Притча о потерянной драхме толкование
Притча о потерянной драхме
Притча о потерянной драхме — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Луки.
…какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.Богословское толкованиеДанная притча была рассказана Иисусом Христом непосредственно после притчи о заблудившейся овце и имеет тот же смысл, состоящий в раскрытии величия любви и милосердия Божия к грешникам. [1] В притче речь идет о драхме — мелкой серебряной монете, весом 4,25 грамма. На её примере показана человеческая радость к потерянной и вновь найденной вещи, которая порой бывает больше, чем по отношению к не утерянным вещам, стоящим дороже. [2] Относительно образов, использованных в притче, приводят следующие толкования: [1] ПримечанияСсылки
Смотреть что такое «Притча о потерянной драхме» в других словарях:Притча о богаче и Лазаре — (Codex Aureus Epternacensis, 1035 1040 годы) Притча о бо … Википедия Притча о двух сыновьях — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия Притча о работниках в винограднике — Притча о работниках в винограднике … Википедия Притча о талантах — (гравюра, 1712 год) Притча о талантах одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии … Википедия Притча о добром самарянине — «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия Притча о десяти девах — Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия Притча о блудном сыне — Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия Притча о заблудившейся овце — Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия Притча о человеке, просящем хлеба в полночь — Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОЙ ДРАХМЕПритча о потерянной драхме является одной из трех притч, произнесенных Христом, о спасении грешников. Находится она в Евангелии от Луки (Лк.15:8-10). Эта притча содержит глубокий духовный смысл, который мы подробно рассмотрим ниже. Лк.15:8: «Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет». В предыдущей притче Иисус говорит о мужчине пастухе (Лк.15:3-7). В этой притче Он говорит о женщине. В числе людей, слушавших Иисуса было много женщин, для которых домашние заботы были обыденным делом. Зная сердца, Иисус использует знакомый пример для любой женщины того времени. Данную притчу также называют «женской притчей». Греческая драхма — это небольшая серебряная монета, которая по стоимости была равна одному римскому серебреному динарию или же 1/4 сикля[2], как по достоинству, так и по весу. В те времена одну драхму или один динарий платили за один день работы в винограднике (Мф.20:2). На одну драхму можно было безбедно прожить целый день, либо купить целую овцу. Свадебное придание любой восточной женщины равнялось десяти, изредка двадцати драхмам, которые женщина носила, как правило, на специальной золотой или серебреной цепочке — монисте. Возраст женщины, описываемой в притче, однозначно определить невозможно. Греческое слово «γυνη» (гини), переведенное в русском Синодальном переводе Библии словом «женщина», можно перевести как: взрослая замужняя, незамужняя женщина,мать, вдова. Это могла быть женщина любого возраста и семейного положения. Для женщины монист имел огромное символическое значение, прежде всего он олицетворял её целомудрие. Каждая драхма мониста символизировала положительные качества женщины. Если в монисте не хватало хотя бы одной монетки — это означало, что женщина не могла выйти замуж. По своей стоимости и по значению монист был равен обручальному кольцу. Если женщина была замужней, то потеря драхмы из мониста могла быть серьезным поводом к разводу. Поэтому даже в бедности женщина старалась не растратить драхмы из мониста. Если женщина имела денежный долг и ничем не могла его погасить, заимодавец не мог претендовать на этот монист. Если в течение всей своей жизни женщина смогла сохранить монист в целостности — это означало, что она прожила благородную и счастливую жизнь. Если у неё была дочь, она могла передать свой монист по наследству, что для дочери было большой честью. Если женщина вдруг теряла хотя бы одну монетку из мониста — это свидетельствовало о том, что она настолько не внимательна и не добросовестна, что не способна сохранить то, что для неё является самым ценным. А если это так, то такую женщину могли обвинить в недобросовестном отношении к своему мужу, детям и ведению домашнего хозяйства. Монист носили на голове, поэтому заметить потерю монетки было совсем не трудно. Заметив потерю монетки из мониста жены, муж имел право потребовать развода с ней. Была ли потерянная драхма частью мониста или нет, для женщины эта крошечная монетка имела большое значение; она оставляет все свои заботы и начинает её искать. Жилые дома того времени представляли собой небольшие глиняные домики с одним круглым решетчатым окном диаметром около 45 сантиметров. Поэтому даже в светлое время суток в таком доме было довольно темно. Найти крошечную монетку в таком доме было сложно еще и потому, что глинобитные или земляные полы были покрыты тростником или сухим камышом. Женщина не теряет надежды найти монетку, зажигает свечу (греч. «λυχνον» (лихнон) букв: светильник, лампа) и начинает мести комнату, упорно искать её до тех пор, пока не найдет. Итак, о чем же говорит нам Господь в этой притче? Как пастух, в притче о заблудшей овце, так и женщина символизируют Господа Иисуса Христа. А драхма, подобно «заблудшей овце», — символизирует духовно заблудшего человека, который дорог для Господа, также как и потерянная монетка для женщины. Эта притча учит нас тому, что для Господа все люди, избранные Им от начала мира (2Фес.2:13) имеют одинаковую ценность. И всех их Он стремиться привести в Свою Церковь, которую в притче символически определяет как десять драхм. Это сравнение выбрано Иисусом не случайно, более того, оно с поразительной точностью определяет саму Церковь. Как мы уже выяснили ранее, одна овца стоила ровно одну драхму. Это была средняя цена за молодую овечку. В Библии овцы символизируют людей, верующих в Бога, — учеников Христа (Иез.34:31; Ин.10:27). Таким образом, одна драхма, как и одна овца, символизирует избранного Богом человека. У женщины их было десять. Что тоже совсем не случайно. Количество драхм здесь символично. Число десять символизирует духовную полноту, а также путь духовного совершенства или деградации. Другими словами, принадлежащие женщине (Господу Иисусу Христу) десять драхм — символизируют Божью Церковь, находясь в которой ученик Христа идет по пути духовного совершенства. И эта Церковь должна достигнуть совершенства в своей полноте, как духовной, так и количественной. А это означает, что каждый избранный Богом человек обязательно признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, станет Его учеником и присоединится к Христовой Церкви. Также и духовно заблудший ученик Христа, если он действительно избран Богом, прибегнет к покаянию и вернется к Богу и в Его Церковь. И вот подобно тому, как женщина ищет потерявшуюся драхму, Сам Господь Иисус Христос ищет духовно потерявшегося человека. Но обратите внимание, как Он это делает. Женщина (Иисус Христос) зажигает светильник. Значит в комнате темно, и без светильника никак не обойтись. Что же символизирует комната? Эта комната символизирует мир. Примечательно, что древнегреческое слово «οικιαν» (икиан), переведенное в Синодальном варианте перевода Библии словом «комната», можно еще перевести как: дом, семейство, дворец (кесаря), домашний (семейный) очаг. Наш мир — это наш общий дом, и все мы люди произошли «от одной крови» (Деян.17:26). И кем бы мы ни были богачами или людьми с небольшим достатком, правителями или простыми людьми; и где бы мы ни жили, во дворцах или в простых, скромных домах, — все мы братья и сестры по плоти и крови. И всех нас таких совершенно разных и одновременно таких одинаковых безмерно любит Христос. Он любит нас настолько, что готов непрестанно искать нас в нашем человеческом мире, в котором, как в комнатушке маленького глиняного деревенского домика, так и в большом царском доме — царит тьма. Эта тьма символизирует власть сатаны, который и сейчас еще имеет власть на земле (воздухе) господствовать над душами многих и многих людей, не принявших Христа (Еф.2:2) во многих дворцах, домах, семьях. И сами мы были в этой тьме (Еф.5:8). Но каждого из нас однажды отыскал Господь. Он искал нас, и в данный момент ищет многих, с помощью «светильника, дающего свет», — символизирующий Божьи истины, милость и великую любовь. Более того, этим светом для нас является Сам Господь Бог (1Ин.1:15). Свет, который полностью развеивает окутавшую нас тьму. Воистину для каждого из нас Господь развеивает тьму (1Ин.2:8). Тьму, царившую в нашем сердце, в наших мыслях, наших желаниях и поступках. Тьма же сия никогда не возобладает над светом (Ин.1:5)! Задумайтесь, насколько приятен и жизненно необходим для нас солнечный свет. И насколько упрощает нашу повседневную жизнь горящий в наших домах свет электрических ламп. Так и Господь Бог, словно яркий свет освещает нам наш жизненный путь. Как же все-таки удобно, легко и спокойно жить, когда Бог дарит нам духовный Свой свет! Что же символизирует светильник? Светильник символизирует учеников Христа (Мф.5:15,16), которые стали светильниками, — родившимися от Бога (Света), и, ставшими Его детьми — чадами света (Еф.5:8). А также символизирует заповеди Притч.6:23: «ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни», — побуждающие к наставлению, то есть к самому свету. Итак, именно на учеников Христа ложиться ответственность за обращение мира к Христу. Ибо, Сам Господь Иисус Христос, незримо присутствуя в наших сердцах (Мф.28:20), зажигает светильники — побуждает нас к духовным, праведным делам, и, освещая темную комнату — проповедует через нас слово Божье всему миру, в котором пока ещё есть господство сатаны; тщательно метет пол до тех пор пока не найдет блеснувшую среди толстого слоя пыли, веток, ту самую крошечную, но драгоценную Его сердцу, серебреную монетку — избранного Богом человека. Обратите внимание на то, как метёт женщина, она метёт тщательно. В греческом тексте слово «тщательно» (греч. «επιμελως» — эпимэлос) можно перевести как: усердно, заботливо, старательно. Это говорит нам о том, что Господь ищет нас с великой любовью. Проявляя заботу о нас, даже когда мы грешим, то есть когда мы еще не найдены. Монетка найдена! Женщина мела комнату подобно тому, как Господь Своим Словом обличает мир. И вот крошечная драхма дала о себе знать, она сверкнула, отразив свет от свечи (светильника). Также и избранные Богом люди, откликнувшиеся на Божий призыв, противопоставляются всем остальным, также как и драхма, отразившая свет от свечи, отлична от глиняной и земляной пыли, сухих веток, поглощающих свет светильника, но никогда не способных отразить этот свет. Воистину сказал Господь Адаму: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). А праведные будут жить вечно (Авв.2:4; Евр.10:38) в Господе Иисусе Христе (Рим.5:21). Адам олицетворяет нераскаявшихся грешников, а праведные —покаявшихся и ставших учениками Христа. Итак, кто же мы?! Серебряные драхмы, способные отразить свет и в дальнейшем светить как светильники, ища новые драхмы? Или же мы пыль и сухие ветки. Если мы не во всем послушны Господу, если мы не несем благую весть, то мы не можем быть Его светильниками, ведь неизлучающим свет светильником невозможно найти драхму в темной комнате, его самого не отличить от сухих веток и пыли. Господь хочет, чтобы мы светили, искали драгоценные драхмы везде и только тогда мы достойны, называться Его светильниками — учениками! Если Бог действительно у нас в душе, то это должно быть видно не только нам! И в этом суть подлинного Христианства. То как усердно Господь ищет духовно заблудших людей, показывает нам, насколько сильно он любит и ценит их. От Луки 15 главаЕвангелие от Луки РАДОСТЬ ПАСТЫРЯ (Лук. 15,1-7)В Новом Завете нет другой такой главы, которую бы так хорошо знали и любили все христиане, как пятнадцатую главу Евангелия от Луки. Ее называли «Евангелием в Евангелии», ибо в ней изложена сущность благой вести, которую явил людям Иисус Христос. Эти притчи были порождением определенных событий. Книжников и фарисеев оскорбляло, что Иисус общался с людьми, заклейменными ими как грешники. Фарисеи относили всех не соблюдавших закон, к одной большой группе грешников, называя ее деревенщиной. Они отгораживались от них сплошным барьером. Выдать свою дочь за одного из них было все равно, что отдать ее, связанную и беспомощную на съедение льву. Правило фарисеев против этих грешников гласило: «Не доверяй ему денег, не принимай от него свидетельского показания, не доверяй ему никаких секретов, не назначай его опекуном сироты, не сопровождай его в путешествии». Фарисею запрещалось ходить в гости к такому человеку, или принимать его у себя дома. Ему даже запрещалось, насколько это было возможно, вступать с ним в деловые отношения. Фарисеи умышленно старались избегать всяких контактов с людьми, не соблюдавшими всех мелких установлений закона. Вот почему они были шокированы, видя Иисуса, идущего в сопровождении людей, не только стоявших вне общества, но и бывших грешниками, общение с которыми обязательно делало правоверного иудея нечистым. Мы сможем лучше понять смысл этих притч, если припомним, что ортодоксальные иудеи говорили: «На небесах будет радость об одном грешнике, исцеленном пред ликом Бога», а не: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся», как сказал Иисус. Они предвкушали не спасение грешников, а преследовали их. И вот Иисус рассказал им притчу о заблудшей овце и о радости пастыря, нашедшего ее. Жизнь пастуха в Иудее была тяжела и полна опасностей. Пастбищ было мало. Узкое центральное плоскогорье было шириной всего в несколько километров: с одной стороны были дикие скалы и обрывы, а затем — страшная пустыня. Конечно, не было никаких заграждений, и овцы бродили и пропадали. Английский экономист Адам Смит писал о пастухах: «Если вы встретите на торфянистом, заросшем вереском плато, где по ночам воют гиены, недремлющего и предусмотрительного, обветренного и загорелого, вооруженного пастуха, опирающегося на свой посох и наблюдающего за своими рассыпанными овцами, каждая из которых дорога его сердцу, вы поймете, почему пастух из Иудеи внезапно вышел на передний план истории своего народа; почему они назвали его именем своего царя и сделали его символом провидения, почему Христос говорил о нем, как о типичном примере самопожертвования». Пастух лично отвечал за овец. Если овца пропала, пастух обязан был принести домой хотя бы ее шкуру, чтобы показать, как она погибла. Пастухи были искусными следопытами и на целые километры прослеживали среди холмов заблудших овец. Пастух ежедневно рисковал жизнью ради своих овец. Пастырь добрый, Сам храни нас, Большинство стад принадлежали сельским общинам, а не частным лицам. Такое стадо пасли два-три пастуха. Они в должное время возвращались с стадом домой и передавали новости о том или другом пастухе, который остался в горах искать пропавшую овцу. Вся деревня ждала его и как только кто-нибудь его увидит с заблудшей овцой, крики радости и благодарности раздавались вокруг. Вот таким Иисус изображал Бога, на такого пастыря похож Бог, говорил Иисус. Подобно тому, как счастлив пастух, когда он приносит домой заблудшую овцу, так радуется Бог, когда грешник возвращается к Нему с покаянием. Как сказал великий святой: «Бог тоже знает радость обретения утерянного». В этом заключена удивительная мысль, благословенная истина: Бог человечнее людей. Правоверный иудей мог запросто не считаться с мытарями и грешниками, как с людьми, не заслуживающими ничего, кроме уничтожения; но не Бог. Люди могут оставить всякую надежду на то, что грешник исправится, но не Бог. Бог любит людей, которые не теряют избранного ими пути, но сердце его переполняется радостью, при виде как заблудившийся найдет и возвращается домой. И в тысячу раз легче вернуться к Богу, чем к людям с их немилосердными осуждениями. ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОЙ ДРАХМЕ (Лук. 15,8-10)Драхма, о которой идет речь в этом отрывке, являлась мелкой серебряной монетой. Потерять такую монету в крестьянском доме в Палестине было легко, а поиск ее мог занять много времени. В домах было темно, потому что в них было всего одно небольшое круглое окошко диаметром около 45 сантиметров. Глинобитный пол был устлан сухим камышом и тростником, и искать монету на таком полу было почти то же самое, что искать иголку в стоге сена. Для этого женщина подметала пол в доме, в надежде, что она увидит, как блеснет монета при движении или она услышит ее звон. Две причины могли побудить женщину так упорно искать. 1. К этому ее могла побудить крайняя нужда. Конечно, монета достоинством в одну драхму в наши дни не была бы особой ценностью. Однако в Палестине времен Иисуса это было больше дневного заработка работника. Люди едва сводили концы с концами и им грозил голод. Возможно, женщина именно потому так старательно искала эту монету, что в противном случае ее семье нечего было есть. 2. Но, может быть, причина была совсем не в этом. Замужние женщины носили головной убор из десяти серебряных монет, соединенных между собою серебряной цепочкой. Зачастую девушка экономила годами, чтобы собрать эти десять монет для головного убора, который ценой почти равнялся обручальному кольцу: это была настолько неотъемлемая часть одежды женщины, что его даже не могли забрать у нее для уплаты долгов. И возможно эта женщина потеряла именно одну из этих монет, и поэтому так усердно искала ее, как любая другая женщина искала бы свое обручальное кольцо. В любом случае, легко представить себе радость этой женщины, когда она увидела блеск потерянной монеты, и когда она вновь держала ее в руке. Так же Бог радуется, говорит Иисус. Радость Бога и всех Ангелов, когда хотя один заблудший грешник возвращается домой, подобна радости этой женщины, когда она находит монету, которая спасет ее семью от голода; она подобна радости женщины, потерявшей и вновь нашедшей свою самую дорогую вещь, не поддающейся даже оценке в деньгах. Ни один фарисей никогда и не помышлял о том, что Бог таков. Один крупный иудейский ученый признал, что это самая новая истина о Боге, которую Иисус явил людям, что Бог действительно ищет людей. Иудеи могли допустить, что если человек на коленях в самоуничижении приползет к Богу, умоляя Его о прощении, Он, может быть, простит его; но иудей никогда и помыслить не мог, что Бог сам ищет заблудших грешников. Мы же, к нашему счастью, верим в любовь Бога, ищущего нас, потому что Мы видим эту любовь воплощенную в Иисусе Христе, Сыне Божием, Который пришел взыскать и спасти тех, кто заблудится. ПРИТЧА О ЛЮБЯЩЕМ ОТЦЕ (Лук. 15,11-32)Эту притчу не без основания назвали величайшим рассказом всех времен и народов. По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший — одну треть (Втор. 21,17). Решение отца поделить свое имущество еще до своей смерти, если он собирался удалиться от руководства делами, не было необычным. Но требование младшего сына прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: «Дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Отец не возражал. Он сознал, что лишь в нужде и лишениях его сын научится чему-то; и с горечью поддался требованию сына. Сын же взял свою долю имения и тотчас оставил отчий дом. Итак, этот блудный сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад, не как сына, а как раба, наемного слугу, поденщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи, а наемный слуга мог в любой день оказаться выброшенным: он не имел никаких прав в семье. Но вот блудный сын вернулся домой. И, следуя варианту лучшего греческого текста, отец его даже не позволил ему заговорить о найме на работу, прервал его и взял дело в свои руки. Одежда символизирует здесь почет и уважение, перстень — власть, потому что, если человек давал другому свое кольцо с печатью, он передавал ему права и полномочия, а обувь на ноги — символизирует, что ему доставлены все права сына, потому что дети семьи получали обувь, а слуги нет. (В одной из песен североамериканских рабов-негров поется о том замечательном времени, когда «у всех детей Божиих будет обувь», потому что обувь символизировала для них свободу). И был устроен пир, чтобы все могли порадоваться возвращению блудного сына. Остановимся здесь и посмотрим, какие же истины заключены в этой притче. 1. Ее не следовало бы назвать притчей о блудном сыне. ибо он не является ее героем, а притчей о любящем Отце. потому что в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына. 2. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием. Отец терпеливо ожидал возвращения сына, потому что он увидел его когда тот был еще далеко. Когда же сын вернулся, отец простил его, ни в чем не упрекая. Иногда прощение даруется как одолжение. Еще хуже, когда на словах прощают, но намеками и словами припоминают человеку его грех. Однажды президента США Авраама Линкольна спросили, как он собирается поступать с мятежными южанами, когда они будут окончательно побеждены и вернутся в семью американских штатов. От Линкольна ожидали слов о жестокой мести, но он ответил: «Я буду обращаться с ними так, будто они никогда не покидали нас». Чудо любви Божией в том, что Он так же обращается с нами. Но притча на этом не кончается. Появляется старший брат, глубоко огорченный фактом возвращения брата. Он символизирует всегда уверенных в своей правоте фарисеев, которые скорее предпочел бы увидеть грешника уничтоженным, нежели спасенным. Можно сказать несколько слов также и о старшем брате. 1. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу. 2. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. По нем блудный сын не «мой брат», а «твой сын», и он был именно из тех уверенных в своей правоте людей, которые подставят ногу споткнувшемуся. 3. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал. И снова мы сталкиваемся с поразительной истиной: намного проще исповедаться Богу, чем людям; Бог намного милостивее в Своих осуждениях, чем многие правоверные люди, и Бог может простить и тогда, когда люди отказываются простить. Пред лицом такой любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его. ТРИ ПОТЕРИПод конец нам необходимо уяснить, что эти три причины являются просто тремя способами изложения одной и той же истины. Между ними существуют определенные различия. Ведь одна овца заблудилась просто по глупости. Она не думала, а многие люди не согрешили бы, если бы вовремя подумали. Монета была утеряна, и в этом тоже не было ее вины. Многие люди бывают совращены с пути истинного, причем согрешил пред Богом и тот, кто научил грешить другого. Сын же умышленно сбился с пути истинного; он безжалостно отвернулся от своего отца. Любовь Божия может простить человеку его глупые поступки, уступки соблазну и даже преднамеренный мятеж человеческого сердца.
|