неверно что среди внесюжетных элементов в романе преступление и наказание можно выделить
Художественная структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Книга посвящена анализу структурных особенностей, принципов организации художественного мира романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Исследование деталей-символов, скрепляющих в единое целое сюжет произведения, а также последовательности, соотнесенности отдельных сюжетных эпизодов дало возможность открыть новые грани философского подтекста романа.Монография адресована не только филологам, но и всем стремящимся к глубокому постижению духовно насыщенного творчества Достоевского.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Художественная структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Художественные детали, «цементирующие» сюжет
Одним из «активных» средств выражения авторской идеи в «Преступлении и наказании», на наш взгляд, является хронотопическая структура романа. Художественный мир произведения вмещает в себя два плана бытия: первый — созданный теорией Раскольникова, отражающий «модное безверие», которым заражено общество; второй — истинный, мыслимый идеально, но мерцающий в существующей действительности. Именно этому второму миру постоянно «проигрывает» разум Раскольникова.
В проекции на мировоззренческий язык: первый план — это зло, творимое волей человека, оно — неонтологично, поэтому ведет к забвению онтологического статуса мира (ибо «помутилось сердце человеческое»); и «тысяча добрых дел», подразумевающихся раскольниковской теорией, — не истинно добрые дела, искаженное в своей сути добро; второй план — онтологически безгрешный мир, абсолютное добро.
Два хронотопических плана «Преступления и наказания» отражают и две ипостаси духовного бытия (истинная и «перевернутая» духовные реальности); они представляют собой два возможных исхода, которые зримо явлены в конце романа: 1) в сне Раскольникова о трихинах, 2) в сцене возрождения в новую жизнь Раскольникова и Сони. Пространство художественного мира произведения — это пространство духовное, наложенное на пространство реальной действительности. Совмещение, сопряжение разных планов бытия происходит преимущественно через образы-символы и художественные детали-символы (солнце, мост, лестница, перекресток, деньги, числа четыре / четырнадцать, «обманные» предметы / ситуации). Символизм деталей объясняет и многие сюжетные эпизоды, которые в прямом смысле не всегда логичны. Семантическое наполнение символов многопланово: они — либо с «перевернутым» и «обманным» значением (репрезентирующие модель мира по теории Раскольникова), либо с амбивалентным (подчеркивающие возможность и мира бесовского, и мира Божьего, и эта возможность является результатом свободного выбора каждого человека). «Перевернутую» раскольниковскую реальность отражают также персонажи: Свидригайлов, Лужин, Лебезятников.
Рассмотрим наиболее значимые символы, организующие хронотоп и «цементирующие» сюжет романа.
Примечательно, что несколько раз именно при схождении с лестницы Раскольников выходит из духовной тьмы, то есть думает или действует вопреки своей теоретической логике. Так, после пробы, спускаясь по лестнице от старухи, «он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул:
«О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц…«» [6, 10].
Еще пример. Отдав все свои деньги на похороны Мармеладова, Раскольников спускается с лестницы, «полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни» [6, 146]. На последних ступенях его догоняет Поленька и горячо благодарит за проявленное добро. (Правда «полную жизнь» он еще понимает по-своему, теоретически.)
Стоит заметить, что время совершения / наступления тех или иных событий в романе часто измеряется четвертью часа. Четверть становится минимальной единицей целого (= часа). А ведь четыре — некий числовой символ всего, целого, мира (четыре стороны света, четыре стихии), и конкретнее, православного мира (четырехконечный крест, четыре канонических Евангелия); одна четвертая / четверть — лишь одна, минимальная, часть мира. Это символически подчеркивает минимальную слитость главного героя с миром, минимальную долю истинного в нем существования.
Таким образом, смысловое наполнение символа лестница в художественной структуре романа тесно сопряжено с раскольниковским теоретическим мировидением, искажающим действительный мир. Сам создатель теории «умирает» для мира. Однако семантический контекст, в который различные лестницы романа помещаются, есть означение того, что путь к счастью мира ложно понят героем, и ему предстоит пройти иной путь.
Смысл каморки Раскольникова амбивалентен: она похожа на гроб (сема не-жизни), с одной стороны, с другой — это квартира над четвертым этажом (подтекст чего, если продолжать проводить параллель с воскресением Лазаря, произошедшем после четвертого дня, — в возможности воскресения отпавшего от мира человека, обретения им жизни) номер четырнадцать (в библейские времена в четырнадцатый день первого месяца совершалась Пасха) (сема воскресения).
