Природа во сне обломова кратко
Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Иван Гончаров — Сон Обломова:
Краткое содержание
Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.
Кое-кто из крестьян добирался до ярмарки – и только. Знали, что в 80-ти верстах «губернский город», а за ним Саратов. Еще дальше, по слухам, Москва и Питер, а за ними – неведомые земли с немцами и чудовищами.
Деревушки Сосновка и Вавиловка – и есть Обломовка, наследственные владения Обломовых. Усадьба семьи – в Сосновке. Видит Илья Ильич себя 7-летним краснощеким мальчуганом, утром встающим с постели. Первой целует его добрая, теперь уже покойная, мать. Потом мальчик переходит в руки няньки. Умытый и причесанный, он спешит к столу, где им любуются старички и старушки, живущие в доме.
Няня не спускает с непоседы глаз, бережет его ото всего: чтоб дитя не простудилось, не перегрелось, резво не бегало, со двора – ни ногой. Все Илюше интересно: отчего есть свет и тень, и что там – за горой. Видит он, чем заняты взрослые – и невольно берет с них пример на всю жизнь.
Видел он, как много забот у отца: шутка ли, день ходить по комнате или в окошко болтать с прислугой. Знал, что мать до полудня ломает голову – что подать на обед. В доме любили есть досыта, с удовлетворением. Любой праздник сводился к столу. Таких жирных гусей и пирогов он в жизни больше не едал.
В полдень вся округа погружалась в послеобеденный сон. В этот час начиналась самостоятельная жизнь Илюши. Под общий храп, один в целом мире, он роется в канаве, давит мух, лезет на голубятню. Только со двора не уходит: страшно. После сна все вволю пьют чай. Мать мечтает, как сын ее выбьется в люди.
Дети здесь растут на волшебных сказках. И Обломов часто потом жалел: «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». День прошел. Обломовцы благодарят за него Бога и желают, что все их дни были как этот.
В продолжение сна видит он себя 13-14-летним мальчиком. В эту пору он учился в сельце Верхлево, в немецком пансионе управляющего Штольца. Под влиянием строгого и дельного немца мог Илюша стать другим, но не стал. Кроме Штольца и сына его Андрея (тот Илюше помогал делать уроки), все вокруг дышало ленью. Под любым предлогом мать неделями не пускала его в пансион.
Идеалом и смыслом жизни родителей были покой и бездействие. Целью матери: чтоб «дитя было всегда весело и кушало много». А учиться надо вполсилы, ради аттестата и будущей выгодной службы. Так и рос Илюша, как вялый тепличный цветок. Самому и одеться нельзя, только с помощью слуги Захара. Разыгрался раз Илюша в снежки с деревенскими ребятишками, так потом сидел в одеялках и лечился от несуществующей простуды.
Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова
Сюжет
Обломов спит и видит себя в возрасте семи лет в барском доме в родной деревне Обломовке. Там всегда тишь да гладь, ласковое солнышко, все сытно кушают, вдоволь спят после обеда, дни проводят в пустых разговорах. Хлопочут помаленьку, не утруждаясь, и другой жизни не хотят. Отец забросил хозяйство, обленился, а для матери Илюши главное, чтоб сынок был толстый и послушный. Все следят, чтобы он не расшибся, не ушел со двора.
В 13-14 лет мальчика отдают учиться в пансион делового немца Штольца. Мать и тут следит, чтоб дитя не заучилось, устраивает ему то и дело «каникулы». От природы смышленый, он теряет любознательность, всего боится и ничего не хочет.
Отзыв
Эпизод сна – ключ к роману. Из него становится ясно, почему Илья Ильич такой. Он ленив не только телом, но и душой, умом. В нем иссякла жизненная сила. Он – отпрыск вечно сонной Обломовки, его диван – наследник мебели его родового дома. Но для героя этот сон – еще и мечта о райской, сказочной жизни на земле, которой он лишился. Герой – из «лишних людей».
Картины жизни провинциального дворянства. Родители смогли прожить в «утопии», но герой попал уже в другое время, общество. И остался невостребованным. Тема жизни без смысла и цели, только ради желудка, без чувств и мыслей, перемен. Тема изоляции, излишней опеки, неправильного семейного воспитания. Тема скупости (обломовцы прижимистые люди), памяти (если человек умер – его быстро забывают). Обломовщина – порок, присущий всем людям в той или иной степени.
«Сон Обломова» — анализ эпизода из романа И.А. Гончарова «Обломов»
Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия «Обломов» совсем не исправляет ситуацию и никоим образом не оправдывает всю его жизнь. Что же касается его имени, то можно провести параллель с Ильёй-муромцем, который хоть и просидел почти половину своей жизни и толком ничего не делал, однако, в один прекрасный момент он поднялся с печи и сразу же стал героем и его имя тут ни при чем. Герой же данного произведения ничего не меняет в образе жизни и так остаётся сидеть на одном месте до конца своих дней.
И всё же нельзя сказать, что Обломов прожил бесполезную жизнь. Даже после своей смерти, он продолжает следить за остальными героями произведения. Он видит, как Захар без него мечется и не может найти себе места, так как не видит смысла в жизни без своего хозяина. А что же Ольга и Штольц? Они взяли на оказалось воспитание маленького Обломова и постоянно вспоминают покойного добрым словом.
Неудачная попытка расшевелить главного героя и привнести в его жизнь какой-то смысл и краски, оказалась для Штольца и Ольги судьбоносной. Память о ленивом и апатичном но, довольно таки, неплохом человеке, объединяет этих двоих и, вскоре, они становятся мужем и женой.
Так что, можно сказать, что в борьбе двух противоположностей, которыми являются Петербург и Обломовка, невозможно победить вдвоем, победитель будет один, а значит второй должен проиграть. Это борьба двух непохожих друг на друга вещей.
Однако все мысли и все мечтания автора направлены на образ «младшего» Обломова, который впитал в себя весь дух этих противоположностей: от отца он унаследовал мягкость и неудивительно теплоту сердца, которую, надеемся, он пронесет сквозь года, от своих же приемных родителей, Ольги и Штольца, он возьмет те энергию и задор, которые смогут открыть стране дорогу в светлое и новое будущее. Будущее, полное доброты и понимания ко всем людям, независимо от их образа жизни, ценностей и жизненных устоев.
Композиция романа
Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.
Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.
В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.
Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.
В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.
Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.
В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.
Популярные сочинения
Место эпизода
В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:
Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.
В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.
Роль сна Обломова
Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик. Пассивного протеста окружающему миру автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность. Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне. Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”. Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом… Что это, беззаботность варваров или философов? В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь. Его диван — это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов — это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни. Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии. В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку. Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его. Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.
Основные этапы
Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.
Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.
Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.
Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:
Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.
Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.
Выводы
Несомненно, особое, нерядовое значение имеет сцена романа «Обломов» — сон. Краткое содержание этого эпизода убеждает нас, что он является «увертюрой всего романа». Ведь именно детство формирует человека. Врожденная пытливость ребенка была с юных лет растоптана мелочной бессмысленной заботой. Первичные понятия: «что такое хорошо», а также «что такое плохо» также определились в детстве. (Радости жизни — веселье и покой, а невзгоды – труд и скука.)
Благодаря этому отрывку гончаровской книги мы видим то, что собственно и сделало из фамилии Обломова имя нарицательное.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»
Роман «Обломов» И. А. Гончарова был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка…
«Сон Обломова» — анализ эпизода
Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.
Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.
Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.
Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.
Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.
И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.
Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.
Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.
В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.
Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.
Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.
Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.
Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.
Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.
И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.
Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.
К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.
Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.
То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».
В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.
Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.
Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.
Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!
Сочинение про Сон Обломова
Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».
И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Разбор главы Сон Обломова
Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.
Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.
Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.
Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.
Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.
Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.
Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.
Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.
Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.