Что значит река смородина в былинах
141. В. Агошков. Как у той ли реченьки Смородинки!
КАК У ТОЙ ЛИ РЕЧЕНЬКИ СМОРОДИНКИ!
БЫЛИННЫЕ РЕКИ. В учебном издании «Русское народное поэтическое творчество» (1986г), авторами которого стали М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова и др., говорится (стр. 182), что в былинах «из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром (возможно, первоначально Моровск на Десне?).
Реки в былинах – это преимущественно южнорусские реки: Днепр, Пучай – река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепород, левый приток Днепра) и др.».
Поскольку гидроним Смородина взят в кавычки, то это должно означать лишь следующее: такая река, на взгляд учёных, авторов учебника, известна только в былинах.
А тем временем в Поныровском районе Курской области течёт речка Смородина, на которой расположена большая деревня Смородино (Нижнесмородино, Верхнесмородино).
Мы вспомнили об этом потому, что в качестве одного из рецензентов учебника выступила кафедра литературы Курского государственного педагогического института.
Ни в коем случае не пытаемся кого-либо упрекнуть в незнании курской речки Смородины, так как нельзя объять необъятное. Однако вряд ли авторам учебника стоило приводить в качестве примера реку Снепород. Дело в том, что слишком разнятся начальные звуки: «Снепо(род)» и «Смо(родина)».
В дальнейшем, когда мы станем говорить о «сестре Смородинки» – Самородинке, эти отличия станут ещё большими… Но вернёмся к былине.
Итак, в ста’рине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» рассказывается о том, что «прямоезжая дорожка заколодела… замуравела… ровно 30 лет. Как у той ли реченьки Смородинки… сидит Соловей-разбойник… на семи дубах, в девяти суках». Учёный-исследователь В.Путилов утверждал, что «реченька Смородинка» в русском фольклоре обозначает рубеж, разделяющий два мира.
Успешная переправа через Смородинку символизирует победу. В былинах у Смородинки нередко происходят боевые встречи богатырей с противниками.
БАЛЛАДА О МОЛОДЦЕ И РЕКЕ СМОРОДИНЕ. Упоминается речка Смородинка и в русских балладах. Центральной в цикле баллад о добром молодце можно считать песню «Молодец и река Смородина». Герой преодолевает препятствия. Среди испытаний – встреча с рекой Смородиной. По замечанию В.Путилова, это не простая, а вещая река, обладающая таинственной силой и таящая в себе смертельную опасность.
В далёкой мифологической традиции она отделяет мир живых от мира умерших; с нею и в позднем фольклоре связаны представления о важном рубеже, благополучно преодолеть который может лишь избранный.
Молодец определяет реку Смородинку быстрой: «Ты скажи мне, быстра река!». Смородина пропустила Молодца, да он стал похваляться: «А сказали про быстру реку Смородину: не пройти, не проехати ни пешему, ни конному – она хуже, быстра река, тое лужи дожжевыя!»
Когда же воротился Молодец, то не узнал Смородину,
Того броду кониного./
Он мосточку калинова // Не увидел молодец.
Поехал-де молодец Он глубокими омуты… //
Перевозу частого // Не нашёл добрый молодец.
Расправилась с молодцем река Смородина и сказала:
«Не я тебя топлю, Безвременного молодца.
Топит тебе, молодец, // Похвальба твоя, пагуба».
Интересно, что дальше в балладе говорится о том, что
Утонул добрый молодец
Во Москве-реке, Смородине…
МЕСТНЫЕ СМОРОДИНКИ. Действительно, на первый взгляд, речка Смородина существует только в народном эпосе, если даже в балладе она соотносится с Москвой-рекой. Быстрыми у нас зовут и Сосну, и Оку: так что и их можно назвать Смородинками. Но это, видимо, не так. Мы уже писали о том, что есть речка Смородина в Поныровском районе Курской области. Имеются Смородинки и на Орловщине. Так, деревни Смородинки расположены во Мценском и Должанском районах. Есть деревня Смородиновка и в Шаблыкинском районе.
Когда материал о деревнях Смородинках прошёл в областной газете «Орловская правда», то некоторые читатели упрекнули меня в том, что ДЕРЕВНИ СМОРОДИНКИ ещё не довод в пользу РЕЧЕК СМОРОДИНОК. Уверен, что деревни Смородинки как раз находятся (в крайнем случае, находились в пору своего образования) на берегах речек и ручьёв Смородинок!
Деревня Смородиновка расположена на левом берегу реки Навли, чуть южнее села Навля.
Оба имени обозначают одно и то же: «нечистое», смрадное, смертное место. Село Навля и дер. Смородиновка расположены в полутора-двух километрах от большака Шаблыкино – Карачев. А два века назад у слободы Навли (чуть восточнее) проходил тракт Карачев – Кромы. А там, где имелась Большая Дорога, там творились и большие истории.
Не исключено, что именно недалеко от тракта и начинал свой бег ручей Смородина. Илья Муромец не мог не следовать из Карачева в Кромы и южнее, в Киев, именно этой дорогой.
Как-то находясь в Пенновской сельской администрации Троснянского района Орловской области, услышал всё о той же речке Смородинке. Впрочем, меня тут же поправили: не Смородинка, а Самородинка. Тут же вспомнилась гора САМОРОД во Мценске, на которой в 1996 году провели празднование 850 –летия Мценска.
А есть ещё ручей Самород, расположенный юго-западнее дер. Змеёвка Троснянского района, который делит Орловскую и Курскую области. Верх Самородинка находится западнее дер. Большое Дежкино Мценского района.
Не исключено, что дер. Саморядова Знаменского района также связана с именем Самородова. Верх Смородин видим севернее дер. Малое Рыбино Мценского района. Лог Смородинец обозначен на реке Неруссе, в Дмитровском районе. Посёлок Теляково-Смородинка находится в Урицком районе. Здесь же был до 1975 года пос. Смородинка. Ручей Смородинка течёт в Знаменском районе.
В Болховском районе существует верх Смородинка, в Должанском и Мценском районах – деревни Смородинка. Урочище Смородинка расположено во Мценском районе. Верх Левая Смородинка – в Знаменском районе; здесь же, конечно, верх Правая Смородинка. Два лога – Смородинный – видим в Дмитровском районе. Посёлок Смородиновский существовал до 1969г во Мценском районе. Другой вариант имени – Смородинный.
Лог Смородник – в Кромском районе.
Итак, мы назвали два десятка топонимов (гидронимов) с основами Самород – Смород. Не исключено, что и кустарник смородина назван так потому, что он сам себя родит. Считаем, что любой РОДНИК – это САМОРОДНИК – Самородинка. Потом слово родник было потеснено словом ключ (колюч – колоч-колокол).
Калинов мост – где находится граница между мирами?
В славянских мифах, былинах нередко можно встретить слова о Калиновом мосте. Что же это такое? Как и любой мост, он соединяет две части, но речь идёт не о берегах, а о мирах. В мифах Калинов мост описывается как некая граница между Явью и Навью, а вот в былинах на нём происходят сражения богатырей с тёмными силами.
Порой мост упоминается даже в заговорах, ведь, несомненно, имеет огромную силу. А сказки повествуют, что неподалёку от этого места жила знаменитая Баба-Яга, а сам мост охранялся Змеем Горынычем. Что же особенного в Калиновом мосте? И правда ли, что он может существовать на самом деле?
Мост над рекой огня
Благодаря исследователю В.Я.Проппу мы смогли не просто насладиться русскими сказками и былинами, но и взглянуть на них под непривычным ракурсом. Учёный отметил, что важным символом мифологии славян была река Смородина, что была границей между мирами живых и мёртвых.
Но как перебраться с одного берега на другой? Именно с этой целью и был построен над рекой Калинов мост, пройти по которому мог далеко не каждый.
Калинов мост – это соединение между берегами, разделёнными рекой пламени. Охраняет это место Трёхглавый Змей, который нередко сражается с былинными героями, намереваясь погубить человека, рискнувшего пересечь запрещённую границу.
Но почему же мост Калинов? На этот счёт у исследователей есть несколько предположений. Первое говорит о том, что название может быть связано со словом “калёный”. Мост ведь расположен над огненными водами Смородины, а потому явно раскалён от жара пламени.
Вторая гипотеза говорит о том, что мост этот славяне представляли ярко-красным, как ягоды калины. На мой взгляд, обе версии можно сложить в одну, получив раскалённый алый мост.
Создание границы и Калинова моста
Кто же построил Калинов мост? Об этом нам рассказывают древние легенды. Согласно им, изначально между мирами не было границы. Мертвецы выходили из Нави, отправляясь к живым.
Бродя по земле, они уводили с собой в мир мёртвых тех, кому ещё рано было умирать. Всюду, где ступали ноги мертвецов, алела от огня земля. Вскоре люди поняли, что обречены, а потому взмолились к богам.
Услышав призыв людей, верховные божества вырыли огромный ров между мирами. С одной его стороны собрали только живых, с другой – лишь мёртвых. Через ров перекинули мост – настолько призрачный и тонкий, что он мог выдержать только душу, а не тело человека.
В сам ров сбросили мертвецов, которые стали ходить по дну. Так и образовалась огненная река. Правда, со временем и сам мост стал крепче, из-за чего потребовал охранника, что не пропускал бы в мир Нави незваных гостей.
Калинов мост в ритуалах
Интересно, что Калинов мост часто упоминается в обрядовых песнях. Например, перед замужеством невеста вместе с подругами исполняла девичью песню, где рассказывала о предстоящем ей переходе. Вероятно, мост тот олицетворял не только смену миров для человека, но и изменение его статуса.
Во время свадеб для молодых также исполняли торжественную песню, где желали успешно пройти по Калинову мосту. На мой взгляд, здесь используется ещё и символ испытаний, трудностей, которые приходится преодолеть любой семье.
Конечно, Калинов мост был связан и с похоронными ритуалами. В деревнях Белоруссии нередко после смерти родственника делали небольшой мостик и дерева, который перебрасывали через канаву или топкое, заболоченное место.
Неподалёку от места, где был поставлен мост, люди останавливались, вырезали на соседнем дереве дату смерти родственника, после чего поминали его, желая успешно преодолеть Калинов мост.
Где искать Калинов мост?
Когда знакомишься с подобными преданиями, поневоле задумываешься о том, не был ли списан образ легендарного моста с реального места.
Как оказалось, Калинов мост может существовать на самом деле. Где же он? Неподалёку от подножия Эльбруса протекает река Кызылсу (в переводе означает “красная вода”). Не исключено, что именно она послужила образом реки Смородины.
В одном из мест Кызылсу преодолевает слой лавы и несёт свои воды в долину. Именно там, над водопадом Султан, располагается узкий перешеек скалы. Лишь по нему можно перейти реку.
Застывшие пласты чёрной и красноватой лавы действительно напоминают мёртвый огонь. Не исключено, что именно эти места могли стать основой для легенд о границе между мирами, таинственном мосте и пламенной реке.
А может, Калинов мост стоит искать не снаружи, а внутри? В сказаниях говорится, что человек, ступивший на него, уже подчинён своей судьбе. Выбор между добром и зло уже предрешён.
Переход через реку Смородину мог отождествляться с неким символическим рубежом в наших душах. Словно острые зубы и громадные пасти змея, прошлые ошибки и прегрешения не оставляют человека. Не так просто отбросить их и направиться к свету и красоте, что ждут по другую сторону “моста”.
Многие философы древности говорили, что части добра и зла не стоит искать в окружающем мире – достаточно заглянуть в самого себя. По сути, в каждом из нас они граничат друг с другом, и только от самого человека зависит, на какую сторону “Калинова моста” он свернёт в очередной раз.
Чтобы перейти мост, нужно было сразиться со Змеем, охранявшим его
Калинов мост – не просто место битв и великих свершений в славянском фольклоре. Он сравнивался с переходом из одной ипостаси в другую, с переменами в жизни, с единством светлого и тёмного в человеке. Таинственный мост славян превзошёл по своей значимости в мифах даже древнегреческую реку Стикс, что протекала между мирами. Он – суть вечного выбора, что неизменно возникает перед человеком. И только от выбранного пути будет зависеть то, что ожидает нас в будущем.
Почему же та река звалась Смородиной?
Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ.
Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей — отсылает к понятию пчелиной матки (!).
Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.
Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой — поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности.
Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.
При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.
Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.
Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» — смородина, «йоки» — река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.
Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:
А и ты, мать — быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты окажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!
Чудесным образом он получает от нее такой ответ:
Провещится быстра река
Человеческим голосом,
Да и душой красной девицей:
«Я скажу те, быстра река,
Добрый молодец,
Я про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые:
Со броду кониного
Я беру по добру коню,
С перевозу частого —
По седелечку черкесскому,
Со мосточку калинова —
По удалому молодцу,
А тебя, безвремянного молодца.
Я и так тебя пропущу».
Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:
Не я тебя топлю,
Безвремянного молодца,
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя, пагуба!
Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать — быстра река».
В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:
Жену терял: он тело терзал,
Тело терзал — во реку бросал,
Во ту ли реку во Смородину.
Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?
Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:
Все это свидетельствует о том, что смрадность — огненность как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.
Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.
Что же касается Калинова моста, соединявшего берега реки Смородины, то об этом разговор уже был.
Альтернативный взгляд
«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»
Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор
Статей за 48 часов: 30
18 +
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).
Калинов мост, река Смородина – места ужаса древних славян?
Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень… Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?
Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».
Как повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.
Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.
Избушка на курьих ножках
Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?
Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.
Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!
Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.
Мрачное Кощеево царство
Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.
Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.
Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.