Убийством Раскольников именно отъединил себя от мира, а не спас мир. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его» [6, 81]. «И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений» [6, 82]. Раскольников не только не может принять добро, проявляемое по отношению к нему (так как чувствует, что недостоин), но и устраняет (как бы помимо своей воли) того, кто ему добро делал. Когда в каморке Раскольникова Разумихин и Зосимов говорят об убийстве, неожиданно вмешивается в их разговор Настасья, заключая свое пояснение Раскольникову неслучайной фразой:
« — Лизавету-то тоже убили! — брякнула вдруг Настасья, обращаясь к Раскольникову.
— Лизавету? — пробормотал Раскольников едва слышным голосом.
— А Лизавету, торговку-то, аль не знаешь? Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила» (курсив мой. — Н.К.) [6, 105]. И о воскресении Лазаря, добавим, Раскольников будет слышать именно из той книги, которую принесла Соне Лизавета.
Тест с ответами: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
I вариант.
1. По первоначальному замыслу:
а) роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».+
б) действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.
в) в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.
г) Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа)+
д) в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.
е) Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова)
2. Что мы узнаем из первой главы романа о Раскольникове?
а) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника)
б) часто посещал распивочные)
в) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома)+
г) был строен и хорош собою.+
д) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.+
Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.
3. Какую информацию об Алене Ивановне узнал Раскольников?
а) может сразу выдать 5 тысяч рублей.+
б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.
в) была злой и больной старушонкой.+
г) бьёт свою сводную сестру Лизавету.
д) составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете)+
е) недостойна жить, по мнению собеседников)+
4. Почему после совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони?
а) она тоже «преступила» нормы человеческой морали+
б) она не выдаст его
в) она сможет понять Раскольникова
г) ему больше не к кому идти
5.Отметьте, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».
а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)
б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)
в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)
г) внутренний (происходящий в душе героя)+
6. Родион Романович Раскольников является бывшим студентом:
а) университета юридического факультета)+
б) университета философского факультета)
в) университета факультета словесности.
г) духовной семинарии.
7.Укажите имя и отчество Раскольникова)
а) Роман Родионович
б) Григорий Романович
в) Родион Романович+
г) Григорий Родионович
8. Где Раскольников познакомился с Семёном Захарычем Мармеладовым?
а) в распивочной.+
б) в церкви.
в) на похоронах его жены.
г) на улице)
9. Кем работала сестра Раскольникова, Дуня в доме Свидригайловых?
а) поваром.
б) няней.
в) экономкой.
г) гувернанткой.+
11. В газете «Периодическая речь»:
а) был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».
б) была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».+
в) была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».
г) было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.
12.Сколько по времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
а) 1 год
б) полгода
в) 1 месяц
г) 14 дней+
13. Согласно теории Лужина,
а) жениться нужно в преклонном возрасте)
б) все люди делятся на два сорта: умных и глупых.
в) всё на свете основано на личном интересе)+
г) главное в жизни человека – любовь и милосердие)
14. Что случилось со Свидригайловым в конце романа?
а) женился на Соне Мармеладовой.
б) умер от тяжёлой болезни.
в) уехал в Америку.
г) застрелился из револьвера)+
15. Как был наказан Раскольников за своё преступление?
а) приговорён к смертной казни.
б) осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.+
в) сослан на остров Сахалин.
г) подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.
17. Кто был первым человеком, кому Раскольников рассказал о преступлении?
а) Соне Мармеладовой+
б) своей сестре Дуне
в) следователю Порфирию Петровичу
г) своей матери Пульхерии Александровне
18. Почему Дуня решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?
а) Она очень любила этого человека)
б) Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.
в) Она мечтала сделать карьеру в Петербурге)
г) Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.+
19.Выбери вариант, в котором верно объясняется, почему Раскольников убивает старуху-процентщицу.
а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре
б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение
в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался
г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит+
20.Какую роль играет Петербург в романе «Преступление и наказание»?
а) декоративным фоном
б) психологическим фоном
в) соучастником преступления, героем романа+
II вариант.
1. Что случилось с Раскольниковым на Николаевском мосту?
а) Он упал с моста в Неву и утонул.
б) Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..
в) Он спас девочку от нападения разбойников)
г) Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.+
2. Равноправие идей и мыслей всех героев в романе является признаком какого литературного жанра?
а) монофонического романа
б) романа-воспитания
в) полифонического романа +
4. “Бедность не порок, это истина, нищета — порок-с.” Кто сказал данные слова в романе?
а) Петру Лужину
б) Семену Мармеладову +
в) Родиону Раскольникову
5. Раскольников был против брака Дуни и Лужина потому что:
а) девушка не любит Петра Петровича и выходит за него из безысходности, чтобы поправить финансовое положение семьи и помогать брату +
б) Лужин силой заставляет девушку выйти за него замуж
в) Раскольников узнал, что Лужин на самом деле нищий пьяница, а до свадьбы просто обманывает девушку
6.В начале произведения Раскольникову было:
а) 19-20 лет
б) 23-24 года+
в) 30-32 года
г) 20-21 год
7. Чем завершилось знакомство Раскольникова с Лужиным?
а) Лужин был оскорблён Раскольниковым.+
б) Раскольников предложил Лужину деловую сделку.
в) Раскольников спустил Лужина с лестницы.
г) Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.
8. Чем закончились поминки у Мармеладовых?
а) Лужин дал пощёчину Раскольникову.
б) Лебезятников избил Катерину Ивановну.
в) Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала)+
г) Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора)
9.Кто по происхождению был Раскольников?
а) мещанин
б) разночинец
в) дворянин+
г) купец
10.Кто из исторических деятелей был кумиром Раскольникова?
а) Пётр Первый
б) Цезарь
в) Иван Грозный
г) Наполеон+
11.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?
а) автор сам указывает на её ошибочность
б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова
в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории+
г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления
12.Какой смысл несет название романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершённому преступлению
в) не всякое преступление влечёт за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершённое преступление+
13. В каком году был написан роман Достоевского “Преступление и наказание”?
а) 1868 году
б) 1866 году +
в) 1863 году
14. Данный роман относится к литературному течению:
а) Реализм +
б) Классицизм
в) Сентиментализм
16. “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, о каком герое идёт речь в этой цитате:
а) о Екатерине Ивановне
б) о Соне Мармеладовой +
в) о Лизавете
19. Выберите, какая идея является одной из ведущих в романе:
а) главное в жизни человека – найти свое призвание
б) любовь способна спасти человека от смерти
в) даже самые великие цели и идеи не стоят человеческой жизни +
20. На момент повествования романа Свидригайлову было столько лет:
а) 45
б) 60
в) 50 +
Ключевые события романа «Преступление и наказание»
Подробный план романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) — ключевые события по пунктам:
«Проба» Раскольникова
Часть 1, глава 1
Раскольников под видом клента идет к старухе-процентщице Алене Ивановне, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги и ценные вещи.
Знакомство с Мармеладовым
Часть 1, глава 2
В распивочной Раскольников знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Последний рассказывают молодому человеку историю своей жизни. После беседы Раскольников провожает пьяного Мармеладова домой, где становится свидетелем ужасных условий жизни семьи.
Письмо матери
Часть 1, глава 3
Раскольников получает письмо от матери из Р-губерни, в котором женщина расказывает о домогательствах Свидригайлова к Дуне, и о последующей помолвке Дуни с Лужиным.
Свершение преступления
Часть 1, глава 7
Раскольников приходит к старухе-процентщице, и пока она принимает заклад, бьет ее обухом по темени. Случайным свидетелем преступления становится слабоумная сестра старухи Лизавета Не предвидя такого, Раскольников убивает и ее тоже.
Повестка из конторы
Часть 2, глава 1
Утром служанка Настасья приносит Раскольникову повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра. Раскольников волнуется, но причина вызова оказывается тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры. В конторе он слышит как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок от волнения.
Знакомство с Лужиным
Часть 2, глава 5
К Раскольникову приходит господин Лужин, жених его сестры Дуни. Раскольников упрекает его, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.
Визит на место убийства
Часть 2, глава 6
В полубреду приходит к дому убитой старухи-процентщицы. Там он задает странные вопросы жильцам. Его вопросы настораживают одного из соседей, мещанина. Позже мещанин называет Раскольникова «убивцем». Молодой человек не понимает, что это значит.
Смерть Мармеладова
Часть 2, глава 7
Бродя по городу Раскольников натыкается на толпу собравшейся вокруг человека попавшего под карету. Этим человеком оказывается Мармеладов. Он уговаривает полицейских отнести раненного домой, а сам показывает им дорогу. Вскоре Мармеладов умирает. В этом эпизоде Раскольников знакомится с Соней.
Приезд матери и сестры
Часть 3, главы 1-2
В Петербург прибывают мать и сестра Раскольникова. Увидев их он неожиданно падает в обморок, что не на шутку пугает женщин.
Встреча со следователем
Часть 3, глава 5
Вместе с Разумихиным Раскольников едет к следователю Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Раскольников якобы хочет заявить о своих вещах, которые он заложил у старухи-процентщицы. На самом деле это предлог познакомиться со следователем. В эту встречу Порфирий говорит с Раскольниковым о его статье в газете.
Визит Свидригайлова
Часть 4, глава 1
Раскольников встречается со Свидригайловым. Тот просит устроить ему встречу с Дуней, но Родион отказывает.
Скандал с Лужиным
Часть 4, главы 2 — 3
По просьбе Дуни Раскольников с Разумихиным приходят к семье Родиона, где они встречаются с Лужиным. Последний выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. На этом отношения Дуни и Лужина заканчиваются.
Визит к Соне
Вторая встреча со следователем
Часть 4, глава 5
Раскольников вновь оказывается у Порфирия Петровича. Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве.
Признание Миколки
Часть 4, глава 6
В кабинет следователя приводят маляра Миколку, который берет на себя вину за убийство старухи-процентщицы.
Клевета Лужина
Часть 5, главы 1 — 3
Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони сторублевый билет, после чего прилюдно, на поминках ее отца, обвиняет девушку в воровстве. За Соню вступается Лебезятников, который видел как Лужин сунул купюру в карман девушки.
Признание Соне
Часть 5, глава 4
Раскольников идет к Соне и рассказывает ей правду о своем преступлении. Соня советует ему явиться с повинной в полицию. За стеной их подслушивает Свидригайлов.
Сумасшествие Катерины Ивановны
Часть 5, глава 5
Лебезятников сообщает Соне, что ее мачеха Катерина Ивановна окончательно помешалась рассудком. Она демонстративно отправила детей просить милостыню, а сама ходит рядом и стучит в сковороду, заставляя их танцевать под эту «музыку». Во время этой «сцены» женщина спотыкается и упав на землю умирает от давно мучившей ее чахотки.
Обещание Порфирия
Часть 6, глава 2
Следователь Порфирий Петрович сообщает Раскольникову, что убежден в его вине. Он обещает Раскольникову смягчить наказание если тот в течении двух дней явится с повинной.
Встреча Свидригайлова и Дуни
Часть 6, глава 5
Свидригайлов заманивает Дуню в свою квартиру, где рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Аркадий Иванович, окончательно осознав, что девушка никогда его не полюбит, отпускает ее.
Самоубийство Свидригайлова
Часть 6, глава 6
После «очишающего» дождя Свидригайлов заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. На прощание он дает ей 3 тысячи рублей. Ночью он видит кошмары, а на рассвете он выходит на улицу и, достав Дунин револьвер, стреляет себе в голову.
Признание Раскольникова
Часть 6, глава 8
В последний раз встретившись с Соней, Раскольников идет в контору, где, со второй попытки, сознается в совершенном преступлении.
Особенности сюжета и композиции.
Сюжет «Преступления и наказания» является сюжетом концентрического типа.
В его основе — центральный конфликт: преступление Раскольникова, столкновение главного героя с законом, религией и нравственностью. Но автор интерпретирует преступление не как обычное уголовное дело, а как философско-этическую проблему. Между событиями в романе существуют жесткие причинно-следственные связи, которые дополняются философско-психологическими параллелями.
Взаимосвязь событий в романе определяется развитием главного конфликта. Но четко выделить сюжетные элементы в «Преступлении и наказании», как и в большинстве романов Достоевского, трудно из-за большого объема произведения и насыщенности сюжета разнообразными событиями. Можно лишь обозначить основные этапы развития сюжетного действия: подготовка главного героя к преступлению, само преступление, события, следующие за ним.
Период подготовки Раскольникова к убийству старухи (ч. 1, гл. 1-6) играет в сюжете романа роль экспозиции. Автор знакомит читателей с главным героем, обрисовывает обстановку действия, выводит на сцену основных персонажей (за исключением следователя Порфирия Петровича, который появляется на стадии развития действия). Идея убийства давно вынашивалась главным героем, но непосредственная подготовка к преступлению, показанная в романе, занимает около двух дней. Основу этой части сюжета составляют не столько «внешние» события, сколько то, что происходит в душе Раскольникова, внутренние колебания, которые испытывает герой перед убийством.
Завязка действия — преступление Раскольникова (ч. 1, гл. 7). На этом этапе сюжета действие длится один день. Происходит ряд событий, которые дают толчок основному действию романа: Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру, прячется в пустой квартире, затем благополучно возвращается домой и кладет на место орудие убийства — топор. Меняется положение героев романа, прежде всего положение Раскольникова, его юридический и моральный статус: герой вступает в конфликт с законом, становится преступником. Писатель дает подробную событийную и психологическую мотивировку последующих отношений главного героя с другими персонажами «Преступления и наказания».
В развитии действия реализуется основной конфликт, возрастает напряженность отношений между персонажами. Развитие действия длится приблизительно шесть дней, охватывая 2-6 части произведения. Заметим, что темп развития действия достаточно высок. В очень короткий промежуток времени уместилось множество событий — происшествий, встреч, споров. В то же время темп развития «внешних» событий снижается за счет того, что Достоевский подчеркнуто внимателен к внутренней жизни героев: «исповеди» и диалоги проясняют их идейные позиции (исповедь Раскольникова перед Соней и его споры с ней, диалоги Раскольникова с его духовными «двойниками» Лужиным и особенно Свидригайловым, напряженная словесная «игра» главного героя со следователем Порфирием Петровичем и т. д.).
Одна из особенностей сюжета «Преступления и наказания» — отсутствие традиционной развязки. В рамках сюжетного действия основной конфликт произведения не завершается: главный герой не избавляется от своих заблуждений, не осознает ошибочность своей теории. Формальной развязкой сюжета «полицейского романа», с традицией которого связано «Преступление и наказание», мог бы стать суд над преступником и вынесение ему приговора. Но для Достоевского наибольшее значение имела не юридическая, а нравственно-идеологическая сторона конфликта. По его мнению, официальные карательные меры не затрагивают души преступника, не способствуют его нравственному «выздоровлению». Поэтому правовые последствия признания Раскольникова — суд, приговор, каторга — не имеют решающего значения в развитии действия. О том, что происходило после явки с повинной, лишь кратко сообщается в первой главе эпилога, за пределами сюжетного действия.
Настоящей развязкой действия, обусловленной философско-психологической проблематикой романа, могло бы стать осознание Раскольниковым ошибочности своей теории. Но этого не произошло даже в эпилоге. Во второй главе эпилога лишь намечено некоторое изменение характера и взглядов Раскольникова, но это уже как бы пролог новой истории — истории духовного возрождения человека. События, показанные во второй главе эпилога (болезнь Раскольникова и начало его «выздоровления»), происходят почти через полтора года после преступления и занимают несколько недель.
Большую роль в композиции произведения играют внесюжетные элементы. Они необходимы не для мотивировки каких-либо сюжетных событий, а для более полной характеристики персонажей. К внесюжетным элементам композиции «Преступления и наказания» относятся: сны Раскольникова (ч. 1, гл. 5 и ч. 3, гл. 6), письма (например, письмо матери Раскольникова — ч. 1 гл. 3), «исповеди» второстепенных героев (например, Марме-ладова в ч. 1, гл. 2 или Свидригайлова в ч. 4, гл. 1 и в ч. 6, гл. 3 — 4). В отличие от «исповеди» Раскольникова, являющейся одним из сюжетных элементов романа, его кульминацией, «исповеди» второстепенных героев — лишь средство характеристики их внутреннего мира. Особенно важное значение среди внесюжетных элементов романа Достоевского имеет эпилог: писатель хотел показать, что происшедшее с Раскольниковым — еще не финал «истории» героя, а только один из этапов его грядущего нравственного возрождения.
Полифонизм в романе
Достоевский о романе
Перейдя по ссылке, просмотрите видеоанализ «Художественное своеобразие романа»