При ограничительном толковании правовых норм

Глава XIV. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

§ 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
§ 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
§ 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм.

§1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ТОЛКОВАНИЕ-УЯСНЕНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права — это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права.

Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности Исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Толкование норм права имеет два направления: уяснение (“для себя”) и разъяснение (“для других”). Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм права на практике. Таким образом, за уяснением нормы права не всегда следует разъяснение ее содержания.

Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Чем выше уровень правосознания тех, кто уясняет или разъясняет содержание правовых норм, тем меньше правонарушений, тем полнее удовлетворяются права и свободы личности.

Особая роль при толковании принадлежит специальной юридической подготовке, глубокому овладению новейшими достижениями юридической науки, высокой юридической культурой. От уровня профессиональной подготовки юристов во многом зависит качество право-разъяснительной работы, понимание населением действительного смысла правовых норм, точное осуществление их предписаний.

Рассмотрим основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм.

1. Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма (падеж, число, род, вид, лицо), определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма. При грамматическом толковании правовой нормы Необходимо специально остановиться на выяснении значения отдельных терминов. В законодательстве часто используются термины, имеющие общепринятое значение. Однако некоторым из них в законе придается особый смысл (например, “должностное лицо”, “вина”, “потерпевший”, “доказательство” и др.). Разъяснение таких терминов нередко дается в самих законах и в других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим органом. В противном случае это может привести к неправильному решению юридического дела.

В нормативно-правовых актах широко используются специальные термины из разных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям или к помощи специалистов.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами. Прежде всего устанавливаются связи с нормами, близкими по содержанию с толкуемой нормой и детализирующими ее. Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулирована (законе, указе, постановлении и т. д.), какое место в этом акте она занимает. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имеющим большую юридическую силу. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права.

3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правовой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход позволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравственное содержание.

Историко-политическое толкование способствует точной и правильной реализации правовых норм, предупреждает нарушения законности при их применении.

При уяснении правовых норм следует использовать все указанные приемы. Только их совместное применение способствует точному и правильному пониманию смысла толкуемой нормы права.

§2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА. ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ И РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Уяснение должно приводить к такому пониманию содержания норм права, которое бы обеспечивало их полную и точную реализацию. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла — это глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности приведенных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.

Результаты толкования подразделяются на виды в зависимости от соотношения между текстуальным выражением нормы (“буквой закона”) и ее действительным содержанием (“духом закона”). По этому признаку толкование норм права может быть буквальным, ограничительным и распространительным.

В подавляющем большинстве случаев действительный смысл правовой нормы уясняется буквально — в точном соответствии с текстом нормы. Такое толкование называется буквальным. При буквальном толковании содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению (“дух закона” и “буква закона” совпадают).

Однако в отдельных исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением. В таких случаях “дух закона” и “буква закона” не совпадают.

Если в результате уяснения обнаруживается, что действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения, то толкование будет ограничительным. Здесь “дух закона” уже “буквы закона”. При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствие с ее содержанием. Так, статью 33 Кодекса законов о труде (КЗоТ Российской Федерации), определяющую случаи, при которых администрация по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор с рабочим или служащим, следует толковать ограничительно. Такая необходимость возникает в связи с тем, что статья 35 этого же Кодекса запрещает расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета. Толковать содержание статьи 33 необходимо уже ее текстуального выражения, поскольку в соответствии со статьей 35 администрация может уволил” рабочего или служащего только с согласия профсоюзного комитета.

Если в результате уяснения оказывается, что действительное содержание нормы несколько шире ее текстуального выражения, то толкование будет распространительным. В данном случае “дух закона” шире “буквы закона”. Примером распространительного толкования может служить конституционная статья, которая устанавливает, что судьи и народные заседатели “независимы и подчиняются только закону”. В этой статье действительное содержание термина “закон” шире, чем его словесное выражение. Такой вывод возможен при толковании данной нормы в связи с нормами уголовно-процессуального права, из которых следует, что термином “закон” обозначаются не только акты, принимаемые высшим представительным органом государства, но и подзаконные нормативные акты, применяемые судом в процессе осуществления правосудия.

Таким образом, ограничительное и распространительное толкование приводит в полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.

§ 3. ТОЛКОВАНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОФИЦИАЛЬНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ, НОРМАТИВНОЕ И КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Уяснение норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нормы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения.

Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъясните президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только дня данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны дан всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Будучи официальными разъяснениями действительного содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

Индивидуальные интерпретационные акты. Это такие акты, которые содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным обстоятельствам. В отличив от интерпретационных актов правотворчества эта разновидность актов официального толкования не является результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов.

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т.д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ-РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОВ ПО СУБЪЕКТАМ И ПО ОБЪЕМУ НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

ПРИЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Дли чего необходимо толкование (уяснение и разъяснение) норм права?

2. Всегда ли в практической жизни за разъяснением нормы права следует уяснение ее действительного содержания?

3. Охарактеризуйте приемы толкования (уяснения) содержания норм права. Изложите на конкретном примере, как вы понимаете данный вид толкования правовых норм.

4. Каков значение имеет грамматическое, систематическое и историко-политическое толкование норм права для практической деятельности юриста?

5. Какими могут быть результаты толкования правовых норм в зависимости от соотношения “духа” и “буквы” закона? Чем руководствуется правоприменитель — “духом” или “буквой” закона?

6. На конкретном нормативно-правовом материале проанализируйте результаты буквального, ограничительного и распространительного толкования норм права.

7. Понятие толкования-разъяснения законов. Официальное толкование и его значение для практики правового регулирования.

8. В чем различие нормативного и казуального толкования?

9. Неофициальное толкование-разъяснение. От чего зависит степень его влияния на правовые представления людей, в том числе и на качество профессиональной деятельности юриста?

Источник

По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное

При ограничительном толковании правовых норм. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. При ограничительном толковании правовых норм. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. При ограничительном толковании правовых норм. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм. При ограничительном толковании правовых норм. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм.

При ограничительном толковании правовых норм. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм.

При ограничительном толковании правовых норм. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. При ограничительном толковании правовых норм фото. При ограничительном толковании правовых норм-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка При ограничительном толковании правовых норм. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. § 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права. § 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм. § 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм.

Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. При чем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

Расширительное толкование шире текста правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождается использованием выражений «и другие», « и прочее», « и так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается ответственность за вред, «причиненный гражданину… в результате незаконных действий государственных органов…». Если толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» интерпритируется здесь расширительно как физическое лицо.

Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпритации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словестном тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Крнституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

Необходимость в распространительном или ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличие других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.

Источник

79.Виды толкования норма права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное).

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словес-

ное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Буквальное толкование – наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъективных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженной в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях как исключение может применяться расширительное или ограничительное толкование.

При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права.

Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие соответствующей нормы права, где определенные факты не охватываются ни текстом, ни

смыслом законодательства. Здесь происходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толковании такие факты охватываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно.

Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм.

Когда в тексте нормативного акта использованы такие обороты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это предполагает расширительное толкование закона.

Источник

Примеры ограничительного толкования

1) «Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания»[27]

В этом пункте статьи определено, что испытательный срок при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания равен неотбытой части этого срока. Данное предписание закона толкуется ограничительно, ибо оно не может распространяться на лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

2) «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств»[28]

В данном пункте присутствует словосочетание «непреодолимая сила», которое следует толковать ограничительно. Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить.

3) «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»[29]

Очевидность и неразмытость смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети или психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина.

4) «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».[30]

Разумеется, подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.

Речь, конечно же, в данном случае идет о несовершеннолетних детях, так как трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях.

6) «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»[32]

В этой статье слово «каждый» порождает ограничительное толкование, потому что платить налоги и сборы обязан не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно.

7) «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»[33]

В этом случае, как и в предыдущем, слово «каждый» нельзя толковать буквально. Например, раждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

8) «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»

На практике данная норма должна толковаться ограничительно, ибо дети, согласно Трудовому Кодексу, не могут работать более 24 часов в неделю во время каникул в 14-15 лет, не более 12 часов в неделю во время учебы в 14-15 лет. Подростки (16-18 лет) имеют право работать до 7 часов в день (до 36 часов в неделю) во время каникул и не более 17.5 часов в неделю (до 4 часов в день) во время учебы. Кроме того, имеются различные ограничения относительно мест, где могут работать дети и подростки (подземные работы, игорные заведения, бары, пункты продажи табачных изделий и так далее). Если же толковать норму Конституции буквально, получится, что даже восьмилетний ребенок, одаренный способностями к предпринимательству, может 20 часов в сутки продавать алкоголь. Разумеется, при ограничительном толковании противоречие исчезает.

Некорректное ограничительное толкование

Ограничительное толкование «открытых» перечней запрещено.

Пример:

Статья 61 УК РФ пункт первый, в котором приведен перечень обстоятельств, смягчающих наказание. При этом во втором пункте данной статьи отмечается, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи»

Заключение

В процессе исследования мне удалось подробно разобрать казусы по всем трем методам толкования права по объему, провести анализ нормативно-правовых актов из нескольких источников, дать весьма полные определения буквального толкования, ограничительного толкования и распространительного толкования, выявить причины, по которым используется тот или иной метод толкования, обозначить ключевые слова, позволяющие понять, каким образом следует толковать конкретную правовую норму. Кроме того, мною были приведены примеры запрещенной (некорректной) интерпретации права по объему. В процессе своей работы я познакомился с трудами многих видных ученых, что позволило мне получить всю необходимую информацию относительно толкования права по объему.

Список использованной литературы

Научная литература

1) Академический Юридический Журнал. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2008, №3.

3) Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.

4) Мирошников Е.Г., Официальное толкование права и его значение в деятельности органов внутренних дел. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. Спец. 12.00.01-2000

6) Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004.

8) Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М., Издательство «Зерцало», 2004.

10) Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *