги, давали советы или предостерегали. Кстати, боги снисходили не только к великим владыкам. Ведь они, как известно, вездесущи и могли явиться простому смертному. В легендах и мифах с богами во сне общались и простые пастухи. Практически любой человек мог попросить разрешения переночевать в храме, чтобы ночью к нему пришел вещий сон, то есть высшие силы подсказали решение возникшей проблемы и наставили на путь истинный. Человек вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от женщин, вина и той пищи, которая, как считалось, препятствует возникновению сновидений, совершал ритуальные омовения. Получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (неядовитых) священных змей храма. Подобная подготовка активизировала бессознательную часть психики, и часто ожидаемое сновидение действительно поражало воображение и становилось откровением.
Когда основателю ислама Мухаммеду (Магомету) исполнилось 40 лет, ему стали являться видения. Многие из откровений приходили к пророку во сне.
В 628 году ему приснился вещий сон, будто он совершил паломничество в Мекку и ему передали ключи от Каабы. Сон воплотился в жизнь спустя два года, когда Магомет во главе войска вступил в Мекку, семь раз объехал Каабу на верблюдице Аль-Касва, семь раз дотронулся посохом до священного камня, велел уничтожить всех идолов вокруг святилища, а затем торжественно подтвердил все права Мекки.
Известны случаи исцеления во сне, свидетельствующие о том, что наши предки использовали силу сновидений в медицинских целях. На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о 70 больных и сновидениях, с помощью которых они излечились. Современный человек объяснит это психотерапевтическим эффектом и самовнушением. Люди того времени видели в подобном исцелении милость богов, с которыми им удалось пообщаться во сне.
Спящие люди – распространенные персонажи в сказках, мифах, легендах всех мировых культур. В героическом эпосе многих народов присутствует спящий герой, который просыпается, когда наступает его час. Еще чаще встречаются спящие монстры (например, драконы), пробуждение которых приносит немало бед человечеству. Можно также вспомнить Спящую красавицу и ее аналоги в сказках народов мира. Корни подобных сюжетов необходимо искать во временах весьма далеких, а их наличие говорит о том, что тайна сна заботила людей во все времена и в различных уголках земли.
Сны не просто смотрели, их запоминали, записывали и анализировали. Люди всегда пытались приоткрыть завесу тайны, выработать систему, подобрать ключ к закодированным посланиям, увиденным во сне. Так, шаг за шагом, составлялись сонники.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Энергетика древних экспонатов
Энергетика древних экспонатов Музеи разных стран мира на протяжении многих лет хранят в своих залах уникальное собрание редких предметов, которые принадлежат либо государству, либо частным лицам, либо коллекционерам. Естественно, такие раритеты, и без того повидавшие
Отношение к себе порождает отношение к миру
Отношение к себе порождает отношение к миру Только мысль может дать нам настоящее зрение вместо того грубого ощупывания, которое мы теперь называем зрением. Только мыслью мы можем видеть. П.Д. Успенский Совсем недавно из нас растили бездуховных, послушных «роботов»,
Гадание по снам
Гадание по снам Рождественская ночь – лучшее время для предсказания судьбы по снам. Известно, что сны бывают пустыми, ничего не значащими, и вещими, по которым можно узнать ближайшее или отдаленное будущее.Сон с древнейших времен воспринимался людьми как состояние
Глава 5 В ПЕЩЕРЕ ДРЕВНИХ
Глава 5 В ПЕЩЕРЕ ДРЕВНИХ Я мчался по коридору. Не сбавляя скорости даже на поворотах, я представлял нешуточную опасность для тех, кто случайно мог оказаться на моем пути. Старый лама схватил меня на бегу, основательно встряхнул и сказал:— Негоже, мой мальчик, истинному
Шифрованные послания древних
Шифрованные послания древних Людей, обладающих искусством врачевания, издавна обожествляли и почтительно величали святыми. Однако древние летописи свидетельствуют, что история подвижничества святых уходит корнями в исчезнувшую без следа таинственную Атлантиду.
Как по снам определить периоды жизни и свою судьбу
Как по снам определить периоды жизни и свою судьбу Да, сновидения — это сокровища, наш собственный и неиспользуемый клад! Каждый человек очень богат сновидениями, но ничего о них не знает. Но если обнаружить в себе Алмаз сознания, то по камушкам-самоцветам сновидений
Корабли древних индусов
Корабли древних индусов Перевод – О. Колесников Около двадцати пяти лет назад возле побережья Ньюфаундленда столкнулись два океанских парохода; один из них затонул, вместе со всем, что было на борту, другой остался на плаву благодаря тому, что его корпус был разделен
V. Альтернатива страшным снам
V. Альтернатива страшным снам 1. Что есть болезнь, если не чувство ограничения? Разъединение с и отчуждение от? Расщелина, воспринятая между тобой и братом; а в чем же теперь воспринимается здоровье? Вот так добро увидено снаружи, а зло — внутри. Вот так болезнь отъединяет я
1. Свидетельства древних
1. Свидетельства древних С тех пор как с пятидесятых годов нашего века в медицинской практике появилась служба реанимации, прекращение жизненных функций организма, как мы знаем, не обязательно означает конец. Судя по всему, однако, возвращения к жизни случались и раньше.
ОНЕЙРОМАНТИКА, ИЛИ ГАДАНИЕ ПО СНАМ
ОНЕЙРОМАНТИКА, ИЛИ ГАДАНИЕ ПО СНАМ Ни один народ древности не избежал суеверия, связанного со сном. Гадание по сновидениям оставило свой поэтический след в истории и египтян (сны фараонов Нектаба и Птоломея в египетских папирусах; толкование снов Иосифом в кн. Бытие, XLI), и
Глава 4 Энергетика древних
Глава 4 Энергетика древних Сперва тебе надо понять, кто мы такие, – начал свою лекцию Добран Глебыч. – Потому что корень здесь. Иначе на твой вопрос, как нам удалось пережить тысячелетие и не раствориться в других пришедших на север этносах, ответить тебе я буду не в
2.11. Пророчества древних славян
2.11. Пророчества древних славян О Библии знают все — это священная христианская книга, которую чтят религиозные люди. Многие думают, что именно Библию можно считать древнейшей книгой славян, однако это не так. Сегодня, как и тысячи лет назад, Славянские Веды выступают
Мудрость древних
Верования древних славян
Верования древних славян Для того, чтобы научиться правильно использовать древнеславянские символы-обереги, нужно знать, каким богам наши предки посвящали эти знаки.Во времена глубокой древности славяне приносили жертвы, ища благосклонности Берегинь и Упырей. Берегини
Следы в древних текстах
Следы в древних текстах О Лоулане мир узнал значительно раньше, чем о Шамбале, — по древности упоминаний это загадочное царство может сравниться разве что только с Атлантидой. О Лоулане много писали, причем не только китайские, но и античные историографы — его
Лица древних мудрецов
Лица древних мудрецов Как могли выглядеть древние лоуланьцы? Вопрос далеко не праздный: если они не являлись «классическими китайцами» или «классическими европейцами», то к какой этнической группе они принадлежали? Очевидно, что они каким-то образом были связаны с теми,
Верования древних о снах
Человечество всегда стремилось познать тайны окружающего мира. Выяснить из чего всё состоит и как работает. Ничего удивительного, что среди прочих тем ещё в древности их заинтересовала природа сна. Что происходит с человеком в этом состоянии? Почему люди видят сны. Что значит увиденное в них?
На эти вопросы в разные периоды старались ответить, во всех регионах мира, самые мудрые и образованные из людей. Мистики и философы, учёные, врачи, психологи и представители многих других направлений искали ответы, и разрабатывали свои теории.
В этой статье мы поговорим о том, как сны воспринимались древними. Быть может это позволит среди прочего лучше понять современные объяснения сновидений и их значения в нашей жизни.
Древнегреческие представления
Принято считать, что древние Греки, частично заимствовали учения о снах у других народов мира, например древних египтян, переосмыслили их и развили в нескольких направлениях: мистическом, научном и философском.
Часть греческих философов и врачей пытались понять, как работает механизм сна. Что в этот момент происходит с телом и сознанием человека. Именно их работа в этом направлении положила начало научному анализу сна как явления.
В тоже время философы часто проводили аналогию сна и смерти. Интересовались свойствами сновидений и возможными объяснениями причин, появления этих сновидений, а также их воздействием на реальную жизнь.
Их размышления привели к появлению теорий о том, что сон возможно, это особое состояние сознания. А также к теориям о том, что сон, это состояние, в котором душа покидает тело и переходит в другой мир.
Именно на основе последней трактовки объяснялись древними греками, феномены знаков во снах и вещие сны. Считалось, что боги или умершие родственники предупреждают живых во сне о грядущих событиях.
Представления древнего Китая
На востоке и в первую очередь в древнем Китае, так же имело место изучения сна и сновидений. Причём как в медицинском и философском плане, так и в плане мистическом. Интересно что в целом эти направления схожи с античными в Европе. Хотя и имеется ряд отличий.
Сон, как явление выступает в представлении учёных древнекитайских мужей в форме связующей сферы мира людей и потустороннего мира. Считалось, что с помощью него люди могли заглянуть в обиталища душ умерших, пообщаться со святыми, духами и божествами. А те в свою очередь могли посещать сознание людей.
При этом большинство снов можно отнести к одной из пяти категорий:
Представления других народов
К сожалению, о том, как воспринимались сны у индейцев южной Америки, сейчас известно мало. Впрочем, известно, что они знаменовали связь с богами, им также уделялось важно значения.
Практически у всех народов где главенствующую роль играл шаманизм, начиная от народов крайнего севера, и заканчивая Африкой, сны считаются либо частью мира духов, либо связующим звеном между нашими мирами.
Схожие представления о значении снов можно найти и в верованиях разных народов Европы, ближнего востока и Азии, в период многобожия. У многих народов за сон отвечало отдельное божество или даже группа богов. В некоторых религиях сон даже выделялся в отдельное царство, в котором обитало божество, обладающее там абсолютной властью.
Что интересно несмотря на довольно разнообразные трактовки нюансов, практически у всех древних народов, значение вещих снов и знаков, которые увидены во сне было крайне велико.
Подобные сновидения вызывали интерес как у простого народа, так и у правителей. А мастера, их трактовавшие, пользовались большим почётом и уважением. Описания многих вещих снов древности, которые повлияли на историю сохранились и до наших дней.
Так, например, их можно найти в древнекитайском эпосе, легендах Японии, Кореи и Вьетнама и т.п. Эпосе древних скандинавов и германцев. Библии, Торе, Коране и этот список можно продолжать ещё долго.
В общем уже в древние времена значения снов было очень большим. И именно восприятие и размышление древних дало толчок к последующему развитию изучения природы сна и сновидений.
Современные мистики и эзотерики до сих пор часто берут за основу наработки, созданные древними греками, китайцами, индусами и представителями других народов.
Древние о тайнах сна
Тайны снов в мифах и легендах
Одна из самых загадочных сфер мистической стороны человеческой жизни является сон. Люди с древнейших времен понимали магическое значение этого периода и поэтому всячески старались изучать ее, чтобы иметь возможность не только постичь тайны снов, но и научить исползать их для получения предсказаний и изменения своей жизни. Отражение исследования тайны снов стали различные мифы и легенды, знание особенностей которых поможет глубже проникнуть в удивительный мир пророческих снов и осознанных сновидений.
Тайны снов и древние люди
Тайны сна люди стремились раскрыть во все времена, и надо отдать им должное — они достигли значительных успехов на этом поприще. Анализ мифов, легенд, обычаев убедительно свидетельствует о том, что наши предки значительно продвинулись в этом направлении, причем и как в сфере психологии, так и в мистической области. Мало того, ими оставлен такой большой массив знаний, что мы с уверенностью можем сказать, что они были Истинными Мастерами, познавшими тайны снов.
Тайна сна и тайна мира
У австралийских племен отдаленное прошлое, когда мир еще только сотворялся, принято называть «временем сновидений». Во «времена сновидений» мифические герои прошли свои жизненные пути, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установили обычаи. Священные предметы, в которые они, в конце концов, превратились — естественные (деревья, скалы) или искусственные (камни-чуринги), сохраняют их магическую силу и могут быть источником душ новорожденных детей. События «времен сновидений» могут воспроизводиться в снах и обрядах, и именно поэтому аборигены различают обычные сны и сновидения: сновидения отражают спиритический опыт, а также повествуют о далеком прошлом, когда духи создали землю.
Боги античности, знавшие тайну сна
В Древней Греции среди многочисленных богов почетное место принадлежало богу сна — Гипносу, поскольку он непосредственно был посвящен в тайны сна. Гипнос — сын ночи, и ночь его царство. Он — брат Мойр — богинь судьбы и брат смерти.
Но мудрые греки понимали: сон очень сложное явление, и его невозможно персонифицировать одним богом и вот так легко открыть тайну сна. Поэтому у Гипноса много детей — богов сна и сновидений. Пожалуй, самый известный — прекрасный и вездесущий бог сновидений крылатый Морфей. Боги щедро наделили его: он может принять любой облик и посетить во сне каждого из живущих на земле.
Гипнос и Морфей — активные помощники Асклепия — бога лекарей, бога медицины. Уже в те далекие времена лекари познали целебную силу сна, верили, что сновидения в храме Асклепия — подсказка богов о заболевании человека и совет, как лечить больного. Еще великие врачи прошлого Гиппократ и Гален обратили внимание на диагностическое значение сновидений. Эта проблема разрабатывалась в трудах многих лекарей античности, в эпоху средневековья.
Тайны сна и сновидческие практики исцеления в античности
Древние греки и египтяне, познавшие тайны сна, также занимались «вызыванием снов» в храмах и святилищах, предназначенных для исцеления. Так, храм в Эпидоре, посвященный Асклепию, был самым известным в Греции. Считалось, что целительством здесь занимал непосредственно сам бог врачевания. Он лечил людей посредством процедуры «инкубации», во время которой больной, совершив жертвоприношение и ритуал обращения к богу, спал на территории храма. Подготовительные действия также включали в себя питье воды из священного источника или омовение в его водах. Когда проситель засыпал, во сне ему являлся Асклепий. Среди археологических раскопок, обнаруженных на территории храма, имеется табличка с удивительной историей о том, как жительница города Пелена обратилась к Асклепию с просьбой об исцелении бесплодия. Он заснула, и во сне увидела бога, который пообещал ей долгожданную беременность. Когда Асклепий спросил, если ли у нее еще какие-нибудь просьбы, женщина ответила, что нет. Вскоре после этого она забеременела, подошел срок родов, но плод не проявлял никакой готовности появиться на свет. Спустя несколько месяцев напуганная и обеспокоенная женщина снова обратилась в храм, и в сновидении Асклепий объяснил, что дал ей то, о чем она попросила — беременность, а теперь он может исполнить ее новое желание. И только после этого младенец родился. Эта история еще раз напоминает о том, насколько точно надо выражать свою просьбу богам.
В Оропе находился еще один храм, посвященный прорицателю Амфиараю, познавшему тайны сна. В этом храме также практиковались сновидения для контакта в божествами. В оропском храме посетитель пил воду из священного источника, а затем приносил в жертву барана. Завернувшись в его шкуру, вопрошающие засыпал на храмовой площадке в ожидании ответа. Он мог услышать ответ в словесной форме, либо в зрительных образах, а храмовые жрецы при случае помогали истолковать результат.
Тайны сна и Библия
В Библии рассказывается о многих людях, которые в своей жизни руководствовались снами, поскольку непосредственно соприкасались с тайнами снов. Например, Иосиф предсказал фараону семь лет процветания, за которыми последуют семь лет нужды, правильно интерпретировав его сон.
Ацтеки, индейцы и тайны снов
У ацтеков в иерархии богов главнейшим является божество, повелевающее снами, что естественно, говорит, что ацтеки глубоко изучали тайны сна и достигли в этом успеха.
Еще одними знатоками тайн снов были североамериканские индейцы. Так, например, у них были специальные комнаты сновидений, где старейшины племени толковали сны, которые им снились во время обрядов, и в соответствии с этим принимают различные решения.
Тайна сна и тайна души
Сновидения всегда были неоспоримым свидетельством реального существования души, поэтому тайна сна и тайна души всегда шли рядом, и постижение одного автоматически считалось постижением другого.
Из глубокой древности дошли к нам убеждения: сновидения — это то, что видит душа, которая оставила тело. Она в это время живет по законам, общается с дорогими ей людьми, которые давно умерли, путешествует, пирует, решает труднейшие задачи, преодолевает препятствия.
Душа продолжает жить и после смерти человека. Был человек добр при жизни — осталась жить после его смерти добрая душа; умер злой, жестокий, неуживчивый — мается по белу свету злая душа.
Встреча во сне с доброй душой — хороший сон, встреча с душой злого человека предвещает беду.
Тайна сна и мистические практики
Во многих мистических системах и школах не только изучали тайны сна, но и старались их практически использовать, поскольку воспринимали сон не как пассивное состояние, в котором тело восстанавливает свои силы после дневной усталости, но и как инструмент исследования, с помощью которого можно как можно глубже в природу, расширяя силы и возможности подсознания. В некоторых случаях сон является важным подготовительным этапом магических действий. В древней Ирландии избрание нового короля было связано с принесением в жертву священного быка. Его мясом один из друидов объедался до такой степени, что засыпал. Остальные жрецы на протяжении всего сна читали над ним заклинания. В этом состоянии к друиду приходило откровение о том, кто станет преемником престола. В эзотерической литературе даже встречается такое понятие как «сонная магия», в которой снам отводится ключевое место.
Тайны снов и реальность
Во многих местах сновидения считали не просто реальностью, но реальностью материальной. В Китае существовал такой обычай: если человеку приснился плохой сон, то, чтобы предотвратить беду, предсказанную во сне, сон можно просто. съесть! Для этого обращались к тапиру: «О тапир, съешь мой сон». Таджикам в таких ситуациях помогал горный поток: они просили его унести дурной сон.
Отзвук представлений о материальности сновидений находим в пословицах-заговорах: «Куда ночь, туда и сон». Сейчас мы уже знаем, что существует обычный сон, летаргический сон, гипнотический сон, галлюцинации. Но даже при современном уровне знаний, сновидения поражают нас своей загадочностью, хитросплетениями сюжетных линий, поэтому тайны снов так и остаются тайнами, открываясь только упорным искателям истин.
Как на Руси относились к сну и снам: Каким был кот Баюн, чем опасна бессонница и другие древние поверья
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ко сну в старой Руси относились очень серьезно. Считалось, что это возможность побывать в потустороннем мире, заглянуть в будущее или прошлое, увидеть давно ушедших людей и даже узнать свою судьбу. Многим персонажам сказок и колыбельных приписывалась способность наладить сон или лишить человека этого блага. С начало 19 века герои мира сна стали описываться в литературных произведениях, их образы использовались в живописи и музыке. Читайте, каким был кот Баюн, существовала ли сказочное сон-трава, как выглядела бессонница и что она могла сделать с человеком.
Кот Баюн: почему он не мог никого убаюкивать
Что такое дрема – добрая старушка или маленький мужичок, и как они относились к детям
Хорошо относился к детям ночной дух, задачей которого было усыплять людей, а именно Дрема. Представляли этого персонажа как маленькую добрую старушку, которая ласково гладит малыша, или в виде мужичка, которой поет колыбельную и убаюкивает ребенка. Как видно, дрема могла быть и мужчиной, и женщиной.
С начала 18 века слово дрема стали использовать в литературе как обозначение полусонного состояния, а в первой половине 20 века она опять получила конкретный образ. Достаточно вспомнить известное стихотворение Бальмонта, где он описывает дрему или произведение «Царь девица» Марины Цветаевой, где дрема предстает в образе птицы.
Бессонница : как ее изгоняли и как она выглядела
Бессонница была популярной темой для стихотворений. О ней писал Федор Тютчев, Александр Пушкин, Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Анна Ахматова. В народе же все воспринимали гораздо проще. Описывались духи, которых называли криксы-вараксы, и которые вели себя очень нагло. Например, в сказке Алексея Ремизова, основанной на русском фольклоре, эти неприятные существа пролезли в огород к попу, оторвали собаке хвост, а потом подожгли его.
Существовала ли сон-трава, от которой можно спать всю зиму
В народных легендах и заговорах очень часто упоминается сон-трава. В древности на Руси верили, что для того, чтобы проспать целую зиму медведи едят корни этого растения. И что если человек возьмет со зверя пример, то и он сможет впасть в спячку. Существовали и существуют сегодня реальные растения, которые в некоторых областях считали сон-травой и называли поэтичными именами: одурью сонной, дурманом, дремой-сном. А официально зовутся они прострелом раскрытым, белладонной обыкновенной, смолкой клейкой. В народе говорили, что сонная трава расцветает 18 июня.
Если сорвать растение в этот время, то есть в Дорофеев день, то можно ждать мирной жизни. А чтобы увидеть вещий сон нужно было засушить траву и подкладывать ее под матрас или подушку. Скорее всего тут говорится о смолке клейкой, которую знахари применяли как успокоительное средство. Белладонна же по сути является сильным ядом, и цветет она все лето. А по мнениям исследователи, сон-трава это все-таки прострел – растение, которое распространено по всей России. Если использовать его свежесорванным, то можно отравиться, а вот засушенный прострел использовался знахарями чтобы лечить нервные расстройства.
Спящая царевна: сон как наказание и жуткие подробности сказок о спящей красавице в разных странах
В древности на Руси (да и не только) верили, что как бессонница, так и наоборот, сонливость, может быть наслана колдунами в наказание за что-то. На основе этого поверья появились сюжеты о спящей красавице, принцессе, царевне. Об этом писал Шарль Перро, Братья Гримм, Александр Пушкин. Красивая на первый взгляд история в некоторых изложениях имеет ужасные подробности. Например, если почитать французский вариант «Спящей красавицы»: после того как принц разбудил принцессу, они играют свадьбу, у них появляются дети, которые чуть не становятся жертвой ужасной бабушки людоедки.
В русском сказании царевну не удается разбудить поцелуем, и царевичу ничего не остается, как влюбиться в ее бездыханное тело. А вот лишь некоторые примеры использования легенды об уснувшей девушке: Пушкин написал «Сказку о мертвой цaревне и семи богатырях», композитора Александра Бородина предание вдохновило на создание прекрасного романса о спящей княжне. На сцене Императорского театра Санкт-Петербурга в 1850 году был поставлен балет хореографа Жюля Перро «Питомица фей», а почти через сорок лет появился балет «Спящая красавица» (музыка Чайковского), который и сегодня невероятно популярен в мире искусства.
Сон считался таинством, то, что снилось, могло сбыться, или стать предостережением. Потому с помощью крестьянских гаданий предсказывали будущее и искали ответы на сложные вопросы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайна сновидений
Сновидения являются одним из наиболее загадочных явлений в мире. Очень многие предпринимали попытки объяснить их природу. Среди них ученые, известные всему миру – Юнг, Фрейд и другие.
Так, один из основателей философского волюнтаризма Фридрих Ницше утверждал, что сон является отдохновением от жестокой ясности действительности. Артур Шопенгауэр же считал сон частичкой смерти. А вот Зигмунд Фрейд рассматривал сны не только как нечто, имеющее непосредственное отношение к работе мозга в момент бодрствования, но и как некие зашифрованные определенным образом послания подсознания сознанию.
Существуют некоторые религиозные трактовки этого таинственного и необъяснимого феномена. Сон в христианском мировоззрении трактуется как Божье откровение. В Святом Писании есть примеры, подкрепляющие это утверждение – голод в Египте предсказали видением тощих коров. Под влиянием сновидения жена Пилата советовала мужу не выносить приговор Христу.
Описанием вещих снов пестрит и светская история, а не только священная. Согласно древним источникам, императору Марциату в ночь, когда умер Аттила, приснился сломанный лук гуннского завоевателя. Также по утверждению историков, покушение на Юлия Цезаря не удалось бы, если бы он обратил внимание на сновидения Кальпурии, своей жены.
Из истории известны многие случаи пророческих сновидений. Считается, что Леонардо да Винчи, гений Средневековья, делал свои открытия исключительно во снах, а затем зашифровывал их на бумаге. После своей смерти Великий Данте явился во сне сыну и подсказал, где хранится стих «Божественной комедии». Менделеев также именно во сне увидел свою периодическую таблицу. Молодой американке в начале апреля 1912 года приснился странный сон. Ей приснилось, будто ее мать спасается от кораблекрушения в лодке вместе с другими людьми, а вокруг в ледяной воде барахтаются сотни пассажиров судна. Гораздо позже стало известно, что мать этой американки была в числе выживших пассажиров «Титаника». О том, что ее мать собирается поплыть на теплоходе в Америку, женщина не знала.
Эдуарду Сэмпсону, сотруднику бостонской газеты «Мир», в 1883 году приснился действительно пророческий сон. Он увидел грандиозную трагедию в самых мельчайших подробностях, и, проснувшись, все это записал в виде рассказа. Он написал о тысячах туземцев с острова Праломе, смытых в море гигантскими потоками грязи. Сопровождалось все чудовищными раскатами грома, завершившимися взрывом, который уничтожил весь остров. Редактор, который увидел рукопись на столе, подумал, что это телеграфное сообщение и опубликовал в газете. Статья о чудовищной катастрофе 29 августа 1883 года мигом разошлась по самым важным газетам Америки. Продолжения истории не последовало, и газеты хотели уже дать опровержение, как неожиданно громадные волны нахлынули на американские берега. Вслед за этим, стали поступать сообщения о величайшей катастрофе, которая произошла в Индийском океане. 27 августа начал содрогаться вулкан на острове Кракатау, а буквально на следующий день он взорвался. Весь остров 29 августа погрузился в воды Зондского пролива. В этой истории не совпало лишь название острова. И лишь спустя много лет, историческое общество подарило Эдуарду Сэмсону старинную карту. Поразительно, но на ней остров Кракатау назывался Праломе. Это было туземное имя острова, которое уже более века не употреблялось.
Как же можно объяснить природу снов? Иногда сны называют параллельным миром, виртуальной реальностью, мини-смертью, развлечением для мозга. Но откуда сознание человека берет сюжеты для сновидений и для чего ему это нужно? Какие еще задачи решает организм во сне, кроме физического отдыха?
Самая простая часть ответа кроется в физиологии человека. Как показывают эксперименты, именно высшим отделом нервной системы определяется потребность во сне. Клетки больших полушарий коры головного мозга довольно быстро утомляются. Тогда торможение выступает средством защиты, предохраняющим их от разрушения и истощения, и возникает состояние сна. Мозг в течение 7-8 часов ночного сна переходит в состояние глубокого сна, которое длится от получаса до 90 минут. В 15 минутных интервалах между такими снами возникают эпизоды быстрого сна. Если человека не тревожить, то к концу ночи уменьшается продолжительность медленного сна и увеличивается число эпизодов быстрого сна. По подсчетам ученых, человек во сне проводит примерно треть своей жизни. Одни называют это пустой тратой драгоценного времени, другие же считают, что это их вторая жизнь, полная реальных впечатлений, мечтаний и фантазий.
Так что же такое сон?
Может, сон является естественной возможностью соприкоснуться с другими, параллельными мирами? Ведь как еще можно объяснить тот факт, что иногда людям снятся определенные места, в которых они не были в материальной жизни? И что самое удивительное, порой люди, спустя какое-то время, вновь возвращаются во сне в те же самые места. Если бы сон не был реальностью, существующей на какой-то плоскости, а всего лишь проекцией человеческого сознания, то он бы не смог снова попасть туда. Проекции спонтанны и непостоянны, и шанс, что мозг дважды случайно создаст одну и ту же картинку равен шансу человека бросить случайно тысячи игральных костей и в результате получить одинаковую комбинацию. И как можно объяснить реальность чувств, испытываемых человеком во сне – чувств, порой более реальных и ярких, чем в реальном мире? Объяснить это можно только тем, что эти чувства на самом деле были реальными, только в каком-то ином измерении. Очень часто люди во сне пробуют некое блюдо, которого раньше не видели или посещают страну, в которой никогда не были. Во снах люди видят гигантские кометы, парят в космосе. У мозга человека просто нет достаточной информации, чтобы создавать вкусовые ощущения, что, однако, не мешает ему чувствовать во сне вкус незнакомого блюда.
С давних времен людей интересовала проблема соотношения снов и реальности. Еще со времен Древней Греции и Древнего Китая философов манил таинственный мир снов. Довольно известной является история о сновидении Чжуан-цзы, одного из основателей даосизма. Однажды ему приснилось, будто он стал мотыльком. И когда он проснулся, то уже не знал, кем он является на самом деле – мотыльком, видевшим во сне, будто он стал Цзы, или Чжуан-Цзы, которому снится, что он — мотылек. В даосизме уравнение реальности и сна играет важную философскую роль – ко сну нужно относиться как к реальности, но и к жизни тоже нужно относиться как ко сну.
Так реальность сна субъективна или же сны реальны на самом деле? Одним из основных свидетельств в пользу реальности снов служат вещие сны, о которых говорилось ранее. Т.е. способность получать информацию о грядущих событиях во время сна. Из всех зафиксированных случаев телепатии, большая часть из них тоже происходила во сне. Научно была зафиксирована возможность телепатического влияния на содержание сна. Все это позволяет сделать вывод о том, что сны все-таки реальны. Этот феномен не так прост и не зря у всех живых организмов есть способность видеть сны.
На сегодняшний день в большинстве стран мира изучением природы сна занимаются научно-исследовательские специализированные институты. Они так и называются – «Лаборатория сна», «Институт сна» и т.д. Однако исследование сна является довольно «темным» процессом. У снов есть множество загадок, и главной задачей науки о сне является пролить свет на этот таинственный феномен.
Древние о тайнах сна
Человека во все времена интересовал феномен сна и сновидений. Однако долгое время эти удивительные явления оставались для него необъяснимой загадкой. И лишь когда мышление, память и другие психические явления связали с мозгом, ситуация изменилась.
Более того, одно время, когда организм сравнивали со сложно устроенным автоматом, функционирование мозга тоже пытались свести к механическим процессам.
А известный изобретатель Томас Эдисон в свое время новомодными рентгеновскими лучами даже пытался просветить голову, чтобы воочию увидеть, как работает мозг. Но, конечно же, из его затеи ничего не получилось.
Что же касается сна, то почти всегда считалось, что в это время уставший задень механизм мозга просто-напросто отдыхает. Кроме мозга в эти же часы отдыхают мышцы, кости и другие органы человеческого тела. Однако ученым известно много фактов, которые эта теория объяснить не в состоянии.
Так, еще в середине XX века ученые доказали, что энергетические затраты мозга спящего человека лишь на 10–15 % меньше, чем во время неглубокой дремы. А измученные мышцы вполне могут отдохнуть в состоянии покоя.
Выходит, что для организма нет никакого смысла в том, чтобы треть жизни проводить во сне, то есть в состоянии максимальной незащищенности. И вряд ли ради 10-процентного энергетического выигрыша естественный отбор стал бы рисковать целым организмом.
Поэтому логичнее предположить, что сон – это особое состояние мозга, во время которого происходит ряд специфических явлений, влияющих на поведение организма.
Например, во сне животное принимает характерную позу. Например, жирафы спят на коленях, с завернутой вокруг ног шеей, а львы лежат на спине, сложив на груди передние лапы.
Птицы тоже спят, демонстрируя при этом характерные «птичьи» позы. Например, попугаи спят, повиснув на ветке вниз головой. А многие птицы могут спать и стоя, и сидя на яйцах, и даже на лету.
Но спят не только теплокровные животные, но и ящерицы, черепахи, рыбы. Засыпают также раки и насекомые, причем их сон имеет те же характеристики, что и у высших животных.
Многочисленные экспериментальные исследования последних лет позволили выяснить, что сон у животных связан с так называемыми биологическими часами, или циркадными ритмами, длительность которых обычно чуть больше или немного меньше 24 часов.
«Заводятся» эти часы специальными белками, которые реагируют на свет. Именно дневной свет активизирует светочувствительные рецепторы, возбуждение от которых передается группе нейронов мозга с постоянно функционирующими часовыми генами. Часовые гены, в свою очередь, синтезируют особые белки времени, которые при необходимости блокируют работу часовых генов. При этом, чем больше синтезировано часовых белков, тем меньше включено в работу часовых генов.
И продолжается этот процесс до тех пор, пока не перестанут работать часовые гены и не прекратится синтез белков. Через какое-то время эти белки разрушаются, и часовые гены опять начинают функционировать. Причем цикл этот обычно настроен на длину светового дня.
И еще, что тоже очень любопытно: оказывается, часовые гены мухи дрозофилы и млекопитающих очень похожи. А это значит, что циклы сна и бодрствования очень древнего происхождения.
Но сон – явление намного более сложнее, чем проявление одних лишь циркадных ритмов. Хотя бы потому, что при постоянном освещении и животные, и человек тоже засыпают. Этот факт еще в 1962 году на своих сыновьях проверил основатель науки о циркадных ритмах Юрген Ашофф. Двое суток они находились в полной темноте, однако в течение этого времени нормально засыпали, хотя их суточный ритм и сдвинулся на полчаса.
Эти результаты впоследствии были подтверждены многочисленными экспериментами. Хотя и без специальных опытов было известно, что, например, животные Заполярья могут поддерживать суточный ритм сна и во время полярного дня.
Кстати, существует довольно простой способ смещения циркадных ритмов. И обнаружено это было в опытах с крысами. Крыс, которые в естественной обстановке питаются ночью, стали кормить днем. Прошло совсем немного времени, и крысы, являющиеся ночными грызунами, поменяли свой циркадный ритм на прямо противоположный.
Эксперименты с людьми дали те же результаты. А вот механизм этого явления до сих пор остается неизвестным.
Много новых и любопытных сведений дало ученым использование при изучении сна электроэнцефалографов. Впервые их применили в исследованиях этого явления ученые Чикагского университета Н. Клейтман и Ю. Азеринский. А первым их испытуемым стал маленький сын Азеринского, который спокойно спал с электродами на голове, а ученые в течение ночи не сомкнули глаз, с интересом наблюдая за показаниями прибора.
Результаты записей оказались столь неожиданными, что Клейтман уговорил поспать с электродами и свою дочь. Результаты, полученные в эксперименте с сыном, полностью подтвердились.
Оказалось, что когда человек спит, мозг вовсе не бездействует, и его электроэнцефалограмма (ЭЭГ) совсем не похожа на монотонную, как ритм дыхания, синусоиду. ЭЭГ спящего резко отличается от таковой бодрствующего человека, при этом одна фаза последовательно сменяется другой, и местами они никогда не меняются. Продолжительность одного цикла сна – около полутора часов. Всего же в течение ночи сменяется четыре-шесть таких циклов.
Ученые уже давно и подробно описали эти фазы сна. Первая фаза – дремота. Для нее характерно общее расслабление, спокойное биение сердца, медленные круговые движения глазных яблок. Если спящего человека в это время разбудить, он может отрицать, что спал. В этом состоянии мозг излучает альфа-волны. Длится эта фаза недолго: около 5 минут.
Если дремлющего не беспокоить, то дремота переходит во вторую фазу. Она продолжается около 20 минут и отличается от других появлением на ЭЭГ характерных импульсных всплесков высокой частоты и низкой амплитуды – сонных веретен. В этот состоянии мозг генерирует бета-волны.
Третья фаза – глубокий сон. На ЭЭГ появляются высокоамплитудные волны низкой частоты – дельта-волны, которые никогда не наблюдаются в состоянии бодрствования. В этой и следующей фазах глаза совершают медленные движения из стороны в сторону.
Четвертая фаза сна – это еще более глубокий сон. На ЭЭГ дельта-волны, дыхание и сердечный ритм замедляются, температура тела и мозга немного снижается.
И вдруг после 20–30 минут глубокого сна мозг опять возвращается во вторую фазу неглубокого сна, словно пытаясь проснуться. Но вместо просыпания мозг переходит в пятую фазу, называемую РЕМ-сном. Для нее характерно быстрое движение глаз из стороны в сторону (rapid eye movement): отсюда и название фазы.
У спящего человека почти совсем исчезает тонус мышц, то есть появляется так называемая атония. В этой фазе остаются рабочими только мышцы слуховых косточек, глазодвигательные мышцы и диафрагма.
В то же время ЭЭГ мозга принимает вид, характерный для проснувшегося человека. В этой фазе учащается сердечный и дыхательный ритмы, а также поднимается температура и повышается давление. Продолжается РЕМ-сон около 10 минут.
К концу ночи в последних циклах быстрый сон становится продолжительнее. То есть выходит, что у спящего человека при полной его неподвижности мозг чрезвычайно активен. Из-за этого невероятного сочетания признаков РЕМ-сон называют еще и «парадоксальным сном». После того как РЕМ-фаза заканчивается, снова появляются вторая, третья и четвертая фазы.
Когда мозг находится в РЕМ-фазе, человеку снятся самые эмоциональные и зрелищные сны. Одно время ученые даже считали, что только в это время снятся сны. Когда на ЭЭГ появлялись признаки парадоксального сна, спящих будили и спрашивали, видели ли они сны. В 90 % случаев испытуемые указывали, что их и впрямь разбудили в середине сновидения…
В 1983 году в Пенсильванском университете котике разрушили в мозге область, которая отвечает за атонию во время РЕМ-фазы. Но поведение кошки при этом не изменилось: у нее был нормальный сон с нормальной фазой быстрого сна. Однако во время парадоксального сна кошка вставала, начинала исследовать помещения, гонялась за воображаемой мышью, умывалась… То есть кошка демонстрировала исследователям то, что ей в данный момент снилось.
Такие опыты были проведены на многих животных. Они показали, что животным действительно снятся разнообразные сны, за исключением эротических.
Но, как выяснилось, человек видит сны не только в РЕМ-фазе, но и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.
Но как мозг создает такую сложную и упорядоченную картину, как сновидение? Павлов считал, что в мозге находится единый центр сна, который осуществляет торможение нейронов мозга. Однако найти этот центр великому физиологу не удалось.
Зато в мозге открыли целых шесть центров бодрствования. Они контролируют работу особых клеток, которые вырабатывают гаммааминомасляную кислоту – основной ингибитор деятельности нейронов. Если этой кислоты накапливается много, то происходит торможение всей системы, в том числе, и центров бодрствования. То есть цикл «сон – бодрствование» функционирует по принципу обратной связи.
Правда, это относится только к засыпанию и медленному сну. Быстрый же сон имеет собственный центр. Он находится в заднем мозге и состоит из клеток, отвечающих за атонию во время РЕМ-фазы, и двух симметричных групп клеток, отвечающих за активацию мозга.
Более того, ученые выделили и особый фермент – орексин, синтезируемый этими группами клеток и принимающий участие в организации быстрого сна.