О ильи муромце река смородина

Смородина – где протекает самая страшная русская река?

Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Описание

Что это за река?

Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.

В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.

Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.

Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.

Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.

Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.

Былины и легенды

В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.

Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.

В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.

Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.

Где течет Смородина?

Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.

Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.

Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.

Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.

Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.

Источник

За рекой Смородиной. Сказочка про Илюшу Муромца

ЗА РЕКОЙ СМОРОДИНОЙ

За рекой Смородиной
Жил себе упырь,
Да за ним отправился
Русский богатырь.

А упырь рисуется-
Съем его с конём!
Чисто- небо хмурится
Перед ратным днём.

А упырь бахвалится-
Велика напасть!
Поиграю палицей,
Попытаю в сласть!

Изведу красивого,
Да пирог на стол!
А коня ретивого,
Под седлом, в котёл.

Ночь легла туманами,
Месяц засветил,
Над морями, странами,
Млечный Путь ожил.

Да под той дороженькой
Загрустил Илья,
Эх, кручина сложная
Братцы у меня.

Эх, была любимая,
Василиса- свет!
А теперь, где милая?
Её рядом нет!

Упырина жадная,
Да угнал в полон,
Эх, моя желанная,
Ох, как тянет в сон.

У реки Смородины
Нечисти не счесть!
Для лихой забродины,
Всё, что надо, есть.

Хмарь-туманом стелется,
Ядовитый смрад,
Позабудь про девицу!
Поезжай назад!

Ведовство серьёзное,
Опоён Илья,
Путь- дорога звёздная,
Выведи коня!

Помоги рассветная,
Огневая суть,
Утро- птица светлая,
Там, уж как-нибудь.

Ночи- птица чёрная,
Улетела в даль,
С ней исчезла вздорная,
Грусть- тоска- печаль.

Я, верну красавицу,
Закричал Илья,
Наша жизнь наладится,
Или я, не я.

Без меча тяжёлого,
Не боец Илья,
Мы навалим золота,
Среди бела дня.

А дорожка тянется
За полями, в лес,
Василиса мается,
Где Илья, исчез?

Упырина тешится,
Всё, пропал Илья!
Ох, как сладко чешутся,
На заду, чирья.

Самородки ладные,
На траве лежат,
Брось в карманы жадные!
И домой, назад.

Не кручинься молодец,
Заведёшь любовь,
Загуляешь в городе,
Да разгонишь кровь!

Нам же меч достанется,
Он зачем тебе?
С золотом обрядятся
Крылья на спине.

Калита богатая,
Да и что там, князь!
Здесь судьба горбатая,
Ни сазан, ни язь!

Эх, задача сложная,
Деньги велики,
Манит жизнь роскошная,
Да и там, долги.

Ну, а меч, он купится,
Наливной булат!
Говорят не тупится,
Да и я богат!

Тянет руки к золоту,
Вот, почти и взял,
Лучик Солнца соколом,
В правый глаз попал.

Да и конь, он тот ещё!
Сбросил седока,
Превратилось кладище,
В крылья мотылька.

Почесал он темячко,
То ли я дурак?
Ох, седое времячко,
Ох, попал в просак!

Ты прости любимая!
От Земли и встал,
Ты, родная, жди меня,
В стремя! Поскакал.

За рекой Смородиной,
Жил себе упырь,
Да за ним отправился
Русский богатырь.

Васильки с ромашками,
На душе светло!
Да кольчуга с пряжками,
Да копьё остро.

Нечисть совещается,
Что рубить с плеча!
От огня расплавится
Змей Горыныча.

На Мосту Калиновом,
Встретит он Илью,
И огнём невиданным,
Пережжёт в золу.

А, Илюша, не спешит,
Он не так уж прост,
Оглядеть с умом решил,
Тот Калинов Мост.

Вот, как если, бой на нём?
Вот Горыныч Змей,
Ведь спалит мосток огнём,
Этот лиходей!

Бой наш будет на земле,
Ладен меч и щит,
С вольной думой в голове,
У моста сидит.

Вспомнил, как носил дубы,
На приокский брег,
Как столкнул навет судьбы,
Божий человек.

Чу, движенье на мосту,
Змей! О трёх главах!
Пышет жаром за версту,
Пена на клыках.

И копьё воткнул в ноздрю,
Левой голове.
Я тебя разговорю!
Будешь лезть ко мне!

Тут, Змеюка, и чихнул,
Из последних сил,
А, Илья, мечём взмахнул,
Голову срубил.

Потекла кровища вниз,
Прямо на траву,
Тут, Илья, наметил в приз,
Праву голову.

Стукнул палицей меж глаз,
Голова к земле,
Вот и твой приходит час!
Третьей голове.

Головами мы равны!
А теперь финал!
И мечём из- за спины
Раз, и Змей упал.

Где ты Сивка! Ждёт коня,
Долго ж тебя звал!
Василиса без меня!
В стремя. Поскакал.

Василиса, Илью, ждёт,
Сидя под замком,
Потихоньку сны прядёт,
Да о том, о сём.

Вот бы деток нарожать,
Пять Христовых душ,
Волей вольною дышать,
И, Илья, мой муж.

Утром ранним приносить,
Воду из реки,
И стерлядкой хрупкой плыть,
За изгиб Оки.

Да, у двери, ходит страж,
Нечисти родня,
Письмецо, и не отдашь,
Где ты, мой Илья?

В башне, у окна грустит,
Мир- стальная сеть,
Глядь, голубушка летит!
Буду песню петь!

Ты, голубушка, моя,
Прилети к окну,
Пожалей ка, ты меня,
Да мою весну.

Сгину я, в темнице, здесь,
В замке упыря,
Отнеси Илюше весть,
Не оставь меня!

Полетела птица в высь,
В сине-небеса,
Звёзды жемчугом зажглись,
Вот же чудеса!

Млечный Путь, течёт средь тьмы,
Будто бы Ока,
Маслянистый блин Луны,
Катит в берега.

Ждёт Илью, сплетает нить,
Из любовных грёз,
Эх, судьбу не изменить,
Вот, ведь в чём вопрос?

Ночь, Илья надумал спать,
Разложил огонь,
Завтра дело начинать,
Сам пасётся конь.

Сивка ходит без седла,
Чисту воду пьёт,
Эх, родная Мать-Земля,
Силу придаёт!

Утро, в стремя богатырь,
Да, не близок путь,
Вот и камень Алатырь,
Мимо не свернуть.

Камень, с виду, так себе,
Только, что велик,
И куда вести судьбе?
К деве, иль в тупик?

На авось пойду, вперёд!
Прямо на восход,
Кто их, леших, разберёт!
Что за огород.

На три части не разнять,
Да и конь бежит,
Василису бы обнять,
Птица как кружит!

А, голубка, на плечо,
Да с плеча, в ладонь,
А под крылышком, письмо,
Стой на месте конь!

А в письме, дорожки нить,
К замку упыря,
Что же, так тому и быть!
Ты дождись меня!

Поскакал, кольчуги звон,
Меч готов, аркан,
Ну, упырь, и дух твой вон!
Старый таракан!

Через горы и леса,
Через броды рек,
Сказка, в сказке чудеса,
Добрый человек.

Не торопятся века
В нашей стороне,
Ждёт, Илью, сама Яга,
Сидя на бревне.

Чёрный кот, на пне сова,
Пауки, да мох,
Здесь не сила, голова,
Чтоб раскрыть подвох.

Конь застыл, Илья глядит,
Девица- краса!
Да изба углом стоит,
Вот тебе леса!

Говорят, что в чаще тьма,
Лешаки поют,
Тут же, нечисти нема!
За столы зовут!

На столах, что царский пир!
Осетры, да мёд,
А ещё, заморский сыр!
Так и лезет в рот!

Кот петляет вокруг ног,
Дева хороша!
Отдохну себе часок,
Выпью не спеша.

Чашу полную налил,
А, голубка, здесь,
Ты, Илья, совсем забыл
Василисы весть?

Погляди! Здесь колдовство!
Из углов рога!
Не теряет мастерство,
Старая Яга!

С глаз, Илюши, пелена!
Оглядел он двор,
Зацветает белена,
Красный мухомор.

В ступе, Старая, сидит,
И метла при ней,
А, в избушке, печь гудит,
От «живых» углей.

Ну, дела! Эй, где клюка!
Бабка, не уйдёшь!
И давай, ей, мять бока,
Ну, ядрёна вошь!

Ох, взмолилась вдруг Яга,
Отпусти сынок,
Тяжела твоя рука!
Ох, не чую ног!

Расскажу куда идти,
Где живёт упырь.
За рекой конец пути,
Славный богатырь!

Поскакал, за лесом луг,
Да река течёт,
И какой ещё недуг,
За рекою ждёт?

Богатырь спешит к реке,
Ищет мост, иль брод,
Крепко держится в седле,
Василиса ждёт.

Ух, вода «горит огнём»!,
Как тут переплыть?
Ведь сгорю, в броне, живьём!
Поубавлю прыть.

Думку думает Илья,
Как решить вопрос,
Если переплыть нельзя,
Надо ладить мост!

Солнце, Солнце помоги!
Сотвори чудес!
Краски радуги- дуги
Вылей средь небес!

Мост чудесный над рекой,
Вдруг себе возник!
Сивка, ты ещё живой?
Едем напрямик!

Звёзды, месяц, красота!
Да земля, с кулак!
Нет надёжнее моста,
Или я дурак.

Переправился Илья,
Да поправил меч,
Едет к замку упыря,
Голову отсечь.

Песню звонкую поёт,
О земле родной,
Русь, да силу придаёт!
Будет страшный бой!

Вышел на поле упырь,
Войску нет числа!
Здравствуй русский богатырь,
Смерть твоя пришла!

Рассеку на сто частей!
Растопчу конём!
Вот, не нужно мне гостей,
Ни в полночь, ни днём!

Василисе, в башне жить!
До кончины дней,
А тебе, убитым быть,
И кормить червей!

Что же, спешился Илья,
Сивку отпустил,
Эх, родная Мать-Земля,
Дай, для боя, сил!

Мне считать твои войска?
Не пришёл я ныть!
Не устала бы рука,
Басурман рубить!

Перевёл к атаке щит,
Взял из ножен меч,
Ну, упырь, и полетит,
Твоя репа с плеч!

Рубит день и рубит два,
И не ест, не пьёт,
То кистень, то булава,
Василиса ждёт!

Третий день, а ну упырь!
Выходи на бой!
Будет силой богатырь,
Меряться с тобой.

Уступать, не наша суть!
За спиной наш род!
Эх, осилим как-нибудь,
Вот пошло! Идёт!

Меч булатный просвистел,
Голова, в кусты!
И соловушка запел,
Расцвели цветы.

Василисушка спешит,
Чтоб обнять Илью,
Стол, для праздника, накрыт,
Чарочку налью.

Брагу пил, и ел икру,
Был заморский гость,
Предлагал мне фуагру,
Лягушачью кость.

Я, взашей, его прогнал,
Чтоб не портил сказ.
Рассказал, о том, что знал,
Про Илью, про нас.

Источник

141. В. Агошков. Как у той ли реченьки Смородинки!

КАК У ТОЙ ЛИ РЕЧЕНЬКИ СМОРОДИНКИ!

БЫЛИННЫЕ РЕКИ. В учебном издании «Русское народное поэтическое творчество» (1986г), авторами которого стали М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова и др., говорится (стр. 182), что в былинах «из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром (возможно, первоначально Моровск на Десне?).

Реки в былинах – это преимущественно южнорусские реки: Днепр, Пучай – река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепород, левый приток Днепра) и др.».

Поскольку гидроним Смородина взят в кавычки, то это должно означать лишь следующее: такая река, на взгляд учёных, авторов учебника, известна только в былинах.

А тем временем в Поныровском районе Курской области течёт речка Смородина, на которой расположена большая деревня Смородино (Нижнесмородино, Верхнесмородино).
Мы вспомнили об этом потому, что в качестве одного из рецензентов учебника выступила кафедра литературы Курского государственного педагогического института.

Ни в коем случае не пытаемся кого-либо упрекнуть в незнании курской речки Смородины, так как нельзя объять необъятное. Однако вряд ли авторам учебника стоило приводить в качестве примера реку Снепород. Дело в том, что слишком разнятся начальные звуки: «Снепо(род)» и «Смо(родина)».

В дальнейшем, когда мы станем говорить о «сестре Смородинки» – Самородинке, эти отличия станут ещё большими… Но вернёмся к былине.

Итак, в ста’рине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» рассказывается о том, что «прямоезжая дорожка заколодела… замуравела… ровно 30 лет. Как у той ли реченьки Смородинки… сидит Соловей-разбойник… на семи дубах, в девяти суках». Учёный-исследователь В.Путилов утверждал, что «реченька Смородинка» в русском фольклоре обозначает рубеж, разделяющий два мира.

Успешная переправа через Смородинку символизирует победу. В былинах у Смородинки нередко происходят боевые встречи богатырей с противниками.

БАЛЛАДА О МОЛОДЦЕ И РЕКЕ СМОРОДИНЕ. Упоминается речка Смородинка и в русских балладах. Центральной в цикле баллад о добром молодце можно считать песню «Молодец и река Смородина». Герой преодолевает препятствия. Среди испытаний – встреча с рекой Смородиной. По замечанию В.Путилова, это не простая, а вещая река, обладающая таинственной силой и таящая в себе смертельную опасность.

В далёкой мифологической традиции она отделяет мир живых от мира умерших; с нею и в позднем фольклоре связаны представления о важном рубеже, благополучно преодолеть который может лишь избранный.
Молодец определяет реку Смородинку быстрой: «Ты скажи мне, быстра река!». Смородина пропустила Молодца, да он стал похваляться: «А сказали про быстру реку Смородину: не пройти, не проехати ни пешему, ни конному – она хуже, быстра река, тое лужи дожжевыя!»

Когда же воротился Молодец, то не узнал Смородину,
Того броду кониного./
Он мосточку калинова // Не увидел молодец.
Поехал-де молодец Он глубокими омуты… //
Перевозу частого // Не нашёл добрый молодец.

Расправилась с молодцем река Смородина и сказала:

«Не я тебя топлю, Безвременного молодца.
Топит тебе, молодец, // Похвальба твоя, пагуба».

Интересно, что дальше в балладе говорится о том, что

Утонул добрый молодец
Во Москве-реке, Смородине…

МЕСТНЫЕ СМОРОДИНКИ. Действительно, на первый взгляд, речка Смородина существует только в народном эпосе, если даже в балладе она соотносится с Москвой-рекой. Быстрыми у нас зовут и Сосну, и Оку: так что и их можно назвать Смородинками. Но это, видимо, не так. Мы уже писали о том, что есть речка Смородина в Поныровском районе Курской области. Имеются Смородинки и на Орловщине. Так, деревни Смородинки расположены во Мценском и Должанском районах. Есть деревня Смородиновка и в Шаблыкинском районе.

Когда материал о деревнях Смородинках прошёл в областной газете «Орловская правда», то некоторые читатели упрекнули меня в том, что ДЕРЕВНИ СМОРОДИНКИ ещё не довод в пользу РЕЧЕК СМОРОДИНОК. Уверен, что деревни Смородинки как раз находятся (в крайнем случае, находились в пору своего образования) на берегах речек и ручьёв Смородинок!

Деревня Смородиновка расположена на левом берегу реки Навли, чуть южнее села Навля.
Оба имени обозначают одно и то же: «нечистое», смрадное, смертное место. Село Навля и дер. Смородиновка расположены в полутора-двух километрах от большака Шаблыкино – Карачев. А два века назад у слободы Навли (чуть восточнее) проходил тракт Карачев – Кромы. А там, где имелась Большая Дорога, там творились и большие истории.
Не исключено, что именно недалеко от тракта и начинал свой бег ручей Смородина. Илья Муромец не мог не следовать из Карачева в Кромы и южнее, в Киев, именно этой дорогой.

Как-то находясь в Пенновской сельской администрации Троснянского района Орловской области, услышал всё о той же речке Смородинке. Впрочем, меня тут же поправили: не Смородинка, а Самородинка. Тут же вспомнилась гора САМОРОД во Мценске, на которой в 1996 году провели празднование 850 –летия Мценска.

А есть ещё ручей Самород, расположенный юго-западнее дер. Змеёвка Троснянского района, который делит Орловскую и Курскую области. Верх Самородинка находится западнее дер. Большое Дежкино Мценского района.

Не исключено, что дер. Саморядова Знаменского района также связана с именем Самородова. Верх Смородин видим севернее дер. Малое Рыбино Мценского района. Лог Смородинец обозначен на реке Неруссе, в Дмитровском районе. Посёлок Теляково-Смородинка находится в Урицком районе. Здесь же был до 1975 года пос. Смородинка. Ручей Смородинка течёт в Знаменском районе.

В Болховском районе существует верх Смородинка, в Должанском и Мценском районах – деревни Смородинка. Урочище Смородинка расположено во Мценском районе. Верх Левая Смородинка – в Знаменском районе; здесь же, конечно, верх Правая Смородинка. Два лога – Смородинный – видим в Дмитровском районе. Посёлок Смородиновский существовал до 1969г во Мценском районе. Другой вариант имени – Смородинный.
Лог Смородник – в Кромском районе.

Итак, мы назвали два десятка топонимов (гидронимов) с основами Самород – Смород. Не исключено, что и кустарник смородина назван так потому, что он сам себя родит. Считаем, что любой РОДНИК – это САМОРОДНИК – Самородинка. Потом слово родник было потеснено словом ключ (колюч – колоч-колокол).

Источник

Река Смородина и Калинов мост

О ильи муромце река смородина. 1405577634 1. О ильи муромце река смородина фото. О ильи муромце река смородина-1405577634 1. картинка О ильи муромце река смородина. картинка 1405577634 1. Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина — ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову «калить», «накалять», «раскалять», т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению, Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

О ильи муромце река смородина. 1405577621 2. О ильи муромце река смородина фото. О ильи муромце река смородина-1405577621 2. картинка О ильи муромце река смородина. картинка 1405577621 2. Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной — препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч».

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

О ильи муромце река смородина. 1405577754 3. О ильи муромце река смородина фото. О ильи муромце река смородина-1405577754 3. картинка О ильи муромце река смородина. картинка 1405577754 3. Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название — река «Сестра». Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского — река Смородина, Систер — смородина, йоке — река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре.

Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения, и до сих пор они существуют только лишь в виде версий. Нельзя исключать и то, что названия реальных рек (в силу тех или иных особенностей — бурливая, опасная, глубокая и т.д.) могли быть получены от названия мифологической реки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *