Признаки государства и их толкование
Государство, его признаки, атрибуты и функции
Содержание:
Согласно историческому плану, государство можно определить, как – общественное образование, которое управляет людьми с помощью власти, проживающее на закреплённой границами территории. Существование государства обусловлено защитой, обеспечением порядка и предоставлению благ гражданам страны.
В структурной форме государство – совокупность организаций, призванных выполнять законодательную, исполнительную и судебную власть.
Государство – территориальное образование, с наличием политической власти, регулирующей специальными манизмами управления общество, для функционирования и жизнедеятельности страны. Государство представлено важным институтом в обществе, обусловлено суверенностью и управляющее жизнедеятельностью населения.
Теории о происхождении государства
Признаки государства
Атрибуты государства
Территория – официально закреплённые границы страны, разделяющие суверенность других стран.
Население – граждане страны, на которых действует законодательство, власть и обеспечивается государственная защита.
Аппарат – совокупность учреждений, наличие управляющего класса, с помощью которых обеспечивается деятельность государства, издание или изменение законов, обязательных для всех индивидов.
Функции государства – направления жизнедеятельности государства, наполненные содержанием, где объясняется смысл и сущность государства и общественной жизни.
Классификация и виды функций
Внутренние функции – деятельность государства, направленная на управление жизнедеятельности населения. Они разделяются на:
1. Основные – осуществимые правительством. Основные задачи выражены в обеспечении социального порядка, охраны, свободы населения; установление законов; охрана общественных отношений; финансовое регулирование; налогообложение; распределение финансов по различным областям.
2. Неосновные – характеризуются традиционным характером, т.е. основные вопросы здравоохранения, транспортной системы, образования, управление СМИ.
Политические функции – организация народовластия и функционирование демократического строя.
Экономические функции – регулирование экономических взаимоотношений, контроль за экономическими оборотами.
Социальная функция – регулирование общественных стандартов жизни (прожиточный минимум, установление пенсий и заработных плат), поддержка некоторых категорий населения (инвалиды, малоимущие и т.д.).
Финансовый контроль – контроль за сбором налогов; создание государственного бюджета; установление денежной политики.
Правоохранительные функции – обеспечение безопасности населению; защита имущества; функционирование законов; борьба с преступностью.
Экологические функции – программы по защите окружающей среды; правила природного пользования; регулирование экологических стандартов.
Функция развития культуры, научной деятельности, образования, направленная на самосовершенствования личности.
Регулирование этнических отношений.
Внешние функции – деятельность государства на мировом уровне:
Формы осуществления функций государства – реализация функций государства, по средствам специализированных органов.
Методы осуществления функций государства – обеспечение функций государственных органов, через убеждение или принуждение, санкции или поощрение.
Государство придавлено многофункциональным институтом, который включает в себя: законодательные органы, исполнительные учреждения, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Правительство – главный распорядительный орган в государстве.
Форма государства определяется культурным развитием (традициями, ценностями, нормами); внешнеполитическими отношениями, историческим прошлым. Она включает в себя: форму правления, устройство и политический режим, которые представляют единое целое.
1. Форма правления – организация государственной власти, которая задаёт структуру органов, тип отношений с населением, участие людей в образовании государственных органов.
Монархия – тип правления, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного человека или семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Она разделяется на:
Абсолютная монархия | – государственная власть всецело принадлежит монарху (королю, императору, эмиру и т.д.), не ограничиваясь государственными органами. В странах с абсолютной монархией присутствует парламент, но он не имеет власти, а носит консультативный характер. Страны-представители – Бруней, Оман, Бутан, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия. |
Ограниченная монархия | – государственная власть помимо монарха, принадлежит парламенту, действующим на основании конституции. Она разделяется на дуалистический и парламентский тип. |
Дуалистическая монархия | – глава государства выполняет свои функции вместе с представительными органами (парламентом). Монарх вправе выбрать членов парламента, которые будут нести ответственность перед главой. Дуалистическая монархия представлена в Непале, Кувейте и Иордании. |
Парламентская монархия | – власть главы государства ограничена представительными органами. Правительство представляет результат победы партии, выигравшей в голосовании. Парламент выбирается населением. Глава государства носит церемониальный характер, представляя традиции и обычаи государства. Парламентские монархии – Дания, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и т.д. |
Республика – тип правления, характеризуется избранием государственного правительства населением страны, на основании государственного голосования. Правительственные органы носят коллегиальный характер в то врем как народ представлен источников власти. Выбранные лица или политические партии несут ответственность перед населением.
Президентская республика | – глава государства представлен главной исполнительной власть. Который назначает и снимает с должности членов государственных органов. Правительство отчитывается перед президентом, т.к. имеет разделение власти. Глава выбирается на определённый срок путём всеобщего голосования. Страны-представители: США, Бразилия, Аргентина, Египет и т.д. |
Парламентская республика | – власть в государстве принадлежит председателю правительства. Парламент определяет правительство, где парламент несёт ответственность за свои действия перед правительством. Страны-представители: Греция, Германия, Индия, Италия и т.д. |
Парламентско-президентская республика (смешанная) | – представлена смешанным типом, где парламент и президент имеют взаимоуровновешеваемую власть. В число представителей этого вида входит и РФ. |
2. Политический режим – комплекс мер осуществления верховной власти, задающий обстановку в стране (уровень свободы индивидов, наличие прав). Политический режим разделяется на демократический и недемократический.
3. Территориальное устройство государства – официально закреплённые границы государства. Проявляется в взаимоотношениях страны с составными частями.
Формы государственно-территориального устройства
1. Унитарное государство – страна представлена административно-территориальными частями, которые находятся в подчинении государственной власти, обладают суверенитетом и единством. Признаки унитарного государства: наличие административно-территориальных единиц; действие законодательства на территории областей; наличие судебной системы; гражданство; пользование финансов из общего бюджета страны.
Унитарные государства в свою очередь разделяются на:
2. Федерация – объединённые территориальные подразделения в союзное государство, в состав которых входят субъекты, обладающие самостоятельностью и отдельной властью. Федерация – результат соединения независимых стран в одну.
Признаки федеративного государства: объединённые территориальные единицы в единой государство; федеральные органы представлены верховной властью; административные-территории обладают своей конституцией.
3. Конфедерация – достижение целей, при помощи объединении государств. Такие союзы носят неустойчивый характер с шансом объединения в федерация. Пример: Германский союз, Швейцарский союз и т.д.
ГИА по обществознанию
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:
Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.
Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 3
Функции государства — основные направления деятельности государства:
К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:
Форма государственного правления
Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия может быть:
Республика может быть:
Формы государственного устройства
По форме государственного устройства государства делят на:
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства— это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
Федерация облагает такими признаками:
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Политический режим
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
2.2. Признаки государства………………………………………..…… ……..…13
1. Возникновение государства
1.1. Предпосылки возникновения государства
Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для его сторонников проблемы возникновения государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. 1
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). 2
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.
И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. 3
Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. 4
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества. 5
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. 6
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (прежде всего это Германия и Россия).
Приверженцы второй точки зрения полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
2. Понятие и признаки государства
2.1. Понятие государства
2.2. Признаки государства
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Что такое государство. Признаки, функции и формы государства
При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.
Теории происхождения государства
Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters
Признаки государства
Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:
Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters
Функции государства
Внутренние функции государства
Внешние функции государства
1. Обеспечение национальной безопасности.
2. Защита государственных интересов в международных отношениях.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.
4. Защита граждан, находящихся за рубежом.
5. Участие в решении глобальных проблем.
Формы государства
В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters
Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters
- Признаки головной боли во сне
- Признаки государства и их трактовки