Медведь вышел за малиной
Как запомнить расположение планет в Солнечной системе?
Есть ли какая-то мнемоническая запоминалка?
На самом деле выучить 8 планет очень легко. Легче, чем падежи. Но для детей придумана фраза для запоминания:
Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
Есть еще много подобных фраз:
Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
Хотя в настоящее время Плутон уже считается не планетой, а транснептуновым объектом.
Никогда не было проблемы у меня, чтобы запомнить планеты солнечной системы по порядку.
Но кому трудно это сделать, и приближается экзамен или контрольная работа по астрономии в школе, можно предложить такие варианты запоминалок:
Номер один:
Номер два:
Номер три:
Мне нравится другая фраза, которая тоже помогает запомнить расположение планет в Солнечной системе:
Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты.
Можно – Меркурий,
вылететь – Венера,
за – Земля,
Марс – Марс,
ювелирно – Юпитер,
свернув – Сатурн,
у – Уран,
нашей – Нептун,
планеты – Плутон.
Не трудно же выучить:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Плутон уже «ичсключили» из планет.
Не знаю почему, но первые шесть планет я запомнил легко, но ни как не мог запомнить оставшиеся, тогда еще три планеты. Поискав в названиях планет я нашел, что в слове сатУрН, есть две буквы, которые указываю порядок следующих двух планет, ну а Плутон методом исключения получался последним.
Для облегчения запоминания порядка расположения планет Солнечной системы можно выучить вот такое стихотворение Аркадия Хайта:
А можно и самостоятельно сочинить типа какой-нибудь считалочки, взяв первые буквы планет и придумав слова, которые начинались бы с этой буквы.
Для лучшего запоминания очерёдности расположения планет в нашей Солнечной системе придумано много разных запоминалок. Есть и такая:
Мишка Вышел За Малиной —
Юра Смог Удрать Низиной.
Как я легко выучил названия планет
В школьном возрасте мы то не могли запомнить таблицу умножения, то новые слова не укладывались в голове. Было и так, что учебник природоведения ставил перед нами цель — запомнить расположение планет Солнечной системы, а мы уже подбирали средства, чтобы оправдать ее. Среди множества вариантов решения этой задачи есть несколько интересных и дельных.
Мнемоника в чистом виде
Выход для современных учащихся придумали еще древние греки. Недаром термин «мнемоника» происходит от созвучного греческого слова, означающего в буквальном переводе «искусство запоминать». Это искусство породило целую систему действий, направленных на запоминание большого объема информации, — «мнемотехники».
Их очень удобно применять, если в просто необходимо внести в память целый список каких-либо наименований, перечень важных адресов или телефонов или запомнить последовательность расположения объектов. В случае с планетами нашей системы такой прием просто незаменим.
Играем в ассоциации или «Иван родил девчонку…»
Этот стишок помнит и знает каждый из нас еще с начальной школы. Это и есть мнемоническая считалочка. Мы ведем речь о том двустишии, благодаря которому ребенку становиться легче запомнить падежи русского языка — «Иван Родил Девчонку — Велел Тащить Пеленку» (соответственно — Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный).
Можно ли так же поступить с планетами Солнечной системы? — Безусловно. Мнемотехник для этого астрономического ликбеза уже придумано довольно большое количество. Главное, что необходимо знать: все они основаны на ассоциативном мышлении. Кому-то проще представить объект, схожий по форме с запоминаемым, кому-то достаточно представить цепочку названий в виде своеобразного «шифра». Вот лишь несколько советов о том, как лучше записать в память их расположение с учетом удаления от центральной звезды.
Веселые картинки
Очередность удаления планет нашей звездной системы от Солнца можно запомнить через визуальные образы. Для начала свяжите с каждой планетой изображение какого-либо предмета или даже человека. Затем представляйте эти картинки поочередно, в той последовательности, в которой планеты располагаются внутри Солнечной системы.
А теперь — еще раз мысленно представьте все (или всех), что напоминает Вам о планетах Солнечной системы. Перелистайте эти образы, как страницы в фотоальбоме, от первой «картинки», самой ближней к Солнцу, до последней, чье удаление от звезды самое большое.
«Смотри, получились какие СТИШКИ…»
Теперь — к мнемотехникам, в основе которых лежат «инициалы» планет. Запоминание порядка расположения планет Солнечной системы и вправду легче всего происходит по первым буквам. Эта разновидность «искусства» идеально подойдет тем, у кого не так ярко развито образное мышление, но с ассоциативной его формой все в порядке.
Самыми яркими примерами стихосложения с целью зафиксировать в памяти очередность планет могут служить следующие:
«Медведь Выходит За Малиной — Юрист Сумел Удрать Низиной»;
«Мы Все Знаем: Мама Юли Утром Стала На ходули».
Можно, конечно, не складывать стишок, а просто подобрать слова на первые буквы в названиях каждой из планет. Маленький совет: чтобы не перепутать местами Меркурий и Марс, начинающиеся с одной буквы, поставьте в начале Ваших слов первые слоги — МЕ и МА соответственно.
Например: МЕстами Виднелись Золотые МАшины, Юлили Словно Увидев Нас.
Таких предложений Вы сможете придумывать до бесконечности — насколько фантазии хватит. Одним словом, пробуйте, тренируйтесь, запоминайте…
Разработка мероприятия на тему: «Детям о космосе»
Тема: «Детям о космосе»
Цель : расширение знаний у детей старшего дошкольного возраста и представления о государственных праздниках и профессии космонавта;
познакомить детей с учёными, стоявшими у истоков развития космонавтики;
закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы;
воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос;
Материал к занятию: иллюстрации, связанные с космосом, портреты, Ю. Гагарина, К. Циолковского, С. Королёва, В. Терешковой, бумага, ножницы для каждого ребёнка.
Кто из вас знает, как он называется? (день космонавтики)
Кто его отмечает и почему? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, как звали первого космонавта, который совершил полет в этот важный для всего нашего народа день? (ответы детей).
Когда Гагарин Юрий Алексеевич полетел в космос, все жители нашей страны следили за его полетом, все очень волновались и переживали. А когда Юрий Алексеевич, облетев вокруг Земли, успешно приземлился, все вышли на улицы и устроили праздник. Все были горды тем, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос. И мы с вами должны гордиться достижениями наших космонавтов.
Ребята, а кто знает, как назывался космический корабль, на котором совершил свой знаменитый полет Гагарин? («Восток»).
А вы знаете, когда впервые был изобретен космический корабль? А вы хотите узнать?
Очень давно, почти 100 лет назад, в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показ портрета). Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот, однажды, он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты.
Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.
Спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показ портрета) изготовили первый космический спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.
Позже, ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. И потом, ученые решили осуществить свою мечту – послать в космос человека. 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась.
Многие космонавты летали в космос не один раз. Работа космонавтов очень опасна. Все космонавты удостоены высоких государственных наград.
— Ребята, а как вы думаете, каким должен быть космонавт, если его работа очень сложна и опасна? (спортивным, выносливым, мужественным, настойчивым, трудолюбивым, здоровым).
А кто из вас хотел бы быть похожим на космонавтов? Я предлагаю вам, ребята, организовать сейчас «Школу юного космонавта». Вы согласны? Тогда, я думаю, нам пора приступать к тренировкам.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья (руки перед грудью, рывки руками.)
Раз – вперёд наклонимся, два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмемся (наклоны вперед, назад и в стороны.)
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Кто там начал отставать? (приседания)
На ходьбу мы перейдем, (ходьба на месте)
И занятие вновь начнем.
А вы знаете, как выглядит наша Земля? (ответы детей)
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце). Правильно, в космосе есть солнце.
Медведь Выходит За Малиной —
Юннат Сумел Удрать Низиной (начальная буква каждого слова — это начальная буква соответствующей планеты. Тем, кому неизвестно, кто такой «юннат», можно использовать термин «юрист». Запомнив этот стишок, вы сможете в любое время воспроизвести все планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца ).
— Дети, а на каких планетах существует жизнь? (предположения детей)
Ребята, я вижу, вы очень много знаете о космосе. Вот теперь я хочу узнать, насколько вы внимательны. Ведь это тоже очень важное качество для космонавтов. Я приготовила для вас загадки.
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает (звёзды)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… ( комета)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Полной быть могу ночами,
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звёздный дождик,
Словно эти огонёчки
Рисовал художник (метеориты)
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал (спутник)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу (ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый (космонавт, астронавт)
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селёдка,
Расфасованы, как крем!
Вовсе без посуды (из тюбиков)
В космосе всегда мороз,
Космонавт, проверив трос,
Та одежда припасёт
И тепло, и кислород (скафандр)
Педагог: — Молодцы, с заданиями на внимание вы справились на отлично. Космонавты после нагрузок и тренировок всегда отдыхают. Предлагаю и вам немножко отдохнуть.
На луне жил звездочёт — («смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (описать круг руками)
Три — земля, четыре — Марс, (присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (прыжок)
Кто не видит — выйди вон ! (развести руки в стороны)
Космонавт должен быть не только внимательным, но и сообразительным, т. е. должен правильно и быстро размышлять. Вы готовы себя проверить и в этом?
1. Марс, Юпитер, космонавт.
2. Космический корабль, космонавт, солнце.
4. Ракета, спутник, мотоцикл.
5. Солнце, звёзды, Африка.
6. Луноход, космическая станция, лодка.
7. Комета, метеорит, глобус.
Конструирование ракеты из бумаги.
Летнее путешествие
Сапегина Татьяна Николаевна
воспитатель
Игнатьева Ирина Ивановна
музыкальный руководитель
Лямина Галина Филипповна
инструктор по физвоспитанию
МБДОУ детский сад 31
Киселевского городского округа
ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
музыкально – спортивный досуг для детей
младшего дошкольного возраста.
Звучит музыка, дети входят в зал.
Ведущий: Дети, сегодня нас в гости пригласила бабушка Дуняша.
Поедем к бабушке? Давайте поскачем на лошадке.
Ведущий надевает вожжи на одного из детей, дети берутся за вожжи и изображают езду на лошадке.
Ведущий и дети:
К бабушке Дуняше поскачем на лошадке
В новеньких сапожках, в новой красной шапке.
(Под музыку дети бегут прямым галопом.)
По ровненькой дорожке ровно скачут ножки.
По рытвинам, по кочкам тряско очень!
(Под музыку прыгают на одной ножке.)
Прямо, прямо, вдруг – канава! В ямку – бух!
(Резко приседают.)
Ведущий: вот и к лесу подъехали! Перед нами дорожка, которая поведет нас через мостик.
Дети идут друг за другом по ребристому мостику.
Ведущий: слышу, дети, лес трещит, кто же к нам сюда спешит?
Толстопятый и большой, он в берлоге спит зимой.
Дети: Медведь!
Звучит музыка, появляется Медведь.
Ведущий: Косолапый, мишка, ждут тебя детишки!
Расскажи нам, как живешь, где ты спишь и что жуешь?
Медведь: Каждый тут меня поймет: ягоды люблю и мед.
Ем я с наслажденьем сладкие коренья.
А когда улягусь спать, лапу буду я сосать.
В берлоге под сосною и встану лишь весною.
Ведущая: Миша, послушай, какую дети песенку про тебя знают.
Песня «Медвежонок осенью» (Музыка и слова О. Каленской)
Ведущая: Мишка, рано тебе спать, приглашаем поиграть!
Игра с Медведем (Музыка Т. Горючкиной, слова Т. Лебедевой)
За малиной в лес пошли, Мишку спящего нашли.
(Дети идут по кругу вокруг «спящего» Мишки и поют)
Мишку разбудили, очень рассердили.
(Мишка «просыпается», дети изображают сердитого Мишку)
Топает ногами, щелкает зубами.
(Топают ногами, подушечками согнутых пальцев стучат друг о друга)
Нам малину не дает, рассердился и ревёт.
(Мишка рычит, дети разбегаются, Мишка их ловит)
Медведь: спасибо, ребятки, наигрался я с вами, а теперь спать пойду.
Ведущий: Пусть Мишка идет спать, а мы пойдем дальше к бабушке Дуняше.
Ой, какое большое поваленное дерево нам дорогу загородило! Придется через него перелезать.
Дети перелезают через бревно.
Ведущий: Дети, послушайте загадку.
Белый, пушистый, в лесу живет,
Быстро скачет прыг, скок! Кто это?
Дети: Зайчик!
Ведущий: Дети, а зайчик живет вон под тем кусточком, давайте к нему подойдем и угостим его морковкой.
Хоровод «Зайка» (Музыка и слова И. Ростовцевой)
Ведущий: Зайчика угостили, а теперь нам пора идти дальше. Дети, а к дому бабушки Дуняши просто так не подойти, сначала надо в воротца пролезть.
Дети пролезают под дугой.
Звучит русская народная музыка, из домика выходит бабушка Дуняша.
Дуняша: здравствуйте, ребятки! Я, бабушка Дуняша. Как я рада, что вы ко мне в гости приехали. Давайте вместе попляшем.
Хороводная игра: «Бабушка Дуня» (Музыка О. Каленской)
А у нас есть баба Дуня, баба Дуня весельчак
И когда она танцует, с ней вы делайте вот так!
Дети идут по кругу, поют, навстречу идет бабушка Дуня. После окончания песни бабушка показывает движения, дети повторяют.
Бабушка: проходите, дети в дом, садитесь!
Ой, кто это меня щекочет? Котик! Да какой красивый!
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, зубки белые!
Ведущий: Бабушка, а дети хотят спеть песенку и угостить твоего котика.
Песня «Котик» (Музыка Н. Лукониной, слова Л. Чадовой)
Бабушка: спасибо вам, дети, за угощение, мой котик очень любит сметану и сосиски. А ребятки хотят быть котиками? Маленькие котики, погладьте себя по головке, ушкам, шейке, грудке, ручкам – лапкам, ножкам – лапкам.
Дети под музыку делают легкий самомассаж.
Бабушка Дуняша выносит из домика угощенье.
Бабушка: ай, качи, качи, качи, вот баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи!
Бабушка угощает детей, дети возвращаются в детский сад.
Медведь, малина и занозы.
В 60 –е 20 века годы Карасово Плесецкого района Архангельской области было одно из отдалённых поселений. Добираться до него приходилось с большим трудом, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу. Вокруг непролазные леса и болота. Между деревнями были проложены деревянные мостки, по которым люди ходили в гости или по другой надобности.
История, о которой я хочу вам рассказать, произошла именно там.
Летом здесь благодать: болота подсыхают, и можно уже сходить с мостков, чтобы собирать ягоду, которой в лесу, между огромных сосен, великое множество: сизо-фиолетовая черника, синеватая голубика, алая брусника, карминная клюква, яркая, оранжевая морошка.
Ребятня со всего посёлка пасётся на этих россыпях. Отправилась туда и наша компания: мы с сестрой Наташей и трое соседских ребятишек. Самой младшей – Наташе было два года, старшему – Ваське – 6 лет. Современные родители придут в ужас, услышав об этом: такие маленькие дети, одни, в тайге, без взрослых?! Тогда это было в порядке вещей: в свои 5 лет я уже считалась опытной нянькой, которой вполне можно было доверить сестрёнку. Тем более, она была на моём попечении буквально с первых дней рождения, а мне тогда исполнилось целых три неполных года.
День был летний, тёплый, дул небольшой ветерок, который разогнал комаров и противный гнус. Ничто не мешало ягодникам наслаждаться поспевшими ягодами. У каждого из нас были в руках разноцветные кружки. Правда, туда редко что попадало – всё найденное немедленно отправлялось в рот.
Мы знали, куда шли: совсем недалеко находился дикий малинник. Да вот и он! Кусты буквально усыпаны малиновыми бусами. Дикая ягода, конечно, очень мелкая, в сравнении с садовой, но никакая культурная малина не может сравниться ароматом и сладостью с дикаркой. Наша ватага накинулась на лесное угощение, и через минуту слышно было только дружное чавканье и причмокивание. Ягодный сок окрасил руки и чумазые мордашки. Вдруг Васька. кареглазый и смуглый крепыш, прислушался и закричал;
— Там кто-то малину жрёт!
Мы разом прекратили жевать и прислушались: там, действительно, кто-то чавкал, гораздо громче, чем мы все, вместе взятые. На цыпочках обойдя густые кусты, мы выглянули на другую сторону…Дружный визг вспугнул разноцветную сойку, мирно дремавшую на старой сосне:
— Ой мамочки, медведь!
Небольшой бурый медведь, стоящий на задних лапах, до этого момента мирно поедающий сладкую малину, резко развернулся и помчался прочь, не чуя под собою лап, а в другую сторону ещё быстрее неслась наша ватага, спотыкаясь на кочках, падая через валежины. Не заметили, как долетели до мостков. Дробный стук детских ног гулко отдавался в лесной тишине. Васька нёсся первым, я была вторая в этом забеге.
— Няня, я боюсь! – вдруг раздался отчаянный рёв сестрёнки. Оглянувшись, я увидела, что Наташка безнадёжно отстала: на ветру развевались светлые кудрявые волосёнки, испуганные глаза были похожи на голубые блюдца. Как не торопилась Наташа, но ноги не слушались и не хотели бежать быстрей.
Я очень боялась медведя, но сестрёнка была такой маленькой и беззащитной. Когда я подбежала к ней, она уже обессиленно сидела на деревянных плахах и с безмолвной мольбой и надеждой смотрела на меня. Я схватила её за ручонки и потащила за собой. Пёстрое платьишко за
дралось, и нежный животик проехал прямо по неструганным мосткам. Рёв перещёл в ужаса-
ющий визг! Дальше я то волокла Наташку на себе, то тянула её за руку. Как бы то ни было, с большим трудом, мы добрались до дома. Испуганная мама схватила сестрёнку на руки и стала успокаивать. Та ревела, не переставая, и показывала на животик. Когда платьице подняли, взрослые с ужасом увидели нежную кожицу, вспухшую от крупных заноз. Мама, причитая. принялась вытаскивать щепки, обильно смазывая ранки зелёнкой. Бедная сестрёнка визжала, не переставая, на протяжении всего лечения. После экзекуции мама накормила нас манной кашей с маслом, а потом мы уснули, как убитые, и проспали до самого вечера.
Страшно представить подобный случай в современном мире. Наверное, наших родителей сразу бы лишили родительских прав. Слава Богу, тогда ничего подобного не было, и мы продолжа
ли жить с нашими мамой и папой. Наташин животик зажил очень быстро, и через некоторое вре