Прием сна в произведениях пушкина
Поэтика сна в творчестве А.С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ершенко, Юлия Олеговна
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ершенко, Юлия Олеговна
Глава 1. Мифопоэтика сна, бытование и соотношение понятий жизнь», «сон», «смерть».16
Глава 2. Мотив сна в русской романтической литературе конца
Глава 3.Мотив сна в лирике А.С. Пушкина.77
Глава 4.Мотив провиденциального сна в творчестве А.С. Пушкина:
4.2. Сны-гадания на суженого («Евгений Онегин», «Метель»,
Глава 5. Художественные функции снов в прозе А.С. Пушкина
Гробовщик», «Пиковая дама»).149
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века 2001 год, кандидат филологических наук Кумбашева, Юлия Анатольевна
Роль онейросферы в художественной системе М.А. Булгакова 2007 год, кандидат филологических наук Зимнякова, Валентина Владимировна
Мотивы и поэтика сна в лирике А. Блока 2003 год, кандидат филологических наук Байрамова (Самойлова), Карина Владимировна
Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева: проблемы мировоззрения и поэтики 2006 год, кандидат филологических наук Дедюхина, Ольга Владимировна
Поэтика сновидений: На материале прозы 1920-х гг. 1998 год, кандидат филологических наук Славина, Ольга Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика сна в творчестве А.С. Пушкина»
Творчество А.С. Пушкина вот уже более двухсот лет приковывает пристальное внимание критиков и лингвистов, литературоведов и философов. Такой не убывающий на протяжении долгих лет интерес к творчеству поэта определяется как глубиной и масштабом затрагиваемых проблем, так и оригинальностью поэтического языка и особой философичностью мышления.
В последние десятилетия в литературоведении возрос интерес к мотивному анализу, так как на примере отдельного мотива как мельчайшего смыслового элемента текста возможно выявление особенностей не только конкретного текста, но и всего творчества одного автора или определенного периода. Мотив развивается и живет по своим законам, которые, тем не менее, находятся в русле общих закономерностей движения литературного процесса. Вся структура художественного текста вовлечена в создание конечного образа произведения. В ходе исторического развития литературы отдельные темы и мотивы оказываются то на переднем плане литературного процесса, то на его периферии. Особый интерес представляет анализ тех мотивов, которые наиболее актуальны в каждую конкретную эпоху, несут наибольшую смысловую нагрузку. Мотив сна является одним из самых распространенных и устойчивых во всей мировой литературе, но в особенности в те периоды ее развития, которые характеризуются повышенным интересом к мистицизму, устремленностью к идеалу, находящемуся за пределами земной реальности, что свойственно прежде всего романтическому типу мышления. По мнению В.В. Ванслова, «резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой сладким грезам и возвышенным снам», представляет собой типичную особенность романтического искусства» (40, 55).
Существует целый ряд исследований, посвященных мотиву сна и поэтике сновидения в русской литературе. Большинство исследователей, однако, ограничиваются в своих работах анализом снов в произведениях одного жанра: элегических или драматических, где «сон» представляет собой своеобразный текст в тексте, сюжет, который может быть пересказан и истолкован; в работах, посвященных «сну» как лирическому мотиву, исследователи затрагивают лишь отдельные грани творчества некоторых поэтов (например, работы Л.А. Ходанен (250; 251), диссертация Ю.А. Кумбашевой (134), в которой исследовательница прослеживает «жизнь» мотива «сна» на протяжении достаточно длительного периода времени в лирике В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина.
Большая же часть работ касается проблематики сновидений в творчестве конкретного писателя и сводится к изучению развития концепции сновидения как литературного приема и определению функций сновидений для конкретного произведения.
В 1991 году Д.А. Нечаенко была защищена кандидатская диссертация «Художественная природа литературных сновидений. /Русская проза XIX века/», в которой автор обратился к вопросу «типологии персонажных сновидений русской прозы» (172, 4). Объектом своего исследования Д.А. Нечаенко выбирает прозу русских романтиков, полагая, что именно в 30-е годы XIX века в литературу активно вводится форма «сновидения». Это и обуславливает научную актуальность работы, потому что позволяет определить место сновидений в историко-литературном процессе этого периода. Более основательно рассмотрены в работе сновидческие тексты древнерусской литературы. В соответствии со своей концепцией генезиса романтического двоемирия сны и видения средневековой русской литературы Д.А. Нечаенко рассматривает как элементы мотивированной и немотивированной фантастики, т. е. как средство перенесения героя либо в чудесный мир, либо в мир своего будущего. Это позволяет Д.А. Нечаенко логично перейти к сновидениям в романтической прозе, где они являются художественным воплощением идеи «двоемирия».
В 1991 же году была опубликована монография Д.А. Нечаенко «Сон, заветных исполненный знаков», написанная на основе диссертационного материала и посвященная исследованию описаний снов в мифологии и в литературе. Особое внимание автор уделяет связи сновидений с мировыми религиями, рассматривает «видения» и «сны» в древнерусской письменности, сновидческую мистику в романтизме, а также поэтику сновидений в художественном мире Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого. Исследователь затрагивает здесь проблему мифологического восприятия снов; кроме того, подчеркивает «активную роль неосознанного снотворчества в возникновении и формировании первичных мифов» (172, 35).
Данная работа носит обобщающий характер, выводит важные закономерности развития мотива в мировой литературе. Рассматривая сон прежде всего в культурологическом аспекте, автор обращается большей частью к проблемам философии и религии.
В работах J1.A. Ходанен (250; 251), посвященных «снам» в поэзии русского романтизма, делается акцент на актуальности этого мотива для романтического сознания, так как мифология сновидений всегда привлекала романтиков своей устремленностью в недра сознания, тайны души и явлением связи отдельной личности с надмировым началом, высшими силами. Исследовательница отмечает формирование в творчестве ряда поэтов собственной мифологии сна. Так, в лирике Жуковского сон часто сопоставляется со смертью, которая, однако, не несет трагедии; в творчестве же Лермонтова апокалиптические видения окрашены личностными переживаниями, в художественном тексте он смог предвидеть свою собственную гибель. Автором даются краткие указания на особенности трактовок мотива сна в русской романтической лирике.
Знаменательно, что ни Жуковский, ни Пушкин, ни Достоевский, ни кто-либо другой из писателей никогда не использовали в сновидениях своих героев традиционной, растолкованной многочисленными «сонниками» символики, понимая, что это резко снизит эстетический потенциал, который изначально заложен в сне, ограничит его многогранную и бесконечную содержательную перспективу. В первую очередь в сновидении писателей м поэтов привлекала широта и свобода, всеохватность и ни с чем не сравнимая художественно-смысловая емкость.
Диссертация посвящена роли и месту мотива сна в творчестве А.С. Пушкина. Под сном понимается сон не столько как психофизическое явление, но как элемент художественного произведения. Подразумеваются также случаи, когда сон не удостоверен как факт, но является фактором сознания героя, «вещие» сны героев, в которых открывается сущность происходящего с ними. Таковы, в частности, сон Гринева («Капитанская дочка»), а также сны Марьи Гавриловны в «Метели» и Адрияна Прохорова в «Гробовщике».
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом в современном литературоведении к поэтике сновидений. Наряду с этим проблемы сновидческого текста остаются одними из наименее изученных. Обобщающих исследований, посвященных сновидениям в творчестве А.С. Пушкина, нет, хотя почти ни одна работа о пушкинском творчестве не обходится без упоминания о них или их фрагментарного анализа. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ семантики и структуры литературных сновидений в творчестве Пушкина, выявление их статуса в художественном мире автора. Мотив сна входит в пушкинский поэтический мир из русской дворянской культуры XVIII столетия — одного из важнейших источников формирования Пушкина как литератора, при этом велика роль и русского фольклора.
Научная новизна диссертации заключается в определении роли феномена сна и его художественной функции в произведениях А.С. Пушкина; в комплексном анализе мотива сна, в установлении взаимозависимостей внутри сновидческой сферы автора. Кроме того, в исследовании определяется специфика функционирования формы сна в произведениях разных жанров.
Это диктует цель и задачи настоящей работы.
Целью исследования является изучение сновидений в контексте многообразных связей творчества А.С. Пушкина с фольклором, предшествующей литературой; выявление художественных особенностей сновидческих текстов А.С. Пушкина.
Методологической основой диссертации явились работы М.О. Гершензона, Н.Я. Берковского, С.Г. Бочарова, В.Э. Вацуро, Ю.М. Лотмана, Т.В. Цивьян и др.
Метод исследования: сравнительно-типологический.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты ее могут найти применение при исследовании ряда проблем: дальнейшего изучения сновидческой структуры отдельных произведений автора, изучении сновидческого текста русской и мировой литературы.
Научно-практическая значимость работы мыслится в использовании ее положений при дальнейшем изучении художественной функции снов в русской литературе и состоит в возможности использования материалов и результатов исследования в практике преподавания в вузе при чтении курса лекций по русской литературе XIX века, проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров, при разработке методических пособий.
Проблематика работы диктует ее структуру.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы, составляющего 277 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика сновидений в творчестве М.А. Булгакова 2006 год, кандидат филологических наук Акатова, Ольга Ивановна
Мотив сна в поэзии русских символистов: На материале поэзии Ф. Сологуба 2005 год, кандидат филологических наук Кузьмичева, Надежда Валерьевна
Пушкинская традиция в прозе А.П. Чехова 2007 год, кандидат филологических наук Литовченко, Мария Владимировна
Поэтические стратегии и универсальные структуры в лирике Пушкина 2011 год, кандидат филологических наук Сулемина, Оксана Владимировна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ершенко, Юлия Олеговна
При сопоставлении сна и смерти, сна и жизни, сна и любви Пушкин не столько использует сложившиеся традиционные формулы, сколько преодолевает их, образуя новые сновидные смыслы. Это и ироническое обыгрывание формул, идущих еще от античности, и трансформация мотива мечты, направленной не к идеалу, а на достижение счастья в земной жизни и т.д. Кроме того, для лирики Пушкина характерны тончайшие оттенки, которые придают знакомому мотиву новые звучания.
Большой интерес представляют в лирике Пушкина уподобления сну особых состояний души поэта, предшествующих и сопутствующих творчеству (лени, мечтаний), а также собственно процесса творчества (вдохновения). И то, что в лирике Державина, Жуковского, Батюшкова было лишь отдельными прорывами, эпизодами, у Пушкина складывается в целостную органичную систему. Поэт творит, отрешившись от суетности земного бытия, но тем не менее в своих произведениях он утверждает свободу, личное счастье, безоговорочное приятие жизни во всех ее проявлениях, в земном ее обличье. В творчестве Пушкина синтезируются и преодолеваются существовавшие ранее формулы, и на основе привычных сравнений и метафор возникают новые смыслы.
Отсутствие в лирике Пушкина развернутых сюжетных сновидений провиденциального, пророческого характера говорит о безоговорочном доверии поэта земной реальности, ценностям земной жизни. Актуальность же и распространенность мотива сна в творчестве А.С. Пушкина объясняются, на наш взгляд, не столько особым интересом Пушкина к тайнам снов и ночному миру, сколько его вариативностью и многозначностью. «Сюжетные» сны — это свойство почти исключительно эпических или драматических произведений Пушкина. В лирике же имеющимся сюжетные сны либо разоблачаются самим автором, либо имеют авторское же однозначное истолкование.
В некоторых повестях А.С. Пушкина сновидения являются частью художественной картины мира, обогащая ее множеством конструктивных и содержательных элементов. Сон приобретает символическое наполнение, является воплощением очевидных или скрытых черт характера персонажа, его подсознательных движений.
Так, в повести «Гробовщик» конфликт перенесен во внутренний противоречивый мир героя, что позволяет воспринимать сон как реальность. Сон отражает явь. Каждый мотив сна перекликается с определенным мотивом дня. Перекличка эта, однако, чаще всего не прямая, а сдвинутая. В конце повести реальность сновидения снимается, но все, что видел гробовщик во сне, не может остаться для него без последствий.
Композиционная основа сна другой пушкинской героини, Марьи Гавриловны, также была заимствована из свадебной поэзии и выступает некоторым предупреждением о грядущем. Ее сон также мотивирован психологически, так как является воплощением тревожных чувств, страхов и угрызений совести, которые испытывает перед побегом Марья Гавриловна. Стиль же описания сна соответствует скорее сентиментально-романтическим традициям, но вторая его часть не может быть объяснена психологическими мотивами, она является как бы предвидением.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ершенко, Юлия Олеговна, 2006 год
1. Античная поэзия. Ростов-на-Дону, 1997.
2. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М., 1985.
3. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. Издание подготовила И.М. Семенко. М., 1977.
4. Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений/ Изд. подгот. Н.В. Фридман. М., 1964 (Б-ка поэта, большая серия). Здесь и далее все цитаты из стихотворений Батюшкова приведены по этому изданию.
5. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч: В 14- ти томах-М.- JL, 1937.
7. Грибоедов А.С.Сочинения. М., 1988.
8. Дельвиг А.А. Сочинения / Изд. подгот. В.Э. Вацуро. JL, 1986.
9. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.
12. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М., 1966 (Б-ка поэта, большая серия).
15. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. Куйбышев, 1989.
16. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе А.С. Пушкина. Самара, 1992.
18. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М., Л. 1960.
24. Артамасова М.А. Жуковский и фольклор. М., 2001.
25. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.- Д., 1940.
26. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т.т. М., 1994.
31. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина»// Берковский Н.Я. О русской литературе. J1., 1985.-С. 7-111.
38. Бродский H.JI. «Евгений Онегин». Роман Александра Сергеевича Пушкина. М., 1964.
40. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.
43. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. (Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном). СПб., 1989.
44. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. СПб., 1904.
45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
46. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
47. Винокур Г.О. Собрание трудов: Статьи о Пушкине. М., 1999.
50. Вольперт Jl.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллинн, 1980.
51. Вольперт Л.И. Тема игры с судьбой в творчестве Пушкина и Стендаля. «Красное и черное» и «Пиковая дама»// Болдинские чтения.-Горький, 1986.-С. 105-114.
52. Гак В.Г. Судьба и мудрость// Понятие судьбы в контексте разных культур.- М., 1994.-С. 198-206.
55. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919.
56. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М., 1926.
58. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
59. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.
61. Гливенко И.И. Поэтическое изображение и реальная действительность. М., 1929.
62. Глухов В.И. Лирика Пушкина в ее развитии. Иваново, 1998
63. Голан А. Миф и символ. М., 1994.
64. Головаха И.Е. Сны: вещание о будущем или воспоминание о прошлом? (К проблеме истолкования снов носителями фольклорной традиции)// Философская и социологическая мысль.- 1995.-№9-10.-С. 194-204.
65. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. 2000.
66. Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987.
68. Горбунов В.В., Десятерик В.И. Легенды и были о снах и сновидениях// Сны русских поэтов или души тревожной исповедь и грезы. М., 1999.-С. 141-193.
69. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М.- Л., 1970.
70. Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Комментарий.-Л., 1969.
71. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижн. Новгород, 1994.
72. Гречина О.Н. О фольклоризме «Евгения Онегина»// Русский фольклор, VIII. Славянские литературы и фольклор. JL, 1978.-С. 32-36.
74. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. JL, 1990.
77. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.
78. Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М., 1993.
79. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. СПб.-М., 1880- 1882.
80. Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. М., 1915.
82. Дебрецени П. Блудная дочь. Анализ художественной прозы Пушкина. СПб, 1995.
84. Джанумов С.А. Русские писатели. XVIII век. М., 2002.
85. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина. М.: МГПУ, 1998?.
90. Евзлин М. Мифологическая структура преступления и безумия в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»// Евзлин М. Космогония и ритуал.-М., 1993.-С. 31-55.
91. Евзлин М. Пространство и движение в повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»// Slavica tergestina. V. 6. Studia russica II. Trieste, 1998.
93. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. JI., 1991.
95. Есипов В.М. Странная фраза в «Гробовщике»// Есипов В.М. Царственное слово: Статьи о творчестве А.С. Пушкина и А.А. Фета. — М., 1998.-С. 104-114.
96. Жаравина JI.B. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-40-х годов. Волгоград, 1996.
97. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
98. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.
99. Золян С.Т. «Свет мой, зеркальце, скажи.» (К семиотике волшебного зеркала)// Ученые записки Тартускогогосударственного университета. Вып. 831. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988.
101. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.
102. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма// Русский романтизм. Л., 1978.-С. 138-163.
106. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка»// История русского романа.-Т. 1.-М.-Л., 1962.-С. 180-202.
107. Измайлов Н.В. Фантастическая повесть// Русская повесть XIX века.-Л., 1973.-С. 134-169.
108. Калашников В.И. Славянская мифология. М., 2001.
114. Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. М., 2001.
116. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. — СПб., 1998.
117. Кихней Л.Г. Мотив святочного гадания на зеркале как семантический ключ к «Поэме без героя» Анны Ахматовой//
119. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959.
123. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.
124. Косарев А. Философия мифа. М., 2000.
125. Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.
127. Кошелев В.А. К. Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.
128. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина: К.Н. Батюшков в русской словесности нач. XIX в. Псков, 1995.
129. Кошелев В. А. Пушкин и Батюшков. К проблеме литературного влияния// Болдинские чтения. Горький, 1987. Вып. 12.-С. 4-17.
131. Крекнина JI.H. Христианско-мифологические традиции в русской литературе 30-40-х. г.г. XIX века. Тюмень, 1997.
132. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. М., 2000.
133. Кузнецов И.С. Система лирических ситуаций романтической поэзии А.С. Пушкина. М., 1999.
135. Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века. Автореферат диссерт. на соиск. учен, степени кандидата филологических наук. СПб., 2001.
136. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
137. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000.
138. Лесскис Г. Пушкинский путь в русской литературе. М. 1993.
139. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
140. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в.
Разделы: Литература
Цели и задачи:
Методы и приемы:
Оборудование:
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.); В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)
ХОД УРОКА
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)
I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.
1. Вступительное слово.
— Ребята, думаю, для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности. Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.
— Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?
— На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее. Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».
II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.
1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
— Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
— А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
— Как эта запись перекликается с текстом романа?
(И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)
— Произведем сравнительный анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
— Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.
Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)
(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)
— Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)
— Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?
-Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).
— Какова художественная роль сна Татьяны в романе?
— Как вы понимаете значение слова «пророческий»?
— Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
— Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».
— Вспомним содержание главы «Сон Обломова».
Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.
— Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?
(Да, это утопия для Обломова, но не для автора)
— Вспомним, что такое утопия-антиутопия.
(Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).
— С помощью сна мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.
— Что он говорит в конце романа об Обломове?
(«А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
ч. IY, гл. XI?)
— И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.
(«Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)
— Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?
(«Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)
— Что же объясняет сон Обломова?
(Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).
— Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?
(Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
— Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.
III. Подведение итогов урока.
— На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная роль снов как художественного приема в литературе.
Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.
(Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).
IY. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: