Назови перечисленные растения одним словом брусника черника смородина
Школьный этап олимпиады по окружающему миру
Олимпиада по окружающему миру во 2 классе.
Фамилия, имя учащегося ____________________ _____ _____________
Учитель __________________________________ _____ ______________
1.Подчеркни, какое растение дает нам белый хлеб?
2.Переставь буквы и запиши названия представителей растительного мира.
3. Узнай пословицу. Прочитай её змейкой, начиная с буквы О, заканчивая буквой У.
4.Как птицы помогают деревьям?
3.Спасают от вредителей
5.Собери из букв названия животных: И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А _______________________________________________________________________________________________________________
6.В какой группе все слова обозначают живую природу? Подчеркни
-Береза, гроза, стол, вода.
-Дождь, камень, заяц, книга.
-Стрекоза, осина, лисица, стриж.
-Иней, школа, ромашка, почва.
7.Сколько ног у паука?_____________
8.Особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной? _____________________________
9.Какие плоды, на каком дереве растут?
Желуди растут на яблоня
Яблоки растут на дуб
Шишки растут на рябина
Грозди растут на ель
10.Из чего сварили кашу? Напишите злак, из которого сварили кашу?
11. Подчеркни лишнее понятие в каждой группе.
-Черника, брусника, клюква, лимон.
-Картофель, лук, чеснок, груша.
-Смородина, малина, жасмин, одуванчик.
-Незабудка, ландыш, ромашка, береза.
-Клен, сосна, тополь, шиповник.
-Рис, кукуруза, яблоко, рожь.
-Декабрь, март, январь, февраль.
-Утро, ночь, вечер, неделя.
Ответы к олимпиаде
(1балл за каждое правильное слово)
От осени к лету поворота нету (2 балла)
(1балл за каждое правильное слово)
Стрекоза, осина, лисица, стриж. (1 балл)
Овсяную – овёс (6 баллов)
-Картофель, лук, чеснок, груша.
-Смородина, малина, жасмин, одуванчик.
-Незабудка, ландыш, ромашка, береза.
-Клен, сосна, тополь, шиповник.
-Декабрь, март, январь, февраль.
-Утро, ночь, вечер, неделя .(4 балла)
12. Ворон, иволга, воробей, вишня (4 балла)
Номер материала: ДБ-026921
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектная работа по русскому языку » Ох, ну и загадочные эти ягодки»
Выполнили: ученики 6 класса,
Руководитель:Смирнова Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Значение слов, обозначающих название ягод.
Как образовались слова, обозначающие название ягод.
2.1. Из истории вопроса
2.2. Современное мнение о написании слов, обозначающих название ягод.
Исследование словообразования слов, обозначающих название ягод.
Словообразование – один из важнейших разделов курса русского языка. Словообразование является одним из главных источников пополнения словарного состава.
Образование слов – это процесс активный и постоянный. Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания. Так как словообразование тесно связано с орфографией. Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слова и точно определять границы между ними.
Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок при написании слов, повышает грамотность и культура речи.
С младших классов учеников обучают обращаться к этимологии (значению) слова. Знакомят с этимологическим словарем русского языка. Так как многие слова в русском языке пишутся по традиционному принципу, то есть объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова.
Проблема: все ли слова, обозначающие название ягод, имеют суффикс?
Объект исследования – словообразование слов.
Предметом исследования являются слова, обозначающие название ягод растущих в д.Столипино, Зубцовского района, Тверской области.
Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
Выяснить значение слов, обозначающих название ягод.
Выделить из ряда слов, обозначающих название ягод, слова, которые имеют и не имеют суффиксы, и почему.
Практическая значимость: данное исследование поможет ученикам нашей школы узнать состав слов, научно подходить к разбору слова по составу, работать со справочной литературой, применять данные знания при выполнении тестовых заданий.
Значение слов, обозначающих название ягод
С лова нашего языка имеют свои значения, свой смысл. А все, что нас окружает, включая и нас самих, имеет свои названия. Так связан язык с миром. Как же создается смысл слова? Мы обратились к толковому словарю С.И. Ожегова и выяснили значение слов, обозначающих название ягод.
Ежевика. –и ж. Родственное малине растение сем. Розоцветных – колючий кустарник со съедобными черными ягодами, а также самые его плоды ягоды. || прил. Ежевичный – ая –ое. Эта ягода растет у многих в огородах, дачах. Очень полезная и вкусная.
Брусника. И ж. Лесное растение – кустарничек с кожистыми вечнозелеными листиками, а также съедобные красные кисловатые ягоды его. || прил. Брусничный –ая –ое.
Растет на болоте д. Столипино. Полезная ягода
Клубника. –и ж. 1. Многолетнее травянистое растение сем. розоцветных со сладкими ароматными розово-красными ягодами, а также его ягоды. Лесная к. 2. Обиходное название крупной садовой земляники. || уменьш. Клубничка –и ж. || прил. Клубничный –ая –ое.
Любимое лакомство всех детей и взрослых. Растет в каждом огороде ребят нашей школы.
Клюква. –ы ж. Стелющийся болотный кустарничек сем. Брусничных с красными кислыми ягодами а также его ягоды. К. подснежная. * Вот так клюква! (прост.) – восклицание удивления при неприятной неожиданности. Развесистая клюква (ирон.) – о чем-н. совершенно неправдоподобном и обнаруживающем полное незнакомство с предметом. || прил. Клюквенный –ая –ое.
Растет на болоте д. Столипино
Голубика (гонобобель), кустарник. Растет на болоте д. Столипино очень похожа на чернику но покрупней и растет на высоком кустике.. Ягоды сизо-голубого цвета съедобны.
Смородина. – ы ж. Кустарник со съедобными кисловато-сладкими ягодами а также самые ягоды. Красная черная белая с. || прил. Смородинный –ая –ое и смородиновый –ая –ое. Смородинное варенье. Эта ягода также растет в наших огородах.
Малина. –ы ж. 1. Полукустарниковое растение сем. розоцветных со сладкими обычно красными ягодами а также сами ягоды его. Лесная садовая малина.
Черника. –и ж. Кустарничек сем. Брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами а также ягоды его. || прил. Черничный –ая –ое. Ч. Кисель.
Как образовались слова, обозначающие название ягод
2.1. Из истории вопроса
Для того, чтобы выяснить, как же образованы эти слова, я обратились к древности. Оказывается, что в говорах северо-западных и северных областей России в названиях ягод суффикс –иц встречается очень часто:
вешница «прошлогодняя клюква, собираемая весной»;
Но при этом может показаться странным суффикс –иц(а). Так как в литературном языке этот суффикс используется только для образования слов с другим, «неягодным» значением (например: светлица, девица, сестрица и т.п.).
Суффикс–иц(а) в названиях ягод существует во всех славянских языках, в отличие от –ик(а), который есть только в русском языке и изредка встречается лишь в украинских и белорусских диалектах: блр. Чарнíца (и диал. Чарнíца),брушнíца, укр. Чорниця (и диал. Чорника);камениця, квасниця, польск. Czernica, слвц. Černica,borovnica, чеш. Čеrnice, borovnice, болг.Планица, пламеница, бруснйца, сербохорв.Ostružnica и только русск. Черника,брусника [4].
В литературном языке и современных русских диалектах –ик(а) и –иц(а) – два разных суффикса. Ничто не заставляет нас предполагать, что в словах черникаи сестрица суффиксы имеют общее происхождение. Однако в глубокой древности это был один суффикс, произносился он приблизительно как –ик(а). Причины, которые привели к разделению когда-то несущественных вариантов произношения этого суффикса, связаны с особыми процессами в звуковой системе общеславянского языка, которые в исторической грамматике славянских языков носят название «палатализации» [3].
Это изменения задненебных согласных звуков к, г, х, находящихся в окружении определенных звуков, в другие звуки. Например, звук к после и в определенных условиях изменялся в ц, и суффиксы – предшественники русских–ик(а) и–иц(а) были позиционными вариантами одного и того же суффикса. Когда процесс измененияк вц закончился, в славянских диалектах образовались пары многих корней и суффиксов с ц, возникшим из к, и с сохранившимся первоначальным к, так как условия палатализации были сложными. Постепенно в славянских диалектах появилась тенденция к разделению таких вариантов по значению. Видимо, еще в дописьменное время, в праславянском диалекте, лежащем в основе русского литературного языка и многих других русских диалектов, вариант –ик(а) по какой-то причине стал использоваться при образовании названий ягод (реже – других ботанических названий), а суффикс–иц(а) – в других случаях.
2.2 Современное мнение о написании слов, обозначающих название ягод
Изучая словообразование слов, лингвист Григорий Осипович Винокур пришел к выводу, что:
Производная основа бывает у слов, от которых можно построить словообразовательную цепочку и найти простое слово, через которое можно их объяснить. Такой критерий называюткритерием Винокура.
Пример: Рассмотрим слово ежевика. Ягода, которую называет это слово, всем хорошо известна. В первой части слова еже- можно услышать слово еж. Случайно ли это? Нет, не случайно. Ветки этого кустарника снабжены колючками, что и привело к мысли о «ежином» характере кустарника и растущих на нем ягод [3].
Черн-ик-а – ягода черного цвета.
Мы обратились к этимологическому словарю Фасмера и выяснили происхождение этих слов.
БРУСНИКА. Общеслав. Обычно объясняется как суф. Производное от той же основы, что и бръснути, в силу того, что спелые ягоды растения можно легко рвать горстью. Не исключено, однако, что ягода названа так по своему красному цвету (от утраченного бруснъ «красный», родственного др.-рус. И диал.Брускъ «краснота», «пурпур»).
ЗЕМЛЯНИКА. От земля, потому что спелые ягоды земляники часто почти лежат на земле.
ЕЖЕВИКА. Производное от еж ввиду наличия у растения колючек.
Но критерий Г.О. Винокура не всегда работает.
Возьмем такие слова для анализа как малина, крушина, рябина, калина. Предположим, что их объединяет общий суффикс –ин. После выделения суффикс–ин, оставшаяся часть будет корнем. Значит, мы получим следующее:
Малина – маленькая ягода (а все остальные большие?)
Рябина – рябая ягода (?)
Крушина – ягода, от которой кручинятся или крушат что-либо (?)
МАЛИНА. Лат. mulleus «красноватый».
РЯБИНА. Предполагают др.-исл. jаrрr «коричневый», jаrрi «рябчик».
КАЛИНА. Болг. калина «калина; гранат», менее вероятно родство с калить – в связи с алыми цветами калины.
КЛЮКВА. Сравнивают с сербохорв. кљук «выжатый виноград» и возводит эти слова к звукоподражанию клюк (ср. клюкать) – от звука, издаваемого выжимаемыми ягодами.
В этимологическом словаре значение слова смородина не обнаружено.
3. Исследование словообразования слов, обозначающих название ягод
Так как нас заинтересовал вопрос о написании слов, обозначающих ягоды, мы подумали : «А знают ли учащиеся 5,7 класса, как разбираются слова по составу, которые обозначают ягоды. Поэтому мы провели исследование, результаты которого представлены в приложении (см. приложение 1).
В ходе исследования были получены следующие данные (см. рисунок).
Рис. 1. Написание слов, образующихся с помощью суффикса –ик-
Меньше всего ошибок делают в словах – «голубика», «ежевика», «черника»
Необычные ошибки делали в словах:
— ежевика: суффикс –евик;
Рис. 2. Написание слов, образующихся без суффикса
Анализируя данные рисунка 2 можно сказать, что:
Меньше всего ошибок делают в словах – малина, калина.
Чаще встречаются ошибки в словах: смородина, рябина, крушина, калина – выделяют суффикс –ин-.
Необычные ошибки делали в слове: малина – окончание – на;
Самым трудным оказалось слово – смородина. В нем выделяли:
— один человек выделил в этом слове два корня: смор- и дин.
Сравнивая разбор по составу этих двух групп слов можно сказать, что:
Как в слова с суффиксом – ик-, так и в словах без суффикса, количество ошибок при разборе слова по составу одинаково.
Чаще делают ошибки при разборе слов без суффикса, то есть выделяют суффикс – ин- из корня;
В ходе изучения вопроса по словообразованию и разбору слов по составу, обозначающих ягоды можно сделать следующие выводы:
слова, обозначающие названия ягод, можно разделить на две группы слов: