Натюрморт толстого ягоды красной смородины
«Смородинка-кормилица» и другие натюрморты-обманки Федора Толстого
Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федор Петрович Толстой (1783-1873) своим трудом зарабатывал на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Зарянко С.К. «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,
вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Удача вошла в дом в лице статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова. Он представил Толстого императрице Елизавете Алексеевне, а та попросила художника показать ей свои акварели. Одна из них, на которой была нарисована ветка смородины, чрезвычайно понравилась императрице. Толстой преподнес акварель ей в подарок.
Ф.П. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».1818.
Елизавета Алексеевна была очень довольна, и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Нужда в деньгах заставила Толстого перстень продать. Это позволило семье снять хороший дом в Петербурге. Но на этом история не закончилась. Елизавета Алексеевна еще несколько раз заказывала Толстому рисунок смородины для своих родственников за границей, и всякий раз художник получал за акварель дорогой перстень. Вспоминая потом эти годы, Федор Петрович говорил: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной …»
Вообще-то Федор Петрович был медальером. Вот пара примеров того, чем он зарабатывал на жизнь (как видим из описанного выше, не очень успешно зарабатывал):
Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Но как художник Федор Толстой работал в жанре «натюрморта-обманки». Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «„Натюрморт в перспективе семиотики“»: «… „На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка“…»
Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819
Толстой Ф.П. Веточка винограда. 1817
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «…со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению…»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Цитатник
Сегодня рассказываем о картине «Портрет неизвестной с цветами и фруктами&raq.
Страусиные яйца с давних времен были источником восхищения и удивления для европейцев благодаря&n.
Водопад Каландула получил своё название в 1975 году, когда Ангола, скинув с себя португальское вл.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История о смородине, которая кормила графа Толстого и его семью долгие годы
Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.
Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко.
Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.
Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.
Нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна.
И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень.
И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал «смородинок» Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.
Михайлов П.Н. Портрет Ф.П. Толстого. 1809.
Каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал:
«Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».
Натюрморты Ф. П. Толстого
Пробовал себя Граф Федор Толстой и в живописи бытового жанра.
Семейный портрет
Лунная ночь у окна
Возвращение
Душенька любуется собой
Ф Толстой скульптор рельефы
Семейный портрет
Бой при Кульме. 1813
Тройственный союз
Морфей. Бюст-герма. Мрамор. 1852. Третьяковская галерея. Русский музей.
И наконец, разбирая генеалогическое древо рода Толстых, нельзя не вспомнить о том факте, что русский писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным. Воистину знаменитый род, давший земле русской, величайших людей.
Процитировано 18 раз
Понравилось: 30 пользователям
Ветка смородины от графа Толстого
More in Люди:
Граф Федор Петрович Толстой – живописец, художник, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник, родился в семье генерал-майора Петра Андреевича Толстого в 1783 году. Учился в Морском кадетском корпусе, стал адъютантом товарища министра морских сил вице-адмирала П.В.Чичагова и обещал в недалеком будущем стать адмиралом, но неодолимая тяга к рисованию заставляет его в 1804 году подать в отставку. Он поступает в Академию художеств и со временем превращается в яркого и самобытного художника. Но начало его художественной карьеры неразрывно связано со смородиной.
Зарянко С.К. «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Семья Федора Толстого жила довольно скромно до тех пор, пока статс-секретарь Николай Лонгинов не представил художника императрице Елизавете Алексеевне. Самодержица попросила художника показать свои работы и акварель с веткой смородины ей очень понравилась, после чего Толстой немедля преподнес натюрморт государыне в подарок.
Ф.П. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины». 1818.
Елизавета Алексеевна была очень довольна и отблагодарила Толстого бриллиантовым перстнем. Нужда в деньгах заставила Толстого перстень продать, но это стало только началом истории смородины-кормилицы. По прошествии некоторого времени Елизавета Алексеевна снова заказала Федору Толстому рисунок смородины, и снова расплатилась дорогим перстнем. Вспоминая потом эти годы, Федор Петрович говорил: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной …» Вскоре художник потерял счет, сколько нарисовал “смородинок” Елизавете Алексеевне, ведь каждый раз, когда ей хотелось подарить кому-нибудь из своих заграничных высочайших родственников что-нибудь новое, она опять заказывала Федору Толстому смородину, и за каждую одаривала перстнями.
Ф.П.Толстой. Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой
Но это не единственная знаковая история, связанная с художником Федором Толстым. Если верить притче, которая бытует среди художников, то два живописца поспорили, кто правдивее нарисует картину. Один нарисовал гроздья винограда в вазе, стоящей на столе в саду и выглядел он настолько натурально, что птицы слетелись, чтобы его поклевать. Друзья живописцев уже решили, что победа досталась автору натюрморта с виноградом, и спросили где же картина второго спорщика. На что тот сказал, что за занавеской. Друзья бросились открывать занавеску, а та оказалась нарисованной. И победу присудили второму живописцу, так как первой картине поверили только птицы, а второй живописец ввел в заблуждение и художников. По преданию вторым художником и был граф Федор Толстой.
Ф.П.Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка
Натюрморт. Метаморфозы. Граф Федор Петрович Толстой. Часть 2
Дорогие друзья, напоминаю – мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на выставке «Натюрморт. Метаморфозы». Я продолжаю выплескивать свои впечатления.
Есть такая притча среди художников. Поспорили два живописца, кто лучше, правдивее нарисует картину. Да так, чтобы от настоящей модели отличить было невозможно. Один нарисовал гроздья винограда в вазе, стоящей на столе в саду. Виноград выглядел настолько натурально, что птицы со всей окрестности слетелись, чтобы его поклевать. Друзья живописцев уже решили, что победа досталась ему, и спрашивают второго: А где твоя картина? Да вон, за занавеской, — отвечает он. Они бросились открывать занавеску, а та оказалась нарисованной. И победу присудили второму живописцу, так как первой картине поверили только птицы, а второй живописец ввел в заблуждение и художников.
Ф.П.Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. Натюрморт. 1820
Художник Федор Толстой
И вот теперь, дорогие мои читатели, я вам расскажу о необыкновенно талантливом художнике и о его живописных работах, не только о натюрмортах, к которым могла относиться эта притча. Речь идет о графе Федоре Петровиче Толстом, жизнь которого должна была сложиться совсем по-другому, ведь он родился в семье генерал-майора Петра Андреевича Толстого, в 1783 году. Учился Федор Петрович в Морском кадетском корпусе, стал адъютантом товарища министра морских сил вице-адмирала П.В.Чичагова. И в недалеком будущем все прочили ему стать адмиралом.
Ф.П.Толстой. Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой
И вот тут-то судьба его совершенно перевернулась, потому как Федор Толстой страстно хотел стать художником. Он знал, какие трудности предстоит ему преодолеть, отказавшись от военной карьеры. Это гнев родителей, разрыв с родственниками и знакомыми, бедность и лишения. И тем не менее в 1804 году он подает в отставку. Что сильнее всего повлияло на это важное решение: талант, призвание, характер? Что вы скажете?
Ф.П.Толстой. Нарциссы. Натюрморт. 1817
Федор Толстой поступает в Академию художеств, где он подружился с О.А.Кипренским. Впоследствии он становится другом А.С.Пушкина, и поэт даже упоминает о нем в «Евгении Онегине». Федор Петрович Толстой становится ярким, самобытным мастером. Больших заслуг он достиг в медальерной области, создав 20 медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Самые знаменитые военные действия он запечатлел не в портретах генералов, а фигурами из народного ополчения.
Ф.П.Толстой. Ветка сирени и канарейка. 1819. Фрагмент
Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.
Ф.П.Толстой. Ветка винограда. Натюрморт. 1817
Федор Толстой на выставке «Натюрморт. Метаморфозы»
Граф Федор Петрович Толстой, живописец, скульптор, медальер, гравер, один из наиболее ярких деятелей русского искусства XIX века. Мы знакомимся с его произведениями на выставке «Натюрморт. Метаморфозы». В этих работах видно блестящее мастерство художника в использовании линии, которое меня совершенно покорило. Контур, линия в руках Федора Толстого создают полнейшее ощущение материальности, объемности предметов и фигур. А ему прочили карьеру адмирала!
Граф Федор Петрович Толстой умер в возрасте 90 лет в 1873 году.
Ф.П.Толстой. Ветка малины, бабочка и муравей
Ф.П.Толстой. Смородина
Федор Толстой. Герань. 1837. Althea frutex. 1837
Натюрморт толстого ягоды красной смородины
Сердце его откликалось на все прекрасное, на все, что близко человеку.
Федор Толстой родился в царствование Екатерины II в Петербурге десятого февраля 1783 года. Родители, граф Петр Андреевич Толстой и его супруга Елизавета Егоровна, не могли и предположить, что их сыну Федору, десятому из их тринадцати детей, судьба предназначила известность на художественном поприще. Будущее юного графа, казалось, было предопределено знатностью рождения. Уже при крещении малыш был пожалован чином сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Ежегодно он должен был получать от полка отпуск до той поры, когда, достигнув совершеннолетия, смог бы приступить к службе.
Аллегория. 1796 Акварель
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Начало царствования Павла I, изменившее многие судьбы, изменило судьбу юного Толстого. Указ императора запрещал записывать в полки малолетних дворян. В 1798 году Федор поступил учиться в петербургский Морской кадетский шляхетский корпус, одно из лучших учебных заведений России, и в 1802 году блестяще закончил его, получив звание мичмана.
Конечно, все эти годы Толстой рисовал. Его сестра, Надежда Петровна, сохранила детские рисунки брата: смешной человечек, составленный из бочонков, античные аллегории, небольшие акварели с имитацией обгоревших краев бумаги. В путевых дневниках гардемарина Толстого, посетившего во время учебных плаваний по Балтийскому морю Швецию, Данию и Норвегию, остались воспоминания и виды городов (Вид города Бергена, 1801).
Однажды, уже по окончании Морского корпуса, «шутя», как вспоминал Толстой, он сделал восковую копию с камеи с портретом Наполеона. Профессор математики Фусс, дававший уроки молодому офицеру, увидев эту копию, посоветовал юноше непременно идти учиться в Академию художеств.
В 1802 году Толстой стал вольноприходящим учеником петербургской Академии художеств.
Академия художеств встречала воспитанников мраморными скульптурами Геркулеса и Флоры, копии древнегреческих статуй заполняли ее галереи. Классицизм, ведущий стиль начала XIX века, считал античность эталоном совершенства искусства.
Автопортрет с семьей. 1812
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург