Машков илья иванович натюрморт клубника

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» (5 класс)

Машков илья иванович натюрморт клубника. sochinenie po kartine mashkova klubnika i belyij kuvshin 5 klass. Машков илья иванович натюрморт клубника фото. Машков илья иванович натюрморт клубника-sochinenie po kartine mashkova klubnika i belyij kuvshin 5 klass. картинка Машков илья иванович натюрморт клубника. картинка sochinenie po kartine mashkova klubnika i belyij kuvshin 5 klass. Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Вариант 1
Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» (5 класс)

Картина «Клубника и белый кувшин» относится к жанру натюрморта. Красивая композиция из даров природы, гармонично расположившаяся на столе, переносит нас в теплый летний день, завораживая сочными красками реалистично изображенных ягод. Для фона художник специально выбрал простой стол нейтрального оттенка, чтобы внимание зрителя целиком было отдано аппетитной клубнике.

Справа на столе стоит круглый белый кувшин с ручкой. В нем ничего нет — однако эта деталь оттеняет яркие ягоды. На фоне кувшина они выглядят еще сочней и вкусней. Я думаю, что эта картина у каждого зрителя вызывает желание откусить кусочек сладкой клубники, почувствовать её вкус. Художник каждую ягодку прорисовывает с любовью и тщательно. Картина выглядит весьма реалистичной.

Глядя на полотно «Клубника и белый кувшин», невольно понимаешь, какая красота и радость сокрыта в малейших деталях. Мы не замечаем их в будничной суете, однако тонкий взгляд художника раскрывает нам всю ценность этих вещей. Картина кажется достаточно простой и повседневной, но именно в этом кроется её смысл: увидеть красоту в обычных моментах и ценить её. Произведение Машкова буквально наполнено теплом и добротой.

Вариант 2
Сочинение по натюрморту Машкова «Клубника и белый кувшин» (5 класс, кратко и ясно)

Полотно работы известного художника Ильи Ивановича Машкова “Клубника и белый кувшин” относится к числу его поздних работ. Этот натюрморт был написан в 1943 году и по праву занимает достойное место среди многочисленных работ, созданных живописцем за всю его творческую деятельность.

В центре полотна изображены спелые ягоды клубники и малины в беспорядке разбросанные по столу. Рядом в тарелке лежат ягоды черной и белой смородины. Возле стены, в самом отдаленном месте стола расположено серебряное блюдо. Оно тоже наполнено отборной спелой клубникой. Ягоды везде. Даже в центре стола, там куда обычно ставят букет с цветами, вместо них в стеклянной банке стоят веточки смородины.

Освежающей прохладой среди этого ягодного великолепия веет от пузатого, фарфорового кувшина, который белым пятном освежает немного мрачноватый задний план картины. Но именно от этого контраста ягоды на картине кажутся еще ярче и сочнее.

Картина оставляет у зрителя неизгладимое впечатление. Она настолько реалистична, что глядя на нее, сразу переносишься в середину жаркого лета. Создается впечатление, что ощущаешь вкус и запах ягод, а рука сама тянется к ним для того, чтобы взять их и попробовать.

Источник

Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Интегрированный урок
(2 часа)

5 класс

В методической литературе интеграция рассматривается как технология обучения с установлением устойчивых связей между разными учебными предметами, что позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. На интегрированном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для усиления разнообразной художественной деятельности. Мы назвали его уроком с элементами театрализованного действия.

Цели урока:

обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища).

Первый урок

Сообщение темы и задачи урока

Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», внимательно рассмотрим картину, поговорим о ней, а потом напишем сочинение.

Машков илья иванович натюрморт клубника. 1. Машков илья иванович натюрморт клубника фото. Машков илья иванович натюрморт клубника-1. картинка Машков илья иванович натюрморт клубника. картинка 1. Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Илья Машков (1881 – 1944)

Откройте стр. 9 сборника иллюстраций Л.Зельмановой и Е.Колокольцева и посмотрите на репродукцию. (Если учащиеся еще не привыкли к термину жанр, его можно заменить словом вид.) Попробуйте определить, к какому жанру (виду) живописи относится эта картина.

Машков илья иванович натюрморт клубника. 2. Машков илья иванович натюрморт клубника фото. Машков илья иванович натюрморт клубника-2. картинка Машков илья иванович натюрморт клубника. картинка 2. Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

(Подсказка: звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине. ».)

Вспомните и проверьте по толковому словарю значение слова натюрморт. Какие жанры живописи вы уже знаете?

Обращение к личным впечатлениям

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами, и сейчас, пока вы будете их рассматривать, мы немного поговорим о натюрморте. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.). Посмотрите: что изображали художники на натюрмортах? Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Почему один художник предпочитает писать натюрморты с фруктами, а другой – посуду, третий – цветы, четвертый – хлеб? Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине. (Пауза.)

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

Запишем на доске слова и словосочетания, которые вы сможете использовать в своем сочинении. Обращаем внимание на заранее приготовленный плакат, на котором записаны опорные слова и словосочетания.

Искусство
Написать натюрморт, картину
Художник, автор, живописец
Картина, работа, произведение
Мольберт, холст, полотно
Масляные, акварельные краски, акварель, пастель
Колорит, контраст
Репродукция, копия
Подлинник, оригинал
Мастерство, талант художника, живописца
Передать колорит, оттенки

Подбор слов и словосочетаний

На этот раз вы называете с места слова и словосочетания, которые вам хочется включить в сочинение, а я запишу их на доске.

– Кто главные герои этой картины? (Кувшин и клубника.)
– Подберите определения к этим словам, охарактеризуйте их расположение на картине.

Далее так же подбираются слова и словосочетания, называющие другие предметы, изображенные на картине. Порядок работы произвольный, как будет удобнее детям, хотя можно придерживаться стандартной схемы: сначала бросим взгляд в целом на всю картину, потом посмотрим, что изображено на переднем плане, в центре, на заднем плане.

План сочинения по картине

1. Вступление.
Название картины.
Автор.
Дата создания.
Жанр, техника.
В каком музее выставляется?

2. Основная часть.
Главные предметы («персонажи»), изображенные на картине.
Каковы их цвет, форма, запах? Каковы они на ощупь?
Какие детали бросаются в глаза?
Какое настроение передает картина?

3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?)

Моделирование текста

Определим наши задачи. Запишем план сочинения.

Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)

Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении – повествование, описание или рассуждение? Какие слова будут нести основную смысловую нагрузку? С помощью каких слов мы сможем передать расположение предметов по отношению другу к другу? (В учебнике см. таблицу «Наречия», 5-й класс.)

Что из услышанного на уроке мы можем (и должны) внести в наши работы?

Название картины, фамилию, имя и отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина, техника написания (масло, холст).

Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного. Найдите синонимы к слову впечатление в словаре синонимов З.Е. Александровой. (Заранее сделайте закладку или выпишите на карточку.)

В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».

Второй урок

Работа над черновиком

На этом уроке учащимся предлагается поработать самостоятельно над наброском сочинения. Потом черновик читается вслух и редактируется.

(Можно в качестве музыкального фона использовать фрагменты пьес из альбома «Времена года» П.И. Чайковского. Если есть необходимость, можно использовать плакат с общим планом сочинения по картине.)

Комментарий учителя в начале работы над черновиком

Помните, что не обязательно включать в сочинения абсолютно все, что мы записали, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся;

чтобы избежать однообразия, можно попробовать, например, заменять «цветовые» прилагательные глаголами:

черная Ю чернеет; красная Ю алеет, краснеет; блестящая Ю блестит; белая Ю белеет и т.д.;

если вызывает затруднение связь предложений в тексте, вспомните способы их связи. (Ученики 5-го класса предпочитают пользоваться преимущественно цепной связью.)

Обязательное правило: первым пробует исправить свой текст сам автор, потом уже можно выслушать и принять другие варианты.

Обращаем внимание на то, чтобы замечания к работам высказывались в корректной форме. (Мне это предложение, фраза, кажется не совсем удачной. См. также плакат «Как начать ответ»: я думаю, я считаю, мне кажется, по-моему.)

После чтения работ еще раз учитель дает общий комментарий, напоминает, что авторы должны подобрать как можно больше прилагательных, передающих краски и ощущения, что необходимо избегать повторов, а также как очень коротких, так и слишком длинных предложений.

Последнее пожелание: при переписывании с черновика на чистовик советуем обращаться к орфографическим словарям и разделам (учебника) «Части речи», «Подчинительные союзы» и «Однородные члены предложения», чтобы точнее расставить знаки препинания в тексте.

Материалы к уроку:

1. Холст, используемый как фон и скатерть.
2. Кувшин, по возможности похожий на тот, который изображен на картине. Он может быть иным по форме, но обязательно из белого фаянса.
3. Металлическое овальное блюдо.
4. Ягоды клубники, крупные и мелкие (муляж).
5. Веточки и ягоды белой и черной смородины (пластмасса).
6. Прозрачная ваза.
7. Ароматизатор с запахом клубники.

Литература

1. Живопись 20–30-х годов. М., 1990.
2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература, 5–7-е кл. (репродукции картин). М.: Дрофа, 1998.

* Предложенный текст по желанию преподавателя изо или МХК может быть, конечно, другим.

Источник

История создания картины клубника и белый кувшин. Сочинение по картине «Клубника и белый кувшин» Машкова. Подбор слов и словосочетаний

Иван Иванович Машков известен не только в мире искусства, но и всем любителям живописи. Его творчество относится к началу двадцатого века, когда многие художники пытались отразить в своих картинах реальность и тяжелую правду жизни. Но живописец Иван Машков все-таки отдавал предпочтение прекрасным и великолепным натюрмортам, где основное центральное место занимали ягоды, фигурки из фарфора и цветы, а также любая другая утварь, которую часто можно встретить в уютной домашней обстановке. Но все это, самые обычные вещи он показывал своим зрителям так, чтобы доказать, что даже среди самых обыкновенных и простых вещей можно найти что-то интересное.

Картина «Клубника и белый кувшин» была написана художником Иваном Машковым в 1943 году. Она по праву считается самой знаменитой его работой. Мастерство Ивана Ивановича прослеживается в его крупных мазках, которые насыщены цветовыми оттенками. Каждый живописный мазок талантливого художника передает то, чем так богато одарила нас земля.

Наверное, слева в небольшой комнате расположено окно, откуда и просачиваются яркие солнечные лучи, падая на стену, стол и пол. Темная скатерть на столе с левой стороны хорошо освещена солнечными лучами, такие же яркие блики на темном полу. Остальные ягоды клубники, которые солнечные лучи не одарили своим светом, тоже спелые, но они выглядят не такими спелыми. Для их изображения живописец использовал уже другие цветовые оттенки.

Ягоды клубники у художника Ивана Машкова повсюду: на столе, на серебряном блюдце. На блюдце, стоящем на заднем плане картины, в конце стола, тоже аккуратно уложена крупная спелая ягода. Блюдце необычного серебряного цвета, поэтому цветовое сочетание подобрано художником интересно и оригинально.

В самом центре картины живописец Иван Машков поместил небольшую мисочку белого цвета с небольшой каемочкой темно-синего цвета. Она неглубокая, но зато наполнена не клубникой, а другими летними ягодами: белой и черной смородиной, которая изображена художником аппетитно. С одной стороны и эта тарелка, и ягоды на ней прекрасно освещаются яркими солнечными лучами. Те небольшие ягоды смородины, куда попадает солнечный цвет, выглядят так, словно это черные жемчужины, драгоценные и дорогие. А белая смородина, ярко озаренная солнцем, похожа на горсть бриллиантов, небрежно рассыпанных на белоснежной тарелке среди черных ягод–жемчужин.

Но не только ягоды и тарелки с ними изображены на картине выдающегося живописца Ивана Машкова. Ближе к стеночке среди всего этого ягодного многообразия стоит небольшая и практически незаметная вазочка. Она прозрачная и немного наполнена чистой водой. В нее аккуратно поставлено несколько веточке смородины с ягодами белого и черного цвета. И во всю эту композицию легко вписывается белый глиняный кувшин, который живописец поместил на задний план. Он немного смягчает весь натюрморт, делая его чище и свежее. Может быть, в нем чистая вода, а скорее всего, парное и вкусное молоко. Им приятно полакомиться и освежиться будний летний день, когда ярко припекает солнышко и когда природа так щедра.

Вся картина известного живописца Ивана Машкова светлая, чудесная и напоминает о лете, которое вскоре придет и наступит прекрасная пора. В такие дни особенно чувствуется, насколько богата природа, которая дарит людям не только свое тепло, негу и наслаждение, но и лето богато богатым урожаем. Особенно летом хочется лакомиться сладкими и кислыми ягодами, которые не только дают заряд бодрости, но и очень полезны для организма человека.

Цели урока:

познакомить с творчеством художника;

развивать устную и письменную речь учащихся;

обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

пополнить словарный запас учащихся.

Натюрморты И.И. Машкова

не только правдивы до своеобразной иллюзии,

но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», а потом напишем сочинение по ней. В Волгограде есть областной музей имени данного художника.

Илья Машков (1881 – 1944)

Машков илья иванович натюрморт клубника. hello html 181fc79d. Машков илья иванович натюрморт клубника фото. Машков илья иванович натюрморт клубника-hello html 181fc79d. картинка Машков илья иванович натюрморт клубника. картинка hello html 181fc79d. Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

( звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине. »)

Какие жанры живописи вы уже знаете?

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами. ( Учащимся предлагается рассмотреть натюрморты разных художников (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.)

Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.).

Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

Как вы думаете, почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы?

(Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).

Что художник изобразил на переднем плане?

(Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).

Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её.

(Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).

Что находится рядом с клубникой?

(Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).

Рассмотрим тарелку. Какая она?

(Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).

Что находится посередине столе?

(Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).

Опишите веточки смородины.

(Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).

(Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).

Почему кувшин изображён сзади?

(Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).

Какое настроение остаётся от картины?

(Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).

Записанные на доске слова и словосочетания можно использовать в своем сочинении.

Искусство, художник (автор, живописец),картина (работа, произведение),репродукция, мольберт (холст, полотно), передать колорит (оттенки), глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

На втором уроке ученики пишут сочинение.

«Клубника и белый кувшин» — один из самых известных натюрмортов живописца Ильи Машкова.

В 1913 году художник побывал в Италии. Эта страна поразила его своим великолепием. Однако удивительно: вернувшись на родину, он пишет картину, насквозь пронизанную не итальянским, а именно русским духом.

Зритель с наслаждением созерцает щедрый дар летней природы – спелые ягоды. Простая фарфоровая тарелка наполнена чёрной и белой смородиной. А на жестяном подносе и на покрытом простой скатертью столе – клубника. Её ягодки настолько аппетитны, что так и хочется взять хотя бы одну и положить в рот. Художник не случайно писал картину масляными красками: это придаёт полотну объёмность и потрясающую реалистичность.

Натюрморт удачно дополнен изображением ягод малины, которые как будто невзначай кто-то разбросал по столу. Ещё более живописной делают картину смородиновые веточки в прозрачной стеклянной баночке.

Чувствуются в типично русском натюрморте и итальянские нотки. Разве не напоминают контуры простого белого кувшина, расположенного на заднем плане, очертания античных скульптур? От этого картина становится ещё более трогательной и завораживающей – просто глаз не оторвать.

Натюрморт освещён ласковым летним солнышком, блики которого играют повсюду: на янтарных и иссиня-чёрных бусинках смородины, на алых ягодках клубники, на молочно-белом кувшине.

Это одна из тех картин, на которые стоит смотреть, когда грустно. От полотна веет радостью – и невольно улыбаешься.

А.С. РОМАНОВА,
Н.Н. ЧЕРКОВСКАЯ,
школа «Классика»,
г. Москва

Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Интегрированный урок
(2 часа)

5 класс

В методической литературе интеграция рассматривается как технология обучения с установлением устойчивых связей между разными учебными предметами, что позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. На интегрированном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для усиления разнообразной художественной деятельности. Мы назвали его уроком с элементами театрализованного действия.

Цели урока:

обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища).

Первый урок

Сообщение темы и задачи урока

Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», внимательно рассмотрим картину, поговорим о ней, а потом напишем сочинение.

Машков илья иванович натюрморт клубника. 2. Машков илья иванович натюрморт клубника фото. Машков илья иванович натюрморт клубника-2. картинка Машков илья иванович натюрморт клубника. картинка 2. Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

(Подсказка : звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине. ».)

Обращение к личным впечатлениям

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами, и сейчас, пока вы будете их рассматривать, мы немного поговорим о натюрморте. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.). Посмотрите: что изображали художники на натюрмортах? Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Почему один художник предпочитает писать натюрморты с фруктами, а другой – посуду, третий – цветы, четвертый – хлеб? Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине. (Пауза.)

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

Запишем на доске слова и словосочетания, которые вы сможете использовать в своем сочинении. Обращаем внимание на заранее приготовленный плакат, на котором записаны опорные слова и словосочетания.

Искусство
Написать натюрморт, картину
Художник, автор, живописец
Картина, работа, произведение
Мольберт, холст, полотно
Масляные, акварельные краски, акварель, пастель
Колорит, контраст
Репродукция, копия
Подлинник, оригинал
Мастерство, талант художника, живописца
Передать колорит, оттенки

Подбор слов и словосочетаний

На этот раз вы называете с места слова и словосочетания, которые вам хочется включить в сочинение, а я запишу их на доске.

– Кто главные герои этой картины? (Кувшин и клубника.)
– Подберите определения к этим словам, охарактеризуйте их расположение на картине.

Далее так же подбираются слова и словосочетания, называющие другие предметы, изображенные на картине. Порядок работы произвольный, как будет удобнее детям, хотя можно придерживаться стандартной схемы: сначала бросим взгляд в целом на всю картину, потом посмотрим, что изображено на переднем плане, в центре, на заднем плане.

План сочинения по картине

1. Вступление.
Название картины.
Автор.
Дата создания.
Жанр, техника.
В каком музее выставляется?

2. Основная часть.
Главные предметы («персонажи»), изображенные на картине.
Каковы их цвет, форма, запах? Каковы они на ощупь?
Какие детали бросаются в глаза?
Какое настроение передает картина?

3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?)

Моделирование текста

Определим наши задачи. Запишем план сочинения.

Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)

Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении – повествование, описание или рассуждение? Какие слова будут нести основную смысловую нагрузку? С помощью каких слов мы сможем передать расположение предметов по отношению другу к другу? (В учебнике см. таблицу «Наречия», 5-й класс.)

Что из услышанного на уроке мы можем (и должны) внести в наши работы?

Название картины, фамилию, имя и отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина, техника написания (масло, холст).

Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного. Найдите синонимы к слову впечатление в словаре синонимов З.Е. Александровой. (Заранее сделайте закладку или выпишите на карточку.)

В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».

Второй урок

Работа над черновиком

На этом уроке учащимся предлагается поработать самостоятельно над наброском сочинения. Потом черновик читается вслух и редактируется.

(Можно в качестве музыкального фона использовать фрагменты пьес из альбома «Времена года» П.И. Чайковского. Если есть необходимость, можно использовать плакат с общим планом сочинения по картине.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *