Протоиерей александр шаргунов толкование евангелия
Толкование Евангелия на каждый день года.
21 января
Тогда вышли фарисеи, и начали спорить с Иисусом и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?
Фарисеи требуют от Господа «знамения с неба». Они не говорят, какого, но речь идет несомненно о чуде, подобном тому, какое было во времена Исхода, – с тем, чтобы Спаситель мог доказать, что Он действует именем Божиим. Память израильского народа хранила манну, переход через море Чермное, все события, через которые явно была видна милость Бога к Своему народу. Менее охотно, судя по всему, они вспоминали о неверности народа в течение сорокалетнего странствования по пустыне – идолопоклонство, требование все новых чудес, грехи всякого рода. Однако в пророчествах и псалмах непрестанно звучит сетование Бога об Израиле, роде неверном: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс. 94, 10).
Господь дает фарисеям аналогичный ответ. Как и в псалме, Он употребляет выражение «род сей», чтобы показать народ Израиля в его неверности, в попытке искусить Бога и получить от Него гарантии. Христос отвергает эти требования.
Господь предупреждает Своих учеников против закваски фарисейской и иродовой. Закваской в Ветхом Завете часто именуется первородный грех. Это порча человеческой природы, порочная закваска, не дающая человеку творить волю Божию. «Берегитесь злого влияния фарисеев и Ирода, – наставляет их Господь, – остерегайтесь следовать их путем». Они ждут такого мессию, который явит свою земную силу и власть. Требование знамения с небес было такого же порядка. Одна и та же закваска. Они не удовлетворялись знамениями, которые были даны им, и желали новых – по своему усмотрению. «Берегитесь этой закваски», – говорит Христос.
Но ученики не понимают слов Господа. Они не могут ни о чем другом думать, кроме как о том, что забыли взять в дорогу хлебы, и могут остаться голодными. Господь напоминает, что дважды Он утолял голод огромных толп, так что еще оставалась пища. Он говорит им: «О чем вы волнуетесь? Неужели вы не помните, что было до этого? Неужели жизнь не научила вас ни о чем не беспокоиться, если вы со Мной?» Отчего у нас столько растерянности и тревоги среди нынешних наших испытаний? Не ожесточилось ли наше сердце, как это было у богоизбранного народа, и как это, оказывается, может быть и у христиан? Или Церковь порою больше заботится о своем выживании и внешнем благополучии, чем о доверии и верности Господу? Это может происходить только потому, что мы «не разумеем» и «не помним» то, что знаем. Или мы помним только о скорбях и поражениях, и потому с безнадежностью смотрим в будущее? Но есть другая память. Мы шли, выбиваясь из сил, останавливались перед неразрешимым тупиком, и вдруг непонятным образом все разрешалось. И мы продолжаем идти. Мы были на краю бездны, и уже шагнули в нее, и, тем не менее, мы прошли через нее. Сколько раз враги Христовы назначали день похорон нашей Церкви, но вот, она сияет сонмом новых мучеников и исповедников, и мы живы. Бог может провести нас через все, что может случиться с нами. Совсем недавно была нам чудесно явлена и скоро будет явлена с новой силой милость Господня!
Толкование Евангелия на каждый день года.
16 февраля
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо – чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7, 14).
Это было за двести семьдесят лет до его встречи с Господом. Не удивляйтесь, что он достиг такого возраста. Адам жил девятьсот тридцать лет. Раньше люди жили долго, они вообще были призваны не умирать. Но после того как человек отпал от Бога, все изменилось. Хотя он не потерял еще связь с Богом настолько, насколько это произошло потом, когда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Бог положил предел физическому существованию рода человеческого в потопе. После потопа было дано новое благословение человеку, и новый его возраст – «семьдесят лет, если в силах восемьдесят» (Пс. 89, 10), с тем чтобы человек памятью о смерти, а значит, и об утрате Бога, мог скорее прийти к покаянию. Какое чудо произошло со старцем Симеоном? Господь, когда люди уже не жили так долго, как бы вернул его к прежним древним временам, продлив его возраст. Его ожидание было благословенным и блаженным. Его долголетие, его старость была осмысленной, исполненной высшего значения.
Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло. Единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлученным с Ним, и навсегда разлученным от других людей. Ад – это там, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь дает не так, как мы ее хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь – встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим дается увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной Всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что всякое слово Писания, которое о Нем возвещает, все, что говорит о Нем Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но если кого-то не сподобляет Господь этой встречи, он должен ждать. И должен учиться быть праведным и благочестивым. Сколько бы времени ни прошло, преодолевать все скорби, все испытания этим святым ожиданием, этой верою, что Господь никогда не обманет. Никто из людей, поверивших обещанию слова Божия, не был посрамлен в своей надежде. Господь исполняет все и дает бесконечно больше, чем мы ожидаем принять от Него: «Око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Праведный Симеон благодарит Бога за то, что Он сподобляет его этого дара, который является высшею радостью, открывающейся за ее пределами. Всем своим существом он устремляется туда, где Христос, вечно Живой, Победитель смерти. И мы видим, что свет Воскресения Христова уже приоткрывается святому праведному Симеону, когда он принимает на свои руки Богомладенца Христа.
Это происходит в храме Божием. Он приходит туда по внушению Духа Святого в тот час, когда Пречистая Божия Матерь и святой праведный Иосиф Обручник совершали там положенное по ветхозаветному Закону. И святая Церковь говорит нам: кто хочет увидеть Христа, тот пусть приходит в храм Божий – там Господь и Божия Матерь встретят его. Чтобы сподобиться нам этой встречи, мы должны неотступно исполнять все, что заповедует нам Христос, в том числе в отношении храма Божия. И кому будет дана благодатная встреча в храме, тот будет со всех ног бежать на каждое богослужение. Он узнает, что нет другого такого места на земле, где эта радость может быть нам столь щедро дана.
Мы празднуем сегодня встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришел в мир, чтобы осветить всех, во тьме и тени смертней сидящих. Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2, 28–29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня – и здесь, на земле, и в безмерной вечности.
Сказал Господь такую притчу: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Господь говорит нам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился». Не нужно уходить в века, чтобы представить образ такого судьи. Безбожие и бесчеловечность ужасны во всех, но особенно в тех, кто призван творить правосудие. Вместо того чтобы властью, ему данной от Бога (ибо нет власти не от Бога), творить добро, этот судья творит зло. И в этом же городе была одна вдова, которая много раз обращалась к судье, прося защитить ее от соперника. Долгое время тот не обращал на нее никакого внимания, но, в конце концов, сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».
Христос показывает силу настойчивой просьбы среди людей. Эта вдова добивается правды не благодаря праведности судьи или его способности к состраданию, но исключительно благодаря своей неотступности. Эта вдова – образ всех бедных, всех обездоленных, всех нищих, большинства людей, которые живут на земле. Она добивается того, что ей нужно, хотя ее положение кажется абсолютно безнадежным. У нее нет средств, чтобы заплатить этому судье, тем более, подкупить его. Но своей надоедливостью она, в конечном итоге, побеждает его.
Не то чтобы притча уподобляла Бога этому судье – напротив, Бог противопоставляется ему. Если судья неправедный вынужден был уступить вдове, тем более Бог, праведнейший и святейший, заступится за тех, кто непрестанно обращается к Нему. Требуется наше участие в нашем спасении, и Бог ждет его от нас. В этом Он не может заступить наше место. «Да будет воля Твоя», – говорим мы. Но есть ли наша воля жить так, чтобы мы могли произносить эти слова? Мы думаем иногда, что молиться – это легко. И что побыть час или даже два на службе в храме не представляет для нас особой трудности. Но если нужда заставит нас простоять на молитве всю ночь, мы начнем понимать, почему святые отцы говорят, что молиться за других – это кровь проливать. И чтобы достигнуть подлинной глубины, надо пройти долгий путь, и научиться ждать.
Божий народ – молящийся народ. Все чада Божии обращаются к Богу во всех неотложных нуждах. Наше преимущество и честь в том, что мы можем молиться. Это наш долг, и это наш постоянный труд. Самое главное – мы должны научиться постоянству в наших главных духовных прошениях. Мы должны особенно молить Бога защитить нас от «соперника» нашего, от врага рода человеческого. Мы должны быть исполнены заботы о страждущей Церкви нашей, и молиться, чтобы Бог подал избранным Своим защиту вскоре.
Но как часто бывает, мы молимся так – об избавления от зла, – и не получаем просимого. На земле все более умножается зло и несправедливость. «Где же Бог?» – спрашивают нас насмешливо люди. Но мы, христиане, должны знать, что несправедливость – в сердце человека, и она раскрывается в мире. Не Бог ответственен за это. Молитва необходима прежде всего, чтобы мы могли устоять в нашем катастрофическом и все более апокалиптическом времени. Речь идет не о том, чтобы добиться любой ценой своего, с настойчивостью евангельской вдовы, потому что это не принесет нам никакой пользы. Притча говорит об обратном. Если судья неправедный воздает по правде – той, которая непрестанно досаждает ему, – насколько больше Бог, любящий правду, услышит тех, кто обращается к Нему с искренностью и смирением. «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Бог пытается дать нам все, что у Него есть, а не часть, которую, как нам кажется, мы справедливо просим.
Беда человека в том, что он все время хочет ограничиться малым и остановиться. Господь же хочет, чтобы мы шли дальше и дальше, осознавали себя странниками и пришельцами на земле, а не стремились устроить на этой земле свое царство. Бог приходит к нам, вступает в нашу жизнь, чтобы всегда пребывать с нами. Мы слишком часто забываем об этом. Господь употребляет все средства, чтобы сдвинуть нас с места. Он заповедует нам – и это есть первая заповедь вечного блаженства – быть нищими. Кто не пережил физических или нравственных страданий, тот не знает, что значит молиться. Надо научиться молиться всей глубиной нашего существа, чтобы наша жизнь повернулась к Богу, вошла в тайну Бога, стала неотделимой от Него. Кто ищет Бога, тот должен всегда молиться, чтобы всегда пребывать в истине Божией. И Господь явит любящим правду – Свою правду.
Когда это произойдет? «Сказываю вам, что подаст им защиту – от всякой неправды – вскоре». Это «вскоре» перекликается с последними словами Апокалипсиса: «Ей, гряду скоро!» (Апок. 22, 20). Самое необходимое в человеческой жизни – встреча с Богом. Молитва – это путь людей, которые однажды встретили Бога, и не хотят больше расставаться с Ним. Чтобы всегда молиться и не унывать, надо узнать, что мы Богом любимы всегда. И желать любить Бога всегда. Молитва есть дело любви между нами и Богом.
Однако Господь говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» В Его вопросе явно чувствуется сомнение. Нет, не найдет. Господь предвидит это. Вера – самое главное, что ищет Христос на земле. Прежде чем спросить: «Где ваша правда?», Он спрашивает: «Где ваша вера?» Это значит, что даже если у нас будет очень маленькая вера, Он найдет ее. И это значит также, что, придя на землю, Он найдет мало веры. Мало будет благочестивых людей. Многие имеют вид благочестия, но немногие имеют веру. Чтобы принять от Бога дух Его любви, надо много молиться. Только так мы сможем хранить верность правде. И, самое главное, – сподобиться достигнуть явления Господа в славе. Бог отвечает всегда. Однако Он не всегда дает то, что мы просим. Бог не идет навстречу нашим намерениям и желаниям, когда они сомнительны и неправедны. Но Он всегда дает, – как сказано в Евангелии, – Духа Святого (Лк. 11, 13) алчущим и жаждущим правды.
О чтении Евангелия
В издательстве «Отчий Дом» вышло давно ожидаемое многими читателями новое, третье издание двухтомника протоиерея Александра Шаргунова «Евангелие дня» с толкованием евангельских текстов на каждый день богослужебного года. В этих толкованиях богословские глубины слова Божия раскрываются живым, ярким, понятным для современного человека языком.
Предлагаем вступительное слово автора к новому изданию.
Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово ― дух жизни. Легкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает все тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе.
Слова Евангелия ― чудодейственны. Если они не меняют нас, значит мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере ― громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас. Условие чтения или слушания Евангелия одно ― быть как расслабленный, как сотник ― с готовностью немедленно все исполнить в совершенном послушании. В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие ― беспощадно ясные. Если мы будем от всего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведет нас к пониманию того, что остается таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: «Не мсти за себя» или «да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то ― от лукавого», Он ждет от нас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе ― нашей верой и нашей надеждой ― слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключен договор ― Новый Завет жизни.
Кроме того, таинство слова не может быть отделено от всех таинств Церкви. Когда мы целуем Крест и Евангелие после исповеди или когда мы просто берем Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нем обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей ― как это происходит в причастии, Его Дух ― с нашим духом, и мы начали жить в другом месте, в другом времени, в другом человеческом общении. Углубить Евангелие таким образом ― значит отвергнуться нашей жизни, чтобы принять судьбу, которая только может быть у Самого Христа ― по дару Его и Его Евангелия.
Почему существует столько ложных толкований Евангелия? Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это непропорционально своему духовному росту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии и объяснить их. Затем он учит этим тайнам других людей, в то время как сам не достиг необходимой духовной высоты. Так возникают ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви.
Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12, 8). Это значит, — говорит святитель Григорий, — что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему духовному возрасту. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вкусить и увидеть, что благ Господь»? А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.
А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своей исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!
Евангелие дорого нам прежде всего как исповедание неповрежденной истины. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11—12). Пока в мире будет хоть один человек, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.
Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем, в том числе и к незнающим об этом людям. Здесь проходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если они являются врагами Божиими, есть еще в них надежда, пока хранится в роде человеческом истина и святыня Креста и Евангелия.
Многие недавно переступившие порог храма простодушно спрашивают: «Можно ли читать Священное Писание сидя, и сколько его нужно читать каждый день?» Кто из священников не слышал такого вопроса!
Преподобный Серафим Саровский говорит, что Писание нужно читать стоя на коленях и со слезами. А святитель Филарет Московский говорит, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Святитель Иннокентий Московский говорит, что духовной пищи нужно принимать столько, сколько мы можем усвоить. И все святые отцы говорят, что Писание необходимо читать ежедневно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Послушайте те из вас, кто живет в миру (не священник и не монах, но обременен женою и детьми). Вам апостол Павел особенно советует чтение Писания: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростию»» (Кол. 3, 16). Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Как в раю, Бог ходит в Священном Писании, ища человека. Открывай Священное Писание каждый день, и Бог найдет тебя. Он ходит там и ищет тебя, чтобы дать тебе утешение и надежду».
Сегодня, когда все делается в мире, чтобы превратить человека в бессловесное существо, и слишком многие изнемогают от уныния, мы должны дорожить этим священным убежищем. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15, 5).
Лучшими своими мыслями и чувствами наша русская культура обязана Писанию. Ф. М. Достоевский был четыре года в Сибири на каторге, проходя, как он сказал, через «невыразимые и нескончаемые страдания». Единственное, благодаря чему он выжил, была маленькая книга Нового Завета, которую две женщины-христианки дали ему по дороге в Сибирь. Она спасла его от гибели.
Особенно когда у нас горе и беда, мы должны обращаться к слову Божию. Одна прихожанка нашего храма рассказывала, что ей предстояла серьезная операция. Она боялась, хотя знала, что делать операцию будет лучший хирург и что многие друзья молились за нее. Духовный отец изо всех сил старался успокоить ее, но она все равно боялась. В больнице, лежа одна в палате, она открыла книгу Священного Писания, и прочитала все Евангелие. Через несколько дней после операции она сказала своему батюшке: «Перед операцией я всю ночь читала Евангелие. У меня родилось твердое убеждение реальной близости Бога, что Он со мной, и страх исчез». Одна женщина рассказывала, что она вышла замуж за богатого человека, за «нового русского», и испытывала страшную пустоту в своей жизни. Ничто не радовало ее. И она пристрастилась к винопитию. Брак был на грани распада. Поняв однажды, что никакие психиатры ей не помогут, она начала читать Священное Писание и обрела чудесное чувство мира и освобождения. Ее пустоту заполнил Бог. И муж тоже изменился.
Есть рассказ известного архипастыря о том, как он, будучи неверующим человеком, начал по обязанности читать Евангелие (кажется, для подготовки к зачету в университете) и во время чтения ему открылся воскресший Христос.
Мы настойчиво повторяем, что истинное значение Священного Писания открывается только в Церкви. Конечно, Господь предваряет и неверующих людей Своею благодатью, но только для того, чтобы привести их в Церковь.
Спроси каждый себя: как бы я мог узнать имя Христово, если бы не Церковь? И все, что раскрывает тайну имени Его — Сын Божий, Господь, Спаситель. Не просто имя, но жизнь Его и Сам Он. Без Церкви я бы услышал о Нем просто как о величайшем Человеке, одном из многих, в ряду других, может быть, более ярком, более глубоком, чем другие, и все. Поэтому другая опасность — полагать, будто у нас есть Евангелие, и больше нам ничего не надо. Нет! Без Церкви нет никакого Евангелия — слова Божия, которое родилось из среды верующих, знающих Его лично как Бога людей. И они передали нам его, чтобы мы знали Бога лично. И если бы даже оно дошло до нас само по себе, это был бы только интересный исторический документ. Но не было бы в нем благой вести, огненного благодатного слова, которое одно только способно зажечь жизнь человеческую навеки. Этой встречи с Богом Живым, которая способна исцелить душу всякого человека от смертельного отчаяния.
Нет большего утешения, чем то, которое дает Сам Бог. Однако мы должны помнить, что слово Христово — всегда крестное слово. И принимать его — все равно, что причащаться святых Христовых Таин, которые могут быть нам либо во оправдание и освящение, либо в суд и осуждение. Все равно, что проходить через великое испытание, пройдя через которое человек не остается таким, каким был. Он становится либо сильнее, либо слабее. И наконец он выбирает, каким ему быть.
Если мы научаемся чему-то очень существенному в Евангелии, то это для того, чтобы начать жить этим и сделаться способными научить других. Христос говорит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Требуется, говоря современным языком, и теория, и практика, святая жизнь и просвещение других. «Но я мало знаю. Я не изучал богословие. Я не могу проповедовать, — слышим мы чье-то возражение. — Что же будет со мною и такими как я?» Даже если мы «сотворим, но не научим» других, мы будем исключены из Царства Небесного?
Когда Христос говорит, что Его ученики должны не только жить по-христиански, но и научить других, это не означает, что все верующие должны основательно изучать богословие и становиться способными проповедовать о чудесах Божиих с церковного амвона. Такого рода труды — для немногих, получивших дар проповедовать. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательными к своей жизни. Если они не живут так, как проповедуют, то окажутся лицемерами, о которых Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».
Кроме проповеди с церковного амвона есть другой вид проповеди. Это — простое учение Церкви. Это те немногие слова о Христе, которые всякий мало-мальски грамотный христианин может сказать. Те немногие слова, которые исходят из глубоко верующего сердца, однажды благодатно коснувшегося слов Евангелия, и которые подлинный христианин старается применять к своей каждодневной жизни. Эти немногие слова могут оказывать большое влияние на других людей.
Я знаю немало людей, которые, живя в грехе и неправде, внезапно уверовали во Христа, не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Это значит, что всякий, кто верит во Христа, может быть учителем, проповедником Писания. Ко всем нам относится слово Христово: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы, христиане, без единого исключения, призваны исполнять заповеди Божии и, согласно мере наших даров, быть светом — сияющими проповедниками нашим ближним.