Описание картины толстого ягоды красной смородины
Ф. П. Толстой картина Цветы, фрукты, птица
Описание картины русского художника Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица», сочинение для 5 класса.
Кто написал картину «Цветы, фрукты, птица»
Картину, которую мы здесь рассматриваем, написал известный русский художник и скульптор Фёдор Петрович Толстой (1783-1873). Известен, как представитель позднего классицизма. Стал вице-президентом Императорской Академии художеств. На его счету немало картин, скульптур, горельефов и барельефов, рисунков, которые сегодня считаются достоянием русского искусства. «Цветы, фрукты, птица» пользуется особенным интересом, в частности, по ней пишут рассказы и сочинения в школе.
Толстой «Цветы, фрукты, птица» описание
Картина была написана в 1834 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Представляет собой натюрморт с нежным золотистым фоном, который придаёт работе некоторую декоративность, а также теплоту и даже сказочность происходящего. Картина написана очень живо. Расположение элементов делает работу энергичной, создаёт динамику.
В центре натюрморта располагается стеклянная ваза. В вазе стоят свежие цветы. Большинство цветов белого оттенка с розоватым отливом и только один — жёлтый с красноватыми пятнами. Слева и справа от вазы лежат яблоки. Одно из яблок разрезано пополам. По всей видимости, срезом яблока Толстой показал их свежесть и спелость. Справа мы также можем увидеть гроздь винограда. Перед вазой, на поверхности стола, лежит будто бы нечаянно обронённая гроздь смородины.
Помимо цветов, фруктов и ягод, художник изобразил в пространстве картины животных. Это сделало работу ещё более живой и одухотворённой. Справа от вазы, на веточке винограда сидит птица. Свои крылышки она чуть растопырила в стороны, собираясь съесть жучка, который ползёт по яблоку. На другом яблоке сидит мушка. Прямо над ней в воздухе летает насекомое, привлечённое дурманящим запахом ягод и фруктов. По правую сторону от птицы в воздухе парит бабочка, крылья которой окрашены в белые, тёмные и желтоватые цвета.
Всё это обилие расцветок смотрится гармонично, так что каждый элемент дополняет другой, ничто не вырывается из контекста и не превалирует над другими элементами и оттенками.
«Цветы, фрукты, птица» план сочинения
Сочинение Цветы, фрукты, птица 5 класс
Натюрморт «Цветы, фрукты, птица» написал известный русский художник Фёдор Петрович Толстой. Благодаря своему мастерству и профессионализму, художник смог передать необыкновенную атмосферу, где тщательно и с большим вниманием изобразил каждую деталь.
Натюрморт нарисован на желтовато-золотистом фоне. В центре картины находится прозрачная стеклянная ваза. В самой вазе, наполовину наполненной водой, стоят свежесрезанные цветы. Их нежный вид облагораживает картину, делает её более романтичной.
Вокруг вазы располагаются фрукты и ягоды. Слева от вазы находятся три яблока, причём одно из них разрезано пополам. Художник будто бы продемонстрировал зрителям, насколько спелыми, сочными и вкусными являются плоды.
Перед вазой, на переднем плане, лежат веточки смородины — красные и белые ягодки. Далее мы можем увидеть ещё одно яблоко, а за ним гроздь винограда. Художник подошёл к изображению деталей картины с тщательной проработкой. Каждый листик, каждая прожилка на листочке и даже каждый усик винограда, которые похожи на зелёные пружинки, прописаны скрупулёзно.
Данный натюрморт содержит в себе не только растения, цветы, ягоды и фрукты. Также Фёдор Толстой изобразил здесь насекомых и птицу. Это сделало картину более весёлой и жизнерадостной.
В первую очередь в глаза бросается птица. Она сидит на веточке винограда и, чуть раскрыв крылья, смотрит вниз. Если посмотреть на яблоко под птицей, то можно увидеть жучка, на которого она и нацелилась.
На яблоке в левой части картины также сидит мушка. Над ней порхает насекомое. В правой части картины — бабочка. Она настолько красивая и нежная, что похожа на лепесток цветка, который будто оторвался от бутона и начал свою собственную жизнь.
Картина тёплая и жизнерадостная. Благодаря фону, красивым цветам, спелым фруктам, забавной птичке, вызывает приятные чувства и эмоции. Работа Толстого наполнена не просто гармонией элементов, цветов и оттенков, но красотой самой жизни. Натюрморт получился живым и натуралистичным. С нами художник поделился своей любовью к природе и красоте этого мира, и, смотря на эту картину, можно насытиться этими чувствами, почувствовать настоящую любовь к природе и живописи.
Описание картины фптолстого ягоды красной смородины
Описание картины фптолстого ягоды красной смородины
Старинный дворянский род Толстых подарил России-матушке огромное количество достойных граждан. В длинном списке графов Толстых среди многочисленных политиков, дипломатов, военачальников, мореходов, государственных служащих, мыслителей, учёных и знаменитых писателей значится имя одного выдающегося художника – Фёдора Петровича Толстого.
Это был видный русский живописец, скульптор и общественный деятель XIX века, а также вице-президент Императорской Академии художеств.
Фёдор Толстой обладал множеством талантов: он был великолепным скульптором и графиком, знаменитым медальером и уникальным мастером силуэтов. Фёдор Петрович прожил необычайно интересную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни одна удивительная история, связанная с красной и белой смородиной. Это была не простая ягода. Это была смородинка-кормилица! Именно так называл её сам Толстой. Вот она – та самая ягода. Живописная.
Очень красиво и реалистично изображена, не правда ли? Вся как будто светится изнутри. И даже капельки воды на бумаге присутствуют. Тоже нарисованные. Эти грозди написаны Толстым настолько убедительно, что вот уже 200 лет у людей, которые на них смотрят, становится кисло во рту и обильно выделяется слюна. Ну, что тут сказать – волшебная сила искусства!
Так почему же автор называл свою акварель смородинкой-кормилицей? Как этот рисунок мог прокормить всю семью художника? А вот как.
В молодые годы граф Фёдор Петрович Толстой, вы не поверите, испытывал нужду. А всё потому, что пошёл против воли семьи и отказался от службы государева человека, которую ему прочили родители. Он сознательно отверг успешную военную карьеру: после завершения учёбы в Морском кадетском корпусе он не захотел стать адмиралом и выбрал искусство. Фёдор Толстой прекрасно понимал, что его ждёт отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, непонимание влиятельных друзей и знакомых, а также нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа-художника.
И вот однажды Фортуна преподнесла Фёдору Толстому судьбоносную встречу с женой императора Александра I – Елизаветой Алексеевной.
Художник подарил царице свой скромный натюрморт с двумя веточками красной и белой смородины. Рисунок так понравился императрице, что та пожаловала художнику со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей.
Столь щедрая плата позволила Фёдору Толстому решить многие финансовые трудности. Его семья переехала из маленького съёмного домика у Смоленского кладбища Петербурга в новый добротный особняк. Вскоре императрица Елизавета Алексеевна пригласила художника и попросила нарисовать ещё одну такую же акварель. И за новый натюрморт мастер снова получил драгоценный перстенёк.
Надо отметить, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. Когда ей хотелось удивить своих заграничных родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз заказывала Фёдору Толстому свежие грозди смородины. А расплачивалась по заведённой традиции ювелирными украшениями. Продажа ягод за бриллианты повторялась такое множество раз, что художник потерял счёт тому, сколько он нарисовал смородинок для Елизаветы Алексеевны и сколько перстней от неё получил. Очень выгодная торговля получилась. Обычную смородину, да и прочую садово-огородную продукцию за столько не продашь!
Спустя годы, вспоминая начало своего безденежного творчества, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, то не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной только смородиной».
«Смородинка-кормилица» и другие натюрморты-обманки Федора Толстого
Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федор Петрович Толстой (1783-1873) своим трудом зарабатывал на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Зарянко С.К. «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,
вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Удача вошла в дом в лице статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова. Он представил Толстого императрице Елизавете Алексеевне, а та попросила художника показать ей свои акварели. Одна из них, на которой была нарисована ветка смородины, чрезвычайно понравилась императрице. Толстой преподнес акварель ей в подарок.
Ф.П. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины» . 1818.
Вообще-то Федор Петрович был медальером. Вот пара примеров того, чем он зарабатывал на жизнь (как видим из описанного выше, не очень успешно зарабатывал):
Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Но как художник Федор Толстой работал в жанре «натюрморта-обманки». Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «„Натюрморт в перспективе семиотики“»: «. „На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка“. »
Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819
Толстой Ф.П. Веточка винограда. 1817
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «. со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению. »
nathoncharova
fern flower
История о смородине, которая кормила графа Толстого и его семью долгие годы
Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко. / Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.
Граф Федор Петрович Толстой (1783—1873) — одна из ярких фигур в истории искусства и общественной деятельности России 19 века. Он обладал многогранным диапазоном интересов и талантов: был великолепным скульптором и графиком, медальером и уникальным мастером силуэтов; он пробовал себя в живописи и в создании театральных костюмов, в изготовлении мебели и писательстве. Федор Толстой прожил необычайно интересную и гармоничную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни удивительная история, связанная с красной и белой смородинкой-кормилицей.
Портрет Л.П. Толстого. (1850). Автор: С.К.Зарянко.
Путь Толстого в искусство, которое станет смыслом всей его жизни, будет неординарным и удивительным. Будучи потомственным графом, Федор Петрович с рождения был внесен в списки сержантов Преображенского полка, а когда подрос — учился в Морском кадетском корпусе. Но тяга к рисованию была так велика, что 1802 году кадет Толстой становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. И несмотря на то, что ему пророчили карьеру адмирала, Федор Петрович подав в отставку, стал студентом Академии. Там он и проявил свой талант в особенности к скульптуре.
Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.
Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году.
Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Император Александр I. / Елизавета Алексеевна — супруга Александра I.
Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.
Ягоды красной и белой смородины. (1818). Автор: Федор Толстой.
Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.
Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.
Императрица Елизавета Алексеевна.
И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал «смородинок» Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.
И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».
Крыжовник. Автор: Толстой Ф.П.
Стрекоза. Автор: Толстой Ф.П.
Натюрморт. Автор: Толстой Ф.П.
Ветка винограда. Натюрморт. (1817). Автор: Ф.П.Толстой.
Неоценим вклад графа Толстого в технику вырезания силуэтов. Так как в 18 веке в этой технике выполняли только портреты, мастер первым обратился к вырезанию многофигурных композиций на историческую, военную, бытовую тематику. С ювелирной точностью он создал множество работ, восхищающих своей утонченностью и реалистичностью.
Наполеон на поле боя. Силуэт. Автор: Ф.П.Толстой.
Наполеон у костра. Силуэт. Автор: Толстой Ф.П
Постоялый двор в Тифлисе. 1840-е годы. Автор: Толстой Ф.П.
Пробовал себя Граф Федор Толстой и в живописи бытового жанра.
Семейный портрет. (1830). Автор: Толстой Ф.П.
У окна. Лунная ночь. Автор: Толстой Ф.П.
В комнате за шитьем.
А еще граф был вице-президентом Императорской Академии художеств, тайным советником, входил в руководящий орган российского масонства, состоял в тайном обществе «Союз Благоденствия» в качестве руководителя.
И наконец, разбирая генеалогическое древо рода Толстых, нельзя не вспомнить о том факте, что русский писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным. Воистину знаменитый род, давший земле русской, величайших людей.
А.К. Толстой. (1817-1875). / Л.Н. Толстой. (1828- 1910).
В начале 18 века при дворе Екатерины II служил художник в должности «гофмалера», которого звали Андрей Матвеев. Он считался первопроходцем в истории светской русской живописи, создавшим первый автопортрет.
с
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Andre Rieu — My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) Весь концерт можно посмотр.
Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица». Премьера балета И. Стравинског.
Каменные цветы Фаберже Самыми известными произведениями Карла Фаберже являются, конечно же, знаме.
Доступная роскошь от Лагерфельда или Цветочный декор из бумаги Мастер Класс Решила записать МК.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Натюрморты-обманки Федора Петровича Толстого (1783-1873)
Натюрморты-обманки
Продолжая серию рассказов о натюрмортах, хочется остановится на одном из жанров — натюрморты-обманки. С одной стороны они выглядят примитивно, а с другой стороны все на них настолько живо, что кажется можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка. Одним из ярких представителей художников, работающих в таком жанре, был Федор Петрович Толстой.
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Граф Ф. П. Толстой родился в век Екатерины, в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, хотели видеть сына военным и отдали мальчика в Полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Еще состоя кадетом Морского корпуса, он увлекся рисунком и живописью. Работы его случайно попали на глаза императору Александру I. «Офицеров у нас много, а вот художников не хватает», — сказал царь. Ободренный высочайшим комплиментом, Федор Толстой берется за кисть и резец и создает удивительное искусство. Самым грандиозным его «проектом» была огромная галерея белых на голубом медалей, посвященных героям 1812 года. Интересны также и его живописные работы, в частности натюрморты. Они необычны по своей фактуре.
А С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшéнные проворно
Толстого кистью чудотворной…
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «»Натюрморт в перспективе семиотики»»: «. «На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, «tour de force», демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого «Цветок, бабочка и мухи», то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок «как бы нарисованы», а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, «как бы настоящие». Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка». «
Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Толстой Ф.П. Ветка малины, бабочка и муравей. 1820
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «…со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению…» (Записки графа Федора Петровича Толстого. М., 2001. С.207).
Толстой Ф.П. Ягоды красной и белой смородины. 1818
Этот рисунок Толстого («Ягоды красной и белой смородины») пользовался особенной популярностью. Его первый экземпляр художник преподнес императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I и получил за него в награду бриллиантовый перстень. С тех пор императрица постоянно делала заказы Толстому. «Он и счет потерял, – писала дочь художника М.Ф. Каменская, – сколько нарисовал смородинок Елизавете Алексеевне. Всякий раз, когда ей хотелось подарить кому-нибудь из своих заграничных высочайших родственников что-нибудь новое, изящное, она опять заказывала еще и еще смородину, и за каждую из них отцу летели перстни». «Целая семья питалась одной смородиной», – говорил Толстой.
Выполнение копии картины «Ягоды красной и белой смородины»
Натюрморт, как жанр живописи
Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.
Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства — тему бытия человека.
Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.
Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт — одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.
В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?
В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.
Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной — только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.
В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.
Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.
В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) — в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи… Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».
К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.
Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.
Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.
При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.
Ход работы над копией картины Ф.П. Толстого
В начале была сделана сетка карандашом. Опираясь на натуру, решала задачу окончательной компоновки предметов.
Затем следовала следующая стадия работы — копирование предметов. Было важно определить тональные и цветовые отношения, на которых и держалась вся задумка, определить все цветовые ритмы.
На следующем этапе работы, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, я тонирую бумагу, что бы придать ей нужный тон, прокрывая несколькими слоями чайной заварки. Теперь можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).
Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).
Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).
На протяжении работы возникали некоторые сложности: изображения прозрачности ягод, цветовые решения некоторых частей композиции, выделение главного и «приглушение» второстепенного. Анализируя композицию и следуя советам руководителя по ходу работы.
В процессе работы возникли вопросы по выбору цветовых и тоновых отношений.
Самой основной и сложный из этапов работы — завершающий, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работа писалась более толстой кистью, в дальнейшем широко использовалась маленькая кисть.
Выстроить цветом праздничный образ натюрморта, и избегая этюдности довести работу до как можно большей завершенности образа.
Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.