О чем рассказ астафьева бабушка с малиной

В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

Особое внимание среди этой суеты привлекла старушка, у которой от неосторожных движений торопившихся сесть в вагон пассажиров рассыпалась спелая малина из нагрудного туеска. Весь ее урожай оказывается на железнодорожных рельсах. Однако машинист беспощадно подал прощальный сигнал и поезд тронулся. Как ни умоляла пожилая женщина остановиться, чтобы собрать «красное пятно», поезд уже мчался на всей скорости.

В мыслях нехотя сравнивает бабка пустоту в своем туесе с пустотой в фонаре, который висел на стене внутри вагона. Ребята, которые сидели рядом с ней, узнали многое о судьбе пожилой женщины. Крестьянка, судя по рассказам, была очень трудолюбивой, проворной, дело у нее «спорилось», когда собирала ягоду в лесу. Тосковала она по родственникам, которые давно умерли. Она поведала о погибшем во время военных действий внуке. У всех окружающих угнетенная бабушка вызывала лишь сожаление, желание помочь.

Тяжелую обстановку в вагоне сначала разрядили рыбаки, которые подсели к бабушке на станции Коммуна-кряж. Они дружно напевали известные всем веселые слова песни до тех пор, пока не узнали, что недавно произошло с их спутницей. Пассажиры оказались понятливыми. Теперь они старались не шуметь, чтобы не докучать несчастной женщине. Один из рыбаков, недолго думая, собрал около себя всех школьников, которые ехали с корзинами и кастрюлями, доверху наполненными ягодой. После обсуждений и некоторых размышлений ребята начали сыпать в бабкин туесок по горсти малины каждый. Женщина наотрез отказывалась брать чужую ягоду, так как считала это несправедливым.

Спустя некоторое время туесок стоял у пожилой женщины на коленях. В нем красовалась прежняя куча зрелой аппетитной малины, даже «с копной». Теперь бабке с трудом верилось в счастье. Она с радостью благодарила спасителей, удивляясь их щедрости и необыкновенно доброму поступку.

Бабушка с малиной. Читательский дневник

Советуем почитать

В одной стране, в далёкой Африке, жили удавы, кролики, слоны, обезьяны и много других животных. Удавы могли оказывать на кроликов гипнотизирующее действие. Жертвы приходили в оцепенение от пристального взгляда этих огромных змей.

События в пьесе разворачиваются в течение суток в небольшом городке, который раньше находился возле линии фронта. После войны прошло пару месяцев.

События произведения разворачиваются в период правления царя Алексея Михайловича. В этот период на протяжении полвека с территории государства высылаются бродяги и фальшивомонетчики.

Автор повествует читателю о событиях, происходящих с главным героем произведения, Вадимом Александровичем Глебовым по профессии литературоведом.

Поэма «Дон Карлос» написана немецким писателем Фридрихом Шиллером в 1848 г. События драмы протекают в 1568 г. во время тринадцатого года правления короля Испании Филиппа II.

Источник

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. picture 533535 1416420110. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-picture 533535 1416420110. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка picture 533535 1416420110. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».

Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.

Тип урока : изучение нового материала

Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)

Формы обучения: фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? ( Ответы детей. )

— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».

Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.

— Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? ( О войне, о мире, о детях, о природе)

— Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)

— А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.

— Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. ( Дети читают название рассказа. )

Чтение текста учителем.

— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. ( Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя ).

Вопросы к первичному восприятию.

— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? ( Ответы детей ).

— О чем этот рассказ? ( Ответы детей ).

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? ( Ответы детей ).

— Кто главный герой этого рассказа? ( Сама бабушка ).

— Какой вы себе ее представляете?

2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)

Работа над первой частью рассказа.

— Что мы узнали из первой? Где происходит действие? ( На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора )

— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте ( Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)

— Как понимаете значение слова гвалта? ( Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха)

— Как автор называет бабушку? ( Старушонка )

— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.

— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.

— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. ( Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).

— Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и п ритихли)

— Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)

-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. ( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)

Работа над второй частью рассказа

— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? ( «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)

— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? ( «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)

— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? ( Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)

Работа над третьей частью рассказа

— Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)

— Найдите значение слова подсачник в словаре.

— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.

— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? ( «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)

— Как «урезонил» ее рыбак?

