Примеры толкования пленума верховного суда
Разъяснения Верховного суда РФ
Что собой представляют разъяснения Верховного суда РФ?
Сразу же нужно сказать о том, что Верховный суд РФ является высшей судебной инстанцией, которая осуществляет процесс толкования норм законодательства, не имеющих четкой структуры. Именно данная деятельность высшей судебной власти провоцирует возможность правильного восприятия норм законодательства на практике, что создает единую структуру судопроизводства в нашей стране.
Разъяснения выпускаются в виде постановлений, причем, данные постановления имеют четкую структуру строения и направлены на устранение сложностей в применении законодательной базы в практической деятельности судебной системы.
Законодательная власть делает все возможное, чтобы предоставить законы, обеспечивающие нормальную позицию жизни общества, с учетом современных потребностей данного общества. Нужно также обратить ваше внимание на то, что не всегда законодательная база имеет четкое описание, четкую структуру строения. И это весьма негативный аспект, так как фактически, нормы законодательства могут восприниматься судами по-разному, а это провоцирует формирование не точного применения законодательства на практике. В случае возникновения таких проблем непременно возникает потребность в составлении специализированного постановления, в котором отражается вся суть однозначного понимания норм законодательства и применения данных норм на практике.
В чем суть толкования в виде постановлений Пленума Верховного суда?
Только Верховный суд имеет право осуществлять процесс предоставления постановлений, которые в своем составе содержат разъяснения и толкования норм законодательства, которые нуждаются в детальном объяснении для единой структуры их применения на практике, то есть, в судебном разбирательстве.
Суть толкования заключается в том, что Верховный суд детально изучает все особенности законодательства, и определяет их разъяснение с учетом особенностей структуры данного закона. Фактически, дается своеобразная инструкция, которая в своем составе содержит описание основных нюансов, обеспечивающих понимание сути закона, а также содержит описание возможностей применения данных норм законодательства в практической деятельности суда.
Постановление Пленума Верховного суда об изнасиловании
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 16 определяет правильность применения норм законодательства, которые касаются преступлений по.
Пленум Верховного суда о разбое
Суть постановлений Пленума заключается в том, что высшая судебная власть фактически дает четкое и точное толкование по всем нормам законодательства, и по особенностям его.
ФКЗ о Верховном суде РФ
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ определяет все особенности работы Верховного суда, полномочия, правила выбора судей и пр. Нормы законодательства.
Постановление Пленума Верховного суда № 64
Постановление Пленума от 28.12.06 N 64 определяет в своем составе толкование норм законодательства по применению уголовного кодекса за осуществление нарушений, касающихся.
Итоги-2020: все разъяснения Пленума Верховного суда
Пленум ВС подробно раскрыл нюансы всех основных форм прекращения обязательств, предусмотренных в ГК: отступного, зачета, новации, прощения долга. В качестве отступного можно выполнить работы или оказать услуги, а для зачета обязательства должны быть однородными: деньги за деньги, услуга за услугу. Также в документе рассказали о сроках давности, ограничениях для отдельных форм и особенностях ликвидации юридических лиц.
В 2015 году произошла реформа института поручительства. Поэтому разъяснения, которые дал по таким договорам Высший арбитражный суд в 2012 году, утратили свою актуальность и не покрывали все вопросы, возникающие на практике. Пленум ВС выпустил новую версию документа и разъяснил, в какой форме нужно заключать соглашение о поручительстве, какие положения можно в него включать, а какие в любом случае будут признаны ничтожными.
Например, если изначальные договоренности кредитора и должника поменялись без согласия поручителя, он отвечает на прежних условиях. Но это правило можно обойти. В первоначальном договоре поручительства можно прописать пределы изменения основного обязательства. Например, указать сумму или размер процентов, на которые могут быть увеличены соответственно сумма долга и проценты по нему.
В Уголовном кодексе есть несколько статей, в которых прописано наказание за махинации с документами: их кражу, подделку или изменение. Пленум рассказал правоприменителям, как не запутаться в этих статьях и правильно квалифицировать действия злоумышленников. К примеру, использование поддельного документа квалифицируется как оконченное преступление с момента его представления с целью получения прав или освобождения от обязанностей. Не имеет значения, смог ли злоумышленник добиться своей цели (получил ли больничный по поддельному листу и так далее).
Пленум ВС запретил отправлять предпринимателей в СИЗО только из-за их «корыстных мотивов». Также судам предписали всегда обсуждать возможность применения залога по «предпринимательским» преступлениям. А неэффективное следствие назвали одной из причин для отказа в продлении меры пресечения.
Пленум ВС обновил несколько своих постановлений о «предпринимательских» преступлениях. Работников бизнеса не разрешается привлекать в качестве соучастников «предпринимательского» преступления только за то, что они выполняли поручения своего руководителя. А самого руководителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он взял на себя обоснованные риски во имя общественной пользы.
Особое внимание Верховный суд уделил разъяснениям процессуальных кодексов. Начнем с Кодекса административного судопроизводства – самого «молодого» из существующих, он был принят только в 2015 году.
Пленум разъяснил, как считать сроки для апелляционного и кассационного обжалования и разрешил не прикладывать копии документов, которые уже есть в материалах дела.
Не обошли вниманием и упрощенный порядок рассмотрения дел. Пленум рассказал, как считать сроки и что делать, если участник дела одновременно подает апелляционную жалобу и возражения против «упрощенки». Если апелляционная жалоба уже принята к производству, то дело будет рассматривать вторая инстанция. Если еще нет, то первая инстанция сама пересмотрит дело в общем порядке. Постановление также дало судам пространство для маневра в случаях, когда одна из сторон не отправила копии другим участникам спора. Он также может отправить копии другой стороне самостоятельно, в том числе и через интернет.
Пленум ВС в 2020 году также принял постановления об апелляционном и кассационном производстве в арбитражных судах. Согласно задумке судей, в кассацию должно было стать проще подать разъяснения и дополнения, а апелляциям запретили принимать новые доказательства. А еще для обеих инстанций закрепили обязательную проверку решения на соответствие позициям Верховного суда.
Под конец года Пленум принял разъяснения по одной из самых обсуждаемых юридических тем года – банкротному мораторию. ВС запретил субординировать требования руководителей, которые предоставили финансирование своей компании в трудные времена, но разрешил приставам, несмотря на правила моратория, взыскивать долги по зарплате и алиментам.
Разъяснения Уголовно-процессуального кодекса от Пленума ВС учат суды рассматривать гражданские иски. Обратиться с таким иском могут и юридические, и физические лица. Согласно общему правилу, в качестве гражданского ответчика выступает обвиняемый по уголовному делу. Если закон возлагает обязанность возмещения вреда на кого-то еще, то его и нужно привлечь. Также отвечают и те, кто неправомерно завладел имуществом, даже если его потом повредили или уничтожили другие лица.
Кроме того, Пленум ВС ориентирует учитывать и аморальное поведение потерпевших. В этом случае размер компенсации может быть снижен.
Акты судебного толкования права как результат нормотворческой деятельности (на примере постановлений пленума Верховного суда Российской Федерации)
Акты судебного толкования права как результат нормотворческой деятельности (на примере постановлений пленума Верховного суда Российской Федерации)
АКТЫ СУДЕБНОГО ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА КАК РЕЗУЛЬТАТ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
студент 1 курса Института Юстиции,
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург;
доцент кафедры теории государства и права,
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.
Аннотация: автор обосновывает возможность определения актов судебного толкования как результата нормотворческой деятельности на примере Постановлений Пленума Верховного суда.
Ключевые слова: толкование права, акты судебного толкования права.
Summary: author substantiates opportunity of definition acts of judicial interpretation as result law-making working, for example Decisions of the Plenum of the Supreme Court.
Keywords: interpretation of law, acts of judicial interpretation of law.
Общепризнано, что официальное толкование правовых норм, особенно в современной действительности, изобилующей огромным количеством правовых актов, крайне необходимо для их правильного понимания, применения, устранения пробелов и коллизий. В идеале цель и задача толкования состоит в установлении подлинной воли законодателя, для единообразного применения к ситуациям, выраженным в норме права.
Однако проблема официального толкования, в частности судебного толкования, заключается в том, что акты судебного толкования отвечают признакам правовых актов: они общеобязательны, приняты уполномоченным на то органом, формальны. И определяя содержание той или иной нормы права, посредством обобщения и разъяснения судебной практики, судебный орган фактически определяет должное правило разрешения судебных дел, т. е. устанавливает определенную процессуальную норму, которой будут следовать нижестоящие суды.
Судебное толкование в Российской Федерации осуществляет Конституционный суд, дает толкование положений Конституции РФ, и Верховный суд, дает разъяснение по вопросам судебной практики. Для характеристики актов судебного толкования следует рассмотреть акты толкования Верховного суда РФ. Согласно статье 19 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховый суд «в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики» [2, П. 4. Ст. 19]. Сформированная судебная практика ограничена всеми существующими отраслями права в России, а выносимые постановления являются обязательными как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных. Отсюда важно дать теоретико-юридическую оценку выносимым постановлениям, поскольку они определяют направленность применения правовых норм.
Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ (ред. от 01.01.2001) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» осуществляет не только толкование-разъяснение статей, но и устанавливает права и обязанности субъектов, не предусмотренные интерпретируемой статьей. Так, дается толкование статьи 393.1 ГК РФ «Возмещение убытков при прекращении договора», где Верховный суд наделяет должника правом предоставления доказательства о недобросовестных действиях кредитора, чего не предусмотрено в самой статье.
Особый интерес представляет ситуация в постановлении «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Дается толкование статьи 31 Жилищного кодекса, которая определяет лиц, относящихся к членам семьи собственника. При этом говорится «Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи» [1, Ч. 1. Ст. 31]. При этом процедура признания данных лиц не урегулирована в процессуальных законах, а описывается именно в постановлении Пленума ВС РФ в пп. б, п. 11. То есть в данном случае Верховный суд восполнил пробел в законодательстве путем установления процедуры признания лиц членами семьи.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» устанавливает дефинитивные нормы правовых категорий «спортсмен», «тренер», «спортивный режим», что не предусмотрено 54.1 главой Трудового кодекса РФ, в то время как их определения важны для применения норм трудового права. К примеру, спортсмен за нарушение спортивного режима должен привлекаться к дисциплинарной ответственности, согласно Постановлению, а поскольку ТК РФ не дает понимание, что вообще означает спортивный режим, Верховный суд в дополнении к установлению дисциплинарной ответственности устанавливает норму, которая трактует данное понятие.
Еще более важным аспектом в определении положения актов толкования Верховного суда является ссылка нижестоящих судов на Постановления Пленума ВС РФ. Например, в решении Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.01.01 года (2-636/2017) судья ссылается на Постановление «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», в решении Свердловского областного суда от 01.01.01 года (33-2984/2017) судья ссылается на Постановление «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений». Подобные ссылки также подтверждают тот факт, что некоторые положения актов толкования ВС РФ расцениваются как нормы, которыми судьи руководствуются не как интерпретационными, а как обязательными и имеющими юридическую силу.
Это лишь небольшая часть примеров, которые свидетельствуют о наличии элементов нормотворчества в актах толкования Верховного Суда РФ. Деятельность этого суда сводится не только к разъяснению содержания норм права, но и созданию новых процессуальных положений.
Кроме того, Верховный суд может принимать Постановления, вносящие изменения в ранее принятые акты, что дает основание говорить о его деятельности, как о нормотворческой.
Многие авторы, слыша о судебном нормотворчестве, выраженном в актах толкования, ошибочно начинают расценивать их как юридические прецеденты. На самом же деле юридические прецеденты основаны на конкретном правоотношении и в соответствии с ним вырабатывают определенную норму для разрешения подобных же ситуаций, в то время как акты толкования и содержащиеся в них нормы основаны на определенной норме права, и в зависимости от различных факторов начинают ее «корректировать» для последующего применения судами.
Теория российского права не совсем признает такое явление как судебное нормотворчество, ввиду сложного теоретического обоснования из-за устоявшейся теории разделения властей, где определено четкое место суда, как органа осуществляющего исключительно правосудие. Однако анализ названных примеров свидетельствует о создании судебными органами норм, имеющих юридическую силу.
Список использованных источников:
Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в правоприменительном толковании уголовного закона
Дата публикации: 19.09.2020 2020-09-19
Статья просмотрена: 1014 раз
Библиографическое описание:
Романова, Е. Д. Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в правоприменительном толковании уголовного закона / Е. Д. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73681/ (дата обращения: 22.05.2021).
В статье рассматриваются значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в правоприменительном толковании уголовного закона. Кроме того, в данной работе рассмотрены различные взгляды ученого сообщества на природу Постановлений Пленума Верховного Суда РФ.
Ключевые слова: толкование уголовного закона, Постановление Пленума Верховного Суда РФ, законодательный дисбаланс.
The article discusses the significance of the Decisions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation in the enforcement interpretation of the criminal law. In addition, in this work, various views of the scientific community on the nature of the Decisions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation are considered.
Keywords: interpretation of the criminal law, Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, legislative imbalance.
В современной юридической науке правовые акты рассматриваются как важнейшее средство не только формирования, но и осуществления правовой политики. Данная позиция сформировалась по причине того, что именно в юридически значимых актах деятельность государства в сфере правового регулирования находит свое выражение.
В настоящее время серьезной для правоприменителя является абстрактность норм права. Регулярное обновление законодательства и систематический рост принимаемых правовых актов нередко приводят к увеличению степени неопределенности содержания конкретных положений закона, что, в свою очередь, делает проблему толкования права еще более значительной.
Невозможно не согласиться с тем, что уголовное законодательство отличается репрессивностью, в ходе применения которого нарушение прав человека, как совершившего преступление, так и иных лиц, может быть наиболее существенным. Зачастую справедливость наказания, назначаемого за преступление, находится в прямой зависимости от сложившейся судебной практики по той или иной категории дел.
Законодательный процесс является длительной и трудоемкой деятельностью, и даже в том случае, если на разработку отдельного законопроекта ушел не один год, что очевидно свидетельствует о намерении законодателя учесть все возможные особенности отношений, подлежащих правовому регулированию, то далеко не всегда удается достичь этого на практике. При этом нельзя забывать о том, что закон должен быть лаконичен по своему содержанию, а, следовательно, правоприменитель неизбежно вынужден обращаться к иным источникам для разъяснения конкретных определений и терминов, закрепленных законодателем.
Данное явление можно охарактеризовать как законодательный дисбаланс, то есть комплексное, многоаспектное явление, выражающееся в несогласованности образующих его форму и содержание элементов либо в неравновесии используемых им средств [1, с. 25–27]. Законодательный дисбаланс создает препятствия для правореализации, способствует образованию правовых конфликтов на всех стадиях действия права. Классифицируя дисбаланс можно выделить два его вида:
Устранение законодательного дисбаланса с помощью правотворчества представляется возможным не всегда, но даже в тех случаях, когда это возможно, на это требуется длительное время. По этой причине важную роль в борьбе с негативными последствиями данного явления играют акты толкования высших судебных органов, а именно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее — Пленум ВС РФ). Важно заметить, что посредством принятия своих актов, судебные органы преодолевают законодательный дисбаланс, а не устраняют его, так как данную функцию могут реализовывать только правотворческие органы, судебные же органы не обладают подобными полномочиями и не должны подменять их.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации закреплены в статье 126 Конституции РФ [2], в соответствии с которой Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выполняют не правоприменительную, а правоинтерпретационную функцию. В соответствии с пунктом статьи 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения. Данная норма свидетельствует о том, что Постановления Пленума ВС РФ носят основополагающий характер для деятельности судов, способствуют недопущению судебных ошибок и ориентированы на обеспечение стабильности, определенности и единства судебной практики.
Ввиду немалого количества Постановлений Пленума ВС РФ, есть необходимость в их классификации. Так, по признаку направленности их содержания можно выделить три вида постановлений:
1) постановления, способствующие преодолению пробелов в законе;
2) постановления, направленные на устранения противоречий между нормами права различных правовых актов;
3) постановления, раскрывающие содержание правовых предписаний.
Ввиду того, что общеобязательность Постановлений Пленума ВС РФ не закреплена это порождает споры относительно их правовой природы. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть две наиболее популярные точки зрения на эту проблему.
Первой популярной позицией является рассмотрение постановлений Пленума ВС РФ как результата правоинтерпретационной деятельности. В настоящее время правоведы разным образом трактуют понятие «правоинтерпретационная деятельность». Наиболее справедливым представляется дефиниция, предложенная Е. М. Тереховым: «правоинтерпретационная деятельность — это работа специально уполномоченных субъектов по раскрытию смысла норм права, реализуемая в определенных рамках (пределах), оканчивающаяся изданием интерпретационных актов и вызывающая юридические последствия» [3, с.65–71]. Необходимо обратить внимания на часть определения, посвященную тому, что деятельность реализуется в определенных пределах, данное уточнение весьма важно и указывает на невозможность создания новой правой нормы субъектом толкования, а лишь ведение разъяснительной и уточняющей деятельности по отношению к исходной норме права.
Чтобы наиболее подробно понять указанную точку зрения на природу Постановлений Пленума ВС РФ необходимо разобраться в чем проявляется влияние деятельности Верховного Суда Российской Федерации по интерпретации права на правовую политику Российской Федерации.
Прежде всего, правоинтерпретационный процесс способствует обнаружению пробелов в праве с целью их дальнейшего преодоления, кроме того, он способствует разрешению юридических коллизий.
Во-вторых, акты правовой интерпретации в некоторой степени влияют на определенные процессы в политике государства. Одной из явных проблем российского государства является коррупция. Пленум ВС РФ, давая разъяснения по делам о взяточничестве и другим коррупционным преступлениям, обращает внимание на необходимость при рассмотрении подобных дел выявлять обстоятельства, которые способствовали совершению данных преступлений и обращать внимание компетентных органов на указанные факты нарушения закона, которые в последующем требуют принятия соответствующих мер для их устранения [4].
Третьим фактором, несомненно, оказывающим влияние на правовую политику государства, является такая цель интерпретационной деятельности как стремление к верному и единообразному применению законодательства. Вышеуказанная цель способствует качественной и наиболее полной защите прав и свобод человека и гражданина, а также формированию высокого уровня правовой культуры общества.
Данный фактор находит свое подтверждение в множестве примеров толкования оценочных категорий, которые закреплены законодателем в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ). Редко в нормах УК РФ можно встретить не только декларацию конкретных терминов, но и присвоенные им дефиниции. Так, преобладающее количество оценочных понятий, таких как «незаконная охота» [6], «насилие, опасное для жизни» и многие другие термины «раскрывают» свое содержание непосредственно в Постановлениях Пленума ВС РФ.
Несправедливо было бы не отметить не только вышеуказанные положительные аспекты деятельности Верховного Суда Российской Федерации, но и негативные моменты, связанные с его интерпретационной деятельностью. Одной из проблем является то обстоятельство, что деятельность Верховного Суда Российской Федерации по интерпретации правовых норм берет свое начало уже после вступления в силу закона и начала его применения. Таким образом, до того момента, пока Пленум ВС РФ выпустит очередное Постановление, правоприменители уже успевают допустить ошибки при вынесении ими решений. Думается, что данного негативного явления можно было бы избежать посредством введения предварительного толкования судебным органом вступившего в силу закона.
Как уже было сказано выше, не все научное сообщество придерживается данной позиции относительной правовой природы Постановлений Пленума ВС РФ. В соответствии с другой точкой зрения Постановления Пленума ВС РФ рассматриваются как источники уголовного права ввиду того, что создают новые правовые нормы и неоднократно используются в судебной практике.
Действующий и в настоящее время Закон РСФСР от 08.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР», в той части, в которой он не противоречит Конституции РФ, ранее в статье 56 закреплял обязательность для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, а также руководящий характер разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР. Но, как уже было сказано ранее на сегодняшний день ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не закрепляют обязательность разъяснений постановлений Пленума ВС РФ для правоприменителей. Кроме того, закрепление обязательности указанных постановлений нарушали бы принцип независимости судей и их подчинения только Конституции РФ. Но, с данной позицией можно поспорить, ведь указанный принцип был провозглашен и закреплен ранее в статье 167 Конституции РСФРС 1978 года, и данное обстоятельство не создавало противоречий между ним и нормами об обязательности постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР, отраженными в статье 56 Закона РСФСР от 08.07 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».
Кроме вышеизложенного, доводом в пользу сложившейся позиции служит присутствие в Постановлениях Пленума ВС РФ расширительного и ограничительного толкования норм уголовного права. Существующие Постановления Пленума ВС РФ включают в себя огромное количество примеров создания новых уголовно-правовых норм, разъясняющих уголовный закон. Такая необходимость является следствием возникновения неопределенности содержания правовых норм, закрепленных в законе. Так, в качестве примера для иллюстрирования данного довода можно обратиться к Постановлению Пленума ВС РФ от 10.06.2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», в котором закреплено понятие структурированной организованной группы, в свою очередь отсутствующее в УК РФ. Данное положение, содержащееся в определении, несомненно, относится к ключевым особенностям соответствующих понятий, которые являются содержанием правовой нормы. М. Б. Кострова высказалась по этому поводу и указала на то, что дефинитивные нормы несут в себе новые признаки в правовую норму и ввиду этого необходимо рассматривать их в качестве новых норм права [5, c. 15–17].
Следующим аргументом в пользу вышеизложенной позиции наличие в постановлениях Пленума ВС РФ положений, которые не содержатся в тексте УК РФ, а иногда и противоречат ему. В некоторых случаях постановления Пленума ВС РФ дополняют правовую норму или даже определяют ее содержание, что свидетельствуют о признаках правотворческой деятельности. В качестве примера данных явлений можно привести Постановление Пленума ВС РФ от 27.01.1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)», в котором закреплено, что, как сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом следует квалифицировать убийство в процессе совершения указанных преступлений. Данное преступление квалифицируется пункту «з» части 2 статьи 105 УК РФ в совокупности со статьями УК РФ, которыми предусмотрены санкции за вымогательство, бандитизм и разбой. Указанное положение, в свою очередь, противоречит части 1 статьи 17 УК РФ, в соответствии с которой совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание. В указанном случае совершение как минимум двух преступлений, например, убийства и разбоя, предусмотрено как отягчающее обстоятельство, которое влечет наиболее строгое наказание, чем если бы было совершено только убийство — вплоть до пожизненного лишения свободы.
Заключительным аргументом, хоть и косвенно, но подтверждающим, вышеизложенное мнение относительно Постановлений Пленума ВС РФ, является особенности их юридической техники. Нельзя не обратить внимание на то, как сформулированы указанные разъяснения. В преимущественном количестве Постановлений Пленум ВС РФ прибегает к императивной, а не рекомендательной форме изложения, в таких выражениях как: «надлежит квалифицировать…», «содеянное следует рассматривать». «обратить внимание судов на…» и другие, полагая их обязательными для нижестоящих судов.
Дискуссия о природе Постановлений Пленума ВС РФ имеет длительную историю и не ограничена только рамками уголовного права, а имеет важное общетеоретическое правовое значение. Думается, что вопрос о возможности признания указанных Постановлений источниками уголовного права может быть решен лишь в том случае, если их обязательность и содержание в них правовых предписаний уголовно-правового характера будут закреплены конституционно.
Таким образом, подводя вывод по поводу роли Постановлений Пленума ВС РФ в правоприменительном толковании уголовного закона, необходимо отметить, что указанные Постановления можно относить к оперативному, но временному способу борьбы с различными формами выражения законодательного дисбаланса, который в свою очередь направлен на его преодоление в конкретных сферах правового регулирования общественных отношений, актуализация которых порождает пробелы в правоприменении. Для того, чтобы избежать сложностей в толковании уголовного закона, законодателю необходимо закреплять дефиниции тех или иных уголовно-правовых терминов непосредственно в нормативных правовых актах. Но, при этом любой закон неизбежно будет увеличиваться в объеме, что будет вызывать трудности в практике его применения. Поэтому, одним из возможных вариантов решения обозначенной проблемы является разработка нормативного правового акта, который будет включать в себя все юридические дефиниции, и подобно словарю будет содержать в себе разъяснение всех возможных уголовно-правовых терминов. Разработка подобного акта позволила бы избежать «отягощения» законодательных актов обилием дефиниций, а также сложностей толкования, возникающих у правоприменителей.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС КонсультантПлюс (дата обращения 02.02.2020).
6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// СПС Консультант Плюс (дата обращения 02.02.2020).