Продолжительность сна в раннем возрасте
Нормы сна: от 0 до 6 месяцев
От 0 до 3 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
В этом возрасте новорожденный спит довольно много — приблизительно от 17 до 18 часов в день в течение первых нескольких недель и 15 часов в день к трем месяцам.
Дети почти никогда не спят больше, чем три-четыре часа подряд, ни днем, ни ночью. А значит, и вы тоже не сможете спать много часов подряд. Ночью вам придется вставать, чтобы покормить и перепеленать вашего ребенка; в течение дня вы будете играть с ним. В то время как некоторые дети спят всю ночь уже в возрасте 8 недель, многие малыши не достигают этого показателя, пока им не исполнится 5 или 6 месяцев. Вы поможете своему ребенку скорее достичь этого результата, с самого начала прививая ему хорошие навыки сна.
Как привить навыки здорового сна?
Вот что вы можете сделать в этом возрасте, чтобы помочь вашему ребенку приобрести правильные навыки сна:
Изучайте признаки утомления ребенка
Первые шесть-восемь недель ваш ребенок не сможет бодрствовать больше, чем два часа подряд. Если вы не уложите его спать дольше этого времени, он будет переутомлен и не сможет хорошо заснуть. Наблюдайте, пока не заметите, что ребенок становится сонным. Он трет глаза, дергает себя за ухо, у него под глазами появляются слабые темные круги? Если вы наблюдаете эти или любые другие признаки сонливости, отправляйте его прямо в кроватку. Скоро вы так изучите ежедневные ритмы вашего ребенка и его поведение, что у вас разовьется шестое чувство и вы будете инстинктивно знать, когда он готов ко сну.
Начинайте объяснять ему различие между днем и ночью
Некоторые младенцы — совы (кое-какие намеки на это вы, возможно, уже заметили во время беременности). И в то время, как вы захотите погасить свет, ребенок может все еще оставаться очень активным. В первые несколько дней вы не сможете ничего с этим поделать. Но как только ребенку исполнится приблизительно 2 недели, вы можете начинать обучать его отличать ночь ото дня.
Когда ребенок бодр и активен в течение дня, играйте с ним, включайте свет в доме и в его комнате, не старайтесь уменьшить обычные дневные шумы (звуки телефона, ТВ или посудомоечной машины). Если он засыпает во время кормления, разбудите его. Ночью с ребенком не играйте. Когда входите в его комнату для кормления, приглушите свет и шум, не говорите с ним слишком долго. Пройдет не так много времени, и ваш малыш начнет понимать, что ночное время — для сна.
Дайте ему шанс заснуть самостоятельно
Когда ребенку исполняется от 6 до 8 недель, начинайте давать ему шанс заснуть самостоятельно. Как? Положите его в кроватку, когда он сонный, но все еще не спит, советуют эксперты. Они отговаривают от укачивания или кормления ребенка перед сном. «Родители думают, что если они начнут приучать ребенка слишком рано, это не даст эффекта, — говорят они,— Но это не так. Младенцы приобретают привычки, связанные со сном. Если Вы качаете вашего ребенка перед сном каждую ночь в течение первых восьми недель, почему позже он должен ожидать что-то другое?»
Какие сложности могут возникнуть?
К моменту, когда ваш ребенок достигает 2-х или 3-х месяцев, он уже может пробуждаться ночью чаще, чем надо, а также развить отрицательные ассоциации, связанные со сном.
Новорожденные должны просыпаться ночью для еды, но некоторые могут случайно будить себя прежде, чем они действительно нуждаются в кормлении. Чтобы избежать этого, попробуйте пеленать вашего ребенка (уютно заверните его в одеяло) перед тем, как класть в кроватку на ночь.
Избегайте ненужных ассоциаций, связанных со сном — ваш ребенок не должен зависеть от укачивания, кормления для того, чтобы заснуть. Положите ребенка в кровать прежде, чем он заснет и позвольте ему заснуть самостоятельно.
От 3 до 6 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
Поздравляем! Сейчас все ваши ночные подъемы каждые два или три часа позади (мы надеемся). К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15 часов в день, 10 из них ночью, а остальное время разделено между тремя дневными снами (их число уменьшится до двух, когда ваш ребенок достигнет 6 месяцев).
В начале этого периода вы можете все еще вставать раз или два за ночь для кормлений, но к 6 месяцам ваш ребенок будет способен спать всю ночь. Но это будет зависеть от того, воспитаете ли вы у него здоровые навыки сна.
Как привить навыки здорового сна?
Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь его.
Пока ваш ребенок был новорожденным, вы могли решить, когда укладывать его в течение ночи, наблюдая за признаками сонливости (трет глаза, теребит ухо и так далее). Теперь, когда он стал немного старше, вы должны установить для него определенное время для ночного и дневного сна.
Вечером хорошее время для ребенка — между 19.00 и 20.30. Позже он, скорее всего, будет слишком утомлен и ему будет тяжело заснуть. Ваш ребенок может не выглядеть уставшим поздно вечером — напротив, он может казаться очень энергичным. Но поверьте, это — верный признак, что ребенку пора спать.
Точно также вы можете устанавливать время дневного сна — планировать его на одно и то же время каждый день, или идти на ощупь, укладывая ребенка спать, когда вы видите, что он утомлен и должен отдохнуть. Любой подход приемлем, если ребенок спит достаточно.
Начинайте устанавливать ритуал отхождения ко сну
Если вы еще этого не делали, то в возрасте 3-6 месяцев уже пора. Ритуал отхождения ребенка ко сну может включать следующие действия: сделайте ему ванну, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте одну-две сказки на ночь, спойте колыбельную. Поцелуйте его и пожелайте «Спокойной ночи».
Независимо от того, что именно включает ритуал вашей семьи, вы должны выполнять его в одном и том же порядке, в одно и то же время каждый вечер. Детям необходима последовательность, и сон не является исключением.
Будите вашего ребенка утром
Если ваш ребенок часто спит больше 10-ти часов ночью, желательно разбудить его утром. Тем самым вы поможете ему восстановить режим. Соблюдение расписания ночного сна может показаться вам не сложным, но помните, что ваш ребенок должен спать по режиму и в течение дня. Этому поможет пробуждение в одно и то же время каждое утро.
Какие сложности могут возникнуть?
Две проблемы — ночные пробуждения и развитие отрицательных ассоциаций, связанных со сном (когда ваш ребенок привыкает зависеть от укачивания или кормления, как обязательных условий для засыпания), касаются и новорожденных, и более старших детей. Но приблизительно к 3-6 месяцам может возникнуть еще одна проблема — трудности с засыпанием.
Если вашему ребенку трудно заснуть вечером, сначала убедитесь, что он не ложится спать слишком поздно (поскольку мы упомянули, переутомленный ребенок с трудом засыпает). Если дело не в этом, то у него, возможно, развилась одна или несколько ассоциаций, связанных со сном. Сейчас самое время от них избавиться. Ребенок должен научиться засыпать сам, а не успокоившись, благодаря вашим рукам, груди, или пустышке.
Сон ребёнка в 1—3 года
Ранний возраст ребёнка — отличное время для внедрения и принятия правил здорового образа жизни. Если в столь малом возрасте развить у малыша правильные привычки, это окажет значительное влияние на его здоровье не только в ближайшее время, но и в долгосрочной перспективе [1]. Одной из таких важных привычек является соблюдение режима дня и сна, а также понимание значения сна.
Продолжительность сна
Детям раннего возраста специалисты рекомендуют спать 11—14 часов в сутки [2]. Это время включает в себя ночной и дневной сон.
Продолжительность ночного и дневного сна у детей первых лет жизни обычно варьирует. Например, если ребёнок спит днём 2 часа, то длительность сна ночью в среднем будет около 10 часов, а если дневной сон занимает только 30 минут, то ночью, вероятно, ребёнок будет спать 11,5—12 часов [3].
В некоторых случаях индивидуальная потребность ребёнка во сне может немного отличаться от указанных значений, но точно не должна быть менее 9 часов или более 16 часов в сутки [4]. Подробнее о количественных и качественных показателях сна детей в статье «Сколько должен спать ребёнок?».
Особенности сна
Если в возрасте 12 месяцев ребёнок нуждается в помощи родителей при ночных пробуждениях, то очень вероятно, что эта тенденция будет сохраняться и в последующие годы [6].
С 1 года до трёх лет у 100% детей количество дневного сна уменьшается в 2 раза [5].
Уменьшение продолжительности дневного сна является физиологичным процессом, однако именно в этот период нервная система ребёнка, и его способность к саморегуляции являются особо уязвимыми [7]. Недостаток сна может провоцировать эмоциональные и поведенческие отклонения, подробнее в статье «Недостаток сна у детей».
Возможные проблемы
У 25—30% детей раннего возраста имеются нарушения сна [5]. Наиболее часто встречаются: нежелание и отказ ложиться спать в установленное время, частые ночные пробуждения, повышенная активность во сне, реже — страхи и кошмары.
С чем это может быть связано?
Кроме того, большое влияние имеют особенности культуры, национальности и привычек семьи.
Как предупредить появление подобных нарушений?
Совместный сон с ребёнком во многом связан с культурой и традициями. Например, в Китае спят с малышом в одной кровати 57% матерей, в Корее — 73% матерей, В США — только 9% матерей [12].
Многие исследователи отмечают положительное влияние совместного сна на состояние ребёнка и мамы — поддержка и пролонгирование грудного вскармливания, установление крепкой связи, хорошая устойчивость к стрессу [13,14]. Однако, при совместном сне у ребёнка и мамы случается больше ночных пробуждений, что в некоторых случаях может сказываться на качестве сна [13,15]. Подробнее в статьях «Совместный сон с грудничком: за и против» и «Как организовать совместный сон с ребёнком?».
Итак, в первые три года жизни ребенок приобретает многие навыки, в том числе привыкает к индивидуальному расписанию. В этом велика ответственность родителей. Установить правильный режим сна и бодрствования крайне важно. В дальнейшем это поможет избежать многих трудностей и проблем.
На этом всё. Статья окончена.
Список источников и дополнительные материалы находятся ниже в секции «Информация к статье».
Поделиться ссылкой на статью:
Информация к статье:
[1] Promoting Lifelong Health for Families and Communities. In: Hagan JF, Shaw JS, Duncan PM, eds. Bright Futures: Guidelines for Health Supervision of Infants, Children, and Adolescents. 4th ed. Elk Grove Village, IL: American Academy of Pediatrics; 2017. pp.15—41.
[2] Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM. National Sleep Foundation’s updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health. 2015 Dec;1(4):233-243. doi: 10.1016/j.sleh.2015.10.004.
[3] Typical Sleep across Development and Healthy Sleep Habits. In: Meltzer LJ, Crabtree VM. Pediatric sleep problems: a clinician’s guide to behavioral interventions. 1st ed. American Psychological Association; 2015. pp. 13—30.
[4] Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM. National Sleep Foundation’s sleep time duration recommendations: methodology and results summary. Sleep Health. 2015 Mar;1(1):40-43. doi: 10.1016/j.sleh.2014.12.010.
[5] Mindell JA, Owens JA. Sleep in Infancy, Childhood, and Adolescence. In: Mindell JA, Owens JA. A Clinical Guide to Pediatric Sleep: Diagnosis and Management of Sleep Problems in Children and Adolescents. 3rd ed. Wolters Kluwer; 2015. pp. 16—37.
[6] Gaylor EE, Burnham MM, Goodlin-Jones BL, Anders TF. A longitudinal follow-up study of young children’s sleep patterns using a developmental classification system. Behav Sleep Med. 2005;3(1):44–61. doi:10.1207/s15402010bsm0301_6.
[7] Mindell JA. What is Sleep? In: Mindell JA. Sleeping Through the Night. Harper Collins; 2005. Chapter 2.
[8] Murthy CL, Bharti B, Malhi P, Khadwal A. Sleep Habits and Sleep Problems in Healthy Preschoolers. Indian J Pediatr. 2015 Jul;82(7):606-11. doi: 10.1007/s12098-015-1728-0.
[9] Mindell JA, Owens JA. Nightwakings in Young Children: Sleep Associations. In: Mindell JA, Owens JA. A Clinical Guide to Pediatric Sleep: Diagnosis and Management of Sleep Problems in Children and Adolescents. 3rd ed. Wolters Kluwer; 2015. pp. 84—91.
[10] Mindell JA, Owens JA. Bedtime Problems in Young Children: Sleep Associations. In: Mindell JA, Owens JA. A Clinical Guide to Pediatric Sleep: Diagnosis and Management of Sleep Problems in Children and Adolescents. 3rd ed. Wolters Kluwer; 2015. pp. 76—84.
[11] Barajas RG, Martin A, Brooks-Gunn J, Hale L. Mother-child bed-sharing in toddlerhood and cognitive and behavioral outcomes. Pediatrics. 2011;128(2):e339–e347. doi:10.1542/peds.2010-3300.
[12] Liu X, Liu L, Owens JA, Kaplan DL. Sleep patterns and sleep problems among schoolchildren in the United States and China. Pediatrics. 2005 Jan;115(1 Suppl):241-9.
[13] Burnham MM. Co-sleeping and Self-soothing during Infancy. In: Wolfson AR, Montgomery-Downs HE, editors. The Oxford Handbook of Infant, Child, and Adolescent Sleep and Behavior. Oxford University Press; 2013. pp. 127—39.
[14] Blair PS, Ball HL, McKenna JJ et al. Bedsharing and Breastfeeding: The Academy of Breastfeeding Medicine Protocol #6, Revision 2019. Breastfeeding Medicine, 15(1), 5–16. https://doi.org/10.1089/bfm.2019.29144.psb.
[15] Mindell JA. What about Cosleping. In: Mindell JA. Sleeping Through the Night. Harper Collins; 2005. Chapter 8.
Сколько должен спать ребёнок?
Многие родители часто интересуются, сколько должен спать их ребёнок, однако до сих пор на этот вопрос нет точного ответа. В разном возрасте потребность во сне разная: наибольшая — у новорождённых детей и детей первого года жизни, наименьшая — у подростков, взрослых и пожилых [1]. А что говорят специалисты?
Рекомендуемая продолжительность сна
По данным многочисленных исследований, удалось определить, что для обеспечения и поддержания оптимального состояния здоровья:
Дополнительно см. таблицу «Рекомендуемое количество сна у детей разного возраста», часы/сутки, включая дневной сон [2—5]:
Возраст | National Sleep Foundation | Academy of Sleep Medicine | Canada 24-h Guidelines |
Новорождённые (0—3 месяца) | 14—17 | — | 14—17 |
Грудные дети (4—11 месяцев) | 12—15 | 12—16 | 12—16 |
Дети 1—2 лет | 11—14 | 11—14 | 11—14 |
Дошкольники (3—5 лет) | 10—13 | 10—13 | 10—13 |
Школьники (6—12 лет) | 9—11 | 9—12 | 9—11 |
Подростки (14—17 лет) | 7—9 | 8—10 | 8—10 |
Взрослые (18—65 лет) | 7—9 | более 7 | более 7 |
Пожилые (65+) | 7—8 | — | более 7 |
Указанное количество часов сна рекомендовано для большинства здоровых детей в общем, однако индивидуальная потребность всегда может отличаться [6,7] и будет зависеть от активности роста ребёнка, степени зрелости нервной системы и многих внешних факторов: режима дня, культурных традиций в семье и прочих.
Первые рекомендации по продолжительности детского сна были опубликованы в 1897 году [8].
Первая научная работа по изучению детского сна была выполнена русскими учёными [9].
Достаточный сон крайне важен для организма. Он влияет на состояние здоровья: улучшает ряд когнитивных функций — внимание, поведение, обучение, память, эмоциональную регуляцию, а также физическое состояние и качество жизни. Недостаточный или, наоборот, избыточный сон отрицательно сказывается на здоровье и приводит к возникновению различных отклонений и заболеваний [10], подробнее в статье «Недостаток сна у детей».
Исследования последних лет единогласно подтверждают то, что современные дети и подростки имеют недостаточную продолжительность сна и спят гораздо меньше, чем их сверстники 100 лет назад [11], подробнее в статье «Сон подростков».
Качество сна
Здоровый сон характеризуется не только определённой продолжительностью, но и оптимальным временем его начала и завершения, обязательной регулярностью и хорошим качеством. Оценить качество сна можно с помощью нескольких показателей:
1. Время засыпания.
Если сон наступает в течение 15—30 минут после укладывания в кровать, то это считается нормальным для всех возрастных групп: детей и взрослых. Если засыпание происходит в течение 45—60 минут и более, то это считается долгим и сигнализирует о плохом качестве сна [12].
2. Количество ночных пробуждений.
Если пробуждения в ночное время непродолжительны и длятся 5 минут и менее, то 1—2 раза проснуться за ночь считается нормальным [12].
У детей первого года жизни допустимо бо́льшее количество ночных пробуждений — до 4—6 за ночь [10], подробнее в статье «Почему ребенок просыпается по ночам?». У подростков количество пробуждений не должно превышать трёх раз за ночь [12].
3. Эффективность сна.
Показатель эффективности сна определяется как отношение между временем сна и общим временем нахождения в постели.
Значение 85% и более во всех возрастных группах свидетельствует о хорошем качестве сна. Значение 74% и менее — о плохом. В возрасте 18—25 лет нижним пределом считается значение 64% [12].
4. Потребность в дневном сне.
О плохом качестве сна может говорить повышенная потребность спать днём. Если дневной сон случается более 4—5 раз в день у детей дошкольного возраста, более 2 раз в день у школьников и более 3 раз в неделю у подростков и молодых взрослых, это не является нормальным. Продолжительность дневного сна более 100—120 минут также должна насторожить [12], подробнее в статье «Дневной сон у ребенка».
Отдых с закрытыми глазами, чашка кофе и даже использование психостимулирующих препаратов не выполняют функций сна и не являются его заменой [6].
И в завершение, если вы решите оценить качество сна своего ребёнка, то лучше всего воспользоваться дневником сна. Использование специальных программ, доступных на большинстве современных девайсов: наручных часах, смартфонах и прочих не рекомендовано. Во-первых, они не помогут вам получить надёжных и достоверных данных [13]. Во-вторых, привлекут внимание и интерес ребёнка и станут причиной его некачественного сна. На сегодняшний день единственными точными методами определения продолжительности сна и/или его архитектуры являются полисомнография и актиграфия [7,12].
Образец дневника сна можно скачать в формате PDF во вкладке «Дополнительные материалы» ниже.
Продолжительность сна в раннем возрасте
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема недостаточного сна у детей различного возраста. Определены социальные факторы, влияющие на уменьшение отводимого на сон времени как у взрослых, так и у детей. Выявлено влияние недосыпания на развитие ребенка: поведение, успеваемость, концентрацию внимания, здоровье. Отдельное внимание уделено нормам сна детей: от младенцев до подростков.
Ключевые слова:
норма сна, продолжительность сна, недостаток сна, социальное давление, ритм жизни.
За последние 50 лет продолжительность ночного сна у взрослых сократилась с восьми до почти семи часов [7]. Это объясняется увеличением социальной и информационной нагрузки на человека: ему приходится обрабатывать больше данных и примерять на себя большее число социальных ролей. Возрастание нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности формирует состояние напряжения функционального состояния организма, что приводит к появлению стресса [5, 8, 10] вплоть до синдрома эмоционального выгорания [9, 11]. Необходимость профилактики стресса является одной из задач Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008-2017 гг. [6].
Сон – мощный источник питания, благодаря которому разум остается активным и в то же время спокойным [4]. У взрослого человека недостаток сна приводит к ухудшению настроения, координации, мыслительной деятельности и иммунитета. Человек может набирать лишний вес, у него начинаются проблемы со здоровьем – от высыпаний на коже до рака [7].
Это доказывают и исследования. В результате наблюдения за 54 тысячами человек на протяжении 14 лет удалось выяснить, что частота смертельных травм в результате несчастных случаев возрастала у людей с бессонницей на 8%. Вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие увеличивалась на 11% при частых ночных пробуждения и на 34% при трудностях засыпания [3].
На сегодняшний день всё чаще проблемы со сном проявляются и у детей, на что влияет изменение ритма жизни родителей и необходимость постепенной адаптации к взрослой жизни. Раннее начало школьных занятий и давление общества приводят к снижению длительности сна и хроническому его недостатку. Поэтому подростки очень часто накапливают усталость, у них выражены сонливость днём и снижение внимания.
В ходе двух исследований тысячи подростков на Тайване и в Бельгии было установлено: те, у кого были проблемы со сном, показывали более низкую успеваемость. Вместе с тем меньше спали те ученики, которые планировали поступить в колледж и поэтому усерднее занимались. То есть маленькие дети с проблемами со сном вырастают в школьников с более низкой успеваемостью. Однако те из них, кто достиг успехов в обучении, рискуют не выполнить норму сон [4]. Это доказывает глобальность данной проблемы.
Продолжительность сна напрямую влияет на развитие ребенка. В первые дни главное занятие новорожденного – сон. Младенцы набирают от 14 до 18 часов сна в сутки. Они спят небольшими отрезками в течение и дня, и ночи [7]. Их мозг быстро устает от количества впечатлений. Пока младенец спит, мозг трудится над созданием извилин, необходимых для умственного и эмоционального развития. Если ребенок выспался, он собран, сосредоточен, увлеченно играет, хорошо ест, излучает энергию и активно взаимодействует с окружающими [12].
Недостаток сна негативно сказывается на детях всех возрастов. Доктор Дж. Бейтс исследовал 202 ребенка 4-5 лет и установил, что дневное поведение напрямую зависит ото сна [1]. По мнению американского доктора Вайсблута, у родителей, которые регулярно, постоянно и структурно подходят к обеспечению потребностей ребенка во сне, дети реже отличаются проблемами с поведением. Напротив, если родители не укладывают ребёнка вовремя, он переутомляется, и тогда возникновение поведенческих проблем более вероятно. Среди них агрессия, оппозиционное и вызывающее поведение, открытое неповиновение, несговорчивость, гиперреактивность [4]. Результаты ещё одного исследования детей 7-11 лет показывают, что дети с большей продолжительностью сна имеют более высокий балл IQ и лучшую успеваемость в школе [2].
В то же время исследования детей в возрасте 5-6 лет в Германии и Японии показали связь между недостатком сна и набором лишнего веса: чем позже ребенок ложится спать, тем выше риск ожирения [2]. Вполне вероятно, что переутомленные дети испытывают стресс, который просто «заедают».
Доказав необходимость обеспечения нормального детского сна, рассмотрим информацию о нормах для детей различного возраста.
В первые месяцы жизни родители не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и обязаны следить за признаками сонливости, иначе последует переутомление. Ребенок перейдет в зону усталости – ему будет трудно успокоится и уснуть [4].
Когда ребенок учится ходить, общая продолжительность сна постепенно уменьшается и к двум годам составляет 11-12 часов (с учетом дневного сна длительностью 1-2 часа). А к пяти годам время сокращается до 10-11 часов в сутки. Кроме того, дети засыпают гораздо раньше взрослых. Младенцы – между 21:00 и 22:00, в возрасте от двух до шести лет – между 20:00 и 21:00, ещё раньше – дети в возрасте от полутора до двух лет. Они часто укладываются около 20:00 [7].
К началу второго года жизни ребенку обычно нужно два дневных сна, к 18 месяцам – один. До 36 месяцев родителям необходимо сохранять один дневной сон, если малыш отказывается – обеспечить тихий час, чтобы дать возможность отдохнуть и физически, и морально, не переутомиться.
Школьники с возрастом начинают ложиться всё позже, и поэтому спят меньше. До начала пубертатного периода для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня необходимо 9,5-10 часов сна. В случае, если здоровый режим сна не будет выдержан, результатом может стать постоянно усугубляющаяся дневная сонливость [2].
Таким образом, мы доказали, что проблема недостаточности сна у детей является следствием изменения жизни их родителей. Она приводит к ухудшению физического и психологического здоровья, отрицательно влияет на успеваемость и развитие детей различного возраста: от младенцев до подростков. Всё это позволяет сделать вывод, что для большинства семей существует необходимость коррекции режима сна и бодрствования. При этом инициатива в данном случае должна идти от родителей, которые просто обязаны более внимательно следить за временим, которое их ребенок отводит на сон.
Список использованной литературы: