Продолжительность дневного сна в гпд
Приложение 6. Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня
Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня
С изменениями и дополнениями от:
25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
ГАРАНТ:
О разъяснении вопроса организации групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях см. письмо Роспотребнадзора от 6 октября 2011 г. N 01/12677-1-2
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в раздел «Общие положения» внесены изменения
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел «Режим дня» внесены изменения
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательную организацию, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отдых на свежем воздухе.
После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
— перед самоподготовкой в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел «Питание» внесены изменения
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дневной сон в продленке и садике. Обязателен ли он?
Для многих ребятишек дневной сон после обеда в продленке или садике превращается в тягостное испытание и источник детского стресса. Нередко он вызывает неврозы и является одной из причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад или школу.
Многие родители искренне недоумевают: «Ну не спит ребенок днем, почему ему не позволить тихонько заняться чем-то полезным? Неужели так уж необходимо насильное укладывание?».
Разбираемся в вопросе вместе с специалистами.
По утрам, собирая дочку в детский сад, Светлана слышит от нее хныканье: «У нас в группе весело, а потом всех заставляют спать. Мама, я уже большая, попроси, чтобы меня не укладывали в кровать». Мамаша уже неоднократно поднимала этот вопрос с воспитательницей. Но получала непреклонный ответ: положено соблюдать режим, и, дескать, нас постоянно проверяют. Светлана измучила себя и дочку просьбами не капризничать, а постараться поспать хотя бы полчасика.
Для Анастасии нежелание спать на продленке не просто «хотелки» ее сыночка. «У моего Артемки начинается нервный срыв, когда воспитатели насильно укладывают его в кровать. Я специально искала группу для первоклашки на продленке, где бы была возможность не спать. Нашла, обратилась с заявлением, но… вот незадача, нам отказали! Видите ли, ему не исполнилось 7 лет, и по санитарным нормам таким детям полагается дневной отдых.»
А вот у детей знакомых Анастасии в школах все иначе: дневной сон не обязателен. Женщина негодует: «До каких пор воспитатели и директора будут прикрываться санитарными нормами? Ведь известно, что физически такая возможность — не принуждать моего сына спать — у школы имеется? Дневной сон в стенах школы для нас — просто какая-то каторга.»
Вот что рассказывает про санитарные нормы врач-гигиенист из Минска Татьяна Островская. Дневной сон для детей до 7 лет обязателен для всех детей во всех учреждениях.
Кроме того, распорядок дня в ГПД прописан в Положениях каждого детского учреждения. Но что делать, если чадо совсем хочет спать днем? Ответ представителя контролирующих органов простой, как 3 копейки. «Ну, в самом деле, никто же не неволит вас отдавать детей в группу продленного дня или садик. Сидите со своим отпрыском дома или забирайте его не позже окончания обеденного перерыва.»
А на нашей территории ответственности нам родители вверяют самое дорогое, что есть в нашей жизни — своих детей. И мы обязаны обеспечить все условия для их полноценного отдыха и развития, физического и психического здоровья.
Когда мы слышим: «А вот там-то спать не кладут», то это очень плохие новости. Значит, мы идём к вам. С проверкой.
Если факты подтверждаются, дети днем не спят — мы вручаем предписание об устранении выявленных недостатков. Правила в учреждениях образования единые для всех. Воспитатель не может идти на поводу у отдельных «неспящих» детей и их родителей. Вы только вдумайтесь, что начнется, если воспитатели начнут подстраиваться под каждого ребенка! Кто-то не хочет спать, кушать, кто-то мыть руки перед едой, другие дети не хотят ходить на прогулки, музыкальные занятия, чистить зубы (на пятидневке).
Даже частные детские заведения обязаны соблюдать стандарты и организовывать тихий час.
Кстати, нередко уложить всех детишек на дневной сон становится для персонала некоторых учреждений чуть ли не самоцелью. В то время, как длится тихий час, некоторые воспитали решают свои личные вопросы, а некоторые нянечки, повара и сами не против прилечь, чтобы передохнуть перед подъемом детей. А бодрствующие детки будут только мешать персоналу «закрывать» эти задачи.
Итак, мы выяснили из комментариев специалиста, что отменить тихий час в садике и продленке нельзя. Выход остается лишь один — приспособиться к существующему порядку вещей.
Тихий час и дневной распорядок: рекомендации детского психолога
Рассказывает детский специалист Анна Масилевич. У всех малышей разные типы нервных систем. Кому-то дневной сон просто жизненно необходим. А другие дети могут без вреда для здоровья обходиться без дневного сна. Родителям в любом случае не стоит беспокоиться, что их ребенок не вписываются в какой-то распорядок. В конце концов, каждый ребенок индивидуален, со своим биоритмом. Подвергать мучением сына или дочку, лишь чтобы во что бы то ни стало они уснули не стоит.
Итак, полезные советы:
Как обсудить с воспитателем дневной сон ребенка
Бывает, что ребенок жалуется на то, что во время тихого часа ему не позволяют даже выглянуть из-под одеяла. Или, к примеру, ругают за походы в туалет или требуют лежать с закрытыми глазами, это, мягко сказать, перебор. На самом деле, малышу не разрешают распоряжаться собственным телом, это совершено недопустимо. Такие ситуации надо брать на контроль и предметно обсуждать с воспитателем. Не пытайтесь тайком от воспитателя давать игрушки малышу игрушки. Ребенок может оказаться очень чувствителен к резкому замечанию воспитателя.
Если в связи с эпидемиологической ситуацией детям не всё разрешают приносить что-либо из дома, то вместо мягкой игрушки принесите пластмассовую. Поясните воспитателю, что регулярно чистите ее антисептиком.
И я знаю многих педагогов, которые делают так, чтобы все дети в тихий час чувствовали себя комфортно. И дневной сон детей проходит для них в удовольствие
Выбирая школу или садик, внимательно изучайте отзывы о педагогах, а не качество отделочных материалов при ремонте помещения. И максимальная близость к дому — важный, но не исключающий остальные факторы критерий.
Рекомендации к организации и режиму работы ГПД
консультация на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации к организации и режиму работы группы продленного дня
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 до 8.30 до 18.00 до 19.00.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I—VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся I классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II—VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся I классов и ослабленных обучающихся II—III классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
3. Отдых на свежем воздухе
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 ч. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
• до обеда длительностью не менее 1 ч, после окончания учебных занятий в школе;
• перед самоподготовкой в течение 1 ч.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
4. Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 ч.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 мин до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
5. Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
• приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
• начинать самоподготовку в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
• предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
• предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
• проводить физкультурные минутки длительностью 1-2 мин;
• предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
6. Внеурочная деятельность
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе пос.
Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо организовать работу п.
Материал для методического объединения учителей начальных классов «Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы".
Этапы организации и структура прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД.
Особенности организации и структкра прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД.
Организация режима дня в группе продленного дня
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГПД.
воспитатель группы продленного дня
В последние годы группы продленного дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации досуга детей начальной школы, так как родители и бабушки значительную часть времени заняты на работе.
Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое развитие детей, способствует укреплению здоровья. Школа разрабатывает свой вариант режима дня группы продлённого дня, в котором обязательно должно быть чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физической культурой. Режим дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, экскурсии и прогулки, занятия по интересам. Систематическое нарушение режима дня ведёт к снижению работоспособности.
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создаёт бодрое жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у человека дисциплинированность, аккуратность, организованность.
Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями режима являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие и нерациональные затраты времени на подготовку домашнего задания и т.д. Поэтому важно чётко спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание и отдых. Только рациональное чередование этих компонентов сможет положительно влиять на умственное и физическое развитие детей, их работоспособность, успеваемость, состояние здоровья.
При планировании режима необходимо учитывать следующие требования:
— соответствие режима возрастным особенностям младших школьников;
— обеспечение правильного чередования режимных моментов;
— рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассные мероприятия и т.д.;
— максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
— чёткая организация работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Опыт показал, что чёткое выполнение режима дня, основанного на вышеперечисленных принципах, не только эффективно влияет на повышение работоспособности, успеваемости школьников, но и способствует их оздоровлению и сплочению детского коллектива, а также сохранению высокого функционального состояния организма ребёнка не только на протяжении дня, но и всего учебного года.
Примерный режим дня школьников.
-Предобеденное пребывание на воздухе
-Пребывание на воздухе: игры, прогулки, общественно-полезный труд и т.д.
Свободное время: работа кружков, занятия по интересам и т.д.
режимных моментов в группе продленного дня
Основные воспитательные задачи и направления деятельности
Прием детей в группу
Отдых и деятельность на воздухе
Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубные часы, занятия по интересам)
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
Подведение итогов дня
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
Формирование учебно-организационных умений:
Начинать самоподготовку желательно в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Продолжительность самоподготовки: в 1-м классе со второго полугодия – до 1 ч,
во 2-м – до 1,5 ч, в 3-4-х – до 2 ч.
Во время самоподготовки детям предоставляется выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика. Предоставляется возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы. Рекомендуется проводить физкультминутки длительностью 1–2 минуты. Дети, которые закончили работу раньше других, могут до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
Во время самоподготовки можно стимулировать творческую активность детей, так как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, Развивает мыслительные способности. Для этого перед самоподготовкой можно проводить игры на развитие творческого мышления (умственная разминка буквально на 5-10 минут)
Большое значение в развитии учащихся имеет посещение кружков, которые дети охотно выбирают в соответствии со своими интересами.
Режим дня в ГПД планируется так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. В середине занятия организуется перерыв 5–10-минут.
Мероприятия, оказывающие большое эмоциональное и воспитательное воздействие на учащихся (утренники, концерты художественной самодеятельности, встречи и т.д.) лучше проводить в начале недели, когда у ребят ещё не наступило утомление и не притупилось до некоторой степени свежесть восприятия. Чем младше ребёнок, тем более возбудима у него нервная система, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, наблюдается неустойчивость активного внимания и сравнительно быстрая утомляемость. Поэтому важно продолжительность различных режимных моментов планировать с учётом возрастных особенностей детей. Многие виды деятельности, в том числе и общественно-полезный труд представляют для детей серьёзную нагрузку и нуждаются в ограничении продолжительности. На занятия общественно-полезным трудом учащимся 1-2 классов должно отводиться не более 30 минут, а для ребят 3-4 классов – не более 1 часа.
В группах продлённого дня должно уделяться большое внимание физическому воспитанию детей, которое является одной из форм активного отдыха и способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию детей. Особенно эффективны для здоровья детей физические упражнения, проводимые на свежем воздухе. Кроме утренней гимнастики и физкультурных пауз рекомендуется в режим группы продлённого дня включать непродолжительные (20-25 минут) дополнительные занятия физическими упражнениями.
Питание детей в группе продлённого дня должно быть двухразовым. На него в общей сложности следует отводить 50 минут (20 минут на горячий завтрак (полдник) и 30 минут на обед). Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и всего детского организма.
Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость, поднимает их жизненный тонус, что способствует укреплению здоровья.
1.Болотина Л.Р. Методика воспитательной работы
Латышина Д.И. в начальных классах. Москва – 1978 г.
2.Гордин А.Л. Короткие будни продлённого дня.
3.Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продлённого дня.
4.Заворотов В. Группа, где всем интересно. Москва – 1989 г.
5.Лосева О. Продлённый день в школе. Москва – 1991 г.
6.Огородников А. Учебно-воспитательная работа в ГПД.