Прилепится к жене своей толкование

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 11-я по Пятидесятнице

И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Фарисеи спрашивают Господа: «Позволительно ли человеку разводиться с женой своей?» Они спрашивают, искушая Его, – а не для того, чтобы научиться от Него. Если Он выступит против развода, они постараются настроить против Него народ, который ревниво отнесется к попыткам ограничить его свободу. Они скажут, что Он – противник Закона Моисеева, позволявшего им развод. Их вопрос: «По всякой ли причине позволительно разводиться?» Не только по причине супружеской неверности, но по всякой причине, которую человек найдет достаточным основанием для развода? Хотя они хотят искусить Господа, Он дает им простой и ясный ответ: если муж и жена волей Божией соединены в таинственнейший и теснейший союз, они не могут легко и по всякому поводу расходиться.

Господь обращает внимание фарисеев на то, что они знают из Писания. Он хочет возвратить их к самому началу, к Божественному замыслу творения. В начале, говорит Он, Бог сотворил Адама и Еву, мужчину и женщину. С неизбежностью, самими обстоятельствами творения, Адам и Ева были созданы друг для друга и ни для кого другого. Их союз был полным и неразрушимым. И они, говорит Христос, являют образ и символ всех будущих браков. Все, вступившие в брак, – продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым.

Мысль Спасителя ясна. В случае Адама и Евы развод был не только нежелательным, он был совершенно невозможным – по той простой причине, что не было больше никого, с кем они могли бы вступить в брак. Ева была взята из ребра Адамова, и отделить ее от себя было как отделить часть себя. Так Христос утверждает принцип, что всякий развод есть грех. «Посему оставит человек отца и мать». Отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Если отношения между родителями и детьми не могут быть с легкостью разорваны, тем более – брачные отношения. Может ли ребенок оставить своих родителей, или родители – своих детей по всякой причине, по любой причине? Нет, ни за что, это означало бы конец человеческого рода.

«И будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Брак – это одна жизнь на двоих. Он дается не для того, чтобы два человека делали только что-то одно вместе, но чтобы они делали вместе все. Идеал брака – чтобы два человека обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Не напрасно говорит муж о жене и жена о муже: «моя половина». Это союз двух личностей, дополняющих друг друга. Потому чтобы брак был счастливым, надо чтобы супруги всегда думали больше друг о друге, чем о себе. Себялюбие убивает все личные отношения, и нигде это так не видно, как в браке. Подлинное основание брака – любовь, но не та только естественная, которая может тускнеть, а та, от Христа Бога принятая в таинстве, благодаря которой, забывая себя, мы обретаем себя, и, теряя себя, мы становимся самими собой.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Муж и жена соединены Божиим соединением. Сам Бог установил этот союз. Хотя брак существует не только в Церкви, но среди всех людей, подлинное бракосочетание совершается там, где оно освящается словом Божиим и молитвой. В будущем это станет таинством Церкви. Муж и жена, соединенные Богом, не должны быть разлучены людьми. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» – в случае, когда он хочет освободиться от нее. Господь дает обоснование против развода, ссылаясь на Писание. Они же хотят оправдать развод Писанием. Кажущиеся противоречия в слове Божием – камень преткновения для людей с развращенным умом. Они называют позволение Моисея заповедью, потому что для живущих по плоти дай палец – они руку откусят. Христос объясняет им, почему Моисей вынужден был в исключительных случаях допустить развод: «по жестокосердию вашему, а сначала не было так». Ожесточение иудеев против Бога и жестокосердие их в отношениях с другими людьми, в особенности против собственных жен, хорошо известно из Писания. Лучше развод, чем ненависть, доходящая до смертоубийства. Закон Моисея должен был считаться с жестокосердием людей, а благая весть Христова исцеляет его. Закон дает познание греха, а благодать Христова – победу над ним.

«Но Я говорю вам, – говорит Христос, – кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Развод недопустим, потому что двое одна плоть. Но если жена допускает неверность, она становится одною плотью с прелюбодеем, и брачный союз перестает существовать. Во всех остальных случаях, говорит Господь, давая прямой ответ на вопрос фарисеев, развод беззаконен. Не было бы причин для развода, если бы супруги научились терпению и прощению – во взаимной любви. Если бы мужья любили своих жен, а жены повиновались своим мужьям и жили бы с ними как сонаследницы благодатной жизни.

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Поврежденное грехом естество не терпит ограничений. Но если брак – иго и крест, из этого не следует, что мы должны отвергать его. Когда этот крест дается нам, мы должны нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет самым ненужным и самым нежеланным, что только может быть на свете. Потому что нам дано будет узнать, почему Апостол говорит о браке: «Тайна сия велика есть».

Лучше не жениться? «Не все вмещают слово сие, – говорит Своим ученикам Христос, – но кому дано». Те, кто имеет от Бога этот дар, поступают лучше, если остаются одни. Умножение благодати лучше, чем умножение семьи, и общение с Отцом и Сыном и Святым Духом должно предпочитать всякому иному общению. Христос должен быть дороже для нас всего на свете. Но Он не позволяет, чтобы кто-то охуждал брак, ибо «не все вмещают слово сие». «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Даром благодати Христовой они отказались от брака ради Царства Небесного. Они исполнились святого равнодушия ко всем утешениям брачной жизни. Они – те, кто может это слово Господне вместить. Благодарение Богу, что в мире есть те, кто вольно принял на себя обеты целомудрия, воздержания, послушания, нищеты. Это путь – не для всех, но мир был бы намного беднее, если бы в нем не было тех, кто все оставляет ради любви ко Христу. Но призвание к монашеству должно быть дано от Бога. Ибо никто не может принять его, но только те, кому дано. Никто не может жить по заповедям Христовым без Христа. Но дары Божии различны. Этот путь должен быть избран ради Царства Небесного. Когда его предпочитают ради всецелого служения Богу, тогда он получает Божие благословение. Нет ничего лучшего для человека, чем уготовление своей души для Царства Небесного и хранения себя ради него.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Еф. 5:31

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 31-32 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Вот и третья причина. Он показывает, что, когда кто-либо, оставивши родителей, от которых произошел, совокупляется с женой, то после того отец, мать и дитя их – одна плоть, составленная из взаимного соединения, потому что вследствие смешения семени рождается дитя, так что трое они – одна плоть. Таким же образом и мы делаемся с Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям). Почему это? Потому, что так было изначала. Не говори же мне, что (жена твоя) такая-то и такая-то. Разве не видишь, что и в плоти много бывает недостатков? Один хром, у другого кривые ноги, у третьего сухие руки, у четвертого страдает иной какой-либо член. И однако (такой человек) не скорбит, не отсекает его, и часто заботится о нем более, чем о других. И справедливо, – так как он его член. Итак, какую каждый из нас питает любовь к себе, такую же хочет (апостол), чтоб мы питали и к жене. И это не потому, что мы с нею одной природы, но у нас в отношении к жене гораздо более важная причина, именно – что (муж и жена) не два тела, а одно: он – глава, а она – тело. Но как же в другом месте говорит он: «а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3)? Это говорю и я, то есть, что как мы одно тело, так и Христос и Отец – одно. Оказывается таким образом, что и Отец глава наш. (Апостол) выставляет два сравнения, т. е. с телом и с Христом. Потому и присовокупляет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (ст. 32). Что это значит? Называет (брак) великой тайной, потому что на нее указывал, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей, или лучше – Бог. При том, «я говорю», – говорит, – «по отношению ко Христу», так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался «один дух» с ней: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Хорошо сказал: тайна велика есть, – как бы указывая на то, что иносказательное доказательство не уничтожает необходимости любви.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феолипт Филадельфийский

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Свт. Феофан Затворник

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Мысль места ясна. «Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетавается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть» (блаженный Феодорит). — Но чего ради приводится сей закон?

При такой мысли понятными становятся и следующие за сим слова: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Источник

Оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей

Прилепится к жене своей толкование. original. Прилепится к жене своей толкование фото. Прилепится к жене своей толкование-original. картинка Прилепится к жене своей толкование. картинка original. И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Есть в Писании некоторые вещи, которые очень сложно принять. Некоторые утверждения и фразы, первой реакцией на которые становится отторжение.

«И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть» тоже из таких. У многих она вызывает недоумение, а иногда и возмущение – как это маму и папу оставить? И только с возрастом, да и с возрастанием в семейной жизни начинаешь понимать, насколько это правильно. Так, так, и только так можно рассуждать, если ты выбрал для себя семейную жизнь. Эта фраза должна склеить будущих супругов намертво, как самый крепкий на свете клей. Даже не склеить, а слить воедино. И если все склеилось правильно, то никакие внешние факторы не смогут провести трещину между супругами.

Прилепится к жене своей толкование. 45. Прилепится к жене своей толкование фото. Прилепится к жене своей толкование-45. картинка Прилепится к жене своей толкование. картинка 45. И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Более того – пока человек не готов принять это «оставит отца и мать», не стоит ему, на мой взгляд, и создавать собственную семью. А что значит принять? Это значит, раз и навсегда понять, что отныне жена/муж является приоритетным направлением твоей жизни, как принято сейчас говорить в политике. Что на первом месте – впереди интересов и мнений родителей – будут стоять интересы и мнения супруга. Я не хочу рассматривать какие-то вопиющие ситуации и приводить их в пример, когда явным и несправедливым образом ущемляются родители, когда супруг или супруга специально думают лишь о своей выгоде и т.д. и т.п. Тут уже стоит вопрос любви и доверия друг другу, уважения друг к другу. В конце концов, заповеди о почитании родителей никто не отменял.

Я не говорю, что если родители нуждаются в помощи, нужно сидеть и смотреть с любимым мужем футбольный матч, а не бежать помогать им. Все должно быть разумно и в меру. Но, однозначно, вопросы семейные решаются между мужем и женой, БЕЗ привлечения родителей с той или другой стороны. И муж с женой должны быть всегда на стороне друг друга, а не на стороне своих родителей. Потому что супруг/супруга важнее, чем мама и папа! Потому что, если муж или жена разрывается между супругом и родителями, то ничего путного из такой семьи не выйдет. Не секрет, что именно вмешательство родителей в семейную жизнь детей является одной из самых частых причин разногласий между супругами. И чаще всего не просто вмешательство, а авторитарное давление на своего взрослого ребенка. Сколько случаев вокруг нас, когда просто таки разваливается семейная жизнь стараниями родителей, чаще, увы, матерей. И счастливы те семьи, в которые «не лезут» тещи и свекрови.

Прилепится к жене своей толкование. dpH0DlwxR3. Прилепится к жене своей толкование фото. Прилепится к жене своей толкование-dpH0DlwxR3. картинка Прилепится к жене своей толкование. картинка dpH0DlwxR3. И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Кстати, именно поэтому мне никогда не нравилась идея «большой патриархальной семьи», когда несколько поколений живут вместе. Ибо это то самое – никакой личной жизни. Супруги должны жить отдельно, насколько это возможно. Хотя бы в начале своей семейной жизни, когда они выстраивают свои отношения на все последующее время. Плюс в такой семье существует авторитет старшего, что тоже не может положительно влиять на семейную жизнь детей. Потому что раз человек взрослый – он сам должен стать главой семьи, принимающим решение, ответственным за них. А женщина должна быть единоличной хозяйкой. Оставим в стороне обсуждение ухода за престарелыми родителями, это уже из другой оперы, тут все решается обстоятельствами.

И, как бы горько это ни было, но в случае глобальных разногласий лучше поссориться с родителями, чем с супругом. И даже прервать с ними отношения. Ведь в супружестве муж становится для жены самым родным человеком, а жена для мужа. Роднее и важнее, чем самые близкие, кровные родственники. Ибо кровное родство — это нечто отчасти животное, инстинктивное. Ради интереса и отчасти из соображений статистики я спрашивала знакомых женщин о том, кому они больше доверяют и с кем соглашаются чаще в спорных ситуациях – мужу или маме. Подавляющее большинство ответили, что мужу. Причем даже в тех случаях, когда, образно выражаясь, в отношениях супругов не все «шоколадно». И чаще всего ответом было — он меня лучше знает и понимает, чем мама.

Казалось бы тут ужаснуться, как так?! Мама, родная мама, хуже понимает дочь, чем ее муж. Но ведь это же естественно! Для мамы ты всегда ребенок, сколько бы лет тебе ни было. И даже самая мудрая и прекрасная мама в глубине души все-таки пытается контролировать твои поступки. А муж — это практически ты сама, часть тебя, значит и его решение — это твое решение (которое по каким-то причинам ты не можешь высказать сама). Когда-то я читала, что самое близкое родство (генетически) у пчел из одного улья. Ближе, чем у родных братьев-сестер (а это наиболее близкое родство у людей, насколько я понимаю). И пчелы поэтому совершенно единомысленны. Так вот если такое генетическое единство удивительно, насколько же удивительнее супружество! Когда самыми родными в мире людьми становятся два человека, которые когда-то были друг другу совсем чужие…

И матерям, которые активно лезут в супружескую жизнь своих детей надо бы помнить – что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Так уж по жизни нам повезло, что наши родители не вмешиваются в нашу семейную жизнь. В связи с чем у нас с ними прекрасные отношения. А если что-то и слышится в наш адрес, это именно в НАШ адрес, а не осуждение зятя или невестки. И вот что еще вдруг вспомнилось: когда-то бабушка рассказывала мне, что ее родители всегда вставали на сторону ее мужа (а не ее) в семейных делах. Бабушка иногда даже обижалась, и только со временем поняла, как это было мудро.

Интересно, как порой какой-нибудь дурацкий фильм, книга, разговор, какая-нибудь мелочь вдруг может натолкнуть вас на серьезные размышления по серьезному вопросу. Вот смотрела я тут недавно старый фильм «Стой, а то мама будет стрелять» и так вдруг задумалась. Меня как-то спрашивали – а как ты говоришь со своими девочками на тему будущей жизни, замужества и т.д.? Задумалась и затруднилась ответить, потому что специально пока никак не говорю. Так, между делом что-то можем обсудить, но специальных бесед пока не складывалось. В принципе я много чего имею им сказать на тему замужества. Хоть и понимаю, что, скорее всего, на определенном этапе особо слушать меня никто не будет, как это бывает у подростков. Думаю, это временно, и надеюсь, пример нашей семьи сам их всему научит. Одно знаю точно: постараюсь донести до своих дочерей, что с момента выхода замуж главным в их жизни должен стать именно муж. Потому что «едина плоть», и слова о «прилеплении» к мужу, оставлении отца и матери — не метафора.

Представляете, какая ответственность лежит на нас за будущее, взрослое будущее наших детей? Мы ведь и к семейной жизни их тоже должны подготовить. Конечно, в семье, где родители единомысленны, это сделать гораздо проще. Собственно, ничего специально и не нужно делать — дети сами видят, как близки мама и папа, муж и жена. И каждый из нас, родителей, чьи дети когда-то — дай Бог — найдут свою половину, станут «единой плотью» и навсегда покинут нас (как зависимые от нас люди) должен заранее смириться с этим. Подготовиться, чтобы спокойно отпустить своего ребенка в семейную жизнь. И даже немного охладить особо нежные отношения, чтобы не было соблазна у дочери (или сына) чуть что бежать плакаться от мужа к маме. Несомненно, мама все равно остается дорогим и родным человеком, но если бы меня спросили, я бы ответила: хочу чтобы у моих дочерей САМЫМ родным человеком был все-таки муж, а не мама и не папа.

В этом смысле мне кажется, что детское желание девочки выйти замуж за папу (я тоже хотела :)) является очень хорошим признаком того, что отношения между мужем и женой в семье сложились правильные. Это ведь значит, что девочка не просто любит своего папу, это значит, она видит, как он относится к маме, насколько они близки и едины. И как будущей женщине, нормальной и обычной, девочке хочется таких же отношений внутри своей семьи. Не скажу за мальчиков и мам, ибо не имею опыта в этом вопросе. Но мне кажется, что на мамах мальчиков (и на папах, конечно, но папы все же в нынешнее время реже вмешиваются в семейные дела своих взрослых детей) лежит еще большая ответственность — так воспитать сына, чтобы когда-то он смог стать единым целым со своей женой и поставить ее выше мамы.

Вообще, чем больше живешь с мужем, тем больше уже не просто умом понимаешь, а всем своим существом чувствуешь, насколько неразрывна связь между супругами. Насколько это действительно мистическая связь. Которая даже после смерти одного из супругов сохраняется, чему есть множество примеров, думаю, и среди ваших знакомых. Как раз, когда я уже несколько дней обдумывала этот текст и вообще тему общности супругов, мне попалось на глаза вот это высказывание из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой:

Насколько это точно, так могла написать только жена, совершенно единомысленная с мужем, полностью ставшая с ним одним целым.

И тут я даже скажу (хотя уверена, что со мной многие и не согласятся), что связь между мужем и женой настолько тесна, что даже дети в семье вторичны. Они уже только дополнение к родителям, а их главной семьей когда-то станет собственная семья. Очень часто с рождением детей акценты смещаются, и через некоторое время оказывается, что вся семейная жизнь сосредоточилась только на детях, крутится вокруг них и выше всего ставит их интересы. Мне кажется, что это как-то неправильно… Хотя несомненно, в какой-то период жизни никуда от этого не деться. Главное, не забыть выйти из этого состояния потом и вернуться супругам друг к другу, не стать лишь коллегами по обслуживанию детей. И обязательно супругам надо хоть какое-то время проводить вдвоем, это, если хотите, производственная необходимость. Так же как любому человеку необходимо побыть наедине с собой. И иногда польза чего-либо для жены/мужа должна ставиться выше интересов и пользы для детей. На мой взгляд, детей нужно сразу приучать к тому, что у мамы с папой есть только их время, их личная жизнь, доступ в которую для детей закрыт.

Кому-то может показаться, что я сама себе противоречу, тому, что писала в предыдущих статьях, про то, как полезно быть строптивой женой, а теперь вдруг о единомыслии. Но в том-то и удивительность супружеского единства, что становясь одним целым, единой плотью, каждый из супругов остается самим собой. Это не растворение, это со-трудничество, дополнение друг друга, взаимное обогащение, воспитание себя, а значит, и друг друга. Важно, чтобы главное было общим, главное направление жизни, если хотите. У каждой семьи это единение складывается по-своему, часто не сразу, и очень часто это получается «через тернии к звездам». Главное – пусть получится!

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 19:5

Свт. Григорий Богослов

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

«И будут два, – сказано, – одной плотью», а единая плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? «Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (Еф.5:32). Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены. «Жена, – говорит он, – да убоится мужа своего», потому что боится и Христа, но и «муж да любит свою жену», потому что и Христос любит Церковь. Вникнем в слова эти с большим тщанием. «Сбивание молока производит масло» (Притч.30:33), исследуй, и, может быть, найдешь в них нечто более питательное. Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и этот предел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. Хотя Закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейкой, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейку отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны, или, лучше сказать, будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена приукрасилась или подкрасилась, – сотри; или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудрь; или смех неблагопристойный, – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в расходах и в питье – ограничь; или неблаговременные выходы из дома, – положи преграду; или рассеянный взор, – исправь, но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности, отлучающий или отлучаемый. «Источники твои», сказано, «пусть будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою; любезной ланью и прекрасной серной услаждайся постоянно» (Притч.5:17–19). Итак, не будь рекой чуждой и не старайся нравиться другим больше, нежели жене своей. А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель.

Слова. Слово 37.

Свт. Иоанн Златоуст

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

Прп. Иустин (Попович)

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть

Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Ориген

Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Поскольку апостол относит ко Христу и Церкви слова: и будут два одною плотью, следует сказать, что Христос развелся с прежней своей женой (то есть прежней синагогой) не по иной причине (ибо соблюдал [слова]: что Бог сочетал, того человек да не разлучает) как по той, что та жена вела блудную жизнь, прелюбодействуя с грешником, вместе с ним злоумышляя против Мужа и убив Его словами: Истреби от земли такого! (Деян. 22:22) и Распни, распни Его (Лк. 23:21). Итак, скорее она сама отступилась, чем муж развелся и отослал ее. Поэтому, упрекая ее в том, что она Его оставила, Господь говорит у Исайи: Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? (Ис. 50:1).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

Показав из самого образа творения, что нельзя разводиться, доказывает это и на основании повеления Божия. Нужно заметить, что в книге Бытия настоящие слова, кажется, принадлежат Адаму, пророчествующему о жене; но Христос здесь показывает, что это была заповедь Божия, а не пророчество Адама, как кажется (Ничто, однако, не препятствует, чтобы это изречение было и пророчеством Адама, внушенным ему от Бога, и заповедью Божиею, изреченною чрез Адама. Может быть, и Адам сказал по внушению Божию, и сказал Бог, говоривший чрез Адама). Итак, Христос говорит, что Творец сказал: Сего ради, т.е. ради того, что жена сотворена из ребра мужа (об этом написано пред сей заповедью), оставит человек отца (своего) и матерь и т. д., и будета оба соединены в плоть едину, т.е. в одно тело по причине единства связи, или соединяющей связи. Так как Бог повелел им быть одним телом, то, значит, разводиться непозволительно.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

(Мк. 10:7). Речь изложенная у Матфея, служит продолжением предыдущей. Христос пока оставляет без ответа заковыристый вопрос фарисеев, который они на самом деле хотели предложить, а именно, может ли человек, после развода с своею первой женой, брать себе другую, и рассуждает только исключительно в пределах предложенного вопроса, как такового. Человек не должен оставлять женщины, потому что, по данному Богом закону, не может оставаться одиноким и жить в безбрачном состоянии. Чтобы не быть одиноким и безбрачным, он оставляет даже самых близких ему людей, своего отца и мать. Цитата заимствована из Быт. 2:24, где слова эти приписываются не Богу, а Адаму.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *