Прибыли организации в разных трактовках

Формирование прибыли предприятия

Механизм формирования прибыли

Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Как рассчитать прибыль?

Прибыль — это положительная разница между доходами и затратами предприятия, отрицательную разницу называют убытком. Существуют разные формы прибыли: валовая, финансовая, операционная, чистая — они описывают разные формулы расчета прибыли. Для анализа эффективности бизнеса важны несколько форм прибыли, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой.

Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, проведем ряд вычислений.

Прежде всего нам нужно знать сумму общей выручки за товары или услуги предприятия, а также размер НДС, акцизов и других обязательных платежей, которые могут входить в сумму общей выручки. Так мы узнаем размер выручки-нетто:

Выручка-нетто = общая выручка от продаж — обязательные платежи

Теперь рассчитаем валовую прибыль, т.е. разницу между выручкой-нетто от основного вида деятельности и себестоимостью реализованной продукции или услуги. В производстве, торговле и сфере услуг себестоимость может рассчитываться по-разному. Производитель может включать в себестоимость амортизацию станков, электроэнергию и зарплату сотрудников, если их заработок зависит от произведенных единиц товара. Сервисы, которые продают услуги с почасовой оплатой, тоже могут включать зарплату в себестоимость услуги. Предпринимателю для собственного управленческого анализа важно соблюдать правильный и понятный ему порядок расчетов и решить, какие показатели он включает в себестоимость и как он их детализирует в своем управленческом анализе:

Валовая прибыль = выручка-нетто — себестоимость

Валовая прибыль — важный показатель. Это тот объем денег, который должен профинансировать весь бизнес: все налоги, текущие издержки, зарплату персоналу, коммунальные расходы, арендную плату — все постоянные платежи, которые есть у предприятия из месяца в месяц. Если мы видим, что валовой прибыли хватает на то, чтобы обеспечить эти регулярные платежи, значит предприятие прошло точку безубыточности. Если валовой прибыли на это не хватает, значит точка безубыточности еще не пройдена.

Далее мы учитываем операционные расходы. Это расходы на содержание отдела кадров и юридического отдела, на обслуживание помещений непроизводственного назначения, командировки и связь, затраты на хранение продукции и рекламу, проценты по кредитам — все расходы, которые не входят в себестоимость товаров или услуг. Сюда можно отнести и затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на обучение сотрудников, форс-мажорные траты. Так мы находим сумму прибыли от продаж:

Прибыль от продаж = валовая прибыль — операционные расходы

Теперь мы должны учесть прочие доходы и расходы, которые не связаны с предметом деятельности организации. Это побочные и даже “случайные” средства: от продажи или сдачи в аренду активов компании, прибыль от совместной деятельности с другой организацией, проценты, полученные за пользование средствами компании, штрафы, пени, неустойки. Зная все эти суммы за период времени, мы рассчитываем сальдо — то есть разницу непрямых доходов и расходов. Она может быть положительной или отрицательной. И теперь мы можем вычислить балансовую прибыль — т.е., прибыль до налогообложения:

Балансовая прибыль = прибыль от продаж + сальдо прочих доходов-расходов

И, наконец, нам нужно выяснить, как на прибыль влияют налоги. Прибавляем налоговые активы и вычетаем налоговые обязательства, получаем чистую прибыль:

Чистая прибыль = балансовая прибыль — налоги

Прибыли организации в разных трактовках. 306. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-306. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 306. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Чистая прибыль — это итоговый и самый важный показатель, он демонстрирует конечный результат деятельности фирмы и показывает, насколько выгодно ведение данного бизнеса. Масштаб наших планов и широта наших действий зависят от чистой прибыли. Предприятие может использовать ее для формирования различных фондов и резервов, реинвестиций в производство и увеличения оборотных средств. Если компания является акционерным обществом, то дивиденды держателям акций рассчитываются как раз исходя из размеров чистой прибыли.

Динамика прибыли

При анализе и планировании важно наблюдать все формы прибыли в динамике. Для хорошего и стабильного роста бизнеса нужна правильная динамика между выручкой, валовой прибылью, прибылью от продаж и чистой прибылью. При благоприятном для бизнеса раскладе быстрее и интенсивнее всего растет чистая прибыль. На втором месте по темпам роста должна быть прибыль от продаж, на третьем — валовая, на четвертом — выручка. Если эта последовательность не соблюдается, то по мере роста бизнеса чистая прибыль может сокращаться. Чтобы поймать эту “поломку” и, более того, чтобы ее не допустить, предприниматель должен рассматривать такой показатель, как рентабельность предприятия.

Рентабельность

Рентабельность — это относительный показатель эффективности предприятия. Относительным он называется, потому что мы вычисляем отношение прибыли к другой величине. Существует несколько формул расчета рентабельности, и каждый вид рентабельности описывает отдельные специфические процессы.

Одна из самых “говорящих” формул — рентабельность в отношении тех затрат, которые несет предприятие. Здесь мы рассматриваем прибыль от продаж и те совокупные затраты, которые с этими продажами связаны:

Рентабельность затрат = прибыль / затраты

Так мы видим, сколько копеек прибыли содержится в одном рубле затрат. При благоприятном развитии бизнеса этот показатель не должен падать. И именно за этим следит управленец. Рентабельность затрат тоже нужно рассматривать в динамике и сравнивать с теми показателями, которые были у бизнеса прежде. Также рентабельность можно сравнивать с показателями конкурентов в той же отрасли. Когда мы сравниваем показатели и анализируем ситуацию, мы начинаем понимать, в каком направлении следует двигаться и что менять в бизнесе, чтобы рентабельность росла.

За счет чего можно повысить рентабельность?

Если мы видим отрицательную динамику рентабельности, то необходимо принимать меры, чтобы не допустить убытка или выйти из него.

Есть два ключевых показателя, которые определяют рентабельность. Это уровень наценки и интенсивность оборачиваемости активов предприятия. К сожалению, не существует универсального рецепта прибыльного бизнеса: невозможно сделать ставку ни на высокую наценку, ни на высокую оборачиваемость. Каждый из этих показателей может “подвести” и лишить ожидаемой прибыли. Предпринимателю приходится анализировать ситуацию собственного бизнеса и вырабатывать управленческую стратегию. Он может увеличить наценку при сохранении оборачиваемости, либо понизить наценку, но при этом повысить оборачиваемость и получить больше прибыли. Еще один вариант — разделить бизнес на несколько сегментов и в одном сегменте делать ставку на наценку, а в другом — на оборачиваемость. Так мы стараемся повысить число копеек прибыли в одном рубле продаж.

Еще один способ влиять на прибыль — сокращение и планирование расходов. Уменьшая расходы в основной деятельности, мы уменьшаем себестоимость и снижаем нагрузку на валовую прибыль. Сокращая операционные расходы, мы увеличиваем прибыль от продаж.

Планирование прибыли

Планирование прибыли — процесс, с которого начинается любая предпринимательская деятельность. Финансовое планирование прибыли подразумевает главным образом расчет основных видов доходов и затрат, которые предстоят предприятию в определенном периоде. Расчеты строятся на основаннии анализа рынка и прогнозов, в работу берутся примеры предприятий в интересующей нас отрасли. Планируя прибыль, управленец старается добиться финансирования всех затрат предприятия, предотвратить проблемы с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить постоянный приток чистой прибыли и “живых” денег.

Для этого с помощью различных инструментов ведется работа главным образом с тремя основными факторами, которые влияют на прибыль предприятия и о которых мы уже говорили:

Важно понимать, можем ли мы увеличивать цену и влиять на объемы продаж. Для этого проводится изучение спроса на рынке и поиск новых клиентов, уточняются задачи рекламного отдела. Также важна работа по уменьшению издержек на производство товаров или услуг: программы по рациональному использованию сырья и рабочего времени, закуп новой выгодной техники и технологий, стимуляция сотрудников, поиск новых поставщиков. Для страхования собственной деятельности организация может создавать различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях. Тогда формирование прибыли включает формирование резерва, которым можно воспользоваться в критической ситуации.

Если анализ и планирование показывают, что вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то можно ставить вопрос о закрытии неподъемных кредитов, о реорганизации предприятия и, вообще, о целесообразности его работы. Планирование позволяет рассмотреть эти вопросы вовремя, пока убыток еще не стал значительным.

Таким образом, расчет прибыли и рентабельности, а также планирование прибыли позволяют спрогнозировать деятельность предприятия и его эффективность, вовремя скорректировать деятельность (работая с ценой, объемом продаж и расходами) и предотвратить фатальную финансовую просадку бизнеса.

Автор: Елена Космакова

Ведите бизнес и бухучет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для совместной работы бухгалтера и директора компаний малого бизнеса. Сервис легок для понимания, бесплатно обновляется и содержит подсказки для корректного ведения учета. Целый месяц сервис можно тестировать бесплатно!

Источник

А у меня прибыль нормальная?

Прибыли организации в разных трактовках. 20201106 184733 1. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-20201106 184733 1. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 20201106 184733 1. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Прибыли организации в разных трактовках. evdokimova. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-evdokimova. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка evdokimova. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Один из самых популярных вопросов предпринимателей, когда они первый раз собирают отчет о прибылях и убытках: «А у меня прибыль нормальная?»

Собственник видит в отчете море информации, а вот с ее интерпретацией часто возникают проблемы. Не понятно, много это или мало, сколько из этого на самом деле остается у компании, а что еще нужно раздать, а если вдруг прибыль уменьшилась, то почему.

На эти вопросы поможет найти ответ анализ прибыли, о котором мы расскажем в этой статье. После этого материала отчет о прибылях и убытках перестанет быть для вас дремучим лесом.

Что такое прибыль и чем она отличается от выручки

Иногда собственники путают прибыль и выручку: ведь и то, и то деньги, они наши и лежат на расчетном счете. Но это не совсем так.

Выручка ― это сколько заработает компания, когда выполнит обязательства, например, отгрузит товар или окажет услугу. Ключевой момент тут — «выполнит обязательства». Обязательство выполнено — выручка есть, даже если деньги вам еще не перевели. Обязательство не выполнено — выручки нет, даже если клиент уже заплатил заранее. Поэтому деньги на расчетном счете и выручка ― не одно то же.

Компания «Альфа» продает ноутбуки и планшеты оптом. На расчетном счете у нее много денег: «Альфа» получила авансы от покупателей. При этом товар не отгрузила, то есть не выполнила свои обязательства. Значит, деньги, которые лежат на расчетном счете, это еще деньги клиентов, а не компании. Не выручка.

Выручкой «Альфы» эти деньги станут, когда компания выполнит обязательства по отгрузке товара. Деньги есть, но выручки нет, значит прибыли, которую можно тратить на развитие компании и дивиденды, тоже нет.

А вот прибыль ― это то, что останется самой компании, ее финансовый результат. Считается, как разница между выручкой и расходами. У нас есть подробная статья о том, как правильно считать прибыль →

И расходы признаются по факту выполнения обязательств, а не оплаты поставщику. Например, отгрузили товар покупателю ― признали в расходах его себестоимость. И не важно, что закупили мы его еще месяц назад.

Какая бывает прибыль

Смотрит предприниматель в отчет о прибылях и убытках ― именно в нем собирается информация о том, сколько заработала компания ― и видит там четыре показателя прибыли вместо одного: маржинальную, валовую, операционную и чистую. Зачем так много?

Прибыли организации в разных трактовках. opiu lya perfekto. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-opiu lya perfekto. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка opiu lya perfekto. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Бывают четыре вида прибыли ― маржинальная, валовая операционная и чистая. В этом отчете о прибылях и убытках они выделены красным

Дело в том, что между выручкой и чистой прибылью много статей расходов. Трудно вот так с наскока анализировать их влияние на деньги, которые компания заработала честным трудом. Поэтому, кроме чистой прибыли, ввели еще маржинальную, валовую и операционную. Они помогают понять, продуктивно ли работает компания и толково ли на это тратятся деньги.

Давайте разберемся с каждым видом прибыли.

Маржинальная прибыль. Это выручка минус переменные расходы. Переменные — это те, которые напрямую зависят от выручки. Например, проценты менеджерам продаж: они изменяются прямо пропорционально выручке. Растет выручка — растут проценты, снижается выручка — снижаются проценты.

Маржинальная прибыль позволяет оценить эффективность переменных расходов. Например, компания выручила 500 тысяч, а переменных расходов у нее 490 тысяч, это значит, что деньги на переменные расходы потратили непродуктивно: купили товар втридорога или не продумали ограничения в системе мотивации у отдела продаж.

Прибыли организации в разных трактовках. 6 3. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-6 3. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 6 3. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Чтобы получить маржинальную прибыль, вычитаем из выручки все переменные расходы

Валовая прибыль. По ней мы оцениваем, сколько зарабатываем на отдельных направлениях бизнеса. Это позволяет нам оценивать не только «общий котел» бизнеса, а еще и его отдельные составляющие. Нескольким нашим клиентам валовая прибыль помогла принять решение о закрытии направлений в компании — они увидели, что результат они получают за счет других направлений, а эти только тянут бизнес вниз.

Чтобы посчитать валовую прибыль, нужно взять выручку по направлению и вычесть из нее расходы, которые можно отнести конкретно к этому направлению. Этими расходами будут переменные и общепроизводственные. Переменные мы разобрали выше, а общепроизводственные — это те, которые относятся к конкретному направлению бизнеса, но не зависят от выручки. Например, у «Альфы» по направлению ноутбуков работают закупщики на окладе — они трудятся только для ноутбучного направления, но их зарплата не зависит от продаж.

Прибыли организации в разных трактовках. 9 3. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-9 3. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 9 3. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Расчет валовой прибыли может показать, в какое направление компания вкладывается сильнее и на чем зарабатывает больше

Операционная прибыль. Она показывает, зарабатывает ли компания по своей основной деятельности, хватает ли у нее денег, чтобы покрыть проценты по кредитам, амортизацию и вывозит ли она налоговую нагрузку.

Чтобы получить операционную прибыль, из выручки вычитают переменные, общепроизводственные и косвенные расходы. При этом налоги, кредиты и амортизацию не трогают.

У «Альфы» к косвенным расходам относятся затраты на продажу товаров и зарплату административного персонала. Это то, что не получится включить в себестоимость и поделить по направлениям.

Прибыли организации в разных трактовках. 7 3 1. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-7 3 1. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 7 3 1. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Операционная прибыль показывает, продуктивна ли компания по основной деятельности

Чистая прибыль ― это окончательный финансовый результат компании, она покажет, эффективен ли бизнес в целом. Оценивая рентабельность чистой прибыли, собственник видит, приносит ли бизнес деньги, хватит ли на развитие компании и дивиденды для себя.

Чтобы получить чистую прибыль, нужно из выручки вычесть не только все общепроизводственные, косвенные расходы и себестоимость, но и налоги, проценты по кредитам, амортизацию оборудования.

Прибыли организации в разных трактовках. 8 2. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-8 2. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 8 2. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Чистая прибыль ― это деньги, которые собственник может выводить из бизнеса, направлять на улучшение компании или откладывать в качестве финансовой «подушки безопасности»

Мы разобрали виды прибыли. Эти знания потребуются для того, чтобы анализировать отчет о прибылях и убытках. Такой анализ поможет понять хватает ли у компании денег на покрытие текущих расходов и остается ли на развитие бизнеса. Еще анализ поможет, если прибыль упала и вам непонятно почему.

Как анализировать прибыль

Вот вы видите в отчете о прибылях и убытках, сколько заработала компания. Это много или мало? Нормально в масштабах конкретной компании? А почему раньше было больше? Для ответов на эти вопросы нужно провести анализ. Для анализа показателей прибыли применяются разные методы, здесь мы рассмотрим наиболее доступные и распространенные способы.

Анализировать нужно не величину прибыли, а рентабельность. Сама по себе сумма прибыли не говорит о том, сколько денег компания потратила, чтобы столько заработать. Поэтому сравнивать у разных направлений, периодов, компаний нужно рентабельность прибыли.

Смотрите, Коля получает 5 миллионов чистой прибыли, а Петя ― 1 миллион. Но при этом Коля зарабатывает 50 миллионов выручки и у него остается 10%, а Петя ― 2 миллиона выручки, но у него остается 50% заработанного. Коля до сих пор зарабатывает больше, но Петя ― эффективный красавчик.

А теперь к анализу прибыли. Он состоит из трех шагов: сначала надо сравнить показатели с аналогичными за прошлый период, потом оценить структуру прибыли, а на десерт — сравнить себя с конкурентами.

Шаг 1. Смотрим, как изменяется прибыль во времени. Вам знакома ситуация, когда вы прикидываете, сколько заработали, и понимаете, что в прошлом месяце было больше? Это кусочек горизонтального анализа прибыли. Чтобы его провести, нужно сравнить рентабельность за текущий период с той, что была в прошлом месяце, квартале или году. Например, сравнить октябрь с ноябрем или октябрь 2020 с октябрем 2019.

Горизонтальный анализ нужен, чтобы понимать, где компания находится сейчас ― стали зарабатывать больше или меньше денег. Если вы провели горизонтальный анализ и видите, что компания стала зарабатывать меньше, нужно поискать причину и вовремя принять меры.

Прибыли организации в разных трактовках. imagelikeembed. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-imagelikeembed. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка imagelikeembed. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Собственник торговой компании «Бета» посмотрел, что маржинальная прибыль у него упала по сравнению с прошлым месяцем, а себестоимость осталась та же. Посмотрев аналитику отдела продаж, собственник понял, что уменьшился средний чек ― стали меньше продавать сопутствующих товаров. Он поговорил с менеджерами, чтобы эта ситуация была исправлена: в компании усилили скрипты продаж дополнительный товаров.

Еще сравнивать можно не с прошедшими, а с плановыми показателями. Вот идет ноябрь и скоро год уже закончится, надо посмотреть ― выполняем или нет годовой план по чистой прибыли. Горизонтальный анализ помогает в этом случае сориентироваться, далеко ли до заветных цифр и нужно ли поднажать.

Прибыли организации в разных трактовках. snimok ekrana 2020 11 05 v 12.10.30. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-snimok ekrana 2020 11 05 v 12.10.30. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка snimok ekrana 2020 11 05 v 12.10.30. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.Вот так это выглядит в нашей панели приборов. Конечно же, все планы выполнены 🙂

Шаг 2. Изучаем структуру прибыли. В конце месяца вы смотрите в банковском приложении, сколько тратили на себя денег в этом месяце? В цветном кружке диаграммы видно, сколько процентов от поступлений потрачено на еду, бензин, коммуналку, развлечения, походы ко врачу, кредиты, если они есть, и сколько осталось. Это лайт-версия вертикального анализа прибыли.

Прибыли организации в разных трактовках. imagelikeembed 1. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-imagelikeembed 1. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка imagelikeembed 1. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.С помощью такой диаграммы можно представить вертикальный анализ и в бизнесе. Здесь видно, какая доля от выручки уходит на разные расходы

Чтобы провести вертикальный анализ, нужно посчитать долю расходов в общей выручке ― сколько процентов от выручки уходит на себестоимость, налоги, кредиты. А потом сравнить, как изменилась структура расходов. Например, в один месяц доля себестоимости сильно подскочила. Надо разобраться ― это выручки стало меньше или поставщики цены задрали?

Это может быть неприятным открытием, узнать, что компании остается чистой прибыли всего 3% от выручки. Но на то это и анализ, чтобы понять, что ест больше всего выручки и как можно сделать лучше. А еще вертикальный анализ нужен, если прибыль «вдруг» упала. Он поможет понять, в каком виде расходов искать причину изменения прибыли.

Собственник компании «Бета» увидел, что денег у него стало меньше. Он провел вертикальный анализ: маржинального дохода за текущий месяц стало меньше на 50 тысяч. Чтобы понять, где искать причину, он провел вертикальный анализ ― посмотрел долю всех расходов относительно выручки.

Прибыли организации в разных трактовках. 8 1. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-8 1. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка 8 1. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Посмотрел, как изменился вес каждой статьи расходов в структуре выручки. Удельный вес расходов в структуре выручки практически не менялся, кроме себестоимости. Она подскочила с 55% до 60%. При этом ее величина не менялась оба месяца ― как было 300 тысяч, так и осталось. Значит, дело не в конкретной статье расходов, а в величине выручки, то есть собака была зарыта в недопродажах.

Шаг 3. Оцениваем конкурентов. Суть этого способа ― померяться финансовыми результатами с конкурентами. Нужно сравнивать за один и тот же период рентабельности по операционной прибыли.

Торговые компании «Бета» и «Гамма» ― оптовые поставщики оргтехники. «Бета» работает на упрощенке, берет товары частично в кредит, частично на свои, арендует торговое оборудование и помещение. А «Гамма» использует основную систему налогообложения, товары закупает на свои кровные и продает их в собственных магазинах.

Масштаб компаний разный, но технологические процессы у них примерно одинаковые. Поэтому сравнение обычно производится по рентабельности операционной прибыли. Она показывает финансовый результат компании, оценивая только основную деятельность компании. Здесь не берется в расчет амортизируется оборудование или нет, заемные средства или свои, упрощенка или ОСНО. В отчете о прибылях и убытках такие доходы и расходы находятся в строках ниже операционной прибыли.

Сравнительный анализ предприятий в одной отрасли нужен, чтобы держать руку на пульсе: быть в курсе эффективности и темпов развития своей компании на рынке. Данные своей компании есть у предпринимателя под рукой, а вот чужой отчет о прибылях и убытках ― потёмки. Если нет инсайдерской информации, то придется довольствоваться открытой финансовой отчетностью или средними данными по отрасли, которые подсчитал Росстат.

Посмотрим на примере, как маленькая компания меряется с большой по эффективности.

Прибыли организации в разных трактовках. image. Прибыли организации в разных трактовках фото. Прибыли организации в разных трактовках-image. картинка Прибыли организации в разных трактовках. картинка image. Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.

Масштаб «Беты» несопоставим с «Гаммой», но рентабельность по операционной прибыли у них оказалась одинаковая! Из этого следует, что 1 рубль выручки Беты приносит столько же прибыли, сколько 1 рубль компании «Гамма». И это при том, что у «Гаммы» больше людей и денег.

Коротко об анализе прибыли

Зачем нуженКак делается
ГоризонтальныйПонимать, в какой точке компания находится сейчас, улучшается или ухудшается показатель прибыли или рентабельности по сравнению с тем, что было раньше. Видеть, далеко ли до цели, есть ли отклонения. Вовремя скорректировать свои действия по достижению цели.Сравнивают прибыль с той, что была в прошлом периоде или с планируемой.
Вертикальный или структурныйПонимать, на что компания сильнее тратится, на чем зарабатывает больше всего и в каком виде расходов искать причину изменения прибыли.Считают долю всех издержек в общей выручке. А потом ищут изменения в структуре расходов и доходов компании.
СравнительныйПовысить конкурентоспособность.Сопоставляют компании одной отрасли. Обычно сравнивают по коэффициенту рентабельности операционной прибыли.

Теперь вы знаете, что в отчете о прибылях и убытках есть четыре вида прибыли ― маржинальная, валовая, операционная и чистая. А еще понимаете, по какому показателю сравнивать компанию с конкурентами и как анализировать прибыль горизонтально и вертикально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *