Притча о десяти прокаженных толкование

ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ

Другой случай исцеления проказы описан Евангелистом Лукою. Здесь Христос очистил от болезни десять прокаженных мужей. Это было на пути следования Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он, сопровождаемый учениками и толпой народа, «входил в одно селение». Перед самым входом, как говорит Евангелист, «встретили Его десять прокаженных мужей, – которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисусе Наставниче, помилуй нас».

Увидев этих несчастных людей, и не призывая их приблизиться к Себе, Господь на расстоянии, сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И этих простых слов было достаточно, чтобы прокаженные молча повернулись и пошли по дороге к священникам. Слово Христа было «со властью» и прокаженные были уверены, что в Его повелении кроется их спасение. Но как и когда? И вот к величайшему их удивлению и радости, не пройдя быть может и нескольких сот шагов, они увидели свои руки и ноги совершенно очистившимися от проказы. С ощущением сил и здоровья всего тела, они, вероятно, ускорили свой путь к священникам, будучи теперь уже совершенно уверены в своем исцелении.

Но только один из них остановился и, видя, что исцелен, повернул обратно, ища и догоняя Иисуса. И найдя Его, он, «громким голосом прославляя Бога, пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. »

И здесь Христос отметил святость чувства благодарности Богу за полученное благодеяние, возвратившегося с пути одного из прокаженных, и осудил тех, кто в своем сердце этого благородного чувства не нашел. Обратившись к народу Господь сказал: «Не десять ли очистилось: Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» – А самому Самарянину, который, не обращая никакого внимания на вековую рознь и ненависть Самарян к Галилеянам и Иудеям, окружавшим «Наставника», продолжал славить и благодарить Бога, Христос сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».

В этом чуде, исцеления десяти, как и в чуде исцеления одного прокаженного, прежде всего проявилось милосердие Божие к страдающему человечеству; а также власть Богочеловека над проказою, как печатью греховности; кроме того, в высшем чувстве благодарности Богу, упразднились национальные грани, порожденные греховностью людей и, наконец, утвердилась спасительность веры во Христа, как Бога. Из десяти прокаженных, только один услышал от Христа слово о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого телесного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще не известно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, или нет; ибо далеко не всегда «в здоровом теле живет здоровый дух».

В церковной практике, Евангелие о «десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.

Источник

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Толкование Воскресного Евангелия. Исцеление десяти прокаженных

Притча о десяти прокаженных толкование. cleansing of 10 lepers. Притча о десяти прокаженных толкование фото. Притча о десяти прокаженных толкование-cleansing of 10 lepers. картинка Притча о десяти прокаженных толкование. картинка cleansing of 10 lepers. Другой случай исцеления проказы описан Евангелистом Лукою. Здесь Христос очистил от болезни десять прокаженных мужей. Это было на пути следования Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он, сопровождаемый учениками и толпой народа, «входил в одно селение». Перед самым входом, как говорит Евангелист, «встретили Его десять прокаженных мужей, – которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисусе Наставниче, помилуй нас».Лк, 85 зач., 17, 12—19

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные?

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день — а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет — а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за все.

Это общая духовная проказа — неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, — отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Промысл Божий так ведет человечество, так ведет наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Так, чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадежным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду. Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан.

Господь сказал им пойти и показаться священникам. И они поверили слову Христову. Но исцеление произошло только тогда, когда они были на пути к храму. Когда они шли, они очистились, говорит Евангелие. О, если бы наш народ осознал сегодня, что все существующие человеческие средства для его спасения уже исчерпаны, и уже буквально, как нищий, встал бы перед Христом Богом, прося Его только о милости! Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: все бы изменилось на нашей земле, как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский.

Но чудо не помогло бы, если бы девять из десяти приняли исцеление подобно Евангельским прокаженным — как нечто должное, с мыслью о том, что в конце концов рано или поздно Бог, если Он существует, должен был дать им избавление. Разве они справедливо страдали? Они не заслужили этого страдания. Если существует в мире высшая справедливость, это исцеление должно было произойти. И вот оно произошло. Они счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не приходит принести хвалу Подателю этого блага. Только один, отверженный самарянин, остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом, и устремился воздать хвалу Ему. Девять из десяти обрели исцеление и утратили Исцелителя.

Кажется, Он послужил им для достижения их земных целей, а теперь зачем Он им нужен? Благо нам, если мы сегодня, дойдя до последней черты, уповаем только на чудо Божие. Но горе нам, если мы ищем только исцеление от наших внешних скорбей, избавление только от той беды, в которой мы оказались, а не ищем единственное чудо — Самого Христа, без Которого жизнь одинаково нечудесна — одинаково тусклая, на глазах загнивающая. Не имеет значения в благополучии мы или в несчастье.

Много чудес дает нам Господь и Сам, и через бесчисленных святых Своих. И особенно в последние времена столько чудес было дано нашей Церкви, в особенности через Царственных мучеников, через всех новых мучеников и исповедников Российских. И в каждом чуде милость Бога Живого, Того, Кто рождается ради нас, облекается в нашу плоть, берет на Себя тяжесть нашей вины и греха, всей обезображенной нашей жизни, и возносит на Свой Крест, чтобы дать нам не временное облегчение от наших страданий, а новую жизнь Своего Воскресения.

Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него. Может быть, мы больше всего нуждаемся сегодня в том, чтобы научиться в ответ на крестную Христову любовь славить Бога за все, и прежде всего за великие скорби и болезни, которыми Он ныне нас посещает, потому что благодаря им мы не в состоянии остановиться ни на чем земном. И благодаря им мы лучше начинаем понимать, что просто не существует другого адекватного ответа на милость Божию, кроме принесения нас себя Ему в благодарении.

Источник

Притча о десяти прокаженных толкование

Притча о десяти прокаженных толкование. 4e4e91b098631767385532571e2a76b0. Притча о десяти прокаженных толкование фото. Притча о десяти прокаженных толкование-4e4e91b098631767385532571e2a76b0. картинка Притча о десяти прокаженных толкование. картинка 4e4e91b098631767385532571e2a76b0. Другой случай исцеления проказы описан Евангелистом Лукою. Здесь Христос очистил от болезни десять прокаженных мужей. Это было на пути следования Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он, сопровождаемый учениками и толпой народа, «входил в одно селение». Перед самым входом, как говорит Евангелист, «встретили Его десять прокаженных мужей, – которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисусе Наставниче, помилуй нас».

Начнем с десятого прокаженного. Почему с него? Христос говорит: «Вера твоя спасла тебя». Оттого что мы ищем такой веры, оттого что такая вера спасает нас, жизненно необходимо для нас знать, что сделал этот десятый прокаженный. Не будем останавливаться на том, что он принадлежит к числу самарян. Сосредоточимся только на том, что с ним произошло. Он исцелился от проказы и возвратился ко Христу, чтобы воздать Ему благодарение. Девять других прокаженных тоже исцелились и пошли дальше своей дорогой. Они не возвратились. И они не услышали слов: «Вера твоя спасла тебя». А этот десятый прокаженный, исцелившийся, как и другие, увидел себя исцеленным. Он взглянул на себя, исцеленного, и узнал, что значит исцеление.

Представьте себе этого страдающего, исключенного из всякого общения человека, который видит, что он исцелен. Его тело — здоровое, обновленное, как у младенца. Велика его радость. Оттого что он увидел себя, и увидел, что он исцелен, он мог назвать по имени Бога, Который исцелил его. Он назвал Бога по имени только потому, что увидел себя, и увидел себя исцеленным. Другие прокаженные, тотчас забывшие от радости, что с ними произошло, возвратились к своим делам.

Святые отцы говорят о величии человеческой души. Они имеют в виду прежде всего великолепие того, что Бог сотворил в нас. Видение этого великолепия, благодарение Бога — первое условие видения себя, как это произошло с десятым исцеленным прокаженным. Значит, чтобы увидеть себя, необходим самоанализ, наблюдение за собой? Нет. Этого более чем недостаточно. Поступая так, мы будем только все более узнавать свою прокаженность, невозможность когда-либо исцелиться. Без познания себя, без признания, что падение Адамово — наше падение, невозможна реальная духовная жизнь. Но, как свидетельствуют все святые, останавливаться на этом нельзя. Мы должны узнать то, что собой представляем, — для того, чтобы искать не самих себя, но Бога. Только обретя Бога, можем мы подлинно стать самими собой. В чем заключается наше исцеление? Святой Ириней Лионский говорит о следах прикосновения к нам Божиих перстов. Этим исканием следов Божественного прикосновения должен без конца определяться наш путь.

Благодать на благодать — дар Бога нам посреди Пасхи, призыв к святости. Этот зов Господень должен быть смыслом нашей жизни. Мы должны быть святыми, как Бог, по дару Его, чтобы любить Его, как Он возлюбил нас. В нашей жизни веры все началось с таинства крещения, которое озарило сверкающим светом весь наш жизненный путь. В таинстве крещения, как и при монашеском постриге или епископской хиротонии, Господь вопрошает приходящих к Нему: «Чесо ищете?» Чего мы ищем? Присутствующие при торжестве нашего нового рождения или мы сами, если крестились взрослыми, исповедуют Символ веры, утверждая, что верой мы обретаем вечную жизнь. После крещения и миропомазания нам дается причастие, кто-то вступает в брак, кто-то посвящает себя всецелому служению Богу. Все это существует, чтобы вести нас к святости. Есть и другие дары благодати в Церкви. Мы должны все глубже запечатлевать в наших сердцах, что каждый новый год нашей жизни дается нам, чтобы мы стали приношением Богу. Сознаем ли мы, насколько мы еще далеки от знания полноты даров Божиих? Даров радости или скорби, пережитых нами, таинств Церкви, покаяния, воскрешения нас для новых испытаний или прикосновения к нам Христова света. Есть также благодать для других людей, которую Бог посылает через нас. Власть любви человеческой души, если она во Христе, над другой человеческой душой не имеет границ. Дух Святой — Раздаятель Божественных тайн для подлинного служения. Это и значит увидеть себя исцеленным. Узнать дар Христов и начать жить им. Но Господь не сказал: «Твоя благодарность спасла тебя». Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Если мы увидим себя очами веры, мы узнаем, как десятый исцеленный прокаженный, Бога в нас и вокруг нас. Наше прошлое и настоящее, если всмотреться в них просвещенным взором, исполнено чудес. Но прежде всего мы должны увидеть присутствующего среди нас Бога во Христе Иисусе, Господе нашем, зная, что память о даре благодати в прошлом — начало нового ее дара.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАВА 17.12-19):

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:

Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом?

Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят?

Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть».

Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того.

Говоришь: «да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения.

Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

Источник

Исцеление десяти прокаженных

Это чудо Господь совершил во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят. Прокаженные целой группой в 10 человек «остановились вдали», ибо закон запрещал им приближаться к здоровым людям, и громким голосом умоляли Господа помиловать их. Господь повелел им идти и показаться священникам. Это значило, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона освидетельствовали исцеление от проказы, причем приносилась жертва и давалось позволение жить в обществе. Покорность прокаженных слову Господа — идти на освидетельствование к священникам — указывает на их живую веру. И они действительно по дороге заметили, что болезнь их оставила.

Получивши исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, Самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя Иудеи и презирали Самарян, последние оказывались иногда выше их. Господь со скорбью и кротким упреком спросил: «Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» Эти девять — живой пример человеческой неблагодарности Благодателю Богу.

Проповедь митрополита Антония Сурожского

Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни — по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь. И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя…

Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного — не судить, а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией.

Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной… Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь; мы увидим, что такое Божия любовь — хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления — только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость… Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно — крестной, но ликующей радостью. Аминь.

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Евангелие. Исцеление десяти прокаженных (от Луки, гл. 17, ст. 12–19)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Сегодня вы слышали Евангельское повествование об исцелении Иисусом Христом десяти прокаженных (Лк. 17, 12–19).

Проказа – это заболевание, которое преимущественно распространено в южных странах. У человека на лице и на теле появляются пятна, тело теряет чувствительность, гниет, лицо распухает. У человека выпадают волосы и зубы, изо рта непрестанно сочится зловонная слюна. Плоть отпадает, обнажая кости. Иногда у человека вытекают глаза, он слепнет, у него отмирают пальцы рук, и он не может даже донести до рта пищу. Прокаженный превращается в живой труп. Прежде прокаженных изгоняли из городов и сел. Они жили в лесу, в землянках, им изредка клали пищу в условное место. Гонимые голодом, они бродили около больших городов, чтобы люди сжалились и бросили им что-нибудь поесть. Их гнали, как диких зверей. Родные оплакивали прокаженного больше, чем мертвеца.

Когда прокаженный умирал где-нибудь в лесу или при дороге, то даже хищные птицы не клевали его труп, зараженный смертоносным ядом, и звери обходили его. Другие прокаженные должны были закопать тело или сжечь его.

После так называемых крестовых походов эта болезнь проникла в Европу и вызвала там большой ужас. Прокаженные обязаны были носить на лице белый как саван капюшон с прорезями только для глаз, чтобы своим видом не пугать людей. На других висел колокольчик, и зловещий звон его предупреждал людей, чтобы они отходили с дороги. Между тем, братия и сестры, прокаженные забывали, кто они: иудеи, самаритяне, арабы или греки. Изгнанные своими соплеменниками, они стали как бы одним народом. Со своими законами, спаянные одной бедой, часто прокаженные испытывали сильную привязанность и самую нежную любовь друг ко другу. У них, потерявших все земное, как бы открывалось сердце для истинной дружбы. Они делились друг с другом последним куском хлеба, ели из одного блюда, грелись у одного костра. Несчастье уравняло их, как уравнивала мертвых общая могила.

Когда Господь наш Иисус Христос, идя в Иерусалим, входил в некоторое селение, Его встретили десять прокаженных. Они начали призывать Господа, просить Его о милости: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 13) – то есть исцели нас!

Проказа разъедает горло и уста, и поэтому вместо крика из их уст исходил только лишь хриплый шепот: Иисус Наставник! помилуй нас.

Господь, остановившись, сказал: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Они поверили, что будут исцелены, и направились по дороге в Иерусалим, в храм, где священники должны были засвидетельствовать их исцеление. И вот еще на пути они почувствовали силу благодати Божией, которая влилась в них, исцелила их.

Ребенок не знает часа своего рождения, а эти несчастные как бы пережили свое второе рождение. Их страшные раны зарубцевались. Кожа, похожая на чешую, спала; показалась новая – чистая и белая, как у ребенка, и вот уже они явственно представляли, как возвращаются к семьям, как встречают их слезами радости, как они обнимают своих детей, сидят в кругу друзей и рассказывают о великом чуде. Они уже видели перед своими глазами огни отчего дома и стены Иерусалима; только Одного они забыли: Того, Кто исцелил их!

Исцеленные милостью Божией, они забыли о Самом Боге и с каждой минутой удалялись от Христа. Девять из них были иудеи, один – самарянин. Иудеи уже с детства знали о том, что Спаситель должен придти на землю: об этом их учили в синагогах, об этом они слышали проповеди в храмах. Чудо должно было воочию убедить их в том, что Спаситель мира перед ними. Однако они продолжали идти своим путем. Называвшие себя чадами Авраама желали не Бога, а даров Божиих, не Небесного Отца, а Его наследства.

Вернулся только один самарянин, пал в ноги Иисусу, благодаря и хваля Бога, прославляя Его как Мессию. Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17, 17–18). Этот вопрос предназначался для Его учеников, апостолов, чтобы они, сами будучи иудеями, поняли, что пришел Спаситель мира для всех людей, для всех народов, для всех наций. Сейчас эти народы мира представлял один самарянин, лежавший у ног Христа.

Господь сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 19). Какая вера? Верили и другие прокаженные, что они исцелятся: в несчастьи они верили, а в благополучии они забыли Бога, как часто это случается и с нами.

Святой Исаак Сирин говорит: «Я знаю людей, которые остались твердыми в несчастьи, но не знаю никого, кто бы не изменился в счастьи и благополучии».

Братия и сестры! Вера самарянина в Христа как в Мессию и Спасителя мира – это вера в то, что Тот, Кто исцелил его тело, может исцелить его душу; Тот, Кто возвратил его снова к своему народу, может открыть ему врата рая; Тот, Кто даровал ему очищение от проказы, дарует ему и прощение грехов, и вечную жизнь.

Вот так называемый буквальный исторический смысл этого повествования, но есть еще и другой – нравственный смысл. Мы должны непрестанно и за все благодарить Бога. Некоторые из нас скажут: «За что мне благодарить Бога?» Благодари Бога за то, что Он сотворил нас, сотворил небо и землю, создал нас людьми, единственными существами на земле, украшенными образом и подобием Божиим. Благодари за то, что Господь дал тебе веру; благодари за то, что ты принадлежишь к Православной Церкви; благодари за то, что Господь не оставил тебя погибнуть в грехах твоих, но Сын Божий сошел на землю, распялся за тебя; что Господь прощает тебе грехи твои и питает тебя Телом и Кровью Своими; что Господь исполняет твои молитвы; что сколько сверстников твоих уже лежит в могиле, а ты живешь, и каждый твой день может быть днем твоего спасения.

Есть еще мистический смысл. Прокаженные кричали: Иисус Наставник! помоги нам. Иссякла у них уже давно надежда на человека, однако не исчезла надежда на Бога.

И мы тоже прокаженные грехами для ангелов. Наши души в очах Ангелов так же ужасны и отвратительны, как тела прокаженных. Но мы знаем своего Спасителя и потому в сердце своем должны непрестанно говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, исцели меня, спаси меня!»

Братия и сестры! Хотелось бы нам молиться от чистого сердца, а наше сердце источает гной, как смрадные уста прокаженных. Но Господь услышал их шепот. Он слышит и тайный голос нашего сердца!

Еще здесь есть экклезиологический смысл. Господь говорит: Пойдите, покажитесь священникам. Господь дал Церкви великие таинства, которые могут очистить, возродить духовно, оживотворить человека. Это Таинства Елеосвящения, Покаяния и Причащения.

Братия и сестры! Мы должны благодарить Бога за все, благодарить даже за испытания и страдания, которые Он посылает нам.

Один подвижник сказал: «Неискренен в любви тот, кто не благодарит Бога в скорби, как и в радости». А другой ответил: «Неискренен тот, кто не принимает скорбь как радость и удары как благословение».

Любимой молитвой св. Иоанна Златоуста были слова: «Слава Богу за все!»

Братия и сестры! Гордое сердце не может благодарить Бога, гордое сердце всегда озлоблено, оно постоянно в смятении, оно всегда недовольно. Достаточно иногда гордому услышать какое-нибудь слово, даже достаточно неприветливого взгляда, чтобы сердце его наполнилось ненавистью. Сердце гордого не знает духовной радости – высшего счастья. Лишь смиренным открываются тайны Божии и тайны Божественной любви, только смиренный может благодарить Бога за все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *