Малина фэшн где шьют
Стиль«Только инстаграм-хиты»: Как в магазинах оказывается одежда
с AliExpress
Как не переплатить за вещи китайского производства
Интернет предоставил максимум свободы для создателей модных марок — кажется, что продать сейчас можно буквально всё. К сожалению, это «всё» включает не только оригинальные дизайны, но и огромное количество предметов одежды и аксессуаров сомнительного происхождения и такого же качества. Мы попытались разобраться, как в 2019-м отличить дизайнерские вещи от «дизайнерских», каким образом избежать покупки вещей с AliExpress в инстаграм-шоуруме «молодой российской марки» и почему из-за нечестных продавцов не стоит ставить на крест на российских дизайнерах.
Текст: Светлана Падерина, автор телеграм-канала wannabeprada
Мошенников в сфере торговли в интернете — великое множество. Начиная с обычных аккаунтов на Avito, продающих подделки под видом оригинала, до онлайн-мультибрендов, исчезающих через пару недель после открытия. Неудивительно, что бороться с подобными продавцами своими силами начинают обманутые клиенты и им сочувствующие — они распространяют информацию в личных аккаунтах, в специализированных группах, на форумах, телеграм- и даже ютьюб-каналах.
В закрытой группе в фейсбуке Black List 19 августа под постом недовольной клиентки инстаграм-магазина @m.o.n.k_store Анастасии развернулось обсуждение проблемы, оказавшейся куда сложнее, чем просто жалоба на недобросовестного продавца. В первых числах августа девушка заказала тренч, как пишет она сама, «польстившись на классический крой и скидку»: «А ещё на тот факт, что пару лет назад этот магазин сотрудничал с моей подругой-блогером. И она неплохо отзывалась о качестве вещей». При этом магазин предлагал три последних тренча со скидкой в 20 %, то есть изделия были якобы готовы к продаже, но в ближайшие дни заказ так и не был отправлен. 13 августа покупательницу всё ещё просили запастись терпением, а дальше начались объяснения про сбой в программе, которая рассылает трек-номера. После появилось новое обоснование задержки — мол, на самом деле эта модель «отшивается только на заказ».
В итоге Анастасия попросила вернуть деньги и, поскольку быстрой реакции на эту просьбу не последовало, поделилась историей в соцсетях — получив в ответ не только отклики людей, пытавшихся точно так же получить свой заказ в этом магазине, но и указание на то, что марка «с собственным производством» не торгует оригинальными вещами. Действительно, пара кликов в гугловском «поиске по картинке» — и «лимитированные» платья в количестве «всего 10 штук» нашлись по цене в два раза ниже. На запрос редакции магазин ничего не ответил.
Проблема не в том, что подобные инстаграм-шоурумы продают вещи китайского производства, а в том, что люди занимаются перепродажей, выдавая её за «оригинальный дизайн». Скорее всего, получив деньги за остромодные тренчи, платья-комбинации и жакеты, они заказывают их в Китае, а последующие проблемы со сроками и таможней не заставляют себя ждать. «Вопиющим примером „дизайнерского шоурума“ я считаю модель дропшиппинга с AliExpress, когда продавец использует фотографии оттуда же и просит вас ждать заказа три-четыре недели,— комментирует эту ситуацию Юля Мова, автор телеграм-канала Salemeplease. — Сам продавец даже не видит товар, а просто выступает посредником. Ценник за вещь при этом может быть завышен раз в пять. Нет ничего страшного в том, что кто-то продаёт вещи из Китая в своём бутике, если сам отбирает и закупает товар. Ведь всегда найдутся люди, которым хочется примерить, потрогать вещь до покупки и не ждать месяц доставку, они готовы переплатить. Другое дело — враньё. Откровенное враньё про собственное производство, про уникальный дизайн, и бирки, перешитые на свои».
Красное платье, которое «в наличии» и «по вашим меркам», можно найти в нескольких магазинах,
но по разным ценам
«Собственное производство» чаще всего и служит оправданием слишком долгой отправки заказа — мол, придётся подождать, поскольку вещь отшивается индивидуально и по меркам клиента. По факту же покупатель, внеся предоплату, может получить вещь, разительно отличающуюся от картинки, или не получить вещь вообще — а дальнейшие разбирательства с продавцом, который, вполне возможно, даже не регистрировал свой бизнес, могут быть весьма затруднительны.
Откуда же такие шоурумы берут свои вещи изначально? Самый частый ответ — AliExpress. Это гигантская торговая интернет-площадка, на которой выставлены товары китайских производителей. По сути, сайт сам выступает посредником между покупателями и продавцами. Ассортимент AliExpress, получившего в русскоязычном интернете сокращение «алик», безграничен — тут есть всё от косметики до автозапчастей, при этом свою продукцию предлагают как безвестные фабрики, выпускающие товар, точь-в-точь похожий на вещи известных брендов, миллионными тиражами, так и независимые азиатские марки. Благодаря огромной конкуренции цены бывают необыкновенно низкими, но и качество вещей далеко не всегда соответствует высоким стандартам.
Обилие недорогой и просто очень дешёвой одежды, да ещё и произведённой в соответствии с самыми кликабельными трендами привлекает не только рядовых покупателей, но и создателей онлайн-магазинов: одно дело приобрести платье за условные 1500 рублей и продать его как «дизайнерское» за 10–15 тысяч, совсем другое — сделать серьёзные вложения в дизайн, разработку лекал и производство. Первый вариант значительно проще и выгоднее, но именно такие «дизайнерские шоурумы» бросают тень на тех, кто действительно создаёт вещи с нуля.
Модель сапог, представленная в магазине как новая, была изготовлена в прошлом сезоне для другой марки
Магазинов, предлагающих «оригинальный дизайн», множество. Что характерно, если задать им вопрос о происхождении вещи под фотографией в их инстаграме, они просят проверить директ и отвечают лишь в личной переписке. «Это наша линейка,— написали нам представители онлайн-магазина Cuir931 в ответ на вопрос о конкретной модели сапог, — мы сотрудничаем с производством в Китае, где для нас изготавливается коллекция». Однако быстрый поиск по картинке в Google показывает, что модель сапог, представленная в магазине как новая, была изготовлена в прошлом сезоне для другой марки — в данном случае Golden Goose Deluxe Brand. Раньше Анастасия Кочеткова уже обращала внимание на идентичность моделей обуви, представленной в магазинах Сuir931 и j.f.a.studio. П оследние сменили инстаграм — раньше они назывались j.f.a.brand.
Проблема касается не только онлайн-магазинов. Известная ютьюб-блогер Катя Конасова выпустила целую серию роликов «Разоблачение инстаграм-шоурумов». В одном из них она отправляется в магазин в торговом центре «Авиапарк» и сличает надписи на одном и том же изделии: «born in Moscow» на самом видном месте, «сделано в Корее» на бумажном лейбле и «made in China» на вшитом ярлыке. В другом видео, по просьбам подписчиков канала, Катя делает ревизию шоурума Malina Fashion, заявляющего «фабричное производство специально для нашего бренда» (цитата из инстаграма), и обращает внимание не только на одинаковые модели одежды в магазине и на AliExpress, но и на одни и те же фотографии. «Что же это получается? Китайцы воруют фото у Malina?» — спрашивает она. «Тебе обещают качество и эксклюзив российского производства, а ты находишь этот эксклюзив у китайцев»,— продолжает блогер. Дальше, пообщавшись с менеджером шоурума, девушка получает информацию, что все модели одежды придумывает руководство бренда, и тут же показывает совершенно одинаковые платья из магазинов @malina_fashion и @to_be_blossom. В других своих репортажах Конасова идёт дальше и подсказывает, что ближайшие поставщики многих «дизайнерских» шоурумов как в Москве, так и в регионах — это крупнейший рынок «Садовод» и его онлайн-ответвления, странички оптовых поставщиков в сети «ВКонтакте» с броскими заголовками «только инстаграм-хиты».
Но есть и третья категория магазинов, пожалуй, сама многочисленная — владельцы которых не указывают точную информацию о происхождении вещей. Формально нельзя сказать, что покупатели введены в заблуждение, но многие ли из них интересуются процессом производства? Возможно, просто предполагают: раз на странице магазина не указаны названия марок, значит, продавец реализует самостоятельно произведённый товар.
«Что же это получается? Китайцы воруют фото
у Malina?»
Отсутствие прямой и точной информации уже само по себе даёт повод для спекуляций, как это происходит с маркой бижутерии Exclaim. Настя Кочеткова показывает в своём телеграм-канале примеры украшений российского бренда и сравнивает с аналогами с AliExpress. Но представители марки в ответ на наш вопрос о производстве отвечают: «Мы производим на заводах Италии и Кореи по нашим дизайнам, а подделки на AliExpress есть и на „Зару“». От недобросовестных производителей, действительно, страдают и известные масс-маркет-бренды: «Вещи из Zara, Mango, H&M можно найти на AliExpress, — замечает Настя Кочеткова, — это воровство с фабрики, покупать такое не очень честно».
Вряд ли стоит упрекать в нечестности всех без исключения продавцов в инстаграме — из-за нечистоплотности одних теряют репутацию другие, те, кто действительно создаёт собственные линейки одежды. Локальные марки без грандиозных вложений в бизнес и большого ассортимента, как правило, стремятся занять собственную нишу с определённым стилем или даже монопродуктом. Кроме того, их аккаунты в инстаграме часто заполнены рабочими моментами: дизайнеры всегда готовы делиться информацией о том, как создаётся коллекция, как выбираются источники вдохновения, материалы, силуэты и прочее.
Бывает, что марка заказывает на крупном производстве партию товара по собственному дизайну, запускает её в продажу и неожиданно обнаруживает идентичную продукцию на китайском сайте. Это нельзя назвать подделкой, поскольку вещи изготовлены на той же фабрике и даже, возможно, из тех же материалов. Но понятно, что покупатель, обнаруживший тотальное сходство товара по разительно отличающимся ценам, сделает вывод о «закупках с алика».
Оспорить обещание «эксклюзивности» сложно, но возможно
В заимствованиях иногда обвиняют и масс-маркет-бренды — они не всегда придумывают свои модели сами. Но разрабатывать собственный дизайн в таких промышленных масштабах дорого, да и нет смысла создавать изделие с нуля, если речь о типовых предметах одежды или максимально трендовых вещах. Гораздо проще закупить на фабриках готовые модели, адаптировав их под общий стиль коллекции, изменив цветовую гамму, принты и какие-то незначительные детали. «Это мировая норма, — объясняет дизайнер, идеолог школы Fashion Factory Людмила Норсоян. — Я встречала такой подход на всех производствах от Италии до Китая. Коллекции формируются по-разному: иногда из готовых моделей, иногда из готовых моделей, в которы вносятся коррективы, иногда из абсолютно новых моделей. Это практика всех брендов мира, причём не только масс-маркета». В случае с закупкой готовых моделей говорить об уникальном авторском дизайне и правда нельзя, но и обмана нет — бестселлеры в масс-маркете пусть и не создаются, но просчитываются в соответствии с рекомендациями маркетологов и тренд-прогнозов. Чем шире ассортимент марки, тем больше у неё разнообразных линеек: дизайнерских, базовых, fast fashion и других.
«Обман потребителя, а именно введение в заблуждение относительно страны изготовления товара, незаконно, — напоминает адвокат Дмитрий Гриц, автор книги «Адвокат бизнеса». — И если продавец товара указывает, что „куртка и браслет произведены в России“, а на самом деле они ввезены из Китая, то это основание к тому, чтобы покупатель вернул товары, а ему вернули деньги». Если магазин откажется добровольно вернуть деньги, то можно рассчитывать и на неустойку, и на взыскание штрафа, в общей сложности ещё примерно на стоимость товара. Но тут важно соблюсти формальности. То есть в описании товара должно быть реально указано — «произведено в России», без каких-либо домыслов. Например, если бренд называется Local Wear, это еще не означает, что он создается «локально».
Оспорить обещание «эксклюзивности» сложнее, но тоже возможно. «Сама по себе характеристика „штучность“ не играет правовой роли, но вот если будет написано, что это „индивидуальный пошив“, — другое дело, — говорит адвокат. — Во-первых, тогда при заказе должны учитываться ваши мерки, пожелания и прочее. Во-вторых, часто „индивидуальным пошивом“ называют вещи, чтобы не делать сертификат соответствия». Если вы хотите проверить добросовестность конкретного интернет-магазина, предлагает Дмитрий Гриц, попросите сертификат соответствия (или декларацию соответствия) на продаваемые им товары: «Вам её должны предоставить удалённо либо вместе с доставленным товаром. В этом документе будет написан и производитель (вот и выясните, где на самом деле создаётся эта вещь), и его „эксклюзивность“, потому что там будет указано, когда товар изготовлен (не позже выдачи этого документа)».
Подтасовкой вещей и фактов, кстати, страдают не только российские продавцы, сожалеет Маргарита Бабич: «В Нью-Йорке на одном из маркетов я встретила корнер, в котором ребята позиционировали свои вещи как дизайнерские. Всё было красиво оформлено, но у них висело несколько сумок китайского инди-бренда YIZI Store, который продаётся на AliExpress. Фотографировать мне почему-то запретили».
Малина фэшн где шьют
Ольга Просветова – co-owner, главный дизайнер Malina Bonita
Оля родилась в Новосибирске, но с развитием бизнеса и открытием новых филиалов в регионах России стала жить на несколько городов. Свою карьеру она начала с ресторанного бизнеса, после чего ушла в декретный отпуск, во время которого у будущего сооснователя популярного бренда появилась возможность со страстью отдаться любимому делу – одежде.
Все началось со страницы Вконтакте, где подписчицы могли подобрать наряды по вкусу. Выбор Оли смог угодить даже самым искушенным клиенткам. Кстати, именно сверхъестественное попадание в спрос через пару лет превратит Malina Bonita в популярный бренд люксовой одежды.
Ошеломляющая реакция на спрос породила развитие «малинового» бизнеса. Вслед за страницей в соц сети открылся шоу-рум, впоследствии бутик, а вслед за ним появились фирменные магазины в 13 городах России.
Оля – идеолог Malina Bonita. Большинство лейтмотивов коллекций создано по разработанной ею концепции, к тому же, она ведет инстаграм компании – главный маркетинговый канал. Оля всегда на связи с клиентами и амбассадорами бренда, и она неустанно придумывает корпоративные поездки и стратегические рекламные активности.
Стремление Оли создать «то самое идеальное платье» повлияло на успех Malina Bonita. Предугадывая спрос, она столкнулась с ситуацией, когда идеальные на первый взгляд закупаемые наряды могли не угодить по цвету, посадке или ткани. Тогда возникла идея взяться за дело самой.
Первое платье для Malina Bonita (тогда компания носила название Malina Fashion) – золотой кружевной футляр – стало настоящим бестселлером. Экземпляры разлетелись как горячие пирожки, что послужило импульсом к их перевыпуску. И каждый раз они исчезали с полок магазина за несколько часов.
Оля не только успешная бизнес-леди, но и счастливая жена и мама. Кроме того, Оля охотно делится подробностями ведения «малинового» бизнеса на страницах соц сетей компании.
Евгения Кощеева – сооснователь Malina Bonita
Евгения, сестра Ольги Просветовой, главный критик и партнер компании. Семейный бизнес Malina Bonita обязан заразительности сестер к моде и тому самому стремлению создать идеальное платье не только для клиенток, но и для себя. Пока сестры упорно трудились над созданием будущих шедевров, они не подозревали, какой эффект на покупательниц произведет их любимое дело. Со временем бизнес стал расширяться из-за нарастающго спроса.
Евгения – поддержка Оли. Если вторую сестру можно назвать локомотивом Malina Bonita, то Женя – его душа и муза.
Женя не мыслит себя ни в какой другой индустрии настолько сильно, как в моде. Женя – трендсеттер в Malina Bonita. Ее основная миссия – отслеживать тенденции сезона и задавать тон всем коллекциям бренда. За нюансы кроя и элементов “малиновых” нарядов отвечает именно она.
Женя уверена, что изюминкой коллекций должна оставаться женственность, грациозность, и она чувствует это буквально на кончиках пальцев. Фаворитом в одежде для Евгении, безусловно, являются наряды Malina Bonita, и без сомнения можно сказать, что у сестер получилось-таки создать «то самое идеальное платье».
Анастасия Чепканич – Управляющий партнер и генеральный директор Malina Bonita
У Насти фундаментальное образование экономиста-международника, и до открытия первого бутика Malina Bonita в Москве она работала главным бухгалтером и финансовым директором. Ближайшее ее окружение было против решения начать вести совместный бизнес с подругами, но Оля и Женя не мыслили «малинового» проекта без Анастасии.
Доверившись интуиции, Настя оставила перспективную должность и начала готовиться к открытию бутика Malina Bonita в Москве. Настя четко организовала стратегическое планирование и по сей день занимается управлением компании, развитием бизнеса и открытием новых «малиновых» филиалов по всей России. Сотрудники Malina Bonita до сих пор удивляются, как ей удается совмещать карьеру и семью, ведь Настя еще и любящая жена и заботливая мама. Кстати, ее дочка стала одной из первых лиц тандемной коллекции «Мама и дочка».
В выборе одежды Анастасия остается верна бренду и на своем примере доказывает, что бизнес-look– это не обязательно скучные белые воротнички и набившая оскомину «униформа». Ежедневно Настя радует коллег женственными и нарядными образами, оставаясь при этом элегантной, как того требует деловой этикет.
Анна Бухрякова – дизайнер Malina Bonita
Аня родом из Кемеровской области. Девушка признается, что мечтала стать дизайнером с детства. Первые навыки шитья она получила от бабушки, а все игры в куклы сводились к придумыванию и воплощению для них новых нарядов.
Будучи студенткой НГТУ финансового факультета, Анна продолжала питать страсть к одежде – она постоянно придумывала наряды для себя и отшивала их в ателье. Осознание того, что офисная работа не для нее, у Ани появилось после похода на собеседование в Альфа Банк. Девушка устроилась в салон красоты на свободный график в поисках себя, а потом ушла в декрет и начала шить. У мамы нашлась швейная машинка, будущий дизайнер купила оверлок и стала делать одежду для себя. А сколько книг по конструированию было прочитано в это время Аней! Девушка обучалась сама по интернету, просматривала видео-курсы и росла как профессионал. Достижения Ани не остались незамеченными, и вскоре подруги стали обращаться к той за собственным уникальным гардеробом. А потом появились подруги подруг и их знакомые.
Аню буквально переполняли идеи, но открыть магазин самой было затруднительно,ведь на руках у молодого дизайнера было двое детей, старшему из которых было два года. К счастью, девушка наткнулась на страницу Malina Bonita в инстаграм и решила написать о себе в директ, не поленившись сразу предложить варианты сконструированных до этого платьев. Среди работ был красный кружевной футляр, который приглянулся в «Малине», которая тогда как раз искала дизайнера. Аня получила ответ: «Давайте попробуем», а платье пришлось по вкусу искушенным клиенткам.
Наряд стал настоящим бестселлером! На второй день успешного сотрудничества, Анна получила сообщение от Ольги, основателя компании, с просьбой отшить еще 50 таких платьев. Работа именно с этим элементом одежды показала, что основатели компании и дизайнер мыслят в одном направлении, и Аня приступила к работе уже в официальном статусе дизайнера Malina Bonita.
Открытие бутика в Москве произвело на Анну одно из самых сильных впечатлений. Приехав в бутик и увидев, как девушки работают не покладая рук – сами распечатывают коробки, делают этикетки, отпаривают наряды – она стала трудиться вместе с ними трое суток с утра до ночи.
Аня признается, что постоянно придумывать что-то новое для нее не сложно, а интересно. «Когда я вижу красивую ткань, образ складывается сам собой. А дальше – кропотливая работа, как его физически реализовать». Главное вдохновение – новые города и страны, чужие культуры и пейзажи. Без путешествий творить было бы сложно!
«Еще меня вдохновляют собственные достижения. Когда что-то получилось, хочется еще большего! А еще меня вдохновляют сами ткани – часами могу ходить среди них и фантазировать».
Мария Кохно – главный региональный управляющий Malina Bonita
Мария родилась в Хабаровске. Свою профессию – модельер-конструктор – она получила именно на Дальнем Востоке, а карьеру начала с должности мерчендайзера. Там же Мария начала работать с крупнейшими модными брендами, такими как Mango, Benetton и Naf-Naf. Продолжая развиваться в профессии, Мария переехала в Новосибирск, где стала заниматься открытием новых магазинов и планированием их интерьера. Со временем Маша стала передавать свой опыт коллегам и заниматься обучением новых сотрудников.
В компании Malina Bonita Мария стала работать part-time после знакомства с командой московского бутика. Все началось, когда тренер Юлия предложила Маше провести тренинг в столичном магазине. «Малиновое» руководство должным образом оценило потенциал девушки, и Мария стала работать в компании несколько раз в неделю, но вскоре устроилась в организацию на постоянное место в качестве продавца-консультанта. Не изменяя своему прошлому опыту, она продолжала уделять большое внимание мерчендайзингу, благодаря чему продажи росли как на дрожжах.
Спустя два года после запуска Malina Bonita в Москве в компании произошел скачок – открылся филиал в Санкт-Петербурге. При открытии нового бутика Мария проявила свой незаурядный талант и опыт в области дизайн-проектов магазинов. Она взяла на себя выбор торгового оборудования и планирование нового торгового пространства.
Заслуги Марии было трудно переоценить, и вскоре девушка получила повышение. К слову, у Маши есть еще и образование экономиста, и сейчас она занимается обучением персонала, открытием новых магазинов и оптимизацией процессов во всех ведомствах Malina Bonita в должности главного регионального управляющего.