Продолжительность сна детей дошкольников
Детские нормы сна от дня рождения и до 7 лет
Сколько нужно спать ребенку, чтобы его организм успевал как следует отдохнуть и восстановить потраченные силы? Многие родители, беспокоящиеся о состоянии своего малыша, задаются этим вопросом, понимая, что обеспечить ему полноценный отдых так же важно, как и позаботиться о здоровом питании и физическом развитии. И это касается не только новорожденных — чем старше ребенок становится, тем с большими нагрузками ему приходится сталкиваться, а значит, крепкий сон для него по-прежнему необходим как воздух. Попробуем разобраться, что нужно знать родителям о нормах сна для детей, и как можно исправить ситуацию, если окажется, что малыш отдыхает слишком мало.
Сколько спит ребенок от года до трех лет
На первый взгляд может показаться, что вести разговор о каких-либо нормах сна у детей абсолютно бессмысленно — ребенок ляжет спать, как только устанет, а, хорошенько отдохнув, проснется и снова будет бодрым и веселым. Но на практике такая идеальная ситуация складывается далеко не всегда. Спокойный и покладистый от природы малыш, вдоволь наигравшись и основательно подкрепившись, действительно без капризов может отправиться в кроватку, не доставляя взрослым ни малейшего беспокойства. Но если грудничок легко возбудим, его чрезмерная активность часто бывает причиной слез и истерик вплоть до переутомления и даже синдрома гиперусталости. Именно для таких детей распорядок дня и здоровый сон важны в первую очередь — это залог хорошего настроения и полноценного развития. А значит, родителям необходимо знать, какой должна быть продолжительность их дневного и ночного сна в часах — суточная норма отдыха, своя для каждого возраста, поможет им понять, достаточно ли у ребенка времени, чтобы восстановить потраченные силы и зарядиться энергией.
В первые месяцы жизни новорожденные проводят во сне практически все время, за исключением коротких промежутков, необходимых, чтобы подкрепиться. Отдыхать до 20 часов в сутки в этом возрасте вполне нормально — так организм младенца адаптируется к новым внешним условиям. Поэтому родителям не стоит беспокоиться, если их малыш засыпает сразу же после кормления, и уж тем более, специально будить его, если кажется, что он отдыхает слишком долго — уже к 3 месяцам промежутки бодрствования и активных игр станут длиннее, а общее время сна сократится до 14-17 часов в сутки.
В следующие 3-4 месяца соотношение дневного и ночного отдыха будет постепенно меняться, и к полугоду малыш начнет проводить во сне 13-15 часов: 10-12 часов ночью и всего 2-4 часа днем. Вплоть до полутора лет продолжительность ночного отдыха остается неизменной, а вот днем ребенок с каждым месяцем спит все меньше — на первый план выходит активное изучение окружающего мира, а для восстановления сил ему вполне достаточно 2-3 часов, разделенных между полуденным и послеобеденным отдыхом. К 2 годам ребенок спит около 10-11 часов ночью и 1-3 часа днем, отдыхая только 1 раз, чаще всего после обеда. А вот трехлетние малыши нередко вообще отказываются от дневного сна, либо ограничиваются непродолжительным отдыхом (не больше 1-2 часов), успевая полностью восстановить силы ночью.
Возраст один — полтора года
Это период наиболее активного знакомства ребенка с окружающим миром, но не менее важным для его полноценного развития остается и крепкий, здоровый сон — сном после года в норме принято считать 10-12-часовой отдых ночью и 2-3-часовой перерыв между играми днем. В этом возрасте родителям рекомендуется уделять особое внимание распорядку дня малыша, которого, с небольшими корректировками, конечно, можно будет придерживаться в ближайшие 4-5 лет. И в первую очередь это касается режима сна, ведь именно с ним у годовалых детей часто начинаются проблемы — подросшие малыши могут самостоятельно выбраться из кроватки, а укачивание и колыбельные уже не приносят желаемого результата. Кроме этого, активно развивающееся воображение иногда становится причиной ночных кошмаров и страхов, плохо сказывающихся на качестве отдыха.
Еще один важный переломный момент, относящийся к этому возрасту, связан с уменьшением продолжительности дневного сна — в полтора года ребенку вполне достаточно отдохнуть 2,5-3 часа подряд, чтобы снова почувствовать себя бодрым и готовым познавать мир. Но чтобы привыкнуть к такому новому режиму, ему необходимо время — переходный период часто сопровождается капризами и плачем, малыш устает к полудню, но засыпает всего на час, чтобы после обеда снова ненадолго отправиться в кроватку. Конечно, такой режим неудобен и для мамы, и для ребенка, поэтому его лучше постепенно приучить спать 1 раз в день, желательно, после обеда. Чтобы крохе было легче адаптироваться к таким нововведениям, несколько недель старый и новый режим отдыха можно чередовать: в первый день укладывать его спать 2 раза, в полдень и после обеда, а во второй — только 1 раз.
Возраст полтора — два года
К этому времени ребенок спит приблизительно 10-12 часов ночью и 2 часа днем после обеда. Но потребность в дневном отдыхе в 1,5-2 года сохраняется не у всех детей — если малыш чувствует себя хорошо, не стоит насильно укладывать его спать днем, теряя время на бесполезные уговоры и укачивание. Но когда взрослые замечают, что ребенок переутомляется, капризничает или нервничает, плохо кушает и теряет вес, нужно в срочном порядке откорректировать его режим дня, дав организму, и в первую очередь, неокрепшей нервной системе, возможность как следует отдыхать и восстанавливать силы. Составляя новый распорядок, родителям, хорошо знакомым с поведением своего чада, важно в первую очередь учитывать индивидуальные особенности малыша — таблица с нормами сна для детей должна служить ориентиром, но «подгонять» каждого ребенка под усредненные показатели не стоит.
В этом возрасте особое значение приобретают специальные ежедневные ритуалы, которые помогают настроить кроху на ночной отдых и облегчить засыпание. Например, можно каждый вечер вместе с мамой собирать игрушки, укладывая спать кукол и плюшевых мишек, умываться и чистить зубы, надевать красивую пижаму с любимыми сказочными героями или читать книгу, лежа в кровати. Это не только доставить ребенку радость, но и поможет понять, что пришло время отдыхать, а значит, он будет постепенно успокаиваться, расслабляться и, оказавшись в кроватке, быстрее и крепче заснет.
Возраст два — три года
К этом возрасту режим сна ребенка и его родителей начинает все больше совпадать — чаще всего малыш ложится спать ближе к 9 вечера и встает между 6.30 и 8 утра, отдыхая около 10-11 часов. Днем многие малыши нуждаются в маленьком перерыве между активными играми в послеобеденное время — не больше 1,5-2 часов. Желательно выстроить распорядок дня таким образом, чтобы после дневного отдыха ребенок просыпался еще до наступления вечера — в противном случае ночной сон будет поверхностным и прерывистым.
У повзрослевших малышей в этом возрасте нередко появляются проблемы со сном — они намеренно оттягивают время засыпания, ссылаясь на «хочу в туалет», «дай водички», «хочу кушать», или просто начинают звать маму, как только она выйдет из комнаты. Еще одна сложность связана с физиологическими особенностями сна ребенка в 2-3 года. Несмотря на то, что дети в этом возрасте ложатся отдыхать и встают утром приблизительно в то же время, что и родители, большую часть ночи они проводят в фазе быстрого сна. То есть, переходить от одной фазы к другой им приходится намного чаще, чем взрослым, а значит, у них больше шансов проснуться ночью без видимых на то причин. Кроме этого, они уже умеют самостоятельно покидать кроватку, рискуя без присмотра родителей упасть и, возможно, даже получить травму. Поэтому главная задача взрослых в этой ситуации — создать все необходимые условия для безопасности ребенка, например, разложить перед кроваткой подушки или попытаться объяснить малышу, что без мамы и папы выбираться из нее не стоит.
Нормы сна дошкольника 3 — 7 лет
Вплоть до начала школьного обучения, вносящего серьезные изменения в привычный для ребенка режим, дети спят ночью около 10-12 часов, а многие, особенно посещающие детский сад, отдыхают еще и час-полтора днем. При этом у дошкольников часто встречаются те же проблемы со сном, что и у детей помладше — развитое воображение становится причиной ночных страхов и кошмаров, быстро набирающих обороты, как только мама и папа выключат свет и выйдут из детской. Неудивительно, что как раз в этом возрасте малыши чаще всего страдают от лунатизма и по вечерам ищут любой предлог, чтобы подольше не отправляться в постель.
Некоторые родители ошибочно полагают, что к 4-5 годам ребенок уже стал достаточно взрослым, чтобы не придавать особого значения тому, сколько он спит: «когда устанет — сам ляжет и отдохнет». И особенно это касается дневного сна, ведь уговаривать дошкольника, чтобы он ненадолго прилег после обеда, кажется не самой удачной затеей. Но на самом деле, если малыш ложится спать около 10 вечера, а в 7 утра его уже будят, чтобы собрать в садик, и при этом он не отдыхает во время «тихого часа», то каждый день он недосыпает 2-3 часа. Выдержав несколько недель в таком напряженном режиме и не проявляя на первых порах признаков плохого самочувствия, ребенок может вдруг начать постоянно капризничать на ровном месте или нарушать привычный график, ложась спать в 6 вечера и просыпаясь среди ночи. Поэтому родителям крайне важно следить за его распорядком дня, и в первую очередь, за тем, достаточно ли он отдыхает, особенно с учетом предстоящих серьезных нагрузок при поступлении в школу.
Признаки того, что сна не хватает
Как понять, что малыш отдыхает слишком мало, и вовремя подкорректировать его режим, избежав переутомления? Для этого стоит не только найти информацию о нормах сна и бодрствования ребенка, но и обратить внимание на его поведение. Распорядок дня нужно менять, если:
Как изменить привычки и обеспечить качественный сон
Убедившись, что ребенку действительно не хватает времени на полноценный отдых, родителям необходимо предпринять все возможное, чтобы изменить устоявшийся распорядок дня, обеспечив малышу новые комфортные условия жизни. В первую очередь для этого нужно:
Иногда полноценному ночному отдыху мешают пугающие сны — ребенку могут сниться кошмары, связанные с его переживаниями, например, неудачными отношениями со сверстниками, непониманием со стороны родителей и т. д. Поэтому взрослым важно позаботиться и о его психологическом комфорте, чтобы вечером малыш мог спокойно погрузиться в царство Морфея, а утром проснуться веселым и бодрым, готовым к целому дню новых открытий и свершений.
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
2. Физиологическое значение сна…. 6
3. Требования к организации сна детей…. 13
3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13
3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14
3.3. Фазы детского сна…16
Список использованной литературы…20
Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?
Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?
Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).
2. Физиологическое значение сна
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
6. Требования к организации сна детей
6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.
Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.
Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.
Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.
Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей
Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.
6.3. Фазы детского сна
По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.
Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
•Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:
1. От продолжительности сна;
3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.
• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.
• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».
• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.
(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)
2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Список использованной литературы
1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.
2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981
3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.
4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.
5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.
6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.
Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.
Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме». (Конвенции о правах ребёнка.
Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.
Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.
Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.
Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.
Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.