— Как понимаете значение слова «урезонил»?

— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? ( От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)

— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?

— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? ( Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)

Работа с иллюстрацией

— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?

— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.

Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

— Что нового узнали на уроке?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.

Источник

Конспект урока «Знакомство с произведением В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»»

Выполнила: Трушкина С. В.
Учебное пособие: В.В. Лазарева «Литературное чтение 4 класс, книга 1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»;

учиться выборочному чтению;

способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

Содержание урока (план)

Этап 1. Проверка домашнего задания.

Этап 2. Вступительное слово учителя.
Анализ сюжета.

Этап 3. Первичное чтение рассказа.

Этап 4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).

Этап 5. Вторичное чтение (видеосюжет)

Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.

Организационная структура урока

Этап 1. Проверка домашнего задания.

— Здравствуйте, ребята.
— На прошлом уроке вы прочитали рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка».

— Дома вы должны были написать отзыв к рассказу. Сейчас мы послушаем несколько человек.

Дети зачитывают свои отзывы и показывают картинки к ним (если есть)

Этап 2. Вступительное слово учителя. Анализ сюжета.

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.П.Астафьева.
На экране открыта презентация.
У читель читает биографию автора в учебнике, с.34.
— Кто помнит, какие произведения писал В.П. Астафьев.
Сегодня мы познакомимся еще с одним его произведением. И называется оно «Бабушка с малиной» (с.35)

— Как вы думаете по названию, о чем данное произведение?

— «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Царь-рыба». «Ловля пескарей в Грузии», «Печальный детектив», «Так хочется жить», «Обертон», «Из тихого света», «Весёлый солдат», «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой »

— Это произведение о том, как бабушка собирала малину.

Этап 3. Первичное восприятие произведение.

— Сейчас мы с вами прочитаем данное произведение и узнаем, о чем же оно.
Я начинаю читать, а кто – то продолжит. Так что, следите внимательнее.

Учитель читает произведение, дети следят за чтением.

Этап 4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа)

— Ребята, а с вами случалась, когда либо, такая ситуация?

— Если нет, то, как бы вы поступили на месте рыбаков? А на месте детей?

— А как вы думаете, ребята правильно поступили, когда уступили место бабушке? А что вы делаете в общественном транспорте, когда заходит пожилой человек, а места нет?

— А что мы можем сказать о характере школьников, которые помогли бабушке?

— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился?

— О чем этот рассказ?

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?

— Кто герои этого рассказа?

— Кто главный герой этого рассказа?

— Какой вы себе ее представляете?

— Так же, как и наши герои.

— Встаем и уступаем место

— Они добрые, отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь.

— Да. Понравился тем, что в мире есть доброта.

— О доброте. О том, что дети и рыбаки помогли бабушке.

— Было грустно, когда бабушка рассыпала малину. Но было хорошо на душе, когда люди начали помогать ей.

— Бабушка, рыбаки, школьники.

— Доброй старушонкой, которая много повидала на своем пути.

Этап 5. Вторичное чтение (чтение по отрывкам)

— Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, а затем поговорим о наших героях. (4:37 мин.)

— Давайте разделим с вами рассказ на части.

Работа над первой частью рассказа.

— Где происходит действие?

— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте

Как понимаете значение слова гвалта?

— Как автор называет бабушку?

— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.

— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.

— «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Для кого произошла трагедия? Обратите внимание на состояние бабушки.

— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор.

-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе.

( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)

Работа над второй частью рассказа

— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды?

— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»?

«А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко?

Работа над третьей частью рассказа

— Кто и как разгоняет «горе у бабки»?)

А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.

Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует?

— Как «урезонил» ее рыбак?

— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет?

— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?

— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ?

Дети смотрят видео

— 1 часть – до описания фонаря
2 часть – До рыбаков, которые решили помочь бабке
3 часть – до конца

— На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора

— Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка

— Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха

Дети зачитывают отрывок из текста

Тамбор – закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона.

Туес – круглая коробка из бересты для хранения меда, ягод и др.

— «Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни»

— Дети зачитывают отрывок.

— «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину

— «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню.

Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.

«Молодой рыбак в соломенной драной шляпе…»

— Дети читают отрывок из текста.

— « Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»

— Он сказал, что «это твои внуки».Урезонить – убедить.

— От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.

— Да, меняется. Сначала она была веселая, потом грустная.

Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом.

Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.

Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков.

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

— Домашним заданием у вас будет – прочитать рассказ «Бабушка с малиной»

(учитель записывает на доске)

— «Бабушка с малиной», В.П. Астафьев, о бабушке, которая уронила малину, а люди ей помогли.

Дети записывают домашнее задание.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. placeholder. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-placeholder. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка placeholder. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. placeholder. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-placeholder. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка placeholder. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. placeholder. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-placeholder. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка placeholder. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. a loader. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-a loader. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка a loader. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

Номер материала: ДБ-463013

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Урок разработан к 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева. Он нацелен:

на формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

на расширение читательского кругозора обучающихся;

на повторение изученного в 5 и 6 классах;

на обучение анализу художественного текста;

на обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера);

на развитие умений анализа, синтеза, выделения главного;

на осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

на воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной. »

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Предварительное задание: прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», определить лексическое значение слова «память»

2 группа – по словарю В.И.Даля

3 группа – по современному толковому словарю русского языка С.А.Кузнецова.

формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

расширение читательского кругозора обучающихся;

повторение изученного в 5 и 6 классах;

обучение анализу художественного текста;

обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера).

2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного.

осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Тип урока – комбинированный урок.

Применяемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Методы обучения: эвристический, метод выразительного чтения, аналитическое чтение, открытый микрофон.

Средства обучения: портрет писателя, распечатанные тексты, вопросы, задания, интернет.

Формы работы: групповая работа.

учащиеся хорошо знают содержание рассказа;

умеют выразительно читать;

аналитическая работа с текстом покажет, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;

работа в группах покажет, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.

Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся;

Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя;

Выявление опорного слова урока;

Лексическая работа (реализация домашнего задания);

Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах;

Составление ассоциативного ряда к слову «душа»;

Формулирование детьми темы и целей урока.

2.Физкультминутка «А в лесу растет черника».

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

4. Стадия рефлексии.

Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

A. Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся (читает Кирилова Альбина).

Все замерли и ждали,

Что к ним на встречу выйдет

Что загремят на пиджаке медали,

И долго будет говорить один.

Но, вдруг, с трудом поднялся

Седой, как лунь, сутулый человек.

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Крутил его, мотал двадцатый век.

Он говорил, и чудилась царь-рыба,

Босое детство, белые снега,

Память на века. (Мамонова Аня г. Лесосибирск )

B. Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя.

Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Россию, Сибирь, Красноярский край, Енисей и свое родное село Овсянка. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 1. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 1. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 1. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

К сожалению, с «седым, как лунь, сутулым человеком» мы не сможем увидеться: его не стало в 2001 г. Уже будучи тяжело больным, В.П. очень просил земляков и друзей своих не увековечивать искусственно его память: он считал, что писатель будет жить до тех пор, пока читают его книги.

C. Разгадывание кроссворда

Разгадайте кроссворд, и в горизонтальном ряду появится подсказка.

О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 2. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной фото. О чем рассказ астафьева бабушка с малиной-probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 2. картинка О чем рассказ астафьева бабушка с малиной. картинка probliemy nravstviennosti v rasskazie v p astaf ieva babushka s malinoi 2. В рассказе «Бабушкина малина» В. П. Астафьев повествует об одном эпизоде из жизни пожилой женщины, произошедшей с ней на одной из железнодорожных станций.

(Виктору Петровичу Астафьеву исполнится 90 лет со дня рождения. Он юбиляр. Мы должны помнить о таких датах русской литературы.)

E. Выявление опорного слова урока.

«Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества.

Я тороплюсь навстречу… Бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре. Спешу, спешу, минуя кровопролития и войны; цехи с клокочущим металлом; умников, сотворивших ад на земле; мимо затаённых врагов и мнимых друзей; мимо удушливых вокзалов; мимо житейских дрязг; мимо газовых факелов и мазутных рек; мимо вольт и тонн; мимо экспрессов и спутников; мимо волн эфира и киноужасов…

Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь”. В.П.Астафьев

«Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно». К.Прутков

«Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Жан Поль

Какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое?

D. Лексическая работа (реализация домашнего задания)

Какова семантика слова память?

Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2 группа – по словарю Даля

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.

3 группа – по современному толковому словарю русского языка Кузнецова

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Учитель: Словарь Ушакова вышел в свет в 1935 г., современный толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова напечатан впервые в 1994 г. Обратите внимание на толкование слова память в словаре Даля. В нем память соотносима со словом «душа». Детище Владимира Ивановича любителю словесности увидели в 1863-66гг. В 20 веке семантика слова больше связана с сознанием, мозгом, нежели с внутренним миром человека.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).

В наше время, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с жестокостью, равнодушием, легко блудим в кромешной тьме безверия, очень важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое.

С памятью обратимся к памяти.

F. Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.»

«…Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями…»

С этими произведениями Виктора Петровича мы знакомились в 5 и 6 классах. В них писатель утверждает воспитание в человеке чувства доброты, ответственности, становления и взросления человека, напоминает о последствиях «нарушения душевной связи людей».

Опять мы встают рядом слова «память» и «душа».

G. Составление ассоциативного ряда к слову «душа».

Запишем ассоциативный ряд со словом «душа». ( Доброта, внутренний мир, внутреннее состояние, способность помочь другому человеку, отзывчивость, неравнодушие, чувства…)

H. Формулирование детьми темы и целей урока.

Выдвиньте свои предположения о теме нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Эпиграфом к уроку пусть станут стихотворные строчки Бэлы Ахмадулиной.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели, к которым вы будете стремиться. (Мы будем стремиться выявить, какие нравственные уроки преподносит Астафьев в своем рассказе, будем учиться анализировать текст, выражать свои мысли четко, доказывать их.)

2. Физкультминутка «А в лесу растёт черника»

Чтобы проанализировать рассказ Астафьева, нам понадобятся силы. Почерпнем их в физкультминутке.

А в лесу растёт черника,(Поворот головы влево-вправо)

Земляника, голубика.(Поворот головы влево-вправо)

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

Где происходят события рассказа? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора.)

Кто пассажиры поезда? Как они себя ведут? (В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка.)

Почему рассказчик пренебрежительно отзывается о старушке? (Она пожилая женщина, которой многое дается с трудом: «остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх… взгромождается на подножку», но старается всех опередить, все успеть.)

«И в это время случается…трагедия!» В чем и для кого трагедия? («Авария», «трагедия» происходит с бабулей: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.»)

Только теперь рассказчик разглядел бабушку, нарисовал ее портрет. Найдите, зачитайте. На что обращено внимание? С какой целью? («Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.» Рассказчик обращает внимание на руки. Этим он подчеркивает, что жизнь старушки была не проста, трудна, прошла в труде.)

Проследим за состоянием и поведением пассажиров после трагедии: бабушки и ребятишек.

Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды.

Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:

— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.

Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.

…смахнув платком слезы с реденьких ресниц…

Какой стилистический прием использован писателем? С какой целью?

(Писатель использует антитезу, чтобы ввести мотив одиночества старушки, глубже показать «бабкино горе».)

Отчего плачет старушка? Отчего «горе у бабки»? Неужели малину жаль? (Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать.)

Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)

Как вы расцениваете протест бабули: «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!» (Старушка гордая, привыкла все свои проблемы решать сама.)

Как рыбаку удалось ее «урезонить»? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)

«Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? (Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака.)

«Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:

Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!

Комариха и Тёплая гора. »Мы наблюдаем, что настроение рассказа меняется. Какой троп, использованный Астафьевым, помог читателю увидеть, почувствовать изменения? («Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» Виктор Петрович использует олицетворение. Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда: он говорит, радуется за «бабку с малиной», поведение его напоминает поведение человека.)

Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.)

3. Стадия рефлексии.

A. Рефлексия учителя.

Когда я разрабатывала этот урок, много мыслей, чувств родилось в голове и душе. Они вылились в следующие стихотворные строки:

Помни, что с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет.

Так? Мы забыли? Может, не знали?

Мы знали, но растеряли.

Спешит Астафьева перо

К бумаге просто, незамысловато

Прощать и за добро платить добром.

B. Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

Полезным ли стал этот урок для тебя? Чем? Выскажитесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *