Фольклорные тексты в которых упоминается о кусте смородины
Исследовательская работа по литературоведению «Река Смородина в русских народных сказках»
МБОУ Комиссаровская СОШ
по фольклору и этнографии
«Река Смородина в русской народной сказке»
МБОУ Комиссаровской СОШ
Гапеева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Комиссаровской СОШ
2.Глава 1. Река Смородина в русской народной сказке. 5
2.1. Река Смородина и Калинов мост. 5
2.2. Существование реки Смородины в реальном мире. 7
3.Глава 2. Практические результаты исследования. 9
3.2. Анализ результатов опроса. 11
5. Список литературы. 13 6. Приложения. 14
Названия мест, где происходят события играют важную роль, так как в дальнейшем они определяют судьбу персонажа. Реку Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывали исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; мистическим проявлением. Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная. Поэтому мне захотелось узнать о ней побольше.
Тема работы: «Река Смородина в русской народной сказке».
Актуальность исследования заключается в изучении названия реки Смородина в русской народной сказке.
Проводя исследование в прошлом году по теме «Женское имя в русской народной сказке» я обратила внимание на то, что во многих волшебных сказках часто можно видеть название реки Смородина, на берегах которой встречаются в битве положительный герой с чудищем: “Бой на Калиновом мосту”, “Иван Быкович”, “Иван крестьянский сын” и другие. Мне стало интересно, почему побоище происходит именно на этой реке. Я захотела провести исследование и узнать секрет реки Смородина в русских народных сказках.
Проблема заключается в том, некоторые дети мало читают. Не многие знают названия русских народных сказок, имена героев. Наша работа посвящена этому исследованию.
В учебниках по литературному чтению, к сожалению, присутствует недостаточное количество материала по фольклору (в особенности по русским народным сказкам), что мешает расширить свои знания в этой сфере. Следовательно, новизна нашей работы заключается в том, что мы попытались найти дополнительный материал по данной теме и в дальнейшем использовать его на уроках литературного чтения.
Цель моего исследования: у знать секрет реки Смородина в русских народных сказках.
— выяснить почему битвы героев происходят именно на берегах реки Смородина;
— узнать существует ли река с таким названием в реальной жизни;
— п опытаться выяснить, влияет ли бой героя с чудовищем на реке на его дальнейшую судьбу;
Объектом исследования стали русские народные сказки.
Предметом исследования является река Смородина в русских народных сказках.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, анкетирование, опрос, систематизация и обобщение полученной информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно применять на уроках литературного чтения.
2.Глава 1. Река Смородина в русской народной сказке.
2.1. Река Смородина и Калинов мост.
Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение.
Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. [1].
В. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. [2].
В разных былинах и сказаниях описание реки Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.
Что и говорить, русло Смородины — место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои. Стало быть, вещей была та река. Она упоминается и в ряде былин (“Первый бой Ильи Муромца”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник)”, но нигде не говорится об огненной природе. Судите сами: “река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…”; “Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается”. И в сказках “Иван Быкович”, “Иван — крестьянский сын и чудо-юдо” нет огненной характеристики. [3].
Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А сказочному богатырю это сделать возможно, но необходимо сразиться с чудищем, как правило трехголовым, шестиглавым, двенадцатиглавым змием. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. [4].
В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего противника.
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых . Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым.
Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. « Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара. [5].
В сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой Смородиной: «Приезжают к реке Смородине, видят – всё вокруг огнём сожжено, вся Русская земля кровью полита. А у берега реки стоит избушка на курьих ножках».
На Калиновом мосте через реку Смородину часто сказочный персонажей подстерегают самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович», «Иван — коровий сын», «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч». [6].
В поисках реки Смородины
Скачать:
Предварительный просмотр:
«В ПОИСКАХ РЕКИ СМОРОДИНЫ»
( номинация «Вода – источник жизни», публицистика, статья )
Старокожева Надежда Сергеевна,
обучающаяся 7 класса
МОУ «Колосковская СОШ»
Белгородской области, 13 лет.
Миненко Светлана Евгеньевна,
учитель русского языка и
МОУ «Колосковская СОШ»
2.1. Сказочная река Смородина _______________________стр.4
2.2. Лингвистические основы сказочного топонима
«Смородина» ___________________________________стр. 9
2.3. Не о нашей ли реке речь? _________________________стр. 10
В ПОИСКАХ РЕКИ СМОРОДИНЫ
Русские народные сказки – кладезь народной мудрости, отражение истории и национального характера, кладовая лингвистических загадок. Одну из таких загадок мне захотелось разгадать после чтения сказки «Иван – крестьянский сын» (Приложение 1). Ключевые события этого произведения устного народного творчества происходят на берегу реки Смородины, у Калинового моста. Именно здесь Иван – крестьянский сын вступает в схватку с многоголовыми чудищами, угрожающими земле Русской и одерживает победу. В воображении читателя возникает образ живописной реки, у берегов которой растут зелёные кусты смородины… Но так ли это? Могла ли иметь такой облик река, за которой обитает нечистая сила? И почему на самом деле сказочная река называется Смородиной? И поможет ли название отыскать следы загадочной реки?
Эти и другие вопросы побудили меня к исследованию и помогли определить тему, цель и задачи работы.
Цель: определение происхождения и значения мифической реки Смородины.
Гипотеза: Название сказочной реки Смородины не связано с ягодным кустарником смородиной и имеет другие лингвистические истоки.
Объект исследования – название сказочной реки Смородины.
Предмет исследования – лингвистические, мифические, исторические и жизненные основы происхождения сказочного топонима.
В работе использованы следующие методы : наблюдение, теоретический анализ, опрос, поиск, систематизация.
Актуальность работы определяется необходимостью формировать в себе и окружающих внимательное отношение к слову, к национальному языку, культуре, истории на основе произведений фольклора и краеведческого материала.
Новизна данной работы в том, что ранее происхождение данного сказочного топонима с нашей территорией и местными топонимами не связывалось.
Практическая значимость. Материалы исследования можно применять на занятиях внеурочной деятельности, школьного научного общества, на уроках русского языка и литературы истории, географии, краеведения, при разработке туристических маршрутов для проведения экскурсий по окрестностям села Колосково.
2.1. Сказочная река Смородина
Каждый русский человек от мала до велика читал русскую народную сказку «Иван – крестьянский сын»:
не ведомо; ведомо только то, что приехали
они к огненной реке, через реку мост
лежит, а кругом огромный лес.
С раннего детства, еще не начав изучать в школе географию нашей планеты, люди знакомятся с совсем иной, будящей воображение сказочной географией. Сказки и былины открывают чарующий и волшебный мир народной фантазии. Где-то далеко, за тридевять земель, посреди моря-океана возвышается таинственный остров Буян, полный чудес и невиданных диковин. За лесами, за горами течет речка Смородина. А где-то на краю света лежат владения Кащея Бессмертного, а в услужении у него трехглавый Змей Горыныч. Что стоит за этими сказочными образами? Только ли плод народного вымысла, идущего из глубины веков?
Сейчас никто из исследователей уже не сомневается: волшебные сказки, былины и предания хранят в себе ценнейшие сведения о верованиях наших далеких предков, об их мировоззрении. А в основе дошедшего до нынешних дней русского фольклора лежат языческие мифы древних славян. Эти мифы складывались на протяжении тысячелетий и уходят корнями в стародавние времена. Однако за прошедшие тысячи лет сюжеты мифов были частично забыты или искажены. На языческие мотивы наложились христианские представления, под воздействием эпох сюжеты модернизировались, обрастали по воле рассказчиков новыми подробностями и в конце концов изменились до неузнаваемости.
Но это только на первый взгляд. Детально изучая, сравнивая разные фольклорные жанры, дополняющие друг друга, многие сказочные образы ученые восстанавливают такими, какими их себе представляли люди седой старины. [2]
Находим материал о речке Смородине, где у калинового моста отважный герой храбро сражался со Змеем Горынычем или Чудом-Юдом поганым. Если образ этой речки сохранился в фольклоре с языческих времен, то какую роль он играл в верованиях древних славян, откуда появился? Ответы на вопросы помогают найти народные заговоры. Их тексты до XVIII-XIX веков сохранились практически такими, какими их сложили в глубокой древности. Объяснение здесь простое: наши предки, веря в магическую силу заговора, боялись, что он потеряет свою силу, если будет произнесен с искажениями или пропусками. Поэтому заговоры заучивали слово в слово и, передавая из поколения в поколение, сохранили их почти в первозданном виде.
Река Смородина – это один из главных символов в славяно-языческой мифологии – Огненная река, которую пересекает Калинов мост. Её искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия, ей приписывают исключительно сказочное происхождение, её считают рекой вокруг мира мёртвых, её считают трансцендентным, мистическим проявлением. [7]
Сергей Панасенко, «Мост через речку Смородинную»
Смородина (Смородинка, Огненная река, Пучай-река) – река в славянской мифологии, отделяющая мир живых от мира мёртвых или мир добра от мира зла, аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет». Название этой реки (как и одноимённого ягодного кустарника) произошло от древнерусского слова «смород». [6] Позднее первоначальный смысл названия мифической реки – «Смородина» – позабылся. Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, – видимо, от того, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается. «Калинов мост», это название происходит не от растения калина, а от древнерусского слова «калить», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла) докрасна и/или добела. «Река Смородина» также называется Огненной, потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это – эпитет, лирико-эпическая фигура речи. [7]
Упоминания о реке Смородине и Калиновом мосту есть в сказках, былинах и заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.
Итак, Калинов мост соединяет два мира, однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник – Змей, с которым сражаются богатыри и вообще герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»): » Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Константин Васильев, «На Калиновом мосту»
2.2. Лингвистические основы сказочного топонима «Смородина»
Река Смородина широко известна в русском фольклоре. Исследователи В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали её как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно — смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.)
Известные формы мифотопонима: Смародина, Смородыня, Смородинка, Смородовка, Смородинная, Самородная и др. Также может называться Смугра (Смура), Свита, Сварога, Сафат, Сахатарь, Березина, Волхов, Кама, Непра, Пучай и др., а также Оманая (то есть «обманная»).
Чаще всего название Смородина выводят от древнерусского слова смо́род (исконно русский вариант) – смрад (старославянский вариант). Слово это употреблялось на Руси издавна и в XI-XVII веках обозначало сильный, резкий запах, смрад, вонь (кстати, это слово раньше означало «запах», причём любой, в том числе приятный; ср. «благовоние»). Название реки, таким образом, истолковывается как «смрадная, зловонная, имеющая сильный запах река». [7]
2.3. Не о нашей ли реке речь?
Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто сказочный или мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. В литературе находим несколько рек, которые имеют отношение к былинному мифологическому слову «Смородина».
Есть еще одна река, на берегах которой произошел один из взрывов космической катастрофы 1240 года – это река Алатырь. В древнерусском языке слово «калина» обозначало сильно раскаленное железо – в русской мифологии так обозначался раскаленный железный метеорит. О том, что Алатырь-камень являлся железосодержащим метеоритом, можно предполагать по остаткам метеоритного материала в кратерах на острове Сааремаа и оплавленным «осарошникам» в окрестностях озера Светлояр. [2]
Вот и мы тоже нашли свою Смородину.
У околицы моего родного села Колосково протекает малая речка с неблагозвучным названием Гнилая. Течение у неё медленное, берега пологие и болотистые, воды покрыты тиной… Да и запах от воды смрадный, гнилой.
Именно с этими свойствами большинство опрошенных связало происхождение названия реки. (Диаграмма 2)
И мост деревянный через речку перекинут, и ракитовые кусты в изобилии… Только вот обитало ли здесь Чудо-Юдо? Угрожал ли людям Змей Горыныч?
Заглянули в историю нашего края, прочитали о кочевниках, которые набегами разоряли селения, грабили и убивали народ. Наш край всегда был на границе с Диким полем, и только мужество предков, которые умели не только пахать и сеять, но и воевать да естественные преграды – реки и холмы – служили относительным спасением от набегов кочевников. [3] Половцы, печенеги, татары – в разные времена весной эти племена устремлялись на Русь. А чтобы нападение было успешным, разделяли конницу на несколько отрядов, чтобы разом напасть с разных сторон… Вот вам и Чудо-Юдо или Змей-Горыныч! (Рисунок 1)
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что название нашей малой реки не менее интересно, чем сказочные топонимы.
Вокруг нас так много интересного: заповедные уголки природы, удивительные животные и растения, красивые и величественные памятники архитектуры. Однако, наше исследование помогает понять, что интересным и удивительным может быть и слово, если проявить к нему внимание, если отправиться в путешествие по разным источникам знаний.
Изучив литературу, содержащую толкование сказочного топонима «река Смородина», я поняла, что ученые допускают несколько точек зрения, а значит не все еще выяснено, есть поле для дальнейших исследований… Чтобы помочь ребятам, которые захотят познакомиться с моей работой, я подготовила тезариус. (Приложение 3)
Я думаю, изучение истории родного края поможет решить другие лингвистические загадки, связанные с топонимами, а понимание происхождения и значения этих слов приведет к пониманию стародавних событий…