Притча о драгоценной жемчужине толкование
Притча о драгоценной жемчужине. взгляд благодати
»
45 Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал все, что имел, и купил её.
(От Матфея 13:45,46)
«
Рассмотрим некоторые слова этой притчи и зададим себе вопросы и попробуем на них ответить:
— Кто в этой притче является купцом?
— Очевидно тот, у кого есть что продать и чем платить. Тот, кто называется Искупителем в Новом Завете. Только Его безгрешная кровь имела чистоту и Его тело могло стать искупительной жертвой. Он такой один.
— А кто в этой притче ищущий?
— Писание говорит, что не мы Его искали, а Он нас.
— Кто продал всё, что имел?
— Ну у меня-то точно осталась часть имения… но Иисус отдал всё, даже Самого Себя…
— Ну и кто же тогда жемчужина?
— О! Неужели человек?!
— Ты, конечно!
Ты – драгоценность, лично ты! Ты, человек, – та самая прекрасная жемчужина, которую искал Искупитель, которую Он нашёл, ради которой Он пришёл с самого Неба на землю. Именно за тебя Он отдал всё, что у Него было, всего Себя. Ты куплен дорогою ценою, ты многоценен в глазах Иисуса, Он заплатил за тебя Самим Собою. Ты был нужен Богу, и Отец согласился отдать за тебя Сына. Это было единым решением Божественной семьи – приобрести тебя. За тебя заплачено Праведником, Совершенством, Светом мира.
Отец не проторговался, когда платил за тебя Цену, Его не обманули, подсунув вместо хорошего бракованный товар, Он знал Кем Он платит и за кого. Именно ты был Ему нужен от начала, именно для тебя Иисус претерпел крест, драгоценность – это ты.
Он не делил тебя на добро и зло, когда покупал. Он не выбирал только твои хорошие по твоему мнению качества. Ты весь приобретён, полностью, без остатка. Для него ценны и твой дух и душа и тело. В тебе нет ничего противного Ему, ты весь — Его сокровище.
Не мы искали Бога, это Бог искал каждого из нас, как потерянную овцу, как потерянную драхму, как драгоценную жемчужину.
Ты – жемчужина, добытая из моря, терпеливым Ныряльщиком. Иисус извлёк тебя из моря народов, нырнув в глубину смерти.
Теперь ты принадлежишь Господу. Цени себя, как Он тебя ценит!
«в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (К Ефесянам 1:7).
«Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:20).
«…Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (Исаия 65:12).
«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:6).
«6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
(К Филиппийцам 2:6-8).
«…Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.» (К Евреям 7:27)
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 13:45
Свт. Иоанн Златоуст
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин
Свт. Григорий Двоеслов
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
Сорок гомилий на Евангелия.
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
И [в притче] о жемчужине такой же смысл. Но здесь речь идет о купце, уже давно находящемся в законе, который долгим и продолжительным трудом узнал о жемчужине и оставил то, чего достиг под бременем закона. Ибо он долго торговал и однажды нашел жемчужину, какую желал, цену которой, одного этого желанного камня, следует сравнить со стоимостью остального труда.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Исидор Пелусиот
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин
Взыскавший многоценен бисер и отдавший за него все, елика имяше, есть новый Господень народ, пренебрегший достоянием и богослужением отеческим и взыскующий Господа славы. А бисером называется Господь, потому что соединен с глубиною Божества, и познается только одними рыбарями и истолкователями Его.
Письма. Книга I.
Прп. Макарий Великий
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
Господь, говоря о Царстве Небесном и повествуя о пречистом, и преславном, и Божественном, и единственном жемчуге и научая, как кто его получит, отвечает так, пользуясь сравнением с видимыми вещами: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил» тот жемчуг, чтобы, принеся его, угодить царю, потому что драгоценными камнями вплетается властительский венец. Так, следовательно, и душа должна стяжать и найти небесный и многоценный жемчуг, Дух Христа, великую и хорошую куплю, чтобы он был вплетен в венце славы Небесного Царя Христа; а без этого Божественного жемчуга, который есть Святой Дух, душа не может угодить Царю Христу, ни получить царский венец.
Собрание рукописей типа I. Слово 10.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Петр Хрисолог
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
Пусть никто, кто слышит имя этого купца, не осудит его. Здесь рассказывается о купце, который оказывает милосердие, а не о таком, который всегда стремится к наживе. Он печется об украшениях добродетелей, а не о побуждающих к порокам средствах, он взвешивает тяжесть нравов, а не драгоценных камней, он носит ожерелья чести, а не роскоши, он выставляет напоказ не прелесть наслаждения, но знаки [истинного] учения. Потому этот купец предлагает жемчужины сердца и тела, ценные не для отношений с людьми, но для отношений с Богом. Он торгует не для насущной выгоды, но для будущей жизни, не для земной славы, но ради славы небесной. Он стремится к тому, чтобы в награду за его добродетели мог приобрести Царство Небесное и хочет на свое неисчислимое добро купить единственную жемчужину вечной жизни.
Собрание проповедей.
Ориген
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 45-46 Паки подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его
Под Царством Небесным разумеем здесь, собственно, желание царства небеснаго, которое назвал человеком, как действующее в человеке, а купцом – как соделывающее свое спасение. И смотри, что найдя одну многоценную жемчужину, т.е. учение веры (оно – «одно», потому что истинная вера – одна, и нет другой такой же; «многоценно», как имеющее великую цену, или как ценное для многих, разумеется – знающих его), желание это «пошло», что показывает его усердие, и оставило все, чем прежде наслаждалось и приобрело только это одно (учение веры).
Эти две притчи во многом сходны между собою, различаясь только в том, что одна называет учение веры сокровищем, а другая – жемчужиной, подобно тому как и из двух предыдущих одна притча назвала его зерном горчичным, а другая – закваскою. И как теми двумя Христос показал возрастание и силу веры, так опять этими двумя – богатство и превосходство ее. Она возрастает, как горчичное зерно, имеет такую силу, как закваска, обогащает, как сокровище, и превосходна, как драгоценнейшая жемчужина. Всего остального в этой притче нет нужды нам изъяснять. Но чтобы мы не полагались на одну только веру и не подумали, что для спасения достаточно ее одной, присоединяет и другую притчу, из которой мы научаемся, что не все верующие спасаются, но многие из них погибают (Жемчужиной назван и Господь, так как Он был соединен с глубиною Божества и был узнан одними только рыбаками и их учениками – τοις αυτων μαθηταις).
Толкование Евангелия от Матфея.
Стефан Фиваидский
Ст. 45-46 Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее
Если кто‑нибудь скажет: «Нет у меня ничего, что бы я мог продать», ответь ему: «Отрекись от желаний лукавого сердца своего, чтобы купить многоценный камень, то есть Дух Божий. Отрекись от желаний и похотей своих, чтобы мог ты приобрести себе Христа — корень всех благ, как написано: разделю любящим мя имение, и сокровища их исполню благих (Притч. 8:21); и еще: Лучше есть плодити мене, паче злата и камения драга; мои же плоды лучше сребра избранна (Притч. 8:19).
Аскетическое слово.
Лопухин А.П.
Ст. 45-46 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее
В 45 ст. множественное число (жемчужины), в 46 единственное число — одна жемчужина. Купец отправляется за поисками многих жемчужин и находит их: среди них попадается одна, которая дороже всех. Иероним замечает, что здесь в других словах излагается то, о чем было сказано в предшествующей притче. Добрые жемчужины, которых ищет купец, по словам Иеронима, суть закон и пророки, а драгоценнейшая жемчужина есть знание Спасителя и таинств Его страдания и воскресения.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин
Драгоценная жемчужина (Притчи 7)
Дорогие друзья, продолжая размышление над притчами Христа, прочитаем притчу о сокровище и драгоценной жемчужине. Евангелие от Матфея, 13:44-46.
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. 45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
1. Клад
Давным-давно в израильской деревеньке жил очень богатый человек. Все было бы хорошо, но на страну надвигалась беда. К ее границам подступала вражеская армия, и перед ней не могли устоять местные укрепления. Богатый человек опасался не только за жизнь, но и за сокровище (и неизвестно, за что больше). Как его сохранить? Где спрятать?
Видно, что найденное сокровище не принадлежало хозяину поля, иначе он бы извлек его перед продажей. Потому оно досталось тому, кто его нашел. Правда, неясно, зачем нужно было поле покупать? Наверное, для надежности, чтобы уже никаких вопросов не возникло… Но, конечно, суть притчи не в этом. Христос показывает, насколько ценно Царство Божие. Его ничто не заменят ни дом, ни машина, ни большие деньги, ни даже здоровье и сама жизнь.
2. Жемчужина
Сразу за притчей о сокровище следует притча о купце, который ищет лучшие жемчужины (по-гречески маргаритай). Натуральный жемчуг наряду с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами относится к драгоценным камням первой категории.
Он образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета, например, песчинки. Натуральный жемчуг находят в Красном море, Персидском заливе, Индийском океане. Ворота в Небесном Иерусалиме сделаны из жемчуга (Отк. 21:21), это значит, что они очень-очень красивые и дорогие. Дороже жемчуга только мудрость (Пр. 8:11), уста разумные (Пр. 20:15) и, конечно, добродетельная жена (Пр. 31:10).
Христос рассказывает о купце, который, который сделал перепродажу жемчужин своим бизнесом. И вот он увидел ее, царицу жемчужин. Может, она была очень большой. Стоимость жемчужины сильно зависит от размера. (Жемчужина 9 мм в диаметре будет стоить в раза два больше, чем 8,5 миллиметров.) А, может, эта жемчужина имела идеальную форму? Чем ровнее поверхность – тем дороже. А, может, у нее был необычный блеск, или же она отличалась особой прозрачностью?
В любом случае, эта жемчужина была уникальной, ради нее стоило продать все. Всю свою коллекцию жемчуга. Даже весь бизнес.
Такую ценность представляет Царство Божие. Оно не просто ценное. Ему, можно сказать, нет цены. Оно превосходит наши ожидания. Ради него стоит отдать все, что имеешь.
Драгоценная жемчужина может означать Самого Христа, Царя Небесного царства. По словам богослова Иеронима, хорошие жемчужины – это закон и пророки, а драгоценнейшая жемчужина – Сам Спаситель мира, Христос.
Понимаем ли мы, насколько ценен Христос? Что мы готовы отдать за эту Жемчужину?
Как-то мне довелось быть в музее брильянтов. Там я ближе познакомился с особенностями, способами добычи и обработки драгоценностей. Мне показали алмазы (исходный материал для брильянтов). Знаете, если бы я нашел такой камень на улице, то не обратил бы на него внимания. Необработанный камешек не очень привлекателен. Больше того, я не понимаю ценности самого брильянта, когда он отшлифован и переливается всеми 57 гранями.
Мне трудно даже было отличить брильянт от подделок, изготовленных из стекла и других материалов. И я не понимаю, как можно отдавать за украшение из брильянтов, как в магазине при музее, сто тысяч долларов. А был там камешек и за триста тысяч.
К сожалению, многие люди не понимают ценности Христа, уникальности Его характера, учения, поступков. Они проходят мимо Него, не сознавая, что упустили жемчужину, не сознавая, насколько прекрасен Христос, насколько ценно Евангелие. И вообще, толпу больше интересует то, что связано с телом, что приносит быстрое удовольствие. Она просит хлеба и зрелищ… Но у Христа есть что-то для души! Ведь после того, как человек поел, поиграл, насладился, ему нужна и духовная пища. Ему нужно объяснить, для чего ты ешь, спишь, живешь. Ему нужно разобраться с грехом, виной, одиночеством, тревогами и страхом. Ему нужна надежда во времена болезни или перед смертью.
Блез Паскаль, французский математик и философ сказал, что в каждом человеческом сердце есть пустота, подходящая специально для Бога. И только Бог может ее заполнить. Столетиями раньше Августин (богослов и священнослужитель) долго и безуспешно пытался заполнить эту пустоту в своем собственном сердце. Свои поиски он выразил в молитве: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Хорошо, когда сердце успокаивается в Нем. Как писал А. Савченко,
Хоть еще не старость, но усталость
умножает серебро волос.
Много мне от недругов досталось,
но ни разу не подвел Христос.
Во Христе имею я опору,
с Ним не страшно встретить день суда.
С Ним пройду я испытаний школу,
выпускной экзамен Богу сдам.
Если человек начнет изучать брильянты или жемчуг, он поймет, почему они так ценны. И нам надо больше внимания уделить Христу, чтобы понять Его ценность, понять, что Его ничем не заменишь, что нет другого имени под небом, Которым надлежало бы нам спастись! (Деян. 4:12).
3. Продай все!
В обеих притчах мы читаем, что нашедший продает все, что имеет, чтобы только завладеть сокровищем. Христос показывает, как можно получить сокровище. Нужно освободить сердце от всего остального, от всего, что мы считали ценным, что хотели заполучить всеми силами. Это и наши цели, и карьера, и деньги… Много, что отвлекает от царства, блестящие вещи, которые мы, к сожалению, считаем ценными.
Отказаться нужно от того, что дорого нашему сердцу, что составляет привязанность, предмет желаний… (Мф. 18:8-9). Какой-то грех, привычка.
Продать все, значит на первое место поставить Царство Божие и правду Его.
Это приобретение проявляется в самых простых делах. Можно себя проверить:
Кому или чему я посвящаю воскресный день? Могу ли я ради Бога встать чуть раньше, чтобы не опоздать на богослужение, где поклоняются Христу?
Если возникнет вопрос, куда потратить деньги в первую очередь, на служение Богу или купить вещь, о которой я давно мечтал, что тогда делать?
Если появится возможность обмануть и хорошо заработать, как я поступлю?
Отдать все. ради Христа — непростое решение. Потому что наша жизнь связана с успехом, авторитетом, деньгами, положением… Потому что большинство так не делает. Но мы-то знаем, что ничто другое не принесет покоя, не насытит нашу душу. Ничто, кроме найденного сокровища. Почему апостол Павел и говорит: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (3:8).
Наше сокровище – духовное. Наше сокровище – жизнь с Богом, то, что мы называем Царством Небесным. И Христос учит, что, вместо того, чтобы строить свое Царство на земле, чтобы заниматься собой и гоняться за блестящими и дорогими безделушками, нужно обратить внимание на духовное царство, вкладывать деньги и время в строительство Царства Небесного!
З. С чего начинать?
С чего же мы начинаем? Нужно ли вообще искать Царство Божие, или в один прекрасный день мы случайно наткнемся на сокровище? Должны ли мы уподобиться неутомимому купцу или простому работнику, который между делом обретает драгоценность?
В Библии мы находим разные примеры. Тот же евнух стремился к Богу, искал, но Господь открыл Ему намного больше, чем он ожидал (Деян. 8:27-28). Корнилий стремился к горнему (Деян. 10), и Господь откликнулся на его поиски, вышел ему навстречу.
Савл же ничего не думал, даже шел против Иисуса, но Господь открылся и ему (Деян. 9). Так было и с женщиной, пришедшей из города Сихарь набрать воды (Ин. 4:1-26). Она была спасена там же, у колодца. Хотя, конечно, у нее на этот день не было запланировано покаяние.
В жизни мы встречаем разных людей. Кто-то постоянно ищет смысла в жизни, цели, ходит в разные церкви, приобретает духовную литературу, изучает религии. А кто-то, кажется, совершенно случайно находит сокровище.
Как одна сестра говорила: «Шла мимо дома молитвы, услышала пение, понравилось. Зашла, покаялась». Но если Господь не откроет, в любом случае поиски напрасны. А если мы это делаем с надеждой на Него, труды наши будут вознаграждены. Потому Иисус и призывает: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). В Ев. Мф. 11:12 Он говорит о святом усилии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Он для этого и создал род человеческий, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).
Он недалеко. Я бы даже сказал, что мы каждый день встречаемся с сокровищем, только не замечаем. Заботы века сего отвлекают от Христа, от главного, от сокровища ценой в жизнь, от жемчужины, ценность которой превосходит наше состояние.
Слава Богу, Он открывает Себя, предлагает сокровище даром. Ведь мы никогда не смогли бы ни заработать, ни купить это сокровище. Как тот человек, нашедший его, разве что приобрели бы поле. Но Иисус пожертвовал Собой, чтобы мы получили сокровище даром… По благодати… Верой в Сына Божия… Как поется в старой доброй песне о жемчужине:
И с желанием одним я хотел домой бежать,
Чтоб именье все продать, чтобы жемчуг стал моим.
Но Он кротко мне сказал: «Мало мира самого,
Чтоб Я жемчуг Свой продал; Даром Я даю его».
И сейчас это сокровище доступно всем. Каждый может стать его обладателем. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:1-2).