Притча о неразумном богаче толкование

Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 27-я по Пятидесятнице

Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).

И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих».

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом, наконец, открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь. Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира. Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!

Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.

«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Источник

Неделя 26-ая по Пятидесятнице. Толкование на Евангелие о неразумном богаче

Притча о неразумном богаче толкование. Pritcha o bezumnom bogache. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-Pritcha o bezumnom bogache. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка Pritcha o bezumnom bogache. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.Толкование святителя Николая Сербского

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? (Лк. 12:16-17)

Хотя он и вообще был богат, у него вырос такой урожай, что он не знал, куда собрать плоды. Глядя на свои поля, покрытые колосящейся пшеницей; на свои сады и виноградники с ветвями, отяжелевшими и склонившимися к земле от плодов; на свои гряды и ульи, переполненные разнообразными овощами и медом, – богач сей не поднял глаз к небу и не воскликнул радостно: «Слава Тебе и хвала, Всевышний и Всемилостивый Боже! Ты Своею силою и премудростью вызвал из сырой земли подобное изобилие!

Ты Своим солнцем влил сладость во все плоды земные! Ты всякому плоду дал дивный вид и особый вкус! Ты стократно вознаградил мой малый труд надо всем этим! Как милостив Ты к рабу Своему, щедрыми руками Ты излил Свои блага на его лоно! О предивный мой Господи, научи и меня сими Твоими благами обрадовать братий моих и соседей моих! Дабы и они вместе со мною радовались и в благодарении хвалили и славили всесвятое имя Твое и несказанную Твою милость!» Нет: вместо того чтобы вспомнить о Подателе таковых даров, он прежде всего беспокоится, где он эти дары разместит и в чем будет хранить. Как вор, который, когда найдет на дороге кошелек с деньгами, не думает, ни откуда кошелек, ни чей он, но прежде всего беспокоится, как бы его спрятать! В действительности и сей богач есть настоящий вор. Он не мог бы утверждать, что все это обилие плодов является результатом его личного труда (и вор трудится, когда совершает кражу) или результатом его умения и интеллектуальных усилий (и вор использует свое умение, часто гораздо более совершенное, чем у землепашца и сеятеля). Богач не приложил и не мог приложить никаких усилий, чтобы светило солнце, шел дождь, дули ветры, рождала земля. А это суть четыре главные стихии, делающие, по милости Божией, возможным плодоношение трав и деревьев. Поэтому сей обильный урожай не принадлежит ему ни из-за его ничтожных трудов, ни по праву собственности, ибо он не является хозяином ни солнца, ни дождя, ни ветров, ни земли. Обильный урожай есть дар Божий. Как безобразно будет выглядеть человек в глазах всех окружающих, если примет от кого-либо подарок и не поблагодарит, и даже не посмотрит на дарящего, но сразу поспешит спрятать подаренное в надежном месте! Порядочный нищий, получив корку черного хлеба, благодарит дающего. А этот богач, при таком обилии жатвы, не поблагодарил Бога ни единой мыслью, ни единым словом, даже ни единой радостной улыбкой при виде такого чуда и такой благодати Божией. Вместо молитвы, вместо благодарности, песнопения Богу и радости сердечной он сразу же начинает мучиться, беспокоясь о том, как бы ему собрать все это богатство и разместить его так, чтобы ни одно зерно не досталось птицам небесным и ни одно яблоко – соседям-беднякам.

Притча о неразумном богаче толкование. Pritcha o bezumnom bogache Bernand. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-Pritcha o bezumnom bogache Bernand. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка Pritcha o bezumnom bogache Bernand. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Притча о безумном богаче. Эжен Бернанд.

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, (Лк. 12:18)

Притча о неразумном богаче толкование. Pritcha o bezumnom bogache Rembrandt. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-Pritcha o bezumnom bogache Rembrandt. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка Pritcha o bezumnom bogache Rembrandt. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Притча о неразумном богаче. 1627. Рембрандт Харменс ван Рейн.

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. (Лк. 12:19)

Как может душа есть и пить? Тело, а не душа ест и пьет собранное в поле. Да богач и думает о теле, когда говорит о душе. Его душа настолько срослась с телом и настолько ему уподобилась, что он с нею знаком по одному лишь названию. Невозможно более ясно выразить пагубный триумф тела над душой. Представьте себе ягненка в собачьей конуре, связанного и забытого там. Пес носится туда-сюда, таская в конуру пищу для себя. И когда натащит полную конуру мяса, потрохов, костей от разной падали, кричит голодному ягненку: «Ягненочек, теперь ешь, пей, веселись: вот тебе пропитание на долгие дни!» И после этих слов пес сам набросится на еду, а ягненок продолжит голодать и погибнет от голода. Точно так же поступил этот богач со своею душою – как пес с голодным ягненком. Душа не питается пищею тленной, а он ей предлагает такую. Душа тоскует по своему Небесному Отечеству, где находятся ее житницы и ее родники, а он ее приковывает к земле, да еще и обещает, что будет держать ее, таким образом прикованную, много лет. Душа радуется Богу, а он и не упоминает имени Божия. Душа насыщается правдой и милостью, а он и не помышляет о том, чтобы с помощью своего богатства сотворить правду и милость бедным, несчастным и убогим людям вокруг себя. Душа жаждет чистой небесной любви, а он подливает масла в огонь страстей и его смердящим дымом окуривает душу. Душа требует своих нарядов; ее наряды суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Он же обряжает ее в пьянство, объедение, блуд и тщеславие. Как не околеть травоядному ягненку рядом с плотоядным псом? Как не умереть душе, придавленной тяжким трупом плоти? Но безумие богача не только в том, что он предлагает мясо ягненку, то есть телесную пищу душе, но и в том, что он считает себя господином времени и жизни. Ибо, вот, он собирается есть и пить много лет. Послушайте же, что отвечает ему на это Бог:

Притча о неразумном богаче толкование. Pritcha o bezumnom bogache Tisso. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-Pritcha o bezumnom bogache Tisso. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка Pritcha o bezumnom bogache Tisso. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Притча о неразумном богаче. Джеймс Тиссо (1836—1902)

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20)

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк. 12:21)

Источник

Кому Бог дает богатство, или Секрет богатства евреев

Притча о неразумном богаче толкование. 267645. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-267645. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка 267645. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В 26-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Евангельское чтение повествует всем православным о богатстве, об отношении к богатству и понимании, что такое богатство

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

«Милосердный Господь дает нам возможность общения Церкви с народом. И сегодня никто не может сказать, что не знает о Боге, не слышал о Боге. Сегодня, конечно, есть и искаженные понимания проповеди. Потому что появляются плевелы на лоне Святой Церкви – это секты, расколы, которые показывают человеку, как можно легко попасть в Царство Небесное.

Но легко попадают только в ад.

А для того, чтобы чего-то достичь, в любой сфере деятельности: науке, культуре, экономике, медицине – возникают определенные трудности перед человеком, и ему приходится преодолевать все проявления человеческого непонимания», – констатировал митрополит Павел.

И добавил: «Но человек должен помнить, что помощь его от Господа, сотворившего Небо и землю. Господь дает человеку богатство, Он никого не оставляет вне Своего внимания. Если человек имеет ум, хорошее образование, ученую степень, достижения, он старается с маленькой соломинки сделать большой пучок для того, чтобы как бы умножая таланты, человек мог достичь своей цели. Не только для себя, но и чтобы помочь ближнему, потому что Отец Небесный любит, когда мы творим дела милосердия. Он послал Своего Единородного Сына, Который непрестанно творил добрые дела и давал возможность человеку уподобляться Богу. «Будьте подобны Мне», – как сказал Христос. И сегодняшнее Евангельское чтение нам повествует о богатстве, об отношении к богатству и пониманию что такое богатство».

Притча о безумном богаче

Притча о неразумном богаче толкование. 16126784. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-16126784. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка 16126784. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк, 66 зач., 12, 16-21

Притча о безумном богаче: толкование

Притча о неразумном богаче толкование. 518. Притча о неразумном богаче толкование фото. Притча о неразумном богаче толкование-518. картинка Притча о неразумном богаче толкование. картинка 518. Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Притча о неразумном богаче. Рембрандт. 1627

И вот в нынешнем Евангельском чтении Господь раскрывает нам факт из жизни одного человека. У одного богатого человека был хороший урожай на поле. Имея плодородные земли, он приобретал все больше и больше и, наконец, получил невиданный им доселе урожай. Всего было в изобилии.

И не человека в этом была заслуга, а Бог дает человеку и ждет, чтобы человек поделился этим урожаем с теми людьми, которые не могут заработать.

Но этот человек, потеряв покой и сон, рассуждает наедине сам с собою. «Есть такая пословица: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Господь посмеется, потому что в человеческой силе только лишь одно – покаяться, если сердце сокрушенно и смиренно. Ведь Господь видит все наши помышления и намерения, и порой от нашего выбора зависит наша участь земная и вечная», – отметил Владыка Павел.

И этот человек говорит себе, что некуда мне деть столь богатый урожай. Я сломаю житницы старые, построю новые, и соберу туда все – и хватит на многие годы, и буду вести роскошную жизнь.

«С одной стороны, если человек получил хороший урожай, он должен его сохранить, чтобы не пропал. Но с другой стороны, мы видим, как у этого человека, полного самодовольства, рождаются планы жить в довольстве и покое. Принимая такое решение, человек даже не помышляет, а чего же хочет в этот момент от него Бог? Ведь все, что мы называем своим урожаем, добром, плодами – все дается нам Богом в долг. И принадлежит это Богу, а мы должны только правильно распределить все, что имеем от Господа, и принести Ему благодарение за великие милости, что Он дает возможность радоваться нам и радовать этими плодами других. А человек из сегодняшней Евангельской истории прилагает все усилия, чтобы это добро досталось только ему на долгие годы. И это поведение и размышления являются безумными, потому как уверенность в долгих годах жизни, может закончиться в один момент», – напомнил настоятель лавры.

Об этом и повествуется далее: когда богач закончил свои мечтания, он слышит голос Божий в своем сердце: «Безумный, в ночь сию заберут твою душу, и кому это все достанется, что ты заготовил?»

«Так бывает с людьми, которые богатеют не в Бога, а которые собирают все для себя, приготавливая себе путь вечных мук и страданий. Но еще большее безумие сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Если тело нужно напитать, одеть, обуть… А разве душе нужна подобная пища или золото с серебром? Душа человеческая питается делами милосердия, добром, правдой, пребывая в молитве к Господу, благодаря Его за великие милости. Богатство, которое этот человек собрал, казалось бы, на многие безбедные годы, в эту же ночь отнимется, и кому оно достанется? А что же будет с душой? Господь каждого встречает по делам его.

Очень важно понять смысл этой истории – собирание земных богатств заключается не в накоплении для себя, а самоотдаче другим.

И тогда в конце земной жизни такое богатство он сможет взять с собой, представ пред Господом», – подчеркнул Владыка Павел.

Притча о безумном богаче: актуальность в наши дни

Сегодня мы рассмотрим эту историю в обыденной жизни. Счастье человека не измеряется в денежном или материальном эквиваленте. Можно жить легко и весело, довольствуясь малым, а можно иметь всего в изобилии – и быть несчастным.

«Вообще людям всегда кажется, что им для счастья чего-то не хватает. Кому определенной суммы денег, кому славы, кому удачи… Каждому свое. И в этих ожиданиях проходит вся жизнь человека, который вместо того, чтобы наслаждаться каждым днем земной жизни во всех ее проявлениях, он ждет чего-то, кого-то, что-то. Человек так устроен: сколько не будет иметь – все будет мало. Сколько сегодня люди насобирали богатства разными путями праведными, неправедными. А сколько сегодня «оценщиков», которые пытаются оценить чьи-то доходы», – с сожалением отметил митрополит.

И добавил: «Особенно много среди тех, кто вообще нигде не трудился, не занимался ничем, они стараются ограбить, забрать у людей, думая при этом, что сами таким путем обогатятся и будут уважаемыми людьми. А главное, что скажут – вот человек богатый. А что стоит за этим словом – «богатый»? Пустота, яма с гробом, вечные муки и страдания. Потому что те, которые собирают богатства, к сожалению, не спешат творить дела милосердия, не спешат в храм. Они надеются на свою силу, на друзей, на то, что они еще более преуспеют, но они не слышат голос Божий, который свидетельствует, что отнимут душу и много тебе придется пострадать через болезни, страдания… И все это остается кому?»

Владыка Павел еще раз подчеркнул, что мы должны, когда Господь дает нам какие-то богатства, очень мудро распределить: «Никто не говорит, чтобы вы отдали все, оставьте часть себе, для своих детей, дайте часть сиротам, вдовам, детским приютам. Отдайте часть на развитие культуры, медицины, социальной сферы. Пожертвуйте на строительство или украшение храмов – и будет непрестанная молитва. Потому что только через молитву, через добрые дела Господь соединяется с человеком».

«К сожалению, я знаю много примеров, когда родители, насобирав большое богатство, приобрели дома, дачи, яхты, машины, но не приобрели ничего ни для своей души, ни для своих детей. Сколько в роскоши безумной погибло из-за наркомании, пьянства, в авариях на дорогах. Деньги тратят просто так, на непристойное поведение, на то, чтобы погибнуть. И родители не задумываются, что они – это та бесплодная смоковница, которая приготовила плод не для Бога, а для мук и страданий в вечном мучении. К примеру, были богатые люди до революции 1917 года, они строили монастыри, храмы, они брали на свое попечение дома престарелых, сиротинцы, больницы и т.д., которым помогали. И их богатство, оно служило им в радость», – напомнил настоятель лавры.

Путь к счастью прост: делайте счастливыми других.

«Счастье не измеряется килограммами золота, тысячами долларов. У него есть своя шкала измерений в духовной сердечной теплоте. Где теплота, там и счастье. Потому что нет ничего радостней, когда ты видишь, что твои средства идут на добрые дела. Тогда человек получает благодарение от человека, а вместе с тем от Бога, тогда благословен его род и род, благословенна его семья, благословенные его родные и близкие. Поэтому люди, которые имеют средства, богатейте в Бога, даже через неправедно приобретенное богатство. Ищите и имейте друзей, которые помогут вам войти в Царство Небесное», – призвал он.

Он привел в пример такую историю: в Африке жил один очень скупой и жестокосердный мытарь по имени Петр. Когда просили его нищие, он никогда не давал даже кусочка хлеба, в нем не было жалости и сострадания. Но в то же время не забывал о себе.

Однажды он вел осла, нагруженного хлебами для княжеского обеда и видит: стоит нищий, который постоянно был здесь и просил. И нищий начал неотступно просить, чтобы Петр дал кусочек хлеба. Тот с ненавистью и презрением бросает хлеб нищему в лицо. Нищий взял этот хлеб, поблагодарил Бога и попросил у Бога милости и прощения этому человеку.

Через два дня сильная болезнь сразила мытаря Петра, и увидел он видение, что он вроде бы стоит на Суде пред Господом и на весы кладут его злые и добрые дела. Злые духи, демоны с хартиями, с одной стороны, принесли все злые дела: воровство, обман, лицемерие, предательство… С другой стороны Ангелы, которые не нашли добрых дел, нечего им положить на другую чашу весов, стоят печальны. Душа Петра трепещет. И один Ангел несет хлеб, замотанный в платок, со слезами этого нищего человека. Положил на весы – и эта милостыня, даже в недобром расположении сердца поданная, перевесила все злые дела и спасла душу этого человека.

С той поры Петр проявлял великое милосердие, иногда даже себя не щадя. Однажды идя, он встретил бывшего владельца утонувшего корабля, который был одет в рваные лохмотья. Петр снял с себя дорогую одежду и отдал ему. Но, постыдившись носить такие дорогие одежды, тот отдал купцу для продажи. Когда Петр, проходя мимо торжища, увидел, что его одежда выставлена на продажу, весьма опечалился и, придя домой, начал рыдать, что Господь не принял его милостыню, и он даже недостоин, чтобы одеть нищего. Слегка задремав, он увидел благообразного Мужа, одетого в его одежды, которые он отдал нищему. И, обратившись к Петру, Муж спросил, узнает ли одежды, которые на Нем? И Петр ответил, что узнает одежды, которые отдал нищему. И явившийся Муж (а это был Сам Господь) сказал, что не надо скорбеть, потому что одежды, отданные нищему, носит Он, и благодарит Петра за то, что одел Его, когда Он погибал от холода.

«Поэтому побеспокойтесь о душе своей, о душе ваших детей и внуков, и чтобы ваше имя было благословенно с поколения в поколение – творите милостыню. Она вытаскивает человека с преисподней земли», – подчеркнул в заключение митрополит Павел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *