Препараты нормализующие сон для детей
Успокоительные средства для детей разных возрастных групп
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
В силу различных причин возбудимость ЦНС у детей различных возрастных групп может быть повышенной, и успокоительные средства для детей применяются, чтобы помочь ребенку избавиться от излишнего беспокойства, тревожности, напряженности, раздражительности, приступов паники, трудностей со сном. Но определить наличие проблемы и назначить то или иное успокоительное должен детский невропатолог или психоневролог.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]
Код по АТХ
Фармакологическое действие
Показания к применению успокоительных средств для детей
Еще раз подчеркиваем: любое решения об использовании лекарственных препаратов и конкретные показания к применению успокоительных средств для детей выявляются врачами после обследования ребенка или подростка.
Если при серьезных психических нарушениях, расстройствах личности (в том числе конверсионных) и генерализованных гиперкинезах возникает необходимость в применении нейролептиков (антипсихотических препаратов), то для снижения тревожного состояния и нервного возбуждения, а также уменьшения судорог и улучшения сна используются транквилизаторы. Попутно транквилизаторы тормозят все психомоторные реакции, расслабляют мышцы и снижают концентрацию внимания. Подходят такие успокоительные средства для детей при лечении зубов (одноразовый прием перед посещением стоматолога или ортодонта), после сильного стресса; их назначают при лечении эпилепсии, спастической формы ДЦП, энуреза.
Среди транквилизаторов есть группа анксиолитиков, которые, снимая напряжение, нервное возбуждение и спонтанно возникающую повышенную двигательную активность, не парализуя основных моторных и когнитивных функций. И в некоторых случаях их назначают как успокоительные средства для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания.
В современной педиатрии поддерживается тенденция к использованию психолептиков – более легких успокоительных (седативных) средств. Как правило, это успокоительные средства на травах для детей.
[8], [9], [10], [11], [12], [13]
Форма выпуска
Форма выпуска различная: таблетки и капсулы для приема внутрь, таблетки для рассасывания, сублингвальные таблетки или гранулы, капли, травяные сухие смеси (для приготовления отвара) или фильт-пакеты для приготовления фиточая.
Названия успокоительных средств для детей
Приведем названия успокоительных средств для детей, которые в клинической практике назначаются и применяются чаще всего.
Успокоительные средства для гиперактивных детей (с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, код по МКБ-10 – F90.0): Страттера (Атомоксетин), Мебикар (Мебикс, Адаптол), Пантокальцин (Кальция гопантенат, Пантогам) – помогают детям успокоиться и сосредоточиться, активизируя участки мозга, ответственные за концентрацию внимания.
Успокоительные средства для детей до года: цветки ромашки аптечной (отвар), Вибуркол (ректальные свечи).
Успокоительные средства для детей от 3 лет: настои корня валерианы, Нервохеель (сублингвальные таблетки).
Народные успокоительные средства для детей: валериана лекарственная (отвар корней и корневища), ромашка аптечная (настой цветков), водные настои и отвары листья мяты перечной, травы мелиссы лекарственной (лимонной мяты), пустырника.
Натуральное успокоительное средство для детей: Успокоительный сбор №3.
Успокоительные средства на травах для детей: Персен (Релаксил), Успокоительный сбор №3.
Гомеопатические успокоительные средства для детей: Киндинорм (гранулы), Дормикинд (таблетки для лечения беспокойства и нарушений сна у детей в возрасте до 6 лет), Вибуркол, Нервохеель.
[14], [15], [16]
Успокоительные средства для гиперактивных детей
В обзор включены такие успокоительные средства для гиперактивных детей (повышенная нервная возбудимость которых сопровождается проблемами с концентрацией и удержанием внимания), Страттера (Атомоксетин) – капсулы по 10, 18, 25, 40 и 60 мг для детей старше 6 лет; Мебикар (Адаптол) – таблетки по 300 и 500 мг для детей старше 12 лет; Пантокальцин (Кальция гопантенат, Пантогам) – таблетки по 0,25 г для любого возраста. Фаримакологические характеристики этих лекарств следующие.
Фармакодинамика
Фармакодинамика препарата Страттера базируется на связывании активного вещества атомоксетина гидрохлорида с белками, осуществляющими перенос норадреналина в ЦНС. Блокируя транспорт этого гормона через пресинаптические щели нейронов, атомоксетин способствует повышению его концентрации, и уровень нервной возбудимости снижается.
Анксиолитическое средство Мебикар стабилизирует мембраны нервных клеток и действует адренергически, стимулируя рецепторы нейромедиатора дофамина.
А действующей вещество нейро- и церебропротекторного средства Пантокальцин – гопантенат кальция – нормализует метаболизм глюкозы и трикарбоновых кислот в тканях мозга, и тормозит действие в синапсах гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). В итоге нормализуются процессы проведения нервных импульсов в ЦНС.
[17], [18], [19], [20]
Фармакокинетика
Фармакокинетика данных препаратов схожа относительно их способности абсорбироваться в ЖКТ (после перорального приема таблеток) и в различной степени связываться с белками плазмы крови. Страттера и Мебикар начинают действовать уже через 20 минут, а Пантокальцин – примерно через час. Данные препараты не расщепляются на метаболиты, не накапливаются в организме и выводятся через почки через 36-48 часов после приема.
[21], [22], [23], [24], [25], [26], [27]
Противопоказания
Страттера – феохромоцитома (опухоль нейроэндокринной системы), Пантокальцин – непереносимость соединений гопантеновой кислоты, Мебикар – индивидуальная чувствительность к действующему веществу (2,4,6,8-тетраметилгликольурилу) и проблемы с почками.
[28], [29], [30], [31], [32], [33], [34], [35], [36], [37]
Побочные действия успокоительных средств для детей
Страттера – боль в животе, расстройства кишечника, потеря аппетита, сонливость, головокружения, учащение пульса;
Мебикар – диспепсия, снижение АД и температуры тела;
Пантокальцин – крапивница, сонливость, головная боль.
[38], [39], [40]
Способ применения и дозы
Суточная доза Страттера определяется из расчета по 0,5 мг на килограмм массы тела при весе ребенка до 70 кг (распределяется на два приема).
Мебикар примается по одной таблетке дважды в день, максимальная доза составляет 10 г в сутки, максимальный курс лечения – три месяца.
Пантокальцин рекомендуется принимать по одной таблетке (0,25 г) три раза в день; продолжительность приема – от 28 дней до трех месяцев.
[41], [42], [43], [44], [45], [46], [47]
Передозировка
Страттера в повышенных дозах вызывает тахикардию, судороги, сухость во рту и расширение зрачков. Следует принять сорбенты и промыть желудок. Мебикар не имеет симптомов передозировки, а превышение дозы Пантокальцина выражается в усилении побочных эффектов.
[48], [49], [50]
Взаимодействия с другими препаратами
Рассматриваемые препарат нельзя применять одновременно с бета-адреномиметиками, трициклическими антидепрессантами, бензодиазепиновыми транквилизаторами и любыми нейролептиками.
[51], [52], [53]
Условия хранения
Условия хранения указанных лекарственных средств – при комнатной температуре.
[54]
Срок годности
Срок годности Страттера и Мебикара – 4 года, Пантокальцина – 3 года.
[55], [56], [57], [58], [59], [60], [61]
Натуральные успокоительное средство для детей
Согласитесь, что лучшее успокоительное средство для детей – натуральное, дающее эффект, но не осложняющее состояние ребенка нежелательными побочными действиями. К таким средствам относятся лекарственные растения: корни и корневища валерианы лекарственной, цветки аптечной ромашки, листья и верхушки стеблей мяты перечной, мелиссы лекарственной и пустырника.
Фармакодинамика. Успокаивающему действию валерианы содействует комплекс активных веществ эфирного масла ее корней, в который входят валереновая и изовалериановая кислоты, сесквитерпеноиды (борнеол, пинен и камфен), борнилизовалерианат, а также алкалоид изовальтрат, механизм действия которого схож с альфа-рецеторами ГАМК в среднем и продолговатом мозге.
Ромашка аптечная дает легкий седативный эффект благодаря ниацину – никотиновой кислоте (витамину РР), который активизирует синтез серотонина и способствует снижению излишнего нервно-рефлекторного возбуждения. А содержащиемя в цветках азуленовые соединения (хамазулен и матрицин) нормализуют работу кишечника у грудных детей (проблемы с которым в большинстве случаев и вызывают у них беспокойство и повышенную возбудимость). педиатры советуют давть грудничкам ло трех месяцев по чайной ложке отвара дважды в день, после трех месяцев – по десертной ложке.
Ментол, из которого состоит эфирное масло листьев перечной мяты, а также терпеноиды и флавоноиды (геспередин, эриоцитрин, 7-O-рутинозид) блокируют напряжение чувствительных каналов Na+ и снижают активность нейронов, которые могут стимулировать мышцы. Также ментол может действовать как модулятор рецепторов гамма-аминомасляной кислоты, оказывая болеутоляющее и седативное действие.
Седативные свойства мелиссы (лимонной мяты) также кроются в ее эфирном масле, которое содержит терпеновые соединения (цитраль, цитронеллаль и др.). А вот в составе пустырника имеются алкалоид L-стахидрин и дитерпены леонурин, изолеонурин и др. С ними связана фармакодинамика этого растения как эффективного седативного и гипотензивного средства. Действуя на рецепторы эндотелия сосудов и ингибируя высвобождение внутриклеточного Ca2+, алкалоиды пустырника снижают повышенный тонус сосудов и частоту сердечных сокращений.
Такие успокоительные средства на травах для детей, как Персен (Релаксил), содержит валериану, перечную мяту и мелиссу, а в Успокоительный сбор №3 – кроме корня валерианы – входят пустырник, душица, тимьян и донник.
Противопоказания к применению Персена – повышенная чувствительность травам, для препарата в форме таблеток – возраст до трех лет, в форме капсул – дети до 12-ти лет.
Успокоительный сбор №3 не применяется детям младше 12-ти лет, при повышенной кислотности желудка, гипотонии, воспалительных заболеваниях кишечника.
Побочные действия успокоительных средств на травах для детей: снижение АД, вялость, сонливость, нарушения работы ЖКТ (запоры).
Способ применения и дозы: Персена – по две таблетки до трех раз в течение суток; детям младше года – по одной таблетке. Настой из сбора трав рекомендуется давать детям по 50-100 мл дважды в день.
Передозировка Персена и настоя из сбора трав может вызвать слабость, тошноту, головокружения, тремор рук и расширение зрачков.
Взаимодействия с другими препаратами. И Персен, и Успокоительный сбор №3 не сочетают с другими седативными средствами. А настой из сбора лекарственных растений (за счет наличия пустырника) усиливает действие сердечных гликозидов.
Гомеопатические успокоительные средства для детей
Фармакодинамика гомеопатических успокоительных средств в инструкциях, как правило, не разъясняется.
Так в составе препарата Киндинорм содержатся Calcium hypophosphorosum, Kalium phosphoricum, Valeriana, Cuprum metallicum, Chamomilla, Staphisagria.
Компоненты средства Дормикинд: Cypripedium parviflorum (башмачок мелкоцветный семейства орхидей), сульфат магния и валерианово-цинковая соль (zincum isovalerianicum).
В состав свечей Вибуркол входят ромашка аптечная (Chamomilla recutita), белладонна (Atropa belladonna), сода и др. вещества.
А механизм действия препарата Нервохеель обеспечивают растение игнация горькая, чернила каракатицы, калия бромид, фосфорная кислота (разбавленная), а также валерианово-цинковая соль.
Фармакокинетика гомеопатических средств в инструкциях не описывается.
Противопоказания к применению: Киндинорм – возраст менее 12 месяцев; Дормикинд – лактазная недостаточность.
Наиболее частые побочные действия гомеопатически успокоительных средств включают дерматологические аллергические реакции.
Способ применения и дозы. Киндинорм – детям до пяти 5 лет рекомендовано принимать по 5 гранул под язык (три раза в сутки, за полчаса до еды), детям 5-12 лет – по 10 гранул. Малышам гранулы следует растворять в кипяченой воде.
Так же до приема пищи дают таблетки Дормикинда – по одной штуке трижды в день.
Свечи Вибуркол можно использовать в течение суток два-три раза.
Подъязычные таблетки Нервохеель принимают через 60 минут после еды, по 0,5-1 таблетке.
Сведения о передозировке и взаимодействии данных препаратов отсутствуют.
Хранят гомеопатические успокоительные средства для детей при комнатной температуре, свечи Вибуркол – в темном месте.
Срок годности: Вибуркол – 3 года, Киндинорм – 4 года, Дормикинд и Нервохеель – 5 лет.
Перечень безрецептурных лучших успокоительных средств для нервной системы
Современная жизнь большинства людей напоминает регулярный круговорот событий. Многие пытаются успеть за молниеносным жизненным течением. Ежедневные стрессы чаще всего сопровождаются дополнительными негативными факторами:
Трудности на службе
Разлады с друзьями и коллегами
Вышеперечисленные факторы вызывают ряд негативных эмоций. Они способствуют расшатыванию нервной системы, приводят к формированию неврозов.
Для того чтобы поддержать нервную систему в порядке, следует прибегнуть к помощи специалистов, они пропишут соответствующее лечение. Многие успокоительные распространяются и без рецепта, обычно такие средства весьма легко переносятся.
Лучшие успокоительные препараты, продающиеся без рецепта
Персен
Фармацевтическое средство хорошо борется с симптомами стресса, изготавливается непосредственно из природных компонентов.
Среди компонентов Персена есть:
Вышеперечисленные составляющие обладают седативным эффектом.
Персен назначается при:
После приема препарата человек ощущает как нормализуется сон и настроение, кроме того обеспечивается не сильно выраженный спазмолитический эффект.
Фармацевтическое средство позволительно принимать подросткам. Препарат не приводит зависимости, после отказа не будет проявляться синдром отмены.
Ново-пассит
Ново-пассит относится к одному из самых результативных средств, состоящих из природных компонентов.
Боярышник однопестичный либо колючий
Успокоительное средство оказывает широкий спектр действия:
Ново-паассит рекомендован при:
«синдром менеджера»( вечное напряжение)
легких формах бессонницы
головных болях, причинами которых является нервное напряжение
Ново-пассит не рекомендован маленьким детям, только подросткам и взрослым
Глицин
Препарат Глицин относится к аминокислотам, способствует улучшению обмена веществ в головном мозге, благодаря чему мозг начинает работать лучше.
После приема лекарства:
улучшается работоспособность и настроение
снижается психо-эмоциональное напряжение
проходит раздражительность и агрессивность
улучшается работоспособность головного мозга
Глицин рекомендуется при:
девиантных формах поведения
ухудшении умственной работоспособности
стрессовых ситуациях (экзамены, конфликты с коллегами или друзьями)
различных органических расстройствах нервной системы
Успокоительное Глицин можно назначать малышам после 3 лет.
Тенотен
Фармацевтическое средство Тенотен обладает тремя свойствами, позволяющими оставаться одновременно работоспособными и спокойными.
Основные свойства медикамента:
Ноотропное действие, благодаря ему обеспечивается нормализация процессов обучения, улучшение памяти
Успокаивающее воздействие способствует стабилизации психоэмоционального фона, повышению уровня стрессоустойчивости
Вегетативное действие борется с симптомами вегето-сосудистой дистонии
Тенотен назачается при:
Несильно выраженных органических поражениях ЦНС, при которых имеют место вегетативные нарушения, ухудшение памяти, неустойчивость психо-эмоционального состояния, агрессивность
Тенотен можно принимать детям и взрослым.
Афобазол является отличным противотревожным, успокоительным средством. Фармацевтическое средство способствует восстановлению рецепторов нейронов, защите их от многих повреждений. Благодаря всему этому нейроны могут качественно выполнять работу.
После принятия Афобазола:
Афобазол прописывают при ниже перечисленных расстройствах:
Проблемы со сном, связанные с тревожностью
Успокоительное средство рекомендуется принимать лицам, достигшим совершеннолетия.
Как безошибочно подобрать успокоительное
Седативные препараты, отпускаемые без рецепта врача, принимают при слабых стрессах (собеседование, сдача тяжелого экзамена). Кроме того они могут помочь при легкой бессоннице, сильной возбудимости и эмоциональности. К примеру, при проблемах в любовных отношениях или трудовом коллективе.
Однако стоит учесть, что если через неделю употребления успокоительных проявления тревоги не устраняются, следует поспешить к специалисту.
Врачи-неврологи отмечают, что Персен и Ново-пассит помогают справиться с тревожностью. Если подобные признаки долго не уходят, следует пройти медицинское обследование. Возможно, причиной проблемы выступает:
Недостаток витамина D
Нарушение деятельности щитовидной железы
При необоснованной тревожности, стрессовых ситуациях весьма полезна:
Постараться найти и устранить тревожащую вас причину( во многих случаях, проблема разрешается только после этого.
Подбор успокоительного медикамента лучше доверить специалистам. Если вас долгое время не покидает беспокойство, тревога и негативные мысли, разумнее будет обратиться за помощью к невропатологу или психотерапевту. Самолечение в большинстве случаях имеет побочные эффекты.
Вы можете, не выходя из дома, заказать успокоительные препараты в интернет-аптеке Aptstore по приемлемым ценам. Валемидин поможет нормализовать работу вашей нервной системы.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Физиологическая тревога – это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире. Ее предназначение – адаптация, мобилизация организма для быстрого изменения поведения и приспособления к изменившимся условиям существования. Патологическая тревога не несет в себе адаптивного ресурса, имеет биологическую генетическую основу, но при этом жестко связана с внешними факторами (уровень, новизна, значимость стресса; социальная поддержка; социокультуральные аспекты; стиль воспитания и др.).
Психическое развитие ребенка характеризуется сменой стабильных и кризисных стадий развития. Возникновение нарушений поведения у детей часто совпадает с началом посещения организованных детских коллективов, когда дети испытывают существенные нагрузки на две значимые регуляторные системы организма – нервную и иммунную. Наличие отягощающих факторов в пери- и постнатальные периоды способствует возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств в сочетании с выраженной вегетативной симптоматикой.
Успокаивающие средства, которые могут использоваться в педиатрической практике, представлены препаратами растительного и синтетического происхождения. С точки зрения баланса эффективности и безопасности интересен препарат Тенотен детский – корректор поведения, регулирующий работу центральной нервной системы и сочетающий в себе успокаивающее, вегетостабилизирующее и адаптогенное действие. В статье приведен обзор клинических исследований данного препарата.
Ключевые слова: волнение, тревога, возрастная периодизация, нарушения поведения, вегетативные расстройства, Тенотен детский.
Для цитирования: Русая В.В., Воробьева О.В. Возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике. РМЖ. 2017;5:387-392.
Possibilities of using the sedatives in pediatric practice
Rusaya V.V., Vorobyova O.V.
The First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov
Key words: anxiety, excitement, age-related periodization, behavioral disorders, vegetative disorders, Tenoten for children.
For citation: Rusaya V.V., Vorobyova O.V. Possibilities of using the sedatives in pediatric practice // RMJ. 2017. № 5. P. 387–392.
Рассмотрены возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике
Волнение, тревога – состояния, хорошо знакомые каждому человеку с детства. Физиологическая тревога – это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире. Ее предназначение – адаптация, мобилизация всех сил организма для быстрого изменения поведения и приспособления к изменившимся условиям существования. Это важная охранительная система, которая учит ребенка осторожности. Иногда сознание ребенка не замечает признаков опасности, но подсознательно организм сигналы опасности ловит и запускает физиологическую перестройку. Если ребенок это замечает и делает нужные выводы, переживание тревоги оказывается уместным и полезным. Физиологическая тревога – универсальный поведенческий паттерн, имеющий эволюционно-адаптивные функции.
В отличие от физиологической тревоги патологическая тревога не несет в себе адаптивного ресурса, а напротив, чрезвычайно нарушает обыденное функционирование. Мальадаптивный тревожный поведенческий паттерн широко варьирует по интенсивности, длительности персистирования, ситуационным триггерам, тяжести последствий. Каким образом формируется патологическое тревожное расстройство? Генетические исследования показали, бесспорно, высокую семейную представленность тревожных расстройств. Наиболее устоявшийся взгляд следующий – патологическая тревога имеет биологическую генетическую основу, но при этом жестко связана с внешними факторами (уровень, новизна, значимость стресса; социальная поддержка; социокультуральные аспекты; стиль воспитания и др.) [1]. Данные о влиянии средовых факторов в детстве позволяют предположить важность опыта, приобретаемого внутри семьи, поскольку именно этот опыт во многом определяет стиль поведения в будущем. Детские психогении и/или особенности воспитания могут формировать патологический (тревожный) стиль реагирования на ситуации, угрожающие разлукой. Например, почти каждый пятый взрослый пациент, имеющий очерченное тревожное расстройство, в детстве имел плохую адаптацию к школе, испытывал страх посещения школы, отказывался от посещения школы (разновидность тревоги разлучения). Тревога раннего разлучения рассматривается в числе важных факторов формирования тревожных расстройств в зрелом возрасте. Таким образом, патологическая тревога формируется как мультифакториальное заболевание, обусловленное полигенной генетической компонентой и средовыми воздействиями. Следовательно, зная о наибольшей уязвимости ребенка на определенных этапах развития и умело корректируя реакцию на биологические и психосоциальные стрессоры, можно предотвратить формирование дезадаптирующих психопатологических синдромов в будущем.
Согласно классическим работам Л.С. Выготского по когнитивному развитию ребенка, выделяют следующую возрастную периодизацию: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1–3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3–7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8–12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14–17 лет) – кризис 17 лет. Эти переломные моменты рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка. В разные возрастные периоды ребенок реагирует различным поведением на стрессоры. Принято выделять так называемые «возрастные» формы или уровни реагирования детей на стресс или заболевание, специфические для определенного возрастного этапа, потому что они напрямую связаны с онтогенетическим уровнем развития. В возрасте от 0 до 3 лет происходит формирование вегетативной нервной системы, поэтому главной реакцией ребенка на раздражители будут нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства. В возрасте 4–10 лет происходит интенсивное развитие моторной зоны коры головного мозга, поэтому проявлениями патологического воздействия будут гиперактивность, тики, заикание, повышенная возбудимость. В 7–12 лет особое место занимает развитие самосознания, формируются элементы социальных чувств, страхи, негативизм, агрессия, эти дети очень легко возбудимы. В 12–16 лет заканчивается созревание всех сенсорных систем, и вместе с тем большая эмоциональность, слабость самоконтроля, неумение сдерживать себя, резкость в поведении могут проявляться ипохондрией, дисморфофобией, нервной анорексией, реакциями протеста. Психическое развитие ребенка характеризуется сменой стабильных и кризисных стадий развития, и резкое изменение в поведении – так называемые аффективные вспышки (капризы, негативные переживания, конфликты с окружающими) являются типичной картиной кризисного периода.
Возникновение нарушений поведения у детей часто совпадает с началом посещения организованных детских коллективов (детские сады, школы), когда дети испытывают существенные нагрузки на две значимые регуляторные системы организма – нервную и иммунную. Первая отвечает за социально-психическую адаптацию ребенка в коллективе, а вторая – за устойчивость детского организма к большому числу инфекций, с возбудителями которых ребенок сталкивается, попадая в группу детского сада или школьный класс. Известно, что тяжелые стрессовые воздействия так же, как и длительно протекающий стресс, вызывают подавление иммунной системы, что снижает резистентность организма и увеличивает частоту острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) [2]. У ребенка, начинающего посещать организованный детский коллектив, нередко развивается психологический стресс, а постоянное отсутствие по причине частых ОРВИ, возможное отставание в школьной программе серьезно затрудняют адаптацию ребенка в коллективе. У школьников в этот момент падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость. Несомненно, в большей степени это касается тех детей, которые впервые переступают порог детских учреждений, однако следует признать, что и для остальных детей начало учебного года в школе (особенно в младших классах) или возобновление посещения детского сада связано с определенной нагрузкой на регуляторные системы организма. Очень важным с методологической точки зрения является и тот факт, что срыв адаптации в одной из систем оказывает непосредственное отрицательное влияние на функционирование второй, замыкая патологический круг. Данные состояния чаще всего не требуют специфического лечения, достаточно наладить спокойную психологическую обстановку в семье, направленную на поддержку эмоционального состояния ребенка, но в некоторых случаях может потребоваться назначение успокаивающих препаратов короткими курсами. Таким образом, раннее выявление и своевременная коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей будут способствовать предотвращению истощения двух значимых, как уже упоминалось, регуляторных систем организма – нервной и иммунной. При этом, если невозможно избежать избыточного повышения нагрузок на эти системы, необходимо обеспечить их фармакологическую поддержку.
Наличие отягощающих факторов в пери- и постнатальные периоды (тяжело протекающая беременность, сильные токсикозы, тяжелые родовые травмы, инфекционные болезни ребенка в первые недели жизни) способствует возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств в сочетании с выраженной вегетативной симптоматикой. Вегетативный дисбаланс, свидетельствующий о нарушении в работе центральных и периферических звеньев нервной системы, характеризуется сопутствующими функциональными расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы (функциональные нарушения ритма сердца, лабильная артериальная гипертензия), желудочно-кишечного тракта (диспепсия, запоры, диарея), органов дыхания (одышка) и других систем организма. Несмотря на то, что функциональные расстройства представляют собой нарушение регуляторной функции ЦНС и относятся к неврологической проблеме, роль педиатра в сопровождении таких детей чрезвычайно важна. Нужно помнить о том, что появление выраженной соматической симптоматики свидетельствует о поздней диагностике заболевания. Зачастую к неврологу обращаются дети уже с запущенными формами – длительно страдающие головными болями, а также дети с выраженными нарушениями поведения. Такие яркие манифестные клинические проявления трудно поддаются лечению. Поэтому на плечи педиатра ложится бремя распознавания функциональных расстройств и формирования нейросоматического диагноза. В таких случаях оправданно назначение препаратов, обладающих успокаивающим, вегетотропным и нейрометаболическим действием.
Успокаивающие средства, которые могут использоваться в педиатрической практике, представлены препаратами растительного и синтетического происхождения. Большинство из них имеют такие неприятные побочные эффекты, как заторможенность, расслабленность, сонливость, различные аллергические реакции. У препаратов ноотропного действия обратный эффект – возбуждение, повышенная активность, нарушение сна. В педиатрической практике следует отдавать предпочтение средствам без нежелательных побочных действий. С точки зрения баланса эффективности и безопасности интересен препарат Тенотен детский, который можно охарактеризовать как корректор поведения, регулирующий работу ЦНС и сочетающий в себе успокаивающее и адаптогенное действие. Препарат нормализует поведение ребенка: успокаивает, уменьшает расторможенность, раздражительность, плаксивость. В отличие от большинства успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает седации, заторможенности и мышечной релаксации. Он безопасен даже при длительном приеме из-за отсутствия побочных эффектов и случайной передозировки. Тенотен детский может назначаться детям с сочетанной соматической патологией. Исследования подтверждают, что прием Тенотена детского способствует снижению повышенной гиперактивности у детей, подвижности и импульсивности, уменьшает проявления оппозиционного поведения.
Изучение поведенческих реакций у детей в периоде адаптации к началу посещения детских образовательных учреждений проводилось Г.Я. Захаровой (Тюмень) [3]. Автором наблюдались дети, находящиеся в периодах возрастных кризисов (2,5–3,5 года и 7–8 лет), которые совпадают с изменением жизненного стереотипа: поступление в детский сад/школу, т. е. дети, наиболее уязвимые к расстройствам адаптации. У всех обследуемых выявлялись признаки гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, раздражительности, плаксивости, сниженной способности к обучению и вегетативной дисфункции разной степени выраженности. На рисунках 1 и 2 представлена динамика основных поведенческих реакций у детей, получавших Тенотен детский и не получавших медикаментозную терапию (контрольная группа). 1-месячный курс Тенотена детского (по 1 таблетке 2 р./сут) способствовал улучшению настроения и сна, уменьшению раздражительности, страхов и расторможенности у детей, а также положительно повлиял на способность к обучению. В контрольной группе детей, не получавших лечения, положительная динамика практически не отмечалась или была выражена незначительно.
При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка. Истощение функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется восстановлением, могут привести к развитию астеновегетативного или психовегетативного синдрома. Данное состояние может возникнуть после перенесенных респираторных вирусных инфекций, гриппа, тяжелых форм бронхитов и пневмоний, острых средних отитов, тяжелых и осложненных форм инфекционного мононуклеоза, висцеральной формы ветряной оспы, протекающих с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. При этом у детей отмечаются психоэмоциональные расстройства, такие как повышенная раздражительность, капризность, тревожность, утомляемость, отвлекаемость, снижение памяти, нарушения сна; а также соматические проявления в виде головных болей, снижения аппетита, тошноты, рвоты, вздутия живота и др. Подобные астеновегетативные нарушения отрицательно влияют на процесс реконвалесценции у детей после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, удлиняя этот период и ухудшая качество жизни пациентов. Применение Тенотена детского в течение 1 мес. (по 1 таблетке 3 р./сут) стабилизирует психоэмоциональное состояние детей: улучшает настроение, успокаивает, способствует снижению раздражительности и капризности, облегчает процессы обучения (запоминание, концентрацию внимания, усидчивость) и способствует более быстрому завершению периода восстановления (рис. 3) [4].
Одним из крайних случаев проявлений нарушений поведения у детей является синдром гиперактивности и/или дефицита внимания (СДВГ), который в последнее время активно обсуждается в медицинских кругах. СДВГ у детей проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью. Часто эти симптомы сопровождаются трудностями обучения, нарушениями поведения и сложностями во взаимоотношениях с окружающими. В основе формирования СДВГ лежат генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС, которые могут сочетаться друг с другом. Именно эти факторы определяют изменения со стороны ЦНС, приводя к нарушениям высших психических функций и поведения, соответствующим картине СДВГ. Как нейробиологическое расстройство СДВГ рассматривается с позиций задержки формирования связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Механизмы патогенеза СДВГ полностью не раскрыты, но общепризнанным является представление о том, что они связаны с дисфункцией нейромедиаторных систем мозга, в частности дофаминергической и норадренергической, при этом основные нарушения происходят на уровне процессов синаптической передачи [5].
Применение Тенотена детского при СДВГ у детей изучалось Н.Н. Заваденко [6]. Назначение Тенотена детского в дозировке 2 таблетки 2 р./сут в течение 12 нед. приводило к существенному уменьшению выраженности симптомов СДВГ по сравнению с таковой в группе плацебо. Было отмечено снижение гиперактивности на 41,9%, проявлений оппозиционного поведения – на 28,6% от исходных значений (результаты двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования) (рис. 4). Статистически значимая редукция симптомов по общему баллу шкалы оценки симптомов СДВГ у пациентов, получавших Тенотен детский, отмечалась уже через 4 нед. после начала лечения. В течение всего периода наблюдения отмечалась хорошая переносимость препарата, сравнимая с таковой при приеме плацебо. Тенотен детский безопасен при применении у пациентов с СДВГ, не вызывает нежелательных явлений, не влияет на показатели общего и биохимического анализов крови и мочи, что обеспечивает возможность длительного применения.
В ходе 2-месячного сравнительного исследования было отмечено преимущество Тенотена детского перед стандартной ноотропной терапией (пирацетам). Эффективность Тенотена детского оказалась выше, чем в группе контроля, по всем изучаемым параметрам (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), что подтверждалось динамикой психометрических (шкала SNAP-IV) и психофизиологических показателей (TOVA-тест) (рис. 5).
Кроме того, в процессе монотерапии Тенотеном детским не было выявлено побочных эффектов или осложнений в виде заторможенности, дневной сонливости и вялости. Безусловно, Тенотен детский нельзя рассматривать как специфический препарат для лечения СДВГ, но он с успехом может использоваться для облегчения симптомов СДВГ.
Отдельно следует отметить возможность применения Тенотена детского в качестве успокаивающего средства для подготовки ребенка к проведению операционного вмешательства или стоматологических манипуляций. Состояние тревоги ожидания и страх у ребенка перед посещением врача – одна из значимых проблем, которая ухудшает контакт между врачом и пациентом и способствует снижению эффективности проводимой терапии. Наблюдаемая под влиянием Тенотена детского надежная корреляция эмоционального статуса пациентов помогает создать обстановку психологического комфорта для пациента-ребенка и врача, избежать осложнений в процессе лечения и после него. По балльной шкале MCDAS оценивалось поведение до лечения и после премедикации через 30 мин: 1 балл – позитивное поведение; 2 балла – нейтральное поведение; 3 балла – легкие признаки негативного поведения; 4 балла – средние признаки негативного поведения; 5 баллов – сильные признаки негативного поведения. Поведение ребенка оценивалось по выражению лица, речевой активности, скорости подхода и расположению в кресле, наличию двигательных реакций [7].
Анализ показателей по шкале MCDAS выявил, что 80% детей испытывали напряжение, боязнь, страх, из них 15,6% имели легкую, 23,9% – умеренную, 60,4% – выраженную степень негативного поведения. Результаты исследования показали, что Тенотен детский и диазепам обладают выраженным анксиолитическим эффектом, и позволили сделать следующие практические рекомендации при лечении старших школьников в охранительном режиме. Детям старшей возрастной группы с высокой степенью боязни рекомендуется принимать Тенотен детский в дозе 2 табл. + 2 табл. (для рассасывания под язык) за 20–30 мин до начала лечения, а детям с умеренным уровнем страха рекомендуемая доза – 1 табл. + 1 табл. Тенотена детского. Комплексное обезболивание позволяет уменьшить дозу местного анестетика в 2 раза и может быть рекомендовано для широкого применения на детском амбулаторном стоматологическом приеме.
Применение препарата Тенотен детский у детей перед эндоскопической аденотомией и радиоволновой тимпаностомией уменьшает количество жалоб и улучшает психоэмоциональный статус. Тенотен детский, оказывая успокаивающее, противотревожное, стресс-протекторное действие, способствует более благоприятному течению послеоперационного периода и сокращает сроки пребывания детей в стационаре на 3–5 дней. Тенотен детский хорошо переносится и является препаратом выбора в предоперационной подготовке детей при хирургических вмешательствах [8].
Таким образом, успокаивающий препарат Тенотен детский может применяться в педиатрической практике при:
– нарушениях поведения у детей и подростков с проявлениями чрезмерной подвижности, импульсивности, повышенной нервной возбудимости, вызванных особенностями темперамента или типами реагирования ЦНС;
– психоэмоциональных нарушениях, возникающих в кризисные возрастные периоды;
– нарушениях адаптации у детей, вызванных привыканием к новому коллективу, повышенными школьными нагрузками;
– проявлениях астеновегетативного синдрома после перенесенных инфекционных заболеваний;
– с СДВГ для облегчения симптомов;
– с целью премедикации перед стоматологическим вмешательством или в предоперационной подготовке детей при хирургических вмешательствах.