Преступление и наказание свидригайлов сон
Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
статья по литературе на тему
Материал статьи может пригодиться при подготовке к урокам по роману «Преступление и наказание».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
I Особенности художественного мира романа Достоевского
II Сны персонажей, их роль в произведении.
1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя
2. Отражение убийства в снах Раскольникова.
3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.
4. Последний сон Раскольникова
III Роль снов в произведении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» стал ответом на сложившуюся в России после реформы 1861 года духовно-культурную ситуацию. Общество того времени пыталось ответить на вопрос о путях развития освобожденной личности, о свободе воли человека. С момента выхода романа в свет и до наших дней интерес к нему не угасает. Объяснение этому – в глобальности и актуальности поставленных проблем, необычайном психологическом мастерстве автора, особенностях художественного осмысления действительности.
Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.
Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души, неподконтрольные порабощенному идеей сознанию.
Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком, снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого насилия и жестокости. Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться. Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории гуманизм, доброту и искренность героя.
Второй сон Раскольников видит непосредственно перед убийством. В странных, опутавших героя грезах перед ним предстает оазис в пустыне, отдыхающий караван, пальмы и ручей с прекрасной прохладной голубой водой, которая «…бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку». Во сне Раскольников пьет эту чудесную воду, выступающую символом чистой и свободной жизни. Но, пробуждаясь от звона часов, герой вспоминает о необходимости грядущего преступления. Этот сон также помогает лучше представить Раскольникова, его тягу к чистоте и красоте. Но все же идея оказалась сильнее души героя, и он, не прислушавшись к сновидениям, отправляется в дом процентщицы.
После совершения преступления герой находился в странном полусне-забытьи: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове, но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться…». На следующий после убийства день Раскольникову привиделся кошмар об избиении квартирной хозяйки на лестнице. Стоны, крики, жалобы, множество свидетелей в этом сновидении говорят о страхе разоблачения, напоминают совершенное убийство. Даже после пробуждения герой чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его». В этом видении нет мотивов раскаяния, чувствуется агрессия против хозяйки, заявившей в полицию о неуплате за комнату и энергия, еще сохранившаяся после недавнего преступления.
Это сновидение прервал новый персонаж романа – Свидригайлов, выступающий своеобразным «двойником» Раскольникова. Характеризуя Свидригайлова, Достоевский использует те же методы, что и при описании Раскольникова: фиксация малейших духовных и физических переживаний, изложение мысленных переживаний и такое же подробное описание снов, грез и видений, перекликающихся со сновидениями главного героя.
Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.
Третий сон Свидригайлова о том, как он идет на самоубийство, но по дороге встречает маленькую девочку, всю в слезах, сбежавшую от сердитой матери из-за разбитой чашки. Уложивший в постель девочку Свидригайлов с изумлением и страхом вдруг увидел, как губы малышки раздвигаются в улыбке и лицо ее превращается в «лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок». Этот сон, в котором не Свидригайлов, а маленький ребенок предстает воплощением распущенности, отражает состояние души героя, в котором все нравственные ценности искажены, перевернуты, как говорится, «с ног на голову», как и в сновидении. Сон нарушает привычное для Свидригайлова состояние циничного равнодушия и презрения к традиционным ценностям, он выбивает его из колеи: «Кошмар во всю ночь!» Во сне открывается глубинный смысл случившейся с его личностью катастрофы.
Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его. Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах, – порождение сниженного варианта этой теории.
Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.
Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения. Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний. Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.
Что снилось Родиону Раскольникову? Комментарий психотерапевта
Содержание сна
Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.
Сны Свидригайлова
Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.
Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.
Символичное значение
Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1865-1866 гг. Величайший роман в истории русской и мировой литературы был издан, когда автору исполнилось 45 лет. В. В. Розанов писал о нем: Все остальные произведения Достоевского обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению – “Преступление и наказание”. Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как – это тайна автора. Колорит этого романа есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе.
«Преступление и наказание” – самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность.
– Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано, – говорится в романе. В Родионе Раскольникове как будто исчезло все человеческое, и только какая-то звериная хитрость, звериный инстинкт самосохранения дали ему докончить дело и спастись от поимки. Душа его умирала, а зверь был жив.
– Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя. Все странные и особенные обстоятельства дела были приняты во внимание. Болезненное и бедственное состояние преступника до совершения преступления не подвергалось ни малейшему сомнению. Уже на каторге Раскольников заболел весьма серьезно и лежит в госпитале, в арестантской палате.
Обычно, читатели не обращают внимание на эпилог романа, в котором, содержится сон – предвидение, всецело, как говорит известный современный экономист Валентин Катасонов, автор книг: ««Православное понимание экономики», «Дорога в электронный концлагерь», указующее на наше время.
– Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, – вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
– Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.
В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше.
Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала Соне, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия.
Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал. Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере.
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью.
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)