При трактовке результатов педагогического наблюдения
Сообщение «Методика педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления»
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы, внеклассной работы в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования).
Наблюдение требует от классного руководителя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Однако дело это непростое.
Наблюдение в педагогическом процессе может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для изучения учащегося, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные, связанные с личностью педагога и объективные, не зависящие от него.
Наблюдение – это не простая фиксация фактов, так как ему присущи такие признаки, как опора на какую-то педагогическую цель, планомерность, систематичность, объективность. Наблюдение интересно тем, что исследователь имеет дело с естественным педагогическим процессом и не вносит в него никаких изменений.
Существуют различные классификации наблюдения. В основу классификаций кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:
– в зависимости от условий наблюдения: в естественных условиях и лабораторные, в искусственно созданных ситуациях;
– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные;
– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;
– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;
– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;
– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение.
Выбор типов наблюдения зависит от его конкретных целей и условий.
Чтобы наблюдение было успешным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Подготовка состоит из нескольких этапов: выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); постановка целей и задач наблюдения; составление его плана; подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, диктотофон и т.п.); сбор данных; оформление и анализ результатов; теоретические и практические выводы.
Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.
Наблюдение – весьма результативный метод педагогического исследования. Однако он страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во- вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др. Поэтому педагогическое исследование не может опираться только на эмпирический метод наблюдения, но должно использовать и другие методы.
Интерпретация и представление результатов. В работе классного руководителя, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, педагоги нередко стараются избегать этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам.
Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Из поля его зрения обсуждающих не должны выпадать ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.
Основная цель интерпретации — выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.
Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает квалификация педагога: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицированнее в той области, где ведется поиск, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты.
Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной — форме.
Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” — значение, порядок признака, частота события.
Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.
Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.
Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).
Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты.
Вышеперечисленные методы, возможно, использовать как при создании диагностических методик, предназначенных для определения степени эффективности психолого-педагогических воздействий, так и для анализа индивидуальных характеристик структуры и содержания интерпретации невербального поведения.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
При трактовке результатов педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение – это процесс непосредственного восприятия и познания педагогического процесса в естественных условиях.
Под естественными условиями понимают организованное наблюдение во время учебного занятия, внеклассной или внеучебной деятельности и т.д.
Проведение педагогического наблюдения требует от педагога точной фиксации полученных фактов и их объективного педагогического анализа. Однако, как показывает практика, порой это очень сложно сделать, так как на получаемую информацию оказывает воздействие личного отношения педагога к испытуемым.
Педагогическое наблюдение направлено на достижение различных воспитательно-образовательных целей. Кроме того, оно может быть использовано педагогом для получения разнообразной информации, необходимой для всестороннего изучения личности учащегося.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогическое наблюдение может быть использовано как в качестве основного метода исследования, так и в сочетании с другими методами, с целью получения дополнительной информации об объекеу исследования, либо уточнения и расширения полученных данных.
Сложность использования метода педагогического наблюдения заключается в том, что на полученные в ходе его организации результаты оказывают влияние субъективные и объективные факторы.
К субъективным факторам относится личность педагога и в первую очередь личностное отношение к испытуемому. Объективные факторы – это факторы, которые не зависят от педагога, но могут оказать негативное влияние на получаемую информацию в ходе наблюдения.
Таким образом, наблюдение – это не просто фиксация определенных фактов, а комплексное исследование, имеющее конкретные признаки, опору на поставленную педагогическую цель, присущие ему систематичность, планомерность и объективность. Популярность педагогического наблюдения, как метода исследования, заключается в том, что оно может быть организовано в рамках педагогического процесса, без внесения в него каких-либо изменений или создания специальных условий.
Интерпретация и представление результатов педагогического наблюдения
Процесс обработки и представления полученных в ходе педагогического наблюдения результатов является одним из наиболее сложных этапов. Довольно часто педагоги попросту исключают данный этап и переходят сразу к формулированию выводов.
Однако, выводы, сделанные на основании необработанных материалов, не могут быть достоверными. Поэтому очень важно правильно и грамотно обработать, упорядочить и оформить полученную информацию. Оформленная информация может быть представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Все собранные педагогом данные необходимо использовать в формулировании выводов, не умаляя значимости ни одного факта. Это объясняется тем, что каждый, даже значимый факт может оказать значительное влияние на конечный вывод.
Основной целью интерпретации результатов педагогического наблюдения является выявление и фиксация всего комплекса характеристик полученного и обработанного материала, на основании которого исследователю предоставляется возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать обобщающие выводы.
Основным условием объективного толкования полученных данных выступает профессионализм и квалификация исследователя, уровень его эрудиции, развитость способности мыслить и действовать ассоциативно. Соответственно, чем квалифицированней исследователь в той или иной области, тем основательнее и богаче будут представленные им результаты.
Большое значение в представлении результатов педагогического наблюдения является оформление их в наглядной форме. Основными формами наглядности являются:
Методика ведения педагогических наблюдений.
статья по теме
В данном материале представлена методика ведения демагогических наблюдений, формы и содержание записей, примеры интерпретации фактов, полученных в результате наблюдений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 74»
Сообщение на школе педагогического мастерства
Методика ведения педагогических наблюдений.
Подготовила Попова Ирина Вячеславовна,
Методика ведения педагогических наблюдений.
Что такое наблюдение? Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трак туется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.
Вместе с тем, в современной педагогической и методической литературе практически невозможно найти методику ведения демагогических наблюдений, форм и содержания записей, при меры интерпретации фактов, полученных в результате наблюде ний и из других источников. Нет описанного опыта осуществления этих процедур.
Воспитатели правы в утверждении о том, что постоянно наблюдают за детьми естественным образом. Однако толь ко систематический подход к наблюдению и регистрации наблюдаемых фактов помогает обеспечить целенаправлен ность и полноту получаемых данных.
Роль наблюдателя требует от взрослых (воспитателя, специалиста, родителей) выделить для этого время и иметь соответствующие средства записи.
Ни один человек не может быть совершенно объективным на блюдателем. Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и на вешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фикса ции того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случив шегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суж дениями или информацией, выходящей за рамки контекста, напри мер: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как мож но больше информации. Например, запись эпизода: «Аким ре шил строить из кубиков в строительном центре» даёт информа цию о выборе Акимом места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:
«Как только Аким вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся стро ительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Аким попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сде лала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он ско пировал слова на жёлтой бумаге. Аким оставался в центре стро ительства 50 минут».
Эта запись даёт следующую информацию:
• Аким решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет по строить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Аким пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Наблюдение и детальное описание поведения Акима не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время пла нирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявлен ный ребёнком интерес, поддержать его действия.
Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Акиму скопировать их. Кроме того, педагогу будет о чём рассказать вечером родителям Акима.
Наблюдения всегда отражают установки, ценности и знания самого наблюдателя (педагога, родителей ребёнка и т. д.), его по жимание происходящего. Ни один взрослый, в том числе и педагог, в своих наблюдениях не может быть полностью объективным. Од нако следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблю датели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.
«09.10.07. Витя выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».
«17.10.07. Витя сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».
«19.10.07. Витя начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».
«23.10.07. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».
Такие факты можно считать достоверными. Если бы вместо опи сания фактов мы увидели записи подобные таким: «Витя невнима тельный, неусидчивый мальчик» или «Витя не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.
Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его ин дивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объек тивны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обоб щения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить), то и с ребёнком.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправ ленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексив ным, описательным и достоверным.
Регистрация фактов — это процесс документирования наблюдаемого.
Важно помнить о том, что при ведении наблюдения:
• ценится и процесс, и результат;
• сбор и запись информации производится в разнообраз ных ситуациях и в различных контекстах;
• важно сосредоточиваться преимущественно на выяв лении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;
• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюде ний с приведением подтверждающих фактов;
• анализ поведения детей является основой для прини маемых педагогических решений.
О норме и праве на индивидуальность.
О двух подходах к оценке успешности детей.
В разных детских садах разными образовательными програм мами приняты различные системы показателей развития. Это мо жет быть овладение ребёнком определённым объёмом знаний, уме ний и навыков в области элементарных математических, естествен нонаучных представлений, уровень речевых навыков, особенности психических процессов, конкретные технические умения, например, умение рисовать элементы городецкой росписи, бросать мяч в вер тикальную цель и многое другое.
Между тем, педагоги работают на основе синтеза двух подходов. Первый из них связан с передачей детям опыта (знаний, умений) Поколений. Этот подход определён как «социализация». Важные, с точки зрения приобщения к культуре, знания и умения тщательно отобраны, систематизированы, оформлены в виде возрастных про граммных требований. Негативной стороной этого подхода можно считать акцентирование на усвоении базовых культурных содержа ний, сообразных возрасту, в ущерб индивидуализации.
Второй подход определяется как «индивидуализация», он вплот ную связан с идеями гуманизации, демократизации, практикоориентированности, личностной направленности образования. Акцент этого подхода строится на поддержке собственной познавательной активности ребёнка, доверии к его возможностям, анализе индиви дуальных траекторий развития, требовании учёта познавательных стилей детей.
Задача сегодняшнего дня — более полно освоить и воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию, для чего нужно:
• Отойти от жёсткого программирования конкретного содержания и последовательности подачи конкретных ма териалов, иметь в качестве цели формирование ключевых компетентностей (ориентация не на конкретный объём зна ний и умений, а на показатели развития).
• Отказаться от позиции априорного знания ребёнка. Брать возрастные нормы лишь в качестве отправных ори ентиров.
• Дать каждому ребёнку возможность проявить свои спо собности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.
А значит наблюдать и анализировать данные о каждом конкрет ном ребёнке, чтобы оказать ему адекватную поддержку.
Успех можно переживать по-разному и осознавать в разной степени, в зависимости от возраста и самых разных внешних фак торов.
Успех и успешность, несмотря на лексическую близость, не тождественные понятия. Успех всегда соотносим с конкретной си туацией, и при этом он характеризует в большей степени внешнее признание достижений ребёнка.
Человек может ощущать себя успешным, но при этом не познать успеха как внешнего признания своих достижений. И, наоборот, при проявлении успеха как оценки заслуг со стороны окружающих, мо жет чувствовать себя неуспешным.
Успех, как кратковременное явление, и тем более успешность, как явление устойчивое и прочное, свидетельствуют о том, что ре бёнок обладает компетентностью. Вне деятельности компетентность не существует.
О проявлениях ключевых компетентностей.
Сообразные дошкольному возрасту виды компетентности – социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная и здоровьесберегающая.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – проявляется в умении понимать речь других, в стемлении сделать свою речь понятной для других.
ИНФОРМАЦИОННАЯ – умение использовать и называть доступные источники знаний и опыта.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ – умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья.
Выделенные ключевые компетентности соответствуют тем планируемым итоговым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые сформулированы в Приказе МОН РФ №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Это соответствие представлено в таблице
Таблица соотношения ключевых компетентностей
и итоговых результатов освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(ФГТ к основной общеобразовательной программе)
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Имеет первичные представления:
— собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
— о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
— об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
— познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет)
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
Формы записи педагогических наблюдений и другие способы сбора информации
Повествовательные или дневниковые заметки.
Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата. Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.
Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения), активная речь и понимание речи, ин теллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки само обслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.
Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направ ленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, на пример, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут помочь детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков.
Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
Портфолио- это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т.е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он п ытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.
Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.
Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.
Общие цели составления Портфолио:
• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;
• активизация участия родителей и ребёнка в докумен тировании (историографии);
• предоставление фактов для многосторонней оценки;
• обеспечение всех, кто принимает решения в отноше нии обучения, необходимой информацией о его прогрессе;
• вовлечение детей в осмысление своих индивидуаль ных особенностей, в анализ и оценивание своих достиже ний и перспектив.
Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определён ным областям знаний, заложенным в образовательных программах.
Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспи татели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.
Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления их ребёнка.
Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.