Притча о злых виноградарях толкование
Толкование Евангелия на каждый день года.
8 февраля
Сказал Господь такую притчу: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Эта яркая притча в немногих словах раскрывает судьбу богоизбранного народа. Виноградник, который насадил «некоторый человек», есть Израиль. «Возлюбленный виноградник», как читаем мы у пророка Исаии (Ис. 5, 1). А Господин виноградника — Сам Бог. Он отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник, — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь снова и снова посылает слуг, чтобы виноградари устыдились и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, которого Господин виноградника посылает последним, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.
Поражает глубина доверия Бога к людям. Хозяин отдает виноградник делателям, а сам удаляется. Он не стоит над этими людьми, как надсмотрщик. И Бог — точно так же. Он дал нам жизнь, дал землю, дал труд на этой земле, а самого Его как будто бы и нет, так что некоторые люди даже говорят, что нет другого хозяина, кроме них самих. Однако мы знаем, что Хозяин есть, что Бог присутствует среди нас. И единственная наша задача — полностью довериться Тому, Кто все содержит в Своих руках. Но, с другой стороны, мы должны трудиться так, как если бы все, что происходит на земле, зависело от каждого из нас.
Мы видим, как наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он снова и снова посылает Своих слуг — одного за другим, — несмотря на их отвержение. Он не наказывает немедленным гневом тех, кто предает Его вестников поруганию, избиению и даже смерти. Бог долготерпелив к нашим грехам. Он еще и еще раз дает нам возможность отозваться на Его призыв. Но все-таки притча заканчивается суровым приговором. Господин отнимает виноградник у недостойных делателей и отдает его другим.
Слушая притчу, мы думаем, что православные христиане и есть тот самый народ, которому Господь отдаст Свой виноградник, и он принесет стократный плод. Но вот на что обратим внимание. Когда мы, зная Христа, зная тайну Его смерти и Воскресения, причастные Его благодати, не живем по нашей вере, — мы отвергаем Бога. Зная путь Божий, свободно и сознательно избираем свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви Христовой.
«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». В течение всей истории происходит отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить само Его имя из памяти человеческой. Но всегда Христос — распятый и поруганный — оказывается Господином истории. Он в центре всего, что происходит, Он — Судия и Царь мира.
Притча о злых виноградарях
Притчу о злых виноградарях мы встречаем у первых трёх евангелистов ( Мф. 21: 33–41 ; Мк. 12: 1–9 ; Лк. 20: 9–16 ). Вот как эту притчу передаёт евангелист Лука:
«Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время. И в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство его будет наше. И выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» ( Лк. 20: 9–16 ).
Эта притча была произнесена незадолго до крестной смерти Господа Иисуса Христа в самом Иерусалимском храме и обращена была к синедриону (высший суд, находившийся в Иерусалиме и состоявший из 72-х членов под председательством первосвященника).
В притче о злых виноградарях, направленной на обличение руководителей народа, отвергавших и избивавших пророков и, главное, также отвергших и распявших Самого Иисуса Христа, раскрываются история Божия промышления об избранном народе, Божие долготерпение к его вождям и печальный результат их ожесточения против Христа и Его учения. Не подозревая сначала, что притча относится к ним, увлечённые её логикой, первосвященники и старейшины народные сами вынесли себе приговор: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» ( Мф. 21: 41 ), выраженный словами Господа так: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21: 43 ).
Для большей ясности речи Христос воспользовался, как канвой, известной фарисеям и законникам «песнью о винограднике» пророка Исаии ( Ис. 5: 1–7 ), в которой говорится о том, что «винограднику» – «дому израилеву», т.е. еврейскому народу в целом с ветхозаветной его Церковью, уделено было Хозяином – Богом много труда и забот. Действительно, избранному народу дано было Богом всё для его успешного развития. Сам Бог был Вождём народа по выходе его из Египта, являя множество чудес и знамений, затем верховная власть над народом была передана избранным Богом духовным вождям.
Евангелист Матфей добавляет к притче некоторые важные подробности, отсутствующие у апостола Луки. Апостол Матфей сообщает, что хозяин виноградника «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню. ».
«Ограда» виноградника – это Закон Моисеев, который, как «огненной стеной» защищал евреев от влияния язычников и предохранял от уклонений от жизненной нормы, заключая в себе в прообразах вероучение, религиозные постановления и обряды, которые должны были дать народу истинное содержание жизни. Бог продолжал промышлять о евреях и после их входа в обетованную землю. Башня на винограднике служила жилищем сторожам, охранявшим виноградник. В притче «башня» означала, по толкованию святых Отцов, Иерусалимский храм. Точило в буквальном смысле служило для выжимания виноградного сока,а в притче оно означало жертвенник, на котором проливалась кровь жертвенных животных, явившаяся прообразом искупительной крови Иисуса Христа.
Благоустроив всё, хозяин виноградника отлучился, оставив в нём виноградарей, которые должны были в определенное время давать хозяину полученные плоды. Так и Господь, благоустроив всё в ветхозаветной Церкви, поручил руководство религиозной и нравственной жизнью народа духовным вождям, в первую очередь, первосвященникам и священникам, которые должны были дать народу содержание жизни в духе Закона Божия и взращивать в народе плоды жизни по Божиим заповедям. От них зависело благосостояние «виноградника», и они несли ответственность перед Богом.
Но, управляя народом, духовные вожди не заботились о его духовном совершенствовании, преследуя личные, корыстные интересы. Слуг Божиих, ветхозаветных пророков, которых, по слову ап. Павла, «весь мир не был достоин» ( Евр. 11: 38 ), с озлоблением жестоко избивали за то, что пророки напоминали наставникам народа об их долге перед Богом и требовали от них «плодов», т.е. жизни по Божией воле. Так, например, пророк Исаия был перепилен деревянной пилой, Иеремия и Захария были избиты камнями, многие были замучены или, по слову ап. Павла, «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были. подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. » ( Евр. 11: 36–37 ; Неем. 9: 26 и др.). Точно так же и апостолов, и многих последователей Христа народные вожди избивали, преследовали и мучили.
Окончив притчу, евангелист Матфей пишет, что Господь задал первосвященникам и членам синедриона такой вопрос: «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» – на что получил самый логический ответ: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» ( Мф. 21: 40–41 ).
Взглянув на собеседников, уверенных в невозможности лишения их присущих им преимуществ, Господь оттенил Свою мысль об исключении их ими же самими из новоустрояемого Царства Христова, напомнив пророчества, которые они сами относили к Мессии: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Мф. 21: 42 ; Лк. 20: 17 ; Пс. 117: 22–23 ; Ис. 28: 16; I Kop. 3: 11; Рм. 9: 33 и др.). Вождям было поручено духовное строительство Церкви Божией, но они отвергли краеугольный Камень этого храма – Христа. Несмотря на отвержение ими, Камень всё же лёг в основу угла и соединил в Новозаветной Церкви две «стены»: верующих из иудеев и из язычников. Исполнение пророчества на Иисусе Христе доказывает, что Сам Бог Отец послал Его в мир, чтобы основать Церкви и служить всем верующим, искупленным Им, предметом изумления и благоговения ( Мф. 21: 42 ; Мк. 12: 10–11 ). От вождей народных, отвергших Христа-Мессию и не желавших понять сущности Его Царства, оно будет отнято и дано всем членам Церкви Христовой, приносящим плоды истинной веры и добродетели.
Учители народные поняли наконец, что притча относится к ним. Некоторые «слышавшие же это сказали: да не будет!» ( Лк. 20: 16 ), т.е. да не будет с ними того, чтобы Церковь была отнята от них и отдана другим.
Святой Иоанн Златоуст пишет, что произнесение врагами Христа самими себе приговора «было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни». Это больше всего рассердило и ожесточило первосвященников и фарисеев, и они старались в это время «наложить на Него руки» ( Лк. 20: 19 ; Мф. 21: 46 ). Только страх перед народом, почитавшим Господа за пророка, остановил их на время от этого злодеяния.
Пророчество Христа о наказании злых виноградарей и передаче виноградника другим исполнилось ровно через 35 лет после того, как Иисус произнёс эту притчу. Римский полководец Тит разорил Иерусалим и всю Палестину, и евреи были рассеяны по всему свету.
Виноградарям было хорошо пребывать и трудиться в винограднике, настолько хорошо, что они стали это место считать своим. Всё, что они имели, всё, что Хозяин им давал на содержание, они стали принимать как должное. Всё это так их захватило, что они совершенно забыли, что всё это временно, что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут покинуть виноградник и передать его другим. Они свою духовную жизнь исказили и жили только по плоти. Они заглушили свою совесть. Дело дошло до того, что работники виноградника убили и наследника Хозяина, лишь бы не отказаться от довольства виноградника.
Слово Христово вечно. Притча о злых виноградарях имеет отношение не только к народным вождям времен Христа, но и к нам, людям, работающим в новом винограднике Христовом – в Церкви. Если новые вожди верующего народа, князья Церкви: патриархи, митрополиты, епископы и священники – будут себя вести так, как виноградари в притче, их ожидает та же участь: они будут Хозяином-Богом отвергнуты, и виноградник будет передан другим, достойным работникам.
Эта притча в равной мере относится и каждому верующему христианину. В притче о злых виноградарях Христос предупреждает нас, чтобы не случилось и с нами так, чтобы земная красота, в которой мы живём, не превратилась бы в приточный виноградник и не дала бы нам забыть о том, что Господин виноградника грядёт и потребует отчета о нашей работе.
Будем же трудиться в винограднике и плоды его приносить его законному Хозяину – Богу.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев ( Ис. 5, 7 ). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.
В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!
Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.
Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие ( 1 Пет. 2, 9 ). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.
Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?
Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам ( 2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4 ).
Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.
Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.
Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.
Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» ( Ин. 7, 37 ), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.
Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.
Беседа 18. Притча о злых виноградарях
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–46 ). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером.
И мы начинаем сегодняшнее чтение словами:
Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» ( Пс.79:9–10 ).
Слова: «отдав его виноградарям, отлучился» не означают полного устранения Бога от судеб мира, хотя бы на некоторый малый промежуток времени. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). То есть если бы Бог, как нам часто кажется, прекратил Свое общение с любой частью творения, то она тотчас прекратила бы свое существование.
Собственно, эта земная жизнь и дана человекам, чтобы они свободно избрали или отвергли Бога. Ведь человечество, которое создано для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов (бесов) – которые отпали от Бога свободным произволением, должно, также свободным произволением, признать власть Бога над собою. Ибо любовь не может быть по принуждению, посему Бог и действует в этом мире с сокрытием Своего Лика, дабы только обретшие Его Бога сердцем и вошли в свободное и радостное служение чад Божиих. Сказано: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ).
Посему все те, которые ропщут на трудности и тяготы этой земной, проходящей жизни, они даже и не понимают ее назначение и предназначение. Они подобны школьнику, который стремится быстрее пройти время обучения с его неизбежными трудностями и быстрее ворваться во взрослую жизнь, даже не понимая, что будущность всецело будет такой, каковыми будут наши успехи или неуспехи в процессе религиозного образования и духовного взросления в этой временной, земной жизни.
Любой христианин – это именно ученик в Школе Иисуса Христа, и от того, как он посещает занятия (богослужения), усерден ли он или нет, и зависит, где он окажется, войдя во взрослую, то есть иную жизнь. Сказано: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» ( Деян.6:7 ) – то есть вхождение в Церковь и простых людей (мирян), и священников (клириков) означало рост числа учеников нового набора для нового (новозаветного) ученичества, «нового учебного года» в Школе Нового Завета.
Кстати, прямо сейчас из радиостудии «Радонеж» идет урок по главному учебнику жизни, по Святому Евангелию, и если кто-то невнимательно прослушивает его, он получит плохую оценку своим знаниям, своему сегодняшнему поведению, а возможно, и всей своей жизни. И тогда выпускные экзамены для прогульщика и лентяя могут превратиться в паническую перебежку души «из кабинета в кабинет» – с мытарства на мытарство. Не дай Бог!
Здесь обращают на себя слова Иеронима: «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод» – то есть награда за соблюдение Закона Божия – сама заповедь, сама возможность выполнять волю Божию, или хотя бы изучать ее. Следовательно, и мы, изучая Евангелие, высшей наградой за то должны почитать саму возможность участвовать в подобном учебном процессе. Сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» ( Откр.1:3 ). То есть здесь награда возрастает поэтапно. Читаешь – блажен; слушаешь истолкование – блаженнее; исполняешь – трижды блажен. Сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем.8:8 ). «Читали… внятно» – то есть разборчиво, как мы и стараемся здесь, на радио «Радонеж», «и присоединяли толкование» – то есть истолковывали не от себя, но сообразуя с другими местами Писания и следуя порядку истолкования святых Отцов.
Я надеюсь, что мы все, работающие на радиостанции «Радонеж», ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ). Конечно, несмотря на все свои старания, не можем мы соответствовать тому, кем и чем мы должны быть. Сказано: «…чтобы нам показаться, чем должны быть… хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ). То есть подлинного соответствия – кем должны быть мы, священники, (учащие) по отношению к мирянам (учащимся), и кем должны быть лаики (миряне) по отношению к (клирикам) священникам, – мы здесь не достигнем. Но каждый, трудясь на своем месте: один – жертвуя на радио-эфир «Радонеж», другой – с усердием готовясь к передачам, третий – молясь за наше служение здесь, на «Радонеже», четвертый – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение.
Как в совершенном грехе уже содержится наказание за него, так же изучение Закона, стремление его исполнять, само это состояние – и есть дар Божественного Милосердия. Почему и пророк Давид восклицает: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс.118:103 ); и еще: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее…» ( Притч.24:13–14 ).
Если говорить предельно просто, в применении к нашим обстоятельствам, сам факт, что мы крещены, имеем возможность участвовать в Таинствах Церкви и изучать Святой Евангелие – и есть великая милость Божия и награда для нас. Имея сие – спасаемся, теряя – погибаем.
Иудеи рассуждали иначе: каждый искал своего, и когда им начинало казаться что они в сравнении с другими, более усердными тружениками в виноградники Божием, отстают и не дотягивают, то это приводило их в ярость, и они начинали ненавидеть и презирать более благочестивых и более праведных, представляя их в своих собственных глазах и грешниками, и злодеями. Потому и побивали и даже убивали служителей Божиих.
Но подобное происходит и среди христиан. Вот слова апостола Павла: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3:1–7 ).
То есть, видите, любой посланник по-прежнему вызывал у них раздражение и неприязнь, переходящую в крайнюю злобу.
Слова: «других слуг, больше прежнего» – означали и означают, что если Господь дал более даров, талантов и благословений тому или иному человеку, то с большей яростью его и ненавидят, клянут и преследуют. Впрочем, сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» ( Лк.6:26 ); и еще: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» ( Ис.51:7 ). То есть подлинные проблемы не у тех, кого злословят, а у тех, кто злословит. Даже если при этом злословящий говорит абсолютную правду.
Даже если кто и облеченный властью церковной, властью суда не проявляет сострадание к падшему, он прежде всего ставит в опасное положение самого себя:
Но иудеи проявляли неприязнь по отношению к пророкам и праведным, что еще более ухудшало их положение в глазах Бога. Ведь если мы гоним кого за явные грехи, это, как мы видим, может погубить нас; а если мы враждуем с избранниками Божиими, так что же может нас ожидать?
Пришествие Самого Сына Божия во плоти – это была последняя возможная мера, воздействие на сознание и совесть этих людей; и если и теперь они будут оставаться противниками правды Божией, так что же может их ожидать?
Этими словами Феофилакт, с одной стороны, показывает ужас содеянного религиозными вождями еврейского народа и как бы выгораживает простой народ, называя его бесхитростным. Это действительно ТАК! Но разве не сказано в Библии: «…слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). То есть ошибки религиозных лидеров народа Божия принесут проблемы и самому народу Божию, если верующие слепо будут проглатывать всякую новую богословскую директиву, спускаемую сверху. И чем более слепые считают себя зрячими, тем в более опасном положении могут оказаться они и те, кто следует за ними.
Архиереи и старцы еврейского народа настолько уверовали в свою непогрешимость, что когда и Сама воплощенная Истина пришла к ним, они решительно восстали против Нее.
И далее Сын Божий задается вопросом, ответ на который должен предрешить судьбу еврейского народа их собственными устами:
Вот этими словами: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», – иудеи сами осудили и приговорили себя. А ведь самым страшным проклятием является то, которое человек сам и произносит против себя.
Здесь со всею очевидностью Сын Божий называет библейским камнем не иерархическую должность Римского папы, но Самого Себя. Да и сам первосвятитель Римский Петр изречет в глаза иудеям о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11 ).
КАМЕНЬ – ЭТО ТОЛЬКО ХРИСТОС! – «и нет ни в ком ином спасения».
Но так как иудеи на место Бога поставили волю первосвященников, архиереев и старцев; а на место Писания – решение синедриона (Сангедрина), то Господь Иисус Христос и говорит далее:
Еврейский народ был «святым народом» ( Исх.19:5–6 ), но угроза потери этого статуса, привилегий и передача их другим существовала издавна ( Исх.32:10 ; Чис.14:12 ).
Под «другими», «которые будут отдавать ему плоды во времена свои», другим народом, «приносящим плоды», понимаются ХРИСТИАНЕ – новый народ во имя Божие.
Еще во дни Моисея Бог сказал ему об израильтянах: «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» ( Исх.32:10 ); и еще: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31–33 ).
Здесь у пророка Иеремии прямо говорится, что будет заключен Новый Завет: «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской», – то есть не Синайское соглашение, Договор, но нечто новое, иное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» – это о Дне Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел в сердца уверовавших в Господа Иисуса Христа.
Опять о Камне, и опять о Христе – нет и намека на иерархическую должность (как ошибочно о камне веры учат латиняне). Некоторые манускрипты добавляют стих: «Кто упадет на этот камень, разобьется на куски; но если камень упадет на кого-либо, раздавит в порошок».
Пророк Исаия, предсказывая времена отступления всего еврейского народа («обоих домов», то есть иудеев и израильтян) от истины, говорит о Камне, который символизирует гнев Божий, и только Божий: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» ( Ис.8:13–15 ).
Религиозные лидеры иудеев были искушенными политиками-интриганами и остерегались публично, открыто предпринимать действия против Иисуса из Назарета. Но Его революционные призывы они более уже не могли сносить. И тогда враждебные по отношению друг к другу еврейские партии и секты (архиереи и старцы, книжники и фарисеи, саддукеи и зилоты) устраивают заговор против Господа Иисуса Христа с целью погубить Его.
Архиереев – не устраивали Его призывы к добровольной бедности.
Старцы – не понимали, как это нищие духом, простые люди (ам ха гаарец – рыбаки, плотники, пастухи и мытари), могут обрести познание о Боге в своем сердце.
Книжники – не понимали такого свободного цитирования Писания и свободных приемов истолкования сакрального текста.
Фарисеи – видели в Нем учителя, который слишком близок к своим ученикам, не придерживается принципа субординации между важными учителями и простыми учениками.
Саддукеи – видели в Нем человека, который бросал вызов и их храмовому бизнесу, и их рафинированному чванству в общении с простыми людьми.
Зилоты – видели в Нем безответственного пацифиста, который любит не только евреев, но и представителей других народов, общается с ними и помогает им.
Кольцо ненависти сжималось вокруг Иисуса из Назарета, число ненавидевших Его увеличивалось, и день их гнева приближался.
Как некогда сыны Иакова составили заговор против брата Иосифа и искали только удобного случая. Точно так же и иудеи ждали, когда подобный случай им представится…
Древняя встреча сынов Иакова с братом их Иосифом прообразовывает собой то, что произойдет и в будущих веках.
И вот однажды нечто подобное произойдет с еврейским народом, когда во дни антихриста пророк Илия сойдет с Небес и обличит антихриста, и они (евреи) узнают, что истинного Мессию они распяли. И будет плач стоять во всем Иерусалиме, когда падшая скиния дома Давидова будет возрождаться через веру во Иисуса Христа. Как я уже вам говорил сегодня, ссылаясь на святых Отцов, вся история Иосифа в его взаимоотношениях с братьями – это прообразно история взаимоотношений еврейского народа, который произошел именно от этих колен, от этих братьев, с Иисусом Христом. Сказано о будущем: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах.12:10 ); и еще: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» ( Деян.15:16 ).
Поистине Ветхий Завет есть ИКОНА Нового Завета, и, согласуя события первого завета со вторым, мы лучше понимаем и ход Священной Истории событий, и их смысл, и назначение.