Образовать слова с помощью суффиксов малина
Образование слов при помощи суффиксов
Разделы: Логопедия
Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.
Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), карточки с заданиями.
1. Организационный момент
2. Активизация знаний по пройденному материалу
Найди силуэт зонта. (Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов)
– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Что такое силуэт?
– Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах – слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
– Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.
Повторение и закрепление пройденного материала
– Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
– А какие же слова называются родственными?
– Что такое корень слова?
– Может ли быть слово без корня?
– О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?
3. Сообщение темы занятия
– Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.
4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение
Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)
– Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».
Лесной + грибок = лесок.
Домашний + котик = домик.
Зубастый + дворик = зубик.
Дубовый + уголок = дубок.
– Какие слова у нас получились?
– Какое у них значение?
– Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
– Назовите эти суффиксы.
– Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?
Игра «Найди место». (Слайд 4)
– Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?
– Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.
Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.
– Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.
– Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)
ваза — вазочка белый — беленький
лапа — лап. а чёрный — чёрн. ий
дыра — дыр…а синий — син. ий
рама — рам. а серый — сер. ий
яма — ям. а жёлтый — жёлт. ий
Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6)Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.
5. Физминутка
Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?
6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий
– Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
– Кто носит специальную форму и летает на самолете?
– Кто дрессирует дверей?
– Кто что-то налаживает?
– Кто чинит водопровод?
– Кто стреляет из пулемета?
– Кто косит газоны?
– Что общего между всеми отгаданными словами?
– Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.
Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.
1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
2. Он в школе самый главный… (директор)
3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)
1. Он работает в школе… (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
3. Он спасает людей… (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания… (строитель)
7. Подведение итогов урока
– С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.
(Оценка логопедом работы каждого ученика).
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов»
Оборудование: опорные рисунки схемы на состав слова, рисунки-домики с суффиксами, предметные картинки, орфографические словари, атлас растений.
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Мобилизующий этап.
— Прежде, чем приступать к работе на уроке, давайте вспомним 5 “золотых” правил грамматики.
Дети сообщают правила.
III. Минутка чистописания.
— Прочитайте написанные на доске слова.
Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?
п./о Мы будем писать букву г. В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.
Определите порядок следования букв в данной строчке. Продолжите данную цепочку в определенной последовательности.
III. Словарно-орфографическая работа.
— Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
— Какое слово вы прочитали? Каким образом вы его нашли?
— Что такое малина? /это ягоды/
— Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
— Скажите полностью, что такое малина?
п/о Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.
— По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова: маленький, малый определяет название ягоды.
— Найдите слово малина в орфографическом словаре. Вспомним “секрет” словаря. (все буквы в словаре располагаются по алфавиту)
— Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
— Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить? (маленький)
Малuна – мaлый = “состоящий из маленьких частей”
IV. Работа с фразеологизмами.
Прочитайте фразы, написанные на доске.
Не жизнь, а малина; малиновый звон.
Что они обозначают? Образование новых слов.
V. Как можно назвать маленькую ягоду малины? (малинка).
— Как называются участок земли, где растут кусты малины? (малинник).
— Запишите эти слова. Выделите известные составные части.
— Какие части слова вы знаете? (опора на схему).
Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Докажите, что это однокоренные слова.
— При помощи какой части слова образовали однокоренное слово?
— Сформулируйте тему и цель урока.
Сегодня на уроке мы будем повторять, что мы знаем о суффиксе и образовывать слова с помощью суффикса.
VI. Работа по теме урока.
1. Сообщение о суффиксах.
Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. Давайте подберем эти слова.
2. Запись слов с данными суффиксами.
VII. Физкультминутка.
На доске написаны слова:
гора – горка
поле – полюшко
внук – внучек
город – городок
сом – сомище
VIII. Прочитайте.
Исключите лишние слова. Выделите суффиксы. Ответ обоснуйте.
Рыбка, дубок, горка, норка, хвостище, глазоньки, усище, когтище.
IX. Дифференцированное задание по трем уровням (работа по карточкам).
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.
Определите значение выделенных в словах суффиксов.
2 уровень. Повышенной сложности.
От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов.
Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?
3 уровень. Творческий.
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.