Малина манила марину и милу
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
2500 скороговорок. Для детей 4–6 лет
Вступление
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно…
С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:
Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.
Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.
На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.
Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.
Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.
В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».
Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.
Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.
Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге
Малина манила марину и милу
О любви не меня ли вы, милый, молили
И в туманы лиманов манили меня?
На мели мы лениво налимов ловили,
И вы мне меняли налим на линя.
***
Лезут козы в грозу в лозу,
Лозу козы в грозу грызут.
***
Клоун-чудак всё делал не так:
лопатой ломал, ломом копал,
пилою долбил, долотом пилил,
кистью мёл, метлою белил,
топорами гладил, утюгом рубил.
***
Лара играла на лире.
***
В Луку Клим луком кинул.
***
Лань лизнула Лину в лоб.
***
Данил и Лина в долине Нила.
***
Пилят, колют, колют, пилят
Филя с Колей, Коля с Филей.
***
На мели мы налима ловили.
***
Лена играла в лото с Лизой.
***
Есть у Ляли кукла Лёля,
Лёля сделана из льна
— Ляле нравится она.
***
Взбиваем сливки,
Сливаем взбивки.
***
Вбил кол в чатcокол, подприколошматил.
***
Около кола колокола,
И на колах — колокола.
Взяла Виталия за талию: «Айда в Италию!»
В Италию с Виталием — такая вот баталия.
***
Ландыши наш Лавр рвал,
Ларе ландыши давал.
Лара ландыши брала,
рада ландышам была.
***
Палку толкал лапкой Полкан.
***
Лом ломает толстый лёд, Лом ломать не устаёт.
***
У ёлки иголки колки.
***
Осмысливая мысли о смысле мысли,
мне пришла в голову мысль помыслить
о смысле смысла о немыслимом!
***
Полосатые паласы полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала — полосатой речка стала.
***
Волк-то на воле, да и воет доволе.
***
Подарили Вареньке — валенки, Валеньке — варежки.
***
Полировали параллепипедную параллепидность.
***
Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
***
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
***
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал – не мелел Байкал.
***
Маланья-болтунья молоко болтала,
Болтала, болтала, да все выболтала.
***
Под высоким колпаком спит колпачник с колпаком.
***
Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
***
Жили приятели Пил и Пол.
У Пила была пила, у Пола была половица.
Как-то пила Пила перепилила половицу Пола до половины прежде, чем Пол понял, что Пил пилит пилой его половицу.
Если бы Пол понял, что пила Пила перепилит его половицу прежде, чем пила Пила перепилила половицу Пола до половины, тогда бы пиле Пила не перепилить половицу Пола до половины.
Но Пил приступил к перепиливанию половицы прежде, чем Пол понял, что Пил пилит пилой его половицу, поэтому пила Пила и перепилила половицу Пола до половины. Пилу позор за то, что его пила перепилила половицу Пола до половины прежде, чем Пол понял, что Пил пилит пилой его половицу.
***
Колпак под колпаком,
Под колпаком колпак.
***
Каждый финтикультяпистый менеджер должен уметь не только качественно зафинтикультяпить товар, но перефинтикультяпить своей финтикультяпистостью конкурирующую компанию.
***
Ловки голавли
Клали головы на головни.
***
Мы ели-ели линьков у ели…
Линьков у ели еле доели.
***
Каникулировали — каникулировали,
каникулировали — каникулировали,
да не выканикулировали.
***
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
***
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
***
Монголы из Монголии не живут в Анголе,
Ангольские магнолии не растут в Монголии.
***
Мели, мели, Емеля,
Твоя неделя!
***
Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
Сохла и мокла, пока не поблёкла.
***
У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.
***
Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
***
Плевать на посылы, клевать на посулы.
***
Поля полет в поле,
А Коля колет колья.
***
Шёл лысый Лёшка с ложкой, слушал Лёшка лисий шорох,
Но услышал Лёшка лысый лишь лисят клычливых шум,
Лёг на луг лишившись ложки. Испугался лисят Лёшка.
***
Иван – болван
Молоко болтал,
Да не выболтал.
***
Мавр бравирует лаврами бакалавра.
***
Коваль ковал коня,
Конь – копытом коваля,
Коваль – кнутом коня.
***
Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
***
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
***
У меня есть серобуромалиновая грязевыколупывалка, с недоперевыломанными кончиками, с недоперевывернутыми ручками.
***
Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять.
***
Паралеллограм и параллелепипед
В параллельном мире параллельно спали.
Параллельно с ними параллелепипед
Параллельно пел в параллельном мире.
***
О любви не меня ли
Вы мило молили
И в туманы лимана
Манили меня?
***
Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали,
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
***
Летели лебеди с лебедятами.
***
Три рулона паралона,
Паралона три рулона.
***
Слава у Власа съел все сало.
***
Волки вы ли ночью выли?
Возле леса вы ли были?
Вы спросили были мы ли?
Были, ноги в речке мыли.
***
Бежит лиса по шесточку;
Лизни, лиса, песочку!
***
Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.
***
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
***
Тридцать три галеры лавировали-лавировали, да не вылавировали корабли из Гольфстрима.
***
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
***
Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала.
***
Наш Полкан попал в капкан.
***
Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.
***
Халявщик нахваливает халявную халву.
***
Только у молодца и золотца,
Что пуговка оловца.
***
Король — орёл.
Король — орёл?
Король — орёл.
Орёл — король?
Король — орёл.
***
Сшит колпак да не по-колпаковски.
***
Марину и Милу малина манила, манила малина меня.
Марину и Милу малина манила Марине и Миле малина мила.
***
Съел Слава солено сало,
Да сала Славе мало.
***
Движим лыжами по лужам лыжни.
Лыжник движется, лижа лыжами лужи.
***
У ежа и ёлки иголки колки.
***
Вы малину мылили?
Мыли, но не мылили.
***
Что за колокольня без колоколов?
***
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
***
Козёл-мукомол,
Кому муку молол,
Кому не молол?
***
Гонец с галер сгорел.
***
У Фили были,
У Фили пили,
Да Филю ж побили.
***
На склоне холма медведь слопал слона.
***
Феофан — болван
Молоко взболтал
Да не выболтал.
***
Валера холерик хотел купить матери материк.
***
Цапля чахла,
Цапля сохла,
Цапля сдохла.
***
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали,
ведь не веровали в вероятность вылавировать.
Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
***
Милая Мила
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла –
Так мылилась Мила.
***
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Кол около стола, стол около кола.
***
Кабардино-Балкарский валокордин из Кабардино-Балкарии.
***
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
***
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
***
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
***
Валерий с Ларисой ушли за кулисы.
***
Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают — у внука!
***
Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.
***
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
***
Рыли рылом ров бобры,
Были рылом предобры!
***
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
***
Параллелограмм параллелограммировал параллелограммировал, да не выпараллелограммировал.
***
Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: — не сердись, дочурка Мила!
— Не сержусь, сказала Мила. — Я выплакиваю мыло.
***
В Переславль послали посылку, для последующей пересылки.
***
Повстречались две подружки, две подружки — две болтушки,
Говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
***
Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов.
***
Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
***
Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.
***
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
***
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
***
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл.