Притча о добром самарянине толкование

Притча о милосердном самарянине: Лк 10:25-37

Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.

Текст притчи

Притча о добром самарянине толкование. lazy placeholder. Притча о добром самарянине толкование фото. Притча о добром самарянине толкование-lazy placeholder. картинка Притча о добром самарянине толкование. картинка lazy placeholder. Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.

Толкование

В притче о милосердном самарянине Господь отвечает на вопрос о вечной жизни. Всякий кто верует в то, что Господь ему даровал вечную жизнь, должен хорошо понимать эту притчу и усвоить эти уроки.

Кто такой «законник»? Это специалист в области закона. Не юридического, гражданского или уголовного, а в области закона Божия. То есть хорошо знающий заповеди. Это богослов.

Что значит «искушая»? Это значит, что он знает ответ, но ищет неправильности в ответе отвечающего или может быть задает такой вопрос, чтобы дальше расставить какую-то подходящую ловушку и привести к тому, чтобы отвечающий в нее попал и его можно было бы обвинить в чем-то неправильным. В том, что он неправильно рассуждает, не по закону, плохо знает заповеди. Другими словами, показать его в глазах слушателей как несостоятельного учителя. Поэтому он задает вопрос не потому, что ищет правды, а чтобы спровоцировать на какой-то неверный ответ.

Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Это удивительный вопрос, потому что в Ветхом завете так прямиком о жизни вечной не говорилось. На поверхности лежали более близкие для понимания грубого, не очень духовного, вещественного человека, который больше привязан к земному. Эти вещи, которые были ему ближе и понятнее, представляли собой земное благосостояние. Исполняй закон, и Господь даст тебе все. В Ветхом завете затронута только область земного благополучия. А этот человек, который задает такой вопрос, оказался достаточно проницательным, чтобы за всеми этими посулами и обетами земных благ от Господа, увидеть что-то более глубокое и духовное. Не может Божие благословение ограничиваться только земным благополучием. Настоящая и приходящая ценность Божьего благословения заключается в том, что оно простирается далее земного бытия – в жизнь вечную.

Нередко Господь отвечает вопросом на вопрос, когда видит, что к Нему обращаются с лукавством. Законник же, чтобы обелить себя в глазах слушателей (что он не задавал вопрос с коварством), он сказал: «Ну да, это все понятно, но кто же ближний?». Конечно, вопрос имеет основание, так как у иудеев были споры на этот счет.

Кто ближний? Родственник или единомышленник? К кому я должен указывать такую любовь, как к самому себе? Не всем же подряд?

На самом деле, этот вопрос звучит очень глупо, потому что первый вопрос поражает свой глубиной, второй совсем другой: все человеку понятно, но не понятно только, кого нужно любить.

Не думайте, что священник и левит – жесткие люди, так как прошли мимо. Это символы ветхозаветной религиозной жизни. Уклад ветхозаветной религии не спасал человека, а только давал направления духовности (давал определенные рамки, предохранял от падения человека ниже, давало что-то человеку). Но это были полумеры. Это готовила человека к спасению, но не спасало. Иначе не нужен был бы и Христос (милосердный самарянин).

Поскольку ветхозаветная религия не могла спасти человека, священник и левит проходят мимо. Не спасается человек, исполнением закона.

Христос берет на себя образ самарянина, потому что это не иудей, а полуязычник. У самарян был закон Моисея, то есть они знали Пятикнижия Моисея, но у них были свои какие-то языческие верования. То есть они вроде бы и знали заповеди Моисея и Божии, но к этому добавляли что-то свое. Они отличались от иудеев и ненавидели их.

Христос применяет образ самарянина на себя для того, чтобы показать, что он не такой как все иудеи, которые желали видеть его в своей среде, как такого правильного, ортодоксального фарисея. Он не такой. Он говорит, нечто из того, что не понимают книжники. Вместе с тем, взяв такой образ на Себя, Христос показывает, что Он Спаситель только иудеев, но и всего мира (любого человека, независимо от его племени).

«Масло» и «вино» – это тоже символы, но уже новозаветных христианских таинств. В то же время, это древние антисептические лекарства. Простые и примитивные, но других тогда не было. Вином дезинфицировали раны, а маслом смягчали болячки всякие.

«Гостиница» – это церковь.

«Два динария» – это благодать Божия. Благодать Святого Духа, которая пребывает в церкви и таинствах церковных.

«Содержатель гостиницы» – это служитель Церкви. Это благодать, которою дал Христос, принадлежит Ему. И если священник будет сердечно относится к своему служению, с душой, то когда будет второе пришествие Иисуса Христа и суд Божий, то получит награду.

«Иди и поступай так же» – всякому человеку, который нуждается в помощи, нужно ее оказывать. И не важно, родственник это или друг, а может какой-то бомж, нужно поступить так, как бы это сделал милосердный самаритянин.

Притча о милосердном самарянине. Мультфильм для детей

Притча о добром самарянине. Толкование священника

Источник

Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?

Притча о добром самарянине толкование. paravoli kalou samareiti. Притча о добром самарянине толкование фото. Притча о добром самарянине толкование-paravoli kalou samareiti. картинка Притча о добром самарянине толкование. картинка paravoli kalou samareiti. Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.

Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?

Добрый самаритянин — притча о милосердии

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Притча о добром самарянине толкование. zb287. Притча о добром самарянине толкование фото. Притча о добром самарянине толкование-zb287. картинка Притча о добром самарянине толкование. картинка zb287. Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.

Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru

Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина.

Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.

„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.

Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Притча о добром самарянине

Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.

Содержание и анализ притчи

Добрый самарянин — один из героев притчи, рассказанной Иисусом Христом. Эту историю Христос поведал законнику, чтобы объяснить значение слова «ближний» для христианина.

Особенность притчей, рассказанных Сыном Божьим, заключается в том, что Он способен был объяснять сложные вещи понятными словами, сделать так, чтобы Божественная мудрость была понятной каждому человеку.

На заметку! Притча — это небольшое повествование о каком-то событии, рассказанное в иносказательной, метафорической форме. Такая история обязательно несет в себе серьезную смысловую нагрузку и нравственное наставление.

История возникновения притчи

Один человек задал Иисусу вопрос: «Что нужно делать, чтобы удостоиться Вечной Жизни?». Еще в Ветхом Завете было сказано, что нужно возлюбить Бога и ближнего своего. В своем ответе Сын Божий еще раз подтвердил это утверждение.

Но у законника, поднявшего эту проблему, возник следующий вопрос — «Кого считать своим ближним?». Законники считали своими ближними только евреев. Богатые люди признавали только таких же обеспеченных людей, а нищих не замечали.

Фарисеи считали ближними только таких же мнимых праведников, как они сами. Кого именно считать ближним, Иисус объясняет в притче о милосердном самарянине.

Содержание рассказа

Одного человека поймали разбойники, жестоко избили и ограбили. Несчастного бросили умирать на дороге. Проходящий мимо священник не помог избитому человеку, не помог ему и случайно проходящий мимо левит. А некий самарянин, увидев попавшего в беду иудея, поспешил к нему на помощь.

Он обработал и перевязал раны несчастного, одел его и на своем осле привез человека в гостиницу, где оплатил хозяину гостиницы проживание. Уезжая, самарянин попросил позаботиться о незнакомом еврее, и пообещал оплатить все расходы на обратном пути.

Из троих людей, повстречавшихся на пути избитого и ограбленного человека, только самарянин был истинно ближним ему и поступил согласно заповедям Божьим.

Богословское толкование притчи

Любить одинаково все человечество способен мало кто из людей, живущих на Земле. Иногда нам кажется абсолютно невозможным полюбить своего врага. Но мы все можем смотреть на него через призму Божественной Любви, пытаясь увидеть в неприятном нам человеке то, что задумывал в нем Господь.

Христос умер на кресте за всех нас, в том числе — и за наших врагов. Это означает, что наш неприятель был этого достоин. Вполне возможно, что кого-то из нас также считают человеком, недостойным такой жертвы, ведь человеческие суждения так часто бывают субъективными.

Людское мнение часто бывает ошибочным, а человеческие суды — ложными. Только Господь видит наши души такими, какими Он их создал. Когда законник задавал вопрос о ближнем, он исходил из позиции минимализма. Этот человек надеялся, что Господь ограничится определенной группой людей, достойных добра и милосердия.

Войти в Царствие Небесное, возлюбив не все человечество, а лишь малую его часть, казалось законнику делом, которое легче осуществить. Но Господь указал нам не только путь помощи людям, но и объяснил, как сам человек может стать ближним для каждого живущего на Земле.

Важно! Согласно Евангелию, ближним следует считать любого человека, вне зависимости от его национальности или убеждений. Ближний — это не только единомышленник или соотечественник, член семьи, друг или коллега.

Ближним может оказаться и фактический враг, человек совершенно других идеологических и политических убеждений, другого происхождения и религии. Даже если убеждения и идеология человека нам противны, это не является поводом отказать ему в помощи и отвернуться от него в тяжелый момент.

Эта притча была рассказана для того, чтобы стереть границы между людьми, положить конец разделению на своих и чужих. Для Бога нет чужих людей, ведь они все были созданы Им, следовательно, всех людей Он любит одинаково.

Святоотеческое толкование притчи

Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.

Мнение Антония Сурожского

Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.

Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.

Мнение Всеволода Шпиллера

Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.

Мнение Иллариона Алфеева

Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.

Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.

Мнение Павла Великанова

Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.

С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.

Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки.

Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.

Источник

Притча о милосердном самарянине

Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни.

Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ).

Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука:

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).

Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самараянин знает лучше, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми.

По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.

Любить всех одинаково мало кто может, но мы можем поселить в наше сердце новое сознание об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Нам может быть непосильно любить врага, но мы сможем посмотреть на врага через призму Божественной любви. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него. Следовательно, он, наш враг, этого достоин! В нём есть что-то достойное Христовой смерти. Он не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т.е. богоподобным. Богочеловечество лежит в основе религиозной жизни и в основе жизни всего мира, поскольку человек есть микрокосмос. Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. В человечности людей сказывается их богоподобие.

Притча о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов.

Притча о милосердном самарянине учит нас иерархии ценностей: на первом месте человек, а на втором месте – суббота. Государственные, социальные и церковные установления существуют для человека, а не наоборот. Мы, подобно самарянину, должны увидеть прежде всего человека, несмотря на его положение в обществе, несмотря на его блистательную одежду или нищенские лохмотья.

Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний? Это был вопрос минималиста, который хотел знать минимум того, что нужно исполнить, чтобы войти в Жизнь. Притчей о милосердном самарянине Христос показывает и законнику, и нам, что вопрос неправильно поставлен. Притча о милосердном самарянине идет дальше одного учения о том, кого считать нашим ближним. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии.

Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. По мысли Отцов, человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это Адам, который в данном случае представляет собою все человечество. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая, из «Небесного Иерусалима», и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Священник и левит представляют собой закон Ветхого Завета, данный Моисею и священство Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека.

Милосердный самарянин – это Иисус Христос, Который дал нам Новый Завет и благодать Божию (в притче – елей и вино) для исцеления наших немощей. Гостиница – Церковь Божия, где мы находим все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы – образ церковных пастырей и учителей, которым Бог поручил заботиться о пастве.

Утренний уход самарянина символизирует явление Христа после Его Воскресения и славное Его Вознесение. Два динария, данные содержателю гостиницы – это Божественное Откровение, данное в Священном Писании и Предании. Наконец, обещание самарянина вернуться в гостиницу для окончательного расчета – это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда каждому человеку будет дано по делам его.

Вот малая часть того богатого содержания притчи о милосердном самарянине, которая учит нас тому, кто наш ближний и как нам самим сделаться ближним для других. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» ( 1Ин. 4: 7 ).

Источник

Глава 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве

Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не признали в Нем Мессию, объявили Его лжепророком и богохульником, а по закону Моисея ( Втор. 13, 1–5 ), лжепророка надлежало предать смерти.

Не уклоняясь от предстоявшей Ему смерти, отдавая жизнь Свою добровольно и имея власть вновь принять ее, Христос нашел, однако, что время для этого еще не наступило, и потому удалился из Иерусалима, но не тайно, а в сопровождении Апостолов и других учеников.

Иисус в Вифании

В продолжение пути, как говорит Евангелист Лука, пришел Он в одно селение ( Лк. 10, 38 ). Из последующих повествований известно, что это была Вифания, селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов горы Елеонской; там жил Лазарь, которого Иисус называл Своим другом ( Ин. 11, 11 ), и сестры его, Марфа и Мария. Евангелист Лука ничего не говорит о Лазаре, быть может, отсутствовавшем в это посещение Иисусом его дома.

Наставление суетившейся Марфе о том, что нужно человеку

Приняв Иисуса с учениками, старшая сестра Марфа стала суетиться с приготовлением угощения для гостей, а Мария села у ног Иисуса и слушала Его. Сознавая, что одной трудно услужить всем гостям, Марфа обращается к Иисусу как бы с упреком, обнаружившим, однако, дружеские отношения Его к этой семье: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне ( Лк. 10, 40 ).

Не с укором, а с чувством глубокого сожаления ответил Христос на такую просьбу озабоченной Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом ( Лк. 10, 41 ), и считаешь это многое необходимым; но ты ошибаешься: твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету. А нужно только одно – внимание к Слову Божию и исполнение воли Его. Мария, которую ты упрекаешь, избрала лучшее дело, и то, что она приобретает, слушая Меня, никогда не отнимется от нее, всегда останется при ней как в этой, так и в будущей жизни».

Марфа любила Иисуса не менее Марии, любила слушать Его и, конечно, исполняла Его главнейшие заповеди, но она признавала необходимым прежде заняться житейскими делами, а потом уже внимать Слову Божию; в заботах и суете она забывала сказанное раньше Иисусом: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Мария же считала искание правды Божией выше житейских забот и потому всей душой отдавалась этому лучшему делу, забывая все земное.

Иисус часто бывал в доме Лазаря, Марфы и Марии; идя в Иерусалим и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути; во время же пребывания Своего в Иерусалиме Он часто уходил от шумной толпы и приходил к ним для отдыха. А такие дружеские отношения Иисуса к этой семье доказывают, что все члены ее, в том числе и Марфа, были хорошие люди, вполне достойные любви Его.

Возвращение семидесяти учеников и беседа с ними Иисуса

Выйдя из Вифании, Иисус с Апостолами пошел в Галилею. Каким путем Он проходил и где встретился с возвратившимися семьюдесятью учениками – Евангелист не говорит. Некоторые толкователи полагают, что Иисус встретился с ними в Перее, так как семьдесят учеников посланы были туда, где Он Сам еще не был, а не был Он именно в Перее. Не отвергая того, что Иисус, возвращаясь в Галилею, прошел через Перею и там проповедовал и совершал чудеса, мы думаем, однако, что встреча с семьюдесятью учениками должна была произойти не в Перее, а в Галилее: из Галилеи они были посланы, и в Галилею должны были возвратиться; только там они могли собраться все вместе, чтобы дать отчет Пославшему их.

Увидя Иисуса, семьдесят учеников Его с радостью приветствовали Его и с восторгом говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк. 10, 17 ). Они, конечно, рассказали о всех чудесах, совершенных ими именем Иисуса, но главнейшим чудом, несомненно, считали изгнание бесов.

«А Господь сказал им: не удивляйтесь, что бесы повинуются вам; ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно: как молния спал с неба сатана» (Феофилакт. Толкование Евангелия от Луки).

По объяснению епископа Михаила, «упасть с неба – значит вообще пасть, унизиться, быть побежденным, как бы уничтоженным; сияние же молнии представляется образом внезапности и быстроты. Сын Божий еще до воплощения Своего видел внезапное, как молния, падение возмутившихся ангелов; но так как они, низвергнутые с неба, стали соблазнять людей и склонять их на служение злу, то Сын Божий воплотился с целью освободить людей от греха, Сам подвергся искушению от диавола, победил Его и затем изгонял бесов из одержимых ими людей. Окончательное же поражение диавола и торжество добра над злом совершится при кончине сего мира. Всю эту борьбу и победу над сатаною Господь представляет в одном пророческом духовном созерцании и выражает кратко словом «видел». По поводу радости семидесяти учеников о том, что и бесы повинуются им, Господь в этой возвышенной и образной речи объясняет им, что победа эта над демонами обеспечена Его силою: ибо они уже были побеждены, побеждаются и будут побеждены; победа учеников Его над демонами есть плод Его победы над ними, необходимое и неизбежное следствие Его торжества над ними» (Толковое Евангелие. 2. С. 407–409).

Сказав о победе над сатаной, Иисус дал Своим ученикам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью. Слова эти нельзя понимать буквально; нельзя считать, что отныне ученики Иисуса будут вполне безопасно наступать на ядовитых змей и скорпионов. Слова – и на всю силу вражью – убеждают нас в том, что здесь речь идет опять-таки о власти над злыми духами, над этой враждебной людям силой, а не над змеями и скорпионами, как пресмыкающимися гадами. Выражаясь иносказательно о победе над диаволом, Иисус в такой же, то есть иносказательной форме выразился и относительно данной ученикам власти над ним и всей его вражьей силой.

Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

По объяснению епископа Михаила, в Писании Бог иногда представляется с книгой, в которой записываются имена и дела верных рабов Его. Поэтому быть написанным на небесах – значит быть гражданином Небесного Царства, или получить блаженство вечной жизни (Толковое Евангелие. 2. С. 409–410).

Беседа Иисуса с законником о заповедях

Где именно происходила эта беседа Иисуса с учениками, наедине или в присутствии толпы народа, – Евангелист не поясняет; ничего не говорит он также и о том, куда затем пошел Иисус, а прямо переходит к повествованию об искушении Иисуса одним из законников, то есть книжников, изучавших Писание. По всей вероятности, законник искушал Иисуса всенародно, так как в противном случае искушение это было бы, с точки зрения самого законника, бесцельно: нельзя было бы обличить Иисуса в неправильном понимании закона.

Учитель! – сказал он, – что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Христос заставляет лукавого законника самого ответить на этот вопрос. «Ведь ты знаешь, что в законе написано? Как читаешь, как понимаешь его?»

Законник дословно повторил закон, содержащийся во Второзаконии (6, 5) и в книге Левит (19, 18), о любви к Богу и ближним.

Выслушав его, Иисус сказал: «Правильно ты отвечал; поступай так, как в законе написано, и достигнешь жизни вечной».

В то время вопрос о ближнем решался законниками различно: основываясь на букве закона, изложенного в книге Левит (19, 18), законники исключали из числа ближних всех неевреев; но некоторые из них считали своими ближними только таких же праведников, какими признавали себя, всех же прочих евреев называли грешниками, гнушались ими, презирали их и поэтому не причисляли их к своим ближним. Любя только таких ближних, законник хотел сказать Иисусу, что он в точности исполняет требование закона; но, подозревая, что Иисус не согласится с таким учением о ближних, сам спрашивает Его: а кто мой ближний? ( Лк. 10, 29 ).

Притча о милосердном самарянине

На этот вопрос Иисус ответил чудной притчей. Шел священник и увидел лежащего при дороге едва живого человека, раздетого, израненного, истекающего кровью; служитель Божий даже не остановился, увидев несчастного, и прошел мимо. Следом за ним шел левит, подошел к нему, из праздного любопытства посмотрел на него и пошел своей дорогой. Проезжал той дорогой и самарянин; и он увидел страдальца. Самарянин, презираемый евреями (о самарянах см. выше с. 211), глубоко убежденный в том, что ни один еврей никогда не окажет ему помощи в несчастии, видит израненного, умирающего еврея; чувства жалости и сострадания заставили его забыть народную вражду и оказать врагу своему такую помощь, какую вправе были бы ожидать от него лишь самые близкие родственники: он размыл раны вином, помазал их для утоления боли маслом и перевязал их; посадил несчастного на своего осла и повез его в ближайшую гостиницу, а сам шел пешком; ухаживал за больным и в гостинице, и, отъезжая на время, поручил его попечению содержателя гостиницы, приняв все расходы на свой счет.

Этот самарянин лучше священника и левита, лучше всех законников понял, что для жалости и сострадания, а следовательно, и для милосердия, нет различия между самарянином, евреем и язычником, что в этом отношении все люди равны, все – ближние нам.

Понял это и законник, искушавший Иисуса; но все-таки гордость, еврейская помещала ему назвать самарянина ближним еврею, попавшемуся разбойникам, и на вопрос – кто из этих троих. был ближний попавшемуся разбойникам? – отвечал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же по отношению ко всем без исключения людям, и в таком только случае можешь рассчитывать на Жизнь Вечную».

Просьба учеников научить их молиться

После встречи этой с законником Иисус, по всей вероятности, продолжал путешествие по Галилее; и вот, один из учеников Его попросил научить их молиться и сослался на пример Иоанна Крестителя, научившего своих учеников. Надо полагать, что этот ученик был не из двенадцати Апостолов, которых Иисус научил молиться раньше этого.

Исполняя просьбу ученика, Иисус произнес ту же молитву, которой учил Апостолов в Нагорной проповеди (см. выше, с. 349), а затем и то же самое учение о неотступности в молитве.

Некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну Нагорную проповедь много поучений Иисуса Христа, сказанных им в разное время. Если считать это мнение основательным, то придется признать, что Иисус не во время произнесения Им Нагорной проповеди, а только теперь впервые научил Своих учеников молиться; но такое заключение более чем неправдоподобно: трудно допустить предположение, что Христос лишь в конце Своего служения научил Своих Апостолов молиться; в то время, к которому относится повествование Евангелиста Луки, Иисус изложил уже перед Апостолами все Свое учение, и Ему оставалось лишь убедить их, что Ему, по воле Отца Его, надлежит пострадать, быть убиту и воскреснуть в третий день; следовательно, силе неотступной молитвы и самой молитве Он научил их значительно раньше.

Молитва Господня, записанная Евангелистом Лукой, не вполне тождественна с молитвой, записанной Евангелистом Матфеем, в отношении просьбы о хлебе насущном. Матфей 6. 11: Лука 11. 3: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день.

Думаю, что тут нет никакого противоречия. Во-первых, Евангелист Лука записал не ту молитву, которую Господь преподал в Нагорной проповеди, а другую, которою Он значительно позже научил молиться постоянно ходивших за Ним слушателей (учеников), а Господь мог несколько изменить прежде данную молитву. Во-вторых, в молении о хлебе насущном главная мысль выражена словом насущный, а не словами сей или каждый. Христос научил нас просить у Бога только того, без чего мы не можем существовать, что составляет существенный, насущный предмет наших потребностей, но не более; поэтому просим ли мы хлеба насущного на сей или на каждый день, это нисколько не изменяет главной мысли. К тому же, молясь каждый день о даровании нам хлеба насущного на сей день, мы невольно привыкаем к мысли о том, что молим о даровании нам его на каждый день моления, или на сей день, что одно и то же. И ученики Господни могли, таким образом, невольно изменить это слово молитвы, а с их слов, вероятно, и записал эту молитву Евангелист Лука.

По сказанию Евангелиста Луки, учению о неотступности молитвы Иисус предпослал притчу о человеке, пришедшем к другу своему в полночь просить три хлеба; просьба была заявлена крайне несвоевременно и, однако, была исполнена, и притом не подружбе, а по неотступности ее. Применяя эту притчу к обращающимся к Богу с молитвой, Христос сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7, 7 ). В словах – просите, ищите, стучите – невольно слышится, как неисполняемая вначале молитва, при постоянном повторении ее, доходит до неотступности, как она смело и уверенно стучится в двери милосердия Божия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *